Акафист святой благоверной княгине Людмиле Чешской: текст, для чего читают

Молитвы святой Людмиле

Святые помогают и покровительствуют в самых разных делах: в личной жизни, на работе, в болезнях и горе. Но есть святые, которые покровительствуют путешественникам, заблудшим, женам, детям и даже бабушкам. О покровительнице последних, святой Людмиле, известно уже более тысячи лет, у неё просят за своих детей и внуков.

История святой мученицы Людмилы Чешской

Супруги, князь Боривой и Людмила, были первыми правителями Богемии, историческое название Чехии, принявшими Крещение, произошло это в 882 году. Княжеская семья была знакома со святыми Мефодием и Кириллом, просветителями и создателями славянской азбуки. Под их влиянием христианство стало распространяться по Чешской земле. Людмила приняла христианскую веру будучи уже взрослой. Это было сознательное и взвешенное решение, поэтому молитву святой Людмиле Чешской читают, чтобы покаяться в грехах или нечистых помыслах.

Спустя всего несколько лет после Крещения князь погиб, а на престол взошел его сын Вратислав. Людмила все силы отдавала заботе о детях и искоренению язычества. Она молила Бога за своих детей, внуков и учила их любви к Господу. К сожалению, язычество всё ещё жило на Западе, особенно в тех местах, где выросла Драгомира – жена князя Вратислава. Новая княгиня притворялась христианкой, но всегда оставалась верна языческим богам. После смерти мужа Драгомира заняла престол и первом делом занялась возвращением языческих обычаев и устоев. Влияния Людмилы не хватало, чтобы противостоять Драгомире, поэтому она настояла на передаче престола сыну Вратислава и Драгомиры. В 18 лет Вячеслав стал князем Богемии, воспитанный бабушкой, он вновь призывал людей к христианству.

На этом история не закончилась. Драгомира не смогла перенести такого удара, всем сердцем она ненавидела Людмилу. Пожилая княжна отправилась в город Течин, в надежде избежать гнева невестки. Жизни Людмилы оборвалась в часовне, где её задушили нанятые Драгомирой убийцы. К могиле мученицы в Течине приходили толпы, там они молились за своих детей и внуков. Народная любовь к погибшей вызывала у Драгомиры страх, поэтому она возвела у могилы часовню святого Архангела Михаила, чтобы люди приписывали ей чудотворные свойства. И всё же на молитву продолжали приходить именно к могиле святой Людмилы. Спустя некоторое время князь Вячеслав перенес могилу бабушки в церковь святого Георгия в Праге.

В чем помогает молитва святой Людмиле?

В первую очередь святая известна, как покровительница и заступница детей и внуков. Молятся Людмиле за свою семью, просят наставить на истинный путь детей, помочь им с выбором и в бедах.

Православная молитва святой Людмиле должна произноситься от чистого сердца и лишь с благими намерениями. Искренняя просьба о своих внуках обязательна будет услышана святой, ведь не просто так упоминается имя Вячеслава в молитве Людмиле Чешской.

Мученицу просят о покаянии и помиловании как угодницу Христову. Отогнать греховные помыслы и укрепить веру поможет молитвенное обращение святой.

Тропарь, глас 4

Оста́вльша тьму идолослуже́ния/ и с гоpя́чей любо́вию пpия́в свет Пpавосла́вныя ве́pы Хpисто́вы,/ яви́ся ты, свята́я Людми́ло, я́ко звезда́ у́тpенняя,/ и све́том свя́тости твоея́// и́стинный день Богопочита́ния в Че́стей земли́ нача́в.

Кондак, глас 2

Храм Твой всечестны́й,/ я́ко цельбу́ душе́вную обре́тше вси ве́рнии,/ велегла́сно вопие́м ти,/ де́во му́ченице Людми́ло, великоимени́тая:// Христа́ Бо́га моли́ непреста́нно о всех нас.

Текст молитвы святой мученице Людмиле, княгине Чешской

О, святая угоднице Христова, мученице княгине Людмило, первоугоднице Чешския страны и стольнаго града Праги украшение, теплая о нас пред Богом молитвеннице! Се мы, многогрешнии, смиренно припадающе, молим тя: не попусти нам погибнути в тине грехов наших, но вознеси о нас моление ко Господу, да помилует нас и дарует нам покаяние. О, преблагая мати Людмило! Не забуди посещати чад твоих, аще бо и преставилася еси от нас в Небесныя обители, вкупе со внуком твоим, святым мучеником Вячеславом. Темже, святая прамати его, испроси и нам, грешным, Божие благословение на чада наша и на всех нас, да и мы, многогрешнии, возблагодарим Господа за подаяние Его благодати и купно с тобою да прославим Отца и Сына и Святаго Духа и твое великое заступление о нас во веки веков. Аминь.

Акафист святой мученице Людмиле, княгине Чешской

Кондак 1

Избранная Богом от иновернаго языческаго рода чешскаго, призванная в язык свят, служительнице новая благодати, святая всехвальная мученице Христова Людмило, во страдании твоем мученический венец нетленный приявшая от руки Вседержителя и со Ангелы ныне предстоящая Его Престолу, песньми восхваляем тя любовию, угоднице Христова, и молим ти ся: молитвами твоими от вечных мук, бед и скорбей свобождай ны, зовущия:

Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших.

Икос 1

Ангелов сожительница и человеков заступница воистину явилася еси, мученице Людмило достохвальная, благоволением всех Творца, Христа Бога, Егоже возлюбила еси и за Негоже пострадала еси даже до смерти во исповедании непоколебимем; темже приими от нас сия хваления:

Радуйся, скорби многия за имя Господне приявшая;

радуйся, венцем исповедническим от Бога украшенная.

Радуйся, мучеников совсельнице;

радуйся, веры христианския небоязненная проповеднице.

Радуйся, яко тленное богатство свое раздавала еси нищим;

радуйся, за неже нетленное обретшая на Небеси.

Радуйся, душу свою Христа ради погубившая, во еже спасти ю;

радуйся, аки светило, во тьме нечестия преславно возсиявшая.

Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 2

Видя Христос Господь душу твою, ко приятию семене Слова Божия чистотою и милостынею предуготовленную, светом познания Своего просвети ю, блаженная Людмило, и спасаемых части сотвори тя общницу в Небеснем Царствии, идеже со Ангелы поеши Пресвятей Троице песнь: Аллилуия.

Икос 2

Разум богопросвещенный даровася тебе, святая мученице Людмило, имже ясно проразумела еси тщету душепагубную зловерия невестки твоея, хотящия тя погубити. Ты же, ведящи сие, удалилася еси во град Тетин, укрытися спасения ради души твоея, Христа же взыскати потщалася еси вседушне. Темже взываем ти:

Радуйся, блаженная последовательнице Христова;

радуйся, любительнице заповедей Его преискренняя.

Радуйся, всемогущую силу благодати Христовы познавшая;

радуйся, лютаго демонскаго рабства избегшая.

Радуйся, богатство земное ни во чтоже вменившая;

радуйся, от юности идолослужение презревшая.

Радуйся, руками убогих сокровища твоя горе предпославшая;

радуйся, идолослужительныя люди к Истинному Богу призвавшая.

Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 3

Сила благодати Божия осени тя, блаженная Людмило, егда приясте Святое Крещение с супругом твоим Боривоем (Борживоем), князем чешским, во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Таяже сила Божия осени тя ко благочестию и научи тя славити Единаго Бога и воспевати Ему: Аллилуия.

Икос 3

Имущи неоскудное милосердие ко всякому человеку, но более к присным, святая блаженная княгине Людмило, в страсе Божием воспитывающи чада твоя, явилася еси добрая прамати внука твоего, святаго князя Вячеслава, воспитавши его во благочестии; помози и нам, мученице Христова, прейти сие земное поприще во благом делании, да величаем тя звании сими:

Радуйся, блаженная мати Людмило, мученице Христова;

радуйся, понесшая вдовство твое благочестно и преславно.

Радуйся, по смерти князя, супруга твоего, воли Божией предавшаяся;

радуйся, яко и нам помощница являешися в скорбех наших.

Радуйся, в нуждах наших обращатися к Богу нас научающая;

радуйся, внука твоего, святаго князя Вячеслава, в истинах веры воспитавшая.

Радуйся, яко и той прият мученическую кончину, якоже и ты, прамати его;

радуйся, яко вам за сие уготовано сокровище вечных благ.

Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 4

Бурею одержима помышлений злобных, нечестивая невестка твоя смятеся зело, видевши тя верную рабу Христову, в вере и благочестии просвещающую страну Чешскую, низлагающую идольския храмы и созидающую христианския, во еже славословити Трисвятое Имя Божие и пети хвалебную песнь Тому: Аллилуия.

Икос 4

Слышавши от святаго равноапостольнаго Мефодия, архиепископа Моравскаго, слово о чистоте, посте, молитве и о всех добродетелех, христианом подобающих, прияла еси в сердце свое, и за сия добродетели возлюби тя Господь и даде ти крепость и силу. Темже и нас научи, блаженная Людмило, заповеди Господни исполняти и тебе величати:

Радуйся, усердная слушательнице словес Божественных;

радуйся, ревностная исполнительнице закона Христова.

Радуйся, ниву сердца твоего очистившая от терния душевредных страстей;

радуйся, оросившая ю слезами покаяния.

