Апостол Фома
Каждый верующий человек знает имена всех 12 ближайших учеников Иисуса Христа. Но даже люди далёкие от Церкви знают имя апостола Фомы, ставшее нарицательным выражением. Им называют людей, сомневающихся даже в общеизвестных истинах. Но история этого человека намного глубже и насыщенней, чем видится простым обывателям.
Биография апостола Фомы
В основном источнике библейской истории — Священном Писании — имя Фомы упоминается несколько раз. Основная часть сведений о его жизни представлена в апокрифическом сочинении «Деяния Фомы».
Фома родился в городе Пенеады, расположенном на берегу Галилейского моря. В Евангелие говорится, что он был рыбаком, а по другим источникам — плотником и строителем. Впечатлившись проповедью Иисуса молодой мужчина оставил своё занятие и последовал за Учителем, который призвал его ряды своих учеников.
Почему Фому называли «близнец»
В евангельском тексте его называют Дидим, что в переводе с древнееврейского означает «близнец». Происхождение этого прозвища объясняется по-разному:
- В некоторых апокрифах говорится, что внешне апостол Фома был очень похож на Спасителя.
- Возможно, прозвище отражало двойственность его натуры, которая проявилась в описанном в Евангелие событии уверения в воскресении Христовом.
- Филологи отмечают, что имя Фома на древнееврейском означает «близнец».
Происхождение фразы «Фома неверующий»
Основным эпизодом с участием апостола Фомы является история его уверения в воскрешении Иисуса Христа.
Дидим был одним из самых преданных учеников Христа. Он твёрдо верил, что Учитель приведёт их в Царство Божие. При этом он не избавился от страха перед физической смертью. Поэтому он тяжело переживал смерть Иисуса на кресте. Возможно, с этим связано его отсутствие во время первого явления Спасителя ученикам после воскрешения.
В ответ на благую весть он ответил, что поверит в радостное событие, только когда увидит раны от гвоздей и вложит в них пальцы. Через 8 дней Иисус явился к нему и предложил прикоснуться к его ранам. После этого Дидим воскликнул: «Господь мой и Бог мой!». Сын Божий укорил его за неверие. Это событие сделало фразу «Фома неверующий» нарицательным выражением.
Проповедничество Фомы
После Вознесения Христа и сошествия на апостолов Святого Духа, они отправились нести Слово Господне по миру. Фоме выпал жребий отправиться в земли Индии. Об событиях этого времени повествует апокрифическое сочинение о «Деяниях Фомы». Путешествие его проходило по землям Палестины, Месопотамии, Эфиопии и Парфии.
В Индию он прибыл с караваном торговца Хаббана. В это время индийский правитель Гундофар решил построить дворец, который превосходил бы палаты римских правителей. Дидим взялся за исполнение этого задания, деньги, отданные ему царем, он раздал беднякам и нуждающимся людям.
Через некоторое время правитель спросил у апостола о том, как идёт строительство. Проповедник ответил, что строящийся им дворец превосходит красотой и богатством палаты всех земных государей. Довольный Гундофар дал ещё денег, которые проповедник также раздал людям. Но когда правитель увидел, что строительство дворца даже не начиналось, он повелел заточить апостола в тюрьму.
Жизнь храброго проповедника находилась в опасности. Но по милости Господа произошло чудо. Гундофару явился его почивший брат. Он рассказал, что ангелы показали ему прекрасный дворец, который построил для царя Фома. После этого апостол был отпущен из заточения и отправился в дальнейший путь.
Интересно! Существуют сведения, что Дидим побывал во многих индийских городах, обращая их население в христианскую Веру. Некоторое время он жил в Китае, но покинул этот край так как его усилия не принесли ощутимых результатов.
Долгое время представители западного священства опровергали раннее появление Христианской Церкви в Индии, связывая это событие не с апостолом, а с христианским проповедником Фомой Канским. Но многие европейские путешественники подтверждают устные предания, которые передавались из поколения в поколение индийскими христианами.
В конце XIII в. Марко Поло посетил место погребения апостола, находящееся близ города Малабар. Через 40 лет здесь побывал монах Одорико, состоящий в ордене Францисканцев. Реальность описанных в апокрифах событий подтверждается историческими данными, указывающие на существование в I в. правителя по имени Гундофар.
Казнь Фомы
Земной путь Фомы окончился в селении Мелипур, расположенный недалеко от современного Мадраса. Правитель Маздей разрешил проповеднику вести разговоры с его подданными, но узнав об обращении в истинную веру своей жены и старшего сына, повелел заточить Дедима в темницу.
Здесь он крестил родственников правителя, и пройдя через закрытую дверь темницы, служил для них Литургию. Чудесным образом вернувшегося в камеру апостола сразу же отвели на допрос к царю Маздею. Он рассказал правителю, что явился в индийские земли, чтобы вести к спасению людей, которые пожелают освободиться от греха. Также он поведал царю, что Иисус Христос является владыкой всех живых существ на земле, независимо от пола, возраста и социального положения.
После разговора со святым мужем, царь укрепился в желании казнить его. Несмотря на ропот горожан, апостола препроводили за городские стены и пронзили копьями. По дороге на казнь ученик Христа успел рукоположить в пресвитеры местного жителя Сифора, а сына юного царевича в диаконы.
Почитание
Последователи и ученики святого мужа похоронили его недалеко от города. Через некоторое время Маздей был наказан за своё деяние. В его младшего сына вселился бес. Местные брахманы не смогли помочь в исцелении царского сына.
Тогда правитель, осознав свой грех, отправился к могиле Фомы, чтобы взять частицу его мощей и приложить к сыну, чтобы исцелить его. Когда царь пришёл к гробнице, то мощей там он не обнаружил. В этот момент ему явился апостол Фома, который укорил правителя в том, что он не верил его словам при жизни. При этом он заверил Маздея, что по милости Господа его сын излечится.
Царь взял горсть песка у могилы апостола. Он назвал Иисуса Христа своим Богом, отрёкся от прошлой грешной жизни и с молитвой дал сыну приложиться к святой земле. Царевич полностью излечился, а счастливый Маздей приказал построить на месте захоронения апостола каменную гробницу.
После окончания земного пути мощи святого мужа совершили обратное путешествие из Индии на Запад. Останки его были перевезены в Эдессу, где хранились до XI столетия. Перед завоеванием города османами мощи спрятали, чтобы уберечь их от поругания. Долгое время их считали утраченными, но в начале XIII в. их обнаружили на острове на острове Хиос.
