Иаков Алфеев: житие святого, день памяти, молитва

Молитвы Апостолу Иакову Алфееву

ПОСТОЯННОЕ МЕСТО ПУБЛИКАЦИИ:
СБОРНИК “МНОГО МЫ ВСТРЕЧАЕМ ЧИСТОТЫ!”

Апостол Иа;ков Алфеев, брат евангелиста Матфе;я
ДНИ ПАМЯТИ
13 июля – Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов

ЖИТИЕ
Жизнь и труды апостолов – Святой апостол Иаков Алфеев

Брат апо­сто­ла и еван­ге­ли­ста Мат­фея († 60 г.; па­мять 16/29 но­яб­ря), быв­ше­го преж­де мы­та­рем. Был при­зван Са­мим Гос­по­дом в чис­ло 12 апо­сто­лов и вме­сте с про­чи­ми был по­слан на про­по­ведь.

По­сле со­ше­ствия Свя­то­го Ду­ха про­по­ве­до­вал сна­ча­ла в Иудее, за­тем со­пут­ство­вал св. апо­сто­лу Ан­дрею Пер­во­зван­но­му († 62 г.; па­мять 30 но­яб­ря/13 де­каб­ря) в Едес­су. Рас­про­стра­нял еван­гель­ское бла­го­ве­стие в Га­зе, Елев­фе­ро­по­ле и со­пре­дель­ных им ме­стах, от­ту­да от­пра­вил­ся в Еги­пет. Здесь, в го­ро­де Остра­цине (при­мор­ский го­род на гра­ни­це с Па­ле­сти­ной), был рас­пят на кре­сте.

См. так­же: «Жи­тие свя­то­го Апо­сто­ла Иа­ко­ва Ал­фе­е­ва» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

См. так­же: «Со­бор свя­тых слав­ных и все­х­валь­ных две­на­дца­ти Апо­сто­лов» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

БОГОСЛУЖЕНИЯ
Минея. 9-е октября
МОЛИТВЫ
Тропарь апостолу Иакову Алфееву, глас 3
Апо;столе святы;й Иа;кове,/ моли; Ми;лостиваго Бо;га,/ да прегреше;ний оставле;ние// пода;ст душа;м на;шим.

Перевод: Апостол святой Иаков, моли Милостивого Бога, да прегрешений прощение подаст душам нашим.

Кондак апостолу Иакову Алфееву, глас 2
Тве;рдо му;дрости догма;ты в ду;ши благочести;вых вложи;вшаго/ похвала;ми да ублажи;м я;ко Боговеща;теля вси Иа;кова:/ Престо;лу бо сла;вы Влады;чню предстоя;/ и со все;ми А;нгелы ра;дуется,// моля; непреста;нно о всех нас.

Перевод: Твердо мудрость догматов в души благочестивых вложившего, похвалами прославим все Иакова как проповедающего Бога, ибо Престолу славы Владыки предстоя, он со всеми ангелами радуется, моля непрестанно обо всех нас.

КАНОНЫ И АКАФИСТЫ
КАНОН СВЯТОМУ АПОСТОЛУ ИАКОВУ АЛФЕЕВУ
Творение Феофаново

Пе;снь 1
Ирмо;с: Я;ко по су;ху пешеше;ствовав Изра;иль по бе;здне стопа;ми, гони;теля фарао;на ви;дя потопля;ема, Бо;гу побе;дную пе;снь пои;м, вопия;ше.

Припев: Святы;й апо;столе Иа;кове, моли; Бо;га о на;с.

Ру;ку ми; да;ждь, Богови;дче и учениче; Христо;в, Иа;кове, честны;й тво;й пра;здник похвали;ти устреми;вшуся, и све;т се;рдцу моему; твои;ми моли;твами возсия;й.

Струя;ми Боже;ственныя му;дрости напое;н, река; исте;кл еси; от рая; сла;дости и земно;е лице; тече;ньми благоче;стия и;стинно я;ве напои;л еси;.

Свяще;ннейшему ли;ку учени;к Христо;вых счета;лся еси;, Иа;кове, исполня;я число; двонадеся;тных; с ни;миже, Влады;це предстоя;, на;с помина;й.

Богоро;дичен: Тя;, Пречи;стая Де;во, не;бо простры;й Госпо;дь и зе;млю основа;вый, не;бо земно;е на;м яви;л е;сть, из Тебе; проше;д пло;тию.

Пе;снь 3
Ирмо;с: Не;сть свя;т, я;коже Ты;, Го;споди Бо;же мо;й, вознесы;й ро;г ве;рных Твои;х, Бла;же, и утверди;вый на;с на ка;мени испове;дания Твоего;.

Боже;ственнаго Ду;ха я;ве прие;м зарю;, во тьме; су;щим, я;ко у;тро, показа;лся еси; све;тло, Со;лнца мы;сленнаго возвеща;я все;м явле;ние.

Нога; твоя; ста; я;вственно в пра;вости, блаже;нне, у Царя; Пра;ваго же и Блага;го, лику;ющи боголе;пно и ше;ствующи стезю; Небе;сную.

Сы;на Безнача;льна Бо;жия, вся; творя;щаго Боже;ственною вла;стию, неле;стна Тайноучи;теля, зна;ния и;стины тя; науча;юща, име;л еси;, Иа;кове.

Богоро;дичен: Мари;е, все;х наде;ждо на Тя; наде;ющихся, ро;ждши Сло;во, воплоще;нное на;с ра;ди, разли;чных мя; напа;стей и бе;д, Пречи;стая, изба;ви.

Седа;лен, гла;с 8
Му;дрость и;стинно учи;теля име;в, тя; науча;ющую су;щим па;че ума;, му;дрость объюро;дил еси; е;ллинскую, богодухнове;нне; и язы;ком бы;л еси; свети;льник Боже;ственный, благоче;стия словесы; направля;я безу;мныя. Те;м изба;вленнии тобо;ю от пре;лести, досто;йно пое;м тя; и ве;рно ублажа;ем, богоглаго;ливе Иа;кове: моли; Христа; Бо;га грехо;в оставле;ние пода;ти чту;щим любо;вию святу;ю па;мять твою;.

Богоро;дичен: Со;лнца о;блаче разу;мнаго, Боже;ственнаго Све;та Свети;льниче златокова;нный, Нескве;рная, Небла;зная, Всенепоро;чная Влады;чице, омраче;нную ду;шу мою; ослепле;нием страсте;й безстра;стия заре;ю просвети;, молю;ся; и оскверне;нное мое; се;рдце омы;й пото;ки умиле;ния, покая;ния же слеза;ми, и от тиме;ния мя; очи;сти де;л мои;х, да любо;вию зову; Ти;: Богоро;дице Присноде;во, моли; Христа; Бо;га прегреше;ний оставле;ние пода;ти ми;, Тебе; бо име;ю наде;жду, ра;б Тво;й.

Пе;снь 4
Ирмо;с: Христо;с моя; си;ла, Бо;г и Госпо;дь, Честна;я Це;рковь боголе;пно пое;т, взыва;ющи от смы;сла чи;ста о Го;споде пра;зднующи.

Са;м тя; Госпо;дь Еди;н Святы;й честно;му ли;ку ученико;в, блаже;нне, сочета;, честно;е и све;тлое жития; твоего; прови;девый.

Чуде;с испо;лнен Боже;ственнаго Ду;ха бы;в, богопропове;дниче, чудотвори;ши бо, неду;ги отгоня;я, и лука;вства духо;в челове;ки свободи;л еси;.

Боже;ственное сия;ние, наше;дшее се;рдцу твоему;, блаже;нне, богосве;тло сие; соде;ла и прия;тно па;че ума; дарова;ний сотвори;.

Богоро;дичен: Боже;ственным Твои;м Рождество;м, Де;во Всечи;стая, а;нгельстии чи;ни и земны;х собо;ри совокупи;шася; Миронача;льника бо Христа; и Спа;са все;х родила; еси;.

Пе;снь 5
Ирмо;с: Бо;жиим све;том Твои;м, Бла;же, у;тренюющих Ти; ду;ши любо;вию озари;, молю;ся, Тя; ве;дети, Сло;ве Бо;жий, И;стиннаго Бо;га, от мра;ка грехо;внаго взыва;юща.

Со;лнцу, блаже;нне, у;мному собесе;дник бы;в, лучи; ты; отту;ду прие;мля, е;же по существу; пе;рвый То;й е;сть, вторы;й по благода;ти бы;л еси;, сла;вне.