Радуйся, во вдовстве чистоту непорочно сохранившая;

радуйся, воздержанием, молитвою и мученическим подвигом Богу угодившая.

Радуйся, страданием сочетавшаяся Христу;

радуйся, избавляющая от бед и скорбей веру и любовь к тебе имущих.

Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 5

Боготечная звезда явилася еси, святая княгине мученице Людмило, егда боготканною одеждею святаго Крещения облекшися и нетленною пищею Пречистаго Тела и Крове Христовы духовно укрепльшися, прилепилася еси всем сердцем твоим ко Единому Иисусу; темже вся страна Чешская, просвещенная тобою, едиными усты поет Богу: Аллилуия.

Икос 5

Видевши, святая блаженная княгине Людмило, вся люди земли Чешския во тьме идолослужения погруженныя, усердно потщалася еси просветити тех светом Христовы веры, подвизающися в созидании храмов Божиих и в укреплении веры православныя в стране чешстей; мы же воспеваем и величаем тя тако:

Радуйся, мудрыми глаголы поучавшая люди оставити тьму языческаго нечестия;

радуйся, от Бога токмо, а не от человек, утешение в скорбех искати нас научающая.

Радуйся, внука твоего Вячеслава научившая покланятися Единому и Истинному Богу;

радуйся, яко тем сестра являешися равноапостольней Ользе, княгине Российстей.

Радуйся, ум твой выну горе имевшая;

радуйся, сердце твое жилище Святаго Духа соделавшая.

Радуйся, Христу Богу Человеколюбцу всю себя предавшая;

радуйся, первая от земли Чешския к лику святых причтенная.

Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 6

Проповедником духоносным, апостолом, подражавши, блаженная Людмило, славная княгине, твоими слезными молитвами оросила и облагоухала еси вся грады и веси близлежащия града Праги, приводящи, елико ти мощно, люди к вере Христовой и научающи их воспевати Единому, в Троице славимому Богу: Аллилуия.

Икос 6

В граде Праге и была еси мати милосердная возлюбленным чадом Церкве Православныя, досточудная угоднице Христова, блаженная Людмило, сердце бо твое на прошения и нужды приходящих к тебе милостиво открывала еси. Приими и нас, добрая мати, с любовию к тебе прибегающих и вопиющих сице:

Радуйся, яко сиротам была еси мати и вдовицам питательница;

радуйся, яко нищим была еси милостивая подательница и обидимых благая защитница.

Радуйся, со князем, супругом твоим, во благочестии пожившая;

радуйся, чада твоя в страсе Божием воспитавшая.

Радуйся, яко благая отрасль твоя, святый князь Вячеслав, восприят мученическую кончину;

радуйся, яко и той с праматерию своею вселися в царствие Небесное.

Радуйся, за всех христиан пред Престолом Божиим верная молитвеннице;

радуйся, ищущим пути ко спасению наставнице благодатная.

Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 7

Коль многими бисеры и камением драгоценным украшен есть венец, паче солнца сияяй, егоже дарова ти Господь, святая блаженная княгине Людмило, ибо подвигом добрым во исповедании веры подвизалася еси и образ святаго жития нам явила еси; сего ради прибегаем под кров твой, ищуще спасения, и благодарно о тебе вопием Богу: Аллилуия.

Икос 7

Новое изобрете безчеловечие злочестивая невестка твоя Драгомира, бегущей тебе во град Тетин, укрытися хотящей от оныя, святая благоверная Людмило. Та бо, наученная сатанинскою силою, погубити душу твою возжелавши позорною смертию, посла вслед ти двух злочестивых боляр, предати тя на лютая страдания, аки агницу Христову, зависти ради. Тии же собраша множество нечестиваго народа, взломаша двери дворца княжескаго и позорней смерти удавлением предаша непорочное тело твое. Мы же, воспоминающе страшную смерть твою, вопием ти сицевая:

Радуйся, блаженная Людмило, от злых боляр вервием удавленная по выи твоей;

радуйся, таковым образом угодившая Богу, пострадавшая мученически.

Радуйся, Господу душу предавшая в субботу, во едином часе нощи;

радуйся, имевшая от рождения твоего шестьдесят и едино лето, Господем к мучению уготованная.

Радуйся, яко тобою дивен Бог во святых Своих является;

радуйся, яко мощи твоя прослави Господь нетлением благодатно.

Радуйся, градов чешских и словацких похвало и утверждение;

радуйся, всем носящим имя твое скорая помощнице и молитвеннице.

Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 8

Не может укрытися град, верху горы стояй, тако, святая мученице Людмило, по кончине твоей прослави Господь мощи твоя и место погребения твоего, еже под градскою стеною града Тетина. Мы же тя, угодницу Божию, просим: буди нам ходатаица ко Господу о прощении грехов наших, да и мы, вкупе с тобою, Великому и Чудному Богу воспоим: Аллилуия.

Икос 8

Вся была еси объята неизреченною радостию, блаженная мати Людмило, зрящи крещаемыя люди твоя, повелением Ангелов, и во умилении воздала еси хвалу Спасителю Богу, усердно моливши Его, да призрит на обратившияся люди Своя, да утвердит их в вере и благочестии и да прославит Имя Свое в стране чешстей. Мы же, воспоминающе убо прерадостное событие сие, приносим ти благодарственныя и похвальныя песни:

Радуйся, неоскудеваяй источниче милостей к народу сему;

радуйся, духовная наша мати, испросившая у Бога просвещение праотцем нашим.

Радуйся, явлением на тебе силы Божия христианы возрадовавшая;

радуйся, именем Всесильнаго Господа вся идолы в стране Чешстей сокрушившая.

Радуйся, мученице Христова предобрая;

радуйся, молитвеннице пред Богом чудная.

Радуйся, яко демонов коварствие упразднися по молитвам твоим;

радуйся, победы венец от руки Христа Жизнодавца приемшая.

Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 9

Во вся концы земли Чешския и за ея пределы прославися великоименитое имя твое, преблагостная мученице мати Людмило! Имела бо еси духа премудрости, яко мудрыми словесы безумных яве обуяла еси, и духа страха Божия, яко деяньми богоугодными душу очистила еси. Темже, представши Престолу Вышняго с сонмом Ангелов, купно воспеваеши Ему: Аллилуия.

Икос 9

Ветии многовещаннии не могут достойно изобразити величие благодеяний твоих, святая мученице Людмило, стране Чешстей и иным странам идолопоклонства, идеже водворила еси Божественную веру, избавляющи люди от мрака языческаго и вечныя погибели, открывающи им путь ко спасению. Сего ради со благодарением благочестно поем ти:

Радуйся, к свету Православия душу свою обратившая;

радуйся, многия в духовнем разуме просветившая.

Радуйся, яко сердце твое на прошения и нужды приходящих к тебе открывала еси;

радуйся, яко странники и нищия питала еси.

Радуйся, яко с верою покланяемся честней иконе твоей;

радуйся, яко, чтуще память твою, восхваляем Господа.

Радуйся, страданием твоим церковь Христову украсившая;

радуйся, яко, взирающе на страдания твоя, вернии прославляют Имя Вышняго.

Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 10

Спастися всем преискренне желающи, молишися за ны горе у Престола Господня, избраннице Христова, блаженная Людмило, и твоими молитвами пособствуеши нам в странствовании многотруднем земнаго жития, еже сподоби ны в покаянии и благочестии скончати, яко облече тя Господь Божественною силою, да обратиши вся неверныя и научиши всех со умилением сердец воспевати Творцу Богу: Аллилуия.

Икос 10

Стена явилася еси стране твоей несокрушимая, богомудрая Людмило, и необоримая защитница всем призывающим тя, зане тако благоволи о тебе Небеси и земли Творец Господь, прославляя угодницу Свою, яко при гробнице твоей совершашася знамения и чудеса, и изыде молва по всей стране, и понуди князя Вячеслава торжественно пренести нетленное тело твое из града Тетина во град Прагу, в сооруженную отцем его церковь святаго великомученика Георгия. Мы же из глубины сердца со воздыханием к Богу глаголем ти песни таковыя:

Радуйся, молитвенница наша пред Богом теплая;

радуйся, изыде бо по всей стране вещание о чудесех твоих.

Радуйся, яко некий слепец прозре, егда прикоснуся земли с могилы твоея;

радуйся, яко внук твой со славою пренесе честное тело твое.

Радуйся, прославленная Богом на Небеси и на земли;

радуйся, яко успение твое торжествует Церковь Православная.

Радуйся, явлением мощей твоих младенческую Церковь Чешскую возвеселившая;

радуйся, мученице Христова, и в земли Российстей и Сербстей зело почитаемая.

Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 11

Пение умиленное приносим ти, угоднице Божия, и смиренно молим тя: моли о нас Единаго Человеколюбца Бога, да не отвратит от нас Лица Своего и дарует нам по молитве твоей, святая мученице Людмило, прощение многих наших согрешений. Мы же, прославляюще Бога о тебе, вопием: Аллилуия.

Икос 11

Светоносным Троическим сиянием горе осиянная, святая мученице Людмило, озари сердца наша, тьмою греховною покровенная, да елеем благих дел возжегше угасшия светильники наша, сподобимся внити в брачный чертог Христов, идеже ты веселишися и слышиши сия от нас благохваления:

Радуйся, предстоящи ныне Агнцу Божию в лице мученичестем;

радуйся, яко и по преставлении твоем с нами пребываеши.

