Матфей: житие святого, день памяти, молитва

Автор: | 25.01.2021

Молитва апостолу и евангелисту Матфею

Новый Завет показывает христианам не только жизненный путь Господа Иисуса Христа и Его взаимоотношения с апостолами и людьми, но и то, как формировалась Церковь в первые века своего существования. Ученики Христа, которые первые приняли решение следовать за Ним как за Царем и Мессией, причислены Церковью к лику святых.

Особого внимания среди них заслуживает Матфей — бывший сборщик налогов, человек, презираемый всеми, который сегодня выступает ходатаем перед Христом за всех, кто обращается к нему с молитвами.

Кто такой Матфей

В первых главах Евангелия рассказывает то, как Иисус Христос собрал Своих учеников. Он сам находил каждого из них и призывал отправиться за ним. Среди учеников были преимущественно рыбаки, которые зарабатывали хлеб руками, но Матфей был особенным. Он был сборщиком податей — в современности его профессия звучала бы как налоговый пристав или инспектор, но он собирал налоги не в казну Израиля, а Рима и поэтому считался презренным человеком и был ненавидим всеми евреями.

Иисус впервые видит Матфея возле Капернаума, когда тот собирает подати с евреев. Господь обратился к будущему апостолу с простым предложением: «Следуй за мной!». То, насколько быстро и без разговоров Матфей последовал за Господом, говорит о его вере в Мессию и отзывчивость и готовность служить Богу. Он прошел с Христом все 3 года, был на всех собраниях и постоянно учился мудрости свыше.

Жизнеописания святых апостолов:

После Воскресения Христа Матфей стал одним из 12 апостолов, активно строил церковь в Иерусалиме, а через три года после оставил общину и отправился по миру свидетельствовать и рассказывать людям Благую весть.

Дальнейшая информация о нем обрывиста. Известно, что он 6 лет прожил в Египте, где на основании записей Филиппа (еще одного ученика Христа) написал Евангелие, которое можно сегодня увидеть в начале Нового Завета. После этого он путешествовал по арабским странам — был 2 года в Персии, 4 года в Мидии и закончил жизнь где-то на территории Африки, проповедуя языческим племенам.

Из исторических документов известно, что из 12 апостолов только Иоанн умер своей собственной смертью, а остальные были казнены. Эта информация дает понять, что бывший сборщик налогов также расстался с жизнью принудительно, но не предал веру в Христа и сегодня является мучеником и святым.

Жизнь бывшего мытаря стала показателем того, что Господь никогда не смотрит на внешность человека или положение в обществе, безразлично Творцу и отношение других людей.

Важно! Небесный Отец смотрит только на внутреннее содержание, Ему важно состояние сердца человека и его вера.

Несмотря на работу мытарем, несмотря на презрение прочих, Иисус рассмотрел в простом мытаре святость и сделал его своим учеником.

Как читать молитвы к апостолу и зачем

В храмовых богослужениях апостола обязательно вспоминают два раза в год:

  • 29 ноября и 13 июля — праздник Собор 12 апостолов;
  • 21 сентября — день памяти.

В эти дни в храме звучат кондак и тропарь в честь ученика Мессии:

Усердно от мытницы к звавшему Владьще Христу, явльшуся на земли человеком за благость, Тому последовав, апостол избранный явился еси и благовестник Евангелия вселенней велегласен. Сего ради чтим честную память твою, Матфее Богоглаголиве, моли милостиваго Бога, да грехов оставление подаст душам нашим.

Мытарства иго отверг, правды игу притяглся еси и явился еси купец всеизряднейший, богатство принес, тоже с высоты премудрость. Отонудуже проповедал еси Истины слово и унылых подвигл еси души, написав час судный.

Святой Матфей считается покровителем всех работников налоговой и таможенной службы, а также бухгалтеров и счетоводов. Он стал символом того, что Господь смотрит на внутреннее содержание человека. Несмотря на неблагодарную и презираемую всеми работу, он смог стать святым апостолом благодаря своей вере в Мессию.

Ученика Христа просят о:

  • благополучии в финансовой сфере;
  • карьерном росте;
  • о решении проблем с налогами;
  • об успешном ведении бизнеса;
  • о сохранении семьи и благополучии в доме.

Молитвы другим апостолам:

Помимо почитания святого кондаком и тропарем, читают и молитву к апостолу:

О преславный апостоле Матфее, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услышь чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся.

О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.

Апостол Матфе ́ й (Леви ́ й) , евангелист , брат ап . Иа ́ кова Алфеева

Дни памяти

13 июля – Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов

Житие

Был апо­сто­лом из две­на­дца­ти. До об­ра­ще­ния ко Хри­сту Мат­фей слу­жил мы­та­рем, сбор­щи­ком по­да­тей для Ри­ма. Услы­шав глас Иису­са Хри­ста: «Иди за Мной» (Мф.9.9), он оста­вил свою долж­ность и по­шел за Спа­си­те­лем. Вос­при­няв бла­го­дат­ные да­ры Ду­ха Свя­то­го, апо­стол Мат­фей вна­ча­ле про­по­ве­до­вал в Па­ле­стине. Пе­ред ухо­дом на про­по­ведь в даль­ние стра­ны по прось­бе иуде­ев, оста­вав­ших­ся в Иеру­са­ли­ме, апо­стол на­пи­сал Еван­ге­лие. В ря­ду книг Но­во­го За­ве­та Еван­ге­лие от Мат­фея сто­ит пер­вым. На­пи­са­но на ев­рей­ском язы­ке. Ре­чи и де­я­ния Спа­си­те­ля Мат­фей из­ла­га­ет в со­от­вет­ствии трем сто­ро­нам слу­же­ния Хри­ста: как Про­ро­ка и За­ко­но­да­те­ля, Ца­ря над ми­ром неви­ди­мым и ви­ди­мым и Пер­во­свя­щен­ни­ка, При­но­ся­ще­го Жерт­ву за гре­хи всех лю­дей.