У;м чисте;йший име;в, све;тло же и чи;сто се;рдце ты; стяжа;в, вопло;щшагося Бо;га ви;дел еси;, непостижи;маго ра;зумом.

Уступа;ет ти;, учениче;, вся;ко проро;чество, и вся;ко законоположе;ние, пребога;те; те;ми бо дре;вле Пропове;даемаго самови;дно сподо;бился еси;, блаже;нне, ви;дети.

Богоро;дичен: Се;, Де;во, проро;чески име;ла еси; во чре;ве Твое;м, Су;щаго над все;ми Влады;ку и Го;спода, и неизрече;нно Сего;, Чи;стая, родила; еси;, Де;во, по Рождестве; нетле;нна пребы;вши.

Пе;снь 6
Ирмо;с: Жите;йское мо;ре, воздвиза;емое зря; напа;стей бу;рею, к ти;хому приста;нищу Твоему; прите;к, вопию; Ти;: возведи; от тли; живо;т мо;й, Многоми;лостиве.

Но;ги твоя; кра;сныя ми;р неле;стно я;ко благовеству;юще, ми;р су;що преесте;ственный, и у;м преиму;щий, учениче; Христо;в всече;стне.

Разуме;ти та;инство и пропове;дати стра;шное Бо;жия воплоще;ния сподо;бился еси;, Иа;кове, перводе;льныя лучи; прие;мый от Самаго; Высоча;йшаго, приснопа;мятне.

Неизрече;ннаго све;та сия;я све;тлостьми досто;йно, верхо;вный Христо;в апо;столе, приле;жно моли;ся о творя;щих па;мять твою;, сла;вне, пречестну;ю.

Богоро;дичен: Все;ми влады;чествующа тва;рьми я;ко Бо;га Блага;го ро;ждши, согреше;ний мои;х, Пречи;стая, стру;пы до конца; потреби;, благоутро;бна содева;ющи Ро;ждшагося из Тебе;.

Конда;к, гла;с 2
Тве;рдо му;дрости догма;ты в ду;ши благочести;вых вложи;вшаго похвала;ми да ублажи;м я;ко Боговеща;теля вси; Иа;кова: Престо;лу бо сла;вы Влады;чню предстоя; и со все;ми А;нгелы ра;дуется, моля; непреста;нно о все;х на;с.

И;кос
Я;ко учени;к Христо;в и дру;г Невеще;ственным лико;м спребыва;яй при;сно, и, Све;том озаря;емь невече;рняго светодая;ния, ума; моего; тьму; разреши;, всеблаже;нне: я;ко да твою; светоно;сную па;мять воспою;, ю;же пое;т вся; тва;рь, благоче;стно пра;зднующи дне;сь; все;х бо ве;рных наста;вник и свети;льник бы;л еси;, Иа;кове, моля; непреста;нно о все;х на;с.

Пе;снь 7
Ирмо;с: О;троцы в Вавило;не, пе;щнаго пла;мене не убоя;шася, но посреде; пла;мене вве;ржени, ороша;еми, поя;ху: благослове;н еси;, Го;споди, Бо;же оте;ц на;ших.

Све;тлостьми и сия;ньми Ду;ха просвеще;ннаго, язы;к мно;жество се;мя Боже;ственное тя; имену;ет, зову;ще: благослове;н еси;, Го;споди, Бо;же оте;ц на;ших.

Му;дростию укра;шен богодарова;нною ти; разори;л еси; мирску;ю му;дрость, богому;дренно зовы;й, апо;столе: благослове;н еси;, Го;споди, Бо;же оте;ц на;ших.

Во всю; зе;млю изы;де веща;ние твое;, апо;столе Иа;кове, е;же возвести;л еси;, я;ко гро;м, все;м страна;м, прему;дре, Воплоще;нное Сло;во досто;йно пропове;дая.

Богоро;дичен: Святы;х святе;йши, Де;во Ма;ти, Ты; была; еси;, я;ко ро;ждши Бо;га несказа;нно, Его;же воспева;юще, непреста;нно зове;м: благослове;н еси;, Го;споди, Бо;же оте;ц на;ших.

Пе;снь 8
Ирмо;с: За зако;ны оте;ческия блаже;ннии в Вавило;не ю;ноши, предбе;дствующе, царю;ющаго оплева;ша повеле;ние безу;мное и, совоку;плени и;мже, не свари;шася огне;м, Держа;вствующему досто;йную воспева;ху пе;снь: Го;спода по;йте дела; и превозноси;те во вся; ве;ки.

Священноучени;к, Небе;сным науче;н и;стинно, блаже;нне, та;инством, проше;л еси; всю; вселе;нную, апо;столе, пропове;дая велегла;сно сло;во ве;ры Христо;вы и науча;я неизрече;нною благода;тию: Го;спода воспева;йте дела; и превозноси;те во вся; ве;ки.

Бога;т бы;л еси; и блаже;н, сподо;блен вся;каго блаже;нства, я;ко собесе;дник и сообита;тель бы;в Влады;це, и коне;чное и;стинно жре;бием до;бре обога;щся, и Сло;ву, свеселя;ся, воспева;ше: Го;спода по;йте дела; и превозноси;те во вся; ве;ки.

За ми;р моли;твенник изя;щнейший ко Спа;су ста;ни, блаже;нне апо;столе, прося; свы;ше бога;тнаго ми;ра Це;рквам, и хва;лящим тя; ве;рно прегреше;ний оставле;ние, и душа;м спасе;ние, вопию;щим: Го;спода по;йте дела; и превозноси;те во вся; ве;ки.

Богоро;дичен: Ты; спасе;ния все;м Хода;таица, Богома;ти, яви;лася еси;, Еди;на Всепе;тая, Спа;са ро;ждши Бо;жия, Бо;га Сло;ва, изба;вльшаго на;с дре;вния кля;твы и благослове;ние дарова;вшаго ве;рою зову;щим: Го;спода по;йте дела; и превозноси;те во вся; ве;ки.

Пе;снь 9
Ирмо;с: Не рыда;й Мене;, Ма;ти, зря;щи во гро;бе, Его;же во чре;ве без се;мене зачала; еси;, Сы;на: воста;ну бо, и просла;влюся, и вознесу; со сла;вою непреста;нно я;ко Бо;г ве;рою и любо;вию Тя; велича;ющия.

Яви;лся еси; ми;ру, я;коже мо;лния претека;я, во тьме; дре;вле и се;ни неве;дения седя;щия, влеки;й ко Све;ту незаходи;мому Вопло;щшагося Единоро;днаго Сы;на, Его;же самови;дец и де;йственный слуга; бы;л еси;, блаже;нне; Его;же велича;ем.

Бу;рное, блаже;нне, от небесе; носи;мое дыха;ние прие;м и язы;ком огнедохнове;нным обога;щся, пожига;еши, я;ко те;рние, безбо;жную мирску;ю му;дрость, свеща;тельными заря;ми пропове;дания Христо;ва сия;я и мра;к разоря;я, Богоблаже;нне.

Приими;, Богогла;се апо;столе Иа;кове, моле;бную пе;снь, ю;же ти; прино;сим, твою; пра;зднующе пречестну;ю и пресве;тлую па;мять; изба;ви от грехо;в рабы; твоя;, верхо;вный Христо;в апо;столе, приле;жно моля;ся, да досто;йно тя; велича;ем.

Богоро;дичен: Я;ко неискусому;жно во чре;ве Твое;м прие;мши Сло;во, пребыла; еси; Нетле;нна, Пречи;стая Де;во, и ро;ждши на;м Емману;ила, су;щаго вку;пе Бо;га и Челове;ка. Сего; сугу;ба естество;м ве;дуще, Тя; велича;ем.

Свети;лен
Не я;ко сы;на Алфе;ева, но я;ко ученика; Сло;ва, разуме;ем тя;, Иа;кове, апо;столов сла;во: и;бо Боже;ственное сия;ние я;вственно прия;л еси; и благода;ть чуде;с отгоня;ти неду;ги от челове;к, ве;рою соверша;ющих всесвяще;нную па;мять твою;.

Богоро;дичен: Я;ко иму;щи благоутро;бие и ми;лость вели;кую, Богоро;дице Де;во, при;зри, Пренепоро;чная, на мое; смире;ние и стра;стную бу;рю и печа;лей нахожде;ние разжени;, Чи;стая, и огня; гее;нскаго изба;ви мя; Твои;ми моли;твами.

ХРАМЫ
Список храмов с престольным праздником апостола Иакова Алфеева.

Апостол иаков алфеев молитва

Полное описание: Апостол иаков алфеев молитва – в детальных подробностях для наших читателей.