В 1258 г. они были перенесены в монастырь, находящийся в итальянском городе Ортона, где они покоятся до настоящего времени. Также малые частицы святых мощей находятся в следующих местах:
- в церкви Святого Креста в Риме;
- в гробнице апостола Фомы в Ченнае;
- в Сионском монастыре в Грузии;
- в монастыре в Венгрии;
- на Афоне.
Сегодня к мощам апостола Фомы приходят сотни верующих, чтобы попросить о помощи в укреплении духа и веры. Его духовный путь показывает, что Господь всегда стоит рядом с искренне поверившими в Его Силу и открывшему для Слова Его сердце. Как апостол преодолел далекую и трудную дорогу ради проповеди учения Христа, так и современные люди могут пройти тернистый путь единения С Богом.
Фома: апостол и «авантюрист»
Неверующий апостол — так чаще всего называют Фому, одного из двенадцати ближайших учеников Христа. В Евангелиях о нем сказано немного, буквально несколько слов, но из жития и апокрифов известно, что с проповедью Воскресения Христова он дошел дальше всех — до самой Индии, а по пути привел ко Христу несколько народов. Как это возможно для слабого верой человека? И был ли он таким на самом деле? Почему мощи Фомы, погибшего в Индии, находятся в Италии? В преддверии дня памяти апостола Фомы — 19 октября — попробуем найти ответы на эти вопросы.
Начнем с того, что нам доподлинно известно об этом человеке. В Священном Писании апостола Фому упоминают все Евангелисты, однако Иоанн уделяет ему внимание более других, не просто перечисляя его среди учеников, но и раскрывая какие-то черты его характера, личностные свойства. Кстати, имя «Фома» имеет семитский корень, который можно перевести как «делиться пополам, удваиваться». Возможно, поэтому у Фомы было прозвище Близнец. Но некоторые гностики, в среде которых этот апостол особенно почитался, считали его в буквальном смысле слова близнецом Господа Иисуса Христа: якобы он был внешне очень похож на Спасителя. Хотя, пожалуй, не так уж важно, как внешне выглядел Фома. Гораздо важнее, что вера его на протяжении всей его жизни удваивалась, утраивалась… — постоянно умножалась. И он разделил ее со множеством самых разных людей.
Психология сомнений
Евангелист Иоанн особо выделяет апостола Фому в двух эпизодах. Во-первых, когда Спаситель узнает о смерти Своего друга Лазаря и отправляется к нему, чтобы его воскресить. При этом Христу угрожает опасность, ведь первосвященники давно ищут случая, чтобы Его арестовать. И в то время, когда другие апостолы уговаривают Учителя никуда не ходить, Фома, напротив, призывает: «Пойдем и мы умрем с Ним». В этих словах проявляется его в хорошем смысле слова максимализм, внутренняя цельность, готовность умереть за то, что любишь и ценишь. Но еще более ярко Фома раскрывается в известном эпизоде, где он, услышав о Воскресении Христовом от других учеников, говорит: «Пока не увижу, не поверю». По каким-то причинам Фомы не оказалось среди них, когда им всем вместе явился Воскресший Христос. И когда апостолы рассказали ему о великой радости — о той самой победе над смертью, которой ждал весь Израильский народ и которая свершилась в Воскресении Спасителя из мертвых — Фома не поверил этой вести. На основании этого эпизода и сложилось определение «Фома неверующий». Однако был ли он таким? И если нет, то что на самом деле могло вызвать у Фомы подобную реакцию?
Уверение Фомы. Дуччо ди Буонисенья. 1308-1311. Деталь
Психологически его поведение вполне объяснимо. Давайте внимательно всмотримся в детали, которые сообщает о Фоме Евангелист Иоанн. Это ученик, который готов был умереть за Христа — настолько горячо было его сердце. Так бывает, когда человек полагает в основании своей жизни какую-то цель и готов пойти до самого конца, даже до смерти, ради ее достижения. Но в тот момент, когда он теряет эту цель, для него рушится весь мир. Фома, судя по всему, был абсолютно раздавлен смертью своего Учителя. Все его надежды рухнули в одночасье. Человек, который жил идеей служения Христу и ожиданием Его царства, потерял всё — и цель жизни, и смысл. Вполне понятно, почему его не было среди других учеников, когда им явился Тот, кого они любили. Фома в том состоянии просто не мог находиться среди людей. Когда же ему сказали, что Христос воскрес… Человек, который только что потерял последнюю надежду, очень боится нового разочарования. Он настороженно отнесется к любым уверениям в том, что его чаяния были не напрасны. Это не характеристика слабой веры. Скорее, это признак сильной любви Фомы к Спасителю. Он не то чтобы не поверил. Возможно, он боялся, что все, о чем ему рассказали, — не произошло на самом деле; но он всем сердцем хотел, чтобы было так. А Господь всегда отвечает на такие «запросы» человеческого сердца. И когда Он явился Фоме, тот сразу оставил свои сомнения и исповедовал Христа: «Господь мой и Бог мой!» Ведь на самом деле Фома очень ждал этого момента.
Как пройти в Индию?
Что же известно о его дальнейшей жизни? В Евангелиях и Книге Деяний апостольских о Фоме ничего более не сказано. Но некоторые важные сведения можно почерпнуть из его жития. Например, тот факт, что Фома, проповедуя Христа, пошел дальше других учеников и добрался до самой Индии. Именно этот удел достался ему в результате разделения между апостолами территории проповеди.
Великий шелковый путь из Европы в Китай — вероятно, именно так апостол Фома пришел в Индию
Надо сказать, понятие «Индия» в то время было широким и далеко не всегда означало конкретную территорию. Индией называли подчас и Афганистан, и Месопотамию — все то, что находилось за пределами Римской империи. Поэтому апостол Фома теоретически мог проповедовать не в Южной Азии, а гораздо ближе. Однако есть несколько фактов, на основании которых все-таки можно говорить о его проповеди именно индусам. Со времен Александра Македонского между Римской империей, Средиземноморьем и Индией уже было транспортное сообщение. Так что Фома вполне мог туда добраться, ничего удивительного в этом нет. Далее,
В житии апостола упоминается царь Гундофар: Фома был нанят к нему на службу как плотник, чтобы построить царю дворец. Этот царь — реальное историческое лицо.
В 1834 году в Кабульской долине Афганистана были найдены монеты с его именем, и по ним можно определить, что Гундофар правил в I веке по Рождестве Христовом, примерно в 45-46 годах. Это как раз те годы, когда Фома мог оказаться в Индии.
