Варфоломей: житие святого, день памяти, молитва

Апостол Варфоломей

Святой апостол Варфоломей родом из Каны Галилейской, из числа 12-ти апостолов Христовых. После Сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы ему и апостолу Филиппу (память 14 ноября) выпал жребий проповеди Евангелия в Сирии и Малой Азии. Благовествуя, они то расходились по разным городам, то сходились вновь. Святому апостолу Филиппу сопутствовала сестра, дева Мариамна. Проходя города Сирии и Мизии, они перенесли много скорбей и напастей, их побивали камнями, заключали в темницы. В одном из селений они встретились с апостолом Иоанном Богословом и вместе отправились во Фригию. В городе Иераполе силой своих молитв они уничтожили громадную ехидну, которой язычники покланялись как божеству. Святые апостолы Варфоломей и Филипп с сестрой свою проповедь подтверждали многими знамениями.

В Иераполе жил человек, по имени Стахий, бывший 40 лет слепым. Когда он получил исцеление, то уверовал во Христа и крестился. Молва об этом разнеслась по городу, и к дому, где жили апостолы, стеклось множество народа. Больные и бесноватые освобождались от своих недугов, многие крестились. Начальник города приказал схватить проповедников и бросить в темницу, а дом Стахия сжечь. На суде языческие жрецы выступили с жалобой, что чужестранцы отвращают народ от поклонения отечественным богам. Считая, что волшебная сила заключается в одежде апостолов, правитель приказал сорвать её. Дева Мариамна предстала в их глазах, как огненный факел, и никто не смел коснуться ее. Святых приговорили к распятию. Апостол Филипп был вознесен на крест вниз головой. Началось землетрясение, разверзшаяся земля поглотила правителя города, жрецов и множество народа. Прочие испугались и бросились снимать Апостолов с креста. Так как апостол Варфоломей был подвешен невысоко, то его сняли скоро. Апостол же Филипп умер. Поставив Стахия епископом Иераполя, апостол Варфоломей и блаженная Мариамна оставили этот город.

Благовествуя Слово Божие, Мариамна пошла в Ликаонию, где мирно скончалась (память ее 17 февраля). Апостол Варфоломей отправился в Индию, там перевел с еврейского на местный язык Евангелие от Матфея и обратил ко Христу много язычников. Он посетил также Великую Армению (страна между рекой Курой и верховьями рек Тигра и Евфрата), где сотворил многие чудеса и исцелил одержимую бесом дочь царя Полимия. В благодарность царь послал апостолу дары, но тот отказался принять их, сказав, что ищет только спасения душ человеческих. Тогда Полимий с царицей, исцеленной царевной и многими приближенными приняли Крещение. Их примеру последовали жители десяти городов Великой Армении. По проискам языческих жрецов, брат царя Астиаг схватил Апостола в городе Альбане (ныне город Баку) и распял вниз головой. Но он и с креста не переставал возвещать людям благую весть о Христе Спасителе. Тогда, по приказу Астиага, содрали с Апостола кожу и отсекли главу. Верующие положили его останки в оловянную раку и погребли. Около 508 года святые мощи апостола Варфоломея перенесли в Месопотамию, в город Дары. Когда в 574 году городом завладели персы, христиане взяли мощи Апостола и удалились к берегам Черного моря. Но так как их настигли враги, они были вынуждены опустить раку в море. Силою Божией рака чудесно приплыла к острову Липару. В IX веке, после взятия острова арабами, святые мощи были перенесены в Неаполитанский город Беневент, а в Х веке часть их перенесена в Рим.

О святом апостоле Варфоломее упоминается в житии Иосифа песнописца (+ 883, память 4 апреля). Получив от одного человека часть мощей апостола Варфоломея, преподобный Иосиф принес их в свою обитель близ Константинополя и построил во имя Апостола церковь, в которой положил часть его мощей. Преподобный Иосиф горел желанием составить в честь святого хвалебные песнопения и усердно молил Бога даровать ему способность к составлению их. В день памяти апостола Варфоломея преподобный Иосиф увидел его в алтаре. Тот подозвал Иосифа, взял с престола святое Евангелие и возложил ему на грудь со словами: “Да благословит тебя Господь, песнопения твои да усладят вселенную”. С того времени преподобный Иосиф начал писать гимны и каноны и украсил ими не только праздник Апостола, но и дни памяти многих других святых, составив около 300 канонов. Святители Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Епифаний Кипрской и некоторые другие учители Церкви считают апостола Варфоломея за одно лицо с Нафанаилом (Ин. 1, 45 – 51; Ин. 21, 2).

Апостол Варфоломе ́ й (Нафана ́ ил)

Дни памяти

13 июля – Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов

Житие

Свя­той апо­стол Вар­фо­ло­мей (из чис­ла 12-ти апо­сто­лов Хри­сто­вых) был ро­дом из Ка­ны Га­ли­лей­ской. По­сле Со­ше­ствия Свя­то­го Ду­ха в день Пя­ти­де­сят­ни­цы ему и апо­сто­лу Филип­пу (па­мять 14 но­яб­ря) вы­пал жре­бий про­по­ве­ди Еван­ге­лия в Си­рии и Ма­лой Азии. Бла­го­вест­вуя, они то рас­хо­ди­лись по раз­ным го­ро­дам, то схо­ди­лись вновь. Свя­то­му апо­сто­лу Филип­пу со­пут­ство­ва­ла сест­ра, де­ва Ма­ри­ам­на. Про­хо­дя го­ро­да Си­рии и Ми­зии, они пе­ре­нес­ли мно­го скор­бей и на­па­стей, их по­би­ва­ли кам­ня­ми, за­клю­ча­ли в тем­ни­цы. В од­ном из се­ле­ний они встре­ти­лись с апо­сто­лом Иоан­ном Бо­го­сло­вом и вме­сте от­пра­ви­лись во Фри­гию. В го­ро­де Иера­по­ле си­лой сво­их мо­литв они уни­что­жи­ли гро­мад­ную ехид­ну, ко­то­рой языч­ни­ки по­кло­ня­лись как бо­же­ству. Свя­тые апо­сто­лы Вар­фо­ло­мей и Филипп с сест­рой свою про­по­ведь под­твер­жда­ли мно­ги­ми зна­ме­ни­я­ми.

В Иера­по­ле жил че­ло­век, по име­ни Ста­хий, быв­ший 40 лет сле­пым. Ко­гда он по­лу­чил ис­це­ле­ние, то уве­ро­вал во Хри­ста и кре­стил­ся. Мол­ва об этом раз­нес­лась по го­ро­ду, и к до­му, где жи­ли апо­сто­лы, стек­лось мно­же­ство на­ро­да. Боль­ные и бес­но­ва­тые осво­бож­да­лись от сво­их неду­гов, мно­гие кре­сти­лись. На­чаль­ник го­ро­да при­ка­зал схва­тить про­по­вед­ни­ков и бро­сить в тем­ни­цу, а дом Ста­хия сжечь. На су­де язы­че­ские жре­цы вы­сту­пи­ли с жа­ло­бой, что чу­же­стран­цы от­вра­ща­ют на­род от по­кло­не­ния оте­че­ствен­ным бо­гам. Счи­тая, что вол­шеб­ная си­ла за­клю­ча­ет­ся в одеж­де апо­сто­лов, пра­ви­тель при­ка­зал со­рвать её. Де­ва Ма­ри­ам­на пред­ста­ла в их гла­зах, как ог­нен­ный фа­кел, и ни­кто не смел кос­нуть­ся ее. Свя­тых при­го­во­ри­ли к рас­пя­тию. Апо­стол Филипп был воз­не­сен на крест вниз го­ло­вой. На­ча­лось зем­ле­тря­се­ние, раз­верз­ша­я­ся зем­ля по­гло­ти­ла пра­ви­те­ля го­ро­да, жре­цов и мно­же­ство на­ро­да. Про­чие ис­пу­га­лись и бро­си­лись сни­мать апо­сто­лов с кре­ста. Так как апо­стол Вар­фо­ло­мей был под­ве­шен невы­со­ко, то его сня­ли ско­ро. Апо­стол же Филипп умер. По­ста­вив Ста­хия епи­ско­пом Иера­по­ля, апо­стол Вар­фо­ло­мей и бла­жен­ная Ма­ри­ам­на оста­ви­ли этот го­род.