Свя­той апо­стол Мат­фей обо­шел с бла­го­ве­сти­ем Си­рию, Ми­дию, Пер­сию и Пар­фию, за­кон­чив свои про­по­вед­ни­че­ские тру­ды му­че­ни­че­ской кон­чи­ной в Эфи­о­пии. Стра­на эта бы­ла на­се­ле­на пле­ме­на­ми кан­ни­ба­лов с гру­бы­ми обы­ча­я­ми и ве­ро­ва­ни­я­ми. Свя­той апо­стол Мат­фей сво­ей про­по­ве­дью здесь об­ра­тил несколь­ких идо­ло­по­клон­ни­ков к ве­ре во Хри­ста, ос­но­вал Цер­ковь и по­стро­ил храм в го­ро­де Мир­ме­ны, по­ста­вил в ней епи­ско­пом сво­е­го спут­ни­ка по име­ни Пла­тон. Ко­гда апо­стол усерд­но мо­лил Бо­га об об­ра­ще­нии эфи­о­пов, во вре­мя мо­лит­вы явил­ся ему Сам Гос­подь в об­ра­зе юно­ши и, дав жезл, по­ве­лел во­дру­зить его у две­рей хра­ма. Гос­подь ска­зал, что из это­го жез­ла вы­рас­тет де­ре­во и бу­дет при­но­сить пло­ды, а от кор­ня его бу­дет ис­те­кать ис­точ­ник во­ды. Омыв­шись в во­де и вку­сив пло­дов, эфи­о­пы из­ме­нят свой ди­кий нрав, ста­нут доб­ры­ми и крот­ки­ми. Ко­гда апо­стол нес жезл к хра­му, то встре­тил на пу­ти же­ну и сы­на пра­ви­те­ля этой стра­ны Фул­ви­а­на, одер­жи­мых нечи­стым ду­хом. Свя­той апо­стол име­нем Иису­са Хри­ста ис­це­лил их. Это чу­до об­ра­ти­ло ко Гос­по­ду еще мно­же­ство языч­ни­ков. Но вла­сте­лин не хо­тел, чтобы его под­дан­ные ста­ли хри­сти­а­на­ми и пе­ре­ста­ли по­кло­нять­ся язы­че­ским бо­гам. Он об­ви­нил апо­сто­ла в кол­дов­стве и при­ка­зал каз­нить его. Свя­то­го Мат­фея по­ло­жи­ли ли­цом вниз, за­сы­па­ли хво­ро­стом и по­до­жгли. Ко­гда ко­стер раз­го­рел­ся, то все уви­де­ли, что огонь не вре­дит свя­то­му Мат­фею. То­гда Фул­ви­ан при­ка­зал до­ба­вить хво­ро­ста в ко­стер, об­лив его смо­лой и по­ста­вив во­круг две­на­дцать идо­лов. Но пла­мя рас­то­пи­ло идо­лов и опа­ли­ло Фул­ви­а­на. Ис­пу­ган­ный эфи­оп об­ра­тил­ся к свя­то­му с моль­бой о по­ща­де, и по мо­лит­ве апо­сто­ла пла­мя улег­лось. Те­ло свя­то­го апо­сто­ла оста­лось невре­ди­мым, и он ото­шел ко Гос­по­ду (60 г.). Пра­ви­тель Фул­ви­ан горь­ко рас­ка­ял­ся в со­де­ян­ном, но со­мне­ний сво­их не оста­вил. Он ве­лел по­ло­жить те­ло свя­то­го Мат­фея в же­лез­ный гроб и бро­сить в мо­ре. При этом Фул­ви­ан ска­зал, что ес­ли Бог Мат­фе­ев со­хра­нит те­ло апо­сто­ла в во­де, как со­хра­нил его в огне, то сле­ду­ет по­кло­нять­ся это­му Еди­но­му Ис­тин­но­му Бо­гу. В ту же ночь к епи­ско­пу Пла­то­ну в сон­ном ви­де­нии явил­ся апо­стол Мат­фей и по­ве­лел ему ид­ти с кли­ром на бе­рег мо­ря и об­ре­сти там его те­ло. При­шел на бе­рег и Фул­ви­ан со сво­ей сви­той. Вы­не­сен­ный вол­ной гроб был с че­стью пе­ре­не­сен в храм, по­стро­ен­ный апо­сто­лом. То­гда Фул­ви­ан по­про­сил у Мат­фея про­ще­ния, по­сле, че­го епи­скоп Пла­тон кре­стил его с име­нем Мат­фей, ко­то­рое дал ему по ве­ле­нию Бо­жи­е­му. Фул­ви­ан впо­след­ствии при­нял епи­скоп­ство и про­дол­жил де­ло про­све­ще­ния сво­е­го на­ро­да.

Богослужения

Молитвы

Тропарь апостолу и евангелисту Матфею, глас 3

Усе́рдно от мы́тницы к зва́вшему Влады́це Христу́,/ я́вльшуся на земли́ челове́ком за бла́гость,/ Тому́ после́довав, апо́стол избра́нный яви́лся еси́/ и благове́стник Ева́нгелия вселе́нней велегла́сен./ Сего́ ра́ди чти́м честну́ю па́мять твою́, Матфе́е Богоглаго́ливе,/ моли́ ми́лостиваго Бо́га,// да грехо́в оставле́ние пода́ст душа́м на́шим.

Перевод: Усердно от сбора пошлин последовав за призвавшим тебя Владыкой Христом, явившимся на земле людям по благости, ты сделался избранным Апостолом Его и громогласным провозвестником Евангелия вселенной. Потому мы почитаем священную память твою, Матфей Богословесный; моли милостивого Бога, да грехов прощение подаст Он душам нашим.

Кондак апостолу и евангелисту Матфею, глас 4

Мыта́рства и́го отве́рг,/ пра́вды и́гу притя́глся еси́,/ и яви́лся еси́ купе́ц всеизря́днейший,/ бога́тство прине́с, ю́же с высоты́ прему́дрость./ Отону́дуже пропове́дал еси́ и́стины сло́во,/ и уны́лых воздви́гл еси́ ду́ши,// написа́в час су́дный.

Перевод: Отбросив мытарства иго, ярму праведности ты подчинился и оказался превосходнейшим купцом, получив богатство – небесную премудрость. Потому и провозгласил ты слово истины и пробудил беспечных души, написав о часе суда.

Молитва апостолу и евангелисту Матфею

О, пресла́вный апо́столе Матфе́е, ду́шу за Христа́ преда́вший и кро́вию твое́ю па́жить Его́ удо́бривший! Услы́ши ча́д твои́х моли́твы и воздыха́ния, се́рдцем сокруше́нным ны́не приноси́мыя. Се́ бо беззако́ньми омрачи́хомся, и того́ ра́ди беда́ми, я́коже ту́чами, обложи́хомся, еле́а же до́браго жития́ обнища́хом зело́, и не возмо́жем проти́витися волко́м хи́щным, и́же расхища́ти насле́дие Бо́жие де́рзостно тща́тся. О, си́льный! Понеси́ не́мощи на́ша, не отлуча́йся ду́хом от на́с, да не разлучи́мся в коне́ц от любве́ Бо́жия, но кре́пким заступле́нием твои́м на́с защити́, да поми́лует Госпо́дь все́х на́с моли́тв твои́х ра́ди, да истреби́т же рукописа́ние безме́рных грехо́в на́ших, и да сподо́бит со все́ми Святы́ми блаже́ннаго Ца́рствия и бра́ка А́гнца Своего́, Ему́же че́сть и сла́ва, и благодаре́ние и поклоне́ние, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Канон святому апостолу и евангелисту Матфею

Пе́снь 1

Ирмо́с: Отве́рзу уста́ моя́, и напо́лнятся Ду́ха, и сло́во отры́гну ца́ри́це Ма́тери, и явлю́ся све́тло торжеству́я, и воспою́ ра́дуяся тоя́ чудеса́.

Припев: Святый Апостоле Матфее, моли Бога о нас.

Бога́тно пода́ждь ми́ все́льшуюся в тя́ бла́года́ть, Матфе́е всесла́вне, и слуго́ Христо́в: да вопию́ све́тло пропове́дая, и воспою́ ра́дуяся твоя́ чудеса́.

Весьма́ оста́вил еси́ земны́х смуще́ние: сло́ва бо, я́ко услы́шав вопло́щшагося гла́с, и бла́года́ти яви́лся еси́ строи́тель, и пропове́датель Богоприя́тен, Богоблаже́нне.

Самови́дец бы́в и слуга́ возсия́вшаго сло́ва, апо́столе, преве́чнаго Отца́, и проте́кл еси́, того́ прише́ствие бла́говеству́я все́м язы́ком.

Богоро́дичен: Сме́рти потребле́ние и тли́ разруше́ние, жи́зни же явле́ние, благовести́л еси́, му́дре: Де́ва бо во утро́бе заче́нши непости́жнаго, и ми́р обнови́.

Пе́снь 3

Ирмо́с: Твоя́ песносло́вцы, Богоро́дице, живы́й и незави́стный исто́чниче, ли́к себе́ совоку́пльшия, духо́вно утверди́, в Бо́же́ственней твое́й сла́ве венце́в сла́вы сподо́би.

Твоя́ апо́столы, сло́ве Бо́жий, свети́льники показа́л еси́ жи́зни, мра́к отгоня́щия безбо́жия, Влады́ко, и Боже́ственною твое́ю сла́вою ми́р ве́сь просвеща́ющия.

Твои́м вооружи́в всеору́жием Матфе́а хра́брейшаго, Спа́се, мучи́телей крепча́йша сего́ соде́ял еси́, Влады́ко, и потреби́теля показа́л еси́ и́дольския ле́сти, человеколю́бче.

Язы́ка твоего́ о́гненнаго веща́ние де́монская пожже́ ка́пища, Матфе́е Богодохнове́нне, паракли́тов орга́не, чрез его́же Христо́с пропове́дается, все́х жи́знь ипоста́сная.

