Акафист преподобным Антонию и Феодосию Киево-Печерским: текст, для чего читают

Акафист преподобным Антонию и Феодосию Киево-Печерским: текст, для чего читают

Избранный от Царя Сил Господа Иисуса, и от юности твоея призванный во иночество,
общаго в России жития первоначальниче, и великий чудотворче,
преподобне отче наш Феодосие, умоли Господа Бога, от всяких бед и греховных страстей избавити ны,
зовущыя ти:

Радуйся, Феодосие, иноческаго устава в России учредителю.

Ангел земный, и человек небесный был еси, преподобне отче Феодосие,
и яко звезда утренняя возсиял еси на тверди Российкия Церкве,
прогоняя всяку тму греховную светозарным твоим житием и учением,
и приводя к свету Христову многия люди.

Темже приими от нас благохваления сицевая:

Радуйся, града Васильева святое порождение.
Радуйся, града Курска доброе воспитание.
Радуйся, от младых лет Христа премного возлюбивый.
Радуйся, Его ради уже железное на теле твоем в юности носивый.
Радуйся, усердно приметавыйся ко храму Господню.
Радуйся, служивый Церкви Божией от трудов твоих праведных.
Радуйся, сиротствовавый от отца плотскаго, и в сыновство причтенный Отцу Небесному.
Радуйся, многия скорби и биения от матере твоея, любве ради Божией претерпевый.
Радуйся, мученик самопроизволен бывый.
Радуйся, светлость сана временнаго ни во что же вменивый.
Радуйся, рукама твоима хлебы предложения для олтаря Господня уготовлявый.
Радуйся, душу твою в хлеб чистый, Пресвятей Троице принесый.
Радуйся, Феодосие, иноческаго устава в России учредителю.

Видевши матерь твоя, отче Феодосие, яко презирал еси вся дольная,
и о горних выну помышлял еси в юности твоей, гневашеся на тя зело,
и тщашася тя от служения Господеви отвратити, ово молением, ово прещением и ранами:
обаче ничтоже успе, укрепляющу тя Господу,
Егоже ради биения и поношения от матере твоея радостно терпел еси,
и Емуже во дни и в нощи воспевал еси ангельскую песнь: Аллилуиа.

Разумев добре, яко в суете мира живя, неудобно обрести спасение, преподобне отче Феодосие,
во град Иерусалим удалитися возжелел еси, да поклонишися тамо гробу Господню,
и подвиги духовными достигнеши Иерусалима небеснаго:
обаче воспящен от матере твоея, паки во граде Отечествия твоего обитати принужден был еси.

Поминая таковую твою ревность о спасении душевнем, вопием ти:

Радуйся, паче родившия тя плотию, Господа возлюбивый.
Радуйся, матернею любовию неуловлен пребывый.
Радуйся, служити миру отрекийся.
Радуйся, работати Единому Богу возжелевый.
Радуйся, ризы нищетныя носивый.
Радуйся, в просфоропечении неленостно трудивыйся.
Радуйся, в храм Божий на молитву усердно приходивый.
Радуйся, молитву непрестанную возлюбивый.
Радуйся, в мире не любя мирскаго поживый.
Радуйся, яко ангел Божий в дому матере твоея пребывавый.
Радуйся, ко Господу очи сердца твоего возводивый.
Радуйся, свободити тя плена греховнаго Бога усердно просивый.
Радуйся, Феодосие, иноческаго устава в России учредителю.

Сила Божия укрепи тя, отче Феодосие, на подвиги духовныя, и Богу помогающу
ти изшел еси тайно от дома матере твоея, и притекл еси к доброму пастырю, преподобному Антонию,
во граде Киеве в пещере обитавшему, умоляя его, да причтет тя к словесному своему стаду.
Тойже провидев душевную твою доброту, прият тя с любовию,
и повеле преподобному Никону облещи тя во святый ангельский образ,
да поеши с ними Богу: Аллилуиа.

Имея любовь велию ко Христу, преподобне отче,
любовию о Христе прилепился еси к преподобному Антонию,
и взирая на святое и богоугодное житие его в пещере, тщался еси во всем ему подражати,
и вся словеса его слагал еси в сердце твоем.

Сего ради ублажаем тя звании сими:

Радуйся, град Отечестия твоего, и дом матере твоея Христа ради оставивый.
Радуйся, в путь душеспасительный радостно потекий.
Радуйся, во граде Киеве пажить духовную обретый.
Радуйся, в пещере преподобнаго Антониа пристанище спасения получивый.
Радуйся, во ангельский чин рукама преподобнаго Никона облеченный.
Радуйся, с пострижением власов главы твоея, все плотское мудрование совершенно отложивый.
Радуйся, в ризу смирения одеянный.
Радуйся, в сандалии послушания обувенный.
Радуйся, куколь незлобия на ся возложивый.
Радуйся, аналав Божия зашищения восприявый.
Радуйся, меч духовный в руце твоей выну имевый.
Радуйся, именем Иисусовым враги невидимыя отражавый.
Радуйся, Феодосие, иноческаго устава в России учредителю.

Бури житейския избежав, отче преподобне, в благоотишии пещернем богоугодно подвизался еси, преподобным Антонием наставляемь на всяку добродетель,
матере же твоея плачем не умолен был еси в мир возвратитися,
но молитвою твоею ко Господу, и матерь твою ко иночеству привел еси, зовый Богу,
умягчившему сердце ея: Аллилуиа.

Икос 4
Слышав поучения душеспасительная преподобнаго Антониа, отце Феодосие,
благоговейно внимал еси его глаголом и самым делом исполнял еси того словеса,
яже ко спасению и благоугождению приведоша тя, и был еси благий ученик благаго учителя,
достойный воистинну ублажений таковых:

Радуйся, во смирении преуспевый.
Радуйся, в молитвах во дни и в нощи пребывавый.
Радуйся, послушания зерцало.
Радуйся, трудолюбия правило.
Радуйся, подвиги духовными плоть твою духу покоривый.
Радуйся, нощи без сна провождавый.
Радуйся, рукама твоима волну прявый.
Радуйся, устами твоими псалмы воспевавый.
Радуйся, в церковь Божию прежде всех на молитву приходивый.
Радуйся, неподвижно и благоумиленно в ней стоявый.
Радуйся, тыготы братий твоих любвеобильно носивый.
Радуйся, труды рукоделий за них исполнявый.
Радуйся, Феодосие, иноческаго устава в России учредителю.

Боготечно шествовал еси от силы в силу, преподобне отче, и яко достойный сосуд Божия благодати,
во иереа освящен был еси, и игуменом поставлен был еси пещерней братии, избранием тоя,
и благословением преподобнаго Антониа,
с нимже вкупе ревностно подвизался еси о спасении душ человеческих,
и ныне сладце поеши в горних обителех Триипостасному Богу: Аллилуиа.

Видим тя, преподобне отче наш Феодосие, ревностно трудившагося в созидании обители Печерския,
и устав общаго жития в ней утвердившаго богомудренно,
иже бысть потом образ всем общаго жития обителем Российским:
темже киновиарх Российский именуешися от верных, зовущих ти:

Радуйся, преподобне, богомудрием высоким преисполненный.
Радуйся, богоносне, дары Духа Святаго преукрашенный.
Радуйся, царя псалмопевца словеса о купножитии братском возлюбивый.
Радуйся, общежительный устав в обители Печерстей учредивый.
Радуйся, первый основателю киновий Российских.
Радуйся, великий ревнителю иноческаго общаго жития.
Радуйся, вся обща имети братии законоположивый.
Радуйся, общежительная правила сам во всем верно исполнявый.
Радуйся, воду носяй, и дрова секий в твоем настоятельстве.
Радуйся, трудолюбию поучавый примером твоим всю братию.
Радуйся, нищыя питавый, и странники упокоевавый.
Радуйся, странноприимницу и больницу в обители твоей устроивый.
Радуйся, Феодосие, иноческаго устава в России учредителю.

Проповедник боговещанный был еси, отче Феодосие, не токмо иноком,
но и людем мирским, князем и боляром, и всех поучал еси неленостно добродетелем христианским,
братолюбию, кротости, воздержанию и чистоте.
Молим тя, преподобне, предстательством твоим небесным испроси
и нам сии боголюбезныя добродетели, да не поработимся страстем греховным,
но благочестно да поем Богу Спасителю нашему: Аллилуиа.

