Акафист святому преподобному Роману Сладкопевцу: текст, для чего читают

Преподобный Роман Сладкопевец , Константинопольский, диакон

День памяти

Житие

Пре­по­доб­ный Ро­ман, про­зван­ный «Слад­ко­пев­цем», был по про­ис­хож­де­нию гре­ком и ро­дил­ся в се­ре­дине V сто­ле­тия в си­рий­ском го­ро­де Еме­се. По­лу­чив об­ра­зо­ва­ние, он стал диа­ко­ном в Вос­кре­сен­ском хра­ме в го­ро­де Бей­ру­те. При им­пе­ра­то­ре Ана­ста­сии Ди­ко­ре (401–518 гг.) он пе­ре­ехал в Кон­стан­ти­но­поль и стал кли­ри­ком при пат­ри­ар­шем хра­ме Свя­той Со­фии. Он усерд­но по­мо­гал при бо­го­слу­же­ни­ях, хо­тя не от­ли­чал­ся ни го­ло­сом, ни слу­хом. Од­на­ко пат­ри­арх Ев­фи­мий лю­бил Ро­ма­на и да­же при­бли­зил его к се­бе за его ис­крен­нюю ве­ру и доб­ро­де­тель­ную жизнь.

Рас­по­ло­же­ние пат­ри­ар­ха к свя­то­му Ро­ма­ну воз­бу­ди­ло про­тив него несколь­ких со­бор­ных кли­ри­ков, ко­то­рые ста­ли его при­тес­нять. На од­ном из пре­дрож­де­ствен­ских бо­го­слу­же­ний эти кли­ри­ки вы­толк­ну­ли Ро­ма­на на ам­вон хра­ма и за­ста­ви­ли петь. Храм был пе­ре­пол­нен бо­го­моль­ца­ми, слу­жил сам пат­ри­арх в при­сут­ствии им­пе­ра­то­ра и при­двор­ной сви­ты. Сму­щен­ный и на­пу­ган­ный, свя­той Ро­ман сво­им дро­жа­щим го­ло­сом и невнят­ным пе­ни­ем все­на­род­но осра­мил­ся. При­дя до­мой со­вер­шен­но по­дав­лен­ным, свя­той Ро­ман но­чью дол­го и на­пря­жен­но мо­лил­ся пе­ред ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри, из­ли­вая свою скорбь. Бо­го­ро­ди­ца яви­лась ему, по­да­ла бу­маж­ный сви­ток и ве­ле­ла съесть его. И вот со­вер­ши­лось чу­до: Ро­ман по­лу­чил кра­си­вый, ме­ло­дич­ный го­лос и од­новре­мен­но по­э­ти­че­ский дар. В при­ли­ве вдох­но­ве­ния он тут же со­ста­вил свой зна­ме­ни­тый кондак празд­ни­ка Рож­де­ства Хри­сто­ва: «Де­ва днесь Пре­су­ще­ствен­на­го раж­да­ет, и зем­ля вер­теп Непри­ступ­но­му при­но­сит; Ан­ге­ли с пас­тырь­ми сла­во­сло­вят, вол­сви же со звез­дою пу­те­ше­ству­ют; нас бо ра­ди ро­ди­ся От­ро­ча Мла­до, Пре­веч­ный Бог».

На сле­ду­ю­щий день свя­той Ро­ман при­шел в храм к все­нощ­ной под Рож­де­ство Хри­сто­во. Он на­сто­ял, чтобы ему раз­ре­ши­ли сно­ва спеть на ам­воне, и на этот раз так пре­крас­но спел со­став­лен­ный им гимн «Де­ва днесь», что вы­звал все­об­щий вос­торг. Им­пе­ра­тор и пат­ри­арх бла­го­да­ри­ли свя­то­го Ро­ма­на, а лю­ди на­зва­ли его Слад­ко­пев­цем. С тех пор свя­той Ро­ман укра­шал бо­го­слу­же­ния сво­им див­ным пе­ни­ем и вдох­но­вен­ны­ми мо­лит­ва­ми.

Лю­би­мый все­ми, свя­той Ро­ман стал учи­те­лем пе­ния в Кон­стан­ти­но­по­ле и вы­со­ко под­нял бла­го­ле­пие пра­во­слав­ных бо­го­слу­же­ний. За свой по­э­ти­че­ский дар он за­нял по­чет­ное ме­сто сре­ди цер­ков­ных пес­но­пис­цев. Ему при­пи­сы­ва­ют бо­лее ты­ся­чи мо­литв и гим­нов на раз­лич­ные празд­ни­ки. В осо­бен­но­сти сла­вит­ся ака­фист Бла­го­ве­ще­нию Бо­жи­ей Ма­те­ри, ко­то­рый по­ет­ся в пя­тую суб­бо­ту Ве­ли­ко­го по­ста. По его об­раз­цу со­став­ля­лись про­чие ака­фи­сты. Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Ро­ман в 556 го­ду.

Творения в библиотеке

Труды о святом в библиотеке

Богослужения

Молитвы

Тропарь преподобному Роману Сладкопевцу, глас 8

В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся е́же по о́бразу:/ прии́м бо крест, после́довал еси́ Христу́/ и, де́йствуя, учи́л еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́ ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бне Рома́не, дух твой.

Перевод: В тебе, отче, точно сохранилось то, что в нас по Божию образу: ибо взяв свой крест, ты последовал за Христом, и делом учил пренебрегать плотью, как преходящей, заботиться же о душе, творении бессмертном. Потому и радуется с Ангелами, преподобный Роман, дух твой.

Ин тропарь преподобному Роману Сладкопевцу, глас 3

От ю́ности житию́ равноа́нгельному ревну́я,/ ве́ру, смиренному́дрие и терпе́ние стяжа́в,/ преподо́бне Рома́не Сладкопе́вче,/ оби́тель Свята́го Ду́ха был еси́,/ та́же избра́нник Бо́жия Ма́тере яви́лся еси́,/ и от Нея́ ми́лостивно сподо́бися да́ра сла́вити Бо́га./ Сего́ ра́ди моли́ся о нас, недосто́йных ученице́х твои́х,// да воспое́м с тобо́ю сладкогла́сно сла́ву нас ра́ди Воплоти́вшемуся Преве́чному Бо́гу.

Перевод: С юности житию равноангельному ревнуя, веру, смиренномудрие и терпение стяжав, преподобный Роман Сладкопевец, ты стал обителью Святого Духа и избранником Божией Матери, и от Нее удостоился милостивого дара прославлять Бога. Потому молись о нас, недостойных учениках твоих, да воспоем с тобой сладкогласно славу нас ради воплотившемуся Превечному Богу.

Кондак преподобному Роману Сладкопевцу, глас 8

Боже́ственными доброде́тельми ду́ха/ измла́да украси́вся, Рома́не прему́дре,/ Це́ркви Христо́ве пречестно́е украше́ние был еси́:/ пе́нием бо прекра́сным украси́в ю́, блаже́нне./ Тем мо́лим тя: пода́ждь жела́ющим Боже́ственнаго дарова́ния твоего́,/ я́ко да вопие́м ти:// ра́дуйся, о́тче преблаже́нне, красото́ церко́вная.

Перевод: Божественными добродетелями духа с молодости украсившись, Роман премудрый, ты стал почитаемым украшением Церкви Христовой, ибо прекрасным пением украсил Ее, блаженный. Потому молим тебя: подай желающим Божественное дарование твое, да взываем к тебе: «Радуйся, отче преблаженный, красота церковная».