Апостол иаков алфеев молитва

Апостолу Иакову Алфееву (тропарь и кондак)

А по́столе святы́й Иа́кове, / моли́ Ми́лостиваго Бо́га, / да прегреше́ний оставле́ние // пода́ст душа́м на́шим.

Т ве́рдо му́дрости догма́ты в ду́ши благочести́вых вложи́вшаго / похвала́ми да ублажи́м я́ко Боговеща́теля вси Иа́кова: / Престо́лу бо сла́вы Влады́чню предстоя́ / и со все́ми А́нгелы ра́дуется, // моля́ непреста́нно о всех нас.

Новости

    17 Сентябрь 2019

Обновления на сайте

В раздел БОГОСЛУЖЕБНЫЙ УСТАВ добавлены:

Обновление на сайте

Объявления

    08 Июль 2014

Внимание!

Уважаемые пользователи, скачать богослужебные книги Вы можете на сайте ДЬЯЧОК , который является приложением к сайту Псаломщик.

ПОИСК ПО САЙТУ

Чтобы быстро найти нужную вам информацию, воспользуйтесь Поиском по сайту Псаломщик находящимся на главной странице.

МОЛИТВА святого Апостола Иакова Алфеева


МОЛИТВА святого Апостола Иакова Алфеева


Житие святого Апостола Иакова Алфеева

Святой апостол Иаков был сыном Алфея и братом апостола и Евангелиста Матфея, прежде бывшего мытарем. Когда Господь наш Иисус Христос, пребывая на земле во плоти, избрал в достоинство апостольское простых и благочестивых людей, чтобы послать их на проповедь Евангелия во вселенную, тогда избрал Он и сего Иакова и, как достойного, причел его к апостольскому лику (Мф.10:3; Мрк.3:18; Лк.6:15). И стал Иаков одним из числа двенадцати апостолов, самовидцем и слугою Христовым, проповедником Его таин и Его последователем1. Приняв с другими апостолами Духа Святого, сошедшего на них в огненных языках2 , он отправился к язычникам проповедовать Христа и наставлять заблудших на путь спасения. Разжегшись огнем ревности Божественной, он попалял терния безбожия, сокрушал идолов, храмы их разорял, врачевал различные недуги, отгонял от людей духов лукавых и многое множество людей привел к Христу, чрез что приобрел себе и новое имя: семя Божественное. Ибо он насеял в сердцах человеческих Божие слово, насадил веру и возрастил благочестие: ради сего он и был наименован Божественным семенем.

Обходя многие страны, он сеял семя небесное, собирал жатву спасения человеческого и окончил земное течение свое Христовыми стопами: будучи подражателем Христовых страданий, он предал дух Богу пригвожденным на кресте3.

И было собрано сие Божественное семя, святой Иаков, с плодами, принесенными сторицею, в небесную житницу; там насыщаясь сам видением лица Божия, он и для нас ходатайствует своими молитвами о том же насыщении.

Кондак, глас 2:
Твердо мудрости догматы в душы благочестивых вложившаго, похвалами да ублажим, яко боговещателя вси Иакова: престолу бо славы Владычню предстоя, и со всеми ангелы радуется, моля непрестанно о всех нас.

Читайте также:  Пётр: житие святого, день памяти, молитва

1 Вместе с прочими апостолами Иаков Алфеев был послан Господом на проповедь. Мф.10:3.
2 По вознесении Господнем Иаков Алфеев пребывал вместе с другими апостолами в Иерусалиме в Сионской горнице (Деян.1:13), также как и некоторое время после сошествия Св. Духа (6:2).
3 Ап. Иаков Алфеев совершал апостольское служение сначала в Иудее, потом сопутствовал ап. Андрею Первозванному в Едессу (Едесса – нынешняя Орфа – древний знаменитый город Месопотамии на р. Евфрате), проповедовал учение Христово в Газе (один из самых древнейших городов Филистимских на границе с царством Иудейским, во времена апостольские принадлежавший Сирии) и Елевферополе (город Южной Палестины на дороге между Иерусалимом и Газою) и сопредельных им местах, откуда отправился в Египет и здесь в городе Острацине (приморский город на границе с Палестиною) запечатлел апостольские труды свои мученическою смертью на кресте.

Жития святых

Память 9 октября

Святой апостол Иаков был сыном Алфея и братом апостола и Евангелиста Матфея, прежде бывшего мытарем. Когда Господь наш Иисус Христос, пребывая на земле во плоти, избрал в достоинство апостольское простых и благочестивых людей, чтобы послать их на проповедь Евангелия во вселенную, тогда избрал Он и сего Иакова и, как достойного, причел его к апостольскому лику ( Мф.10:3 ; Мк.3:18 ; Лк.6:15 ). И стал Иаков одним из числа двенадцати апостолов, самовидцем и слугою Христовым, проповедником Его таин и Его последователем 6444 . Приняв с другими апостолами Духа Святого, сошедшего на них в огненных языках 6445 , он отправился к язычникам проповедовать Христа и наставлять заблудших на путь спасения. Разжегшись огнем ревности Божественной, он попалял терния безбожия, сокрушал идолов, храмы их разорял, врачевал различные недуги, отгонял от людей духов лукавых и многое множество людей привел к Христу, чрез что приобрел себе и новое имя: семя Божественное. Ибо он насеял в сердцах человеческих Божие слово, насадил веру и возрастил благочестие: ради сего он и был наименован Божественным семенем.

Обходя многие страны, он сеял семя небесное, собирал жатву спасения человеческого и окончил земное течение свое Христовыми стопами: будучи подражателем Христовых страданий, он предал дух Богу пригвожденным на кресте 6446 .

И было собрано сие Божественное семя, святой Иаков, с плодами, принесенными сторицею, в небесную житницу; там насыщаясь сам видением лица Божия, он и для нас ходатайствует своими молитвами о том же насыщении.

Кондак, глас 2:

Твердо мудрости догматы в души благочестивых вложившаго, похвалами да ублажим, яко боговещателя вси Иакова: престолу бо славы Владычню предстоя, и со всеми ангелы радуется, моля непрестанно о всех нас.

Вместе с прочими апостолами Иаков Алфеев был послан Господом на проповедь. Мф.10:3 .

По вознесении Господнем Иаков Алфеев пребывал вместе с другими апостолами в Иерусалиме в Сионской горнице ( Деян.1:13 ), также как и некоторое время после сошествия Св. Духа (6:2).

Ап. Иаков Алфеев совершал апостольское служение сначала в Иудее, потом сопутствовал ап. Андрею Первозванному в Едессу (Едесса – нынешняя Орфа – древний знаменитый город Месопотамии на р. Евфрате), проповедовал учение Христово в Газе (один из самых древнейших городов Филистимских на границе с царством Иудейским, во времена апостольские принадлежавший Сирии) и Елевферополе (город Южной Палестины на дороге между Иерусалимом и Газою) и сопредельных им местах, откуда отправился в Египет и здесь в городе Острацине (приморский город на границе с Палестиною) запечатлел апостольские труды свои мученическою смертью на кресте.

Апостол Иаков Алфеев

Святой апостол Иаков был сыном Алфея и братом апостола и Евангелиста Матфея, прежде бывшего мытарем. Когда Господь наш Иисус Христос, пребывая на земле во плоти, избрал в достоинство апостольское простых и благочестивых людей, чтобы послать их на проповедь Евангелия во вселенную, тогда избрал Он и сего Иакова и, как достойного, причел его к апостольскому лику (Мф.10:3; Мрк.3:18; Лк.6:15).

И стал Иаков одним из числа двенадцати апостолов, самовидцем и слугою Христовым, проповедником Его таин и Его последователем [1] . Приняв с другими апостолами Духа Святого, сошедшего на них в огненных языках [2] , он отправился к язычникам проповедовать Христа и наставлять заблудших на путь спасения.

Разжегшись огнем ревности Божественной, он попалял терния безбожия, сокрушал идолов, храмы их разорял, врачевал различные недуги, отгонял от людей духов лукавых и многое множество людей привел к Христу, чрез что приобрел себе и новое имя: семя Божественное. Ибо он насеял в сердцах человеческих Божие слово, насадил веру и возрастил благочестие: ради сего он и был наименован Божественным семенем.

Обходя многие страны, он сеял семя небесное, собирал жатву спасения человеческого и окончил земное течение свое Христовыми стопами: будучи подражателем Христовых страданий, он предал дух Богу пригвожденным на кресте [3] .