Богоро́дичен: Труба́ Богосло́вная, веща́ющая кре́пко, просвети́ лю́ди, Матфе́а Богому́драго, Тро́ицы сия́ние, па́че ума́ же воплоще́ние сло́ва, из Тебе́, Пречи́стая.

Седа́лен, гла́с 8. Подо́бен: Прему́дрости:

Во вся́ концы́ протече́ му́дрых твои́х глаго́л я́ко вои́стинну веща́ние, всехва́льне Госпо́день Апо́столе, Бо́говиде́ние все́м я́сно пропове́дал еси́, и язы́ков неразу́мие, в ра́зум приве́л еси́. Те́мже и́дольское омраче́ние отгна́в, све́т зна́ния во тме́ су́щим возсия́л еси́, Матфе́е всехва́льне, моли́ Христа́ Бо́га, грехо́в оставле́ние дарова́ти чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.

Сла́ва, подо́бен то́йже: Яко свети́льника све́та и ученика́, я́ко самови́дца сло́ва Боже́ственнаго, вси́ хва́лим тя́, Госпо́день апо́столе: и́бо благода́тныя твоя́ мре́жи простира́я, слове́сныя ры́бы уловля́еши повеле́нием. Те́мже и язы́цы уловля́хуся си́лою Ду́ха, наставля́еми ве́рою, неботаи́нниче всехва́льне: моли́ Христа́ Бо́га, грехо́в оставле́ние дарова́ти чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.

И ны́не, Богоро́дичен: Яко всенепоро́чная неве́сто творца́, я́ко неискусому́жная Ма́ти Изба́вителя, прия́телище я́ко су́щи уте́шителя, Препе́тая, беззако́нию мя́ су́ща скве́рное оби́телище, и де́моном игра́лище в ра́зуме бы́вша, потщи́ся от те́х злоде́йства мя́ изба́вити: и све́тлое жили́ще доброде́телей соверши́, светоно́сная, нетле́нная: отжени́ о́блак страсте́й, и вы́шняго прича́стия сподо́би, и све́та невече́рняго, моли́твами Твои́ми.

Пе́снь 4

Ирмо́с: Неизсле́дный Бо́жий сове́т, е́же от Де́вы воплоще́ния тебе́ вы́шняго, проро́к Авваку́м усмотря́я, зовя́ше: сла́ва си́ле твое́й, Го́споди.

Ипоста́сному твоему́ сло́ву, Бо́же, науче́н, мирску́ю му́дрость разруши́ богови́дец учени́к, велегла́сно зовя́ тебе́: сла́ва си́ле твое́й, Го́споди.

Ублаже́нному от Христа́, ко́е благохвале́ние принесе́м тебе́, Богоглаго́ливе? Не мо́жет бо челове́к цветя́щия на тебе́ благода́ти сло́вом изрещи́, досточу́дне.

Нескве́рный Тво́й и чи́стый у́м ви́дев высоча́йший, я́коже свещу́ на све́щник высо́кий, су́щим во тме́ светя́щую, все́м, Богоявле́нне, предложи́.

Богоро́дичен: Умерщвле́нное естество́ челове́ческое, бла́гослове́нная, возвы́сила еси́, я́ко высоча́йшаго ро́ждшая кре́пость, па́че естества́, всепе́тая отрокови́це, я́коже Матфе́й научи́.

Пе́снь 5

Ирмо́с: Ужасо́шася вся́ческая о Боже́ственней сла́ве твое́й: ты́ бо, неискусобра́чная Де́во, име́ла еси́ во утро́бе над все́ми Бо́га, и родила́ еси́ безле́тнаго Сы́на, все́м воспева́ющим тя́ ми́р подава́ющая.

Благода́ть прие́м всесвя́та́го Ду́ха, Боже́ственное оби́телище показа́лся еси́: Боже́ственно научи́в Богозна́ния све́ту, вве́рен бы́в догма́ты Христо́вы письме́ны изложи́ти, я́ко самови́дец Богоизбра́нный.

Читайте также:  3 сильных молитвы апостолу Петру

Язы́к тво́й тро́сть паракли́та бы́сть, ско́рое избавле́ние даю́щаго позна́вшим Влады́чество его́, и му́дрых вды́шущаго душа́м ра́зум Небе́сный, о, Матфе́е всече́стне.

Сия́юща чудесы́ и исцеле́ний благода́тьми, тя́ Христо́с посла́ ми́ру, де́монскую попира́юща кре́пость, и ду́ши просвеща́юща ве́рных, все́х пою́щих тя́, ми́ра пропове́дника.

Богоро́дичен: Де́ва родила́ еси́ Сы́на преве́чнаго, в естество́ обле́кшася челове́ческое, я́коже науча́я Богоглаго́ливый рече́, и спа́сшаго сие́ от тли́ коне́чною благосты́нею, и Де́ва пребыла́ еси́.

Пе́снь 6

Ирмо́с: Приидо́х во глубины́ морски́я, и потопи́ла мя́ е́сть бу́ря мно́гих грехо́в: но, я́ко Бо́г, из глубины́ возведи́ живо́т мо́й, многоми́лостиве.

Евангели́ст от мы́тарства, я́ко после́дова тебе́, претвори́ся Богоглаго́ливый, всеси́льною твое́ю, вседе́телю, кре́постию, Матфе́й всеизря́днейший.

Управля́ется твоего́ благове́стия душепита́тельными словесы́ язы́ков мно́жество, возвыша́емо к доброде́телей высо́кому верху́, о, Матфе́е всеблаже́нне.

Матфе́а уловля́ются Богоплете́нными ученика́ мре́жами собо́ры ве́рующих всегда́, к твоему́ позна́нию, бла́годе́телю, наставля́еми.

Богоро́дичен: Де́ву ро́ждшую воспису́я, благовеству́ет Тя́ вся́ческая сотво́ршаго, без се́мене и тли́, Всенепоро́чная, Матфе́й всеизя́щнейший.

Конда́к, гла́с 4. Подо́бен: Вознесы́йся:

Мыта́рства и́го отве́рг, пра́вды и́гу припря́глся еси́, и яви́лся еси́ купе́ц всеизря́днейший, бога́тство прине́с, ю́же с высоты́ прему́дрость. Отону́дуже пропове́дал еси́ и́стины сло́во, и уны́лых воздви́гл еси́ ду́ши, написа́в ча́с су́дный.

Вра́жие мучи́тельство ну́дит мя́ несы́тно, и души́ моея́ все́ се́мя восхища́ет, Матфе́е, дру́же Христо́в, но са́м се́мя моли́тв твои́х да́в, уплоди́ к твоему́ служе́нию и покажи́ мя песнопе́вца твоего́ мале́йшаго, и сказа́теля мно́гих твои́х и вели́ких исправле́ний: и ко Христо́ве любви́, ка́ко, вся́ а́бие оста́вив, после́довал еси́ те́пле зва́вшему, пе́рвый бы́в благове́стник в ми́ре, написа́в ча́с су́дный.

Пе́снь 7

Ирмо́с: Не послужи́ша тва́ри Богому́дрии па́че созда́вшаго, но о́гненное преще́ние му́жески попра́вше, ра́довахуся пою́ще: препе́тый Отце́в Госпо́дь и Бо́г, благослове́н еси́.

Бы́л еси́ пе́рваго осия́ния Боже́ственное изображе́ние, я́ко учени́к того́ светлостьми́ распаля́емь, ему́же поя́ глаго́лал еси́: препе́тый отце́в Госпо́дь и Бо́г, бла́гослове́н еси́.

Яко слуга́ сло́ва, всеблаже́нне, в Боже́ственныя оби́тели, иде́же Христо́с обита́ет, ты́ всели́лся еси́, я́коже тебе́ обеща́ Пребоже́ственный отце́в Госпо́дь и Бо́г еди́н все́х.

Неду́зи, Матфе́е, отго́нятся и отбега́ет мно́жество де́монов, су́щими в тебе́ дарова́ньми Боже́ственнаго Ду́ха, в ни́хже пе́л еси́: препе́тый отце́в, Госпо́дь и Бо́г, бла́гослове́н еси́.