Бла­го­вест­вуя Сло­во Бо­жие, Ма­ри­ам­на по­шла в Ли­ка­о­нию, где мир­но скон­ча­лась (па­мять ее 17 фев­ра­ля). Апо­стол Вар­фо­ло­мей от­пра­вил­ся в Ин­дию, там пе­ре­вел с ев­рей­ско­го на мест­ный язык Еван­ге­лие от Мат­фея и об­ра­тил ко Хри­сту мно­го языч­ни­ков. Он по­се­тил так­же Ве­ли­кую Ар­ме­нию (стра­на меж­ду ре­кой Ку­рой и вер­хо­вья­ми рек Тиг­ра и Ев­фра­та), где со­тво­рил мно­гие чу­де­са и ис­це­лил одер­жи­мую бе­сом дочь ца­ря По­ли­мия. В бла­го­дар­ность царь по­слал апо­сто­лу да­ры, но тот от­ка­зал­ся при­нять их, ска­зав, что ищет толь­ко спа­се­ния душ че­ло­ве­че­ских. То­гда По­ли­мий с ца­ри­цей, ис­це­лен­ной ца­рев­ной и мно­ги­ми при­бли­жен­ны­ми при­ня­ли Кре­ще­ние. Их при­ме­ру по­сле­до­ва­ли жи­те­ли де­ся­ти го­ро­дов Ве­ли­кой Ар­ме­нии. По про­ис­кам язы­че­ских жре­цов брат ца­ря Асти­аг схва­тил апо­сто­ла в го­ро­де Аль­бане (ныне го­род Ба­ку) и рас­пял вниз го­ло­вой. Но он и с кре­ста не пе­ре­ста­вал воз­ве­щать лю­дям бла­гую весть о Хри­сте Спа­си­те­ле. То­гда по при­ка­зу Астиа­га со­дра­ли с апо­сто­ла ко­жу и от­сек­ли гла­ву. Ве­ру­ю­щие по­ло­жи­ли его остан­ки в оло­вян­ную ра­ку и по­греб­ли. Око­ло 508 го­да свя­тые мо­щи апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея пе­ре­нес­ли в Ме­со­по­та­мию, в го­род Да­ры. Ко­гда в 574 го­ду го­ро­дом за­вла­де­ли пер­сы, хри­сти­ане взя­ли мо­щи апо­сто­ла и уда­ли­лись к бе­ре­гам Чер­но­го мо­ря. Но так как их на­стиг­ли вра­ги, они бы­ли вы­нуж­де­ны опу­стить ра­ку в мо­ре. Си­лою Бо­жи­ей ра­ка чу­дес­но при­плы­ла к ост­ро­ву Ли­па­ру. В IX ве­ке, по­сле взя­тия ост­ро­ва ара­ба­ми, свя­тые мо­щи бы­ли пе­ре­не­се­ны в неа­по­ли­тан­ский го­род Бе­не­вент, а в Х ве­ке часть их пе­ре­не­се­на в Рим.

О свя­том апо­сто­ле Вар­фо­ло­мее упо­ми­на­ет­ся в жи­тии Иоси­фа пес­но­пис­ца († 883, па­мять 4 ап­ре­ля). По­лу­чив от од­но­го че­ло­ве­ка часть мо­щей апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея, пре­по­доб­ный Иосиф при­нес их в свою оби­тель близ Кон­стан­ти­но­по­ля и по­стро­ил во имя апо­сто­ла цер­ковь, в ко­то­рой по­ло­жил часть его мо­щей. Пре­по­доб­ный Иосиф го­рел же­ла­ни­ем со­ста­вить в честь свя­то­го хва­леб­ные пес­но­пе­ния и усерд­но мо­лил Бо­га да­ро­вать ему спо­соб­ность к со­став­ле­нию их. В день па­мя­ти апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея пре­по­доб­ный Иосиф уви­дел его в ал­та­ре. Тот по­до­звал Иоси­фа, взял с пре­сто­ла Свя­тое Еван­ге­лие и воз­ло­жил ему на грудь со сло­ва­ми: “Да бла­го­сло­вит те­бя Гос­подь, пес­но­пе­ния твои да усла­дят все­лен­ную”. С то­го вре­ме­ни пре­по­доб­ный Иосиф на­чал пи­сать гим­ны и ка­но­ны и укра­сил ими не толь­ко празд­ник апо­сто­ла, но и дни па­мя­ти мно­гих дру­гих свя­тых, со­ста­вив око­ло 300 ка­но­нов. Свя­ти­те­ли Иоанн Зла­то­уст, Ки­рилл Алек­сан­дрий­ский, Епи­фа­ний Кипр­ский и неко­то­рые дру­гие учи­те­ли Церк­ви счи­та­ют апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея за од­но ли­цо с На­фа­наи­лом (Ин.1:45-51, 21:2).

7 сен­тяб­ря (25 ав­гу­ста ст.ст.) – пе­ре­не­се­ние мо­щей

Пе­ре­не­се­ние мо­щей апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея бы­ло в кон­це VI ве­ка. Его апо­столь­ская де­я­тель­ность и му­че­ни­че­ская кон­чи­на вос­по­ми­на­ют­ся Цер­ко­вью 11 июня. Апо­стол Вар­фо­ло­мей по­стра­дал за Хри­ста в Ал­бане Ар­мян­ской (ныне Ба­ку) в 71 го­ду, где и на­хо­ди­лись его свя­тые мо­щи. От мо­щей свя­то­го апо­сто­ла про­ис­хо­ди­ли мно­го­чис­лен­ные чу­де­са, и мно­го невер­ных об­ра­ща­лось ко Хри­сту. При им­пе­ра­то­ре Ана­ста­сии (491–518) мо­щи апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея бы­ли при­не­се­ны во вновь по­стро­ен­ный го­род Ана­ста­си­у­поль (или Да­ру) и на­хо­ди­лись там до кон­ца VI ве­ка.

Ко­гда го­род Ана­ста­си­у­поль был за­хва­чен пер­сид­ским ца­рем Хоз­ро­ем, хри­сти­ане, взяв ков­чег с мо­ща­ми апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея, бе­жа­ли с ним к бе­ре­гам Чер­но­го мо­ря. На­стиг­шие их жре­цы бро­си­ли ков­чег с мо­ща­ми апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея в мо­ре. Вме­сте с ним бы­ли бро­ше­ны в мо­ре еще 4 ков­че­га с мо­ща­ми свя­тых му­че­ни­ков Па­пи­а­на, Лу­ки­а­на, Гри­го­рия и Ака­кия. Си­лою Бо­жи­ей ков­че­ги не по­то­ну­ли в мор­ской пу­чине, но со­вер­ши­ли чу­дес­ное пла­ва­ние по мо­рям и до­стиг­ли Ита­лии. Ков­чег с мо­ща­ми апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея при­стал к бе­ре­гу у ост­ро­ва Ли­па­ры, а осталь­ные ков­че­ги про­дол­жа­ли свой путь и при­ста­ли к бе­ре­гу в раз­ных ме­стах Ита­лии. Ков­чег с мо­ща­ми му­че­ни­ка Па­пи­а­на оста­но­вил­ся в Си­ци­лии, му­че­ни­ка Лу­ки­а­на – в Мес­сине, му­че­ни­ка Гри­го­рия – в Ка­лаб­рии и му­че­ни­ка Ака­кия – в Ас­ку­лу­се. О при­бы­тии свя­тых мо­щей апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея бы­ло от­кро­ве­ние епи­ско­пу ост­ро­ва Ли­па­ры Ага­фо­ну, ко­то­рый вы­шел с кли­ром к бе­ре­гу мо­ря, взял ков­чег из во­ды и тор­же­ствен­но пе­ре­нес в цер­ковь. От мо­щей апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея ис­тек­ло ми­ро, по­да­вав­шее ис­це­ле­ние от раз­лич­ных бо­лез­ней. В церк­ви ост­ро­ва Ли­па­ры свя­тые мо­щи оста­ва­лись до се­ре­ди­ны IХ ве­ка. Ко­гда ост­ров был за­хва­чен языч­ни­ка­ми, хри­сти­ан­ские куп­цы взя­ли свя­тые мо­щи апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея и пе­ре­вез­ли в го­род Бе­не­вент, где их при­ня­ли с ве­ли­кой че­стью и по­ло­жи­ли в глав­ной церк­ви го­ро­да.

