Андрей Первозванный: житие святого, день памяти, молитва

Молитва святому апостолу Андрею Первозванному

Святой апостол Андрей — уникальная личность, много повидавшая на своем долгом веку. Он путешествовал с оленеводами, беседовал с философами из Греции, имел знакомства с торговцами и чиновниками, посещал первобытные племена в Пакистане.

О чем молить святого

Апостолы Иисуса Христа были первыми людьми, которые переняли истинное учение о Господе. Молитва Андрею Первозванному имеет великую силу и звучит из уст моряков об успехе в ратном деле.

К нему обращаются:

  • о заступлении Отечества;
  • при обращении народов к вере Христовой;
  • во всяких житейских нуждах.

Апостол Андрей был очень мудрым человеком, мудрость его была не только божественной, но и человеческой. Ему была присуща привычка устанавливать везде, где бы он не бывал, поклонные кресты.

Ходил святой по земле с увенчанным крестом огромным посохом в руках. Был очень скромным христианином, но если кого из людей одолевала сильная нужда, он предстательствовал о них пред Всевышним.

Святитель Андрей позволил распять себя, находясь в преклонных летах, хотя мог запросто избежать мученической кончины. Он выбрал тяжкий крест ради веры и следовал за Христом без капли сомнения.

Яко апостолов первозванный и верховнаго сущий брат Владыце всех, Андрее, молися, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.

Мужества тезоименитаго богоглагольника и Церкве возследователя верховнаго, Петрова сродника восхвалим, зане якоже древле сему и ныне нам воззва: приидите, обретохом Желаемаго.

Первозванне Апостоле Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Церкве последователю, всехвальный Андрее! Славим и величаем апостольския труды твоя, сладце поминаем твое благословенное к нам пришествие, ублажаем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси, лобызаем священныя мощи твоя, чтим святую память твою и веруем, яко жив Господь, жива же и душа твоя и с Ним во веки пребываеши на небеси, идеже и любиши ны тоюжде любовию, еюже возлюбил еси нас, егда Духом Святым прозрел еси наше, еже ко Христу обращение, и не точию любиши, но и молиши о нас Бога, зря во свете Его вся нужды наша. Тако веруем и тако сию веру нашу исповедуем во храме, иже во имя твое, святый Андрее, преславно создася, идеже святыя мощи твоя почивают: верующе же, просим и молим Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да молитвами твоими, яже присно послушает и приемлет, подаст нам вся потребная ко спасению нас грешных: да якоже ты абие по гласу Господа, оставль мрежи своя, неуклонно Ему последовал еси, сице и кийждо от нас да ищет не своих си, но еже к созиданию ближняго и о горнем звании да помышляет. Имуще же тя предстателя и молитвенника о нас, уповаем, яко молитва твоя много может пред Господем и Спасителем нашим Иисусом Христом, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом и во веки веков. Аминь.

Первозванне апостоле Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Церкве последователю верховный, всехвальне Андрее!

Славим и величаем апостольския труды твоя, сладце поминаем твое благословенное к нам пришествие, ублажаем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси, лобызаем священныя мощи твоя, чтим святую память твою и веруем, яко жив Господь, жива же и душа твоя, и с ним во веки на небеси пребываеши, идеже и нас любовию твоею не оставляеши, якоже возлюбил еси отцы наша, егда Духом Святым прозрел еси земли нашея ко Христу обращение.

Веруем же, яко и молиши о нас Бога, зря во свете Его вся нужды наша. Тако сию веру нашу во храме твоем исповедуем, и Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа молим, да молитвами твоими подаст нам вся потребная ко спасению нас грешных: да якоже ты абие ко гласу Господа, оставль мрежи твоя, неуклонно Тому последовал еси, сице и кийждо от нас не своих сих да ищет, но еже к созиданию ближняго, и о горнем звании да помышляет.

Имуще же тя предстателя и молитвенника о нас, уповаем, яко молитва твоя много может пред Господем и Спасителем нашим Иисусом Христом, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Всюду именем Господа Иисуса болящия исцеляя, мертвыя воскрешая, бесы изгоняя, и во Патрах предсмертную проповедь твою чудесами утвердил еси, апостоле Христов, и анфипата Лезвия обратил еси к познанию истины, егда противления ради язвою поражен быв, тобою от одра болезни воздвижен бысть; людие же вси, видевше в тебе силу Божию, идолы своя сокрушиша, посем и Господь явися тебе, якоже Павлу иногда в Коринфе, и повеле взяти Крест твой, назнаменовав сим твое в Патрах, Его ради, страдание. Темже и мы, дивящеся велией благодати в тебе, благоговейно взываем: Радуйся, велия Бога всемогущаго сило; радуйся, многоценное чудес сокровище. Радуйся, древних Патр просвещение и украшение; радуйся, неверие анфипата в веру пременивый. Радуйся, яко тамо паки явися тебе Господь, на подвиг крестный тя призвавый; радуйся, яко уготовася тебе венец правды. Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Встреча, повлиявшая на жизнь

Святой мученик родился в Галилее. Здесь жили бедные, но благочестивые люди, занимавшиеся, в основном, рыбным промыслом. Этот край также населяли греки, поэтому культурные традиции народов постепенно смешивались.

В детстве святитель был покладистым и набожным чадом. Поэтому во время знакомства с Иоанном Крестителем Андрей перешел на его сторону. Вскоре, как предрекал Иоанн, к Иордану пришел Иисус и будущий святитель тотчас уверовал в Него.

Вместе с братом Петром они стали верными Его учениками и более не расставались. Апостол Андрей был одним из первых, кто последовал за своим Учителем. А после Своего Воскресения Господь благословил его на путь распространения Слова Божиего. Андрею было велено нести Заповеди в Киевских землях, именно поэтому молитва Андрею Первозванному особенно сильна в русской стороне.

О других апостолах:

Земной путь апостола был не из легких. Язычники пытались его убить, покалечить, но каждый раз святитель оказывался невредимым. Через годы святой оказался в Пафросе. Именно здесь проявился его дар как целителя: у слепых прозревали очи, обездвиженные становились на ноги и начинали самостоятельно двигаться, а больные, лежащие на смертном одре, выздоравливали.

Со временем большинство горожан уверовали во Христа, но кроме городского правителя по имени Эгеат. Несмотря на чудеса, которые он наблюдал сам лично, он узрел в апостоле лишь врага и приказал его казнить. Святой был готов к такому повороту дел и со смирением принял мученическую смерть. Крест был возведен в форме «Х», к нему и был привязан веревками святитель. Он на протяжении двух дней из последних сил читал молитвы, а собравшиеся под крестом люди слушали его. Правитель испугался народного гнева и дал приказ снять мученика с креста, но солдаты, как ни старались, не смогли развязать узлов. А дело было в том, что апостол умолял Всевышнего даровать честь мученически закончить земной путь. Старец восхвалил Царя Небесного, тут же крест засиял небесным светом и святая душа Андрея Первозванного отошла в Христову обитель. А супруга городского правителя сняла великого проповедника с распятия и похоронила по христианскому обычаю.

Покровитель моряков и рыболовов

Старинная легенда гласит, что апостол воскресил утопленников. Люди плыли в Патры, где он совершал проповеди, дабы услышать благословенные речи и внять Слову Божиему. Но в море разразилась сильнейшая буря и все паломники утонули. Их тела морскими волнами были вынесены на берег, где по Воле Божией в тот момент находился святой.

Помолившись над бренными телами, он вернул их к жизни. Благодаря этому поступку, святитель Андрей почитается как покровитель рыболовов и мореплавателей.

Флаг русской флотилии украшен Андреевским крестом. Он имеется на мачте каждого русского корабля и перед отправлением в плавание его окропляют святой водой и служат молебен.

О равноапостольных святых в православии:

А святой апостол с небес хранит людей от несчастий и бед.

Икона с его ликом обязательно хранится в капитанской рубке, чтобы в случае опасности вознести мольбы о помощи и Волею Бога утихомирить морскую стихию.

Важно! Выходящие в море рыбаки обязательно читают молитву святому старцу, чтобы волны были милостивы к ним, а улов получился щедрым.