Возсиял еси яко звезда богосветлая в стране Российстей, преподобне отче,
и многия человеки привел еси в ограду небесную учением твоим святым:
ты бо не токмо учил еси, но и творил еси всяку добродетель,
непогрешительно исполняя вся заповеди Христа Бога.

Темже яко сотворившаго, и научившаго, восхваляем тя сице:

Радуйся, светлостию жития твоего сиявый миру.
Радуйся, ученьми твоими назидавый во спасение многия человеки.
Радуйся, пастырю добрый, чуждый лицеприятия.
Радуйся, наставниче богомудрый, преисполненный любве ко всем ближним.
Радуйся, сильным мира правду Божию небоязненно возвещавый.
Радуйся, князем и вельможам ко благочестию советник бывый.
Радуйся, неверныя иудеи уверовати во Христа увещававый.
Радуйся, милостыню многу нищей братии подававый.
Радуйся, с плакавшими плакавый.
Радуйся, скорбящыя утешавый.
Радуйся, вдов и сирот заступниче.
Радуйся, обидимых и гонимых защитниче.
Радуйся, Феодосие, иноческаго устава в России учредителю.

Хотя Господь явити людем, яко обитель Печерская, тобою управляемая, преподобне отче Феодосие,
хранима есть Его благодатию Божественною, свет пречуден в нощи над нею возсия,
та тем же окрасти церковь в ней хотевшым, церковь ту от земли на воздух вознесенную, дивно показа,
и пение ангельское в ней слышано быти сотвори:
да вси уведять, яко велик еси угодник Божий, и яко много может молитва твоя Господу,
Емуже воспевал еси: Аллилуиа.

Икос 7
Новаго тя Феодосиа киновиарха яви Господь в стране Российстей, преподобне отче,
и тобою прослави Лавру Печерскую, матерь обителей русских,
в нейже от лет древних подвижничество иноческое процвете, и мнози преподобнии Богу благоугодиша,
посреде киих ты, яко луна полная, светом добродетелей и чудес твоих немерцаемо сияеши,
и всех подвзаеши звати тебе:

Радуйся, ангелонравный человече.
Радуйся, дивный о Господе подвижниче.
Радуйся, великий чудотворче.
Радуйся, благомощный молитвенниче.
Радуйся, злато таинственно от ангела получивый.
Радуйся, тем златом брашно гладной братии твоей купивый.
Радуйся, оскудение вина и елеа в обители твоей чудесно восполнивый.
Радуйся, праздную житницу полну мукою явивый.
Радуйся, тощий сосуд меда преизливающимся показавый.
Радуйся, чудеса преславна в житии твоем совершивый.
Радуйся, Бога прославивый подвиги твоими.
Радуйся, Богом прославленный благодатными дары.
Радуйся, Феодосие, иноческаго устава в России учредителю.

Странноприимсто Авраамле возлюбил еси, отче Феодосие,
в темнице заключенным хлебы посылал еси любвеобильно, поминая словеса Христова,
яко в лице странных, и в темнице седящих, сам Христос благотворения приемлет.

Научи и нас, угодниче Божий, тебе в сем подражати, и милостынею Богу угождати,
да возможем благоприятно пети Ему: Аллилуиа.

Весь на служение Богу и ближним твоим себе вдал еси, Феодосие отче наш,
и добре пасл еси Богом врученное тебе словесное стадо, немощныя укрепляя, падшыя возставляя,
добре стоящыя охраняя, и бдя на страже моливенней,
да не похитит враг невидимый едину от твоих овец.

О сем тя хвалим и зовем:

Радуйся, велию власть на духи нечистыя от Господа получивый.
Радуйся, храмину стужаемую привидении диавольскими молитвою твоею очистивый.
Радуйся, многия бесноватыя, от мучительства демонскаго свободивый.
Радуйся, вся привидения и искушения сатанинская победивый.
Радуйся, ученики твоя от сетей невидимаго врага молитвою твоею соблюдавый.
Радуйся, искушенный на мнозе, искушаемым помогавый.
Радуйся, человече Божий, грады и веси исполнивый славою твоих подвигов.
Радуйся, нестяжания рачителю, никогдаже помышлявый о потребах грядущаго дне.
Радуйся, верою крепкою на Бога уповавый.
Радуйся, по вере твоей вся нужная от Бога изобильно получивый.
Радуйся, благодарение Господеви выну о всех дарех Его возносивый.
Радуйся, от малодушнаго ропота братию твою бодренно охранявый.
Радуйся, Феодосие, иноческаго устава в России учредителю.

Всем требующым помощи твоея усердно благотворил еси, преподобне отче,
и зело милосердствовал еси о нищих и убогих, яко быти тебе воистинну оком слепых, ногою хромых,
рукою безпомощных, и никтоже отхождаше от лица твоего неутешенным.

Призри и на нас, угодниче Божий, благосердием твоим, и от ран греховных исцеление нам подаждь молитвами твоими, да благодарственно поем Богу: Аллилуиа.

Витии суемудренныя посрамишася житием твоим, Феодосие богомудре,
глаголющыя буйство быти подвижничество духовное: се бо видим тя во плоти небеснопожившаго,
и ангельския нравы на земли стяжавшаго.

Темже чудящеся твоей ангелоподобней святости, ублажаем тя благохвалении сими:

;Радуйся, звездо утренняя, тму нечестия в стране Российстей разгнавшая.
Радуйся, забрало крепкое от враг видимых и невидимых.
Радуйся, столпе утверждения святыя православныя веры.
Радуйся, боголепное украшение Христовы Церкве.
Радуйся, Отечествия твоего земнаго покровителю небесный.
Радуйся, пути спасительнаго указателю нелестный.
Радуйся, воеводо изрядный полка воинов духовных.
Радуйся, ратоборче доблий, победивый демонския полки.
Радуйся, общения удостоивыйся со ангелы.
Радуйся, Христу усердно благоугождавый.
Радуйся, милосердия Христова подражателю.
Радуйся, даров духовных добрейший подателю.
Радуйся, Феодосие, иноческаго устава в России учредителю.

Спасительное пристанище, и храм Господа Славы, великую небеси подобную церковь Печерскую,
по мнозех знамениих и чудесех основал еси, преподобне отче Феодосие,
и сам рукама твоима помогал еси каменоздателем ея,
выну моляся ко Господу и Пресвятей Богородице:
да будет сия церковь изрядное жилище Божия благодати,
и да услышит Господь молитвы людей своих, с верою вопиющих Ему: Аллилуиа.

Царя Небеснаго Христа, верный раб был еси Феодосие богоносне, и Царице Небесней,
в видении дивнем во Влахернстей церкви таинственно предстоял еси, вкупе с преподобным Антонием,
егда она каменоздатели в Киев посылаше созидати Великую Печерскую церковь,
и божественную икону Своего Успения им подаде, в благословение всегдашнее твоея обители,
в нейже почитаешися звании сими:

Радуйся, здателю Великия Печерския церкве.
Радуйся, основавый ю на месте, освященнем многими чудесы.
Радуйся, слезами молитвенными основание ея оросивый.
Радуйся, рукама твоима краеугольныя камни ея положивый.
Радуйся, изрядный слуго Божия Матере.
Радуйся, дивную икону Ея Успения радостно приявый.
Радуйся, икону сию благодатную, с честию великою в обители твоей поставивый.
Радуйся, молитвы усердныя пред нею приносивый.
Радуйся, благоволением Богоматере осененный.
Радуйся, откровений Божественных от Нея удостоенный.
Радуйся, избранниче Сына Ея Христа Бога.
Радуйся, таинниче Пресвятыя Троицы.
Радуйся, Феодосие, иноческаго устава в России учредителю.

Пение немолчное приносил еси в триех лицех Единому Богу, преподобне отче Феодосие,
и до конца твоего не преставал еси молитвенно славословити Господа:
и тако в молитве усердней предал еси в руце Его душу твою,
юже ангели святии со славою вознесоша в обители горния,
идеже воздворился еси со угодники Божиими,
и радостно поеши ангелов и человеков Творцу: Аллилуиа.