ап. Варфоломей (Нафана́ил)

Святой апостол Варфоломей родом из Каны Галилейской, из числа 12-ти апостолов Христовых. После Сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы ему и апостолу Филиппу (память 14 ноября) выпал жребий проповеди Евангелия в Сирии и Малой Азии. Благовествуя, они то расходились по разным городам, то сходились вновь. Святому апостолу Филиппу сопутствовала сестра, дева Мариамна. Проходя города Сирии и Мизии, они перенесли много скорбей и напастей, их побивали камнями, заключали в темницы. В одном из селений они встретились с апостолом Иоанном Богословом и вместе отправились во Фригию. В городе Иераполе силой своих молитв они уничтожили громадную ехидну, которой язычники покланялись как божеству. Святые апостолы Варфоломей и Филипп с сестрой свою проповедь подтверждали многими знамениями.
В Иераполе жил человек, по имени Стахий, бывший 40 лет слепым. Когда он получил исцеление, то уверовал во Христа и крестился. Молва об этом разнеслась по городу, и к дому, где жили апостолы, стеклось множество народа. Больные и бесноватые освобождались от своих недугов, многие крестились. Начальник города приказал схватить проповедников и бросить в темницу, а дом Стахия сжечь. На суде языческие жрецы выступили с жалобой, что чужестранцы отвращают народ от поклонения отечественным богам. Считая, что волшебная сила заключается в одежде апостолов, правитель приказал сорвать её. Дева Мариамна предстала в их глазах, как огненный факел, и никто не смел коснуться ее. Святых приговорили к распятию. Апостол Филипп был вознесен на крест вниз головой. Началось землетрясение, разверзшаяся земля поглотила правителя города, жрецов и множество народа. Прочие испугались и бросились снимать Апостолов с креста. Так как апостол Варфоломей был подвешен невысоко, то его сняли скоро. Апостол же Филипп умер. Поставив Стахия епископом Иераполя, апостол Варфоломей и блаженная Мариамна оставили этот город.
Благовествуя Слово Божие, Мариамна пошла в Ликаонию, где мирно скончалась (память ее 17 февраля). Апостол Варфоломей отправился в Индию, там перевел с еврейского на местный язык Евангелие от Матфея и обратил ко Христу много язычников. Он посетил также Великую Армению (страна между рекой Курой и верховьями рек Тигра и Евфрата), где сотворил многие чудеса и исцелил одержимую бесом дочь царя Полимия. В благодарность царь послал апостолу дары, но тот отказался принять их, сказав, что ищет только спасения душ человеческих. Тогда Полимий с царицей, исцеленной царевной и многими приближенными приняли Крещение. Их примеру последовали жители десяти городов Великой Армении. По проискам языческих жрецов, брат царя Астиаг схватил Апостола в городе Альбане (ныне город Баку) и распял вниз головой. Но он и с креста не переставал возвещать людям благую весть о Христе Спасителе. Тогда, по приказу Астиага, содрали с Апостола кожу и отсекли главу. Верующие положили его останки в оловянную раку и погребли. Около 508 года святые мощи апостола Варфоломея перенесли в Месопотамию, в город Дары. Когда в 574 году городом завладели персы, христиане взяли мощи Апостола и удалились к берегам Черного моря. Но так как их настигли враги, они были вынуждены опустить раку в море. Силою Божией рака чудесно приплыла к острову Липару. В IX веке, после взятия острова арабами, святые мощи были перенесены в Неаполитанский город Беневент, а в Х веке часть их перенесена в Рим.
О святом апостоле Варфоломее упоминается в житии Иосифа песнописца (+ 883, память 4 апреля). Получив от одного человека часть мощей апостола Варфоломея, преподобный Иосиф принес их в свою обитель близ Константинополя и построил во имя Апостола церковь, в которой положил часть его мощей. Преподобный Иосиф горел желанием составить в честь святого хвалебные песнопения и усердно молил Бога даровать ему способность к составлению их. В день памяти апостола Варфоломея преподобный Иосиф увидел его в алтаре. Тот подозвал Иосифа, взял с престола святое Евангелие и возложил ему на грудь со словами: “Да благословит тебя Господь, песнопения твои да усладят вселенную”. С того времени преподобный Иосиф начал писать гимны и каноны и украсил ими не только праздник Апостола, но и дни памяти многих других святых, составив около 300 канонов. Святители Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Епифаний Кипрской и некоторые другие учители Церкви считают апостола Варфоломея за одно лицо с Нафанаилом

Читайте также:  Иоанн Богослов: житие святого, день памяти, молитва

Перенесение мощей апостола Варфоломея было в конце VI века. Его апостольская деятельность и мученическая кончина воспоминаются Церковью 11 июня. Апостол Варфоломей пострадал за Христа в Албане Армянской (ныне Баку) в 71 году, где и находились его святые мощи. От мощей святого апостола происходили многочисленные чудеса, и много неверных обращалось ко Христу. При императоре Анастасии (491-518) мощи апостола Варфоломея были принесены во вновь построенный город Анастасиуполь (или Дару) и находились там до конца VI века.

Варфоломей апостол от 70-ти
Когда город Анастасиуполь был захвачен персидским царем Хозроем, христиане, взяв ковчег с мощами апостола Варфоломея, бежали с ним к берегам Черного моря. Настигшие их жрецы бросили ковчег с мощами апостола Варфоломея в море. Вместе с ним были брошены в море еще 4 ковчега с мощами святых мучеников Папиана, Лукиана, Григория и Акакия. Силою Божией ковчеги не потонули в морской пучине, но совершили чудесное плавание по морям и достигли Италии. Ковчег с мощами апостола Варфоломея пристал к берегу у острова Липары, а остальные ковчеги продолжали свой путь и пристали к берегу в разных местах Италии. Ковчег с мощами мученика Папиана остановился в Сицилии, мученика Лукиана – в Мессине, мученика Григория – в Калабрии и мученика Акакия – в Аскулусе. О прибытии святых мощей апостола Варфоломея было откровение епископу острова Липары Агафону, который вышел с клиром к берегу моря, взял ковчег из воды и торжественно перенес в церковь. От мощей апостола Варфоломея истекло миро, подававшее исцеление от различных болезней. В церкви острова Липары святые мощи оставались до середины IХ века. Когда остров был захвачен язычниками, христианские купцы взяли святые мощи апостола Варфоломея и перевезли в город Беневент, где их приняли с великой честью и положили в главной церкви города.

Тропарь апостолов
глас 3
Апостоли святии,/ молите Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов. Тропарь
глас 4
Апостолов первопрестольницы/ и вселенныя учителие,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.

Тропарь апостолов Варфоломея и Тита
глас 3
Апостоли святии,/ молите Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостола Варфоломея
глас 4
Явился еси великое солнце вселенней/ учений сияньми и чудес страшных,/ световодя почитающия тя,/ Варфоломее,// Господень апостоле.

Кондак апостола Варфоломея
глас 4
Явился еси велие солнце Церкви,/ учений сиянием/ и чудесы страшными/ просвещая поющия тя, Варфоломее,// Господень апостоле.

Ин тропарь апостолов Варфоломея и Варнавы
глас 3
Язык огнедохновен в силе Духа приемше,/ во плоти пришедшее Слово проповедаете всюду,/ Егоже ради ов во главу усечен,/ ов же камением побиен,/ и есте апостольскому лику украшение,/ Варфоломее и Варнаво,/ темже память вашу почитаем и просим:/ молите Христа Бога подати нам грехов оставление.

Кондак апостолов
глас 2
Камень Христос каменя веры прославляет светло,/ учеников преизрядна,/ и с Павлом весь дванадесяточисленный собор днесь,/ ихже память совершающе верно,// сих Прославльшаго прославляем.