Радуйся, луно, просвещенная от незаходимаго Солнца Правды;

радуйся, путеводительнице, правую стезю к вечному спасению нам показующая.

Радуйся, яко Христос по мучении твоем в чертог Свой тя всели;

радуйся, яко, тебе последующе, и мы царство Небесное обрящем.

Радуйся, особливая покровительнице Чешскаго и Словацкаго народа православнаго;

радуйся, о нас, сродных ти людех, присная пред Богом молитвеннице.

Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 12

Благодать Пресвятаго Духа испроси нам, угоднице Христова, святая мученице Людмило, от Всещедраго Бога и Спаса нашего, вразумляющую и укрепляющую нас в деле спасения, да не бесплодно будет в нас всеянное тобою семя святыя веры, но да прозябнет и плод достоен сотворит, имже препитаем души наша до будущия жизни и со всеми святыми воспоем Богу песнь: Аллилуия.

Читайте также:  Акафист Рождеству Пресвятой Богородицы: текст, для чего читают

Икос 12

Поюще твое преставление, ублажаем мученическую кончину и почитаем память твою, святая мученице мати Людмило, многомощная заступнице земли Чешския, Словацкия и Сербския, буди же и о российских людех благая молитвенница ко Господу, да вопием ти:

Радуйся, благодатию Святаго Духа одеянная;

радуйся, представшая Живущему во свете неприступнем.

Радуйся, вдовицам правило богоугоднаго жития;

радуйся, теплая ходатаице, всем православным от Бога дарованная.

Радуйся, соучастнице на Небеси жребия праведников веры Христовы;

радуйся, со святыми Божиими Трисвятую песнь воспевати сподобльшаяся.

Радуйся, от Господа всех благ нам, молящимся ти, подательнице;

радуйся, яко всем православным христианом, тя молитвенно призывающим, на помощь скоро притекаеши.

Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 13

О, святая мученице и верная угоднице Христова Людмило! Малое сие песнословие от нас приемлющи, моли милостиваго Бога нашего, да вселится и возблагоухает в сердцах наших святыня Православныя веры, да умножится в житии нашем елей дел благих, да не угаснут светильницы наши в полунощный час сретения Небеснаго Жениха и да сподобимся купно с тобою выну воспевати Ему в вечнем царствии: Аллилуия.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва

О, святая угоднице Христова, мученице княгине Людмило, первоугоднице Чешския страны и стольнаго града Праги украшение, теплая о нас пред Богом молитвеннице! Се мы, многогрешнии, смиренно припадающе, молим тя: не попусти нам погибнути в тине грехов наших, но вознеси о нас моление ко Господу, да помилует нас и дарует нам покаяние. О, преблагая мати Людмило! Не забуди посещати чад твоих, аще бо и преставилася еси от нас в Небесныя обители, вкупе со внуком твоим, святым мучеником Вячеславом. Темже, святая прамати его, испроси и нам, грешным, Божие благословение на чада наша и на всех нас, да и мы, многогрешнии, возблагодарим Господа за подаяние Его благодати и купно с тобою да прославим Отца и Сына и Святаго Духа и твое великое заступление о нас во веки веков. Аминь.

Произведение: Акафист и служба святой мученице благоверной княгине Людмиле Чешской

Житие святой Людмилы было написано в середине Х века священником Павлом Каихом, близким к княжескому дому. Рукопись жития не сохранилась, а его содержание известно по русскому «Прологу» и латинским переложениям, составленным в Чехии и вошедшим в «Сазавскую хронику». Согласно этим источникам Людмила родилась около 860 г. По наиболее правдоподобной версии историографа Козьмы Пражского, она была дочерью Славибора, князя пшован — народа, жившего к северо-востоку от чешских земель. Предположение о сербском происхождении Людмилы менее вероятно, в латинских рукописях указывалось, что она была взята мужем «de gente sua» — из своего, то есть близкого, рода. Кроме того, одним из самоназваний пшован было и сербы (srbove). О детстве Людмилы ничего неизвестно. Примерно в 874 г. по политическим соображениям она была выдана замуж за князя Борживоя I. Этот брак фактически положил начало постепенному процессу объединения в единую нацию многочисленных родственных племен, населявших земли, известные под общим названием Богемия. Надо сказать, что Борживой и Людмила были первыми правителями династии Пршемысловичей, упоминаемыми в письменных источниках, и они же стали первыми христианскими правителями Чехии. В IX в. земли чешского племени — всего-навсего крепость Борживоя Леви-Градец и ее окрестности — входили в состав Великой Моравии. Борживой, будучи вассалом моравского князя Сватоплука, участвовал в его борьбе против восточнофранкского короля Людовика II Немецкого. В качестве награды он был признан независимым «князем всех чехов» и получил в дар земли, на которых впоследствии была построена столица современной Чехии Прага. Относительно крещения супругов славянский и латинский варианты жития расходятся. Латинские памятники упоминают об обращении Борживоя в христианство еще до женитьбы, «Пролог» утверждает, что это произошло «егда же быста вкупь» (вообще славянское житие святой Людмилы — в отличие от латинского — не ограничивается скупым изложением фактов, а старается подчеркнуть благочестие княгини). Как бы то ни было, врозь или вместе, супруги приняли святое крещение в моравской столице Велеграде от равноапостольного Мефодия не позднее 885 г. Возможно, первоначально их крещение (или одного только Борживоя) носило добровольно-принудительный характер, связанный с политической необходимостью. Однако под влиянием проповедей святого Мефодия они искренне уверовали во Христа и вернулись в свои земли с намерением просветить чешский народ и обратить его к истинной вере. В Леви-Градце ими был заложен первый в Чехии христианский храм — церковь св. Климента. Как и спустя столетие на Руси, обращение чешского народа в христианство носило достаточно жесткий характер. Борживой приказал уничтожать капища, запретил совершение языческих обрядов, что вызвало недовольство жрецов, подстрекавших поданных князя к неповиновению. Спустя некоторое время вспыхнуло восстание, которое возглавил родственник Борживоя князь Стоймир. Вернув себе власть с помощью князя Сватоплука, Борживой вынужден был отказаться от дарованной ему самостоятельности Чехии и смириться с прежним положением вассала. Около 889 г. князь Борживой умер, оставив после себя несколько дочерей и двоих малолетних сыновей — Спытигнева и Вратислава. Это был критический момент для чехов: поведи себя Людмила, принявшая власть де факто, неправильно — и на этом существование династии Пршемысловичей закончилось бы. Однако ей удалось выстроить политические отношения с моравским князем и удержать Чехию для своих сыновей. После смерти Сватоплука в 894 г. начался распад Великоморавской державы, и Чехия снова вышла из ее состава — чтобы тут же попасть под влияние немецкого короля Арнульфа. За несколько лет своего регентства Людмила совершила еще одну крайне важную вещь: сохранила в Чехии славянское богослужение. После смерти святого Мефодия его ученики были изгнаны из Моравии, вся Богемия испытывала сильное влияние Римской церкви. Однако стараниями Людмилы, а затем ее внука Вацлава (Вячеслава) в Чехии сохранялось определенное религиозное равновесие, и уже в X в. аббатиса Млада сумела добиться независимости Пражского епископства от Регенсбургского диоцеза. Славянское богослужение в Чехии продолжалось до начала XII в., и даже в XIV–XV вв. важную роль в духовной жизни страны играл Эмаусский монастырь, где служили «на слованех». Именно стремление к возрождению богослужения на славянском языке стало одной из главных причин гуситских войн XV в. Гуситы искали союза с Восточной Церковью, и только завоевание Константинополя турками привело к тому, что переговоры были прерваны и гуситы обратились к союзу с немецкими протестантами. Касательно правления сыновей Людмилы хронисты сильно противоречат друг другу — документальных свидетельств этого периода почти не сохранилось. Старший сын Людмилы Спытигнев правил Чехией приблизительно 20 лет. После его смерти на трон взошел младший — Вратислав, человек добрый и религиозный, но слабохарактерный, во всем потакавший своей жене Драгомире, происходившей из языческого племени лютичей. Выйдя замуж за Вратислава, Драгомира вынуждена была принять христианство, однако, судя по всему, крещение было для нее лишь необходимой формальностью. Исторические хроники описывают ее как женщину властолюбивую, жестокую и необузданную в своих желаниях. Зная нрав жены, Вратислав поручил воспитание своего главного наследника Вацлава Людмиле, чем Драгомира была крайне недовольна. Оставшегося с ней младшего сына Болеслава, будущего убийцу собственного брата, она растила по своему подобию. Вратислав умер молодым, сыновья его были еще слишком малы, и по решению сейма (или, что более вероятно, — германского сюзерена) до совершеннолетия Вацлава власть должна была оставаться у обеих княжеских вдов — Людмилы и Драгомиры. Преследуемая невесткой, Людмила добровольно сложила с себя бразды правления и вместе с Вацлавом удалилась в пшованский замок Тетин. Главным ее занятием было воспитание внука в духе христианства и благотворительность. Свои личные средства Людмила тратила на помощь бедным, больным, вдовам и сиротам, а также на строительство новых церквей. Любовь народа к Людмиле и ее влияние на Вацлава настолько раздражали Драгомиру, что она решила избавиться от свекрови — хотя с политической точки зрения Людмила ей ничем не угрожала. В ночь на 16 сентября 921 г. («Пролог» даже сообщает точное время — «в первый час нощи») подосланные Драгомирой убийцы, придворные Тунна и Гоммон с подручными, ворвались в дом Людмилы и задушили ее. Латинские источники упоминают в качестве орудия убийства веревку, однако на иконах святая Людмила чаще всего изображается с головным убором (ушев или повой), которым, по источникам славянским, и была задушена. Дело в том, что убийство женщины, сопровождавшееся срыванием с нее головного убора, а тем более этим самым головным убором считалось у славян крайне унизительным — что и нужно было Драгомире. Похоронена Людмила была не в церкви, а под стеною города — еще одно унижение. Чудесным образом на могиле мученицы каждую ночь появлялась зажженная свеча, а некий слепец прозрел, лишь прикоснувшись к земле, в которой лежала княгиня. Придя к власти, князь Вацлав перенес останки своей бабушки в Прагу, в базилику св. Йиржи (Георгия), к которой впоследствии была пристроена специальная капелла. Практически сразу Людмилу начали почитать святой, по молитвам у ее гробницы происходили всевозможные чудеса, но для канонизации церковь требовала чуда «официального». В 1100 г. аббат Виндельмут предложил пражскому епископу Гержману проверить святость Людмилы. На покрывале, снятом с мощей, провели испытание огнем. Свидетели подтвердили, что покрывало не загорелось, после чего мученица Людмила была прославлена в лике святых. После пожара в середине XII в. недобросовестный немецкий архитектор, занимавшийся восстановлением базилики, тайно вывез в Германию и распродал часть мощей. Однако после того как архитектор и его покупатели погибли при загадочных обстоятельствах, родственники святотатца вернули мощи мученицы в Прагу. В конце XIV в. над могилой Людмилы было воздвигнуто каменное надгробие с изваянием святой. Святая Людмила почиталась одной из покровительниц чешской земли, однако в настоящее время (знаю это как человек, достаточно долго живший в Чехии) это имя, такое распространенное в России, стало здесь редким. Современная Чехия позиционирует себя как светское государство и уделяет религии удручающе малое внимание. Многие католические костелы превращены в музеи и концертные залы, а действующие, в том числе и неоготический костел св. Людмилы, зачастую стоят пустые. Базилика св. Йиржи также является музеем, а капелла св. Людмилы закрыта решеткой и открывается только раз в году, в день памяти святой — во время совершения католической мессы. Не так давно и с огромным трудом представители Чешской Православной Церкви добились разрешения проводить литургию и читать акафист святой в день ее памяти по юлианскому календарю. Но простому паломнику помолиться у раки святой невозможно — или почти невозможно. Может быть, созданному недавно в Праге Православному Благотворительному Фонду святых Вячеслава и Людмилы и Чешских удастся изменить ситуацию к лучшему. 16 (29) сентября Церковь празднует память святой Людмилы.