Богоро́дичен: Всепе́тую Де́ву написа́л еси́ Боже́ственными твои́ми словесы́, творца́ все́х ро́ждшую, апо́столе, ему́же вси́ пое́м: препе́тый отце́в Госпо́дь и Бо́г, бла́гослове́н еси́.

Пе́снь 8

Ирмо́с: О́троки благочести́выя в пещи́ рожде́ство́ Богоро́дичо спасло́ е́сть, тогда́ у́бо образу́емое, ны́не же де́йствуемое, вселе́нную всю́ воздвиза́ет пе́ти тебе́: Го́спода по́йте дела́, и превозноси́те его́ во вся́ ве́ки.

Манове́ньми, я́же в Тебе́, неосла́бными, Матфе́й свяще́ннейший обожа́емь, положе́нием же бы́в, естество́м е́же бы́л еси́, вселе́нную, Влады́ко, привлече́, пе́ти тебе́: Го́спода по́йте дела́ и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Якоже мо́лнию вселе́нней, сло́во Богосло́ва посла́, мра́к у́бо отгоня́ща, язы́ки же просвеща́юща Богосло́вия догма́ты. те́мже и поя́ше: Го́спода по́йте дела́, и превозноси́те его́ во вся́ ве́ки.

Сло́вом чи́стым и умо́м Бо́г с тобо́ю бесе́довал е́сть: ти́ну бо я́ко изсе́кл еси́, тому́ прибли́жился еси́ и премеси́лся еси́, сла́вне. Те́мже и пое́ши: Го́спода по́йте дела́, и превозноси́те его́ во вся́ ве́ки.

Богоро́дичен: На благодея́ние челове́ков Сло́во воплоти́тися изво́ли: две́рь бо де́вства про́йде Госпо́дь, и Богоро́дицу показа́. Те́мже зове́м: Го́спода по́йте дела́, и превозноси́те его́ во вся́ ве́ки.

Пе́снь 9

Ирмо́с: Вся́к земноро́дный да взыгра́ется, Ду́хом просвеща́емь, да торжеству́ет же безпло́тных умо́в естество́, почита́ющее свяще́нное торжество́ Богома́тере, и да вопие́т: ра́дуйся, всебла́же́нная Богоро́дице, чи́стая Присноде́во.

Добро́ты у́мныя прия́л еси́ диади́му Боже́ственную, апо́столе, и ца́рствия же благоле́пнейшим венце́м украси́лся еси́, десни́цею Вседержи́телевою, и све́тишися, му́дре, со а́нгелы престо́лу предстоя́ Влады́ки Христа́, всеблаже́нне.

Дре́ва жи́зни досто́йно получи́л еси́, пропове́дник жива́го Бо́га, благовествова́в жи́знь ми́ру Боже́ственное посеще́ние: са́дом бо зна́ния не растли́л еси́ у́м, пребы́в незы́блен и неколе́блен це́ркве степе́нь, всебла́же́нне.

Неве́сту Христо́ву Боже́ственно украси́л еси́ Ева́нгелием твои́м, я́ко диади́мою, це́рковь, Богоблаже́нне, и ны́не Боже́ственную твою́ па́мять торжеству́ет све́тло, ю́же изба́вити вся́каго обстоя́ния и бе́д лю́тых, моли́ Матфе́е апо́столе.

Богоро́дичен: Не́др не отступи́в безнача́льнаго роди́теля Сло́во Безнача́льное, я́коже благовеству́ет Матфе́й, пиша́, Бо́г воплоти́ся из Тебе́, Чи́стая Всепе́тая, в челове́чь о́браз всеобра́зно ве́сь оде́явся, и того́ прие́м сво́йства.

Свети́лен. Подо́бен: Посети́л ны́ е́сть.

Сказа́ на́м Боже́ственная чудодея́ния, сла́вный Христо́ва Ева́нгелиа списа́тель, Матфе́й Богоприя́тный: его́же, любо́вию чту́ще, благосочета́нно воспои́м.

Сла́ва: Мыта́рства и́го отве́рг разу́мно, Христу́ после́довал еси́, о, Матфе́е Богому́дре! следо́м же того́ чу́дно после́дуя, в прича́стии бы́л еси́ того́ ца́рствия, и сла́вы о́бщник, и таи́нник неизрече́нных.

И ны́не, Богоро́дичен: Всесвя́ты́я ру́ки Твоя́, Богоро́дице Де́во, и́миже Зижди́теля носи́ла еси́, поднеси́ в моли́тву о на́с к Нему́, я́ко да изба́вит ны́ вся́ких искуше́ний диа́вольских, и получи́ти бу́дущих о́ных бла́г сподо́бит, Всепе́тая.

Матфей — святой апостол и евангелист

День памяти: 29 ноября

В ЧЕМ ПОМОГАЕТ АПОСТОЛ И ЕВАНГЕЛИСТ МАТФЕЙ

Апостол Матфей помогает, когда его просят об укреплении веры и о защите от искушений.
До призвания в апостолы на службу Господу, Матфей был что сборщиком налогов.
Поэтому считается, что он стал покровителем тех, кто имеет отношение к финансам. Также апостол Матфей может помочь в восстановлении справедливости в случае, когда к вам несправедливо отнеслись проверяющие органы.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
Каким святым и кому нужно молиться в разных случаях и почему наши молитвы остаются без ответа.

АПОСТОЛ МАТФЕЙ — ЖИТИЕ СВЯТОГО

Апостол Матфей (называемый Левием) – это родственник апостола Иакова Алфеева и, до того времени, как сам стал апостолом, он был состоятельным человеком. В Галилее он служил сборщиком податей (был мытарем).

Когда Иисус Христос проповедовал веру в Капернауме, Он, в сопровождении людей, пошел к морю, где узрел мытаря Левия, которому просто сказал:

Мытарь уже слышал о новом Человеке, который объяснял людям о Боге. Поэтому, когда он услышал такой призыв, то бросил все и, не раздумывая, последовал за Иисусом Христом. Всем своим сердцем Матфей принял учение Господа, поверил в него со всей искренностью, он был очень рад, что презираемый людьми мытарь удостоился такой высокой чести.
По такому случаю в своем доме Матфей устроил пир и пригласил к себе Господа. Из Евангелия известно, что на этот праздник было приглашено большое количество людей. Вместе, за одним столом, находились Иисус Христос со Своими учениками и друзья Матфеевские, мытари и грешники.
Были приглашены также некоторые фарисеи и книжники, которые захотели «ущипнуть» и унизить Господа, указав на то, что он возлежит рядом с теми людьми, которых не уважал никто- с мытарями.

«Как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?»

— спрашивали книжники учеников Иисусовых.
Услышав такой вопрос, Господь ответил им:

Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию»

После своего призвания, Матфей оставил свою благополучную жизнь и превратился в верного ученика Христа, больше не отлучаясь от Своего Учителя.
После своего соединения с другими апостолами, будущий евангелист Матфей всегда был с Господом. Он ходил с Ним в Галилею и Иудею, слушал проповеди и учился вере в Бога, он видел многие чудеса, совершаемые Иисусом Христом. Он был среди тех апостолов, кто своими глазами видел, как страдал на Кресте их любимый Учитель, Его Крестную смерть, Воскресение и Вознесение на небо.

После того, как на Пятидесятницу Святой Дух сошел на апостолов, один из них, евангелист Матфей проповедовал веру в Иерусалиме и близлежащих селениях. Через восемь лет после преславного Воскресения Иисуса Христа, по просьбам христиан и других апостолов, именно Матфей написал первое Евангелие, из которого люди могли узнать о земной жизни и учении Спасителя.