И было собрано сие Божественное семя, святой Иаков, с плодами, принесенными сторицею, в небесную житницу; там насыщаясь сам видением лица Божия, он и для нас ходатайствует своими молитвами о том же насыщении.

Твердо мудрости догматы в душы благочестивых вложившаго, похвалами да ублажим, яко боговещателя вси Иакова: престолу бо славы Владычню предстоя, и со всеми ангелы радуется, моля непрестанно о всех нас.

[1] Вместе с прочими апостолами Иаков Алфеев был послан Господом на проповедь. Мф.10:3.

[2] По вознесении Господнем Иаков Алфеев пребывал вместе с другими апостолами в Иерусалиме в Сионской горнице (Деян.1:13), также как и некоторое время после сошествия Св. Духа (6:2).

[3] Ап. Иаков Алфеев совершал апостольское служение сначала в Иудее, потом сопутствовал ап. Андрею Первозванному в Едессу (Едесса – нынешняя Орфа – древний знаменитый город Месопотамии на р. Евфрате), проповедовал учение Христово в Газе (один из самых древнейших городов Филистимских на границе с царством Иудейским, во времена апостольские принадлежавший Сирии) и Елевферополе (город Южной Палестины на дороге между Иерусалимом и Газою) и сопредельных им местах, откуда отправился в Египет и здесь в городе Острацине (приморский город на границе с Палестиною) запечатлел апостольские труды свои мученическою смертью на кресте.

Житие в изложении Святителя Димитрия Ростовского

Апостол Иаков, брат Господень

Апо­стол Па­вел в По­сла­нии к Га­ла­там пи­шет, что вме­сте с апо­сто­лом Пет­ром по­чи­та­лись стол­па­ми Церк­ви и апо­сто­лы Иа­ков и Иоанн. Свя­той Иа­ков был сы­ном Иоси­фа Об­руч­ни­ка от его пер­вой же­ны и по­то­му в Еван­ге­лии на­зы­ва­ет­ся бра­том Гос­под­ним.

Со­глас­но пре­да­нию, Гос­подь Иисус Хри­стос явил­ся ему по­сле Сво­е­го Вос­кре­се­ния и по­ста­вил его епи­ско­пом Иеру­са­лим­ской церк­ви. Та­ким об­ра­зом, на до­лю апо­сто­ла Иа­ко­ва вы­па­ла осо­бен­ная де­я­тель­ность: он не пу­те­ше­ство­вал с про­по­ве­дью по раз­ным стра­нам, как осталь­ные апо­сто­лы, а учил и свя­щен­но­дей­ство­вал в Иеру­са­ли­ме, име­ю­щем столь важ­ное зна­че­ние для хри­сти­ан­ско­го ми­ра.

Как гла­ва Иеру­са­лим­ской церк­ви, он пред­се­да­тель­ство­вал на Апо­столь­ском со­бо­ре в Иеру­са­ли­ме в 51 го­ду. Го­лос его здесь фак­ти­че­ски был ре­ша­ю­щим, и пред­ло­же­ние, сде­лан­ное им, ста­ло ре­зо­лю­ци­ей Апо­столь­ско­го со­бо­ра (Деян.15). Это об­сто­я­тель­ство име­ет важ­ное зна­че­ние вви­ду при­тя­за­ний ка­то­ли­ков воз­вы­сить апо­сто­ла Пет­ра на сте­пень гла­вы Церк­ви для то­го, чтобы за­тем утвер­дить это гла­вен­ство за рим­ским па­пой.

Зна­че­ние апо­сто­ла Иа­ко­ва еще бо­лее укреп­ля­ла его по­движ­ни­че­ская жизнь. Он был стро­гий дев­ствен­ник, не пил ни ви­на, ни дру­гих спирт­ных на­пит­ков, воз­дер­жи­вал­ся от мя­са, но­сил одеж­ду толь­ко льня­ную. Имел он обык­но­ве­ние уеди­нять­ся для мо­лит­вы в хра­ме и там ко­ле­но­пре­клон­но мо­лил­ся о сво­ем на­ро­де. Он так ча­сто про­сти­рал­ся на зем­лю в мо­лит­ве, что ко­жа на ко­ле­нях его огру­бе­ла.

Слу­же­ние апо­сто­ла Иа­ко­ва бы­ло труд­ное: сре­ди мно­же­ства са­мых ярых вра­гов хри­сти­ан­ства. Но он по­сту­пал с та­ким бла­го­ра­зу­ми­ем и спра­вед­ли­во­стью, что его ува­жа­ли не толь­ко хри­сти­ане, но и иудеи, и на­зы­ва­ли опо­рой на­ро­да и пра­вед­ни­ком.

Пре­бы­вая в долж­но­сти Иеру­са­лим­ско­го епи­ско­па око­ло 30 лет, он рас­про­стра­нил и утвер­дил свя­тую ве­ру в Иеру­са­ли­ме и во всей Па­ле­стине. Ко­гда апо­стол Па­вел в по­след­нее свое пу­те­ше­ствие по­се­тил апо­сто­ла Иа­ко­ва, то в то вре­мя со­бра­лись к нему пре­сви­те­ры, и об успе­хах хри­сти­ан­ской про­по­ве­ди сре­ди ев­ре­ев пе­ре­да­ли ему сле­ду­ю­щи­ми сло­ва­ми: «Ви­дишь, брат, сколь­ко ты­сяч уве­ро­вав­ших иуде­ев, и все они рев­ни­те­ли за­ко­на» (Деян.21:20). Мно­гие из ев­ре­ев об­ра­ща­лись к Церк­ви по од­но­му до­ве­рию к сло­ву пра­вед­ни­ка.

Ви­дя та­кое вли­я­ние апо­сто­ла, иудей­ские на­чаль­ни­ки ста­ли опа­сать­ся, как бы весь на­род не об­ра­тил­ся ко Хри­сту, и ре­ши­ли вос­поль­зо­вать­ся про­ме­жут­ком вре­ме­ни меж­ду отъ­ез­дом про­ку­ро­ра Фе­ста и при­бы­ти­ем на его ме­сто Аль­би­на (62 г. по­сле Р. X.) для то­го, чтобы или скло­нить Иа­ко­ва к от­ре­че­нию от Хри­ста, или умерт­вить его.

Пер­во­свя­щен­ни­ком в это вре­мя был без­бож­ный сад­ду­кей Анан. При боль­шом сте­че­нии на­ро­да апо­сто­ла вве­ли на пор­тик хра­ма, и по­сле несколь­ких льсти­вых слов пре­не­бре­жи­тель­но спро­си­ли: «Ска­жи нам о Рас­пя­том?» – «Вы спра­ши­ва­е­те ме­ня об Иису­се? – гром­ко ска­зал пра­вед­ник. – Он си­дит на небе­сах одес­ную Все­выш­ней си­лы и сно­ва при­дет на об­ла­ках небес­ных». В тол­пе ока­за­лось мно­го хри­сти­ан, ко­то­рые ра­дост­но вос­клик­ну­ли: «Осан­на Сы­ну Да­ви­до­ву!» Пер­во­свя­щен­ни­ки же и книж­ни­ки за­кри­ча­ли: «О, и сам пра­вед­ник в за­блуж­де­нии!» и сбро­си­ли его на зем­лю. Иа­ков мог еще под­нять­ся на ко­ле­ни и ска­зал: «Гос­по­ди, про­сти их! Они не ве­да­ют, что тво­рят». «По­бьем его кам­ня­ми», – за­кри­ча­ли его вра­ги. Один свя­щен­ник из пле­ме­ни Ри­ха­ва (они не пи­ли ви­на, жи­ли в па­лат­ках, не се­я­ли ни пше­ни­цы, ни ви­но­гра­да) на­чал уго­ва­ри­вать их: «Что вы де­ла­е­те? Ви­ди­те, пра­вед­ник за вас мо­лит­ся». Но в эту ми­ну­ту один изу­вер, по ре­ме­с­лу су­кон­щик, уда­рил сво­им валь­ком апо­сто­ла по го­ло­ве и умерт­вил его. Вме­сте с ним бы­ло умерщ­вле­но мно­го хри­сти­ан.