Бденная служба мученице Людмиле (творение священноинока Александра, на сайте «У церковной ограды»)
Иная, славословная служба мученице Людмиле (в формате PDF, составлена монахиней Кассией (Сениной) РПАЦ («суздальский» раскол), опубликована на сайте Свято-Елисаветинского прихода РПАЦ в Санкт-Петербурге)

Осложненное горе,
или Чудо святой Людмилы

История прихожанки храма святителя Николая в Котельниках

Каждый год 29 сентября, в день памяти святой Людмилы, княгини Чешской, в храм святителя Николая в Котельниках, где хранятся мощи мученицы, приходят сотни Людмил. Среди них всегда можно встретить нашу героиню. Она знает: святая Людмила, заступница перед Господом Богом, не оставит ее.

Людмила читает акафист мученице Людмиле в храме перед иконой святой. Беззвучно шевелятся губы, а в глазах – лучики света, надежды и благодарности святой мученице за то, что не оставила ее в беде.

Несчастья Людмилы начались, когда она похоронила мужа. Это была поздняя любовь. Они встретились, когда ей было 48. За спиной долгое одиночество, двое взрослых детей и серая тоска. Ему было 50, до Людмилы пытался завести семью, но как-то не складывалось. Никогда не винил своих бывших. Говорил, что, видно, всю жизнь искал свою Люсю. Надежный, молчаливый, но всегда найдет нужное слово, чтобы ободрить. Людмила и Виктор прожили вместе пять лет. Она еще никогда не была так спокойна и уверенна в жизни. Воспитанные в советское дефицитное время, они радовались тому, что у них было, умели обходиться малым. Да к тому же Люся и шила, и вязала, и готовила отлично. У них было простое тихое счастье.

А потом его убили. Подло. Ножом в подворотне. Подонков так и не нашли. Что им было нужно? Он больше 300 рублей и не носил с собой никогда. Всегда все деньги выкладывал в коробочку, которая лежала в шкафу. Небольшие, конечно, деньги, но честные, своим трудом заработанные.

Жизнь для Людмилы закончилась со смертью мужа. Словно выключили в комнате свет – и она осталась в темноте

Жизнь для Людмилы закончилась. Словно выключили в комнате свет. А она осталась сидеть в темноте. Для нее перестало существовать время, она просто сидела в оцепенении. Перестала ходить на работу, перестала одеваться. Перестала мыться, чистить зубы. Перестала разговаривать с людьми.

Психологи называют такое состояние осложненным горем – это стадия глубокой депрессии после потери близкого человека; в таком состоянии люди добровольно готовы отправиться на тот свет. Они винят себя в гибели любимого и не хотят без него жить.

Ни дети, ни подруги не могли вытащить Людмилу на улицу. Она похудела на 20 килограммов. За год после смерти Виктора ее квартира в подмосковном Егорьевске превратилась в логово дикого зверя: темно, все зеркала занавешены черной тканью. И, словно затравленный зверь, на серой от грязи кровати неподвижно смотрит в одну точку женщина, ставшая за год старухой…

Однажды, уже осенью, открыв дверь своим ключом – дали дети Людмилы на всякий случай, – в квартиру зашла подруга Людмилы Валентина:

Ты думаешь, мужу это всё нравится? Ему молитвы твои за его душу нужны, а она сидит себя жалеет!

– Так, дорогая моя, сейчас будем одеваться. Мне сегодня в маршрутке рассказали, что в Москве есть храм, в котором хранится икона твоей святой – Людмилы. Никогда в жизни такую не встречала. Давай поедем к ней, попросим ее помочь? Ну посмотри, уже кожа да кости, скоро сама окочуришься! Глянь, в холодильнике пусто, уже стала на ведьму похожа. Ты думаешь, Вите это всё нравится? Ему молитвы твои за его душу нужны, а она сидит себя жалеет!

Людмила продолжала сидеть на кровати. Она не жалела себя. В голове тускло промелькнула фраза: «Тебе не понять… Жалеет… У тебя муж живой, не понять тебе…»

Сдвинуть с места Людмилу не удалось.

– Ну, как знаешь! – через полтора часа в сердцах крикнула Валя. – Сиди себе, а я съезжу, помолюсь за тебя!

Она вернулась через три дня. Деловито открыла дверь, зашла. Осмотрелась в квартире. За это время здесь ничего не изменилось. Та же пыль, та же унылая черная ткань на зеркалах. Та же Люся в ночнушке. Только сидит не на кровати, а на табуретке, в неудобной позе. Обхватила коленки и сидит. Как не падает с табуретки, непонятно.

– Съездила, – Валентина стала расстегивать свое пальто, – насилу нашла храм этот. Центр вроде, на Таганке, а куда идти – неясно. Храмов-то много рядом. Кто в одну сторону пошлет, кто в другую. Но добралась, а там еще спуск такой к реке, по дороге… Чуть не покатилась вниз, представляешь? Но уж когда добралась – не пожалела: хорошо-то как там.

Казалось, Людмила не слушает болтливую подружку. Но Валя увидела, что впервые за последний год в глазах Люды появился осознанный взгляд. И даже подобие интереса.

– Ну так вот, – продолжала воодушевленная Валентина, – пока дошла, вся душа вон, с моим-то весом, а тут вниз семенить пришлось. Подхожу, захожу за ограду. Цветов – море! Хризантемы, георгины даже остались, представляешь? Это в ноябре-то! Ну, думаю, никак святая Людмила меня сюда привела, видит, как я хочу тебе помочь.

Церковь небольшая, белая, народу мало, тихо. Зашла в лавку, у свечницы спросила: где тут у вас икона святой Людмилы? Она мне показала, да, говорит, у нас еще и частица святых мощей ее, мученицы нашей, хранится. И оказалось, что через два часа будут и акафист ей читать! Я свечку поставила, а сама думаю: через два часа уже шесть вечера будет; пока почитают – еще час… на электричку-то могу и опоздать. Ну ничего, думаю, ради подруги потерплю. Постояла, помолилась. Вышла на улицу, а там дворик внутренний такой и статуя святой Людмилы стоит. А рядом скамеечки. Села. И вроде бы холодно должно быть, а нет – не мерзну. Дождалась акафиста, молилась сердечно. На вот, тебе привезла, – и Валентина протянула Людмиле тоненькую книжку: акафист святой Людмиле. – И ты знаешь, Люсь, так хорошо, так светло на душе было. В храме темно, свечечки горят, мерцают. Тепло, душевно. Собралось человек десять, так хорошо попели. Уж я со слезами молилась Людмилушке – тоже вдовица, оказывается, была, – чтобы помогла тебе. Ну, ты ж не одна такая… Сколько баб мужей хоронят, и ничего, живут дальше. Тебе не легче сегодня? Может, пройдемся на улице, а? Спертый дух у тебя, грязно, посмотри.