Вообще, сведения об апостоле Фоме, касающиеся его жизни после Воскресения Христова и Сошествия Святого Духа на апостолов, то есть все, о чем не сказано в Священном Писании, почерпнуты в основном из книги «Деяний апостола Фомы» («Acta Thomae»). Документ датируется концом II — началом III века и существует в двух версиях — индийской и сирийской. Но он дошел до нас не в первоначальном, а в искаженном варианте — в нем очень много гностических вставок. Этот текст критиковал святой Ириней Лионский, выдающийся богослов II века, который очень живо реагировал как раз на гностические перегибы. Однако есть свидетельство о том, что наряду с гностическим существовал и другой, видимо, подлинный текст о деяниях апостола Фомы. Свидетельство это — записки монахини Эгерии, которая на протяжении 381-384 годов совершала паломничество на Святую Землю, в Сирию, Ливан и Египет. Она сообщает, что молилась у мощей этого апостола, а также о том, что за богослужением читался отрывок из книги «Деяний апостола Фомы». Причем речь здесь идет, скорее всего, о первоначальном варианте «Деяний», без гностических искажений, то есть о том, который не дошел до наших дней.
Архитектор с биографией
Так что же происходило в Индии с этим человеком? Что можно почерпнуть из основных источников, если вынести за скобки более поздние гностические правки? Вместе с неким купцом по имени Хаббан Фома прибыл в Индию, где к I веку уже сформировалась кастовая общественная система. Это означало, что без разрешения соответствующего царя или раджи в его владениях не могло осуществляться никакой деятельности, в том числе и проповеди новой веры. В этом смысле ситуация в Индии напоминала ту, что сложилась в Европе VI-VIII веков на территориях расселения варварских племен, где проповедь христианства была возможна только с разрешения вождя.
И если вождь принимал новую веру, то вслед за ним ко Христу обращалась и вся знать, и воины, и весь народ. Правда, существенная разница была в том, что в Индии I века христиане не подвергались гонениям подобно тому, как это было на территории Европы времен античности и ранней эпохи варварских королевств.
Были цари, которые вполне терпимо относились к различным верованиям, приносимым из дальних стран в их края. А приносили их чаще всего купцы. Так что Хаббан в этой истории фигурирует не случайно. Собственно, путь, по которому апостол Фома попал в Индию — это Великий шелковый путь между Европой и Китаем. Пользовались им не только торговцы, но и миссионеры. Правда, купечество по типу деятельности порой оказывалось с миссионерами в одном ряду, потому что если купцы были христианами, то они не только занимались бизнесом на этом транзите, но и, как могли, распространяли свою веру среди язычников. И судя по всему, Хаббан понимал, чем на самом деле занимается Фома. Апостол же неустанно проповедовал Христа. По дороге в Индию он сумел основать христианские общины в Палестине, Месопотамии, Парфии и Эфиопии, а также среди бактов. С таким багажом он и явился к царю Гундофару.
Мадрас, Индия. В базилике находится крест апостола Фомы
По прибытии в Индию апостол приступил к строительству дворца. Правда, делал он это весьма странным образом, его поступок вполне можно назвать авантюрой. Ему выделили немалые деньги, однако он все раздал беднякам, не потратив на дворец ни одной монеты. Здание в итоге так и не было построено. Когда же Гундофар пришел посмотреть на новый дом и выяснил, что его, по человеческим меркам, весьма недвусмысленно обманули, он велел арестовать Фому и собирался его казнить. Однако царю явился его умерший брат, который сказал, что много обителей он видел на небесах, но самый прекрасный дом — тот, что возведен для Гундофара. На вопрос, кто же строил это дом, брат ответил, что имя строителю Фома. Гундофар очень удивился таким сведениям и приказал отменить казнь. Впрочем, для Фомы это стало лишь отсрочкой дня смерти. Мученическая кончина его не миновала…
Идущий на смерть
Последние годы земной жизни апостол Фома провел в индийском городе Мелипур, близ Мадраса. Там он сумел обратить ко Христу супругу и сына местного царя Маздея. Правда, крестить их он не успел. Царь, узнав о таких переменах в близких людях, пришел в ярость, ведь все это совершилось за его спиной, и велел заключить Фому в темницу. Тогда родственники царя пришли к апостолу прямо в тюрьму, чтобы там принять крещение. Фома совершил над ними Таинство, а затем, подобно апостолу Петру, через затворенные двери темницы вышел на волю, явился к новообращенным и послужил для них Литургию. Однако тюремная стража обнаружила, что узник исчез. Сочтя его за колдуна, воины обо всем доложили царю. И когда Фома, следуя Божиему промыслу, вернулся в место своего заключения, его немедленно отправили на допрос.
Индия. Скульптура, изображающая апостола Фому
Там произошел один очень важный диалог. Маздей спросил Фому: «Кто ты? Раб или свободный?» На что Фома ответил: «Не раб я, и нет у тебя власти надо мной». Царь тогда поинтересовался, зачем же он, сбежав из тюрьмы, вернулся назад. Фома сказал: «Я прибыл сюда, дабы спасти многих и самому стать помощью для всех, кто хотел освободиться». И здесь следует самый главный вопрос Маздея: «А кто твой господин? каково его имя и из какой он земли?» И Фома дает ответ абсолютно в своем стиле: «Господь мой — Владыка мой и твой. Ибо Он господин небес и земли». Этот текст чрезвычайно важен, поскольку в нем раскрывается особое христианское мироощущение. Это мироощущение богосыновства всех людей — не важно, какой национальности или касте они принадлежат, рабы они или цари, апостолы или купцы, индусы или иудеи. Любой человек — дитя Божие по факту своего рождения, даже если он пока не просвещен светом Христовой истины.
Естественно, индийскому царю странно было услышать подобный ответ. Он приговорил апостола к смертной казни. И хотя народ, видя добрые дела и намерения Фомы, протестовал, Маздей остался непреклонен. Фома, в свою очередь, не сопротивлялся и не возражал, и это тоже вполне в его духе — желать себе смерти ради Христа. Он переживал только об одном — что ему не до конца еще удалось посеять семя Христовой веры в этих землях. Поэтому по дороге к месту казни он рукоположил человека по имени Сифор в пресвитеры, а новообращенного сына царя — в диаконы. После этого Фома уже со спокойным сердцем принял свой жребий и претерпел мученическую смерть — его пронзили копьями.
Верить ли мертвому?
Ну а далее происходит еще одно исключительно важное событие. В сына того самого царя Маздея, в родного брата рукоположенного Фомой диакона, вселился нечистый дух. Маздей понимал: это наказание ему, отцу, за то, что он казнил святого человека. И тогда он решил пойти ко гробу апостола Фомы в Мелипур, взять его останки и коснуться ими сына. Тогда, полагал царь, несчастный будет исцелен. Этот эпизод, описанный в «Деяниях апостола Фомы» II-III века, свидетельствует, что уже тогда в Индии была традиция почитания мощей. Но самое интересное даже не в этом. Когда Маздей, согласно источнику, намеревался исполнить задуманное, ему явился сам Фома и, можно сказать, с некоторым юмором сказал: «Живому ты мне не поверил, почему же теперь поверишь мертвому? Но не бойся, ибо милостив Иисус Христос, ради великого Своего милосердия». А далее приводится история о том, что Маздей, придя ко гробу Фомы, по какой-то причине не нашел там его останков.