Помощь по молитвам

Святой Андрей предстательствует пред Богом по молитвам людей в самых разных ситуациях:

  • ему молятся о гармонии в семейных отношениях;
  • девушки просят о даровании встречи с добрым женихом;
  • моряки о беспрепятственном путешествии;
  • рыбаки о богатом улове;
  • болящие об исцелении от недугов;
  • о возвращении к вере родного человека.

Совет! Мольба должна быть наполнена благодарностями и верой в исполнение просимого. Говорить со святым мучеником можно как своими словами, так и использовать тексты молитвенных прошений.

Андрей Первозванный по сердечной молитве просителя быстро донесет потребу до Всевышнего. Святые угодники близки к людям, ведь каждый из них прошел от начала до конца свой жизненный путь на земле. Они понимают все человеческие стремления и переживания. Особой силой обладают его святые мощи.

Важно! Особо действенными считаются молитвы, вознесенные в день почитания памяти святого — 13 декабря, а сны — судьбоносными.

Молитва Андрею Первозванному в день памяти 13 декабря

13 декабря — важная дата для всех верующих, ибо в этот день вспоминается жизненный путь одной из самых важных личностей в христианском мире — апостола Андрея Первозванного.

Апостол Андрей — один из двенадцати учеников Иисуса Христа, которые следовали за ним и принимали его учения, впитывая в себя знания об этом мире и учение о том, как устроены законы Божьи. После вознесения Христа их миссия не была окончена. Более того, она только начиналась на этом этапе. Господь знал, что апостолы его не предадут и будут нести свет и доброе слово по миру даже после его ухода к Отцу своему, Создателю всего сущего.

История Андрея Первозванного

Святой Андрей был самым первым апостолом Иисуса Христа. Он встретил Спасителя практически в одно время с Петром. Петр и Андрей — два брата, которые жили в одном городе. Они были простыми рыбаками, искавшими смысл жизни и путь к спасению, счастью и свету.

Первозванным Андрей был назван именно так потому, что Иисус призвал его на служение первым. Некоторые апостолы в своих повествованиях говорили, что Андрей сначала был учеником Иоанна Предтечи — того самого, который крестил самого Христа в Иордане.

Андрей с детства и до самой смерти сохранял целомудрие, отдавая себя молитвам, за что был принят на служение Иисусом Христом. Встреча их произошла, когда Андрей был с Предтечей. Иоанн Креститель указал на Христа и сказал: «Узри агнца Божьего». В Евангелии говорится, что Первозванный просто пошел за Иисусом. После этого его брат по имени Симон стал вторым учеником, приняв имя Петр.

В Евангелии от Матфея сказано, что Иисус увидел Петра и Андрея рыбачащими у берега. Он призвал их одновременно. Андрей был свидетелем не только смерти Христа, но и его Вознесения на небеса, его чудесного Воскрешения. По Писанию, через 50 дней после смерти Спасителя на землю спустился Святой Дух и пролил свет Божий на учеников Христа, после чего те смогли говорить на разных языках. С этого самого момента начался собственный путь каждого из них. Конец пути большинства учеников был — они погибли за свою веру.

Самые сильные гонения против несущего свет Андрея Первозванного были в городе Синопе. Там его мучали и пытали, но он не отступал, претерпевая издевательства. Говорят, что Андрей воскрешал мертвых и лечил страшные болезни молитвами, словно сам Иисус Христос. Умер апостол в городе Патры. Его привязали к кресту и оставили умирать, но он продолжал учить людей. Все больше стало появляться возмущений и просьб о помиловании, после чего поступил приказ о помиловании и снятии с креста Андрея Первозванного, однако сделать этого так и не удалось, ибо попросил он у Бога смерти на кресте, чтобы уйти из этого мира также, как и учитель его и наставник души его — Христос.

Косой крест Андрея Первозванного до сих пор является символом морского флота Российской Федерации. Святой апостол является покровителем моряков и заступником всех, кто выходит в море на суднах.

Молитва 13 декабря

13 декабря — день памяти апостола. В эту дату из года в год люди посещают церковь, чтобы помолиться об Андрее Первозванном и попросить его о милости Божьей.

В этот день многие люди принимают таинство исповеди и причащения, помогают близким. На Руси принято было встречаться с дальними родственниками и примиряться со врагами.

Многие молятся дома. В молитвах Андрею Первозванному люди просят его о даровании им терпения, мужества, силы воли, здоровья и укреплении веры. Вот главная молитва апостолу Андрею:

“Первозванный Апостол Бога и Спаситея нашего Иисуса Христа, Церковный последователь, всехвальный Андрей! Славим и величаем апостольские труды твои, поминая твое благословенное к нам пришествие, ублажая честные страдания твои, которые за Христа претерпел ты, целуем священные мощи твои, а также чтим святую память твою и веруем, что жив Господь, жива же и душа твоя и с Ним во веки пребываешь на небесах, где и любишь нас той же любовью, которой возлюбил ты нас, когда Духом Святым был озарен. Ко Христу обращенный, и не только любишь, но и молишься за нас Богу, видя в свете Его все наши мольбы. Веруем и свою веру исповедуем во храме, и во имя твое, святой Андрей, преславно созданное, и святые мощи твои: веря в тебя, просим и молим Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, да молитвами твоими, которые всегда послушает и приемлет, даст нам помощь для спасения нас грешных: да как ты тотчас по гласу Господа, оставил сети свои, неуклонно Ему последовав, сим способом и каждый из нас ищет веру свою. Молись о нас, ибо верим мы, что молитва твоя много может перед Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцом и Святым Духом и во веки веков. Аминь.”

Читайте эту молитву дома, причем не только в день памяти величайшего святого, но и в любой другой день, как и «Отче наш» или «Символ веры». Вспоминайте о деяниях апостола Андрея и уважайте его за них, прося о том, чтобы не переставал он молиться за наши души. Удачи вам, крепкой веры, и не забывайте нажимать на кнопки и

Читайте также:  Марк: житие святого, день памяти, молитва

Апостол Андре ́ й Первозванный

Дни памяти

3 июня – Собор Карельских святых

13 июля – Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов

28 декабря – Собор Крымских святых

Житие

Краткое житие апостола Андрея Первозванного

Свя­той апо­стол Ан­дрей Пер­во­зван­ный пер­вым из апо­сто­лов по­сле­до­вал за Хри­стом, а за­тем при­вел к нему сво­е­го род­но­го бра­та – свя­то­го апо­сто­ла Пет­ра (Ин.1:35-42). С юно­сти бу­ду­щий апо­стол, ко­то­рый был ро­дом из Виф­са­и­ды, всей ду­шой об­ра­тил­ся к Бо­гу. Он не всту­пил в брак и вме­сте со сво­им бра­том за­ни­мал­ся ры­бо­лов­ством. Ко­гда над Из­ра­и­лем про­гре­мел глас свя­то­го про­ро­ка, Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на, свя­той Ан­дрей стал его бли­жай­шим уче­ни­ком. Свя­той Иоанн Кре­сти­тель сам на­пра­вил двух сво­их уче­ни­ков, бу­ду­щих апо­сто­лов Ан­дрея Пер­во­зван­но­го и Иоан­на Бо­го­сло­ва, ко Хри­сту, ука­зав, что Он есть Аг­нец Бо­жий.

По­сле Со­ше­ствия Свя­то­го Ду­ха на апо­сто­лов свя­той Ан­дрей от­пра­вил­ся с про­по­ве­дью Сло­ва Бо­жия в во­сточ­ные стра­ны. Про­шел Ма­лую Азию, Фра­кию, Ма­ке­до­нию, до­шел до Ду­ная, про­шел по­бе­ре­жье Чер­но­го мо­ря, Крым, При­чер­но­мо­рье и по Дне­пру под­нял­ся до ме­ста, где сто­ит те­перь го­род Ки­ев. Здесь он оста­нав­ли­вал­ся у Ки­ев­ских гор на ноч­лег. Встав утром, он ска­зал быв­шим с ним уче­ни­кам: “Ви­ди­те ли го­ры эти? На этих го­рах вос­си­я­ет бла­го­дать Бо­жия, бу­дет ве­ли­кий го­род, и Бог воз­двигнет мно­го церк­вей”. Апо­стол под­нял­ся на го­ры, бла­го­сло­вил их и во­дру­зил крест. По­мо­лив­шись, он под­нял­ся еще вы­ше по Дне­пру и до­шел до по­се­ле­ний сла­вян, где был ос­но­ван Нов­го­род. От­сю­да апо­стол про­шел через зем­ли ва­ря­гов в Рим для про­по­ве­ди и вновь вер­нул­ся во Фра­кию, где в неболь­шом се­ле­нии Ви­зан­тии, бу­ду­щем мо­гу­чем Кон­стан­ти­но­по­ле, ос­но­вал хри­сти­ан­скую Цер­ковь. Имя свя­то­го апо­сто­ла Ан­дрея свя­зы­ва­ет мать – Цер­ковь Кон­стан­ти­но­поль­скую с ее до­че­рью – Рус­ской Цер­ко­вью.