Молитва вторая преподобному Роману Сладкопевцу

О, преблаже́нне о́тче наш, Рома́не Сладкопе́вче! При́зри от го́рния сла́вы на нас, смире́нных и немощны́х, твоея́ по́мощи и утеше́ния прося́щих. Прини́кни к нам благосе́рдием твои́м и помози́ за́поведи Госпо́дни непоро́чно сохраня́ти, ве́ру правосла́вную кре́пко содержа́ти, покая́ние во гресе́х на́ших усе́рдно Бо́гу приноси́ти. Научи́ нас, уневе́стившихся Христу́, рабо́тати Ему́ со стра́хом и ра́доватися с тре́петом. Изба́ви нас от печа́ли и уны́ния, отжени́ от нас го́рдость и славолю́бие, да воспое́м сла́ву Бо́жию, да восхо́щем то́кмо сла́вы Небе́сныя. О, святы́й о́тче, всели́ в нас любо́вь нелицеме́рную к бли́жним, послуша́ние безро́потное нача́льником и страх Бо́жий в сердца́ на́ша. Да́руй позна́ти сла́дость отрече́ния во́ли своея́, ве́рой кре́пкой во благо́е Промышле́ние Бо́жие о спасе́нии челове́ка освяти́ ду́ши на́ша. Низпосли́ нам благослове́ние от Го́спода, да понесе́м благо́е и́го Христо́во в долготерпе́нии до конца́ дней на́ших, да сподо́бимся с му́дрыми де́вами вни́ти во бра́чный черто́г Жениха́ своего́ Небе́снаго и ку́пно со А́нгелами воспева́ти сла́ву вели́чия Его́, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва преподобному Роману Сладкопевцу

Преподо́бне о́тче Рома́не! Воззри́ на на́с ми́лостивно и к земли́ приве́рженных возведи́ к высоте́ небе́сней. Ты́ горе́ на небеси́, мы́ на земли́ ни́зу, удалены́ от тебе́, не толи́ко ме́стом, ели́ко грехми́ свои́ми и беззако́нии, но к тебе́ прибега́ем и взыва́ем: наста́ви на́с ходи́ти путе́м твои́м, вразуми́ и руково́дствуй. Вся́ твоя́ свята́я жи́знь бы́сть зерца́лом вся́кия доброде́тели. Не преста́ни, уго́дниче Бо́жий, о на́с вопия́ ко Го́споду. Испроси́ предста́тельством свои́м у Всеми́лостиваго Бо́га на́шего ми́р Це́ркви Его́, под зна́мением креста́ во́инствующей, согла́сие в ве́ре и единому́дрие, суему́дрия же и раско́лов истребле́ние, утвержде́ние во благи́х де́лех, больны́м исцеле́ние, печа́льным утеше́ние, оби́женным заступле́ние, бе́дствующим по́мощь. Не посрами́ на́с, к тебе́ с ве́рою притека́ющих. Вси́ правосла́внии христиа́не, твои́ми чудесы́ испо́лненнии и ми́лостьми облагоде́тельствованнии, испове́дуют тя́ бы́ти своего́ покрови́теля и засту́пника. Яви́ дре́вния ми́лости твоя́, и и́хже отце́м всепомоществова́л еси́, не отри́ни и на́с, ча́д и́х, стопа́ми и́х к тебе́ ше́ствующих. Предстоя́ще всечестне́й ико́не твое́й, я́ко тебе́ жи́ву су́щу, припа́даем и мо́лимся: приими́ моле́ния на́ша и вознеси́ и́х на же́ртвенник благоутро́бия Бо́жия, да прии́мем тобо́ю благода́ть и благовре́менную в ну́ждех на́ших по́мощь. Укрепи́ на́ше малоду́шие и утверди́ на́с в ве́ре, да несомне́нно упова́ем получи́ти вся́ блага́я от благосе́рдия Влады́ки моли́твами твои́ми. О, превели́кий уго́дниче Бо́жий! Все́м на́м, с ве́рою притека́ющим к тебе́, помози́ предста́тельством твои́м ко Го́споду, и все́х на́с упра́ви в ми́ре и покая́нии сконча́ти живо́т на́ш и пресели́тися со упова́нием в блаже́нныя не́дра Авраа́мова, иде́же ты́ ра́достно во труде́х и по́двизех ны́не почива́еши, прославля́я со все́ми святы́ми Бо́га, в Тро́ице сла́вимаго, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитвы преподобному Роману Сладкопевцу

Каждый из нас, наверняка, присутствовал в православном храме на богослужении и был покорен благозвучием церковных песнопений, возносящихся к самому куполу церкви.

Роман Сладкопевец, день поминовения которого православные отмечают 14 октября, по праву считается творцом и покровителем церковного хора. Читая молитву святому Роману Сладкопевцу, надо помнить о его духовном вкладе в развитие песнопения, ведь именно им было написано немало духовных песен для богослужения.

Житие Романа Сладкопевца

Родом будущий Преподобный был из Сирии, где и получил духовное образование, так как с ранних лет чувствовал в себе желание служить господу Богу. Позже он переехал в Константинополь, где стал служить клириком в христианском храме Святой Софии (V век). Особенно нравились Роману праздничные богослужения, и, хоть он не обладал ни слухом, ни голосом, он очень активно помогал в их проведении. За усердие и старания юноши его очень любил Патриарх, а вот другие клирики, видя благосклонность его к юноше, стали притеснять и высмеивать Романа. Однажды его вытолкнули во время церковной службы на обозрение прихожан и ему пришлось петь. Конечно, он осрамился и убежал из храма.

Всю ночь он провел в страданиях и усердных молитвах перед ликом Богородицы, не ведая, что через века люди будут просить его о творческом вдохновении, вознося молитву Роману Сладкопевцу о пении.

Святая Дева Мария явилась усердному юноше, протягивая бумажный свиток и повелевая съесть его. После этого Роман стал обладателем чудесного голоса, музыкального слуха и поэтического дарования. На следующей службе он поразил всех песнопением своего первого кондака, так как голос его был прекрасен, а слова чудесны.

В чем помогают молитвы святому Роману Сладкопевцу?

Преподобный святой написал немало церковных произведений:

  • церковные гимны;
  • сильные молитвы;
  • кондаки и акафисты.

Сегодня каждый из нас может вознести молитву Преподобному Роману Сладкопевцу, для того чтобы лучше понять Святое Писание.

В Киевском храме находятся частичка мощей Преподобного, и именно туда приезжают многие верующие, чтобы вознести молитву Роману Сладкопевцу об обретении мудрости и знаний.

О великий и пречудный Роман, по праву сладкопевец. Мы взываем к тебе, причастнику небесной славы и украшению ангельских ликов — очисти наши сердца, дабы достойно мы послужили нашему единому Господу. Тебе ведомы трудности земного пути и уже ведома ликующая святая радость небес. Ты знаешь, что многие из нас жаждут служить всей душой, силой и помышлением, но наши пораженные страстью души тянут нас на дно мрачной бездны.

Не оставь нас во мраке. Зная, чего мы можем лишиться, помоги нам достойно прославлять Господа, Его пречистую Матерь и всех святых. Помоги нам очиститься от страстей, направь наши уста, умоли сладчайшего Господа, да подаст Он нам верное разумение певческого служения. Да достойно встанем на единый святой небесный клирос и воздадим славу Господу нашему во веки веков.

Молитвы святому помогают развить в себе таланты и способности, покровительствует святой и мужчинам с именем Роман. Просят у Преподобного и защиты от недругов и завистников, а также в тяжёлые минуты жизни.