Светом небесным озарися лице твое, преподобне отче, блаженно почил еси сном смерти,
и со слезами многими провождаемь был еси ко гробу от твоих братий и чад,
плакавших и рыдавших о твоем с ними разлучении.

Мы же, аки надгробную песнь, приносим ти благохваления таковая:

Радуйся, праведно и богоугодно течение земное совершивый.
Радуйся, венец нетления от руки Христовы получивый.
Радуйся, яко память твоя с похвалами во святей Церкви почитается.
Радуйся, яко успение твое от верных светло торжествуется.
Радуйся, смерть вкусивый, но тления не познавый.
Радуйся, светлостию лица твоего славу твою небесную проявивый.
Радуйся, в пещере со слезами многими от братии твоея погребенный.
Радуйся, по осминадесяти летех нетленен таможде обретенный.
Радуйся, в Великую Печерскую церковь со славою пренесенный.
Радуйся, светом небесным в пренесении мощей твоих дивно возсиявый.
Радуйся, три дуги светозарныя от пещеры к Велицей Печерстей церкви протяженныя показавый.
Радуйся, благоухание дивное от мощей твоих испустивый.
Радуйся, Феодосие, иноческаго устава в России учредителю.

Благодати Божией причастна показася священная рака мощей твоих, преподобне отче наш Феодосие:
исцеления бо недужным источает, и всяку язю в людех врачует,
иже с верою и любовию к ней притекают, молитвенно призывая твое святое имя.

Читайте также:  Акафист мученику благоверному князю Вячеславу Чешскому: текст, для чего читают

Темже поклоняемся месту посмертнаго твоего покоя,
и лобызающе на нем святолепное изображение лица твоего, хвалебно вопием Богу,
Дивному во святых Своих: Аллилуиа.

Поюще подвиги и чудеса твоя, преподобне отче Феодосие, молимтися прилежно:
молися с нами и о нас к Всемилостивому и Человеколюбцу Богу,
да не оскудеет в нас вера святоотеческая, в нейже преуспел еси духовно,
но да будем и мы подражатели тебе в правой вере и добрых делех,
и тако возможем неосужденно вопити тебе:

Радуйся, пречудное украшение святыя великия небеси подобныя Печерския церкве.
Радуйся, храм Богоматере удобривый преславными твоими чудесы.
Радуйся, гроб твой святый златом и сребром чудотворно украсивый.
Радуйся, исцелений множество от него источивый.
Радуйся, болящих целителю.
Радуйся, скорбящих утешителю.
Радуйся, бедствующым на помощь ускоряяй.
Радуйся, всем чтущым тя заступление даруяй.
Радуйся, в час смертный всем нам благонадежный помощниче.
Радуйся, от насилия диавольскаго многомощный нам защитниче.
Радуйся, Лавры Печерския крепкое ограждение.
Радуйся, по Бозе и Богородице непостыдное наше упование.
Радуйся, Феодосие, иноческаго устава в России учредителю.

О великий чудотворче, услыши милостиво сие малое моление наше,
в похвалу тебе приносимое с верою и любовию, и помолися ко Господу Богу,
да избавит нас от всех бед и зол, и мучений вечных,
и сподобит вкупе с тобою во Царствии Небеснем пети Ему: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й

Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!

© 2009-2020 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор – протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор – Елена Блайвас, Технический редактор – Александр Перехрестенко

Молитвы Пр. Антонию и Феодосию Киево-Печерским

ПОСТОЯННОЕ МЕСТО ПУБЛИКАЦИИ:http://proza.ru/2019/09/15/319
СБОРНИК “МНОГО МЫ ВСТРЕЧАЕМ ЧИСТОТЫ!”

МОЛИТВЫ ПР. АНТОНИЮ И ФЕОДОСИЮ КИЕВО-ПЕЧЕРСКИМ.

Молитвы преподобным Антонию и Феодосию Печерским
(6 голосов: 5.0 из 5)
Скрыть перевод

Преподобные Антоний и Феодосий Печерские
Тропарь, глас 4*
Зве;зды мы;сленныя,/ просия;вшия на тве;рди Церко;вней,/ и;ноков Росси;йских основа;ние/ пе;сньми, лю;дие, почти;м,/ ра;достныя похвалы; сим воздаю;ще:/ ра;дуйтеся, преблаже;ннии отцы;, Анто;ние с Феодо;сием богому;дрым,// при;сно моля;щиися о возсле;дствующих и чту;щих па;мять ва;шу.

Перевод: Духовные звезды, просиявшие на Церковном небе, монашества российского основание песнопениями, люди, почтим, радостные похвалы им воздающе: «Радуйтесь, преблаженные отцы, Антоний с Феодосием богомудрым, всегда молящиеся о последователях и почитающих вашу память».

Кондак, глас 8**
Возложи;в себе; Бо;гу, па;че всех возлю;бленному от ю;ности, преподо;бне,/ Тому; от всея; души; любо;вию после;довал еси;;/ ми;ра же тле;нная нивочто;же вмени;в, в земли; пеще;ру соде;лал еси;,/ и в ней до;бре проти;ву неви;димаго врага; ко;зней подвиза;вся,/ я;ко светоза;рное со;лнце во вся концы; земли; возсия;л еси;,/ отону;дуже веселя;ся преше;л еси; к Небе;сным Черто;гом./ И ны;не со А;нгелы Влады;чню Престо;лу предстоя;,/ помина;й нас, чту;щих па;мять твою;, да зове;м ти:// ра;дуйся, Анто;ние, о;тче наш.

Перевод: Вверив себя Богу, больше всех возлюбленному с юности, преподобный, Ему от всей души с любовью ты последовал, всем тленным в мире пренебрег и, сделав пещеру в земле, в ней прекрасно подвизался против козней невидимого врага, как яркое солнце воссиял во всех концах земли, оттуда же с радостью перешел в Небесные Чертоги. И сейчас с Ангелами предстоя Престолу Владыки, вспоминай нас, почитающих память твою, да взываем к тебе: «Радуйся, Антоний, отче наш».

Молитва 1-я,
преподобному Антонию Печеpскому**
О, до;брый наш па;стырю и наста;вниче, приснопомина;емый и;ноков росси;йских первонача;льниче, преподо;бне и богоно;сне о;тче наш Анто;ние! Ты горе; на Небеси; пребыва;еши, мы ни;зу на земли;, удале;ни су;ще от Тебе; не толи;ко ме;стом, коли;ко грехо;вною нечистото;ю на;шею; оба;че па;мятующе оте;ческую любо;вь твою; к лю;дем, ти сро;дным, припа;даем и мо;лимтися с умиле;нием и ве;рою: помози; нам, гре;шным, покая;нием очи;ститися и досто;йным бы;ти поми;лования и проще;ния от Го;спода и Созда;теля на;шего. Умоли; Его; бла;гость дарова;ти нам вели;кия и бога;тыя ми;лости: земли; плодоно;сие, возду;ха благорастворе;ние, мир глубо;к, братолю;бие и;скреннее, благоче;стие нелицеме;рное, жите;йских потре;б дово;льство, и да не во зло обрати;м блага;я, да;руемая нам от щедрода;тельныя Его; десни;цы, но во сла;ву Имене Его; свята;го и во спасе;ние на;ше. Соблюди;, чудотво;рче святы;й, благомо;щными твои;ми моли;твами росси;йския гра;ды, оби;тель твою; и всю страну; Правосла;вно Росси;йскую невреди;мы от вся;каго зла, и вся лю;ди, жи;тельствующия в оби;тели твое;й и на поклоне;ние в ню приходя;щия, осени; Небе;сным твои;м благослове;нием, и в ско;рбех, беда;х и боле;знех утеше;ние, избавле;ние и исцеле;ние им пода;ждь, да благода;рно сла;вим, хва;лим и велича;ем просла;вльшаго тя Го;спода, чрез тебе; ди;вно благоде;тельствующаго нам, Безнача;льнаго Отца;, Единоро;днаго Его; Сы;на и Единосу;щнаго Его; Ду;ха, Тро;ицу Живонача;льную и Неразде;льную, и твое; свято;е заступле;ние во ве;ки веко;в. Ами;нь.