Ин кондак славных и всехвальных 12-ти апостолов
глас 2
Петра, вернии, каменя веры, похвалим/ и Павла Богомудраго,/ созывают бо всех праздновати верою,/ соборне вкупе вся дванадесяте, яко проповедники вере,/ просяща грехов оставления.

Кондак апостола Варфоломея
глас 4
Явился еси велие солнце Церкви,/ учений сиянием/ и чудесы страшными/ просвещая поющия тя, Варфоломее,// Господень апостоле.

Молитва святому Апостолу Варфоломею

О, преславный Апостоле Христов Варфоломее, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услыши чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елея же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильный! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение во веки веков. Аминь.

Ученики: апостол Варфоломей

День памяти – 24 июня, 7 сентября

Наверное, всякий, кто бывал в Риме, посещал великолепную Сикстинскую капеллу. Под головокружительными сводами, изукрашенными картинами Микеланджело, мы видим основные этапы человеческой истории от Адама и Евы до Страшного Суда.

Рассматривая фигуры святых, вы наверняка обратите внимание на изображение старца со странным предметом, в руке — плащом? накидкой? Но почему на нем видно человеческое лицо. Кто это? Это апостол Варфоломей. И когда вы вспомните, что с него за проповедь о Христе сняли кожу, вас бросит в пот от догадки — что это за накидка. Апостол Варфоломей предстоит перед Богом, держа в руке страшное свидетельство своего подвига.

Итак, Варфоломей… Или правильнее, в другой транскрипции, Бартоломей, что в переводе с арамейского означает «сын Фалмая». Свидетельства Евангелий позволяют сделать вывод, что у него было и еще одно имя — Нафанаил.

Варфоломей (он же Нафанаил) был зажиточным горожанином Каны Галилейской и родственником апостола Филиппа, который и познакомил его со Христом. История этого знакомства сохранена для нас Иоанном Богословом: На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною… Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в Законе, и пророки, Иисуса… из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев (Ин 1 :43—49).

Эта зарисовка неожиданно много может рассказать человеку, знакомому с реалиями того времени. Нафанаил — прямой и честный человек. Когда от своего родственника Филиппа он слышит о Христе, он реагирует скептично, цитируя известную в те времена поговорку: из Назарета может ли быть что доброе? Жители этого городка, Назарета, не пользовались в Израиле особой любовью и доверием. И Сам Христос, выросший в Назарете, с грустью отмечал, что меньше всего Его хотят видеть и слышать в Его родном городе.

Нафанаил не верит, что из Назарета может быть настоящий пророк, наверняка какой-нибудь проходимец, но все же отправляется посмотреть. Слова, которыми встречает Христос Нафанаила, обескураживают его и повергают в трепет: …прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

Что это значит? Смоковница — дерево очень важное в истории Израиля, своего рода символ этого государства. Благочестивые евреи любили молиться или о чем-либо размышлять под смоковницей. А размышляли в то время иудеи об освобождении родной земли от тирании Рима, о падении власти сатаны и о торжестве владычества Божия. Своей фразой Христос намекает на то, что Он видел Нафанаила под смоковницей и слышал его молитвы. Для Нафанаила другого знака не требовалось, чтобы понять: перед ним — Тот, к Кому он обращал свои молитвы под инжирным деревом. И Нафанаил воскликнул: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев!»

И, конечно, эта встреча стала переломным моментом в жизни Нафанаила. Он оставляет свой дом и отправляется вслед за Учителем.

После Вознесения Господня апостол проповедует в Малой Азии вместе со своим родственником Филиппом. Затем отправляется на территорию нынешней Армении. Здесь вместе с апостолом Иудой Фаддеем он основывает армянскую Церковь и здесь же принимает мученическую кончину в городе Альбане (ныне Баку). Взбешенные его проповедью, языческие жрецы подговорили царя казнить Варфоломея как заговорщика против власти и ниспровергателя общественных устоев. Варфоломей был распят вниз головой, но и распятый, он продолжал проповедовать о Христе. Тогда его сняли со креста и содрали кожу, а потом обезглавили.

Христиане погребли тело мученика. Впоследствии его святые останки были выкопаны и переправлены на Запад. Сейчас мощи эти находятся в Риме, на острове Тиберино.

Илл.: Апостол Варфоломей. Маттео ди Джованни, 1480 г.

В продолжение темы номера “12 апостолов” читайте:

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Свт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Іюнь.
День одиннадцатый.

Житіе и страданіе святаго апостола Варѳоломея.

С вятый апостолъ Варѳоломей былъ одинъ изъ числа двѣнадцати апостоловъ Христовыхъ. По принятіи Святаго Духа, сошедшаго на апостоловъ въ видѣ огненныхъ языковъ (Дѣян. 1, 13; 2, 1-4), святому Варѳоломею выпалъ жребій, вмѣстѣ съ апостоломъ Филиппомъ, идти на проповѣдь Евангелія въ Сирію и въ Малую Азію. Туда они оба и отправились — то проповѣдуя вмѣстѣ, то расходясь отдѣльно по разнымъ городамъ, то вновь сходясь и приводя людей ко спасенію чрезъ вѣру въ Іисуса Христа.

П роповѣдуя Евангеліе въ Малой Азіи, святый Филиппъ на нѣкоторое время отдѣлился отъ святаго Варѳоломея и обращалъ ко Христу дикихъ и непокорныхъ жителей Лидіи и Мизіи [1]. Въ это время святому Варѳоломею, проповѣдывавшему Христа въ сосѣднихъ городахъ, было повелѣніе отъ Господа идти на помощь ко святому Филиппу. Присоединясь къ нему, святый Варѳоломей вмѣстѣ съ нимъ единодушно подвизался въ апостольскихъ трудахъ и подвигахъ. За Филиппомъ слѣдовала еще и сестра его — дѣвица Маріамна, и всѣ вмѣстѣ они стали служить дѣлу спасенія рода человѣческаго. Проходя города Сиріи и Мизіи и благовѣствуя слово Божіе, они претерпѣвали отъ невѣрныхъ многія напасти, біенія и скорби, были заключаемы въ темницы, побиваемы камнями, но несмотря на всѣ гоненія, благодатію Божіею, оставались живы для предстоящихъ трудовъ по распространенію вѣры Христовой.

В ъ одномъ изъ лидійскихъ селеній они встрѣтили возлюбленнаго ученика Христова, святаго Іоанна Богослова, и вмѣстѣ съ нимъ отправились въ страну Фригійскую. Войдя въ городъ Іераполь [2], они проповѣдывали тамъ Христа. Сей городъ былъ переполненъ идолами, которымъ покланялись всѣ его жители; между другими ложными божествами была тамъ одна громадная ехидна [3], для которой былъ построенъ особый храмъ; туда ей приносили пищу и совершали многочисленныя и разнообразныя жертвоприношенія; безумцы почитали также и другихъ гадовъ и ехиднъ. Святый Филиппъ, прежде всего, вмѣстѣ съ своей сестрой вооружился молитвой на ехидну, въ чемъ помогалъ имъ и святый Іоаннъ Богословъ, который былъ въ то время съ ними. Всѣ они вмѣстѣ молитвою, какъ бы копіемъ, побѣдили ту ехидну и силою Христовою, умертвили ее. Послѣ сего Іоаннъ Богословъ разлучился съ ними, предоставивъ имъ Іераполь для проповѣданія слова Божія, а самъ пошелъ въ другіе города, распространяя повсюду святое благовѣствованіе. Святый же Филиппъ съ Варѳоломеемъ и Маріамною оставались въ Іераполѣ, усердно стараясь уничтожить мракъ идолопоклонства, дабы возсіялъ на заблудшихъ свѣтъ познанія истины; надъ этимъ они и трудились день и ночь, уча невѣрныхъ слову Божію, вразумляя неразумныхъ и направляя заблудшихъ на путь истинный.