Читайте также:  Пюхтицкий акафист Иоанну Кронштадтскому: текст, для чего читают

Людмила посмотрела на подругу, словно хотела что-то сказать, но вдруг опустила глаза и замолчала. А Валентине вдруг показалось, что вот-вот – и она вытащит Людмилу из оцепенения.

Она вдруг разухабисто начала:

– Ну-ка, мы сейчас тут порядок наведем, полы намоем, тебя вымоем, красавицей будешь!

Говоря, она начала собирать разбросанные вещи, раздвинула занавески, подошла к зеркалу и сдернула с него траурное полотно. Свет брызнул в комнату.

– Нет. А-а-а. Уходи. – Людмила вскочила и стала истерически задвигать занавески, судорожно набрасывать покрывало на зеркало. – Уходи. Видеть тебя не хочу! Зачем? Оставь.

Женщина зарыдала с диким ревом, и казалось, ничто ее не может остановить.

«Нет, – подумала Валентина, – ничего ей не поможет. Видно, уже в могилу собралась. Хотела как лучше. И святая Людмила не помогает чего-то. А сказали: скоропослушница, быстро на просьбы отзывается».

– Ну что ты, сумасшедшая! Ну и сиди себе в берлоге!

Нервы у Валентины сдали. Она набросила пальто и вышла, громко хлопнув дверью.

Людмила выла от боли, от горя, от непонимания. Затем притихла, продолжая изредка всхлипывать. Перед глазами проносились счастливые дни с Виктором, и ничего, ничего не могло вернуть их. Повернула голову: на столе лежала брошенная брошюрка с акафистом. Подошла. Открыла где-то на середине:

«Радуйся, яко сиротам была еси мати и вдовицам питательница; радуйся, яко нищим была еси милостивая подательница и обидимых благая защитница. Радуйся, со князем, супругом твоим, во благочестии пожившая; радуйся, чада твоя в страсе Божием воспитавшая…»

– Радуйся, яко сиротам была еси мати и вдовицам питательница, – прочитала Людмила. – Сиротам и вдовицам. А я и вдовица, и сирота. Никогошеньки нет у меня больше без Витеньки.

Она продолжала задергивать зеркало, а сама всё чаще посматривала на книжицу. Затем села и заставила себя прочитать первые два разворота.

На следующее утро Валентина проснулась от настойчивого звонка в дверь. Посмотрела на часы: половина седьмого. Еще полчаса можно было бы поспать. Валентина со вздохом взглянула на мужа, лежащего рядом: тот спокойно посапывал. «Ну и нервы у моего! Железные», – подумала Валя и стала надевать халат.

За дверью стояла Людмила, точнее то, что оставалось от пышущей когда-то здоровьем веселой подружки Людки: изможденная женщина, с всклокоченными волосами, в старом плаще поверх всё той же серой ночнушки, в разношенных шлепанцах.

Где этот храм? Помоги мне добраться до него

– Валя, – тяжело дыша, прохрипела Людмила. От долгой неподвижности она совсем разучилась ходить. Сил после подъема на третий этаж совсем не осталось. – Валя, где этот храм? Помоги мне добраться до него.

Валентина лихорадочно соображала: сегодня в магазине, где она работала товароведом, была назначена ревизия. Отменить нельзя. Но и подругу оставить нельзя: вон дела-то какие творятся! Не иначе как святая Людмила услышала мольбы.

– Так, подруга, давай-ка ты сначала умоешься, позавтракаешь, а потом будем решать. Одну я тебя точно в Москву не отпущу.

– Нет, Валь, ты мне только адрес скажи, мне сегодня нужно к ней приехать.

Людмила была настойчива. Она говорила жарко, задыхаясь, не осознавая, что выглядит нелепо в своем старом плаще, надетом на ночную рубашку; говорила о том, что ей нужно поклониться мощам своей святой… И много чего говорила, пока Валя мыла ей голову, одевала в свою теплую одежду, которая, правда, смотрелась не менее нелепо: юбка и кофта дородной Валентины болтались на истощенной Людмиле, но всё равно это было лучше ее первоначального наряда.

Валентина понимала: раз святая Людмила зовет подружку, нужно ехать. Но как ее отпустить? А ревизию не отменишь. В конце концов решилась – дала адрес храма, подробно написала на листочке, как добраться, и, опаздывая все-таки на ревизию, на такси довезла подругу до вокзала.

Людмила вышла из метро на улицу. Ослабленные от долгой темноты глаза уже стали привыкать к уличному свету. Она шла осторожно, пытаясь поймать несуществующую опору. Шла, пошатываясь, и в то же время старалась идти быстрее – торопилась к святой Людмиле. «Алкоголичка», – думали люди, но ей, Людмиле, было совсем всё равно, что думают про нее окружающие. Лишь бы поскорее до храма добраться! Для здорового человека дорога от метро до храма святителя Николая в Котельниках занимает от силы семь-десять минут, и то если человек идет не спеша. Для Людмилы это была дорога жизни: каждый шаг ей давался с трудом, мышцы ослабели и не хотели слушаться. Она останавливалась после каждых двадцати шагов – передохнуть. Спуск к Котельнической набережной ей и вовсе пыткой показался: крутой уклон, держаться не за что. Господи, как же люди сюда ходят? Святая Людмила, помоги! Потихоньку, осторожно добралась до перил, которые начинались у церковной ограды. Отдышалась.

В храме было пустынно. Ей не нужно было подсказывать, где находится икона, – с закрытыми глазами нашла бы. Долго стояла Людмила перед святым образом великой княгини Чешской, долго молилась и изливала свою душу. Как будто не была она истощена, как будто кто-то рядышком поддерживал ее и ободрял.

Подойдя к иконе, она ощутила теплый свет, исходящий от глаз святой. И в этом свете предметы вдруг начали обретать цвет

Уже потом Людмила рассказывала, что в это сложно поверить, но, когда она подошла к иконе со всем грузом своего горя, она ощутила теплый свет, исходящий от глаз святой. И в этом свете предметы вдруг начали обретать цвет. А до того дня всё было для Людмилы серым. И поняла она, что ее любимый Виктор просит за него молитв и как она эгоистично, греховно себя вела: думала только о себе.

Из церкви она вышла спустя несколько часов другим человеком. Она снова вернулась в наш живой мир – достойно нести свой крест.

В храм, где она избавилась от своей беды, Людмила старается приезжать хотя бы раз в месяц – поклониться святым мощам великой мученицы Людмилы, княгини Чешской.

Радуйся, яко тобою дивен Бог во святых Своих является.

Радуйся, яко мощи твоя прослави Господь нетлением благодатно.

Акафист святой мученице княгине Людмиле

Кондак 1
Избранной Богом от иновернаго языческаго рода Чешскаго, призванной в язык свят, служительнице новыя благодати святая всехвальная мученице Христова Людмило, во страдании Твоем мученический венец приявшая от руки Вседержителя нетленный, и со Ангелы ныне предстоя Его престолу, песньми восхваляем Тя любовию, Угоднице Христова, молимтися, яже молитвами Твоими от вечных мук, бед и скорбей свобождай ны зовущия:
Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших.

Икос 1
Ангелов сожительнице и человеков заступнице воистину явилася еси, мученице Людмило достохвальная, благоволением всех Творца Христа Бога именуемая, Его же возлюбила еси и за Него же пострадала еси даже до смерти, во исповедании непоколебимем, темже приими от нас сия хваления:
Радуйся, скорби многия за Имя Господне приявшая;
Радуйся, венцем исповедническим от Бога украшенная.
Радуйся, мучеников совсельнице;
Радуйся, веры христианския небоязненная проповеднице.
Радуйся, тленное богатство свое раздаяше нищим;
Радуйся, за еже нетленное обретшая на небеси.
Радуйся, душу свою Христа ради погубившая, во еже спасти ю;
Радуйся, аки светило, во тьме нечестия преславно возсиявшая.
Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 2
Видя Христос Господь душу твою ко приятию семени слова Божия, чистотою и милостынею предуготованную, светом познания Своего просвети тя, блаженная Людмило, твоими добродетельми благоутробно спасаемых части сотвори тя общницу в Небесном Царствии, идеже со Ангелы поеши Пресвятей Троице песнь: Аллилуиа.

Икос 2
Разум Богопросвещенный даровася тебе, святая мученице Людмило, имже ясно проразумела еси тщету душепагубную зловерия невестки своей, хотящей погубити тя. Ты же ведяще сие, удалившись во град Течин, укрытися спасения ради души твоея, Христа же взыскати потщалася еси вседушно. Тем же взываем ти:
Радуйся, блаженная последовательнице Христова;
Радуйся, любительнице заповедей Его приискренняя.
Радуйся, всемогущую силу благодати Христовой познавшая;
Радуйся, лютаго демонскаго рабства избегшая.
Радуйся, богатство земное нивочтоже вменившая;
Радуйся, от юности идолослужение презревшая.
Радуйся, руками убогих сокровища твоя горе предпославшая;
Радуйся, идолослужительныя люди к истинному Богу призвавшая.
Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 3
Сила благодати Божией осени тя, блаженная Людмило, егда приясте святое Крещение со супругом твоим Боривоем, князем чешским, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Тояже сила Божия осени тя ко благочестию и научи тя славити Единаго Бога и воспевати Ему: Аллилуиа.