Пещера с высеченным на стене крестом, в которой жил святой
Что же тогда сделал царь? Он взял горсть песка с места захоронения апостола и вернулся домой. Маздей призвал Имя Господа Иисуса Христа, отрекся от дьявола, а затем дал сыну приложиться к песку с могилы Фомы, в результате чего тот получил исцеление. Затем Маздей обратился к рукоположенному Фомой пресвитеру Сифору с просьбой крестить его. Почему так важен этот эпизод? Дело ведь не столько в факте исцеления больного, в это чудо можно верить или не верить. Но дело главным образом в том, что царь, казнивший апостола, обратился ко Христу. Это свидетельство о главном чуде, которое возможно для человека — о перемене сердца.
Фома: путь туда и обратно
Что же касается мощей апостола Фомы, то судьба их очень интересна. Из Индии они были перенесены в Эдессу. Об их пребывании там свидетельствует летописный текст «Хроники града Эдессы», а также упомянутые записки монахини Эгерии: она сообщает, что молилась в этом городе у мощей апостола Фомы. В XI веке Эдессу разграбили турки. Мощи Фомы, наряду с другими святынями, были спрятаны христианами во избежание поругания. Местонахождение их было неизвестно, пока их не обнаружили на греческом острове Хиос. А оттуда в 1258 году мореплаватель Лион, нанятый жителями итальянской Ортоны, перевез их в этот город. Там они и находятся по сей день. А перст Фомы был доставлен в Рим и пребывает там в церкви Святого Креста. Иными словами, апостол Фома, при жизни ушедший с Запада на Восток, после земной кончины за несколько веков совершил обратное путешествие.
Таков был земной и посмертный путь апостола Фомы. Жизнь его напоминает приключенческий роман, а сам он — героя, совершающего подчас абсолютно нелогичные подвиги.
Какое же отношение все это имеет к нам, людям XXI века? Дело в том, что Фома, пожалуй, самый современный апостол. Ведь большинству из нас знакомо состояние внутренней пустоты, когда рушатся надежды, когда, казалось бы, смысла в жизни совсем не остается. И очень непросто в такой ситуации понимать, что Господь — рядом. Но пример Фомы показывает, что Бог нас не только не оставил, но более того — Он готов прийти к каждому, кто искренне этого хочет. Апостол Фома, поверивший в Воскресение своего Учителя, всю свою жизнь настолько горел этой верой, что сумел привести ко Христу тысячи людей. Он не побоялся ни дальнего пути, ни иноземных царей, ни смерти. Ему приходилось идти на авантюрные, с точки зрения земной логики, поступки, рисковать жизнью и в итоге расстаться с ней, исповедовав Христа. Но он всегда понимал, ради чего все это совершает. После того как он лично встретился с Воскресшим Богом, для него не оставалось больше сомнений в том, ради чего он живет. Даже если ему приходилось кардинальным образом менять место жительства и круг общения. Даже если казалось, что миссия его терпит неудачу. Даже если в далекой стране не находилось людей, готовых его поддержать… Все эти препятствия были преодолимы, потому что Бог, однажды став рядом с ним, уже никогда не оставлял Своего ученика. При чем же здесь мы, современные люди? Пожалуй, при том, что Господь точно так же приходит к каждому из нас. И какими бы ни были обстоятельства нашей жизни, встреча с Ним возможна. Стоит только очень этого захотеть…
Фото: Паломническая служба “Радонеж”
Святой апостол фома его молитва
Все о религии и вере – “святой апостол фома его молитва” с подробным описанием и фотографиями.
Молитва апостолу Фоме.
О, преславный апостоле Фомо, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услышь чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.
О, святый апостоле Фомо! Молим тя: сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных, и испроси нам, рабам Божиим (имена), свыше помощь во время неверия, да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем оных блаженных обителей райских. Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем Суде Христове; да прославим великолепое имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Тропарь апостолу Фоме
Мученик Христов быв, Божественнаго собора апостольскаго сопричастник, неверствием бо Христово Воскресение известив и Того пречистую страсть осязанием уверив, Фомо всехвальне, и ныне нам проси мира и велия милости.
Премудрости благодати исполнен, Христов апостол и служитель истинный, в покаянии вопияше Тебе: Ты мой еси Бог же и Господь.
Господню ученику и великому тайноповедателю, Фоме Богоглаголивому, Петр возопи: видехом Господа. Рече же той: аще не вижду аз язвы рук Его, не уверую, вопияше близнец. Тогда Владыка всех, якоже раб, прииде, хотя спасти вся, и глаголет Фоме: осяжи руки Моя и ребра и не не веруй: Аз бо есмь Господь и Бог твой. Он же с покаянием возопи: Ты мой еси Бог же и Господь.
Христос, Великое Солнце, лучу тя многосветлую во Индию посылает, мрачную лесть, таинниче, вскоре разгоняюща, Фомо премудре апостоле, и люди просвещающа Троицу почитати Божественную, Еюже вси сохраняемся.
Популярные молитвы:
Молитва Святителя Ионы, митрополита Московского, чудотворца
Молитва Киру и Иоанну святым чудотворцам и бессребреникам, мученикам
Молитва святому мученику Неофиту
Молитва святому праведному Филарету Милостивому
Молитвы Ксенофонту и Марии святым преподобным
Молитвы преподобным Зосиме, Савватию и Герману, Соловецким Чудотворцам
Молитва священномученику Киприану и мученице Иустинии
Молитва первомученице равноапостольной Фекле
Молитвы святителю Иоанну Златоустому, архиепископу Константина града
Молитвы преподобному Ефрему Сирину
Молитва Смоленской иконе Пресвятой Богородицы, именуемой Смоленская Одигитрия
Молитва Петру и Февронии, Муромским чудотворцам
Молитвы Оптинских старцев
Молитвы Пресвятой Богородице
Православные информеры для сайтов и блогов
Святой апостол фома его молитва
О святый апостоле Христов Фомо! Молим тя: сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений гре-ховных и испроси нам, рабам Божиим (имена), свыше помощь во время неверия, да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем оных блаженных обителей райских. Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем суде Христове; да прославим великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков.
О святый угодниче Божий, апостоле Фомо! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.