Текст молитвы Роману Сладкопевцу

Преподобне отче Романе! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь

Преподобному Роману Сладкопевцу (тропари и кондак)

Тропарь, глас 8

В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся е́же по о́бразу: / прии́м бо крест, после́довал еси́ Христу́ / и, де́йствуя, учи́л еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо, / прилежа́ти же о души́ ве́щи безсме́ртней. // Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бне Рома́не, дух твой.

Ин тропарь, глас 3

От ю́ности житию́ равноа́нгельному ревну́я, / ве́ру, смиренному́дрие и терпе́ние стяжа́в, / преподо́бне Рома́не Сладкопе́вче, / оби́тель Свята́го Ду́ха был еси́, / та́же избра́нник Бо́жия Ма́тере яви́лся еси́, / и от Нея́ ми́лостивно сподо́бися да́ра сла́вити Бо́га. / Сего́ ра́ди моли́ся о нас, недосто́йных ученице́х твои́х, // да воспое́м с тобо́ю сладкогла́сно сла́ву нас ра́ди Воплоти́вшемуся Преве́чному Бо́гу.

Ин тропарь, глас 3

По́двигом поста́, моли́твы и бде́ния,/ глубино́ю ве́ры и смиренному́дрия/ от ю́ности совле́клся еси́ ве́тхаго челове́ка,/ равноа́нгельному житию́ уподо́бився,/ преподо́бне Рома́не Сладкопе́вче,/ досто́ин был еси́ явле́ния Богоро́дицы,/ я́же повеле́ ти ди́вный сви́ток съе́сти,/ и тем препода́ ти дар песнотворе́ния,/ а́бие воспе́л еси́, я́ко А́нгели Небе́снии,/ сла́ву Воплоти́вшемуся из Нея́ Сы́ну Бо́жию./ Моли́ся за ны ко Го́споду,/ дарова́ти всем воспева́ющим Христа́ Жизнода́вца/ согла́сное пе́ние,// мир и ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 8

Боже́ственными доброде́тельми ду́ха/ измла́да украси́вся, Рома́не прему́дре,/ Це́ркви Христо́ве пречестно́е украше́ние был еси́:/ пе́нием бо пре­кра́сным украси́в ю́, блаже́нне./ Тем мо́лим тя: пода́ждь жела́ющим Боже́ственнаго дарова́ния твоего́,/ я́ко да вопие́м ти:// ра́дуйся, о́тче преблаже́нне, красото́ церко́вная.

Акафист святому преподобному Роману Сладкопевцу: текст, для чего читают

День памяти:

14 октября (н. ст.)

Тропарь, глас 3

От юности житию равноангельному ревнуя, веру, смиренномудрие и терпение стяжав, преподобне Романе Сладкопевче, обитель Святаго Духа был еси, та́же избранник Божия Матере явился еси, и от Нея милостивно сподобися дара славити Бога. Сего ради молися о нас, недостойных ученицех твоих, да воспоем с тобою сладкогласно славу нас ради Воплотившемуся Превечному Богу.

Кондак, глас 8

Божественными добродетельми духа измла́да украси́вся, Романе премудре, Церкви Христове пречестно́е украшение был еси: пением бо прекрасным украси́в ю, блаженне. Тем молим тя: подаждь желающим Божественнаго дарования твоего, яко да вопием ти: радуйся, отче преблаженне, красото церковная.

Читайте также:  Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Помощница в родах»: текст, для чего читают

Кондак 1

Избра́нный подвижниче и земный ангеле Христов, Божественными добродетельми Духа измлада украсився, Романе премудре, пением прекрасным Церкве Христовы служитель был еси, сего ради вопием ти: Радуйся, сладкопевче Романе, красото церковная.

Икос 1

Ангельское житие возлюбил еси, преподобне, от юности, ум на Божественная возвел, временная и земная пренебрегл еси, тем убо вселися в тя Святый Дух, Егоже благодатию укра́шен еси; сего ради с любовию вопием ти си́це:

Радуйся, яко чистотою Ангелом уподобился еси.

Радуйся, яко постом и бдением безстрастия достигл еси.

Радуйся, светильниче Божественнаго света.

Радуйся, молитв благовонное кадило.

Радуйся, грамоте необученный, разумом стремивыйся к Богу.

Радуйся, добрыми де́лы премудрыя превосходивый.

Радуйся, сладкопевче Романе, красото церковная.

Кондак 2

Видя сердца твоего благое наме́рение, Господь предначерта́ узкий и тернистый путь твоего спасения, отче богомудре; темже и́го Христово благо́е и легкое усердне восприяв, смире́н и послу́шлив был еси, воспевая всех Творцу и Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум Божественных Писаний истинною премудростию стяжал еси, отче романе, я́же, по апостолу, первее чиста́ есть, потом же ми́рна, кротка́, благопокорли́ва, испо́лнь милости и плодов благих, несумне́нна и нелицемерна. Мы же, дивящеся чистоте твоей, воспеваем:

Радуйся, на Бога Промыслителя всю надежду возложивый.

Радуйся, то́кмо Его благоволения взыскавый.

Радуйся, в послушании усердно трудивыйся.

Радуйся, в сердце имевый страх Божий.

Радуйся, житием добродетельным на земли́ просветивыйся.

Радуйся, за сие любовь Божию на небесех снискавый.

Радуйся, сладкопевче Романе, красото церковная.

Кондак 3

Силою любве утверждаяся, отче Романе, поревновал еси евангельское житие стяжа́ти по образу преподобных отцев. Егда же даде́ ти Господь разумение сего благоугождения, воспел еси со умилением: Аллилуиа.

Икос 3

Имея крепкую веру во благое промышление Божие о спасении человека, притекл еси, Романе премудре, к честно́му образу Пресвятыя Богородицы в церкви Влахернстей и смиренно молил еси Владычицу, да управит путь твой. Мы же, видяще твое неотступное упование на милость Царицы Небесныя, поем ти:

Радуйся, Божия Матере верное и возлюбленное чадо.

Радуйся, силы Ея священнаго покрова тайное постижение.

Радуйся, Заступницы Усердныя благоговейный почитателю.

Радуйся, теплыя в нощи́ молитвы к Ней слезно возносивый.

Радуйся, тако утешение в сердце своем обреты́й.

Радуйся, яко умиление приял еси благооти́шное

Радуйся, сладкопевче Романе, красото церковная.

Кондак 4

Бурю многих бед, зависти ради, за усердие к послушанию претерпел еси, благи́й; оба́че за поношение и уничижение воздавал еси кротостию и смирением. Мы же, мнозе дивящеся незлобию и терпению твоему, взываем: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша и видя премногую добродетель твою, блаженне Романе, возлюби тя святейший патриарх и даде с кли́ром ти ра́вную часть. Мы же о сем веселящеся, глаголем си́це:

Радуйся, всем сердцем Господа возлюбивый.

Радуйся, посрамление зави́стное прие́мый в навече́рие Рождества Христова.

Радуйся, пред иконою Пресвятыя Богородицы утешение взыскавый.

Радуйся, кротостию уничижение победивый.

Радуйся, явивый сердечныя простоты́ образ светлый.

Радуйся, умягчивый сердца́ обидчиков твоих.

Радуйся, сладкопевче Романе, красото церковная.

Кондак 5

Богопе́сненную любовь и сердце чистое к достижению небеснаго отечества во уме твоем, отче преподобне, выну содержав, тою прославил еси Небеснаго Отца, воспевая Ему: Аллилуиа.

Икос 5

Видяще, о пречудне Романе, любовь твою к Богу, юже в сердце твоем вы́ну хранил еси, рцем вси:

Радуйся, трость песнописца послушная, в руце́ Христове содержимая.