На сво­ем пу­ти Пер­во­зван­ный апо­стол пре­тер­пел мно­го пе­ча­лей и мук от языч­ни­ков: его из­го­ня­ли из го­ро­дов, из­би­ва­ли. В Си­но­пе его по­би­ли кам­ня­ми, но, остав­шись невре­ди­мым, вер­ный уче­ник Хри­стов неустан­но нес лю­дям про­по­ведь о Спа­си­те­ле. По мо­лит­вам апо­сто­ла Гос­подь со­вер­шал чу­де­са. Тру­да­ми свя­то­го апо­сто­ла Ан­дрея воз­ни­ка­ли хри­сти­ан­ские Церк­ви, ко­то­рым он ста­вил епи­ско­пов и свя­щен­ство. По­след­ним го­ро­дом, ку­да при­шел Пер­во­зван­ный апо­стол и где ему суж­де­но бы­ло при­нять му­че­ни­че­скую кон­чи­ну, был го­род Пат­ры.

Мно­гие чу­де­са Гос­подь явил через уче­ни­ка Сво­е­го в го­ро­де Пат­ры. Недуж­ные ис­це­ля­лись, сле­пые про­зре­ва­ли. По мо­лит­ве апо­сто­ла вы­здо­ро­вел тя­же­ло боль­ной Со­сий, знат­ный го­ро­жа­нин; на­ло­же­ни­ем апо­столь­ских рук ис­це­ли­лась Мак­си­мил­ла, же­на пра­ви­те­ля Патр­ско­го, и его брат Стра­то­клий. Со­вер­шён­ные апо­сто­лом чу­де­са и его пла­мен­ное сло­во про­све­ти­ли ис­тин­ной ве­рой по­чти всех граж­дан го­ро­да Пат­ры. Немно­го оста­ва­лось языч­ни­ков в Пат­рах, сре­ди них был пра­ви­тель го­ро­да Эге­ат. Апо­стол Ан­дрей не раз об­ра­щал­ся к нему со сло­ва­ми Бла­го­ве­стия. Но да­же чу­де­са апо­сто­ла не вра­зум­ля­ли Эге­а­та. Свя­той апо­стол с лю­бо­вью и сми­ре­ни­ем взы­вал к его ду­ше, стре­мясь от­крыть ему хри­сти­ан­скую тай­ну веч­ной жиз­ни, чу­до­твор­ную си­лу Свя­то­го Кре­ста Гос­под­ня. Раз­гне­ван­ный Эге­ат при­ка­зал рас­пять апо­сто­ла. Языч­ник ду­мал опо­ро­чить про­по­ведь свя­то­го Ан­дрея, ес­ли пре­даст его смер­ти на кре­сте, ко­то­рый про­слав­лял апо­стол. С ра­до­стью при­нял свя­той Ан­дрей Пер­во­зван­ный ре­ше­ние пра­ви­те­ля и с мо­лит­вой ко Гос­по­ду сам взо­шел на ме­сто каз­ни. Чтобы про­длить му­че­ния апо­сто­ла, Эге­ат при­ка­зал не при­би­вать ру­ки и но­ги свя­то­го, а при­вя­зать их ко кре­сту. Два дня апо­стол с кре­ста учил со­брав­ших­ся во­круг го­ро­жан. Лю­ди, слу­шав­шие его, всей ду­шой со­стра­да­ли ему и по­тре­бо­ва­ли снять свя­то­го апо­сто­ла с кре­ста. Ис­пу­гав­шись на­род­но­го воз­му­ще­ния, Эге­ат при­ка­зал пре­кра­тить казнь. Но свя­той апо­стол стал мо­лить­ся, чтобы Гос­подь удо­сто­ил его крест­ной смер­ти. Как ни пы­та­лись во­и­ны снять апо­сто­ла Ан­дрея, ру­ки им не по­ви­но­ва­лись. Рас­пя­тый апо­стол, воз­дав Бо­гу хва­лу, про­из­нес: “Гос­по­ди, Иису­се Хри­сте, при­и­ми дух мой”. То­гда яр­кое си­я­ние Бо­же­ствен­но­го све­та осве­ти­ло крест и рас­пя­то­го на нем му­че­ни­ка. Ко­гда си­я­ние ис­чез­ло, свя­той апо­стол Ан­дрей Пер­во­зван­ный уже пре­дал свою свя­тую ду­шу Гос­по­ду († 62). Мак­си­мил­ла, же­на пра­ви­те­ля, сня­ла со кре­ста те­ло апо­сто­ла и с че­стью по­греб­ла его.

Несколь­ко сто­ле­тий спу­стя, при им­пе­ра­то­ре Кон­стан­тине Ве­ли­ком, мо­щи свя­то­го апо­сто­ла Ан­дрея бы­ли тор­же­ствен­но пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль и по­ло­же­ны в хра­ме Свя­тых Апо­сто­лов ря­дом с мо­ща­ми свя­то­го еван­ге­ли­ста Лу­ки и уче­ни­ка апо­сто­ла Пав­ла – апо­сто­ла Ти­мо­фея.

Полное житие апостола Андрея Первозванного

Апо­стол Ан­дрей был ро­дом из Га­ли­леи. Эта се­вер­ная часть Свя­той Зем­ли от­ли­ча­лась пло­до­ро­ди­ем и жи­во­пис­но­стью, а жи­те­ли ее – доб­ро­ду­ши­ем и го­сте­при­им­ством. Га­ли­ле­яне лег­ко ужи­ва­лись с гре­ка­ми, во мно­же­стве на­се­ляв­ши­ми их стра­ну, мно­гие го­во­ри­ли по-гре­че­ски и да­же но­си­ли гре­че­ские име­на. Имя Ан­дрей – гре­че­ское и в пе­ре­во­де зна­чит «му­же­ствен­ный».

Ко­гда Иоанн Кре­сти­тель на­чал про­по­ве­до­вать на бе­ре­гах Иор­да­на, Ан­дрей вме­сте с Иоан­ном Зе­ве­де­е­вым (про­ис­хо­див­шим с ним из од­но­го го­ро­да – Виф­са­и­ды) по­сле­до­вал за про­ро­ком, на­де­ясь в его уче­нии най­ти от­вет на свои ду­хов­ные во­про­сы. Мно­гие на­ча­ли ду­мать, что, мо­жет быть, Иоанн Кре­сти­тель и есть ожи­да­е­мый Мес­сия, но он объ­яс­нил лю­дям, что он не Мес­сия, а по­слан толь­ко при­го­то­вить Ему путь. В то вре­мя Гос­подь Иисус Хри­стос при­шел к Иоан­ну Кре­сти­те­лю на Иор­дан для Кре­ще­ния, и тот, ука­зы­вая на Гос­по­да, ска­зал сво­им уче­ни­кам: «Вот Аг­нец Бо­жий, Ко­то­рый бе­рет на се­бя гре­хи ми­ра». Услы­шав это, Ан­дрей с Иоан­ном по­сле­до­ва­ли за Иису­сом. Гос­подь, уви­дев их, спро­сил: «Что вам на­доб­но?» Они ска­за­ли: «Рав­ви (Учи­тель), где Ты жи­вешь?» – «Пой­ди­те и уви­ди­те», – от­ве­тил Иисус, и с то­го вре­ме­ни они ста­ли Его уче­ни­ка­ми. В этот же день апо­стол Ан­дрей по­шел к сво­е­му бра­ту Си­мо­ну Пет­ру и ска­зал ему: «Мы на­шли Мес­сию». Так Петр при­со­еди­нил­ся к уче­ни­кам Хри­сто­вым.