Апостол Фома – день памяти 19 октября
19 октября по новому стилю православная церковь отмечает день памяти апостола Фомы – одного из 12 апостолов Иисуса Христа.
Дни памяти святого апостола Фомы:
• 15 апреля – Воспоминание уверения апостола Фомы
• 13 июля – Собор 12-ти апостолов
• 19 октября – день памяти Апостола Фомы
«Фома неверующий» – это именно о нем! Он, единственный из последователей Христа, засомневался в его чудесном воскрешении. Слаба была его вера? Пытался он постичь чудеса логикой?
Фома стал учеником Христа в возрасте 29 лет. К этому времени у него была жена и четверо детей, а сам он работал плотником и каменщиком. Из всех апостолов только Фома обладал действительно аналитическим складом ума. Он был настоящим ученым апостольской группы. После распятия, чудесного воскресения и Пятидесятницы апостол Фома отправился на Кипр, Крит, побережье Северной Африки проповедовать благую весть царства и крестя верующих. За свою деятельность Фома был схвачен и казнен римлянами на Мальте. Всего за несколько недель до смерти он приступил к описанию жизни и учений Иисуса.
В день поминовения святого апостола Фомы в храмах читают Евангелие о явлении воскресшего Христа всем апостолам, а после – апостолу Фоме. Слушая это Евангелие каждый должен подумать о том, что есть Церковь и Храм Божий, а также о том, что означают раны на теле Воскресшего Христа.
Молитвы святому апостолу Фоме
19 октября – день памяти Апостола Фомы. Ему молятся при беспокоящем душу неверии, как самому прошедшему это тяжкое состояние.
Молитва первая апостолу Фоме
“О благознаменитый и славный апостоле Христов Фомо! Егда на конец веков к человеком пришедый Бог избра тя в ученики Своя и даде ти власть болящия исцеляти, прокаженныя очищати, мертвыя воскрешати, бесы изгоняти, ты не сих ради, но наипаче любовию прилепился еси ко Христу, желанием вожделев даже до смерти следовати по Нем. Сего ради, аще попущением Божественным и не зрел еси со иными ученики воскресшаго Спаса, аще и отреклся еси веровати сему, дондеже вложиши перст свой в язвы гвоздиныя и вложиши руку свою в ребра Его, обаче исполни Господь прошение сердца твоего и непреложно паки веру твою утверди. Темже молим тя: отверзи нам очи веры, да плотским невидимая явятся нам; подаждь нам надежду на снизхождение Божие, да отчаяние греховное не по – жрет ны; открый нам блаженство любве, яже крепка есть, яко смерть, и едина возмогает над тою, да поработавше Христу на земли, воздвигнем и мы себе кровы Небесныя и с тобою и всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.”
Вторая молитва апостолу Фоме
“О святый угодниче Божий, апостоле Фомо! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.”
Традиции и обряды на 19 октября
Традиционно в этот день печется хлеб, краюшки которого отдают именинникам и людям с ослабленным здоровьем.
Если на Фомин день рождается ребенок, то также печется каравай из пшеничной муки. Отломленная краюшка посыпается солью и подносится к малышу.
Девочек, которым уже исполнилось 7 лет, начинают обучать ткацкому делу.
В этот день повзрослевших и принявших решение жениться сыновей отцы отводили в сусеки и показывали на некоторые закрома с зерном, которыми они могли пользоваться. Таким образом, кромятся сусеки, то есть делятся.
Приметы 19 октября
1. Если стоит безветренная погода – жди похолодания.
2. Если дым волочется, то вскоре будет ненастье.
3. Ветреная, теплая и влажная осень сулит длинную зиму.
4. Солнце на закате бледное — перед ветром с запада. Ярко-красная вечерняя заря держится долго — к непогоде.
5. Вороны собираются в стаи – по приметам жди ненастной погоды
6. Если человек родился 19 октября, то в качестве оберега ему следует носить аметист или рубин.
Житие апостола Фомы
Святой апостол Фома, называемый близнец, родился в Галилейском городе Панеаде. Когда Господь наш Иисус Христос, во время Своего пребывания на земле с людьми, проходил по городам и селениям, уча народ и исцеляя всякие болезни, Фома, услышав Его проповедь и увидев Его чудеса, прилепился к Нему всею душою. Насыщаясь сладкими словами Иисуса Христа и созерцанием Его пресвятого Лица, Фома ходил за Ним и был удостоен Господом причисления к лику двенадцати апостолов, с коими и следовал за Христом до самых Его спасительных страданий.
По воскресении же Господа святой Фома своим недоверием к словам других апостолов о сем еще более усилил веру Церкви Христовой. Ибо в то время как прочие ученики Христовы говорили: «видехом Господа» он не хотел им поверить, доколе сам не увидит Христа и не прикоснется к Его язвам. На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал Свои раны. «Господь мой и Бог мой!» — воскликнул святой.
После вознесения Иисуса Христа на небо и сошествия Святого Духа апостолы бросили между собою жребий, куда каждому из них идти для проповедания Слова Божия. Фоме выпал жребий идти в Индию, чтобы просветить помраченные язычеством страны и научить истинной вере различные обитавшие там народы — парфян и мидян, персов и гиркан, бактрийцев и брахманов и всех самых дальних обитателей Индии.
Фома очень скорбел о том, что он посылается к таким диким народам; но ему явился в видении Господь, укрепляя его и повелевая быть мужественным и не страшиться, и обещал Сам пребывать с ним. Он скоро указал ему и возможность проникнуть в сии страны.
И апостол стал проповедовать о Христе воскресшем в Палестине, Месопотамии, Эфиопии, а затем и Индии. Однажды апостола представили индийскому царю как весьма искусного зодчего, и царь повелел Фоме построить для него великолепный дворец. Фома сказал, что он построит такой дворец, и он будет даже лучше, чем царь может себе представить. Для постройки апостол получил очень много золота, которое раздал бедным и неимущим. Прошло два года и царь вновь пригласил к себе апостола и спросил, что удалось сделать за этот период. А апостол Фома ответил, что дворец уже почти готов, осталось лишь только закончить крышу. Обрадованный царь вновь дал Фоме золото, чтобы крыша соответствовала великолепию и красоте дворца. Апостол снова раздал все эти деньги больным, неимущим и бедным людям.
Тогда доложили царю, что на том месте, где должен стоять дворец, еще ничего не построено. Разгневанный царь пригласил Фому и спросил, построил ли он что-нибудь или нет, а Фома ответил, что дворец готов, но построил он его на небесах. «Когда ты перейдешь из этой временной жизни, — сказал Фома, — то там, на небе, ты обнаружишь прекрасный дворец, в котором ты будешь пребывать вечно». Царь в этом ответе заподозрил обман и решил, что апостол открыто насмехается над ним, и поэтому приказал тяжко его мучить.