Читайте также:  Симон Кананит: житие святого, день памяти, молитва

В ъ томъ городѣ жилъ одинъ человѣкъ, по имени Стахій, бывшій слѣпымъ уже сорокъ лѣтъ. Святые апостолы, силою молитвы, просвѣтили его тѣлесныя очи, а проповѣдію Христовою просвѣтили его душевную слѣпоту. Крестивъ Стахія, святыя пребывали въ его домѣ. И пронеслась по всему городу молва, что слѣпой Стахій прозрѣлъ. Къ его дому стали собираться толпы народа. Святые апостолы поучали всѣхъ, стекавшихся къ нимъ, вѣрѣ во Христа Іисуса. Приносили туда и многихъ больныхъ, и всѣхъ святые апостолы исцѣляли молитвою и изгоняли бѣсовъ, такъ что большое число людей увѣровало во Христа и крестилось.

Ж ена начальника того города, по имени Никанора, была укушена змѣей и лежала больная, при смерти. Услыхавъ о святыхъ апостолахъ, находившихся въ домѣ Стахія, что они однимъ словомъ исцѣляютъ всякія болѣзни, она, въ отсутствіе своего мужа, повелѣла рабамъ своимъ отнести себя къ нимъ и получила двойное исцѣленіе: тѣлесное — отъ укушенія змѣи и душевное — отъ бѣсовскаго обольщенія, ибо, наученная святыми апостолами, увѣровала во Христа. Когда градоначальникъ вернулся домой, рабы передали ему, что жена его отъ какихъ-то чужестранцевъ, проживающихъ въ домѣ Стахія, научена вѣровать во Христа. Страшно разгнѣвавшись, Никаноръ повелѣлъ тотчасъ же схватить апостоловъ, домъ же Стахіевъ сжечь, — что и было исполнено. Собралось множество народа, — и святыхъ апостоловъ Филиппа, Варѳоломея, а также и святую дѣву Маріамну, съ побоями повлекли по городу, поругаясь надъ ними, и, наконецъ, бросили въ темницу. Послѣ сего, начальникъ города возсѣлъ на судейское мѣсто судить проповѣдниковъ Христовыхъ: и собрались къ нему всѣ жрецы идольскіе и жрецы погибшей ехидны, принося жалобы на святыхъ апостоловъ и говоря:

— « Н ачальникъ! отомсти за безчестіе боговъ нашихъ, такъ какъ съ тѣхъ поръ, какъ появились эти чужестранцы, въ нашемъ городѣ запустѣли алтари великихъ боговъ нашихъ, и народъ забываетъ приносить имъ обычныя жертвы, знаменитая наша богиня-ехидна погибла, и весь городъ наполнился беззаконіемъ. Умертви этихъ волхвовъ!»

Т огда начальникъ города велѣлъ снять одежду со святого Филиппа, думая, что въ ней заключаются чары колдовства, но, снявъ съ него одежду, ничего не нашли. Также поступили и со святымъ Варѳоломеемъ, — и въ его одеждахъ не нашли ничего. Когда же они съ тѣмъ же намѣреніемъ приблизились къ Маріамнѣ, чтобы снять одежду и обнажить ея дѣвическое тѣло, внезапно она въ глазахъ ихъ превратилась въ огненный пламень, и нечестивцы со страхомъ отбѣжали отъ нея. Святые апостолы осуждены были правителемъ на распятіе.

П ослѣ погребенія апостола Филиппа, святый Варѳоломей съ блаженной дѣвой Маріамной пробыли нѣсколько дней въ Іераполѣ, утверждая въ вѣрѣ Христовой вновь основанную церковь, а затѣмъ отправились каждый въ свой путь. Святая Маріамна направилась въ Ликаонію [5] и здѣсь, среди успѣшнаго благовѣствованія слова Божія, мирно преставилась ко Господу [6]. А святый апостолъ Варѳоломей отправился въ Индійскія страны, гдѣ и пробылъ довольно продолжительное время, трудясь въ благовѣстіи Іисуса Христа, проходя по городамъ и селеніямъ и исцѣляя болящихъ Его именемъ. Просвѣтивъ своею проповѣдію многихъ изъ язычниковъ и устроивъ церкви, онъ перевелъ на ихъ языкъ евангеліе отъ Матѳея, которое носилъ съ собою и передалъ имъ. У нихъ же онъ оставилъ евангеліе, написанное на еврейскомъ языкѣ, которое, по прошествіи ста лѣтъ и было принесено въ Александрію Пантеномъ, философомъ христіанскимъ [7]. Изъ Индіи святый Варѳоломей отправился въ Великую Арменію [8]. При его появленіи здѣсь, идолы или, лучше сказать, бѣсы, обитавшіе въ идолахъ, умолкли, громко прокричавъ послѣднія слова, что Варѳоломей ихъ мучитъ и скоро изгонитъ. И дѣйствительно, не только изъ идоловъ, но и изъ людей изгонялись нечистые духи при одномъ уже приближеніи апостола; и ради сего многіе обращались ко Христу.

У царя той страны Полимія была бѣсноватая дочь, устами которой бѣсъ взывалъ:

— « В арѳоломей! и отсюда гонишь ты насъ!»

Ц арь, услышавъ объ этомъ, приказалъ немедленно найти Варѳоломея; и когда апостолъ Христовъ пришелъ къ бѣснующейся, бѣсъ тотчасъ бѣжалъ отъ нея, и царевна получила исцѣленіе. Послѣ этого царь, желая отблагодарить святаго, послалъ къ нему верблюдовъ, навьюченныхъ золотомъ, серебромъ, жемчугомъ и другими драгоцѣнными дарами. Апостолъ же, исполненный нищеты духовной (ср. Матѳ. 5, 3), ничего изъ присланнаго не оставилъ у себя, отославъ все обратно къ царю со словами:

— « Я не эти вещи пріобрѣтаю, а ищу душъ человѣческихъ, и если пріобрѣту ихъ и введу въ небесныя селенія, то явлюсь великимъ купцомъ предъ Господомъ».

Ц арь Полимій, умилившись такими словами, увѣровалъ во Христа со всѣмъ своимъ домомъ, принялъ крещеніе отъ самаго святаго апостола вмѣстѣ съ царицей и исцѣлѣвшей дочерью своей и со множествомъ вельможъ и великимъ числомъ людей изъ народа: ибо до десяти городовъ и больше приняли тогда, по примѣру царя, святое крещеніе.

П ри видѣ сего идольскіе жрецы вознегодовали на святаго апостола, тяжко печалясь о томъ, что ихъ боги уничтожались, идолослуженіе исчезало, и капища ихъ, откуда они получали пропитаніе, приходили въ запустѣніе. Приступивъ къ брату царя — Астіагу, они научили его погубить Варѳоломея и отомстить ему за обиды ихъ боговъ. Тотъ же, улучивъ удобное время, схватилъ святаго апостола и въ городѣ Альбанѣ [9] распялъ его на крестѣ головою внизъ. Святый же апостолъ съ радостію страдалъ за Христа и, вися на крестѣ, не переставалъ возвѣщать слово Божіе; вѣрующихъ онъ утверждалъ въ вѣрѣ, невѣрующихъ же увѣщевалъ познать истину и отъ тьмы бѣсовской обратиться къ свѣту Христову. Сего не могъ слышать мучитель и велѣлъ съ апостола содрать кожу, святый же, съ великимъ терпѣніемъ перенося эти мученія, не умолкалъ, поучая всѣхъ о Богѣ и вознося славословія Ему. Наконецъ, мучитель повелѣлъ вмѣстѣ съ кожей усѣчь и главу святаго Варѳоломея. Тогда умолкли его богоглаголивыя уста, тѣло же, когда была отнята отъ него голова, осталось висѣть на крестѣ, имѣя ноги обращенныя кверху, какъ-бы показывая тѣмъ шествіе апостола къ небу. Такъ скончался апостолъ Христовъ Варѳоломей, послѣ многихъ болѣзней и трудовъ перейдя въ безболѣзненный покой, въ радость Господа своего [10]. Бывшіе при кончинѣ святаго апостола вѣрующіе, снявъ со креста его тѣло, главу и кожу, положили ихъ въ оловянную раку и предали погребенію въ томъ же городѣ, Албанѣ, что въ Великой Арменіи. И подавались отъ мощей апостольскихъ чудесныя исцѣленія болящимъ, ради чего многіе изъ невѣрующихъ обращались ко Христовой Церкви.