Иудей­ский ис­то­рик Иосиф Фла­вий, пе­ре­чис­ляя при­чи­ны па­де­ния Иеру­са­ли­ма, го­во­рит, что Гос­подь на­ка­зал ев­ре­ев, меж­ду про­чим, за уби­е­ние пра­вед­но­го Иа­ко­ва. Апо­стол Иа­ков неза­дол­го до сво­ей смер­ти на­пи­сал со­бор­ное по­сла­ние. Глав­ная цель по­сла­ния – уте­шить и укре­пить об­ра­щен­ных к ве­ре иуде­ев в стра­да­ни­ях, ко­то­рые пред­сто­я­ли им, и предо­сте­речь их от за­блуж­де­ния, буд­то бы од­на ве­ра мо­жет спа­сти че­ло­ве­ка. Свя­той апо­стол объ­яс­ня­ет, что ве­ра, не со­про­вож­да­е­мая доб­ры­ми де­ла­ми, – мерт­ва и не при­во­дит ко спа­се­нию. Цер­ков­ное пре­да­ние при­пи­сы­ва­ет апо­сто­лу Иа­ко­ву со­став­ле­ние древ­ней­ше­го чи­на Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии.

Апостол Иа ́ ков Алфеев , брат евангелиста Матфе ́ я

Дни памяти

13 июля – Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов

Житие

Брат апо­сто­ла и еван­ге­ли­ста Мат­фея († 60 г.; па­мять 16/29 но­яб­ря), быв­ше­го преж­де мы­та­рем. Был при­зван Са­мим Гос­по­дом в чис­ло 12 апо­сто­лов и вме­сте с про­чи­ми был по­слан на про­по­ведь.

По­сле со­ше­ствия Свя­то­го Ду­ха про­по­ве­до­вал сна­ча­ла в Иудее, за­тем со­пут­ство­вал св. апо­сто­лу Ан­дрею Пер­во­зван­но­му († 62 г.; па­мять 30 но­яб­ря/13 де­каб­ря) в Едес­су. Рас­про­стра­нял еван­гель­ское бла­го­ве­стие в Га­зе, Елев­фе­ро­по­ле и со­пре­дель­ных им ме­стах, от­ту­да от­пра­вил­ся в Еги­пет. Здесь, в го­ро­де Остра­цине (при­мор­ский го­род на гра­ни­це с Па­ле­сти­ной), был рас­пят на кре­сте.

Богослужения

Молитвы

Тропарь апостолу Иакову Алфееву, глас 3

Апо́столе святы́й Иа́кове,/ моли́ Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.

Перевод: Апостол святой Иаков, моли Милостивого Бога, да прегрешений прощение подаст душам нашим.

Кондак апостолу Иакову Алфееву, глас 2

Тве́рдо му́дрости догма́ты в ду́ши благочести́вых вложи́вшаго/ похвала́ми да ублажи́м я́ко Боговеща́теля вси Иа́кова:/ Престо́лу бо сла́вы Влады́чню предстоя́/ и со все́ми А́нгелы ра́дуется,// моля́ непреста́нно о всех нас.

Перевод: Твердо мудрость догматов в души благочестивых вложившего, похвалами прославим все Иакова как проповедающего Бога, ибо Престолу славы Владыки предстоя, он со всеми ангелами радуется, моля непрестанно обо всех нас.

Каноны и Акафисты

Канон святому апостолу Иакову Алфееву

Пе́снь 1

Ирмо́с: Я́ко по су́ху пешеше́ствовав Изра́иль по бе́здне стопа́ми, гони́теля фарао́на ви́дя потопля́ема, Бо́гу побе́дную пе́снь пои́м, вопия́ше.

Припев: Святы́й апо́столе Иа́кове, моли́ Бо́га о на́с.

Ру́ку ми́ да́ждь, Богови́дче и учениче́ Христо́в, Иа́кове, честны́й тво́й пра́здник похвали́ти устреми́вшуся, и све́т се́рдцу моему́ твои́ми моли́твами возсия́й.

Струя́ми Боже́ственныя му́дрости напое́н, река́ исте́кл еси́ от рая́ сла́дости и земно́е лице́ тече́ньми благоче́стия и́стинно я́ве напои́л еси́.

Свяще́ннейшему ли́ку учени́к Христо́вых счета́лся еси́, Иа́кове, исполня́я число́ двонадеся́тных; с ни́миже, Влады́це предстоя́, на́с помина́й.

Читайте также:  Матфей: житие святого, день памяти, молитва

Богоро́дичен: Тя́, Пречи́стая Де́во, не́бо простры́й Госпо́дь и зе́млю основа́вый, не́бо земно́е на́м яви́л е́сть, из Тебе́ проше́д пло́тию.

Пе́снь 3

Ирмо́с: Не́сть свя́т, я́коже Ты́, Го́споди Бо́же мо́й, вознесы́й ро́г ве́рных Твои́х, Бла́же, и утверди́вый на́с на ка́мени испове́дания Твоего́.

Боже́ственнаго Ду́ха я́ве прие́м зарю́, во тьме́ су́щим, я́ко у́тро, показа́лся еси́ све́тло, Со́лнца мы́сленнаго возвеща́я все́м явле́ние.

Нога́ твоя́ ста́ я́вственно в пра́вости, блаже́нне, у Царя́ Пра́ваго же и Блага́го, лику́ющи боголе́пно и ше́ствующи стезю́ Небе́сную.

Сы́на Безнача́льна Бо́жия, вся́ творя́щаго Боже́ственною вла́стию, неле́стна Тайноучи́теля, зна́ния и́стины тя́ науча́юща, име́л еси́, Иа́кове.

Богоро́дичен: Мари́е, все́х наде́ждо на Тя́ наде́ющихся, ро́ждши Сло́во, воплоще́нное на́с ра́ди, разли́чных мя́ напа́стей и бе́д, Пречи́стая, изба́ви.

Седа́лен, гла́с 8

Му́дрость и́стинно учи́теля име́в, тя́ науча́ющую су́щим па́че ума́, му́дрость объюро́дил еси́ е́ллинскую, богодухнове́нне; и язы́ком бы́л еси́ свети́льник Боже́ственный, благоче́стия словесы́ направля́я безу́мныя. Те́м изба́вленнии тобо́ю от пре́лести, досто́йно пое́м тя́ и ве́рно ублажа́ем, богоглаго́ливе Иа́кове: моли́ Христа́ Бо́га грехо́в оставле́ние пода́ти чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.

Богоро́дичен: Со́лнца о́блаче разу́мнаго, Боже́ственнаго Све́та Свети́льниче златокова́нный, Нескве́рная, Небла́зная, Всенепоро́чная Влады́чице, омраче́нную ду́шу мою́ ослепле́нием страсте́й безстра́стия заре́ю просвети́, молю́ся; и оскверне́нное мое́ се́рдце омы́й пото́ки умиле́ния, покая́ния же слеза́ми, и от тиме́ния мя́ очи́сти де́л мои́х, да любо́вию зову́ Ти́: Богоро́дице Присноде́во, моли́ Христа́ Бо́га прегреше́ний оставле́ние пода́ти ми́, Тебе́ бо име́ю наде́жду, ра́б Тво́й.

Пе́снь 4

Ирмо́с: Христо́с моя́ си́ла, Бо́г и Госпо́дь, Честна́я Це́рковь боголе́пно пое́т, взыва́ющи от смы́сла чи́ста о Го́споде пра́зднующи.

Са́м тя́ Госпо́дь Еди́н Святы́й честно́му ли́ку ученико́в, блаже́нне, сочета́, честно́е и све́тлое жития́ твоего́ прови́девый.

Чуде́с испо́лнен Боже́ственнаго Ду́ха бы́в, богопропове́дниче, чудотвори́ши бо, неду́ги отгоня́я, и лука́вства духо́в челове́ки свободи́л еси́.

Боже́ственное сия́ние, наше́дшее се́рдцу твоему́, блаже́нне, богосве́тло сие́ соде́ла и прия́тно па́че ума́ дарова́ний сотвори́.

Богоро́дичен: Боже́ственным Твои́м Рождество́м, Де́во Всечи́стая, а́нгельстии чи́ни и земны́х собо́ри совокупи́шася; Миронача́льника бо Христа́ и Спа́са все́х родила́ еси́.

Пе́снь 5

Ирмо́с: Бо́жиим све́том Твои́м, Бла́же, у́тренюющих Ти́ ду́ши любо́вию озари́, молю́ся, Тя́ ве́дети, Сло́ве Бо́жий, И́стиннаго Бо́га, от мра́ка грехо́внаго взыва́юща.

Со́лнцу, блаже́нне, у́мному собесе́дник бы́в, лучи́ ты́ отту́ду прие́мля, е́же по существу́ пе́рвый То́й е́сть, вторы́й по благода́ти бы́л еси́, сла́вне.

У́м чисте́йший име́в, све́тло же и чи́сто се́рдце ты́ стяжа́в, вопло́щшагося Бо́га ви́дел еси́, непостижи́маго ра́зумом.