Од­на­ко апо­сто­лы не сра­зу все­це­ло по­свя­ти­ли се­бя апо­столь­ско­му зва­нию. Из Еван­ге­лия мы зна­ем, что бра­тья Ан­дрей и Си­мон Петр и бра­тья Иоанн и Иа­ков долж­ны бы­ли на ка­кое-то вре­мя вер­нуть­ся к сво­им се­мьям и за­нять­ся сво­ей обыч­ной ра­бо­той – рыб­ной лов­лей. Несколь­ко ме­ся­цев спу­стя Гос­подь, про­хо­дя ми­мо Га­ли­лей­ско­го озе­ра и уви­дев их ло­вя­щи­ми ры­бу, ска­зал: «Иди­те за Мной, и Я сде­лаю вас лов­ца­ми че­ло­ве­ков». То­гда они оста­ви­ли свои лод­ки и се­ти и с то­го дня ста­ли неот­луч­ны­ми уче­ни­ка­ми Хри­сто­вы­ми.

Ан­дрей, ра­нее дру­гих апо­сто­лов по­сле­до­вав­ший за Гос­по­дом, по­лу­чил на­име­но­ва­ние Пер­во­зван­но­го. Он пре­бы­вал с Хри­стом в те­че­нии все­го пе­ри­о­да Его об­ще­ствен­но­го слу­же­ния. По­сле Вос­кре­се­ния Спа­си­те­ля апо­стол Ан­дрей вме­сте с дру­ги­ми уче­ни­ка­ми удо­ста­и­вал­ся встреч с Ним и при­сут­ство­вал на Еле­он­ской го­ре, ко­гда Гос­подь, бла­го­сло­вив их, воз­нес­ся на Небо.

По­сле со­ше­ствия Свя­то­го Ду­ха апо­сто­лы бро­си­ли жре­бий, ко­му в ка­кую стра­ну сле­ду­ет ид­ти для про­по­ве­ди Еван­ге­лия. Свя­то­му Ан­дрею до­ста­лись стра­ны, ле­жа­щие вдоль по­бе­ре­жья Чер­но­го мо­ря, се­вер­ная часть Бал­кан­ско­го по­лу­ост­ро­ва и Ски­фия, т. е. зем­ля, на ко­то­рой позд­нее об­ра­зо­ва­лась Рос­сия. Со­глас­но пре­да­нию, апо­стол Ан­дрей про­по­ве­до­вал на Та­ври­че­ском по­лу­ост­ро­ве, по­том по Дне­пру под­нял­ся на се­вер и до­шел до ме­ста, где впо­след­ствии воз­ник Ки­ев. «Верь­те мне, – ска­зал апо­стол сво­им уче­ни­кам, – что на го­рах сих вос­си­я­ет бла­го­дать Бо­жия: ве­ли­кий го­род бу­дет здесь, Гос­подь про­све­тит сию зем­лю Свя­тым Кре­ще­ни­ем и воз­двигнет здесь мно­го церк­вей». За­тем апо­стол Ан­дрей бла­го­сло­вил ки­ев­ские го­ры и во­дру­зил на од­ной из них крест, пред­воз­ве­щая при­ня­тие ве­ры бу­ду­щи­ми оби­та­те­ля­ми Ру­си.

По­сле воз­вра­ще­ния в Гре­цию апо­стол Ан­дрей оста­но­вил­ся в го­ро­де Па­трос (Пат­ра), рас­по­ло­жен­ном у Ко­ринф­ско­го за­ли­ва. Здесь через воз­ло­же­ние рук он мно­гих лю­дей ис­це­лил от неду­гов, в том чис­ле и знат­ную Мак­си­мил­лу, ко­то­рая от все­го серд­ца уве­ро­ва­ла во Хри­ста и ста­ла уче­ни­цей апо­сто­ла. Так как мно­гие жи­те­ли Пат­ры уве­ро­ва­ли во Хри­ста, мест­ный пра­ви­тель Еге­ат воз­го­рел­ся нена­ви­стью про­тив апо­сто­ла Ан­дрея и при­го­во­рил Его к рас­пя­тию на кре­сте. Апо­стол, ни­сколь­ко не устра­шив­шись при­го­во­ра, во вдох­но­вен­ной про­по­ве­ди рас­крыл пе­ред со­брав­ши­ми­ся ду­хов­ную си­лу и зна­че­ние крест­ных стра­да­ний Спа­си­те­ля.

Пра­ви­тель Еге­ат не по­ве­рил про­по­ве­ди апо­сто­ла, на­звав его уче­ние безу­ми­ем. За­тем он ве­лел рас­пять апо­сто­ла так, чтобы он по­доль­ше стра­дал. Свя­то­го Ан­дрея при­вя­зав ко кре­сту на­по­до­бие бук­вы X, не вби­вая гвоз­дей в его ру­ки и но­ги, чтобы не вы­звать ско­рой смер­ти. Неспра­вед­ли­вый при­го­вор Еге­а­та вы­звал в на­ро­де воз­му­ще­ние, тем не ме­нее этот при­го­вор остал­ся в си­ле.

Ви­ся на кре­сте, апо­стол Ан­дрей непре­стан­но мо­лил­ся. Пе­ред раз­лу­че­ни­ем его ду­ши с те­лом небес­ный свет оси­ял крест Ан­дрея, и в его бли­ста­нии апо­стол ото­шел в веч­ное Цар­ство Бо­жие. Му­че­ни­че­ская кон­чи­на апо­сто­ла Ан­дрея Пер­во­зван­но­го по­сле­до­ва­ла око­ло 62 го­да по­сле Рож­де­ства Хри­сто­ва.

Рус­ская Цер­ковь, при­няв ве­ру из Ви­зан­тии, епи­ско­пы ко­то­рой ве­дут пре­ем­ство от апо­сто­ла Ан­дрея, то­же счи­та­ет се­бя его пре­ем­ни­цей. Вот по­че­му па­мять свя­то­го Ан­дрея Пер­во­зван­но­го так тор­же­ствен­но по­чи­та­лась в до­ре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии. Им­пе­ра­тор Петр I учре­дил в честь апо­сто­ла Ан­дрея пер­вый и выс­ший ор­ден, ко­то­рый да­вал­ся в на­гра­ду са­нов­ни­кам го­су­дар­ства. С пет­ров­ских вре­мен рус­ский флот сде­лал сво­им стя­гом Ан­дре­ев­ский флаг, на бе­лом фоне го­лу­бой крест фор­мы X, под се­нью ко­то­ро­го рус­ские одер­жа­ли мно­же­ство по­бед.

Молитва Андрею Первозванному о разных просьбах

Андрея Первозванного христиане чтут как одного из первых учеников Иисуса, который стал его апостолом и проповедником веры. Этот святой обошел многие страны и города на Черном море. Можно сказать, что и вера на Руси была заложена Первозванным: он дошел до Киевской Руси и на месте будущего Киева водрузил крест со словами, что место это будет благодатным.

Как и других проповедников, его ожидали испытания и страдания за веру Христову. Так, в Синопе, древнем городе Турции, он был побит. Над ним издевались долго: пытались вырвать зубы, ломали пальцы и били палками. Однако он чудом оставался невредим. За время своей земной жизни апостол совершил много чудес, он обладал даром исцеления от любых сильных недугов, мог изгонять из человека нечистую силу, и после смерти продолжает помогать людям.

Если о его христианском пути сказано много, то не все знают, как он к нему пришел, это надо выделить отдельно.

Житие Андрея Первозванного

Андрей Первозванный родился в Галилее. Еще отроком он отличался любовью к Богу, был усерден в молитве. Апостол решил не вступать в брачные отношения. Вместе со своим братом по имени Симон (названным впоследствии апостолом Петром) он зарабатывал на жизнь тем, что ловил рыбу на Генисаретском озере. Андрей Первозванный был учеником Иоанна Крестителя и верил его словам о воплощении Бога.

Иоанн Креститель отвечал на многие его вопросы, связанные с духовностью. Люди того времени верили в то, что Иоанн и есть Спаситель и Мессия, но он сказал, что лишь прокладывает путь к приходу настоящего Спасителя.