Апостол Матфей нес благую весть во многих странах: в Македонии, Сирии, Персии, Парфии и Мидии, был в Эфиопии.
По наставлению Святаго Духа, апостол оказался на территории жестокого чернокожего народа, в городе Мирмены. Здесь он устроил церковь, в которой стал епископом его спутник Платон и обратил несколько человек в веру.
Однажды, когда Матфей и прихожане молились Богу, неожиданно для всех Сам Господь Иисус Христос явился молящимся, дал апостолу жезл, чтобы тот водрузил его возле дверей храма.
Желая исполнить волю Бога, Матфей стал устанавливать жезл. И тут, вдруг, на виду у всех присутствующих, железная палица превратилась в дерево, на котором сразу появились ветки, листья и огромные сочные плоды. Жители этого города сразу прознали о таком чуде, стали приходить к дереву, пробовать вкусные плоды и пили чистую воду из колодца рядом с церковью. Кроме этого все удивились, когда апостол Матфей стал проповедовать им Евангелие на знакомом для них языке. После таких чудес многие сразу уверовали в Иисуса Христа, и после крещения апостола Матфея, они превратились в христиан.

Местный правитель Фульвиан, когда узнал о произшедших изменениях, сильно рассердился и приказал четырем стражникам схватить и доставить к нему возмутителя их спокойствия. Когда воины подошли к церкви, все неожиданно погрузилось во мрак, стало до такой степени темно, что ничего нельзя было разглядеть. На следующий день правитель послал другой отряд, но в этот раз воины оказались ослеплены необычайно ярким светом и опять приказ царя выполнен не был.

Но все-таки Фульфиану удалось обманом завлечь Матфея в свой дворец, где он обвинил апостола в колдовстве и приговорил к сожжению в огне. Костер разожгли, но когда стали приводить приговор в исполнение, он затух, нисколько не повредив Матфея. Палачи опять разожгли огонь и стали лить на него горючую смолу, которая зажглась, потом неожиданно разлилась и брызнула своим огнем на мучителей. При этом возникла угроза пожара. После того, как Фульфиан стал просить святого, которого и в этот раз сохранил Господь, пощадить его – огонь сразу же потух.
После увиденных чудес, Фульфиан вознамерился освободить апостола от мучений, но по воле Божией святой, помолясь, скончался.
Решив воздать Матфею особые почести, тело Апостола одели в дорогие одежды, положили на золотой одр и торжественно внесли его во дворец.
Князь еще не стал безоговорочным ревнителем Христовой веры и, видимо поэтому, решил устроить еще одну проверку. Он приказал поместить тело Матфея в металлический ковчег, который герметично залили оловом и бросили в море.
Фульфиан сказал всем придворным, что это последнее испытание должно показать истинную силу Господа. Этой же ночью, когда железный ковчег с мощами бросили в воду, святой апостол явился епископу Платону и открыл ему место, где ковчег был обнаружен следующим утром.
Теперь уже князь полностью уверовал во Христа и в Его веру, исповедовал Его Единым истинным Богом, который сотворил такие чудеса через Своего святого апостола — не дал тому сгореть в огне и утонуть в воде. После того, как ковчег был доставлен во дворец, правитель припал ко святым мощам Матфея, стал просить у него прощения, покаялся в грехах и захотел покреститься.
Видя искренность Фульвиана, епископ Платон объяснил ему истины святой веры, после чего, огласив, крестил правителя. Во время возложения руки на голову новокрещенного, свыше послышался голос, который велел:

«Назови его не Фульвианом, а Матфеем».

Так, по крещении, правитель принял имя святого апостола Матфея. В христианской жизни князь хотел быть похожим на святого: он тоже отказался от мирских благ, свою власть, богатство передал в другие руки, сам стал горячим молитвенником за людей и за эти заслуги даже был возведен в пресвитеры. Через три года епископ Платон скончался. В видении пресвитера Матфея, явился святой Апостол Матфей и уговорил его стать епископом после блаженного Платона.
Став епископом, Матфей положил многие силы в деле благовещения, много людей, благодаря его проповедям отошли от идолопоклонничества и обратились в христианскую веру.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем тя, Апостоле Христов Матфее, и чтем болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благочестии Христове.

Житие святого апостола Матфея и день памяти, в чем помогает икона и текст молитвы

Об апостоле Матфее, составившем жизнеописание Иисуса Христа через 8 лет после его смерти и вознесения, история сохранила мало достоверных фактов. Его Евангелие, основанное на личных наблюдениях, положило начало второй части Библии: Новому Завету. Около 20 лет Матфий посвятил проповеди христианства среди язычников в странах Малой Азии и Северной Африки.

Краткая биография святого Матвея

Святой Матфей входит в число 12 апостолов, сопровождавших Спасителя при жизни и продолживших его дело после воскрешения и вознесения в Царство Небесное.

Происхождение и житие до встречи с Иисусом

О происхождении Матфея известно, что он был родным братом апостола Иакова Алфеева. До встречи с Иисусом Христом он служил сборщиком податей (мытарем) в римскую казну в городе Капернауме (Галилея). Иудеи ненавидели мытарей, считая их предателями.

Левий Матфей не знал пощады к должникам, умел извлечь для себя выгоду из своей должности, был человеком состоятельным

Апостольство

Однажды он сидел на берегу озера в ожидании рыбаков, чтобы взять налог в пользу кесаря. От своего брата он был наслышан о Мессии, его проповедях и чудесах. Когда к нему в окружении множества людей подошел Христос и позвал идти за собой, Левий, не раздумывая, оставил мытницу и пошел за Спасителем. Матфей стал учеником Иисуса, бросив семью и дом. Фарисеи пытались обличить Христа, что он приблизил к себе такого корыстного и безжалостного человека. На эти слова Спаситель ответил, что он пришел привести к покаянию не праведников, а грешников.

Читайте также:  Варфоломей: житие святого, день памяти, молитва

Левий Матфей, вместе с другими апостолами, был свидетелем проповедей, чудес Иисуса, крестных страданий, воскрешения и вознесения на небо. После сошествия Святого Духа апостол с другими учениками Христа проповедовал в окрестностях Иерусалима. Прежде чем отправиться в дальний путь в языческие страны, он, по просьбе евреев-христиан, написал книгу (Евангелие) о жизни и деяниях Иисуса Христа.

Подробностей о проповеднической жизни святого сохранилось немного. По выпавшему ему жребию он отправился нести Слово Божие в государства Малой Азии (Сирию, Мидию), Северной Африки (Эфиопию). Закончил свой жизненный путь Левий Матфей в местности, где проживали язычники-каннибалы.

В городе Мирмены апостол обратил в христианскую веру несколько десятков эфиопов и основал небольшую церковь. Епископом в ней он назначил своего попутчика, благоверного Платона. Поднявшись на склон горы, Матфей горячо молился Богу, чтобы он дал ему силы и красноречие для убеждения язычников принять христианство.

Ночью святому было видение, в котором Господь в лице юноши передал ему жезл с наказом установить у входа в храм. Матфей во сне услышал слова Иисуса Христа, что из этого жезла вырастет дерево, богатое плодами, а у корней откроется источник. Язычники, утолив голод и жажду плодами дерева и водой из источника, забудут свои кровожадные обычаи и станут верными христианами благообразного вида.

Утром Матфей спустился с горы и направился к храму. По дороге ему встретились сын и жена царя эфиопов, Фулвиана. Одержимые бесом, они пришли в неистовство, увидев в руках Матфея жезл. Святой осенил их крестным знамением с именем Иисуса Христа и изгнал нечистого.

Освобожденные от происков нечистого духа царица и царевич последовали за апостолом. Епископ Платон вышел навстречу святому Матфею, который установил жезл у входа в церковь. На виду у всех свершилось чудо: вместо жезла появилось высокое дерево с густой листвой и плодами, а у корней забил источник.

Весть о чуде облетела город. Люди пришли к храму, чтобы вкусить плодов и испить воды. Апостол, стоя на возвышении, проповедовал эфиопам Слово Божие на понятном для них языке. И все, кто слышал его, уверовали в Христа, и крестил их Матфей в источнике. С каждым крестившимся случалось новое чудо: черты лица его смягчались, а кожа светлела.