Уступа́ет ти́, учениче́, вся́ко проро́чество, и вся́ко законоположе́ние, пребога́те; те́ми бо дре́вле Пропове́даемаго самови́дно сподо́бился еси́, блаже́нне, ви́дети.

Богоро́дичен: Се́, Де́во, проро́чески име́ла еси́ во чре́ве Твое́м, Су́щаго над все́ми Влады́ку и Го́спода, и неизрече́нно Сего́, Чи́стая, родила́ еси́, Де́во, по Рождестве́ нетле́нна пребы́вши.

Пе́снь 6

Ирмо́с: Жите́йское мо́ре, воздвиза́емое зря́ напа́стей бу́рею, к ти́хому приста́нищу Твоему́ прите́к, вопию́ Ти́: возведи́ от тли́ живо́т мо́й, Многоми́лостиве.

Но́ги твоя́ кра́сныя ми́р неле́стно я́ко благовеству́юще, ми́р су́що преесте́ственный, и у́м преиму́щий, учениче́ Христо́в всече́стне.

Разуме́ти та́инство и пропове́дати стра́шное Бо́жия воплоще́ния сподо́бился еси́, Иа́кове, перводе́льныя лучи́ прие́мый от Самаго́ Высоча́йшаго, приснопа́мятне.

Неизрече́ннаго све́та сия́я све́тлостьми досто́йно, верхо́вный Христо́в апо́столе, приле́жно моли́ся о творя́щих па́мять твою́, сла́вне, пречестну́ю.

Богоро́дичен: Все́ми влады́чествующа тва́рьми я́ко Бо́га Блага́го ро́ждши, согреше́ний мои́х, Пречи́стая, стру́пы до конца́ потреби́, благоутро́бна содева́ющи Ро́ждшагося из Тебе́.

Конда́к, гла́с 2

Тве́рдо му́дрости догма́ты в ду́ши благочести́вых вложи́вшаго похвала́ми да ублажи́м я́ко Боговеща́теля вси́ Иа́кова: Престо́лу бо сла́вы Влады́чню предстоя́ и со все́ми А́нгелы ра́дуется, моля́ непреста́нно о все́х на́с.

И́кос

Я́ко учени́к Христо́в и дру́г Невеще́ственным лико́м спребыва́яй при́сно, и, Све́том озаря́емь невече́рняго светодая́ния, ума́ моего́ тьму́ разреши́, всеблаже́нне: я́ко да твою́ светоно́сную па́мять воспою́, ю́же пое́т вся́ тва́рь, благоче́стно пра́зднующи дне́сь; все́х бо ве́рных наста́вник и свети́льник бы́л еси́, Иа́кове, моля́ непреста́нно о все́х на́с.

Пе́снь 7

Ирмо́с: О́троцы в Вавило́не, пе́щнаго пла́мене не убоя́шася, но посреде́ пла́мене вве́ржени, ороша́еми, поя́ху: благослове́н еси́, Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших.

Све́тлостьми и сия́ньми Ду́ха просвеще́ннаго, язы́к мно́жество се́мя Боже́ственное тя́ имену́ет, зову́ще: благослове́н еси́, Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших.

Му́дростию укра́шен богодарова́нною ти́ разори́л еси́ мирску́ю му́дрость, богому́дренно зовы́й, апо́столе: благослове́н еси́, Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших.

Во всю́ зе́млю изы́де веща́ние твое́, апо́столе Иа́кове, е́же возвести́л еси́, я́ко гро́м, все́м страна́м, прему́дре, Воплоще́нное Сло́во досто́йно пропове́дая.

Богоро́дичен: Святы́х святе́йши, Де́во Ма́ти, Ты́ была́ еси́, я́ко ро́ждши Бо́га несказа́нно, Его́же воспева́юще, непреста́нно зове́м: благослове́н еси́, Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших.

Пе́снь 8

Ирмо́с: За зако́ны оте́ческия блаже́ннии в Вавило́не ю́ноши, предбе́дствующе, царю́ющаго оплева́ша повеле́ние безу́мное и, совоку́плени и́мже, не свари́шася огне́м, Держа́вствующему досто́йную воспева́ху пе́снь: Го́спода по́йте дела́ и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Священноучени́к, Небе́сным науче́н и́стинно, блаже́нне, та́инством, проше́л еси́ всю́ вселе́нную, апо́столе, пропове́дая велегла́сно сло́во ве́ры Христо́вы и науча́я неизрече́нною благода́тию: Го́спода воспева́йте дела́ и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Бога́т бы́л еси́ и блаже́н, сподо́блен вся́каго блаже́нства, я́ко собесе́дник и сообита́тель бы́в Влады́це, и коне́чное и́стинно жре́бием до́бре обога́щся, и Сло́ву, свеселя́ся, воспева́ше: Го́спода по́йте дела́ и превозноси́те во вся́ ве́ки.

За ми́р моли́твенник изя́щнейший ко Спа́су ста́ни, блаже́нне апо́столе, прося́ свы́ше бога́тнаго ми́ра Це́рквам, и хва́лящим тя́ ве́рно прегреше́ний оставле́ние, и душа́м спасе́ние, вопию́щим: Го́спода по́йте дела́ и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Богоро́дичен: Ты́ спасе́ния все́м Хода́таица, Богома́ти, яви́лася еси́, Еди́на Всепе́тая, Спа́са ро́ждши Бо́жия, Бо́га Сло́ва, изба́вльшаго на́с дре́вния кля́твы и благослове́ние дарова́вшаго ве́рою зову́щим: Го́спода по́йте дела́ и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Пе́снь 9

Ирмо́с: Не рыда́й Мене́, Ма́ти, зря́щи во гро́бе, Его́же во чре́ве без се́мене зачала́ еси́, Сы́на: воста́ну бо, и просла́влюся, и вознесу́ со сла́вою непреста́нно я́ко Бо́г ве́рою и любо́вию Тя́ велича́ющия.

Яви́лся еси́ ми́ру, я́коже мо́лния претека́я, во тьме́ дре́вле и се́ни неве́дения седя́щия, влеки́й ко Све́ту незаходи́мому Вопло́щшагося Единоро́днаго Сы́на, Его́же самови́дец и де́йственный слуга́ бы́л еси́, блаже́нне; Его́же велича́ем.

Бу́рное, блаже́нне, от небесе́ носи́мое дыха́ние прие́м и язы́ком огнедохнове́нным обога́щся, пожига́еши, я́ко те́рние, безбо́жную мирску́ю му́дрость, свеща́тельными заря́ми пропове́дания Христо́ва сия́я и мра́к разоря́я, Богоблаже́нне.

Приими́, Богогла́се апо́столе Иа́кове, моле́бную пе́снь, ю́же ти́ прино́сим, твою́ пра́зднующе пречестну́ю и пресве́тлую па́мять; изба́ви от грехо́в рабы́ твоя́, верхо́вный Христо́в апо́столе, приле́жно моля́ся, да досто́йно тя́ велича́ем.

Богоро́дичен: Я́ко неискусому́жно во чре́ве Твое́м прие́мши Сло́во, пребыла́ еси́ Нетле́нна, Пречи́стая Де́во, и ро́ждши на́м Емману́ила, су́щаго вку́пе Бо́га и Челове́ка. Сего́ сугу́ба естество́м ве́дуще, Тя́ велича́ем.

Свети́лен

Не я́ко сы́на Алфе́ева, но я́ко ученика́ Сло́ва, разуме́ем тя́, Иа́кове, апо́столов сла́во: и́бо Боже́ственное сия́ние я́вственно прия́л еси́ и благода́ть чуде́с отгоня́ти неду́ги от челове́к, ве́рою соверша́ющих всесвяще́нную па́мять твою́.

Богоро́дичен: Я́ко иму́щи благоутро́бие и ми́лость вели́кую, Богоро́дице Де́во, при́зри, Пренепоро́чная, на мое́ смире́ние и стра́стную бу́рю и печа́лей нахожде́ние разжени́, Чи́стая, и огня́ гее́нскаго изба́ви мя́ Твои́ми моли́твами.

filaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

Апостол Иаков Алфеев (день памяти 22 октября)

Святой апостол Иаков происходил из галилейского города Капернаума. Он был сыном Алфея и братом святого апостола и евангелиста Матфея, бывшего прежде мытарем. Когда Господь Иисус Христос начал проповедовать Свое Божественное учение, Иаков, услышав его, сам последовал за Господом. Господь причислил его, как достойного, к лику 12 апостолов.