Радуйся, единаго Христа от сердца возлюбивый.

Радуйся, в радость Господа вшедый.

Радуйся, Тому единому всею душею прилепивыйся.

Радуйся, сладостьми духовными нас насыщаяй.

Радуйся, возлюбленный к Богу о нас предстателю.

Радуйся, сладкопевче Романе, красото церковная.

Кондак 6

Проповедник неоскудеваемыя благодати и милости Божия явился еси ты, блаженне, егда от Царицы Небесныя во сне приял сви́ток книжный на снеде́ние: тем убо умудре́н, нача́ разумно пети во славу Божию, святым же писати похвальная, взывая с верою: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси, отче Романе, аки звезда многосветлая, испо́лнься премудрости великия, ибо Владычица, яко не́когда Сын Ея Своим апостолом, отверзла тебе ум к разумению Писаний; сего ради ублажаем тя, зовуще:

Радуйся, любве евангельския сокровище.

Радуйся, Духа Святаго вместилище.

Радуйся, от Девы Богоблагодатныя дерзновение прие́мый.

Радуйся, благодарение от се́рдца чистаго Наставнице своей возносивый.

Радуйся, сладость отречения воли своея познавый.

Радуйся, за кротость и смирение великий дар Божий приявый.

Радуйся, сладкопевче Романе, красото церковная.

Кондак 7

Хотяще вознести достойное благодарение Царице Небесней, возшел еси, Романе блаженне, на амво́н церковный и воспел гласом сладким кондак свой, глаголя: Дева днесь Пресу́щественнаго рождает… Тем и мы Пречистей воспеваем: Аллилуиа.

Икос 7

Дивная звезда явился еси ты, сладкопевче преблаги́й, украшение изя́щное Церкве Христовы; Давидову кротость, Иа́ковле беззлобие и терпение И́овле стяжал еси. Мы же вопием ти:

Радуйся, милости Божия стяжателю.

Радуйся, к Богу присный о нас предстателю.

Радуйся, ангельским пением просветивыйся.

Радуйся, радости праведных во обителех райских причастивыйся.

Радуйся, лучезарный светильниче.

Радуйся, непоколебимый сто́лпе веры Христовы.

Радуйся, сладкопевче Романе, красото церковная.

Кондак 8

Вси видящии и слышащии, како теча́ше от уст твоих, аки река, премудрость, удивишася; . оскорблявшии же тя кли́рицы и досаждавшии о простоте́ и неве́жествии – постыдишася и, покаявшеся, припадо́ша к ногам твоим, прощения просяще и славяще Бога, поя Ему: Аллилуиа.

Икос 8

Весь огнем Божественныя любве исполненный, отче преподобне, в терпении стяжал еси Дух Святый, по слову Евангелия Христова. Мы же, любовию твоею побеждаеми, дерзаем звати тебе таковая:

Радуйся, яко дивный образ Отца Небеснаго в себе явивый.

Радуйся, братию враждовавшую на тя любовию Христовою возлюбивый.

Радуйся, блага́я за злая воздава́вый.

Радуйся, пример братолюбия христианскаго всем нам оставивый.

Радуйся, злых приводяй к постыже́нию.

Радуйся, скорбящим подая́й утешение.

Радуйся, сладкопевче Романе, красото церковная.

Кондак 9

Все естество человеческое и лики Ангелов восхваляют тя, премудре отче, яко послушник бо, смирения исполненный, приял еси блаженный путь Христов и водворился еси в Царствии Небеснем, поюще: Аллилуиа.

Икос 9

Вити́я многовеща́нныя не довле́ют изглаголати чистоту духовную, юже имел еси ты, блаженне Романе; и нас научи вере кре́пцей и безропотному послушанию, с любовию зовущих ти:

Радуйся, паствы твоея изрядный послушниче.

Радуйся, Ангелов собеседниче.

Радуйся, алчущих жизни вечныя питателю.

Радуйся, мудрых словес насадителю.

Радуйся, умильно Божию славу воспе́вый.

Радуйся, сладкогла́сную струну́ Божественнаго дара приемый.

Радуйся, сладкопевче Романе, красото церковная.

Кондак 10

Спасти хотя многия, верный путеводитель явился еси людем, отче Романе, дивно возглашая славу Божию. Мы же, внимая слову мудрости твоея, с веселием прославляем Господа, воспевая: Аллилуиа.

Икос 10

Царя Небеснаго, Егоже славословят Херувимы и Серафимы, житием, верою и любовию всеусе́рднейший служитель был еси, преподобне; сего ради, яко крин благоуха́нный, со всеми избра́нниками Пречистыя Богородицы у Престола Всесвятыя Троицы предстал еси. Ттем радостно зовем ти:

Радуйся, благий хода́таю о нас ко Господу.

Радуйся, молитвенниче пресветлый и прелюбимый.

Радуйся, яко равноангельную красоту стяжал еси.

Радуйся, яко нищетою духовною обогатился еси.

Радуйся, яко тоюже нищетою богатства небесная приобрел еси.

Радуйся, яко разум свой ко Господу отверзл еси.

Радуйся, сладкопевче Романе, красото церковная.

Кондак 11

Пение умиленное приносим ти, скорому помощнику в ну́ждах и печалех всем к тебе с верою и любовию притекающим. Темже твоими песнопе́ньми в Церкви Божией прославляется Бог, дивный во святых Своих, зовущих непрестанно: Аллилуиа.

Икос 11

Яко светлейший светильник и молитвенник явился еси, Романе богоблаженне. Ныне Владыце всех предстоя и дерзновение к Нему стяжав, моли о нас, совершающих светлую память твою, зовуще:

Радуйся, Богу единому послуживый.

Радуйся, вся заповеди Божия исполнивый.

Радуйся, обителей Небесных удостоивыйся.

Радуйся, горния славы приобщивыйся.

Радуйся, гласе благознамени́тых словес.

Радуйся, в песнопениях богослове сладкозвучный.

Радуйся, сладкопевче Романе, красото церковная.

Кондак 12

Благодати Божия сокровища унаследовал еси, Романе прехвальне, Богородицу Марию богомудру имея себе Учителя, вразумляющу тя и науча́ющу пети: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще твое достохвальное житие на земли, Романе блаженне, радостно славим дивнаго во святых Своих Царя Небеснаго, яко Того благодатию в селе́ниих праведных ныне ликуеши, иде́же зри́ши славу Божию нескончаемую. Мы же умильно воспеваем ти:

Радуйся, яко красоту и славу мира сего отрясл еси.

Радуйся, яко душу твою вперил еси к горнему званию.

Радуйся, яко твоих глаго́л веща́ние вселенную испо́лни.

Радуйся, научаяй знанию спасительному всех.

Радуйся, златокова́нная трубо, славу Божию со Ангелы возвещающая.

Радуйся, Богом увенча́нный, в молитвах своих нас не оставляющий.

Радуйся, сладкопевче Романе, красото церковная.