Конец жизни

Фулвиан, узнав об исцелении жены и сына, возрадовался, но нечистый проник в его душу и осквернил ее. Злые мысли пришли в голову царя, и он решил погубить проповедника. В эту же ночь Господь предупредил Матфея во сне о предстоящих испытаниях и обещал оградить его от страданий и мук. Утром царь приказал 4 воинам схватить апостола в церкви и привести к нему. Но, приблизившись к храму, воины ослепли и не смогли выполнить приказ повелителя. В гневе Фулвиан послал сотню вооруженных солдат к храму с тем же приказом. Но они не смогли схватить Матфея. При попытке подойти к нему ближе, яркое светящееся облако закрыло апостола, скрыв от глаз.

Испуганные воины бросили оружие и в страхе бежали прочь. Фулвиан не поверил своим подчиненным и в ярости, со множеством слуг, сам направился к церкви, чтоб схватить Матфея. Но и его постигла та же участь: тьма закрыла его глаза, когда он протянул руку, чтобы схватить святого.

Царь в страхе стал умолять проповедника простить его и вернуть зрение. Перекрестив глаза Фулвиана с Божьим именем, святой даровал прозрение. Царь благодарил апостола, а в душе копил на него злобу. Он не поверил в Божью силу, а решил, что это происки злого колдуна. Ласково разговаривая с Матфеем, Фулвиан взял его за руку и повел во дворец. Божьим провидением святому открылись помыслы злодея, и он прямо сказал ему, что готов на мучения, чтобы доказать истинность своей веры в Бога.

Лицемерный царь сбросил маску благодарности и приказал уложить апостола на спину, вбив в руки и ноги гвозди. На его тело слуги сложили хворост и смолу и разожгли огонь. Но пламя, взметнувшись вверх, сразу угасло. Святой был жив и невредим и славословил Христа. Народ эфиопский, увидев такое чудо, стал молиться Господу.

Бес, сидевший в Фулвиане, подстрекал его на еще большее зверство. Громогласно обвинив Матфея в колдовстве, благодаря которому он смог погасить огонь и остаться невредимым, царь велел принести еще больше дров. Апостола обложили со всех сторон хворостом, зажгли огонь и стали поливать его смолою.

Чтобы лишить Матфея «колдовских» чар, вокруг кострища по царскому велению установили 12 золотых идолов. Святой, находясь в центре пекла, молился Господу, чтобы он явил свою силу и посрамил языческие символы. Огненный вихрь взметнулся в сторону идолов, которые растаяли, как будто были из воска. Расплавленное золото превратилось в огнедышащего змея с угрозой приближавшегося к Фулвиану.

Охваченный ужасом царь стал умолять Матфея погасить огонь и остановить змея. Святой сотворил молитву Господу, и огненный змей превратился в растекшуюся по земле лужу. В остывающем пепле лежал нетронутый жаром пламени Матфей. Фулвиан отдал приказ извлечь святого из костра, но тот, сотворив последнюю молитву, испустил дух.

По приказу повелителя святого одели в дорогие одежды, положили на золотые носилки. Но внушенные нечистым сомнения все еще были живы в уме Фулвиана. И после смерти апостола он придумал новое испытание. По его приказу тело святого положили в железный сундук и бросили в море.

Царь сказал своим придворным, что поверит в истинность Бога, которого проповедовал Матфей, если его тело, спасенное от огня, не тронет вода. Ночью Платону явился во сне Матфей и наказал идти утром к морскому берегу и забрать его мощи. Наутро, в сопровождении верующих, епископ пришел к морю и увидел на берегу железный сундук со святыми останками. Узнав о чуде, Фулвиан воистину поверил в Господа и просил прощения у мощей Матфея. Он просил Платона крестить его в христианскую веру и научить заповедям Божьим.

Во время крещения епископ услышал голос, повелевавший назвать Фулвиана именем Матфея. В последующие годы Матфей-Фулвиан отрекся от власти и вскоре стал епископом эфиопской церкви, будучи последователем святого апостола.

Значение и почитание святого в православии

Евангелие от Матфея датируется 41 годом от Р. Х. Апостол написал ее по просьбе иудеев-христиан из Палестины на арамейском наречии. Содержание первой Новозаветной части Библии ориентировано на палестинских евреев. Матфей акцентирует внимание верующих на связь Иисуса Христа с ветхозаветными пророками, предрекавшими пришествие Мессии из колена Авраамова. Евангелие апостол начинает с родословной Иисуса. Затем он повествует о Божественной сущности Христа, о воплощенном в человеке Сыне Божьем.

В последних главах Матфей рассказывает об отречении народа израильского от своего Царя, его казни и воскрешении. Более других евангелистов Матфей уделил внимание проповедям Иисуса Христа, беседам и напутствиям ученикам. По преданию, святой апостол скончался около 60 года от Р. Х. День памяти – 29 ноября и 13 июля по григорианскому календарю. Мощи святого с X века хранятся в кафедральном соборе города Салерно (Италия).

Иконография

На иконах святой Матфей изображается со свитком или книгой, как первый биограф Иисуса Христа.

Молитва

О, пресла́вный апо́столе Матфе́е, ду́шу за Христа́ преда́вший и кро́вию твое́ю па́жить Его́ удо́бривший! Услы́ши ча́д твои́х моли́твы и воздыха́ния, се́рдцем сокруше́нным ны́не приноси́мыя. Се́ бо беззако́ньми омрачи́хомся, и того́ ра́ди беда́ми, я́коже ту́чами, обложи́хомся, еле́а же до́браго жития́ обнища́хом зело́, и не возмо́жем проти́витися волко́м хи́щным, и́же расхища́ти насле́дие Бо́жие де́рзостно тща́тся. О, си́льный! Понеси́ не́мощи на́ша, не отлуча́йся ду́хом от на́с, да не разлучи́мся в коне́ц от любве́ Бо́жия, но кре́пким заступле́нием твои́м на́с защити́, да поми́лует Госпо́дь все́х на́с моли́тв твои́х ра́ди, да истреби́т же рукописа́ние безме́рных грехо́в на́ших, и да сподо́бит со все́ми Святы́ми блаже́ннаго Ца́рствия и бра́ка А́гнца Своего́, Ему́же че́сть и сла́ва, и благодаре́ние и поклоне́ние, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

День памяти Пантелеймона — житие, дата праздника, молитва

День памяти Пантелеймона

Во всем христианском мире чтится день памяти Пантелеймона, дата которого приходится на 27 июля по старому стилю (9 августа по новому стилю).

Чем больше нас истребляют, тем больше мы возрастаем в числе. Кровь мучеников обращается в семена Церкви (Тертуллиан, раннехристианский писатель и богослов, 2-3 век).

Житие святого целителя Пантелеймона

Святой Пантелеймон родом был из города Никомедии (ныне территория Турции). При рождении (275 год) его назвали Пантолеоном, в переводе с греческого «лев во всем». Мать Пантолеона была христианкой и старалась воспитывать сына в своей вере. Однако она рано умерла, и мальчик был отдан для обучения врачебной деятельности язычнику Евфросину.

Пантолеон познакомился с пресвитером Ермолаем, который стал просвещать его истинной верой. Однажды Пантолеон увидел мальчика, умершего от укуса змеи. Юноша обратился с молитвой к Иисусу Христу и ребенок ожил. После этого Пантолеон уверовал в истинного Бога. Затем принял крещение с именем Пантелеймон (в переводе с греческого «Всемилостивый»).

Святой решил оказывать помощь в лечении больных безвозмездно. Он лечил не только лекарственными средствами, но и обращаясь с молитвой к Богу.

Однако вскоре на него донесли императору Максимилиану (около 250 — 310), который предложил врачу принести жертву языческим богам. На что Пантелеймон попросил пригласить одного больного, чтобы сравнить врачебную силу языческого жреца и его. После бесполезной попытки жреца по молитве Пантелеймона к истинному Богу больной получил исцеление. Это чудо способствовало обращению многих в христианство. Император же приказал схватить Пантелеймона и предать смерти.