Когда Иисус пришел к Иоанну креститься, тот увидел в Нем воплощение Бога, приход которого он предвещал. “Этот Агнец Божий возьмет на себя грехи всего мира”, – возвестил он своим последователям.

Услышав эти слова, Андрей решил идти за Иисусом и привлек к этому своего брата Петра. Вот почему апостол получил такое наименования – ведь он первым последовал за Его учением. Далее он был рядом на всем жизненном пути Господа, был на всех проповедях и в момент распятия Иисуса.

После вознесения Христа на горе Елеонской получил благословение на проповедь Евангелия, ему досталась территория, включающая все страны Черного моря, часть Балканского полуострова и древняя Скифия, место будущей Руси.

В каких случаях молятся святому?

Этих случаев много. Например, во время молитвы происходит прошение у святого об обращении людей в православную веру. Особенно молитва важна для моряков, находящихся вне дома.

Еще одна важная часть – прошение о защите Родины и Отечества, укреплении воинского духа и мужества. Молятся и за преподавателей, занимающихся обучением иностранным языкам, и переводчиков. Очень часто слова молитвы можно услышать при прошении об укреплении веры. Не обходится и без просьбы об объединении всех народов под христианским началом.

Особенно актуальна молитва у людей, находящихся в поиске счастливого замужества. Преимущественно это молодые девушки и юноши. Как вы можете видеть, Андрей Первозванный является одним из самых “востребованных” апостолов, к нему обращается большое количество верующих абсолютно с разными просьбами.

Стоит отметить, что святой не “специализируется” на какой-то одной проблеме, молиться стоит ему в любом случае. Особо почитаемым он является на флоте, где служит покровителем матросов. Очень часто перед выходом в море священником на палубе корабля проводится служба, после чего тот уходит выполнять свои задачи. И конечно же, на корме каждого судна находится Андреевский флаг – символ покровителя. Он обладает уникальной особенностью – крест на нем обозначается не как обычно, а в виде буквы Х. Это является прямой отсылкой к тому, что апостол принял мученическую смерть на кресте именной такой формы.

Святой спокойно принял такое решение и с молитвой пошел на казнь. Даже распятый, апостол продолжал проповедовать, а люди слушали его и не уходили до его отхода к Богу.

Днями памяти Андрея Первозванного считаются 13 декабря и 13 июля.

Как молились апостолу на Руси?

Вера Русской Церкви пошла из Византии, где епископы взяли преемство именно от Андрея Первозванного. Поэтому память этого святого особо чтили на Руси. С давних времен возносится молитва Андрею Первозванному о хорошем замужестве дочерей. Ведь не секрет, что особо важно было, чтобы девушка росла целомудренной и чтобы замуж вышла удачно. Молитва Андрею Первозванному о замужестве и сейчас помогает девушкам найти свою судьбу.

Читайте также:  Иаков Алфеев: житие святого, день памяти, молитва

День памяти апостола отмечают 13 декабря по новому календарю, а по-старому – 30 ноября. С этим днем на Руси связаны особые поверья. Старикам принято было ходить в церковь ставить свечи, и там всегда слышалась молитва Андрею Первозванному. А девушки в праздничный вечер гадали на женихов. Это позволяло им узнать имя будущего суженого. Существовало очень много гаданий, некоторые из которых популярны и по сей день. Перед этим в день памяти Андрея Первозванного девушке надлежало ничего не есть, а близкие её, наоборот, должны были быть сытыми. До утра она должна была молчать. Но если молодые девушки гадали в праздник памяти, то родители читали молитву Андрею Первозванному о замужестве дочери в этот день.

Молитва апостолу в дореволюционной России

Поскольку Андрей Первозванный сам был рыбаком, то со времен Петра Первого он особо славился как защитник моряков и рыбаков. Молитва Андрею Первозванному в семьях, где были люди таких профессий, звучала особенно часто. На кораблях в то время были водружены Андреевские флаги в виде синего креста, изображенного на белом фоне.

Кроме того, святой считается покровителем образования, просвещения. Школьники и студенты читают молитвы перед экзаменами и для лучшего усвоения материала.

Молитвы Андрею Первозванному

Тропарь апостолу Андрею Первозванному. Краткая молитва в две строки, читается в том случае, если молящийся просит о даровании мира на Земле и о смягчении человеческих сердец.

Как апостол первозванный и сущий брат, верховный, Владыце всех, Андрей, молися, дабы даровати мир вселенней и душам верующих великую милость.

Кондак, глас 2. Небольшая молитва в три строки, читается при прославлении святого. Специальная молитва. В ней прославляются труды апостола, чтится его память. В ней происходит обращение как с самому святому, так и к Богу Иисусу Христу. Молящийся как бы просит святого помолиться о нем Всевышнему.

Мужества тезоименитаго богоглагольника и Церкве последователя верховнаго, Петрова сродника восхвалим: зане якоже древле сему, и ныне нам воззва: приидите, обретохом Желаемаго.

Молитва Апостолу Андрею Первозванному краткая.

Первозванный апостол Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Церкви последователь верховный, всехвальный Андрей! Веруем , что молишь о нас Бога, Господа Иисусу Христа, Ему же подобает слава, честь, поклонение со Отцем Духом Святым во веки веков. Аминь.

Акафист Святому Апостолу Андрею Первозванному. Состоит из 12 икосов и 13 кондаков, вместе с молитвой к апостолу. Если предыдущие три молитвы читаются как обычно, в чтении акафиста есть свои нюансы. После прочтения 13-го кондака единожды, его стоит повторить еще 2 раза. После этого читается 1-й икос «Ангел-благовестник», затем 1 кондак «Первозванного апостола»

Канон Апостолу Андрею Первозванному. Состоит из двух частей – канона первого и второго. Принцип чтения обоих канонов одинаков.

Каждый из них состоит из 9 песней. Каждая из них, в свою очередь, разделяется на подчасти. Это – ирмос, припев, основная часть, богородичен. В конце каждого из канонов имеется небольшая часть под названием светилен, прочтение которой обязательно.

Сила молитвы святому

Еще при жизни апостол совершал множество невероятных чудес. Молитва Андрею Первозванному, прочитанная от души, имеет огромную силу.

Верующие, обращающиеся с просьбой к святому, знают это не понаслышке. Мощи святого способны исцелить как от хронических, так и от тяжелых телесных болезней. Святой слышит просьбы женщин о замужестве.

Правило чтения молитвы

Как правильно читается молитва апостолу Андрею Первозванному?

  • Дома молитву святому стоит читать после акафиста, предварительно нужно зажечь свечу перед ликом святого.
  • Когда заканчивается тринадцатый акафист (кондак), читается молитва о нужной просьбе, например, молитва о замужестве.
  • Прочитать тропарь, величание.
  • Если о женихе для дочери читает мать, то ей следует прочесть в конце Псалом 90.
  • В целом, такое молитвенное служение лучше проводить на ночь. Предки верили, что в ночь после молитвы девица увидит суженого. Обычно женщина встречает свою судьбу в течение года после прошения.

Чудеса, свершаемые при молитве святому

Если сильно молиться о выздоровлении больного, то апостол Андрей обратится с просьбой об исцелении к Богу. Множество исцелений от болезней произошло благодаря обращению к святому. Самому больному или близким можно обращаться мысленно к апостолу в любое время.

Если на руках есть молитвослов, то после того, как молитва апостолу Андрею Первозванному произнесена, надо прочесть акафист, не с начала, а с икоса 10. Он рассказывает об умении апостола лечить и даже воскрешать больных. Это правило подойдет тем, кто страдает одержимостью и душевными недугами.

Молитва Андрею Первозванному о хорошем повороте в жизни обязательно сработает, если произносить ее от души. Важно читать ее каждый день, по возможности в одно время. Тогда молитва Андрею Первозванному будет услышана.

Молитвы и акафист святому апостолу Андрею Первозванному

ТРОПАРЬ И КОНДАК СВЯТОМУ АПОСТОЛУ АНДРЕЮ ПЕРВОЗВАННОМУ

Тропарь, глас 4

Яко апостолов первозванный и верховнаго сущий брат, Владыце всех, Андрее, молися, мир вселенней даровати и душам нашым велию милость.

Кондак, глас 2

Мужества тезоименитаго богоглагольника и Церкве возследователя верховнаго, Петрова сродника восхвалим: зане якоже древле сему, и ныне нам воззва: приидите, обретохом Желаемаго.