В это время умер брат царя, которого царь очень любил. В этом горе он множество дней безутешно оплакивал смерть своего брата. А душа этого брата-язычника также была вознесена на небо и ей, как и всякой другой душе, были показаны и райские обители, и ад. И когда она осматривала рай, то в одном месте увидела великолепнейшее строение, такое прекрасное, что ей захотелось пребывать в нем вечно. И тогда душа спросила Ангела, который водил ее по раю, кому принадлежит это место. И Ангел ответил, что это — дворец ее брата, для него построены эти великолепные палаты. И тогда душа стала просить Ангела о том, чтобы он разрешил ей вернуться на землю для того, чтобы испросить у своего брата разрешение войти в уготованные ему палаты. И Ангел разрешил ей вернуться в бездыханное тело.
И произошло чудо: умерший брат царя воскрес. Какое было ликование, какая была радость, когда царь услышал, что его брат ожил. Когда состоялась их первая беседа, брат стал ему рассказывать, что произошло с его душой после смерти. И он сказал: «Помнишь, ты когда-то обещал отдать мне полцарства, — не нужно мне этого дара, но дай разрешение, чтобы тот дворец, который уготован тебе в Царстве Небесном, был и моим дворцом». И понял царь, что Фома не обманывал его, что для него Господь уже уготовал место в Царстве Небесном. Тогда раскаявшийся царь не только выпустил Фому из заключения, попросив у него прощения, но и принял Крещение.
В то время, когда Фома просвещал проповедью Евангелия индийские страны, наступило время честного преставления Божией Матери, и все апостолы из разных стран восхищены были на облаках небесных и перенесены в Гефсиманию, к одру Преблагословенной Девы. Тогда и святой апостол Фома был восхищен из Индии, но не поспел прибыть к самому дню погребения Богопрославленного тела Пречистой Богородицы. Это устроено было Божиим изволением для того, чтобы удостоверить верующих, что Матерь Божия с телом была взята на небо. Ибо как относительно воскресения Христова мы более утвердились в вере чрез неверие Фомы, так относительно взятия на небеса с плотью Пречистой Девы Марии Богородицы узнали вследствие замедления Фомы.
Апостол прибыл только на третий день после погребения и скорбел о том, что не мог быть в Гефсимании в самый день погребения, чтобы проводить с прочими апостолами тело Матери Господа своего на место погребения. Тогда, по общему соглашению святых апостолов, для святого Фомы открыли гробницу Пресвятой Богородицы, чтобы он, увидев пречистое тело, поклонился ему и утешился в своей печали. Но когда открыли гробницу, то не нашли тела, а только одну лежавшую там плащаницу. И отсюда все твердо уверились в том, что Матерь Божия, подобно Сыну Своему, воскресла в третий день и с телом была взята на небеса.
После сего Фома снова появился в Индийских странах и проповедовал там Христа, обращая многих к вере знамениями и чудесами. Затем апостол пошел еще дальше, в Каламидскую страну, и, проповедуя здесь Христа, обратил к вере двух женщин, одна из которых была женой тамошнего царя Мудзия. Обе женщины настолько уверовали, что отказались от плотского сожительства со своими нечестивыми мужьями.
Это очень разгневало царя и его приближенных и святой апостол был заключен в темницу. Он претерпел пытки, и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу. На том же месте, где было погребено тело апостола, совершались по молитвам его многие чудеса во славу Христа Бога нашего.
Части мощей святого апостола Фомы есть в Индии, Венгрии и на Афоне
ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ
Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)
Свт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.
Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго
Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.
Мѣсяцъ Декабрь.
День десятый.
П реподобный Ѳома родился въ Виѳиніи [2]. Родители его были простаго званія и жили въ довольствѣ. Но Ѳома уже съ юныхъ лѣтъ отвращался отъ всякихъ житейскихъ, суетныхъ удовольствій и обнаруживалъ сильную склонность къ иноческому житію. Увлекаемый примѣрною жизнію нѣкоего инока, подвизавшагося въ одномъ изъ окрестныхъ монастырей, онъ привязался душевно къ святой обители; съ малолѣтства привыкъ онъ соблюдать постъ и, охотно занимаясь свойственнымъ дѣтскому возрасту книжнымъ ученіемъ, изучилъ псалтирь, апостольскія писанія и всю церковную службу. Такимъ образомъ, первоначальная жизнь Ѳомы протекала мирно, въ благочестіи, и добрыя сѣмена, посѣянныя въ его душѣ, успѣли укорениться для дальнѣйшаго возрастанія. Когда же Богобоязненный отрокъ достигъ совершеннаго возраста, то, облекшись въ иноческую одежду, съ непоколебимою твердостію вступилъ на подвигъ духовной брани со врагомъ спасенія. И настолько утвердился и усовершился онъ душою своею въ добродѣтельномъ житіи, что его духовная красота явно обнаруживалась предъ всѣми.
В ъ то время одинъ изъ Византійскихъ вельможъ, по имени Галоликтъ, основалъ при рѣкѣ Сагарисѣ новый монастырь и просилъ епископа той области собрать въ этотъ монастырь мужей достойнѣйшихъ и разумныхъ. Начальникомъ этой новой обители былъ избранъ и поставленъ преподобный Ѳома, какъ инокъ опытный, утвердившійся въ духовной жизни и крѣпкій хранитель воздержанія. Сообщено было объ этомъ и собору епископовъ съ объясненіемъ, что Ѳома уже много лѣтъ подвизался въ духовномъ дѣланіи, и что всѣ его почитаютъ сосудомъ, исполненнымъ различныхъ добродѣтелей, хотя самъ онъ, по смиренію своему, и старался скрывать то отъ другихъ.
М ежду тѣмъ такое неожиданное поставленіе блаженнаго Ѳомы начальникомъ обители, по навѣту діавола, попущеніемъ Промыслителя Бога, дало поводъ къ нѣкоторому раздору. Огорченный этимъ, Ѳома, обвиняя себя, говорилъ себѣ съ укоризною:
— « Ч то я мечтаю о себѣ!»