Молитва 2-я,
преподобному Феодосию Печеpскому***
О, свяще;нная главо;, А;нгеле земны;й и челове;че Небе;сный, преподо;бне и Богоно;сне о;тче наш Феодо;сие, изря;дный слуго; Пресвяты;я Богоро;дицы, во имя; Ея; свято;е оби;тель пречу;дну на гора;х Пече;рских сооруди;вши и в ней чуде;с мно;жеством просия;вый! Мо;лим тя со усе;рдием мно;гим: моли;ся за нас ко Го;споду Бо;гу и испроси; нам от Него; вели;кия и бога;тыя ми;лости: ве;ру пра;ву, наде;жду спасе;ния несомне;нну, любо;вь ко всем нелицеме;рну, благоче;стие непоколеби;мое, душ и теле;с здра;вие, жите;йских потре;б дово;льство, и да не во зло обрати;м блага;я, да;руемая нам от щедрода;тельныя Его; десни;цы, но в сла;ву И;мене Его; свята;го и во спасе;ние на;ше. Сохрани;, уго;дниче Бо;жий, предста;тельством твои;м святы;м страну; на;шу, Це;рковь Православноросси;йскую, град твой и Ла;вру твою; невреди;мыми от вся;каго зла, и вся лю;ди, притека;ющия на поклоне;ние к честно;му твоему; гро;бу и пребыва;ющия во святе;й оби;тели твое;й, осени; Небе;сным твои;м благослове;нием и от вся;ких зол и бед ми;лостивно изба;ви. Наипа;че же в час кончи;ны на;шея покажи; нам многомо;щное твое; покрови;тельство: да изба;вимся моли;твами твои;ми ко Го;споду вла;сти лю;таго мироде;ржца и сподо;бимся насле;дити Ца;рство Небе;сное. Яви; нам, о;тче, благосе;рдие твое; и не оста;ви нас, си;рых и безпомо;щных, да вы;ну славосло;вим ди;внаго во святы;х Свои;х Бо;га, Отца;, и Сы;на, и Свята;го Ду;ха, и твое; свято;е заступле;ние, во ве;ки веко;в. Ами;нь.

Молитва 3-я,
преподобным Антонию и Феодосию Печеpским
Преподо;бнии и богоно;снии отцы; на;ши Анто;ние и Феодо;сие! К вам, я;ко к те;плым засту;пником и ско;рым помо;щником и изве;стным предста;телем, прибега;ем мы гре;шнии, смире;нно прося;ще ва;шея по;мощи и заступле;ния, в бе;здне зол и бед погружа;емии, я;же на всяк день и час нам и от челове;к лука;вых приключа;ются, и от духо;в зло;бы поднебе;сныя, всегда; поги;бели душ и теле;с на;ших и;щущих, нахо;дят на ны. Изве;стни же есмы; несумне;нно, коль вели;кое к милосе;рдому Бо;гу и;мате дерзнове;ние: еще; бо на земли; между; стра;нствующими к Го;рнему Оте;честву пребыва;юще, ве;лию си;лу благода;ти Бо;жия, ва;ми чудоде;йствующия, в себе; показа;сте, я;ко и огнь с Небесе;, по подо;бию Илиину;, на показа;ние ме;ста, на не;мже вели;кая це;рковь Пече;рская стро;итися хотя;ше, низведо;сте, и ро;су, по о;бразу Гедео;нову, на очище;ние и ве;чное прославле;ние того;жде свята;го ме;ста призва;сте: та;кожде ве;мы, коль мно;гое мно;жество муже;й и жен, из ра;зных стран и наро;дов, скорбя;щих и напа;ствуемых или; разли;чными тя;жкими боле;зньми одержи;мых, ва;шими моли;твами и заступле;нием получи;ша ско;рое себе; облегче;ние и избавле;ние. Аще у;бо вся та помоществова;ния, еще; в сме;ртнем су;ще стра;нствовании, бе;дствующим ми;лостивно подава;сте, кольми; па;че днесь, егда; уже; всемогу;щей предста;сте Тро;ице и бо;льшее прия;сте дерзнове;ние, во е;же моли;ти ю о на;шем недосто;инстве и в беда;х нас заступа;ти и защища;ти. Сего; ра;ди и мы, столь мно;гими вражде;бными наве;ты, озлобле;ньми и кова;рными злоумышле;ньми отвсю;ду угрожа;емии и тесни;мии, ва;шему те;плому и си;льному по Бо;зе вруча;ем себе; защище;нию и усе;рдно мо;лим благосты;ню ва;шу: сохрани;те нас неврежде;нных от всех бед и зол, наипа;че же от бесо;вских ко;зней, да не бу;дем им в поруга;ние и посмея;тельство, но та;ко их кре;пкою ва;шею по;мощию от нас отжени;те, я;коже во дни о;ны от оби;тели отгна;сте я, иногда; па;кости де;явшия. Сицева;я же их неполе;зная укроти;вше на ны возста;ния, та;ко нас утвержде;нных в ве;ре, наде;жде и любви; соде;лайте, да николи;же на;ми каково;е недоуме;ние или; сумне;ние возоблада;ет. Чу;вства на;ша душе;вная вку;пе и теле;сная в таково;м благоустрое;нии и боголе;пней ме;рности на всяк день и час удержава;йте и снабдева;йте, да те;ми никогда;же Блага;го и Человеколюби;ваго Бо;га прогне;ваем. Ра;зум уцелому;дрите, да сей па;че о Бо;зе, Его; вездепрису;тствии и благопромышле;нии помышля;ет, не;же о вре;менных пече;тся. Развраще;нную во;лю на;шу всегда; исправля;йте, да николи;же хо;щет, е;же хоте;нию Бо;жию сопротивля;ется, но те;ми да уловля;ется и в сих безмяте;жно и безпеча;льно да пребыва;ет, я;же суть Бо;гу уго;дна и прия;тна, челове;ку же спаси;тельна и поле;зна. К сим же, о преподо;бнии отцы;, и оте;чества ва;шего не забыва;йте, но в ми;рнем устрое;нии пребыва;ти ему; у Престо;ла вели;чества Бо;жия непреста;нно хода;тайствуйте. Вся лю;ди, су;щия в держа;ве на;шей, ми;рны и безпеча;льны сохрани;те и от вся;каго зла;го обстоя;ния вско;ре изба;вите. Егда; же приспе;ет на;ше от вре;меннаго сего; жития; отше;ствие и к ве;чности преселе;ние, си;це нам в по;мощь предста;ните и от наси;лий вра;жиих свободи;те, я;коже предста;сте не;когда Ера;зму мона;ху, в тя;жком сме;ртнем бе;дствии обрета;вшемуся, и та;ко сердца; на;ша ко и;стинному покая;нию и жале;нию о гресе;х подви;гните, я;коже и о;наго се;рдце подвиго;сте, да и мы в чи;стем со;вести на;шея свиде;тельстве, Пресвяте;й и Нераздели;мей предста;вше Тро;ице, прославля;ем ю ку;пно с ва;ми и все;ми святы;ми в безконе;чныя ве;ки веко;в. Ами;нь.

* Минея. 2-е сентября.
** Минея. 10-е июля.
*** Минея. 3-е мая.
Акафист преподобному Антонию Печерскому
Канон первый преподобному Антонию Печерскому
Канон второй преподобному Антонию Печерскому
Канон первый преподобным Антонию и Феодосию Печерским
Канон второй преподобным Антонию и Феодосию Печерским

Акафист преподобным Антонию и Феодосию Киево-Печерским: текст, для чего читают

З ве́зды мы́сленныя, / просия́вшия на тве́рди Церко́вней, / и́ноков Росси́йских основа́ние / пе́сньми, лю́дие, почти́м, / ра́достныя похвалы́ сим воздаю́ще: / ра́дуйтеся, преблаже́ннии отцы́, Анто́ние с Феодо́сием богому́дрым, // при́сно моля́щиися о возсле́дствующих и чту́щих па́мять ва́шу.