Ни у одного евангелиста имя Иакова Алфеева больше в евангелие не упоминается , а потому о его жизни мы практически ни чего не знаем. Кроме того среди 12 учеников Христа, имя Иаков носили три апостола, плюс был ещё один апостол Иаков из числа 70. А потому в некоторых источниках происходит такая колоссальная путаница эпизодов жизни четырёх апостолов Иаковов, что порой трудно понять о ком вообще это написано.

По преданиям можно только сказать, что апостол Иаков приняв с другими апостолами дар Святого Духа в день Пятидесятницы, пошел с проповедью слова Божия к язычникам. Ревностно наставлял он заблудших на путь спасения. Как огонь попаляющий и пожирающий, была божественная ревность, объявшая святого апостола Иакова. Он неустрашимо обличал безбожие, сокрушал идолов, разорял идольские капища. Вдохновенно проповедовал он учение Христово, исцелял недужных и бесноватых и творил различные чудеса. Множество неверных обратил он ко Христу. Его ревностными апостольскими трудами слово Божие быстро распространялось и укреплялось в тех странах, где он проповедовал.

Святой Иаков получил от новообращенных наименование «божественного семени», потому что, посевая в сердцах людских слово Божие, он насаждал веру и взращивал благочестие. Главными местами его проповеднических трудов были города Газа и Елевферополь с их окрестностями. Обойдя многие страны и усердно сея везде семя слова Божия, святой апостол пришел в Египет, в тамошний город Острацын, лежавший на берегу моря, на границе с Палестиной. Здесь он проповедовал имя Христово. Озлобленные язычники схватили святого Иакова и пригвоздили ко кресту. Так, страдальчески, отошел он из этой жизни в Жизнь Вечную. День его преставления, 22 октября, Святая Церковь посвящает празднованию его памяти.

Мощи апостола Иакова Алфеева находятся в Риме в католическом храме 12 апостолов. В этом же храме пребывают мощи апостолов Филиппа , Апостола от 70-и Иакова, Апостола Иакова браат Господня (часть мощей), мучеников Мариана Диакона, Диоросия, Евтропия, Хрисанфа и Дария, мощи святых мучениц Евгении и Клавдии; «Греческая» икона Божией Матери .

Эта церковь первоначально была посвящена св. Иакову Алфеев и св. Филиппу (позднее всем 12 апостолам) и служила церковью знатной римской династии семьи Колонна . Возможно построена в 560 году при папе Пелагии I по случаю освобождения Рима от остготов и победой над арианской ересью. Справа от главного алтаря – могилы графа Жиро де Каприе и кардинала Раффаэле Риарио, вероятно, работы самого Микеланджело. А рядом с первой часовней находится рака, в которой хранится сердце Марии Клементины Собеской, внучки польского короля Яна III Собеского (е е могила расположена в Соборе Святого Петра ). В храме находится могила Папы Клемента XIV в неоклассическом стиле .

Однако в Риме находятся не целые мощи святого апостола Иакова Алфеева. Частица мощей святого апостола покоится в Бари, в церкви святого Николая. А его глава пребывает в Винеции в соборе святого апостола и евангелиста Марка ,

Частица мощей от главы святого апостола так же находится на Афоне в греческом православном монастыре Эсфигмен.

Это один из афонских монастырей, занимающий в святогорской иерархии 18-е место. Находится в восточной части Афонского полуострова; утверждён Кинотом в X—XI веках. Монастырь освещён в честь Вознесения Господня.

Судьба этого монастыря очень многострадальна. В начале 1960-х годов, когда Римский папа встретился с патриархом Константинопольским Афинагором (Спиру) для совместной молитвы. В ответ на это монахи монастыря Эсфигмену в своем Воззвании открыто обвинили Патриархат в связях с Ватиканом и экуменизме.

С 1974 года братия монастыря отказывалась возносить имя Константинопольского Патриарха Димтрия (правящего епископа всех афонских монастырей), обвиняя его в экуменизме (прежде всего встречах с римскими понтификами) и отсутствии своего представителя в Киноте (правительстве Афона).

архимандрит Евдоким и игумен Ксенофонт подлежали низложению и изгнанию из своего монастыря, но с дозволением жить в какой-либо другой афонской обители. Игумены двух других братств — архимандриты Дионисий Григориатский и Андрей Святопавловский — подлежали низложению, если в течение двух месяцев они не возобновят поминовение патриаршего имени. По получении патриаршего письма полиция обрезала телефонную линию в Эсфигмену и выставила оцепление снаружи монастыря. Между тем, монахи заперли монастырские врата и вывесили со стены большой черный транспорант с надписью « Православие или смерть ». Они предупредили гражданского губернатора Афона, что окажут сопротивление любой попытке войти в монастырь силой. В своей декларации внешнему миру они заявили, что продолжают считать себя каноническим субъектом Вселенского Патриархата, но не признают занимающего в настоящее время патриарший престол, поскольку «он — враг Православия». К наступлению Страстной седмицы монастырь был полностью отрезан от мира: никто не входил и не выходил из него”.

Читайте также:  Акафист и молитвы святителю Иннокентию (Вениаминову), митрополиту Московскому, апостолу Америки и Аляски: текст, для чего читают

Конфликт резко обострился в конце 2002 года, когда Константинопольский Патриархат официально объявил мятежную братию (тогда 117 монахов) Раскольниками , что, согласно законодательству Греции, влечёт выдворение с Афона, постановление о чём было принято судом Салоник, а затем Верховным судом Греции.

В 2005 году была создана канонически признанная община монастыря, за которой признано право на обладание монастырём. Настоятелем легитимной общины был утверждён архимандрит Хризостом (Катсулиерис) († 3 октября 2013 года.

В декабре 2006 года произошла массовая драка между мятежной братией и монахами, пытавшимися занять монастырь . В июне 2008 года сообщалось о стягивании полицейских сил к монастырю.

24 сентября 2009 года суд Салоник приговорил 14 монахов монастыря, включая игумена обители схиархимандрита Мефодия (Папаламбракопуло), к году тюрьмы условно «за нарушение общественного спокойствия», то есть за отказ исполнить предписания властей и покинуть монастырь, а 6 апреля 2011 года тот же суд приговорил всех упоминаемых монахов к 6 месяцам тюремного заключения «за незаконную оккупацию зданий монастыря». Периодически, с 2012 года, греческая полиция производит рейды по штурму или блокаде монастыря.

Кроме главы апостола Иакова Алфеева в обители бережно хранится множество мощей святых, например, стопа Марии Магдалины. Имеются ценные реликвии, такие как крест Пульхерии и мозаичная икона Спасителя VII века.

Апостол Иаков Алфеев: житие, молитва и икона

Ежегодно 29 ноября в российских храмах звучит акафист апостолу Иакову Алфееву. В этот день отмечается память одного из ближайших учеников и последователей Иисуса Христа, о котором мы узнаём со страниц, написанных тремя евангелистами – святыми Матфеем, Марком и Лукой. Из того немногого, что они сочли нужным поведать нам, попытаемся составить представление об этом человеке, посвятившем себя Богу.

Мытарь из Капернаума

Как принято считать, родиной апостола Иакова Алфеева был город Капернаум, находившейся на берегу Тивериадского озера, ныне именуемого Кинеретом. Этим во многом была обусловлена его последующая встреча с Иисусом Христом, избравшим этот город одним из основных мест своих проповедей.

Прежде чем, откликнувшись на призыв Иисуса Христа, примкнуть к его двенадцати ближайшим последователям и ученикам, апостол Иаков Алфеев был мытарем, то есть сборщиком налогов. Этот род занятий считался презренным потому, что деньги шли в казну Рима, завоевавшего в те годы Иудею, а содействие оккупантам во все времена рассматривалось как предательство. Кроме того, мытари намеренно завышали сумму налога и, наживаясь за счёт этого, безжалостно грабили народ.

Братья, последовавшие за Христом

Согласно текстам Нового Завета, апостол Иаков Алфеев был родным братом евангелиста Матфея, так же, как и он, служившего мытарем, но затем уверовавшего во Христа, и порвавшего с греховным прошлым. Они вместе вошли в число двенадцати избранников Божьих, причтенных к апостольскому лику и посланных в мир на проповедь Евангелия. Кроме того, его другой брат был также ближайшим последователем Иисуса Христа и вошёл в историю под именем апостола Фаддея.