Кондак 13

О преблаженне и богоносне отче Романе! Приими́ сие малое молитвенное приношение наше и с Пресвятою Владычицею принеси молитву ко Господу Богу, да избавит нас от всякого вреда и скорби и сподобит Своего Небеснаго Царствия, иде́же вси, присно торжествующе, немо́лчно воспевают: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва

О преблаженне отче наш, Романе Сладкопевче! При́зри от горния славы на нас, смиренных и немощны́х, твоея помощи и утешения просящих. Приникни к нам благосердием твоим и помози заповеди Гоподни непорочно сохраняти, веру православную крепко содержати, покаяние во гресех наших усердно Богу приносити. Научи нас, уневе́стившихся Христу, работати Ему со страхом и радоватися с трепетом. Избави нас от печали и уныния, отжени от нас гордость и славолюбие, да воспоем славу Божию, да восхо́щем то́кмо славы Небесныя. О святый отче, всели в нас любовь нелицемерную к ближним, послушание безро́потное начальником и страх Божий в сердца́ наша. Даруй познати сладость отречения воли своея; верою крепкою во благое Промышление Божие о спасении человека освяти ду́ши наша. Низпосли нам благословение от Господа, да понесем благое иго Христово в долготерпении до конца дней наших, да сподобимся с мудрыми девами внити в брачный чертог Жениха Небеснаго и купно со Ангелами воспевати славу величия Его, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

ЖИТИЕ

Преподобный Роман, прозванный «Сладкопевцем», был по происхождению греком и родился в середине V столетия в сирийском городе Емесе. Получив образование, он стал диаконом в Воскресенском храме в городе Бейруте. При императоре Анастасии Дикоре (401-518 гг.) он переехал в Константинополь и стал клириком при патриаршем храме Святой Софии. Он усердно помогал при богослужениях, хотя не отличался ни голосом, ни слухом. Однако патриарх Евфимий любил Романа и даже приблизил его к себе за его искреннюю веру и добродетельную жизнь.

Расположение патриарха к святому Роману возбудило против него нескольких соборных клириков, которые стали его притеснять. На одном из предрождественских богослужений эти клирики вытолкнули Романа на амвон храма и заставили петь. Храм был переполнен богомольцами, служил сам патриарх в присутствии императора и придворной свиты. Смущенный и напуганный, святой Роман своим дрожащим голосом и невнятным пением всенародно осрамился.

Придя домой совершенно подавленным, святой Роман ночью долго и напряженно молился перед иконой Божией Матери, изливая свою скорбь. Богородица явилась ему во сне, подала бумажный свиток и велела съесть его. И вот совершилось чудо: Роман получил красивый, мелодичный голос и одновременно поэтический дар. В приливе вдохновения он тут же составил свой знаменитый кондак праздника Рождества Христова: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».

На следующий день святой Роман пришел в храм к всенощной под Рождество Христово. Он настоял, чтобы ему разрешили снова спеть на амвоне, и на этот раз так прекрасно спел составленный им гимн «Дева днесь», что вызвал всеобщий восторг. Император и патриарх благодарили святого Романа, а люди назвали его Сладкопевцем. С тех пор святой Роман украшал богослужения своим дивным пением и вдохновенными молитвами.

Любимый всеми, святой Роман стал учителем пения в Константинополе и высоко поднял благолепие православных богослужений. За свой поэтический дар он занял почетное место среди церковных песнописцев. Ему приписывают более тысячи молитв и гимнов на различные праздники.

Скончался преподобный Роман около 556 года. Поскольку при жизни он любил бывать и служить во Влахернском храме — где позднее произошло явление Покрова Божией Матери, святой часто изображается на иконе Покрова — хотя и жил в иное время.

Святой Роман Сладкопевец считается покровителем церковных хоров и певчих.

По благословению

митрополита Херсонского и Таврического Иоанна

Молитвы перед акафистом — когда и что читать

Акафист — хвалебный гимн

В Православии акафистом называется особое церковное песнопение, своего рода хвалебный гимн. Первоначально такое песнопение было посвящено Божией Матери. Только оно именовалось акафистом. Слово «акафист» с греческого языка переводится как «неседальная песнь», то есть «гимн, при пении которого не сидят». Это имеет отношение к практическому «исполнению» акафистов до сих пор. В этом плане данное песнопение отличается от кафизмы, то есть молитвенного чтения, при которых разрешается сидеть. Молитвы перед акафистом должны подготовить душу человека .

Исходя из самого названия, Акафист читается стоя. Но по состоянию здоровья тем людям, которые не могут стоять, делается исключение. Акафист могут читать как священнослужители, так и каждый верующий.

Что такое акафист в Православии?

Отсутствуют исторически подтвержденные сведения об авторе первого акафиста. Как, по Преданию, благочестивое желание христиан написать красками образ Божией Матери исполнил апостол Лука. Кому-то надлежало исполнить и зародившееся в душах верующих желание воздать хвалу Пресвятой Богородице благодарственным гимном. Церковные историки в качестве возможного автора называют преподобного Романа Сладкопевца (6 век).

Как гласит Предание, по особому небесному вдохновению он написал первый кондак в честь праздника Рождества Христова. Накануне праздника Рождества Христова преподобному Роману в Константинополе в сонном видении явилась Божия Матерь. Она повелела съесть пергаментный свиток. Когда преподобный проснулся, то, взойдя на амвон (возвышенное место в храме), начал возглашать:

«Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог».

Спустя столетия (13 век) подобные песнопения были написаны ко Господу, различным иконам Божией Матери, Ангельским силам и святым угодникам Божиим. Так акафист превратился в особый жанр церковных песнопений.

Читайте также:  Акафист иконе Божией Матери «Взыскание погибших»: текст, для чего читают

Авторы древних акафистов зачастую неизвестны. Новые хвалебные песнопения пишутся вплоть до настоящего времени. Стремление выражения чувств посредством акафиста свидетельствует о потребности христианской души приносить хвалу и благодарение за оказанную помощь.

«Благодарение приемлющего дары поощряет Дающего дары к подаянию еще других даров, больших, нежели первые. Дары только тогда остаются без преумножения, когда нет за них благодарения» (святитель Игнатий Брянчанинов, 1807-1867).

Структура акафиста

В структуру акафиста входят 12 икосов и 13 кондаков, чередующихся между собой. Икосы содержат 12 хайретизмов (приветствий, начинающихся с греческого слова «χαῖρε» —»радуйся), которые следуют после небольшой вводной части основного текста. Необходимо отметить, что русский перевод «радуйся» — это не буквальный призыв к радости. Смысл этого слова в данном случае как приветствие. Предваряют чтение молитвы перед акафистом.

В икосе ярко выражен ритмический рисунок. Хайретизмы объединены по 6 пар таким образом, что в каждой паре одна строка зеркально отображает другую. В них присутствует парная рифма: каждому слову в одной строке зарифмовано соответствующее ему слово в другой.

Короткий икос в славянской традиции именуется кондаком. В конце него поется припев «Аллилуйя» («хвалите Бога»). Сам текст кондака раскрывает смысл праздника. Так, в акафисте Пресвятой Богородице в кондаке 2 поется:

«Видящи Святая Себе в чистоте, глаголет Гавриилу дерзостно: преславное твоего гласа неудобоприятельно души Моей является: безсеменнаго бо зачатия рождество како глаголеши…».

Когда читается акафист?

Чтение акафиста не является уставным, обязательным Богослужебным чином. В храме установлено только чтение Акафиста Пресвятой Богородице «Взбранной Воеводе…» в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (суббота пятой недели Великого Поста).

Другого специально выделенного времени для чтения акафиста Церковью не установлено. Равно как и не составлены особые молитвы перед акафистом. Каждый может прибегать к благодарственно-хвалебному пению по влечению свой души. Как говорил архимандрит Кирилл Павлов (1919-2017):

«Не видеть всех благодеяний Божиих – значит не сознавать самого бытия своего, не чувствовать собственной своей жизни, сделаться совершенно камнем бесчувственным и безжизненным человеком… Сама природа влечет наше сердце к благодарению своего благодетеля. Ведь и бессловесные животные, и дикие звери выражают, как могут, свою благодарность благодеющему им человеку».