Ин тропарь, глас 3:

Д во́ицу нача́льных Росси́йских свети́л почти́м:/ Анто́ния, Бо́гом посла́ннаго, и Феодо́сия, Бо́гом даpова́ннаго./ Ти́и бо пе́pвии,/ pавноа́нгельным в Росси́и житие́м пpосия́вше от гоp Ки́евских,/ освети́ша оте́чествия на́шего вся концы́,/ и путь к Небеси́ пpа́вый мно́гим показа́ша,/ и пеpвоотцы́ и́ноком бы́вше,/ ли́ки спаса́емых Бо́гови пpиведо́ша,/ и ны́не, пpедстоя́ще в вы́шних/ немеpца́емому Божества́ Све́ту// мо́лятся о душа́х на́ших.

Д во́ицу вели́ких оте́ц и пра́вило и́ноков све́тлое,/ у́мныя зари́ онебе́сившия Росси́йскую Це́рковь/ кто по достоя́нию хвала́ми воспое́т?/ Ти́и бо Престо́лу Бо́жию предстоя́т./ Но я́ко иму́щии дерзнове́ние к Святе́й Тро́ице,/ Анто́ние преблаже́нне и Феодо́сие приснопа́мятне,/ моли́теся о моле́бная к вам принося́щих,// и любо́вию пе́сньми вас ублажа́ющих.

Ин кондак, глас 2:

Т ве́рдыя столпы́ благоче́стия,/ недви́жимая и́ноческих законоположе́ний основа́ния,/ и необори́мыя сте́ны Росси́йския восхва́лим:/ Анто́ния, возлю́бльшаго Бо́га,/ и Феодо́сия, возлю́бленнаго Бо́гом:/ труды́ бо о́нех и по́стническия по́двиги прия́т па́че вся́каго всепло́дия,// Еди́н во святы́х прославля́емый.

П реподо́бнии и богоно́снии отцы́ на́ши Анто́ние и Феодо́сие, к вам мы гре́шнии и смире́ннии, я́ко к те́плым засту́пником и ско́рым помо́щником и изве́стным предста́телем, усе́рдно прибега́ем, смире́нно прося́ще ва́шея по́мощи и заступле́ния в бе́здне зол и бед погружа́емии, я́же на всяк день и час нам и от челове́к лука́вых приключа́ются и от духо́в зло́бы поднебе́сныя, всегда́ и везде́ и вся́кими о́бразы поги́бели души́ и теле́с на́ших и́щущих, нахо́дят на ны. Изве́стны бо есмы́ несумне́нно, коль вели́кое к Милосе́рдому Бо́гу и́мате дерзнове́ние: еще́ бо на земли́ ме́жду стра́нствующими к Го́рнему Оте́честву пребыва́юще, ве́лию си́лу благода́ти Бо́жией, уста́ми и рука́ма ва́шими чудоде́йствующей, в себе́ показа́сте, я́ко и огнь с небе́с, по подо́бию Илии́ну, на показа́ние ме́ста, на не́мже и́маше бы́ти осно́вана, на че́сть и всегда́шнее Бо́га и Бо́жия Ма́тере славосло́вие, вели́кая це́рковь Пече́рская, и ро́су, по о́бразу Гедео́нову, на очище́ние и ве́чное прославле́ние того́жде свята́го ме́ста низведо́сте: та́кожде ве́мы, коль мно́гое мно́жество муже́й и жен, из ра́зных стран и наро́дов, скорбя́щих и напа́ствуемых, или́ разли́чными тя́жкими боле́зньми одержи́мых, или́ под бре́менем наси́лия и притесне́ния неудо́бь носи́мым упа́дающих и жития́ своего́ отчаява́ющихся, ва́шими моли́твами и заступле́нием получи́ша ско́рое себе́ облегче́ние и избавле́ние. А́ще у́бо вся́ та помоществова́ния, еще́ в сме́ртном су́ще стра́нствовании, бе́дствующим ми́лостивно подава́сте, кольми́ па́че днесь, егда́ уже́ Всемогу́щей предста́сте Тро́ице, и бо́льшее прия́сте дерзнове́ние, во е́же моли́ти ю́ о на́шем недосто́инстве, и нас в беда́х и печа́лех су́щих утеша́ти, в тя́жких ну́ждах и напа́стех по нас ра́товати, в злоключе́ниях и бе́дствиях нас заступа́ти и защища́ти. Сего́ ра́ди и мы, столь мно́гими вражде́бными наве́тами, озлобле́ниями и кова́рными злоумышле́ниями отвсю́ду угрожа́емии и тесни́мии, ва́шему те́плому и си́льному по Бо́зе вруча́ем себе́ покрови́тельству и защище́нию, и усе́рдно мо́лим благосты́ню ва́шу, coxpaни́те нас неврежде́нных от всех бед и зол, наипа́че же от бесо́вских ко́зней и хи́тростей, льсти́вых по́дступов и на́глых нападе́ний: да не бу́дем им в поруга́ние и посмея́тельство, но та́ко их кре́пкою ва́шею по́мощию от нас отжени́те, я́коже во дни о́ны от оби́тели отгна́сте их, мно́гия па́кости иногда́ де́ющих. Сицева́я же их неполе́зная укроти́вше на ны воста́ния и устремле́ния, та́ко нас, утвержде́нных в ве́ре, наде́жде и любви́ постоя́нных соде́лайте, да николи́же на́ми каково́е возоблада́ет недоуме́ние, или́ сумне́ние в тех, я́же Свята́я Ма́ти Це́рковь ве́ровати поуча́ет, и испове́дати дерзнове́нно повелева́ет: наде́жду на́шу на Го́спода Бо́га в душа́х на́ших ве́сом и ме́рою пра́вды и ми́лости Бо́жия си́це устро́йте, я́ко да ниже́ изли́шне упова́ем обе́щанная от Бо́га без труда́ и по́двига восприя́ти, ниже́, зря́ща вели́кая прегреше́ния и тя́жкая законопреступле́ния, весьма́ Бо́жия милосе́рдия отчаива́емся. Любо́вь в сердца́х на́ших си́це утверди́те, и досто́йну соде́лайте, да ничто́же земно́е и скороги́бнущее па́че Бо́га, вся сотво́ршаго и вся в Себе́ содержа́щаго, ниже́ помышля́ем, ниже́ жела́ем, ниже́ предпочита́ем. Чу́вства на́ша душе́вная вку́пе и теле́сная в таково́м благоустрое́нии и благоле́пной ме́рности на всяк день и час удержива́йте и снабдева́йте, да те́ми никогда́же Блага́го, Человеколюби́ваго Бо́га прогне́ваем. Ра́зум уцелому́дрите, да он па́че о Бо́зе, Его вездепрису́тствии и благопромышле́нии помышля́ет, неже́ о вре́менных и ничто́же су́щих пече́тся. Развраще́нную во́лю на́шу вы́ну исправля́йте, да николи́же хо́щет, е́же хоте́нию Бо́жию сопротивля́ется, но те́ми да удовля́ется, и в сих безмяте́жно и безпеча́льно да пребыва́ет, я́же суть Бо́гу уго́дна и прия́тна, челове́ку же спаси́тельна и поле́зна. Па́мять истрезвля́йте, да та непреста́нно представля́ет уму́ и сия́, и́миже Всеми́лостиваго прогне́ва Бо́га и Его́ благоутро́бие раздражи́ и о́ная, я́же вся́каго челове́ка, кроме́ вся́каго сумне́ния по вре́менной сей жи́зни ожида́ют: к сим же и Оте́чества ва́шего не забыва́йте, но в ми́рном устрое́нии пребыва́ти ему́ у Престо́ла Вели́чества Бо́жия непреста́нно хода́тайствуйте. Вся лю́ди, су́щия в стране́ на́шей, ми́рных и безпеча́льных сохрани́тe, и от вся́каго зла́го обстоя́ния вско́ре изба́вите. Егда́ же приспе́ет на́ше от вре́меннаго сего́ жития́ отше́ствие и к ве́чности преселе́ние, си́це нам в по́мощь предста́ните и от наси́лий вра́жиих свободи́те, я́коже предста́сте иногда́ Ера́зму мона́ху в тя́жком сме́ртном бе́дствии обрета́вшемуся, и си́це сердца́ на́ша к и́стинному покая́нию и жале́нию о греха́х подви́гните, я́коже и о́наго се́рдце подвиго́сте, и́же в и́стинном покая́нии от зде́шних к Бо́гу отъи́де, да и мы, в чи́стем со́вести на́шея свиде́тельстве, Пресвяте́й и Нepaздели́мей предста́вше Тро́ице, прославля́ем Ю́ ку́пно с ва́ми и все́ми святы́ми в безконе́чныя ве́ки. Ами́нь.