Икос 3
Имея неоскудное милосердие ко всякому человеку, но и более к присным, святая блаженная княгине Людмило, ты в страхе Божием воспитывая чада твоя, явилась еси доброй праматерью внука твоего, святаго князя Вячеслава, воспита его в благочестии: помози и нам, мученице Христова, прейти сие земное поприще во благом делании, да величаем тя звании сими:
Радуйся, блаженная мати Людмило, мученице Христова;
Радуйся, понесшая вдовство твое благочестно и преславно.
Радуйся, после смерти князя, супруга твоего, с полною преданностию воле Божией предавшаяся;
Радуйся, и нам помощнице явися в скорбех наших.
Радуйся, и в нуждах наших обратитися к Богу нас научающая;
Радуйся, внука своего святаго князя Вячеслава в истинах веры воспитавшая.
Радуйся, и он приял мученическую кончину яко же и ты, праматерь его;
Радуйся, яко тебе за сие уготовано сокровище вечных благ.
Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 4
Бурею одержима помышлений злобных, нечестивая невестка твоя смятеся зело, увидев тя верную быти рабу Христову, в вере и благочестии просвещающую страну Чешскую и низлагающую идольския храмы и созидающую славословити Трисвятое имя Божие и пети хвалебную песнь тому: Аллилуиа.

Икос 4
Слышавши от Святаго равноапостольнаго Мефодия, Архиепископа Моравийскаго, слово о чистоте, посте, молитве и о всех добродетелях, христианам подобающих, прияла еси в сердце свое, и за сии добродетели твои возлюби тя Господь и даде ти крепость и силу. Тем же и нас научи, блаженная Людмило, заповеди Господни исполняти и тебе величати:
Радуйся, усердная слушательнице словес Божественных;
Радуйся, ревностная исполнительнице закона Христова.
Радуйся, ниву сердца твоего очистившая от терния душевредных страстей;
Радуйся, оросившая ю слезами покаяния.
Радуйся, вдовственную твою чистоту непорочно сохранившая;
Радуйся, воздержанием, молитвою и мученическим подвигом Богу угодившая.
Радуйся, страданием сочетавшаяся Христу, ради нашего спасения от бед и скорбей, веру и любовь к тебе имущих;
Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 5
Боготечною звездою явилася еси, святая княгине мученице Людмило, егда Боготканною одеждою святаго Крещения облекшеся, и нетленною пищею пречистаго Тела и Крови Христовы духовно укрепльшеся, прилепилася еси всем сердцем твоим ко Единому Иисусу: темже вся страна Чешская, просвещенная тобою, едиными усты поет Богу: Аллилуиа.

Икос 5
Видевши, святая блаженная княгине Людмило, все люди земли Чешския во тьме идолослужения погруженныя, усердно потщися еси просветити тех светом Христовой веры, и в создании храмов Божиих, и в укреплении веры Православной в стране Чешской, и заповедала нам воспевати и величати тя тако:
Радуйся, яко тобою просветишася страна языческая;
Радуйся, мудрыми твоими глаголы поучавшая люди оставити тьму языческаго нечестия.
Радуйся, яко от Бога токмо, а не от человек, утешение в скорбех искати и нас научающая;
Радуйся, и внука твоего Вячеслава, якоже Ольга Владимира, научившая поклонятися единому и истинному Богу.
Радуйся, ум твой горе имевшая;
Радуйся, сердце твое жилище Святаго Духа соделавшая.
Радуйся, Христу Богу человеколюбцу всю себя предавшая;
Радуйся, первая от земли Чешския к лику святых причтенная.
Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 6
Проповедником духоносным Апостолом подражавши, блаженная Людмило славная княгине, твоими слезными молитвами оросила и облагоухала еси вся грады и веси близлежащия града Праги, приводящи елико мощно те люди к вере Христовой и поучающи их воспевати Единому в Троице славимому Богу: Аллилуиа.

Икос 6
Возсияла еси паче солнца добродетельми твоими во граде Праге, и была еси материю княгинею для возлюбленных чад Церкви Православной, милосердная и досточудная угоднице Христова блаженная мати Людмило. Сердце же свое на прошение и нужды приходящих к тебе милостиво открывала еси, приими и нас, добрая мати, с любовию к тебе прибегающих и вопиющих сице:
Радуйся, яко сиротам и вдовицам ты еси была мать и питательнице;
Радуйся, и нищим ты еси была милостивая подательнице и обидимых благая защитнице.
Радуйся, со князем супругом твоим в благочестии пожившая;
Радуйся, и чада твоя в страхе Божием воспитавшая.
Радуйся, яко от корене твоего честнаго святый князь Вячеслав восприя мученическую кончину от брата своего;
Радуйся, яко и той с праматерию своею вселися в Царствие Небесное.
Радуйся, яко ты еси за всех христиан пред престолом Божиим верная молитвеннице;
Радуйся, яко имущим пути ко спасению наставнице благодатная.
Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 7
Коль многими бисеры и камением драгоценным украшен есть венец правды, паче солнца сияющего образ святаго жития твоего, святая блаженная княгине Людмило, ибо подвиг доброго исповедания веры дарова ти Господь, сего ради и мы прибегаем под кров твой, ища спасения, и благодарно о тебе поем Богу: Аллилуиа.

Икос 7
Новое изобрете безчеловечие злочестивая невестка твоя Драгомира, егда ты бежала во град Течин, укрытися хотя от оныя, святая благоверная Людмило, она же наученная сатанинскою силою, погубити душу твою хотяще позорною смертию, послаша вслед ти двух злочестивых боляр, предати тя на лютая страдания, аки агницу Христову, зависти ради. Тии же собраша множество нечестиваго народа, взломаше двери княжескаго дворца и позорною смертию — удавлением предаша непорочное тело твое. Мы же, воспоминающе страшную смерть твою, вопием ти сицевая:
Радуйся, блаженная Людмило, от злых боляр схваченная и вервием удавленная по выи твоей;
Радуйся, яко таковым образом угодившая Богу, пострадавшая мученически.
Радуйся, яко случися сие в субботу во едином часе нощи;
Радуйся, яко бе ти от рождения твоего шестьдесят и един год, Господом к мучению уготованная.
Радуйся, яко тобою дивен Бог, во святых Своих является;
Радуйся, яко всем носящим имя твое скорая помощнице и молитвеннице.
Радуйся, градов Чешских похвало и утверждение;
Радуйся, яко мощи твоя прослави Господь нетлением благодатно.
Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 8
Яко укрытися не может град на верху горы стояй, тако и тебе, святая мученице Людмило, воздвижеся лютое страдание нечестивою невесткою, но по кончине твоей прослави Господь мощи твоя и место погребения твоего, иже под градскою стеною града Течина. Мы же тя угодницу Божию просим: буди нам ходатаица ко Господу о прощении грехов наших, и мы вкупе с тобою Великому и Чудному Богу воспоим: Аллилуиа.

Икос 8
Вся была еси объята неизреченною радостию блаженная мати Людмило, яко зриши обратившиеся крещаемыя люди твоя, повелением Ангелов и во умилении сердца воздала еси хвалу Спасителю Богу, усердно молила Его, да призрит на обратившиеся люди Своя, и да утвердит их в вере и в благочестии, и да прославит Имя Свое в стране Чешской. Мы же воспоминающе убо прерадостное сих событие, приносим ти благодарственная и похвальныя песни сия:
Радуйся, неоскудеваемый источниче милостей к народу сему;
Радуйся, духовная наша мати, испросившая у Бога просвещение праотцам нашим.
Радуйся, явлением на тя силы Божией христианы возрадовашася;
Радуйся, именем Всесильнаго Господа и твоею к Нему молитвою вся идолы в стране Чешской сокрушившая.
Радуйся, мученице добрая;
Радуйся, молитвеннице пред Богом чудная.
Радуйся, демонов коварствие Божественною силою упразднившая;
Радуйся, победы венец от руки Христа Жизнодавца приемшая.
Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 9
Во всех концех земли Чешской и за ея пределами славится великоименитое имя твое, преблагостная мученице мати Людмило! Имела бо еси духа премудрости, яко мудрыми словесы безумных обуила еси, духа страха Божия, яко выну деланьми Богоугодными душу очистила еси.
Темже представ престолу Вышняго с сонмом Ангелов, купно воспеваеши Ему: Аллилуиа.

Икос 9
Витии многовещаннии не могут достойно изобразити величие твоих благодеяний, дарованных тобою, святая мученице Людмило, в стране Чешской и иных странах идолопоклонства, водворила бо Божественную веру и избавила их от мрака языческаго и вечныя погибели, открыла путь ко истинному спасению. Сего ради с благодарением благочестно поем ти:
Радуйся, многия в духовном разуме просветившая;
Радуйся, сердце твое на прощение и нужды приходящих к тебе открывала еси.
Радуйся, странники и нищия питала еси;
Радуйся, яко с верою поклоняемся честной иконе твоей.
Радуйся, чтуще память твою и мы ныне восхваляем Господа;
Радуйся, страданием твоим Церковь Христову украсившая.
Радуйся, взирая на страдания твоя, вернии прославляют ими Вышняго;
Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших.