Читать акафисты можно и при житейских нуждах, призывая на помощь святых.

«Как песнь, проникнутая духом бодрости и радости, акафист привлекателен для всякой молитвенно настроенной души… В каждом акафисте найдется несколько сильных выражений, вылившихся из глубины сердца автора, и они благодатным лучом западут в глубину сердца молящихся, особенно — жаждущих ободрения и утешения» (профессор, доктор богословия Алексей Васильевич Попов, 1856-1909).

Молитвы перед чтением акафиста

Перед чтением акафиста положено читать начальные молитвы как в начале основных молитв или перед началом нового дела. Специальных молитв по этому случаю не предусмотрено. Чтение акафиста можно совместить со чтением утреннего или вечернего молитвенного правила. Тогда предначинательная молитва перед акафистом не читается. Молитвы перед акафистом нужны, чтобы «согреть сердце», подготовить душу к славословию и благодарению.

По окончании акафиста следует чтение молитвы.

Предначальные молитвы перед акафистом

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

(От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав» (трижды). От Вознесения до Троицы ее не читают вообще.)

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и при́юисно и во веки веков. Аминь.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

Молитвы после чтения акафиста

Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

(От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается припев и ирмос 9-й песни Пасхального канона:

Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся! Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй. (Трижды).

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй и спаси нас, грешных, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Польза от чтения акафистов

«Для чего читаем акафисты Иисусу Христу и Божией Матери? Для того, чтобы в дух Господа и Пречистой Его Матери войти; чтобы познать величие дара, явленного в воплощении Спасителя и искуплении нас и в даровании нам в Святых Тайнах Тела и Крови Его, и чтобы достойно принять этот дар» (праведный Иоанн Кронштадтский, 1829-1908).

Святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский (1800-1857), рассматривал чтение акафистов как средство к пробуждению религиозного настроения в пастве:

«Народ весьма любит подобные вещи и услаждается ими. Не все же проповедовать; можно подавать духовную пищу и таким образом».

Согласно постановлению Священного Синода от 14 мая 2018 года:

«тексты акафистов следует использовать преимущественно вне богослужебных последований, входящих в состав суточного круга, к примеру в ходе паломничеств, крестных ходов или в соединении с беседами, проводимыми священнослужителями».

Преподобный Роман Сладкопевец: жизнь и творчество

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Преподобный Роман Сладкопевец не прославился ни мученической кончиной за христианскую веру, ни подвигами благочестия. Не входил он и в число тех подвижников, что распространяют среди язычников слово Христово или усердно трудятся, создавая монастыри и храмы. Тем не менее, он стал одним из самых почитаемых святых.

Содержание страницы

Житие

Роман, прозванный Сладкопевцем, жил в Восточной Римской империи, на излете античности – в V-VI веках. Происходил он, как можно предположить из кондака, дошедшему до нас лишь во фрагментах и изданному византинистом Гродидье да Матоном, из еврейской семьи:

В молодости Роман подвизался клириком в храме Воскресения в городе Бейруте. Позднее перебрался в столицу Восточной Римской империи. Здесь, в Константинополе, будущий святой служил пономарем при храме святой Софии. Это был еще не тот величественный храм, выстроенный по приказу императора Юстиниана, а один из его предшественников. Однако, и эта, более ранняя и более скромная базилика, была важным для Константинополя Богослужебным центром. Здесь бывали члены императорской семьи и сам император, здесь служил Патриарх.

Полезные материалы

Роман был одним из многих клириков столичного храма, усердным, скромным и незаметным. Однако, Патриарх выделял его среди других, вероятно, именно за эту скромность и смиренное усердие.
И, как это часто случается, благоволение начальства стало причиной того, что его невзлюбили другие клирики. Они стали смеяться над «провинциальным выскочкой» и подстраивать ему всяческие злые каверзы.

Однажды, во время торжественного Богослужения накануне Рождества, они неожиданно вытолкали полномаря в центр храма. Момент службы был таков, что нужно было петь кафизмы. Присутствовали император, его семья, множество придворных, службу вел сам Патриарх. И вот при всем этом блестящем собрании Роман, не отличавшийся до сей поры ни голосом, ни слухом, начал петь – неумело, нелепо и некрасиво.

Придя в этот день в храм, Роман, не обращая внимания на насмешки, сам вызвался петь. Он встал на то самое место, где накануне потерпел столь мучительное фиаско, и запел свой первый кондак: «Дева днесь Пресущественнаго рождает».

Так Роман Сладкопевец стал создателем жанра кондака. Само это слово происходит от греческого «свиток».
Все, кто был в храме, пришли в восторг от дивного голоса, певшего дивные слова. Романа нарекли Сладкопевцем, и с тех пор над ним уже никто не смеялся.

Роман Сладкопевец прожил долгую жизнь. Он был возведен в диаконы, занимался уроками пения, организацией хоров при храмах, и достиг на этом поприще многого. Незадолго до своей кончины диакон Роман принял монашеский постриг.

Память о преподобном диаконе Романе Сладкопевце в Константинополе бережно хранили и столетия спустя. В XIII веке в столице империи побывал путешественник из Новогорода, оставивший подробные записки о своих впечатлениях. Упоминает он и том, что ему показывали могилу Романа Сладкопевца.
День памяти этого святого отмечается 1 октября.

Иконы

Существуют несколько типов икон Романа Сладкопевца:

  • Наиболее распространенный: поясное изображение святого со свитком в руке, как на указание чудесного дара от Богородицы.
  • Второй, тоже очень распространенный тип: изображение видения Романа. Самого святого рисуют привставшем на ложе и принимающим из рук Богородицы свиток.
  • Третий вариант иконы: святой, стоящий посреди храма, в окружении других молящихся. Здесь запечатлен тот самый момент, когда Роман впервые поет хвалу Богородице своим чудесно обретенным голосом.

Творческое наследие

Наибольшую память о себе Роман Сладкопевец оставил как автор многих песнопений: кондаков, икосов, гимнов, молитв и акафистов. Роман был автором и слов, и музыки этих произведений, вошедших в сокровищницу православной гимнографии. Гимны Романа Сладкопевца, обычно, содержат вариации на темы библейских сюжетов.

Роман Сладкопевец считается автором более тысячи произведений. Несмотря на то, что со временем кондаки были потеснены в православной гимнографии другим типом песнопений – канонами, влияние творчества Романа Сладкопевца на позднейших авторов на протяжении столетий оставалось очень значительным.

В канонах разрабатывались темы, начало которых было положено еще Романом Сладкопевцем, сочиненный им кондак «Дева днесь Пресущественнаго рождает» и по сей день исполняется в Рождественских Богослужениях, начальные строфы многих канонов, которые мы именуем сегодня кондаками, сохранились со времен Романа.

К числу наиболее значительных творений Романа Сладкопевца следует отнести упоминавшийся уже кондак Пресвятой Богородице, а так же кондаки Святителю Николаю Чудотворцу, святым безсребренникам Косьме и Демиану, Симеону Столпнику и другие.

Явление Богоматери Роману Сладкопевцу. Ок. 985г.

В чём помогает святой

К этому святому обращаются те, кто:

  • стремится овладеть искусством пения, развить свои творческие способности;
  • хочет глубже понимать Священное Писание, молитвы и иные церковные тексты;
  • желает избавиться от неуверенности в себе;
  • страдает от завистников и гонителей;

Имя Романа Сладкопевца для всех православных навсегда останется примером того, что любое дело, творимое во славу Господа с чистым сердцем и искренней верой, не останется без награды.