С пустя довольно продолжительное время жестокіе гонители, овладѣвшіе той страной, помраченные идолобѣсіемъ, слыша отъ другихъ и сами видя чудеса, совершавшіяся отъ мощей святаго, не желая познать Божію силу, взяли тѣ святыя мощи въ оловянной ракѣ и ввергли ихъ въ море. Оловянная же рака, плывя по водѣ подобно легкой ладьѣ, пристала къ острову Липару [11]. Тамошній епископъ Агаѳонъ, узнавъ по откровенію во снѣ о томъ, что къ ихъ острову приплыли святыя мощи, вышелъ съ клиромъ и со всѣмъ народомъ на берегъ моря. Увидавъ мощи святаго апостола, епископъ и всѣ пришедшіе сильно удивились, какъ оловянная рака не потонула въ водѣ, но легче лодки проплыла столь далекій морской путь. И всѣ прославили Бога, творящаго столь дивныя и чудныя дѣла Свои. Взявъ раку со святыми мощами, они съ великою радостію перенесли ее съ псалмопѣніями въ свою церковь [12].

Б удучи однажды въ Ѳессаліи, преподобный Іосифъ получилъ отъ одного извѣстнаго ему добродѣтельнаго мужа часть мощей святаго апостола Варѳоломея. Принеся ее въ свою обитель, находившуюся близъ Константинополя и построивъ тамъ особую церковь во имя святаго апостола Варѳоломея, Іосифъ съ честію положилъ въ ней часть святыхъ мощей его. Питая великую любовь и вѣру ко святому апостолу, онъ часто сподоблялся видѣть его въ сновидѣніяхъ и желалъ посему украсить праздникъ святаго апостола хвалебными пѣснопѣніями; однако онъ не рѣшался сдѣлать этого, сомнѣваясь, будетъ ли угодно это дѣло святому апостолу, и усердно молилъ Бога и апостола Божія открыть ему это и даровать премудрость свыше для созданія, достойныхъ святого Варѳоломея, хвалебныхъ стиховъ. Съ постомъ и слезами молился преподобный Іосифъ сорокъ дней, и когда приблизился день памяти апостола, въ навечеріе празднества увидѣлъ онъ, что въ алтарѣ явился святый Варѳоломей, облеченный въ бѣлыя ризы, и открылъ алтарную завѣсу, призывая его къ себѣ. Когда же преподобный Іосифъ подошелъ ближе, святый апостолъ взялъ съ престола святое евангеліе и положилъ его на грудь Іосифу, со словами:

— « Д а благословитъ тебя Десница всесильнаго Бога, и да изольются на языкъ твой воды небесной премудрости: сердце твое да будетъ храмомъ Духа Святаго, и пѣснопѣнія твои да усладять вселенную».

Т акъ сказалъ святый апостолъ Варѳоломей и сталъ невидимъ, а преподобный Іосифъ, ощутивъ въ себѣ благодать премудрости, исполнился неизреченной радости и благодаренія. Съ того времени началъ онъ писать церковные гимны и каноны, которыми украсилъ праздникъ не только святаго апостола Варѳоломея, но и многихъ святыхъ, по преимуществу же почтилъ онъ многими канонами Пречистую Богоматерь и святителя Николая. Обильно украсилъ онъ святую Церковь пѣснопѣніями, за что и получилъ наименованіе пѣснописца. За все сіе Христу Спасителю нашему слава со Отцемъ и Святымъ Духомъ во вѣки вѣковъ. Аминь.

Н ѣкоторые думаютъ, что Варѳоломей — одно и то же лице съ Наѳанаиломъ, котораго Филиппъ привелъ ко Христу (Іоан. 1, 45). Именно считаютъ, что имя этого апостола Христова было Наѳанаилъ, по прозванію же, или лучше сказать — по отцу, онъ назывался Варѳоломей, то есть сынъ Ѳоломеевъ. Ибо слово «вар», съ еврейскаго переводится сынъ, какъ и въ другомъ мѣстѣ Христосъ Господь сказалъ апостолу Петру: «блаженъ еси Симоне, варъ Іона», то есть, сынъ Іонинъ (Іоан. 16, 17). И слѣпецъ Іерихонскій назывался Вартимей, то есть сынъ Тимеевъ. Такъ толкуютъ и о Варѳоломеѣ, что онъ по отцу назывался Варѳоломей — сынъ Ѳоломеевъ; ибо Ѳоломей у евреевъ было имя древнее и часто употреблявшееся, настоящее же имя Варѳоломея, полагаютъ, было Наѳанаилъ. Предполагаютъ же это на такомъ основаніи. Прежде всего, въ Евангеліи нигдѣ не говорится о призваніи къ апостольству Варѳоломея, если только не считать вмѣсто него имя Наѳанаилъ. Затѣмъ, первые три евангелиста: Матѳей, Маркъ и Лука, повѣствующіе о Варѳоломеѣ, ничего не говорятъ о Наѳанаилѣ, а евангелистъ Іоаннъ, повѣствующій о Наѳанаилѣ, не говоритъ о Варѳоломеѣ и говоря о ловленіи рыбъ при явленіи воскресшаго Спасителя называетъ Наѳанаила въ числѣ лицъ, близкихъ къ апостоламъ, — именно, онъ говорить: «бяху вкупѣ Симонъ Петръ, и Ѳома, и Наѳанаилъ, и сыны Зеведеовы» (Іоан. 21, 2). Но иные толкователи съ этимъ несогласны и, согласно съ Прологомъ полагаютъ, что Симонъ Зилотъ — одно лице съ Наѳанаиломъ, а нѣкоторые полагаютъ, что Наѳанаилъ — одинъ изъ числа 70-ти учениковъ Христовыхъ.

Примѣчанія:
[1] Лидія и Мизія — сѣверо-западныя области Малой Азіи.
[2] Городъ Іераполь (съ греч.: священный городъ) — находился въ малоазійской области Фригіи. Іераполь нѣкогда имѣлъ епископа, присутствовавшаго на I-мъ Вселенскомъ соборѣ въ 325 г. Въ настоящее время здѣсь однѣ развалины, и мѣсто это служитъ пристанищемъ для прокаженныхъ.
[3] Ехидна — ядовитая змѣя, величиною болѣе сажени; уязвленіе ея очень опасно и въ большинствѣ случаевъ оканчивается скорою смертію.
[4] Память св. апостола Филиппа (изъ 12-ти) празднуется 14-го ноября.
[5] Ликаонія — одна изъ серединныхъ областей Малой Азіи, на границѣ съ Фригіей.
[6] Память святой Маріамны — 17-го февраля.
[7] Пантенъ (жилъ во III-мъ вѣкѣ) одинъ изъ знаменитыхъ учителей Александрійской школы, въ которой получили христіанское просвѣщеніе многіе изъ отцовъ Церкви.
[8] Великая Арменія — горная страна между рѣкою Курою и верховьями рѣкъ Тигра и Евфрата; она называлась Великою Арменіей въ противоположность Малой Арменіи — области между верховьями рѣкъ Евфрата и Галаса, которая входила въ составъ царства Митридата Понтійскаго, а съ 70-го года по Р. Хр. — въ составъ Римской имперіи.
[9] Альбанъ (или Албанополь, также Абарнополь) — городъ на западномъ берегу Каспійскаго моря — нынѣшній Баку.
[10] Святый апостолъ Варѳоломей скончался въ 71 г. по Р. Хр.
[11] Липара — одинъ изъ эолійскихъ острововъ между Италіей и Сициліей.
[12] При императорѣ Анастасіи, около 508 г., мощи св. апостола Варѳоломея перенесены были изъ Альбана въ городъ Дары (въ Месопотаміи). Когда, въ 574 г., персы овладѣли этимъ городомъ, то нѣкоторые изъ дарскихъ христіанъ взяли св. мощи апостола и удалились съ ними къ берегамъ Чернаго моря, гдѣ были застигнуты врагами, которые бросили честныя мощи въ море; но онѣ не потонули, а приплыли чудесно на островъ Липару. Впослѣдствіи, островъ былъ взятъ арабами, которые разсѣяли мощи апостола Варѳоломея, но онѣ чудеснымъ образомъ были собраны воедино; св. Варѳоломей явился одному монаху и указалъ мѣсто, гдѣ найти ихъ. Послѣ этого мощи св. апостола были перенесены въ Неаполитанскій городъ Беневентъ (въ IX вѣкѣ), откуда ихъ перенесли (по крайней мѣрѣ часть св. мощей) въ X столѣтіи къ Римъ. — Перенесеніе мощей св. апостола на островъ Липару воспоминается Церковію 25 августа.
[13] Преподобный Іосифъ Пѣснописецъ жилъ въ IX вѣкѣ; память его празднуется Церковію 4 апрѣля.