Читайте также:  Акафист преподобному Серафиму Вырицкому: текст, для чего читают

Кондак 10
Спастися всем преискренне желая, молишься за ны горе у Престола Господня, избраннице Христова, блаженная Людмило, якоже твоими молитвами пособствуеши нам в странствовании многотрудном земнаго жития, еже в покаянии и благочестии скончати, яко облече тя Господь Божественною силою, да обратиши вся неверныя и научиши всех со умилением сердец воспевати Творцу Богу: Аллилуиа.

Икос 10
Стена явилася еси стране твоей несокрушимая, богомудрая и необоримая защитнице всем призывающим тя, зане тако благоволи о тебе небеси и земли Творец Господь, прославляя угодницу свою и огради ю, яже при гробнице твоей совершашася знамения и чудесы и изыде молва по всей стране, и понуди князя Вячеслава торжественно перенести нетленное тело твое из града Течина во град Прагу, в сооруженную его отцем церковь Святаго великомученика Георгия. Мы же из глубины сердца с воздыханием к Богу глаголем ти, молитвеннице наша, песни таковы:
Радуйся, молитвеннице наша перед Богом теплая;
Радуйся, яко изыде по всей стране вещание о чудесех твоих.
Радуйся, яко внука твоего святаго князя Вячеслава понуди принести торжественно, яко мученицу Христову, тело твое;
Радуйся, яко некий слепец прозре еже прикоснулся земле с могилы твоея.
Радуйся, яко успение твое торжествует Православная Церковь;
Радуйся, прославленная Богом на Небеси и на Земли.
Радуйся, явлением мощей твоих младенческую Церковь Чешскую возвеселившая;
Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 11
Пение умиленное приносим ти, угоднице Божия, и смиренно молим тя: моли о нас Единаго Человеколюбца Бога, да не отвратит Он от нас лица Своего, и дарует нам по молитве твоей, святая мученице Людмило, прощение многих наших согрешений. Мы же, прославляя Бога о тебе, вопием: Аллилуиа.

Икос 11
Святоносным Троическим сиянием горе осиянная, святая мученице Людмило, озари наша сердца, тьмою греховною покровенныя, да елеем благих дел возжегша угасшия светильники наша, яже и сподобимся брачнаго чертога Христова, идеже ты веселишися со святыми и слышиши сия от нас благохваления:
Радуйся, предстояй ныне Агнцу Божию в лике мученическом;
Радуйся, яко и по преставлении твоем с нами пребываеши.
Радуйся, яко Христос по мучении твоем в чертог Свой тя всели;
Радуйся, яко особливая покровительница именуешися Чешскаго народа Православнаго.
Радуйся, и о нас сродних ти людех, присная пред Богом молитвеннице;
Радуйся, Луна просвещения от незаходимаго Солнца Правды.
Радуйся, путеводительнице, правую стезю к вечному спасению нам показующая;
Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 12
Благодать Пресвятаго Духа испроси нам, угоднице Христова, святая мученице Людмило, от Всещедраго Бога и Спаса нашего, вразумляющую и укрепляющую нас в деле спасения, да не безплодно будет в нас всеянное тобою семя святой веры, но да прозябнет и плод сотворит, имже возмощи нам питати души наша в будущей жизни, идеже вси святии воспевают Богу песнь: Аллилуиа.

Икос 12
Поюще твое преставление ублажаем мученическую кончину, почитаем духовную память твою, святая мученице мати Людмило, яко многомощную молитвенницу не токмо земли Сербския и Чешския, но буди и нам, российским людем, благая молитвеннице ко Господу, да вопием ти:
Радуйся, благодатию Святаго Духа одеянная;
Радуйся, представшая Живущему во свете неприступнем.
Радуйся, вдовицам правило богоугоднаго жития;
Радуйся, теплая ходатаице от Бога всем Православным дарованная.
Радуйся, соучастнице на Небеси жребия праведников веры Христовой;
Радуйся, и со Святыми слуги Его, Трисвятую песнь воспевати сподобльшася.
Радуйся, от Господа всех благ нам, молящимся ти, подательнице;
Радуйся, яко всем Православным христианам, имя твое молитвенно призывающим, на помощь скоро притекаеши.
Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 13
О, Святая мученице и верная угоднице Христова Людмило! Малое сие песнословие от нас приемля, моли милостиваго Бога нашего, да вселяется и благоухает в сердцах наших святыня Православныя веры, да умножается в житии нашем елей дел благих, да не угаснут светильники наши в полунощный час сретения Небеснаго Жениха, и да сподобимся купно с тобою выну воспевати Ему в вечном Царствии: Аллилуиа (трижды).

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос: “Ангелов сожительнице…” и 1-й кондак: “Избранной Богом…”

Молитва
О, Святая угоднице Христова, мученице княгине Людмило, Первоугоднице Чешския страны и стольнаго града Праги украшение, теплая о нас пред Богом молитвеннице, се, мы, многогрешнии, смиренно припадая, молим тя, не попусти нам погибнути в тине грехов наших, но вознеси о нас моление ко Господу, да помилует нас и дарует нам покаяние. О, Преблагая мати Людмило, не забуди присещати чад твоих, аще бо и преставилася еси от нас в небесныя обители. Вкупе ж и со Святым мучеником и внуком твоим Вячеславом, егда подрасте отрок Вячеслав, отец его, твой же сын, по обычаю того времени испроси Епископа и иереев со всем причтом церковным призвать на него благословение Божие. Епископ отслужи в Церкви Пресвятыя Богородицы и постави отрока на ступени храма, и благослови его тако: “Господи Боже Иисусе Христе, благослови сего отрока, яко же благословил еси праведных Твоих, Авраама, Исаака и Иакова, и венчай его, яко же венчал еси правоверных царей, равноапостольных Константина и Елену”.
Тако же и ты, святая праматерь его, испроси и нам, грешним, Божие благословение на чада наша, и на всех нас, да и мы многогрешнии возблагодарим Господа за подаяние Его благодати. Да купно с тобою прославим Отца и Сына и Святаго Духа и твое великое заступление о нас во веки веков. Аминь.

Тропарь
Светло во страдании твоем возсияла еси страстотерпице, от кровей твоих преиспещрена, и яко красная голубице к небеси возлетела еси, Людмило, тем же моли присно за чтущия тя.

Акафист святой благоверной княгине Людмиле Чешской: текст, для чего читают

Православная библиотека – Жития Святых

Житие Святой мученицы благоверной княгини Людмилы Чешской

Она взошла в земле Богемской, как Звезда утренняя, которая, словно предвестница Солнца Правды (сиречь Христа), разогнала лучом веры мрак заблуждения, Она – первоцвет весны истинной (сиречь благодати), ибо ведомо, что она первой была прославлена среди святых названной земли. Еще и денницею она может быть названа – ибо светом святости произвела день богопочитания Если же блаженная Людмила как на земле именуется часто первой матерью верных, так и на небе явилась заступницею – то требуют того заслуги ее, чтобы должный от верных воздавался ей почет.

«Слово на память Людмилы, покровительницы Чехии»
(чешская рукопись ХI в.)

В IX веке Чешское княжество входило в состав Великоморавии, объединяя не только племя чехов, а почти всех славян, заселявших окруженную горами территорию на Верхней Лабе с ее притоками Влтавой и Огрже. Союз с Моравией, возникший из политических соображений (борьба с общим врагом), имел для Чехии весьма важное следствие – принятие христианства под эгидой первоучителей солунских Кирилла и Мефодия. Славяне, ведущие объединительную политику, ощущали острую необходимость в духовном окормлении в лоне греко-славянской Церкви, так как Византия служила и духовным, и культурным противовесом Риму, а следовательно, и латинской Германии.

Жизнь благоверной княгини Людмилы Чешской и ее семьи теснейшим образом связана с просветительской миссией равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия.

Согласно Козьме Пражскому, чешский князь Борживой (из рода Пржемысловичей) вместе с супругой Людмилой был крещен епископом Мефодием при дворе князя Святополка Моравского в городе Велеграде. По возвращении в Чехию они возвели первый на своей земле христиaнcкий храм в честь Святого Климента в Левом Градце.

Таким образом, политический союз Чехии и Моравии прорастает духовными плодами. И принявшая крещение Чехия в наступающем Х веке стала выходить на передовые позиции в мире западных славян центра Европы.

Первое житие святой княгини Людмилы, наряду с житием ее внука князя Вячеслава, тоже прославленного в лике святых, составлено во второй четверти Х века одним из выдающихся членов славянской миссии – священником Павлом Каихом, который был особенно близок; к княжескому дому. Это житие известно по двум сборникам: один из них – это русский «Пролог», а другой представляет собой латинское переложение, созданное в Чехии и найденное, в своем наиболее древнем варианте, в той же рукописи, что и Сазавская хроника.

Следуя этому и другим имеющимся письменным свидетельствам, можно в общих чертах восстановить жизнь благоверной княгини.

Святая Людмила родилась в 860 году, по одной версии, в граде Пшов (Козьма Пражский), согласно новейшей историографии – она была родом из Сербии, дочерью сербского князя Славибора. По политическим соображениям в 874 году она была выдана замуж за чешского князя Борживоя.