Автор: Ольга Ельникова

Тропарь, кондак, величание

Тропарь преподобнаго Романа Сладкопевца, глас 8:

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу:/ приим бо крест, последовал еси Христу/ и, действуя, учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души вещи безсмертней./ Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Романе, дух твой.

Кондак преподобнаго Романа Сладкопевца, глас 8:

Божественными добродетельми духа/ измлада украсився, Романе премудре,/ Церкви Христове пречестное украшение был еси:/ пением бо прекрасным украсив ю, блаженне./ Тем молим тя: подаждь желающим Божественнаго дарования твоего,/ яко да вопием ти:/ радуйся, отче преблаженне, красото церковная.

Молитва

Преподобне отче Романе! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О, священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Романе, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится. Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Читайте также:  Акафист святому праведному Артемию Веркольскому: текст, для чего читают

Акафист прп. Роману Сладкопевцу

Богом ты избранный с самых юных лет,

С детства возлюбивший Божий вечный свет.

Церкви, как приставник, с радостью служил,

Ей хвалебных гимнов множество сложил.

Девою Пречистой был ты просвещен,

Мудрости священной Ею научен.

Похвалы святые мы тебе несем;

Ты же всех моли Владыку об одном:

Пусть Он земнородных милостью спасет,

Верных всех предивно в рай святый введет,

Мы же благодарно от сердец простых

Воспоем с любовью благодарный стих:

Радуйся, Романе, наш певец святой,

Гимны нам слагавший чистою душой!

Ангелом смиренья был ты на земле

И одежды духа не грязнил во зле.

И за это жизни ты достиг святой,

И теперь ты с Богом царствуешь душой.

Мы же дни земные пачкаем в грехах

И проводим время в скорби и слезах.

Слабые душою, песнь тебе поем

И хвалу от сердца скромную несем:

Радуйся, подвижник с самых юных лет;

Радуйся, познавший дивно вечный свет;

Радуйся, в молитве труженик честной;

Радуйся, воздержник, несший пост святой;

Радуйся, служивший в храме пресвятом;

Радуйся, сиявший девственным огнем;.

Радуйся, Романе, наш певец святой,

Гимны нам слагавший чистою душой!

Видя промышленье Божие во всем,

Ты познал премудрость сердцем и умом;

Словом и делами Бога прославлял

И Ему с любовью радостно взывал:

Разум слабый, святе, прежде ты имел,

И глубин духовных ты не разумел;

Ревностно ты в церкви свещи возжигал,

Чтения и пенья скромно избегал.

Но когда Пречистой был ты просвещен,

В область знанья дивно Еюбыл введен,

Мудростью великой стал для всех сиять,

Клир, мирян, всю церковь дивно просвещать.

И дивились все о странном чуде сем.

Мы ж тебе с любовью песню воспоем:

Радуйся, принявший мудрость от небес,

Радуйся, сосуд Божественных чудес;

Радуйся, не знавший грамоту совсем;

Радуйся, для Церкви бывший прежде нем.

Радуйся, искусный в праведных делах;

Радуйся, имевший в сердце Божий страх;

Радуйся, Романе, наш певец святой,

Гимны нам слагавший чистою душой!

Силою небесной был ты озарен:

Будучи достойным, видел чудный сон.

Богоматерь в келью дивно снизошла,

Книжный свиток в руки быстро подала

И уста велела чистые открыть

И, как пищу, свиток чудный тот вкусить.

Хартию святую, святе, ты вкусил

И в восторге Бога возблагодарил:

Святе, ты имел превысшую любовь,

Сердцем прославляя жертвы вечной Кровь.

Кондаки святые, икосы слагал,

В них премудрость Божию дивно восхвалял.

И для Церкви ценен этот труд святой!

Славим тебя, святе, похвалой такой:

Радуйся, для Церкви книжниче честной;

Радуйся, служивший Богу всей душой;

Радуйся, ты мудрость Божию познал;

Радуйся, ты мудро Бога прославлял;

Радуйся, поивший бедные сердца;

Радуйся, имевший веру без конца;

Радуйся, Романе, наш певец святой,

Гимны нам слагавший чистою душой!

Бурю озлобленья, лести низкой, злой

Клирики воздвигли, святе преблагой,

За твое смиренье, за любовь души,

Что, как драгоценность, ты хранил в тиши.

Ты же униженье горькое терпел,

И на них, заблудших, злобы не имел.

И имея в сердце чистом Божий страх,

Ты взывал лишь к Богу, скорбный и в слезах:

Слышал, преподобне, голос ты благой

Матери Пречистой, Девы Пресвятой;

Ощутив же мудрость в разуме своем,

Сделался для мира ты живым ручьем,

И потоки влаги, чистой и живой,

Потекли из уст сладчайшею рекой.

И вкушая сладость мудрости твоей,

Славим тебя, святе, песнею своей:

Радуйся, Романе, наш орган святой,

Звуки породивший песни неземной;

Радуйся, нашедший утешенье вних;

Радуйся, сломавший стрелы слов презлых;

Радуйся, познавший мир небесных сил;

Радуйся, ты рай всем сердцем возлюбил;

Радуйся, источник дивных вечных слов;

Радуйся, порвавший цепь земных грехов;

Радуйся, Романе, наш певец святой,

Гимны нам слагавший чистою душой!

Боготечной, святе, светишь нам звездой,

Наполняя Церковь песнею живой,

И ведешь нас к небу ты живым путем

И своей молитвой нас роднишь с Христом.

В ликах поднебесных ты теперь стоишь

И Христу умильно песнь сию гласишь:

Видя тебя агнцем, наш святой певец,

Клирики надели на тебя венец,

Не хвалой и честью за твой кроткий нрав,

А насмешкой гордой лишь тебя венчав.

Ты же так смиренно тот венец принял

И к Царице неба с верою воззвал.

Верные с любовью песнь тебе поют

И за кротость славу громко воздают:

Радуйся, любивший Господа Христа;

Радуйся, познавший тяготы креста;

Радуйся, явивший образ простоты;

Песнь о Чистой Деве, и ее воспел:

“Дева днесь рождает Господа Христа

Радуйся, светило вечной чистоты;

Радуйся, принявший горечи удар;

Радуйся, имевший всепрощенья дар;

Радуйся, Романе, наш певец святой,

Гимны нам слагавший чистою душой!

Славнейшим пророкам ты поревновал,

Когда на амвоне дерзновенно стал,

Осиянный Духом, в сердце ты имел. “

И была та песня, как хрусталь, чиста.

Песне той внимая сердцем и умом,

С верой и любовью Господу поем:

Ты вселенной всей, Романе преблагой,

Воссиял навеки песнею святой –

Ею мрак греха из жизни изгонял

И на подвиг веры многих вдохновлял.

Церковь с умиленьем песню ту поет

И поэту неба славу воздает:

Радуйся, псаломский сладостный певец;

Радуйся, принявший вечности венец;

Радуйся, блиставший мудростью святой;

Радуйся, святой исполнен простотой;

Радуйся, губивший злобу и порок;

Радуйся, священных слов живой поток;

Радуйся, Романе, наш певец святой,

Гимны нам слагавший чистою душой!

Патриарх, желая честь тебе воздать,

На тебя призвал Господню благодать

И священным саном наградил тебя,

Чтоб по ниве Божьей шел, Христа любя.

Ты ж доверье это честно оправдал:

И любя, молился, и любя, страдал.

И в кончине тихой к Богу восходил,

И Ему пред смертью громко возгласил:

Дивно получив ты Божью благодать,

Ею был поставлен песнь любви слагать.

Ты из рук Пречистой свиток книжный взял

И Премудрость Божью чрез него познал.