И уразумѣвъ, что настало время исполненія завѣтныхъ его желаній, простившись съ братіей и исповѣдавъ предъ ними скорбь сердца своего и преподавъ имъ духовное утѣшеніе, онъ удалился изъ монастыря для безмолвія въ одну пустыню. Оставшись безъ начальника, какъ овцы безъ пастыря, иноки пожелали возвращенія преподобнаго; они отправились на поиски и долго искали его, пока не дошли до той самой пустыни, гдѣ поселился преподобный, въ безмолвіи перенося и зимнюю стужу и солнечный зной, вмѣняя первую въ тепло, а второй — въ прохладу. И умоляли они преподобнаго возвратиться въ монастырь, а чтобы утишить скорбь его, говорили:
— « З ачѣмъ ты изнуряешь себя столь суровымъ житіемъ? — подумай: вѣдь мы созданы изъ персти земной и уже по сему самому носимъ въ себѣ немощь, такъ что намъ не по силамъ совершенно отрѣшиться отъ свойственной намъ немощи».
Н о Ѳома остался непреклоненъ и только, уступая желанію монаховъ, позволилъ имъ устроить для себя небольшую келлію. Когда она была устроена, преподобный вошелъ въ нее и, преклонивъ колѣна на землю, произнесъ:
— « Д а будетъ сіе благоугодно Тебѣ, Господи; пришедшихъ же къ моему недостоинству мужей сподоби возвратиться».
И ноки удалились, оставивъ своего вождя духовнаго въ пустынномъ уединеніи. Но послѣ того, какъ-бы по нарочитому извѣщенію, къ святому подвижнику начали со всѣхъ сторонъ приходить благочестивые люди — міряне, желавшіе принять иноческое постриженіе, и просили преподобнаго, чтобы онъ позволилъ имъ жить у него въ послушаніи. Всѣхъ таковыхъ, какъ приходящихъ на служеніе Господу, онъ облекалъ въ монашескую одежду, и двоихъ, какъ первыхъ учениковъ Христовыхъ, нарекъ именами апостоловъ, — одному давъ имя Іоанна, а другому Петра, и съ ними возносилъ усиленнѣйшія молитвы Богу.
Н о для виновника зла — діавода нестерпимо было видѣть свои козни и злоумышленія побѣжденными. И вотъ онъ навелъ на преподобнаго, прежде всего, комаровъ въ такомъ множествѣ, что блаженный не могъ даже говорить: комары нападали на него, и когда онъ лежалъ, и когда вставалъ на молитву, — набиваясь ему въ ротъ, они проникали даже до гортани. И скудная пища и все, что было въ келліи святаго, всегда наполнялось множествомъ комаровъ. Три года продолжалась такая напасть, но преподобный не только безъ ропота и воздыханій претерпѣвалъ сіе, но еще благодарилъ Бога, испрашивая себѣ отпущенія грѣховъ. Потомъ, когда по волѣ Божіей, нападеніе комаровъ прекратилось, появились большія мухи, которыя кусали преподобнаго и какъ-бы острыми стрѣлами пронзали его, изнуренное воздержаніемъ, тѣло. Миновала и эта напасть, продолжавшаяся такъ же три года. Но послѣ того на преподобнаго напали муравьи, которые заползали къ нему и въ глаза, и въ ноздри, но онъ, какъ крѣпкій дубъ, оставался непоколебимъ въ подъятомъ имъ подвигѣ терпѣнія. Видя такую твердость блаженнаго старца, переносившаго эти девятилѣтнія напасти, какъ-бы мимолетныя, однодневныя, искуситель напалъ на него еще съ бóльшею, неистовѣйшею злобою. Зная, что человѣку, отъ созданія почтенному образомъ Божіимъ, присуще по природѣ отвращеніе къ змѣѣ, какъ орудію перваго грѣха (Быт. 3, 1-6. 14-15), коварникъ, чтобы разрушить душевный миръ преподобнаго и вселить въ его сердцѣ чувство озлобленія, равно какъ и у его сподвижниковъ, наслалъ на него множество змѣй. Это многимъ можетъ показаться невѣроятнымъ, но то не было какимъ-либо только привидѣніемъ. Змѣи являлись не въ воображеніи преподобнаго Ѳомы, но на самомъ дѣлѣ подползали, окружали его, и не однажды, или дважды, а постоянно. И не одинъ годъ, или два года, но цѣлыхъ одиннадцать лѣтъ святый окружаемъ былъ ими, и ни разу не произнесъ онъ ропота. Отъ змѣй не свободно было и ложе его; онѣ гнѣздились и тамъ во время его отдыха. Но, охраняемый промышленіемъ Божіимъ, преподобный оставался невредимъ отъ нихъ.
О днажды блаженный отецъ совершалъ Божественную безкровную службу; служеніе приближалось къ концу, и вотъ откуда-то выползъ громадный змѣй и, какъ кольцомъ, опоясалъ собою всю церковь, въ которой совершалось священнодѣйствіе. Прислуживавшій преподобному инокъ вышелъ предъ тѣмъ изъ церкви, чтобы принести потребную при священнодѣйствіи теплоту, а змѣй, сначала какъ-бы опоясавшій собою церковь, въ это время свернулся у порога церковнаго, представляя собою огромный клубокъ. И вотъ произошло дивное чудо: совершавшій Богослуженіе преподобный, удивляясь, почему не подается по обычаю своевременно теплота, оглянулся и увидѣлъ чудовище, лежащее у порога, а прислуживавшаго инока стоящимъ въ трепетномъ ужасѣ, и, исполнившись Духа Святаго, сказалъ брату:
— « В ходи и не бойся».
С амъ же продолжалъ святое дѣло. Ободренный отеческимъ повелѣніемъ инокъ, какъ-бы на крыльяхъ, перескочилъ черезъ змѣя и вошелъ въ церковь. По окончаніи Божественной службы, блаженный старецъ въ священномъ облаченіи подошелъ къ порогу, гдѣ лежало чудовище, и сказалъ:
— « Е сли это появленіе твое здѣсь, змѣй, означаетъ кончину твою помощію Бога моего, то слѣдуй за мною».
З мѣй схватился зубами своими за край одежды святаго и послѣдовалъ за нимъ; Ѳома же отошелъ отъ церкви на разстояніе полета стрѣлы изъ лука и, зайдя въ дебрь, гдѣ была глубокая яма, остановился и началъ молиться; ко многимъ молитвамъ онъ присоединилъ и такую:
— « Б оже, давшій власть вѣрующимъ въ Тебя наступать на змѣй и скорпіоновъ, благоволи, Господи, и мнѣ меньшему наступить на гортань змѣя, по слову Твоему» (Лук. 10, 19)!
К акъ только преподобный произнесъ сію молитву, змѣй тотчасъ поднялся съ мѣста и низвергся въ пропасть; съ нимъ осыпались и края этой пропасти, такъ что на томъ мѣстѣ образовалась заравненная котловина. Возблагодаривъ Бога, старецъ возвратился въ свою келлію. А затѣмъ послѣдовало и новое дивное чудо: змѣи, гнѣздившіяся подъ келліею преподобнаго и столько лѣтъ устрашавшія его, при видѣ его святаго лица, какъ-бы спасаясь отъ огненнаго опаленія, внезапно всѣ ушли въ то мѣсто, гдѣ погибъ и змѣй — чудовище. Тамъ, волею Божіею, ихъ погибло многое множество, и птицы нападали на нихъ и поѣдали.