МОЛИТВА СВЯТОМУ АПОСТОЛУ АНДРЕЮ ПЕРВОЗВАННОМУ

Первозванне апостоле Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Церкве последователю верховный, всехвальне Андрее! Славим и величаем апостольския труды твоя, сладце поминаем твое благословенное к нам пришествие, ублажаем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси, лобызаем священныя мощи твоя, чтим святую память твою и веруем, яко жив Господь, жива же и душа твоя, и с ним во веки на небеси пребываеши, идеже и нас любовию твоею не оставляеши, якоже возлюбил еси отцы наша, егда Духом Святым прозрел еси земли нашея ко Христу обращение.
Веруем же, яко и молиши о нас Бога, зря во свете Его вся нужды наша. Тако сию веру нашу во храме твоем исповедуем, и Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа молим, да молитвами твоими подаст нам вся потребная ко спасению нас грешных: да якоже ты абие ко гласу Господа, оставль мрежи твоя, неуклонно Тому последовал еси, сице и кийждо от нас не своих сих да ищет, но еже к созиданию ближняго, и о горнем звании да помышляет.
Имуще же тя предстателя и молитвенника о нас, уповаем, яко молитва твоя много может пред Господем и Спасителем нашим Иисусом Христом, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

АКАФИСТ СВЯТОМУ АПОСТОЛУ АНДРЕЮ ПЕРВОЗВАННОМУ

Кондак 1

Первозваннаго апостола Христова, Евангелия Святаго проповедника, Российския страны богодухновеннаго просветителя, Андрея преславнаго, песньми восхвалим, стояще на версе холма, идеже Крест водрузи десница его, и ему, яко Церкве возследователю верховному, вслед себе указавшему ей путь ко Христу, во умилении воззовем:
Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Икос1

Ангел благовестник Агнца Христа, вземлющаго грехи мира, был еси Андрее апостоле, и с Ним во веки пребываеши на Небеси; отонудуже и призри на пения, приносимая тебе во храме твоем, на месте, идеже стоясте нозе твои, и, яко богат сый благодатию Божиею, подаждь нам слово благо, да зовем ти:
Радуйся, деннице от града Вифсаиды нам возсиявшая;
радуйся, равночестный брате верховнаго Петра.
Радуйся, учениче великаго Предтечи Христова;
радуйся, первее прочих апостол званный ко апостольскому служению от Самаго Господа.
Радуйся, яко и другим с радостию воззвал еси: «Приидите, обретохом желаемаго Мессию»;
радуйся, и нас к Нему же приводяй.
Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Кондак 2

«Учителю, где живеши?» — вопросил еси, Андрее, Спаса душ наших и, с Ним пребыв день един, возлюбил еси на вся дни живота твоего обретеннаго тобою Мессию, и брата твоего старейшаго привел еси к Нему. Темже и нас, яко меньшую братию твою, к Нему же не престай влещи, да и мы, последующе стопам твоим, вопием Богу: Аллилуиа.

Провидя в тебе, святый Андрее, веры и любве пламень, Господь паки тя обрете на езере Геннисаретсте, яко рыбаря, купно с братом твоим, вметающа мрежи во глубину, и рече вама: «Грядита по Мне, и Аз сотворю вы ловца человеком». Ты же абие последовал еси Ему и богодухновенным словом, яко мрежею, человеки уловил еси Христу, с нимиже и мы, уловленнии тобою во спасение, вещаем ти:
Радуйся, яко от Самаго Господа ловитве духовней научился еси;
радуйся, яко на том же езере с прочими апостолы обуреваем быв, верою спаслся еси в Господа, запрещающаго ветром и морю.
Радуйся, стяжавый велию веру, егда видел еси пречудное насыщение пяти тысящ пятию хлебами;
радуйся, дар приявый от Господа целити всяк недуг и всяку болезнь.
Радуйся, яко глас с небесе слышан бысть еллином, Христа тобою узревшим;
радуйся, яко на горе Елеонстей откровена быша и тебе грядущая при кончине мира.
Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Кондак 3

Странствия Владычня и Безсмертныя Трапезы на Горнем месте Сиона насладився, яко верный друг Христов, вкупе с прочими апостолы узрел еси Господа и Бога твоего, от Негоже и Дух Свят приял еси, во еже вязати и решити грехи людския. И паки, в тойжде горнице Сионстей, обильное бысть на тя излияние обетованнаго Духа во огненных языцех. Темже вся племена удивишася, како языком их глаголал еси величия Божия, поя: Аллилуиа.

Икос 3

От Господа заповедь приим проповедати Евангелие всей твари, обтекл еси многия грады и страны, апостоле Андрее, призывая люди к познанию Истиннаго Бога и крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа; с нимиже и мы сподобихомся благодати Крещения. Сего ради благодарственная восписуем ти:
Радуйся, чудес Христовых провозвестниче верный;
радуйся, Святаго Евангелия проповедниче громогласный.
Радуйся, идольскаго служения потребителю;
радуйся, истиннаго благочестия насадителю.
Радуйся, яко по слову твоему людие водою и Духом возрождаются;
радуйся, яко тобою вернии Безсмертныя Трапезы причащаются.
Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Кондак 4

С ила Божия осени тя, апостоле Первозванный, во еже благовестити силу и славу Сына Божия и утверждати вся веровати во Святую Троицу призванныя. Темже убо и нас, покланяющихся Единому в Триех Ипостасех Богу, на злачней пажити веры Христовы соблюди, да благодатию Святаго Духа выну освящаемии, велегласно поем ему: Аллилуиа.

Икос 4

Привед ко Христу брата твоего Симона Петра, Первозванне, с ним изшел еси и на апостольское служение твое, первее во Антиохию и Синоп, и тамо победив демонов полки, от уз темничных спутника твоего апостола Матфия свободил еси, и юзники с ним бывшия крестил, верховному Петру оттуду в западныя страны текущу, ты братнее целование дал еси ему, сам же добре подвизался еси на востоцех. Темже и мы, людие Церкве Восточныя, блажим тя:
Радуйся, сило Божия, полки демонов прогоняющая и узы темниц сокрушающая;
радуйся, приятелище благодати апостольския, от адовых уз тайнодейственне нас свобождающия.
Радуйся, запад и восток с братом твоим богомудрым, проповеди ради слова Божия, жребием разделивый;
радуйся, во граде Синопе неверие иудеев силою чудес твоих обличивый.
Радуйся, яко тамо от безбожных Христа ради биен был еси;
радуйся, яко от Самаго явльшагося ти Господа исцеление язв тебе даровася.
Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Кондак 5

Двукраты возвращся во святый град, да купно со апостолы пятидесятый день празднуеши тамо, двукраты паки шествовал еси от святаго Сиона, во еже Христа проповедати вселенней, первее со Иоанном наперсником Господним, посем же с Симоном Кананитом и Матфием, иже жребием назнаменован бысть во апостола, и вся пределы Асии и Понта обтекл еси, словом спасения всех оглашая, да Богу поют: Аллилуиа.