И дивясь преславной мудрости твоей,

Шлем хвалу тебе всех Божиих детей:

Радуйся, стяжавший дар любви святой;

Радуйся, о столпе Церкви золотой;

Радуйся, церковных всех чинов краса;

Радуйся, духовно зревший небеса;

Радуйся, преславный муж высоких дум;

Радуйся, презревший мира блеск и шум;

Радуйся, Романе, наш певец святой,

Гимны нам слагавший чистою душой!

Странно и чудесно Бог тебя избрал,

Чтоб ты песни славы для Него слагал.

Матерь Света в келью Он тебе послал,

И Ея десницей свет познанья дал.

Мы же, видя в этом Божии чудеса,

Вознесем Владыке наши голоса:

Весь горел ты, святе, сладостным огнем,

В жизни вдохновляясь лишь одним Христом:

Лишь Ему навеки жизнь ты посвятил,

Лишь Ему до гроба ревностно служил,

Лишь Ему ты отдал свой талант святой,

За Него страдал ты телом и душой.

Да сподобит нас Он беды все стерпеть

И тебе, Романе, похвалы воспеть:

Радуйся, сиявший яркою звездой;

Радуйся, знакомый с горем и нуждой;

Радуйся, приявший Бога Слова дар;

Радуйся, в груди любви носивший жар;

Радуйся, отрада верным в смертный час;

Радуйся, молящий Господа о нас;

Радуйся, Романе, наш певец святой,

Гимны нам слагавший чистою душой!

Вся святыя силы Ангельских миров

Восхваляют, святе, ту твою любовь,

Что имел ты к Богу, к Деве пресвятой,

Им же предстоишь безгрешною душой.

Мы ж, дивясь таланту песнь любви слагать,

С Ангелами вместе будем воспевать:

Славные витии все безсильны там,

Где должны хваленья мы воздать дедам;

Дар любви, Романе, Богу ты принес

Сладкою молитвой, горьким током слез.

И дивясь безмерно тем делам твоим,

Похвалу достойно принести спешим:

Радуйся, виденье видевший во сне;

Радуйся, скорбевший о последнем дне;

Радуйся, талантов благовонный лес;

Радуйся, пергамент Божеских чудес;

Радуйся, имевший сладостный язык;

Радуйся, имевший светлый, кроткий лик;

Радуйся, Романе, наш певец святой,

Гимны нам слагавший чистою душой!

Ты спасти желал весь клир и всех мирян,

Истине учил ты вечной христиан.

И твое ученье, сладкое, как сон,

раздавалось в храме, как Пасхальный звон.

И внимая слову мудрости твоей,

Бога прославляем мы хвалой своей:

Стену неразумья сильною рукой

Сам Господь разрушил, святче преблагой,

Когда в ум твой знанье дивно Он вложил,

А тебя талантом светлым одарил.

Мы, о просвещении радуясь твоем,

Похвалу тебе достойную несем:

Радуйся, предивный челн реки живой;

Радуйся, алмаз короны золотой,

Радуйся, о, регент, всех хоров земных;

Радуйся, победа всех страстей пустых;

Радуйся, вершина девственных умов;

Радуйся, сожитель Ангельских чинов;

Радуйся, Романе, наш певец святой

Гимны нам слагавший чистою душой!

Пенье, что тебе бесплотных лик воздал,

И что мы считаем выше всех похвал,

Мы тебе не в силах, наш певец, принесть;

Ты ж нам помоги воздать Владыке честь,

И к молитве нашей, святе, ты примкни,

Вместе с нами Богу радостно вздохни:

Радостный светильник был ты на земле,

Пламенно сиявшим в этой скорбной мгле.

Всем, заблудшим в мраке, путь ты озарял

И сердца любовью дивной согревал.

И тебя считая благостным огнем,

Песнь благодаренья мы тебе поем:

Радуйся, будивший от земного сна;

Радуйся, спасенья нашего весна;

Радуйся, создатель песен всесвятых;

Радуйся, источник гимнов золотых;

Радуйся, глаголов Божиих река;

Радуйся, для слабых твердая рука;

Радуйся, Романе, наш певец святой,

Гимны нам слагавший чистою душой!

Благодать от Бога, святе, ты принял

И ее в твореньях Церкви передал.

В них воспел ты славу Господа Христа,

И сиянье в мире славного Креста;

И смиренье, кротость Девы Пресвятой,

Кровь Голгофы славной, сердцу дорогой.

Пред тобой склоняясь сердцем и умом,

Мы с благодареньем Богу воспоем:

Мы поем с любовью, наш певец святой,

Похвалы честные за твой труд живой,

За твое ученье, что ты людям дал,

И за то, что песни Господу слагал.

Жизнь твоя сияет яркою звездой –

В ней находим радость и душе покой.

Видя наши слезы в сей молитвы час,

Приими моленье малое от нас:

Радуйся, создатель сладких кондаков;

Радуйся, понявший силу Божьих слов;

Радуйся, сладчайший соловьев в лесах;

Радуйся, стяжавший жизнь на небесах;

Радуйся, о творче, икосов святых;

Радуйся, предстатель мертвых и живых;

Радуйся, Романе, наш певец святой,

Гимны нам слагавший чистою душой!

О, Романе, славный, наш певец святой,

Предстоящий Богу чистою душой,

Перенесший кротко жизни горький час!

Малое моленье приими от нас:

Будь заступник наш пред Господом Христом

И Его моли усердно об одном:

Пусть страдальцев горьких дивно Он спасет

Мощною десницей в рай святый введет.

Пусть твоя молитва всех нас породнит,

Пусть Святая Церковь нас соединит.

Оградясь святым предстательством твоим,

Мы с тобою вместе Богу возопим:

Аллилуиа! Аллилуиа! Аллилуиа!

(И паки чти Икос 1, Кондак 1).

О, Романе славный, наш певец святой,

Сладкогласных гимнов ты творец честной!

Сколько в этом мире ты труда подъял,

Сколько ты для Церкви песен написал!

И святым познаньем ты учил людей,

Души возрождая светом их лучей.

Сколько слез, Романе, в жизни ты пролил!

Ими ниву Божью к свету возродил.

И зарей небесной ты блистал для всех,

Побеждая страсти, лень, лукавство, грех.

Почитая память светлых дней твоих,

Мы тебе приносим благодарный стих:

Слава тебе, святе, вестник Божиих слов,

Муки победивший жизненных оков.

Похвалу от сердца мы тебе несем,

Ты согрей нас в жизни пламенных огнем,

Преподай нам щедро всю любовь твою,

Ею собери нас в дружную семью.

Благодать, что дивно Бог тебе подал,

Когда Матерь Света Он к тебе послал,

В нас излей ученьем истины святой,

Подкрепи всех слабых любящей душой,

Слезы всех страдальцев ты утри скорей

И сияй нам в жизни мудростью своей.

Господу же славу, творче кондаков,

Вознесем мы в веки вечные веков.

В тебе, отче, известно спасéся еже по образу: / прuúм бо крест, последовал еси Христу / и, действуя, учил еси презирати убо плоть, преходит бо, / прилежáти же о души вещи безсмертней. / Темже и со Ангелы срáдуется, преподобне Романе, дух твой.

Божéственными добродéтельми духа / измлáда украсúвся, Ромáне премýдре, / Церкви Христóве пречестнóе украшéние был еси: / пéнием бо прекрáсным украсúв ю, блаженне. / Тем мóлим тя: подаждь желáющим Божественнаго даровáния твоего, / яко да вопиéм ти: / радуйся, отче преблажéнне, красотó церкóвная.

Ссылка на основную публикацию