С ъ того времени святый Ѳома, освободившись отъ искушенія и напастей, получилъ отъ Бога даръ исцѣленій и прорицаній, но вмѣстѣ съ тѣмъ еще съ бóльшимъ стараніемъ заботился онъ о своемъ духовномъ совершенствованіи, устремляя свое вниманіе особенно на соблюденіе подвига безмолвія. А такъ какъ къ нему безпрестанно приходили искавшіе наставленій и вынуждали его нарушать безмолвіе, то онъ началъ обыкновенно удаляться въ нагорное мѣсто своей пустыни; предъизбранные же имъ, приближенные ученики, по его завѣту, руководствовали и братію и приходящихъ: Іоаннъ распоряжался при совершеніи молитвъ и службъ церковныхъ, а Петръ назидалъ по благодатному дару прозорливства. И хотя все это такъ устроилось, но духовная сила отеческаго наставничества не была ослаблена тѣмъ, потому что во всемъ проявлялось одно произволеніе, — всѣхъ окормляла воля старца-отца, любовію котораго всѣ окрылялись и направлялись на путь спасенія.
К огда, такимъ образомъ, въ уединенной обители все шло установившимся порядкомъ, однажды благочестивый греческій царь Левъ, сынъ Василія [3], имѣя въ сердцѣ своемъ нѣкое недоумѣніе, изложилъ о томъ въ письмѣ и, запечатавъ его своею царскою печатью, отправилъ оное съ нарочитымъ посломъ къ преподобному старцу, желая получить отъ него разрѣшеніе своего недоумѣнія. Царскій посолъ отправился, и едва приблизился онъ къ порогу келліи блаженнаго отца, послѣдній, выходя ему на встрѣчу, подалъ свое запечатанное письмо и сказалъ:
— « П ріими сіе, братъ, и возвратись къ пославшему тебя».
Т акое обстоятельство привело посланнаго въ ужасъ, и онъ, недоумѣвая, возразилъ:
— « К акой же отвѣтъ я дамъ пославшему меня касательно его письменнаго запроса, когда ты даже и въ руки не взялъ царскаго писанія?»
Н а это преподобный отвѣчалъ ему:
— « Д овольно, чадо: такъ хочетъ Богъ».
Примѣчанія:
[1] Это было прозвище, данное преподобному Ѳомѣ.
[2] Виѳинія — сѣверо-западная область Малой Азіи, лежавшая по берегамъ Чернаго моря, Босфора и Константинопольскаго пролива.
[3] Левъ VI Мудрый, сынъ Василія Македонянина. Византійскій императоръ, — царствовалъ съ 886-911 г.
[4] Преп. Ѳома Дефуркинъ скончался въ X вѣкѣ.
Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга четвертая: Мѣсяцъ Декабрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 287-292.
Молитвы Фомаиде Египетской
Основной догмой Православной Церкви является почитание Святых мучеников. Молитвенниками людских чаяний и просьб перед Всевышним становятся святые, прославляемые верующими. Обращаясь в благочестивой молитве к мученикам, православные обретают связь с Небесной Церковью. С просьбами в борьбе с плотской греховной страстью принято обращаться с молитвой Фомаиде Египетской. Ее жизнь и гибель стали примером победы Силы Духа человека над грехом.
История жития святой
Фомаида происходит из благочестивой христианской семьи, жившей в Александрии. Тогда никто не мог предположить, что отроковица примет мученическую смерть, и люди станут возносить молитву Святой Фомаиде Египетской.
В 15 лет она была выдана замуж за христианина, добывающего себе хлеб рыболовством. В семье супруга Фомаиду полюбили за кроткий нрав, незлобливость и благочестие.
Однако свекр воспылал греховной страстью к девушке. По наущению Диавола, он стал склонять невестку к греху, когда сын уехал на ночную ловлю рыбы. Фомаида пыталась вразумить старца, напоминая о Божьей каре. В безумии, грешник поднял меч и рассек девушку.
В тот же миг кара Господня настигла убийцу: он ослеп. До утра, пока его не нашли рыбаки, он метался в комнате, пытаясь найти выход. Услышав людские голоса, злоумышленник сознался в страшном деянии и попросил осудить на смерть.
Тело мученицы было погребено в монастырской усыпальнице, по велению преподобного Даниила.
В чем помогают молитвы святой Фомаиде Александрийской (Египетской)?
Молодые иноки, жившие в монастыре, где была погребена святая, стали отмечать, что им помогает молитва Фомаиде в борьбе с греховными видениями.
Спустя многие годы, люди по-прежнему находили душевный покой у могилы святой. Молитва Фомаиде Египетской от блуда помогала обрести твердость духа многим монахам и мирянам. Позднее мощи мученицы были перенесены в Константинопольский женский монастырь.
Сегодня молитва Мученице Фомаидепомогает людям в следующих жизненных ситуациях:
- в борьбе с греховным блудом;
- в сохранении верности между супругами;
- в опасении насильственных действий над целомудрием.
Молитвы мученице Фомаиде Египетской
Тропарь, глас 4-й
Агница Твоя, Иисусе, Фомаида, зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю, и Тебе ищущи страдальчествую и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою; но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.
Кондак, глас 2-й
Храм твой всечестный яко цельбу душевную обретше, вси вернии велегласно вопием ти: дево мученице, Фомаидо великоименитая, Христа Бога моли непрестанно о всех нас.
Молитва святой
О, всехвальная мученице Фомаидо! За чистоту супружества даже до крове подвизавшися и целомудрия ради душу свою положивши, достойна пред Господем обрелася еси, во еже в лице преподобных дев почтенней тебе быти. Услыши нас молящихся тебе, и якоже древле боримии от плоти целительницу тя имеяху, по дарованной тебе от Бога благодати, сице и ныне прибегающим ко предстательству твоему подаждь отраду и свобождение от плотския брани, и целомудренное житие и незазорное в супружестве и девстве пребывание твоими богоприятными молитвами всем исходатайствовати потщися, яко да телеса наша храм живущаго в нас Святаго Духа будут. О, преизбранная в женах и верная рабо Христова! Помози нам, да не погибнем со страстьми и похотьми нашими, но да управимся умом нашим и укрепимся сердцем нашим во всяком благочестии и чистоте, славяще твою помощь и предстательство, благодать же и милость Триединаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.