Читайте также:  Акафист святителю Алексию, Митрополиту Московскому: текст, для чего читают

Преподобные Антоний и Феодосий Печерские

Основатель Киево-Печерской лавры святой Антоний родился в начале XI века в городе Любече (вблизи Чернигова) и в крещении был назван Антипой. С юных лет он почувствовал влечение к высшей духовной жизни и по внушению свыше решился идти на Афон. В одной из Афонских обителей он принял постриг и начал уединенную жизнь в пещере близ этого монастыря, которую до сих пор показывают. Когда он приобрел в своих подвигах духовную опытность, игумен дал ему послушание, чтобы он шел на Русь и насадил иночество в этой новопросвещенной христианской стране. Антоний повиновался. Когда преподобный Антоний пришел в Киев, здесь было уже несколько монастырей, основанных по желанию князей греками. Но святой Антоний не избрал ни одного из них, поселился в двухсаженной пещере, выкопанной пресвитером Иларионом. Это было в 1051 г. Здесь святой Антоний продолжал подвиги строгой иноческой жизни, которыми славился на Афоне: пищей его были черный хлеб через день и вода в крайне умеренном количестве. Вскоре слава о нем разнеслась не только по Киеву, но и по другим русским городам. Многие приходили к нему за духовным советом и благословением. Некоторые стали проситься к нему на жительство. Первым был принят некто Никон, саном иерей, вторым преподобный Феодосий.

Преподобный Феодосий провел свою молодость в Курске, где жили его родители. С ранних лет он обнаружил благочестивое настроение духа: каждый день он бывал в храме, прилежно читал слово Божие, отличался скромностью, смирением и другими добрыми качествами. Узнав, что в храме иногда не служат литургию из-за недостатка просфор, он решил сам заняться этим делом: покупал пшеницу, своими руками молол и испеченные просфоры приносил в церковь.

За эти подвиги он терпел много неприятностей от матери, которая горячо его любила, но не сочувствовала его стремлениям. Услышав однажды в церкви слова Господни: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня» (Матф. 10, 37), он решился оставить и мать (отец уже умер), и родной город и явился в Киев к преподобному Антонию. «Видишь ли чадо, — спросил его Антоний, — что пещера моя скромна и тесна?» — «Сам Бог привел меня к тебе, — ответил Феодосий, — буду исполнять то, что ты мне повелишь».

Когда число сподвижников преп. Антония возросло до 12, он удалился на соседнюю гору, вырыл себе здесь пещеру и стал подвизаться в затворе. Феодосий остался на прежнем месте; скоро он был избран братией во игумена и начал стараться об учреждении правильного общежития по уставу цареградского Студийского монастыря. Главные черты учрежденного им общежития были следующие: все имущество у братии должно быть общее, время проводилось в непрестанных трудах; труды разделялись по силе каждого игуменом; каждое дело начиналось молитвой и благословением старшего; помыслы открывались игумену, который был истинным руководителем всех ко спасению. Преподобный Феодосий часто обходил кельи и наблюдал, нет ли у кого чего лишнего, и чем занимается братия. Часто и ночью он приходил к двери келий и, если слышал разговор двух или трех иноков, сошедшихся вместе, то ударял жезлом в дверь, а утром обличал виновных. Сам преподобный был во всем примером для братии: носил воду, рубил дрова, работал в пекарне, носил самую простую одежду, прежде всех приходил в церковь, и на монастырские работы. Кроме аскетических подвигов, преп. Феодосий отличался великим милосердием к бедным и любовью к духовному просвещению и старался расположить к ним и свою братию. В обители он устроил особый дом для жительства нищих, слепых, хромых, расслабленных и на содержание их уделял десятую долю монастырских доходов.

Кроме того, каждую субботу отсылал целый воз хлеба заключенным в темницах. Из сочинений преподобного Феодосия известны: два поучения к народу, десять поучений к инокам, два послания к великому князю Изяславу и две молитвы.

Основанная преподобным Антонием и устроенная преподобным Феодосием Киево-Печерская обитель сделалась образцом для других монастырей и имела великое значение для развития Русской церкви. Из ее стен выходили знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели. Из святителей, постриженников Киево-Печерской обители, особенно известны святые Леонтий и Исаия (епископы Ростовские), Нифонт (епископ Новгородский). преподобный Кукша (просветитель вятичей), писатели преп. Нестор Летописец и Симон.

Антоний и Феодосий Печерские. Начало дела с молитвой — великое благо

Основатели монашества на Руси преподобные Антоний и Феодосий для нас грешных являются редким образцом совершения правильных и благочестивых дел во Христе. Они хорошо представляли свое место в Божьем мироздании.

По заповеди Господней человек обязан трудиться всю свою жизнь, но очень часто его тяготит несение собственного Креста. Кто чувствует, что занят в жизни не своим делом, тот никогда не будет счастлив.

Здравый смысл нам подсказывает о том, чтобы мы служили Богу теми дарами, которые от Него получили. У каждого из нас есть свой талант, полученный от Бога, каждый человек — личность индивидуальная и неповторимая.

И как было бы идеально: твоя профессия совпадает с хобби, ты занят в жизни тем, что умеешь делать хорошо и качественно, и за все это получаешь еще и приличное вознаграждение!

Как бы изменилась жизнь современного человека, если бы он стал учиться у святых подвижников, в первую очередь у преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских!

Любое дело они начинали с молитвы. А благословение Божие на дальнейшее наше делание освящает не только само дело, но и весь наш земной путь.

Преподобный Феодосий родился очень смиренным отроком в богатой семье. Мать видела в нем наследника всем отцовским имениям. Но, возлюбив Бога больше всего мирского, помолившись, и испросив благословение Свыше, он в 23 года ушел из дома в Киев и припал к ногам игумена Антония, просив принять его.

Феодосий много трудился на послушании у своего старца Антония, выполнял беспрекословно все поручения, все дела совершал с молитвой, был посвящен в ангельский — монашеский образ, его душа горела преданностью Богу. Очень скоро он стал священником в монашестве и игуменом Печерской обители.

Воистину, молитва творит чудеса! Если Вы хотите, чтобы Ваше начатое дело спорилось, научитесь просить Божьего благословения перед началом.

Никогда человек не будет разочарован, если он научится жить с Богом! А Господь любит избранных своих.

Для того, чтобы угодить Богу, мирянину совсем не обязательно оставлять мир и уходить в монастырь. Хотя, такой путь подвижничества очень похвален. Живущему в современном миру человеку, конечно же, нелегко трудиться и спасаться одновременно. Но не невозможно!

От чего ищет спасения на земле простой смертный, если он верующий человек? От греха, рабства дьяволу и вечной смерти. Только не все люди это осознают.

Начинайте любое свое дело с молитвы! Пусть это войдет в привычку. Вы увидите силу и «волшебство» молитвы и почувствуете, как Господь управляет Вашими руками и мозгом. Самое простое — призвать благодать Святого Духа:

Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины, иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны и спаси, Блаже, душы наша!

Однажды к отцу Феодосию приехал в гости Великий князь Киевский Изяслав. Иноческая простая трапеза понравилась государю. Выразив свое удовольствие преподобному, князь поинтересовался, почему мол моя царская пища во сто крат дороже, но не так вкусна?

На это преподобный ответил, что мы все готовим с молитвой , благоговением, благословением и благодарностью Богу. Работники князя, когда готовят пищу, бранятся, ссорятся и делают свое дело как попало. А наш очаг воспламеняется от огонька пред Господним образом…

Господь дает нам пищу для поддержания телесных сил. Поскольку человек создан по образу и подобию Божию, то все, что есть в Боге — есть и в человеке.

Христос принял человеческий образ для спасения нас грешных. Он также как и мы нуждался в пище, крове, одежде и сне. Он был подобен нам во всем, кроме греха.

Для того, чтобы получить все необходимое для жизни, также и пищу, Творец назначил нам труд на земле. Обязанность исполнения своих обязанностей для человека не должна быть постыдной или тягостной.