Однако святой оставался жив, несмотря на различные мучения. Его топили в море и бросали к голодным львам. Кидали в горящее олово, жгли свечами и раздирали железными когтями. В итоге Пантелеймона привязали к сухому дереву и пытались обезглавить. Но меч не причинял вреда телу святому.

Только после молитвы к Господу мученика Пантелеймона воины смогли выполнить приказ императора. По преданию, из раны святого вместе с кровью потекло молоко, а сухое дерево расцвело и дало плоды. Тело Пантелеймона бросили в костер, но оно осталось невредимо. Христиане предали его земле. Кровь была собрана в специальные сосуды.

Почитание святого Пантелеймона

В настоящее время глава святого великомученика является главной святыней Русского Афонского монастыря во имя святого Пантелеймона. В многих церквях по всему миру хранятся частицы мощей великомученика.

Ежегодно день памяти Пантелеймона в его родном городе предваряет торжественный крестный ход. На этот праздник собираются люди различных конфессий. В особой книге Никомидийской митрополии зафиксировано более двух тысяч фактов исцеления по молитвам великомученику Пантелеймону.

На Руси начало широкого почитания святого целителя относится к 12 веку. В честь великомученика строились церкви и часовни, открывались монастыри. Интересными являются свидетельства о победах русского флота под предводительством Петра I над шведами в день памяти именно святого Пантелеймона. Это происходило в 1714 году под Гангаузом (Финляндия) и в 1720 году в Генгаме (Аландские острова).

На Афоне в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре в канун дня памяти великомученика совершается вечерняя служба с чтением особого канона святому.

С 1616 года в монастыре Воплощения Господня в Мадриде (Испания) хранится стеклянный пузырек с кровью святого Пантелеймона. Каждый год в день его памяти кровь великомученика из твердого состояния приобретает жидкое. Это чудо не происходило только в период Первой мировой войны (1914 — 1918). А также во время гражданской войны в Испании в 1936 году. Ежегодно верующие приезжают в Мадрид, чтобы поклониться святыне. С 1993 года запретили к ней прикладываться, чудо можно увидеть только через телевизионные камеры.

Любовь к целителю Пантелеймону не ослабевает и в наши дни. Так, в 2013 году в день его памяти в городе Батайске (Ростовская область) поставили пятиметровый бронзовый памятник великомученику.

Святой великомученик Пантелеймон: в чем помогает

Святитель Иоанн Златоуст (около 347 — 407) говорил:

«Хороший пастух не только отгоняет волков, но и со всей заботливостью лечит заболевших овец, ибо какая польза, если овцы, хоть и избегают пасти зверей, но истребляются болезнью».

Эти слова можно отнести к безмездному целителю Пантелеймону, который своей жизнью (и даже смертью) приводил людей к истинной вере и исцелял больных. Святой угодник Божий помогает верующим, обращающимся к нему за помощью в излечении от своих телесных болезней. Врачи считают его своим небесным покровителем.

Молитва святому Пантелеимону

О, великий угодниче Христов, страстотерпче и врачу многомилостивый, Пантелеимоне! Умилосердися надо мною, грешным рабом, услыши стенание и вопль мой, умилостиви небеснаго, верховнаго Врача душ и телес наших, Христа Бога нашего, да дарует ми исцеление от гнетущаго мя недуга.

Читайте также:  Симон Кананит: житие святого, день памяти, молитва

Приими недостойное моление грешнейшаго паче всех человек, посети мя благодатным посещением, не возгнушайся греховных язв моих, помажи елеем милости твоея и исцели мя; да, здрав сый душею и телом, остаток дний моих, благодатию Божиею, возмогу провести в покаянии и угождении Богу и сподоблюся восприяти благий конец жития моего. Ей, угодниче Божий! Умоли Христа Бога, да предстательством твоим дарует ми здравие телу и спасение души моей. Аминь.

Тропарь

Страстотерпче святый и целебниче Пантелеимоне, моли Милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.

Кондак

Подражатель сый Милостиваго, и исцелений благодать от Него прием, страстотерпче и мучениче Христа Бога, молитвами твоими душевныя наша недуги исцели, отгоня присно борца соблазны от вопиющих верно: спаси ны, Господи.

Величание

Величаем тя, страстотерпче святый, великомучениче и целебниче Пантелеимоне, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.

Православные Добровольцы

Портал православного молодежного волонтерского движения

День памяти святого апостола и евангелиста Матфея

Сегодня день памяти одного из 12-ти апостолов, сопровождавших Иисуса Христа — святого Матфея.

Одно из первых Евангелий принадлежит перу Апостола и Евангелиста Матфея (около 41 г. по Р.Х.). Написано оно было в Палестине и впоследствии было переведено на греческий. Все рукописи первого Евангелия сохранились до нашего времени на греческом языке, но есть мнения, что Апостол Матфей писал его на арамейском (на нем говорил и Сам Иисус Христос).

Оно было написано раньше всех. Но что мы знаем о нем? Когда слышим чтение Евангелия от Матфея, кого мы рисуем себе в воображении? Чья жизнь и подвиг знакомы нам? Или мы тихо стоим и думаем о своем? Вместе с тем, жизнь этого удивительного Апостола и его подвиг были далеко не ординарными.

Матфей пишет Евангелие

Матфей, или как его еще называли Левий, брат Апостола Иакова Алфеева, сын Алфея. Он родился в городе Капернауме в достаточно состоятельной семье. Но не пользовался любовью и уважением, его все ненавидели, потому что он был мытарем (сборщиком налогов). В Палестине из всех чиновников мытари были самые ненавистные для жителей.

Считалось даже грехом общаться с ними, и люди сторонились Матфея. Мытари почитались язычниками, собирали пошлины с людей и использовали откуп от них в своих, нередко корыстных целях. Несмотря на то, что будущий апостол занимался греховными делами и был, по сути, грешником, он никогда не превозносил себя, а наоборот, признавал свое непотребство, в отличие от фарисеев, чья святость была мнимой и придуманной ими самими для утешения своей совести.

Чему же мы можем научиться у апостола и евангелиста Матфея?

Левий Матфей сидел на берегу моря и собирал налоги с населения. Возможно, был чудесный солнечный день, или наоборот небо было пасмурное и дождливое. Но одно точно — Матфей никак не ожидал, как сильно изменится его жизнь через несколько мгновений. И Солнце, наш Господь Иисус Христос, освятит его жизнь. Независимо от погоды, у Матфея появилось Солнце, но света невечернего, вечного, дивного. Господь посмотрел на Матфея, и позвал его, сказав:

“Иди за Мной!” Мытарь не колебался, оставив все, не размышляя ни секунды, он отправился вслед за Господом.

Матфей в великой радости и благодарности накрыл огромный стол в своем доме. Сделал великое угощение всем, позвав всех своих родственников, друзей и знакомых. Господь не гнушался такого общества грешников и разделил с ними трапезу. Среди присутствующих на трапезе были и фарисеи, которые возмутились и осудили Господа, потому что он пил и ел с грешниками и мытарями. На их (фарисеев) замечание Он ответил:

«Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:13).

Хочется еще раз обратить внимание на то, как вел себя презренный мытарь. Он не удивился, не превозносился, не раздумывал, он кротко ответил: «Да, Господи!». Может поэтому Господь и выбрал его, мытаря? Не просвещенного, образованного фарисея, а мытаря? Потому что хоть и внешне мытарь вел греховный образ жизни, но сердце его не возносилось от мнимой своей праведности, и он не колебался, отсек от себя все лишнее и сделался верным Господу даже до смерти. Потому что Богу важно наше сердце, Он зрит прямо в него, и для Господа презренный и всеми ненавидимый мытарь был чище, лучше того, кто, видимо, был праведником, а сердце было закрыто от света Христова.