Читайте также:  3 молитвы апостолу Филиппу

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга десятая: Мѣсяцъ Іюнь. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 203-211.

Молитвы Сергию Радонежскому

Сергий Радонежский – один из самых почитаемых святых в нашей стране. Мощи преподобного являются источником душевных и телесных исцелений для тех, кто обращается к нему за помощью. Многие верующие в сложных обстоятельствах читают молитвы Сергию Радонежскому, рассчитывая на покровительство и поддержку.

5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых;

6 июля – Собор Владимирских святых;

18 июля – Обре́тение честных мощей;

19 июля – Собор Радонежских святых;

6 сентября (переходящая) – Собор Московских святых;

8 октября – Преставление.

Житие святого

Будущий святой родился в селе под Ростовом. Точная дата неизвестна – 1314 или 1322 год. При крещении мальчика назвали Варфоломеем.

Когда ребенку исполнилось 7 лет, его отдали учиться грамоте. Но учеба давалась тяжело. Однажды в лесу Варфоломей повстречался со старцем, который угостил его просфорой и предсказал, что с этого дня он станет учиться с необыкновенной легкостью. Так и случилось.

Особенно Варфоломей пристрастился к чтению Священного писания. Мальчик стал поститься, воздерживаться от еды в среду и пятницу и много молиться.

Через некоторое время семья переехала в город Радонеж. Когда умерли родители, Варфоломей вместе со старшим братом Стефаном ушел на пустынное жительство. В глуши они соорудили себе хижину, а затем построили маленькую церковь. Впоследствии она была освящена во имя Святой Троицы.

Вскоре брат, ощутив все тяготы пустынной жизни, уехал. Варфоломей же принял постриг под именем Сергия. Он жил в глуши в полном одиночестве. Пропитание составляли хлеб и вода. К нему стал приходить медведь, с которым тот делился своими скудными припасами.

Не один раз к подвижнику являлись бесы, но тот побеждал их силой молитвы. Молва о его духовных подвигах распространилась, и вскоре вокруг него начинает селиться братия. Новопришедшие учились у Сергия пустынножительству, молитве, тяжелому труду. Предположительно, в 1342-1344 гг. подвижник стал игуменом этой обители, знаменитой впоследствии Троице-Сергиевой лавры.

Сергий совершил множество чудес. По его молитвам забил источник с водой. Он исцелял людей, изгонял бесов. Однажды к нему приехал безутешный отец с больным мальчиком. В келье Сергия ребенок умер, но молитва подвижника вернула его к жизни.

К преподобному явилась сама Пресвятая Богородица с апостолами Петром и Иоанном и пообещала, что будет покровительствовать обители. Свидетелем чуда был келейник, преподобный Михей.

Слава об удивительном молитвеннике росла и дошла до Константинополя. Константинопольский патриарх Филофей благословил его деяния.

Сергий основал еще несколько обителей: Благовещенский монастырь на реке Киржач, Старо-Голутвин возле Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме.

Митрополит Алексей чрезвычайно почитал Сергия, поручил ему дело примирения русских князей, а также рассчитывал на него как на своего преемника. Однако тот отказался от высокого церковного поста.

Преподобный представился Богу 25 сентября 1392 года. Накануне он обратился к братии со следующими словами:

Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную.

В каких случаях молятся Сергию Радонежскому?

Священнослужители считают, что любые просьбы, обращенные к святому, не остаются без ответа. Читая молитвы преподобному Сергию Радонежскому, верующие получают помощь:

  • в исцелении болезней;
  • в учебе;
  • в воспитании детей подросткового возраста;
  • в решении сложных жизненных вопросов;
  • в усмирении гордости.

Чаще всего молитвы святому Сергию Радонежскому с просьбой о помощи читают студенты накануне сдачи экзаменов. Эпизод из его детства, связанный со встречей со старцем, который предсказал ему успехи в учебе, и служит основанием для молитвенных обращений многих поколений учащихся. Молиться могут как сами школьники и студенты, так и их родители.

Молитву Сергию Радонежскому о помощи в делах лучше всего читать в храме перед его иконой. На территории нашей страны огромное количество церквей в честь преподобного. Особенно сильной будет молитва около мощей святого, которые находятся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры (г. Сергиев Посад в Московской области).

Тексты молитв Сергию Радонежскому

Тропарь, глас 4

И́же доброде́телей подви́жник,/ я́ко и́стинный во́ин Христа́ Бо́га,/ на стра́сти вельми́ подвиза́лся еси́ в жи́зни вре́менней,/ в пе́ниих, бде́ниих же и поще́ниих о́браз быв твои́м ученико́м;/ те́мже и всели́ся в тя Пресвяты́й Дух,/ Его́же де́йствием све́тло укра́шен еси́./ Но я́ко име́я дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице,/ помина́й ста́до, е́же собра́л еси́, му́дре,/ и не забу́ди, я́коже обеща́лся еси́,/ посеща́я чад твои́х,// Се́ргие преподо́бне, о́тче наш.

Перевод: Добродетелей подвижник, ты, как истинный воин Христа Бога, против страстей крепко подвизался в жизни временной, в псалмопении, бдении и постах став примером для твоих учеников. Потому и вселился в тебя Пресвятой Дух: Его действием ты украшен светло. Но имея дерзновение ко Святой Троице, поминай стадо, собранное тобой премудро, и не забудь, как ты обещал, посещать детей твоих, Сергий, преподобный отче наш.

Кондак, глас 8

Христо́вою любо́вию уязви́вся, преподо́бне,/ и Тому́ невозвра́тным жела́нием после́довав,/ вся́кое наслажде́ние плотско́е возненави́дел еси́,/ и я́ко со́лнце Отече́ству твоему́ возсия́л еси́;/ тем и Христо́с да́ром чуде́с обогати́ тя./ Помина́й нас чту́щих пресве́тлую па́мять твою́, да зове́м ти:// ра́дуйся, Се́ргие Богому́дре.

Перевод: Любовью ко Христу уязвленный, и за Ним с неуклонной волей следуя, всякое наслаждение плотское возненавидел ты, преподобный, и как солнце Отечеству твоему воссиял: потому и Христос даром чудес обогатил тебя. Поминай нас, почитающих пресветлую память твою, дабы мы взывали тебе: «Радуйся, Сергий Богомудрый!