Каждый из нас должен выполнять свое дело качественно и профессионально, стараясь всячески угодить в первую очередь Господу Богу.

Земная компенсация не замедлит придти, ибо сказано: ищите прежде всего Царствия Небесного, а остальное — приложится вам.

Перед началом своего любого дела мы читаем молитву, испрашиваем благословения, а результаты своего труда сравниваем по тому, как бы Сам Господь одобрил бы или нет?

Перед началом всякого дела

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Благослови, Господи, и помоги мне, грешному, совершить начинаемое мною дело, во славу Твою.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначальнаго Твоего Отца, Ты бо рекл еси пречистыми усты Твоими, яко без Мене не можете творити ничесоже. Господи мой, Господи, верою объем в души моей и сердце Тобою реченная, припадаю Твоей благости: помози ми, грешному, сие дело, мною начинаемое, о Тебе Самом совершити, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, молитвами Богородицы и всех Твоих святых. Аминь.

По окончании дела

Исполнение всех благих Ты еси, Христе мой, исполни радости и веселия душу мою и спаси мя, яко един Многомилостив, Господи, слава Тебе.
Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Если мы с Вами заговорили конкретно о принятии пищи, то вспомним о том, что перед своей трапезой надо обязательно молиться. Пища наша — это дар Божий. Поэтому, как готовим, так и принимаем пищу с молитвой!

Многие так не делают. Они не заботятся о том, как правильно проводить, например, христианский пост, как и что готовить в пост и вообще. Потом удивляются многим своим болезням и короткой, часто бессмысленной, жизни.

Поскольку здравый смысл всегда подскажет начинать любое дело с молитвы, то употребление пищи без молитвы — обкрадывание самих себя.

Пища поддерживает естественные силы организма. Принимая пищу без благословения, мы как бы похищаем ее без спроса из Божьих щедрот. Следовательно, без молитвы она нам не идет на пользу, так как не освящается. А Апостол говорит, что освящается пища словом Божиим и молитвою… (Тим. 4,5)

Помню, много лет назад, один безумец за столом пытался запретить мне молиться и крестить пищу и питие, аргументируя тем, что «уйдут градусы». Но вспомним снова слова Апостола Павла: едите ли, пьете ли, что другое делаете, — все делайте во славу Божию!

Мой несчастный товарищ, обильно употребляя вино и помрачая им ум свой, уже несколько лет покоится в мире ином, и еще неизвестно, помиловал ли его Господь!

Таким образом, мы видим, что принятие Свыше даров Божиих без благословения и благодарения идет человеку во вред. И это касается не только пищи и пития.

Читайте также:  Акафист блаженному Василию, Христа ради юродивому, Московскому чудотворцу: текст, для чего читают

Мы должны твердо осознавать, что Податель всех благ есть Господь, и весьма разумно перед началом любого дела заручиться Его всесильной помощью, зная, что без Бога мы не можем творить ничего благое.

И действительно, что теряет верующий человек, если просит благословение Бога? Ничего. А мировоззрение, наоборот, расширяется! В данном случае, неверующий человек скорее почувствует себя обделенным.

Молитвами святых преподобных отцов наших Антония и Феодосия Печерских Господь да спасет и помилует всех нас!

Память преподобных Антония и Феодосия отцов Киево-Печерских празднуется 15 сентября.

Заказать молебен перед началом своего дела и для испрашивания помощи Божьей в делах Вы можете на нашем сайте:

Вот для Вас , как всегда, видео бонусы. Смотрите ниже!

Преподобные Антоний и Феодосий Печерские

Великие светила, святые преподобные Антоний и Феодосий Печерские – основатели монашества на Руси.

Человеческая жизнь зачастую представляет собой поиск: человек постоянно находится в поиске – смысла жизни, жизненного пути, призвания, места в жизни и т.д., но все в конечном счете сводится к поиску истины – того, ради чего стоит жить. Искать истину – значит искать предмет любви! И монахи избрали для этого необычный путь. Как писал прп. Иоанн Лествичник: «Если бы люди знали, как трудно монахам, никто бы не пошел в монастырь; а если б знали, какая награда им уготована на небесах, в миру бы никого не осталось!». Монашество – это великий подвиг.

Одним из таких подвижников является преподобный Антоний Печерский. Основатель Киево-Печерской Лавры святой Антоний родился в 983 году недалеко от Чернигова, в местечке Любече, и в крещении был назван Антипой. С юных лет он почувствовал влечение к высшей духовной жизни и желал посвятить себя служению Богу, помышляя о монашестве. Придя в возраст, он отправился странствовать и, достигнув Афона, возгорелся желанием подражать подвигам его святых насельников. Приняв здесь постриг, юный инок во всем благоугождал Богу и, подвизаясь на пути добродетели, особенно преуспевал в покорности и послушании, так что все монахи радовались, глядя на его святую жизнь. Видя, что монах приобрел духовный опыт, видя святость его жизни и прозирая в Антонии великого будущего подвижника, игумен афонского монастыря по внушению от Бога благословил его вернуться на родную землю, чтобы там основать иноческое жительство, доселе не распространенное на Руси, и сказав: «Антоний! Пора тебе и других руководить во святой жизни. Возвратись в свою Русскую землю, да будет на тебе благословение Святой Афонской Горы, от тебя произойдет множество иноков».

Преподобный Антоний Печерский на Афоне

Когда преподобный Антоний вернулся в Киев, там уже существовало несколько монастырей, основанных по желанию князей греками. Святой, не найдя такой строгой жизни, к которой он привык на Афоне, решил продолжить свой подвиг в пещере, расположенной на высоком берегу Днепра, на месте, которое напоминало своим видом Афонские пейзажи. Жил Антоний в великом воздержании, он почти не ел и не пил, спал на земле и самостоятельно добывал себе пропитание, при этом находясь в постоянном молитвенном подвиге. Вскоре слава о нем разнеслась не только по Киеву, но и по другим городам. Многие православные приходили к нему за духовным советом и благословением, стекались к подвижнику и будущие монахи, избравшие своей стезей усердную молитву и аскетический образ жизни. Сам Антоний никого не искал и никого не звал: люди сами тянулись к нему. Некоторые решались навсегда остаться со святым. В числе первых учеников преподобного Антония был святой Никон, саном иерей, вторым преподобный Феодосий, в котором Антоний и прозрел будущего строителя монастыря и заботливого игумена. Таким образом, начали сбываться слова игумена Афонского монастыря, сказанные в свое время Антонию: «произойдут от тебя многие черноризцы». В дальнейшем вокруг Антония собрался круг учеников, образовалась монашеская обитель.

Преподобный Феодосий Печерский, основатель общежительного монастырского устава и родоначальник монашества в Русской земле, родился около 1008 года в Василеве, неподалеку от Киева. Был смиренным отроком в богатой семье, свою молодость провел в Курске. Мать видела в нем наследника всем отцовским имениям, но с юных лет он обнаружил непреодолимое влечение к подвижнической жизни, ведя аскетическую жизнь еще в родительском доме. Он не любил детских игр и увлечений, больше тяготел к уединенной жизни, читал и постоянно ходил в церковь. Сам упросил своих родителей отдать его для обучения чтению священных книг и, при отличных способностях и редком усердии, быстро выучился чтению книг, так что все удивлялись разуму отрока. Отличался он скромностью, смирением и другими добрыми качествами. Узнав, что в храме иногда не служат литургию из-за недостатка просфор, он решил сам заняться этим делом: покупал пшеницу, своими руками молол и испеченные просфоры приносил в церковь. В 14 лет он лишился отца, воспитывать его стала только мать – женщина строгая. Она горячо любила сына, но не сочувствовала его стремлениям к подвижничеству, много раз наказывала его, но преподобный твердо решил стать монахом. Услышав однажды в церкви слова Господни: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня» (Матф. 10, 37), он в 23 года решился оставить и мать, и родной город и явился в Киев к преподобному Антонию и, припав к его ногам, просил принять его. «Видишь ли чадо, — спросил его Антоний, — что пещера моя скромна и тесна?» — «Сам Бог привел меня к тебе, — ответил Феодосий, — буду исполнять то, что ты мне повелишь».