Апостол Матфей вошел в число 12-ти Апостолов, избранных Господом. Господь совершил много путешествий по Галилее и Иудее, творя многие и великие Чудеса, исцеляя больных, помогая тем, кто совсем отчаялся и уже не ждал помощи, Господь наставлял и говорил Свое Слово. Рядом всегда же были Его Апостолы, в числе которых был и апостол Матфей, который записывал и собирал все драгоценные Слова Спасителя.

Апостол Матфей стал свидетелем крестных страданий нашего Господа Иисуса Христа и Его искупительной смерти. После же Воскресения Христова Апостол с благовествованием о Спасителе и спасении мира обошел многие страны.

Христос призывает Матфея

Перед тем, как отправиться с проповедью в дальние страны, Апостол, по просьбе иудеев, остававшихся в Иерусалиме, написал Евангелие, оставив для них учение Иисуса Христа. Спустя 8 лет, по Его Вознесении, было написано первое Евангелие от Матфея.

Матфей посетил несколько стран. В их числе Сирия, Мидия и Персия. Многие потому, что в ту пору земли еще не были так населены. Апостолы передвигались чаще пешком, либо морскими путешествиями, многие переходы отнимали много времени и сил, и часто были просто опасными для жизни. Так, ночь в пустыни не может не таить в себе опасности. Помимо змей, скорпионов, койотов и прочих обитателей, в пустыне ночью холодно. Апостолы не брали с собой лишнего, поэтому вполне можно разуметь, какие тяготы они претерпевали, проходя многие километры и проповедуя ангельскую весть о спасении людей нашим Богом…

Свой подвиг Апостол и евангелист Матфей окончил в Эфиопии. Люди, жившие там, отличались очень дикими и грубыми нравами и обычаями. Своей проповедью Матфей некоторых обратил к вере. Устроил Церковь и основал храм в городе Мирмены. Епископом же поставил своего спутника по имени Платон. Матфей взошел на гору, близ находящуюся, и стал в посте и молитве взывать к Богу, об обращении к вере того народа. Господь услышал.

Во время молитвы к Матфею явился Сам Господь, Он дал ему жезл и сказал поставить возле дверей Храма. Господь сказал, что из жезла вырастет дерево и будут с него плоды, а из корня будет истекать источник воды. Омывшись и вкусив плоды, эфиопы будут изменяться и внутренне и внешне. Станут добрыми и смиренными.

Апостол Матфей и ангел

Апостол Матфей сделал так, как повелел ему Господь. Жезл стал деревом и на нем налилось много сочных и спелых плодов. Из корней дерева истек ручей чистой воды. Люди приходили, пили воду, вкушали плоды с дерева и после этого преображались. Многих язычников обратили на истинный путь эти чудеса. О таких чудесах узнал и правитель этого города – Фулвиан.

Но Фулвиан, будучи язычником, не стерпел такого. Хотя поначалу и обрадовался исцелению супруги и сына. По наущению бесовскому замыслил погубить Матфея.

Апостола схватили и положили его на землю лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. Но увидели, что костер никак не вредит Матфею. Народ пришел в ликование и славил Бога. Фулвиан же, только еще более того рассердился.

Тогда Фулвиан, не желая замечать очевидного и признать Силу Божию, приказал принести и облить апостола Матфея смолой. Вокруг костра он поставил 12 золотых идолов, призывая их на помощь, чтобы погубить Апостола. Пламя обратилось против идолов, и они растаяли, как воск. И обожги Фулвиана (Да Воскреснет Бог и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его все ненавидящие Его; Яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением…) Испугавшись, Фулвиан просил Апостола о помощи в покорении пламени. По молитве апостола Матфея огонь улегся, и тело его осталось невредимым. Фулвиан раскаялся и хотел вытащить Апостола из огня, но святой апостол Матфей помолившись, предал свою душу в руки Господа (кончина Апостола была примерно 60 года по Р.Х.).

Мученичество Матфея

Фулвиан не оставил своих сомнений, хоть и раскаялся. Он положил тело Святого Матфея в железный гроб, который залили со всех сторон оловом и бросили в море. Фулвиан сказал, что если Бог сохранит тело Матфея от потопления, то Он есть Единый и Великий Всемогущий Бог и нет других Богов, кроме Него. И только Ему Одному следует служить и поклоняться.

Ночью того же дня в сонном видении епископу Платону явился апостол Матфей, и указал, где можно обрести его тело. Епископ Платон со всеми верующими и Фулвиан вместе со своей свитой вышли на берег моря и нашли гроб с мощами апостола Матфея. Гроб был перенесен со всеми почестями в храм, который был построен Апостолом. Фулвиан признал Господа Иисуса Христа Спасителем и искупителем и единым Богом во Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице. Просил прощения у апостола Матфея. Епископ Платон крестил Фулвиана с именем Матфей, нарекая его так, повинуясь воле Божией. Фулвиан – Матфей стал пресвитером и отказался от власти. По смерти же епископа Платона, ему явился апостол Матфей и указал занять место епископа. Будучи епископом, он много проповедовал Слово Божие, подражая и продолжая дело своего Небесного Покровителя.

Святой Матфей, апостол Эфиопии, бывший римский мытарь Левий Матфей, является не только покровителем этого имени, но и города Салерно в Италии, куда, по преданию, в X веке были перенесены его мощи, где они хранятся по сегодняшний день.

Кафедральный собор Салерно назван в честь святого Апостола и Евангелиста Матфея – в нем хранятся мощи апостола. Собор воздвигнут при Roberto il Guiscardo между 1076 и 1085 годами.

А еще он объявлен покровителем налоговых органов едва ли не во всех странах мира. Матфей считается покровителем не только налоговиков, но и всех, кто так или иначе связан с финансами: таможенников, бухгалтеров и биржевых брокеров.

В 2000 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил начинание считать святого апостола Матфея небесным покровителем российской налоговой полиции. Для наших отечественных налоговиков, таможенников, бухгалтеров и биржевых брокеров этот праздник именно сегодня, 29 ноября. Это первый случай в новейшей истории, когда святой «официально назначен» Цер­ковью опекать государственную структуру. И то, что первыми получили небесного по­кровителя именно налоговые полицейские, выражаясь библейским языком, мытари, не просто так.

В 2000 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил начинание считать святого апостола Матфея небесным покровителем российской налоговой полиции

Многие ошибочно считают Что Матфий и Матфей – это одна и та же личность. Но стоит внести ясность. Их не следует путать. Апостол Матфей был призван Богом одним из первых 12-ти Апостолов. Матфий (лат.Matthias) (память совершается 9 августа) был призван последним по жребию, и занял место среди 12-ти Апостолов, вместо отпавшего Иуды Искариота. Ранее он был одним из 70 учеников Иисуса Христа. Матфей – Апостол и Евангелист, Матфий – Апостол. В переводе с арамейского очень легко увидеть различия в их именах: Матфей – Маттайя (в переводе «дар Господень»), Матфий – Маттий.

Христос Виноградная Лоза

Вот чему учит нас жизнь Апостола и Евангелиста Матфея. «И последнего сделаю первым».

А готовы ли Вы также пойти вслед за Христом, как это сделал апостол Матфей? Сказать Богу: «Да»? Сможете ли вы ответить на этот вопрос, без излишних думаний?

И поздравьте всех Матвеев с днем Ангела!

ТРОПАРЬ И КОНДАК СВЯТОМУ АПОСТОЛУ И ЕВАНГЕЛИСТУ МАТФЕЮ

Усердно от мытницы к звавшему Владьще Христу, явльшуся на земли человеком за благость, Тому последовав, апостол избранный явился еси и благовестник Евангелия вселенней велегласен. Сего ради чтим честную память твою, Матфее Богоглаголиве, моли милостиваго Бога, да грехов оставление подаст душам нашим.

Мытарства иго отверг, правды игу притяглся еси и явился еси купец всеизряднейший, богатство принес, тоже с высоты премудрость. Отонудуже проповедал еси Истины слово и унылых подвигл еси души, написав час судный.

МОЛИТВА СВЯТОМУ АПОСТОЛУ МАТФЕЮ

О, преславный апостоле Матфее, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услыши чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся.
О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся й конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.