Молитва первая

О свяще́нная главо́, преподо́бне и Богоно́сне о́тче наш Се́ргие, моли́твою твое́ю, и ве́рою и любо́вию, я́же к Бо́гу, и чистото́ю се́рдца, еще́ на земли́ во оби́тель Пресвяты́я Тро́ицы ду́шу твою́ устро́ивый, и а́нгельскаго обще́ния и Пресвяты́я Богоро́дицы посеще́ния сподо́бивыйся, и дар чудоде́йственныя благода́ти прие́мый, по отше́ствии же твое́м от земны́х наипа́че к Бо́гу прибли́живыйся, и небе́сныя си́лы приобщи́выйся, но и от нас ду́хом любве́ своея́ не отступи́вый, и честны́я твоя́ мо́щи, я́ко сосу́д благода́ти по́лный и преизлива́ющийся, нам оста́вивый! Ве́лие име́я дерзнове́ние ко Всеми́лостивому Влады́це, моли́ спасти́ рабы́ Его́, су́щей в тебе́ благода́ти Его́ ве́рующия и к тебе́ с любо́вию притека́ющия. Испроси́ нам от Великодарови́таго Бо́га на́шего вся́кий дар, всем и коему́ждо благопотре́бен, ве́ры непоро́чны соблюде́ние, градо́в на́ших утвержде́ние, ми́ра умире́ние, от гла́да и па́губы избавле́ние, от наше́ствия иноплеме́нных сохране́ние, скорбя́щим утеше́ние, неду́гующим исцеле́ние, па́дшим возставле́ние, заблужда́ющим на путь и́стины и спасе́ния возвраще́ние, подвиза́ющимся укрепле́ние, благоде́лающим в дела́х благи́х преспе́яние и благослове́ние, младе́нцем воспита́ние, ю́ным наставле́ние, неве́дущим вразумле́ние, сирота́м и вдови́цам заступле́ние, отходя́щим от сего́ вре́меннаго жития́ к ве́чному благо́е уготовле́ние и напу́тствие, отше́дшим блаже́нное упокое́ние, и вся ны споспешеству́ющими твои́ми моли́твами сподо́би в день Стра́шнаго суда́ шу́ия ча́сти изба́витися, десны́я же страны́ о́бщники бы́ти и блаже́нный о́ный глас Влады́ки Христа́ услы́шати: прииди́те, благослове́ннии Отца́ Моего́, насле́дуйте угото́ванное вам ца́рствие от сложе́ния ми́ра. Ами́нь.

Молитва вторая

О свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче, преблаже́нне а́вво Се́ргие вели́кий! Не забу́ди убо́гих свои́х до конца́, но помина́й нас во святы́х свои́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу. Помяни́ ста́до свое́, е́же сам упа́сл еси́, и не забу́ди посеща́ти чад свои́х. Моли́ за ны, о́тче свяще́нный, за де́ти своя́ духо́вныя, я́ко име́я дерзнове́ние к Небе́сному Царю́, не премолчи́ за ны ко Го́споду и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя. Помина́й нас, недосто́йных, у престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о нас ко Христу́ Бо́гу, и́бо дана́ тебе́ бысть благода́ть за ны моли́тися. Не мним бо тя су́ща ме́ртва: а́ще бо и те́лом преста́вился еси́ от нас, но и по сме́рти жив сый пребыва́еши. Не отступа́й от нас ду́хом, сохраня́я нас от стрел вра́жиих, и вся́кия пре́лести бесо́вския, и ко́зней диа́вольских, па́стырю наш до́брый; а́ще бо и моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима ви́дима есть всегда́, но свята́я твоя́ душа́ со а́нгельскими во́инствы, со безпло́тными ли́ки, с Небе́сными си́лами, у престо́ла Вседержи́теля предстоя́щи, досто́йно весели́тся. Ве́дуще бо тя вои́стинну и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся, е́же моли́тися о нас Всеси́льному Бо́гу о по́льзе душ на́ших, и испроси́ти вре́мя на покая́ние, и о невозбра́нном преи́тии от земли́ на Не́бо, мыта́рств же го́рьких, бесо́в, возду́шных князе́й и ве́чныя му́ки изба́витися, и Небе́сному Ца́рствию насле́дником бы́ти со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Безнача́льным Его́ Отце́м и с Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Его́ Ду́хом ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва третья

О Небе́снаго граждани́не Иерусали́ма, преподо́бне о́тче Се́ргие! Воззри́ на нас ми́лостиво и к земли́ приве́рженных возведи́ к высоте́ Небе́сней. Ты горе́ на Небеси́; мы, на земли́ ни́зу, удалены́ от Тебе́ не толи́ко ме́стом, ели́ко греха́ми свои́ми и беззако́ниями; но к тебе́, я́ко нам сро́дному, прибега́ем и взыва́ем: наста́ви нас ходи́ти путе́м твои́м, вразуми́ и руково́дствуй. Сво́йственно есть тебе́, о́тче наш, благоутро́бие и человеколю́бие: на земли́ живу́щу, не о свое́м то́кмо спасе́нии бысть тебе́ попече́ние, но и о всех к тебе́ притека́ющих. Наставле́ния твоя́ бы́ша тро́стию кни́жника скоропи́сца, на се́рдце ка́ждаго глаго́лы жи́зни начертава́ющаго. Не теле́сныя то́кмо врачева́л еси́ боле́зни, но па́че душе́вных врач изя́щный яви́лся еси́; и вся твоя́ свята́я жизнь бысть зерца́лом вся́кия доброде́тели. А́ще толи́к был еси́, свя́тче Бо́жий, на земли́, коли́к ны́не еси́, на Небеси́! Ты Днесь предстои́ши Престо́лу Све́та Непристу́пнаго и в нем, я́ко в зерца́ле, зри́ши вся на́ши ну́жды и проше́ния; ты водворя́ешися вку́пе со А́нгелы, о еди́ном гре́шнице ка́ющемся ра́дующимися. И человеколю́бие Бо́жие есть неистощи́мо, и твое́ к Нему́ дерзнове́ние мно́го, не преста́ни о нас вопия́ ко Го́споду. Испроси́ предста́тельством свои́м у Всеми́лостиваго Бо́га на́шего мир Це́ркви Его́, под зна́мением креста́ во́инствующей, согла́сие в ве́ре и единому́дрие, суему́дрия же и раско́лов истребле́ние, утвержде́ние во благи́х де́лех, больны́м исцеле́ние, печа́льным утеше́ние, оби́женным заступле́ние, бе́дствующим по́мощь. Не посрами́ нас, к тебе́ с ве́рою притека́ющих. Аще бо и недосто́йни есмы́ толи́каго отца́ и хода́тая, но ты, быв подража́тель человеколю́бия Бо́жия, сотвори́ нас досто́йны чрез обраще́ние от злых дел к благо́му житию́. Вся богопросвеще́нная Росси́я, твои́ми чудесы́ испо́лненная и ми́лостями облагоде́тельствованная, испове́дует тя бы́ти своего́ покрови́теля и засту́пника. Яви́ дре́вния ми́лости твоя́ и и́хже отце́м спомоществова́л еси́, не отри́ни и нас, чад их, стопа́ми их к тебе́ ше́ствующих. Ве́руем, я́ко ду́хом нам сопрису́тствуеши. Иде́же бо есть Госпо́дь, я́коже сло́во Его́ учи́т нас, та́мо и слуга́ Его́ бу́дет. Ты ве́рный еси́ раб Госпо́день, и Бо́гу везде́ су́щу, ты в Нем еси́, и Он в тебе́ есть, па́че же и те́лом с на́ми еси́. Се нетле́нныя и живоно́сныя твоя́ мо́щи, я́ко сокро́вище безце́нное, вручи́ нам чуде́с Бог. Предстоя́ще им, я́ко тебе́ жи́ву су́щу, припа́даем и мо́лимся: приими́ моле́ния на́ша и вознеси́ их на же́ртвенник благоутро́бия Бо́жия, да прии́мем тобо́ю благода́ть и благовре́менну в ну́ждах на́ших по́мощь. Укрепи́ на́ше малоду́шие и утверди́ нас в ве́ре, да несомне́нно упова́ем получи́ти вся блага́я от благосе́рдия Влады́ки моли́твами твои́ми. Па́ству же твою́ духо́вную, тобо́ю со́бранную, не преста́ни управля́ти жезло́м духо́вныя му́дрости: подвиза́ющимся помози́, разсла́бленных возста́ви, споспеши́ и́го Христо́во нести́ во благоду́шии и терпе́нии и всех нас упра́ви в ми́ре и покая́нии сконча́ти живо́т наш и пресели́тися со упова́нием в блаже́нная не́дра Авраа́мова, иде́же ты ра́достно по труде́х и по́двизех ны́не почива́еши, прославля́я со все́ми святы́ми Бо́га, в Тро́ице сла́вимаго, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

Молитва четвертая

О преподобне и богоносне отче наш Сергие! Воззри на нас (имена) милостивно и, к земли приверженных, возведи к высоте небесней. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки Бога молитвами твоими. Испроси предстательством твоим всякий дар всем и коемуждо благопотребен и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго суда шуия части избавитися, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.

Ссылка на основную публикацию