Икос 5

От моря Галилейскаго до Понта Евксинскаго апостольския мрежи твоя распрострый и все поморие окрест огласивый благовестием твоим, востекл еси, Первозванне, и в страны Скифии, Крест Христов всюду водружая в знамение нашего спасения. Сего ради и мы, аще и позднии роди, внемлюще благовестию твоему и воспоминающе подвиги твоя, зовем ти:
Радуйся, в Никеи лютыя разбойники укротивый и лютейшаго дракона умертвивый;
радуйся, Крест Христов посреде града сего водрузивый, яко Предтеча сый двукраты собранных тамо отец богоносных.
Радуйся, яко во Асии и Понте тобою свет Христов возсия;
радуйся, яко апостольский жезл твой предгорие Кавказа свету Христову отверзе.
Радуйся, имже мрак киммерийский озарися;
радуйся, имже вселенная струями воды живы напоися.
Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Кондак 6

Бурею страстей одержимая и, яко воды океана, волнуемая, племена человеков, яже не ведяху Бога Истиннаго, привел еси, апостоле, к тихому пристанищу Христову и тех сердца, аки утлую ладию, неверием обуреваемая, на якори веры православныя утвердил еси. Темже и мы, яко чада православныя веры, благодарным сердцем и благодарными усты вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 6

На горе Елеонстей Божественнаго Учителя твоего иногда со прочими апостолы вопросил еси, Андрее: «Рцы нам, что есть знамение пришествия Твоего?» На горах же Киевских, яко орган сый благодати Духа Святаго, ты предвозвестил еси грядущую славу места сего; мы же, предреченныя нам милости сея сподобльшеся, умиленно взываем ти:
Радуйся, яко с горы Сиона закон нам евангельский принесл еси;
радуйся, яко по водам Ворисфена апостол Божий к нам востекл еси.
Радуйся, благодать Иорданову, Крещения нашего ради, реце сей даровавый;
радуйся, на горах Киевских Крест нашего спасения водрузивый.
Радуйся, имже обильное излияние благодати Божией зде предречеся;
радуйся, имже бытие града велика и церквей многих зде предвозвестися.
Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Кондак 7

Днесь, во исполнение пророческаго гласа твоего, храм преславный красуется на месте, идеже не сущая яко сущая провидел еси по дару Духа Святаго; окрест же его град велий с церквами златоверхими истину словес твоих свидетельствует, емуже и доныне ты, яко с горния кафедры, мир благовествуеши. Темже и мы, сбытие богодухновенных глагол твоих зряще, велиим гласом взываем Богу: Аллилуиа.

Икос 7

От светоносныя зари, Первозваннаго апостола, свет боговедения восприимши, святая Ольга возсия Российстей земли, яко денница нашего спасения, возводя вслед себе, яко светозарное светило, внука своего Владимира, просветителя всея полунощныя страны. Темже и мы, возведше очи наша к тебе, Андрее богомудре, яко к начальному благовестнику нашего спасения, восписуем ти похвальная сия:
Радуйся, яко деннице нашего спасения, Ольге святей, света Божественнаго познание даровася;
радуйся, яко благоверию ея Христово Царствие отверзеся.
Радуйся, яко благословением твоим преславное светило от сея денницы нам произыде;
радуйся, яко по твоему предвозвестию апостольскому равноапостольный князь нам явися.
Радуйся, яко тобою святаго Владимира царствие земное к Небесному приобщися;
радуйся, яко Днепр и Почайна, реки киевския, спасительною купелию нам быша.
Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Читайте также:  Акафист и молитвы святителю Иннокентию (Вениаминову), митрополиту Московскому, апостолу Америки и Аляски: текст, для чего читают

Кондак 8

Проповедуют преславнаго града Киева и всея Российския страны пастырие и пасомии память деяний твоих, богомудре Андрее апостоле; в недрах же пещерных нетленно почивающии угодницы Божии, со Антонием и Феодосием, немолчными усты, яко живи суще, славу твою веком и родом возглашают, тобою бо водруженный зде Крест, яко благосеннолиственное древо, произрасте, во еже изнести нам плоды благочестия и святыни. Мы же райскаго вертограда твоего, аки птенцы духовнии, тобою научени есмы воспевати Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Не точию Руси единыя был еси спасения провозвестник, Первозванный апостоле Христов, но и вся словенская племена, якоже кокош, птенцы своя под криле собираяй, привел еси я ко Христу; ты бо от Херсониса во мрак полунощныя страны прозирая, сущим тамо людем, да Божию научатся слову, премудрыя учители, Кирилла и Мефодия, проповедию твоею за многия веки предуготовал еси; мы же, аки устами сих просветителей наших, велегласно вопием ти:
Радуйся, словенская племена искони благословивый;
радуйся, слово их разумное словом Божиим умудривый.
Радуйся, яко глаголу Божию послушливии, Церкве чада словесная быша;
радуйся, яко в Херсонисе, идеже проповедал еси, первая росская писмена Кирилл святый обрете и прият я.
Радуйся, яко теми Алфу и Омегу, начаток и конец — Христа Божию премудрость возвестил еси им;
радуйся, яко и вся богодухновенная писания учителие сии на язык словенск нам преложиша.
Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Кондак 9

П устынныя Скифии не убоявся, во глубину полунощныя страны простерл еси апостольская странствия твоя, Первозванне, отонудуже и в ветхий Рим пришел еси, иже тогда глава миру языческому бысть; обаче тьмы ради идольския оставль его, и на красный брег Воспора пришед, тамо во граде Византии, иже новый Рим и матерь христианом бысть, апостольский престол твой утвердил еси, да от него Восток и Север весь светом веры озарится, вернии же чада Церкве Христовы Богу единомысленно воззовут: Аллилуиа.

Икос 9

«Мати Сион»,— псаломски речет человек, яко человек духовно родися в нем, новый же Сион нам бысть Киев: в нем бо свет и благодать Божия явися всем сыновом российстим от кафедры, юже ты, Первозванне апостоле, в Византии утвердил еси. Темже и мы, Невечерним Светом озаряемии, благодарно взываем ти:
Радуйся, от горы Сионския снизшедый и горним светом Киев многохолмный озаривый;
радуйся, граду сему многоплодие духовное благословением твоим низпославый.
Радуйся, яко посреде вселенныя апостольский престол твой утвердил еси;
радуйся, яко под сень его (в новом Риме) вся просвещенныя тобою языки собрал еси.
Радуйся, имже православие в душах их утверждается;
радуйся, имже от Востока тьма Запада отревается.
Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Кондак 10

Егда наста время преставления твоего, блаженне апостоле, в древния Патры Ахайския пришел еси, да тамо жрен будеши, течение бо скончал еси, подвигом добрым подвизался еси, всем проповедав Христа распята, иудеем соблазн, еллином же безумие, нам же, званным и спасаемым,— Христа, Божию Силу и Божию Премудрость, от Неяже и научихомся пети Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Всюду Именем Господа Иисуса болящия исцеляя, мертвыя воскрешая, бесы изгоняя, и во Патрах предсмертную проповедь твою чудесами утвердил еси, апостоле Христов, и анфипата Лезвия обратил еси к познанию истины, егда противления ради язвою поражен быв, тобою от одра болезни воздвижен бысть; людие же вси, видевше в тебе силу Божию, идолы своя сокрушиша, посем и Господь явися тебе, якоже Павлу иногда в Коринфе, и повеле взяти крест твой, назнаменовав сим твое в Патрах, Его ради, страдание. Темже и мы, дивящеся велией благодати в тебе, благоговейно взываем:
Радуйся, велия Бога всемогущаго сило;
радуйся, многоценное чудес сокровище.
Радуйся, древних Патр просвещение и украшение;
радуйся, неверие анфипата в веру пременивый.
Радуйся, яко тамо паки явися тебе Господь, на подвиг крестный тя призвавый;
радуйся, яко уготовася тебе венец правды.
Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Кондак 11

Нерон кесарь, якоже иногда Ирод, гонение на вся верныя воздвигнувый, в Риме Павла мечем усекну, Петра же на кресте распя, подобне и тебе достиже в Патрах рука мучителева, егда вместо кроткаго Лезвия судию постави Егеата лютаго, иже не терпяй крещения брата своего, ниже исцелением жены своея умягчен быв, в темницу вверже тя и, якоже верховнаго Петра, на крест осуди. Ты же юзник сый, в темнице мрачней, яко во светлом храме, брата анфипатова Стратоклиса во епископа Патром проручествовал еси, Богу со всеми верными посреде узилища воспевая: Аллилуиа.

Икос 11

На месте лобнем крест воздвизаем узрев, на немже имел еси распят быти, не убоялся еси, апостоле, даже до смерти свидетельствовати возлюбльшаго тя и возлюбленнаго тобою Христа, и к сему знамению спасения руце простирая, умиленно взывал еси:
Радуйся, Кресте Всечестный, пред нимже с веселием предстою, ведая тя, упование мое;
радуйся, Кресте Животворящий, егоже глава до Небес достиже, подножие же врата ада сокруши.
Радуйся, Кресте достопокланяемый, восприемый Владыку моего, яко гроздие сладчайшее, источившее нам спасение;
радуйся, Кресте благословенный, разбойника спасый и тому плоды исповедания даровавый.
Радуйся, яко и моея радости исполнение был еси;
темже радуйся и ты, страстотерпче, на Кресте веру твою во Христа запечатлевый.
Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Кондак 12

«Приидите, свидетелие радости моея! — воззвал еси апостоле к совершителем воли Егеата,— творите волю наю обою, распните мя и, яко агнца, принесите в жертву создавшему мя Творцу». И сия рек, возшел еси на крест, яко на горнюю кафедру, с неяже три дни и три нощи проповедал еси слово Божие окрест стоящим людем, да не боятся смерти, исповедающе Господа Иисуса. Егда же светом Небесным озарися лик твой, ужасеся мучитель и тя со креста взяти повеле; обаче ты, страстотерпче, не восхотел еси от крестных мук разрешитися, до исхода твоего непрестанно Богу вопия: Аллилуиа.