Вместе приняв крещение, благочестивые супруги способствовали распространению Православия: созидали в своем княжестве храмы, ставили при них священников. В период княжения Борживоя и Людмилы был построен и второй на землe Чешской христианский храм в честь Пречистой Богородицы, главным пресвитером в котором был известный Павел Каих.

«Видевши, святая блаженная княгине Людмило, все люди земли Чешския во тьме идолослужения погруженныя, усердно потщися еси просветити тех светом Христовой веры и в созидании храмов Божuих, и в укреплении веры православныя в стране Чешския» [здесь и далее: из «Акафиста святой Людмиле»] .

Супружество Борживоя и Людмилы Господь благословил двумя сыновьями и четырьмя (по некоторым сведениям – одной) дочерьми, которых они воспитывали в страхе Божием. В 889 году в возрасте 36 лет Борживой умер, оставив вдовой молодую 29-летнюю княгиню.

«Радуйся, понесшая вдовство твое благочестно и преславно». «Радуйся, вдовственную твою чистоту непорочно сохранившая».

Старший сын княжеской четы, Спитигнев, жил недолго, а младший, Братислав, вступив на престол после своего брата, правил до 921 года. Супруга Братислава, Драгомира, была привезена в Чехию с берегов реки Гаволы из языческой страны славян-лютичей из области стодорян. У Братислава и Драгомиры было двое сыновей – Вячеслав и Болеслав, которые совсем не походили один на другого: сколько Вячеслав характером и делами напоминал доброго отца своего, покровительствовавшего христианской вере, столько в Болеславе отразились качества нечестивой Драгомиры. Воспитание Вячеслава, который по праву первенства должен был наследовать престол, князь Братислав поручил благочестивой матери своей – святой Людмиле. Воспитанием же Болеслава занималась Драгомира, пожавшая в свое время горькие плоды своих наставлений.

Ненавидя свекровь, княгиня Драгомира при жизни мужа не дерзнула предпринять против нее ничего серьезного. Блаженная Людмила, невзирая на все козни невестки, соблюдала внука своего Вячеслава в законе христианском и научила его чтению священных книг.

Чувствуя приближение кончины, князь Братислав хотел еще при жизни утвердить юного Вячеслава на прародительском престоле. Он созвал всех своих именитых князей, епископа и клир церковный в соборный храм Пречистой Богородицы и после Божественной службы возвел отрока на ступени алтаря. Епископ благословил юного Вячеслава словами: «Господи Иисусе Христе, благослови отрока сего, как благословил Ты праведных Авраама, Исаака и Иакова и как увенчал Ты равноапостольных царей Константина и Елену». И молитвами святительскими возрос в благодатной вере отрок под сению своей бабки.

«Радуйся, внука твоего, святаго князя Вячеслава, в истинах веры воспитавшая».«Радуйся, яко тебе за сие уготовано сокровище вечных благ».

В 921 году князь Братислав скончался, и власть перешла в руки несовершеннолетнего отрока Вячеслава. Могущественные вельможи, пользуясь юным возрастом своего государя, назначили регентшей мать его Драгомиру и воздвигли против него крамолу, так как сильно еще было влияние язычников, которые старались одолеть христианство в Чехии. Орудием этих нечестивых целей они избрали не отставшую от языческих обычаев Драгомиру, и на главу святой Людмилы обрушились все ведомые и неведомые несчастья. Но блаженная Людмила, довершив благочестивый труд свой и видя внука своего уже воцарившимся, удалилась на покой в город Тетин, где доживала преклонные годы в молитве, рукоделии и благотворении. Сохранившиеся памятники письменности изображают княгиню Людмилу как жену глубоко и горячо верующую, милосердную и сострадательную.

«Радуйся, яко сиротам и вдовицам ты еси была мать и питательнице; Радуйся, и нищим ты еси была милостивая подательнице и обидимых благая защитнице».
«Радуйся, сердце твое на прошение и нужды приходящux к тебе открывала еси; Радуйся, странники и нищие питала еси».

Начало княжения Вячеслава было омрачено трагедией: мать юного князя Драгомира велела умертвить благоверную княгиню Людмилу. Двое убийц были посланы ею на княжеский двор в Тетин. В ночь с 15 на 16 сентября, выломав двери дворца, они ворвались в покои блаженной стаpицы.

«Так ли помните все мои благодеяния?» – спросила княгиня, но изверги, не внимая речам ее, накинули петлю на старческую шею. «Лучше поразите меня мечом, – смиренно просила Людмила, – чтобы вместе с мучениками пролить мне кровь за Христа». Но убийцы знали, что пролитие крови у христиан было непременным условием для признания мученичества, поэтому задушили княгиню. Это случилось в субботу, в первом часу ночи. Было ей тогда от роду 61 год. Душа мученицы отлетела в вечные селения, тело же ее было погребено без церковного отпевания под городской стеной Тетина. Но Господь прославил место погребения своей угодницы многими чудесами: каждую ночь над тем местом являлись горящие свечи. Один слепец прозрел, когда прикоснулся земли с могилы святой Людмилы.

«Радуйся, блаженная Людмило, от злых боляр схваченная и вервием удавленная по вые твоей; Радуйся, яко таковым образом угодивщая Богу, пострадавшая мученически».
«Радуйся, яко тобою дивен Бог во святых Своих является». «Радуйся, яко мощи твоя прославu Господь нетлением благодатно».

Услышав о таковых чудесных знамениях, внук святой Людмилы Вячеслав совершил перенесение ее мощей в Прагу и положил их в церкви святого Георгия, где и ныне от них происходит много знамений и чудес.

По свидетельству епископской записи в мартирологии, перенос мощей на знаменитое, освященное место, каковым в то время был Пражский град, был не только символом, но и условием прославления святой.

Почитание святой мученицы Людмилы быстро росло. Официально ее святость признана в 1143-1144 годах. Немного позже в престолы некоторых чешских храмов были помещены частицы мощей святой мученицы. В период где-то с 1197-го по 1214 год епископ Даниэл II благословил писать иконы святой Людмилы наряду с иконами других чешских покровителей. Во времена Карла IV над ракой благоверной княгини было сделано надгробие.

В 1981 году была отворена рака святой Людмилы, где рядом со святыми мощами обнаружили белую шелковую ткань с геометрическим узором, весьма вероятно, это был повой, которым знатные жены покрывали голову.

На иконах святую Людмилу изображают в длинном платье, голова ее покрыта повоем, иногда княжеской шапкой. Главным ее атрибутом является спускающийся на шею повой, на некоторых иконах – веревка. Все это символы ее умучения. Есть редкие иконы, на которых святая изображена с чашей, наполненной виноградом. Часто святую Людмилу изображают вместе с малoлeтним Вячеславом, которого она учит.

Святая Людмила, первая чешская святая и мученица, стала покровительницей своей родной земли (часто ее называют «matka české země»), а также покровительницей бабушек, матерей и христианских воспитателей и учителей.

По установившейся с древних времен церковной традиции, днем памяти святых считается обычно день их кончины, а что касается мучеников, то это уже почти правило.

День памяти святой мученицы благоверной кня­гини Людмилы Чешской празднуется Церковью 16/ 29 сентября.

Молитва святой мученице княгине Людмиле

О, Святая угоднице Христова, мученице княгиня Людмило, Первоугоднице чешския страны и стольнаго града Праги украшение, теплая о нас пред Богом молитвеннице, се, мы, многогрешнии, смиренно припадая, молим тя, не попусти нам погибнути в тине грехов наших, но вознеси о нас моление.
О, Преблагая мати Людмило, не забуди присещати чад твоих, аще бо и преставилася еси от нас в небесныя обители. Вкупе ж и со Святым мучеником и внуком твоим Вячеславом, егда подрасте отрок Вячеслав, отец его, твой же сын, по обычаю того времени испроси Епископа и иереев со всем причтом церковным призвать на него благоловение Божие. Епископ, отслужив в Церкви Пресвятыя Богородицы и постави отрока на ступени храма, и благослови его тако: «Господи Боже Иисусе Христе, благослови сего отрока, яко же благословил еси праведных Твоих, Авраама, Исаака и Иакова, и венчай его, яко же венчал еси правоверных царей, равноапостольных Константина и Елену».
Тако же и ты, святая праматерь его, испроси и нам, грешным, Божие благословение на чада наша, и на всех нас, да и мы многогрешнии, возблагодарим Господа за подаяние Его благодати. Да купно с тобою прославим Отца и Сына и Святаго Духа и твое великое заступление о нас во веки веков. Аминь.

ТРОПАРЬ, ГЛАС 4

Оставльша тьму идолослужения и с горячей любовию прияв свет Православныя веры Христовы, явися ты, святая Людмило, яко звезда утренняя, и светом святости твоея истинный день Богопочитания в Чешстей земли начав.

Светло во страдании твоем возсияла еси, страстотерпице, от кровей твоих преиспещрена, и яко красная голубице к небеси возлетела еси, Людмило, тем же моли присно за чтущия тя.

Источники: Акафист – «Акафисты избранные» стр.91-113.
Издание Задонского Богородицкого монастыря 1996 год.
По благословению Епископа Задонского Никона.
Официальная страница Храма прп. Андрея Рублева в Раменках.

Ссылка на основную публикацию