Следует заметить, что ещё в первые века христианства возникли серьёзные сложности, связанные с установлением подлинной истории жизни апостола Иакова Алфеева. Причина заключалась в том, что, согласно Евангелию, ещё двое ближайших последователей Христа носили это имя – Иаков Заведеев, приходившийся братом Иоанну Богослову, а также сводный брат Иисуса, вошедший в число семидесяти апостолов под именем Иакова, брата Господня. Многочисленные разночтения, появившиеся в написанных позже житиях святого Иакова Алфеева, стали следствием его отождествления с этими личностями.

Сеятель слова Божьего

Апостол Иаков Алфеев является одним из тех, кому была дарована Благодать, воочию узрев воскресшего Спасителя, в течение сорока дней слышать исходившие из его уст слова Божественной истины. Со страниц Святого Евангелия мы также узнаём, что, находясь на десятый день после вознесения Иисуса Христа вместе с остальными одиннадцатью его учениками и Пречистой Девой Марией в Сионской горнице, он сподобился принять Святого Духа, сошедшего в виде огненных языков.

Житие апостола Иакова Алфеева повествует о том, как, воспламенившись огнём Христова учения и усердно насаждая веру, он ещё при жизни стал именоваться «Божественным семенем». Столь высокое имя апостол заслужил, искореняя тернии греха и безверия и насаждая в человеческих сердцах ростки грядущего Царствия Небесного. Его жатвой были людские души, спасённые от пучин ада и вечной смерти.

Путь апостольского служения Иакова Алфеева

Также со страниц жития известно, в какие именно края нёс благовествование апостол Иаков Алфеев и где он сеял слово Божье. В первые месяцы после вознесения Иисуса Христа его обширной нивой была непосредственно Иудея, но затем, вместе с апостолом Андреем, он отправился в Эдессу – важнейший центр раннего христианства в Малой Азии, находившийся на юго-востоке современной Турции. Об этом периоде его служения рассказывается в книге «Деяния апостолов», входящей в тексты Нового Завета.

Затем своё служение святой апостол продолжил в Газе – одном из наиболее древних филистимских городов, расположенном на границе с Иудеей, и в евангельские времена входившем в состав Сирии. Возвращаясь в Иерусалим, апостол Иаков Алфеев проповедовал также жителям города Елевферополя, которые собирались многотысячными толпами, чтобы услышать из его уст слова учения, дарующего вечную жизнь. Обращение их ко Христу имело особо важное значение, так как именно в этом городе был убит святой Анания – епископ Дамаска, некогда крестивший апостола Павла.

Смерть, ставшая началом всеобщего почитания

Как далее свидетельствует житие апостола Иакова Алфеева, его земной путь оборвался в приморском городе Острацине, где святой оказался, направляясь с проповедью в Египет. Слова апостола были встречены вспышкой злобы со стороны язычников, в результате чего его схватили и приговорили к распятию на кресте. Несмотря на всю тяжесть страданий, ближайший ученик Иисуса Христа был счастлив уподобиться в своей смерти Учителю.

Почитание апостола Иакова, как и остальных ближайших последователей Иисуса Христа, установилось ещё в первые века христианства и получило широкое распространение в IV веке, когда новая и гонимая до той поры религия обрела официальный статус. В те годы многие христианские общины декларировали свою преемственность непосредственно от апостолов, доказывая тем самым право на независимость в принятии решений по наиболее важным религиозным вопросам. Это внесло дополнительные сложности в составление жития святого Иоанна Алфеева, так как явилось причиной целого ряда вымышленных свидетельств о его пребывании в ряде городов.

Апостол Андрей на берегах Волхова

Восприняв от Византии свет Христовой веры, Русь в полной мере унаследовала и традицию почитания её проповедников – святых апостолов. В связи с этим любопытно отметить, что особой любовью апостол Иаков пользовался у жителей древнего Новгорода, и именно в его храмах икона апостола Иакова Алфеева встречалась чаще, чем где бы то ни было. Это связано с двумя легендами.

Согласно одной из них, изложенной в древних летописных сводах, апостол Андрей Первозванный, обращая ко Христу иноверцев, совершил путешествие, во время которого побывал на днепровских берегах, а затем продолжил путь на север вплоть до Новгорода. По одной из версий, по Волхову он достиг Ладожского озера и даже водрузил крест на острове, где впоследствии был основан Валаамский монастырь. Возможно, эта легенда была рождена самими новгородцами, желавшими доказать апостольскую преемственность своего духовенства.

Рождение легенды

Не пускаясь в рассуждения о том, имеет ли она под собой реальные основания, можно лишь предположить, что эта версия породила ещё одну легенду, согласно которой, вместе с апостолом Андреем в Новгороде побывал и сопровождавший его некогда в Эдессу апостол Иаков. Резонный вопрос: “Почему он не мог сделать то же самое, что и его ближайший сподвижник?” Во всяком случае, именно из Новгорода начал свой путь по церквям бескрайней Руси тропарь апостола Иакова Алфеева и переведённый с греческого языка акафист. Как было сказано выше, в наши дни его память отмечается ежегодно 29 ноября.

Пусть же эту статью завершит короткая молитва апостолу Иакову Алфееву. Во смирении сердец наших произнесём слова, звучащие уже много столетий: «Святый апостоле Иакове, моли Бога о нас!»

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Свт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Октябрь.
День девятый.

Житіе святаго апостола Іакова Алфеева.

С вятый апостолъ Іаковъ былъ сыномъ Алфея и братомъ апостола и Евангелиста Матѳея, прежде бывшаго мытаремъ. Когда Господь нашъ Іисусъ Христосъ, пребывая на землѣ во плоти, избралъ въ достоинство апостольское простыхъ и благочестивыхъ людей, чтобы послать ихъ на проповѣдь Евангелія во вселенную, тогда избралъ Онъ и сего Іакова и, какъ достойнаго, причелъ его къ апостольскому лику (Матѳ. 10, 3; Марк. 3, 18; Лук. 6, 16). И сталъ Іаковъ однимъ изъ числа двѣнадцати апостоловъ, самовидцемъ и слугою Христовымъ, проповѣдникомъ Его таинъ и Его послѣдователемъ [1]. Принявъ съ другими апостолами Духа Святаго, сошедшаго на нихъ въ огненныхъ языкахъ [2], онъ отправился къ язычникамъ проповѣдывать Христа и наставлять заблудшихъ на путь спасенія. Разжегшись огнемъ ревности Божественной, онъ попалялъ тернія безбожія, сокрушалъ идоловъ, храмы ихъ разорялъ, врачевалъ различные недуги, отгонялъ отъ людей духовъ лукавыхъ и многое множество людей привелъ къ Христу, чрезъ что пріобрѣлъ себѣ и новое имя: сѣмя Божественное. Ибо онъ насѣялъ въ сердцахъ человѣческихъ Божіе слово, насадилъ вѣру и возрастилъ благочестіе: ради сего онъ и былъ наименованъ Божественнымъ сѣменемъ.

И было собрано сіе Божественное сѣмя, святый Іаковъ, съ плодами, принесенными сторицею, въ небесную житницу; тамъ насыщаясь самъ видѣніемъ лица Божія, онъ и для насъ ходатайствуетъ своими молитвами о томъ же насыщеніи.

Примѣчанія:
[1] Вмѣстѣ съ прочими апостолами Іаковъ Алфеевъ былъ посланъ Господомъ на проповѣдь (Матѳ. 10, 8).
[2] По вознесеніи Господнемъ Іаковъ Алфеевъ пребывалъ вмѣстѣ съ другими апостолами въ Іерусалимѣ въ Сіонской горницѣ (Дѣян. 1, 13), также какъ и нѣкоторое время послѣ сошествія Святаго Духа (Дѣян. 6, 2).
[3] Ап. Іаковъ Алфеевъ совершалъ апостольское служеніе сначала въ Іудеѣ, потомъ сопутствовалъ ап. Андрею Первозваннону въ Едессу (Едесса — нынѣшняя Орфа — древній знаменитый городъ Месопотаміи на р. Евфратѣ), проповѣдывалъ ученіе Христово въ Газѣ (одинъ изъ самыхъ древнѣйшихъ городовъ Филистимскихъ на границѣ съ царствомъ Іудейскимъ, во времена апостольскія принадлежавшій Сиріи) и Елевѳерополѣ (городъ Южной Палестины на дорогѣ между Іерусалимомъ и Газою) и сопредѣльныхъ имъ мѣстахъ, откуда отправился въ Египетъ и здѣсь въ городѣ Острацинѣ (приморскій городъ на границѣ съ Палестиною) запечатлѣлъ апостольскіе труды свои мученическою смертію на крестѣ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга вторая: Мѣсяцъ Октябрь.Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 200-201.

Ссылка на основную публикацию