Икос 12

Славяще апостольския подвиги твоя, Андрее Первозванне, ублажаем святую кончину твою, еюже Живоносную Страсть Сына Божия прославил еси, и во умилении сердца взываем ти сице:
Радуйся, друже Христов, с радостию крестная страдания за Него претерпевый;
радуйся, апостоле верный, со креста глаголы Живота Вечнаго людем проповедавый.
Радуйся, яко в час снятия со креста осени тя свет, аки молния с небесе;
радуйся, яко православно исповедающим проповеданнаго тобою Христа Сына Божия обещал еси благодать велию.
Радуйся, Горняго Иерусалима апостольское основание;
радуйся, седяй со апостолы на едином от двоюнадесяте престолов, во еже судити вся колена Израилева.
Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Кондак 13

О Первозванный апостоле Христов Андрее, призри на благохваления сия всех чтущих святую память твою, и яко водрузил еси Крестное Древо на горах града Киева, присно осеняй и нас спасительным знамением сим, да, Крестом Господа Бога и Спаса нашего охраняеми, достигнем в меру возраста исполнения Христова и сподобимся с тобою и со всеми святыми, во гласе радования, в безконечныя веки пети Богу, Спасителю нашему: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Икос 1

Ангел благовестник Агнца Христа, вземлющаго грехи мира, был еси Андрее апостоле, и с Ним во веки пребываеши на Небеси; отонудуже и призри на пения, приносимая тебе во храме твоем, на месте, идеже стоясте нозе твои, и, яко богат сый благодатию Божиею, подаждь нам слово благо, да зовем ти:
Радуйся, деннице от града Вифсаиды нам возсиявшая;
радуйся, равночестный брате верховнаго Петра.
Радуйся, учениче великаго Предтечи Христова;
радуйся, первее прочих апостол званный ко апостольскому служению от Самаго Господа.
Радуйся, яко и другим с радостию воззвал еси: «Приидите, обретохом желаемаго Мессию»;
радуйся, и нас к Нему же приводяй.
Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Кондак 1

Первозваннаго апостола Христова, Евангелия Святаго проповедника, Российския страны богодухновеннаго просветителя, Андрея преславнаго, песньми восхвалим, стояще на версе холма, идеже Крест водрузи десница его, и ему, яко Церкве возследователю верховному, вслед себе указавшему ей путь ко Христу, во умилении воззовем:
Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Краткое житие святого апостола Андрея Первозванного

Святой апостол Андрей Первозванный, один из двенадцати апостолов (греч.—посланник), избранных Самим Господом для евангельской проповеди. Родился в городе Вифсаиде в Галилее, впоследствии жил вместе со своим братом Симоном (Петром) в Капернауме, на берегу Геннисаретского озера, доставляя себе средства к существованию ловлей рыбы.

С юных лет апостол Андрей отличался молитвенной устремленностью к Богу. Он не вступил в брак, но стал учеником святого пророка Иоанна Крестителя, возвестившего о Боговоплощении. Когда святой Иоанн Креститель указал на Иордане святым апостолам Андрею и Иоанну Богослову на Иисуса Христа, называя Его Агнцем Божиим, они незамедлительно последовали за Господом.

Как повествуется в Евангелии, святой апостол Андрей не только первым последовал на призыв Господа (отчего в предании древней Церкви святому апостолу Андрею усвоено имя «Первозванного»), но он был также первым из апостолов, который исповедал Его Спасителем (Мессией), приведя ко Христу своего брата Симона, будущего апостола Петра.

Из Евангелия мы узнаём, что святой апостол Андрей был вместе с Господом Иисусом Христом во время чуда с пятью хлебами, насытившими пять тысяч человек, говорил с Господом в Вербное воскресенье,. вопрошал Его вместе с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном на Елеонской горе о будущем разрушении Иерусалима (совершившемся в 70 г. по Р. X.) и о признаках Второго Пришествия Спасителя.

После Воскресения и Вознесения Христова, свидетелем которого также был святой апостол Андрей, он возвратился в Иерусалим. Здесь в День Пятидесятницы вместе с другими апостолами и Пресвятой Богородицей, апостол Андрей исполнился Духа Святого, как предсказал Сам Господь. С проповедью Слова Божия святой апостол Андрей совершил несколько путешествий, во время которых трижды возвращался в Иерусалим. Он прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, Скифию, Причерноморье (по преданию Грузинской Церкви, апостол Андрей проповедовал вместе с апостолом Симоном Кананитом в Абхазии, где апостол Симон принял мученическую кончину). Вверх по Днепру апостол Андрей поднялся до месторасположения будущего Киева, где, как повествует преподобный Нестор Летописец, водрузил крест на киевских горах, обратившись к ученикам своим со словами: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей». Продвигаясь далее на север, апостол Андрей дошел до поселений славян на месте будущего Новгорода и у нынешнего села Грузино водрузил свой жезл. Отсюда апостол Андрей через земли варягов прошел в Рим и вновь вернулся во Фракию. Здесь в небольшом селении Византии, будущем Константинополе, он основал христианскую Церковь, посвятив во епископа одного из семидесяти апостолов Христовых — Стахия. Так имя святого апостола Андрея связывает Константинопольскую и Русскую Церкви.

На трудном пути благовестника апостол Андрей претерпел много скорбей и страданий от язычников: его изгоняли из городов, подвергали избиению, например в Синопе. Но Господь хранил своего избранника и по его молитвам совершал дивные чудеса.

Последним городом, куда пришел Первозванный апостол и где ему суждено было принять мученическую кончину, был город Патры (Патрас).

Свою силу явил Господь через ученика Своего и в городе Патры. По молитве апостола выздоровел тяжело больной Сосий, знатный горожанин; наложением апостольских рук исцелились Максимилла, жена правителя Патрского и его брат философ Стратоклий. Все это побуждало жителей города принимать от апостола Андрея святое Крещение, однако правитель города проконсул Эгеат оставался закоренелым язычником. Святой апостол с любовью и смирением взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня. Разгневанный Эгеат приказал распять апостола. Язычник думал опорочить проповедь святого Андрея, если предаст его смерти на кресте, который прославлял апостол. С радостью принял святой Андрей Первозванный решение правителя и взошел на место казни, громко возглашая: «Радуйся, Кресте, плотию Христовою освященный. Возьми убо мя от людей, и отдаждь мя Учителю моему, да тобою мя приимет, Иже мя искупи тобою». Чтобы продлить мучения апостола, Эгеат приказал не прибивать рук и ног святого, а привязать их ко кресту. По преданию, крест, на котором был распят святой апостол Андрей, имел особую форму — был в виде латинской цифры X (в иконографии т. н. Андреевский крест). Два дня апостол с креста учил собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душой сострадали ему и потребовали снять святого апостола с креста. Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь. Но святой апостол стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. Как ни пытались воины снять апостола Андрея, руки им не повиновались. Распятый апостол, воздав Богу хвалу, произнес: «Господи, Иисусе Христе, приими дух мой». Тогда яркое сияние Божественного света осветило крест и распятого на нем мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою святую душу Господу (+62). Максимилла, жена правителя, сняла со креста тело Апостола и с честью погребла его. В 357 году мощи святого апостола Андрея были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого евангелиста Луки и ученика апостола Павла — апостола Тимофея. По взятии Константинополя крестоносцами, в 1208 году мощи святого апостола Андрея были перевезены в Италию и помещены в кафедральном храме в Амальфи. При Папе Римском Пие II (1458 г.) честная глава святого апостола Андрея была перенесена в Рим и положена в соборе святого апостола Петра.

Ссылка на основную публикацию