Через четыре года мать отыскала его и со слезами просила возвратиться домой, но святой сам убедил ее остаться в Киеве и принять иночество в обители святителя Николая на Аскольдовой могиле.

Феодосий много трудился на послушании у своего старца Антония, выполнял беспрекословно все поручения, все дела совершал с молитвой, был посвящен в ангельский – монашеский образ, его душа горела преданностью Богу. В своих подвижнических трудах святой Феодосий превзошел всех, кто жил вместе с ним в монастыре: носил воду, рубил дрова, молол рожь и относил каждому иноку муку.

Ученики преподобного Антония под его руководством построили храм и соорудили келии, первоначально находившиеся в пещерах; поэтому монастырь и получил название Киево-Печерского.

Келия в пещерах

Когда число его сподвижников возросло до 12, преподобный Антоний, неизменно стремившийся к отшельничеству, поставил братии игуменом Варлаама, а сам удалился на соседнюю гору, вырыл себе здесь пещеру и стал подвизаться в затворе. Если кто из иноков стремился к более суровой аскетической жизни, он поселялся рядом с преподобным Антонием. Так об­ра­зо­ва­лись Ближ­ний (Антониевый) и Даль­ний (Феодосиев) пе­щер­ные мо­на­сты­ри.

Монастырь на старом месте постепенно благоустраивался. Число братии росло, пещерный храм стал слишком мал. Иноки выстроили над пещерой небольшую деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Затем было решено соорудить монастырь на поверхности земли. Это начинание было осуществлено по благословению преподобного Антония. Одновременно со строительством Печерского монастыря происходило основание обители во имя святого Димитрия Солунского князем Изяславом. В нее был поставлен игуменом преподобный Варлаам. Благословением преподобного Антония и с общего согласия братии на игуменство Печерского монастыря в 1057 году был избран кроткий и смиренный Феодосий. К тому времени число братии уже достигло ста человек. Великий киевский князь Изяслав подарил инокам гору, на которой был выстроен большой храм и келии, а вокруг поставлен частокол. Так образовалась славная Киево-Печерская обитель.

В подземном храме преподобного Феодосия Печерского

Став настоятелем, преподобный Феодосий начал стараться об учреждении правильного общежития по уставу цареградского Студийского монастыря. Главные черты учрежденного им общежития были следующие: все имущество у братии должно быть общее, время проводилось в непрестанных трудах; труды разделялись по силе каждого игуменом; каждое дело начиналось молитвой и благословением старшего; помыслы открывались игумену, который был истинным руководителем всех ко спасению. В тоже время он продолжил нести самые тяжелые монашеские послушания. Сам преподобный был во всем примером для братии: носил воду, рубил дрова, работал в пекарне, носил самую простую одежду, прежде всех приходил в церковь, и на монастырские работы. Кроме аскетических подвигов, преподобный Феодосий отличался великим милосердием к бедным и любовью к духовному просвещению и старался расположить к ним и свою братию. В обители он устроил особый дом для жительства нищих, слепых, хромых, расслабленных и на содержание их уделял десятую долю монастырских доходов. Кроме того, каждую субботу отсылал целый воз хлеба заключенным в темницах.

Высота духовности и святости, на которую восшел преподобный Антоний, была засвидетельствована по милости Божией многими чудесами. Известно чудо, связанное с построением соборного храма Печерской обители, когда Сама Пресвятая Богородица предстала преподобным Антонию и Феодосию во Влахернском храме в Константинополе, куда они были чудесно восхищены, и обещала не отлучаться от Печерского монастыря. При этом явлении преподобному Антонию было открыто близкое время его кончины. Однажды к преподобным Антонию и Феодосию явились из Византии мастера-каменщики. Они рассказали, что были вызваны во Влахерну Царицей, Которая, будучи окружена множеством воинов — в числе их были святые Антоний и Феодосии — послала их на Русь строить Ей храм и дала с избытком золота, а также мощи святых мучеников и наместную икону.

Слушавшие греков прославили Бога. Преподобный Антоний объяснил им, что произошло чудо — они со святым Феодосием никуда не выходили из обители. Место будущего соборного храма обители открылось по молитвам преподобного Антония, причем он явил себя духовно подобным древним пророкам Гедеону и Илии. В первую ночь молитвы Господь явился ему и открыл, что преподобный обрел благодать перед Ним. Тогда святой Антоний молитвенно просил, чтобы наутро по всей округе, за исключением места будущего храма, выпала роса. Так и произошло. На другую ночь преподобный Антоний просил, чтобы случилось наоборот — и на святом месте оказалась роса. На третий день, помолившись, измерили золотым поясом длину и ширину храма, и преподобный Антоний низвел молитвой огонь, который очистил означенное место от растительности. Так было положено основание соборного храма Киево-Печерской обители.

Успенский Собор сегодня

Ве­дя рас­сказ об этом, ле­то­пи­сец за­ме­ча­ет, что хо­тя и су­ще­ству­ют мно­гие мо­на­сты­ри, устро­ен­ные бо­гат­ством ца­рей и бо­яр, од­на­ко они не мо­гут срав­нить­ся с те­ми, ко­то­рые стро­ят­ся мо­лит­ва­ми свя­тых, их сле­за­ми, по­ще­ни­ем и бде­ни­ем. Так и пре­по­доб­ный Ан­то­ний не имел зо­ло­та, но сво­и­ми тру­да­ми воз­рас­тил оби­тель, несрав­ни­мую с дру­ги­ми, ко­то­рая яви­лась пер­вым ду­хов­ным цен­тром Ру­си.

Основанная преподобным Антонием и устроенная преподобным Феодосием Киево-Печерская обитель сделалась образцом для других монастырей и имела великое значение для развития Русской церкви. Из ее стен выходили знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели. Из святителей, постриженников Киево-Печерской обители, особенно известны святые Леонтий и Исаия (епископы Ростовские), Нифонт (епископ Новгородский). преподобный Кукша (просветитель вятичей), писатели преподобный Нестор Летописец и Симон.

Современный вид Киево-Печерской Лавры

Святые преподобные Антоний и Феодосий являют пример монашеской жизни. Преподобный Антоний – молитвенник, затворник, подвиг которого через много веков повторили монахи, пожелавшие строгой, аскетической жизни и ставшие первыми насельниками в Гефсиманском скиту. Особые испытания ложатся на плечи игумена монастыря, которому по примеру преподобного Феодосия, нужно строить жизнь обители, с особой мудростью наделять послушания монахам и являть собой пример соблюдения молитвенного настроя.

Преподобные Антоний и Феодосий

Святая жизнь преподобного Антония озарила всю Русскую землю красотой монашеского подвига. В своем затворническом подвиге преподобный Антоний победил немощи падшей человеческой природы и получил от Господа дар прозрения и чудотворений, исцеления и изгнания бесов. Дар целителя преподобный передал своему ученику святому Агапиту, который прославился как искуснейший врач.

Преподобный Антоний преставился ко Господу на 90-м году жизни 7 мая 1073 года. Честные мощи этого преподобного первоначальника были тогда же положены в той же пещере под великим монастырем, в которой он скончался. Мощи его скрыты от зрения и видеть их нам доселе чудесно возбраняет Бог, дивный во святых Своих: многие дерзнувшие раскопать место, на котором положено честное тело преподобного отца нашего Антония, были наказаны огненным попалением и болезнями телесными, пока не покаялись в своем дерзновении. Но если мощи преподобного отца нашего Антония удалены от нашего зрения, то помощь его всегда с нами и близка ко всем призывающим его. Мощи его творят неиссякающие чудеса, помогая всем с верой притекающим к честному гробу преподобного. Причислен к лику святых в 1130 году.

Гроб преподобного Антония Печерского

в Ближних пещерах

Память преподобного Антония совершается:

– 2 (15) сентября – вместе с преподобным Феодосием Печерским;

– 28 сентября (11 октября) – в составе Собора преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих.

Преподобный Феодосий скончался в 3 мая 1074 году. Похоронили его в выкопанной им пещере, в которой он уединялся во время поста. Мощи подвижника были обретены нетленными в 1091 году. Перенесение мощей преподобного в церковь было совершено в праздник Успения Богородицы при стечении многих епископов и игуменов киевских монастырей. Во время татарского нашествия мощи Феодосия были положены под спуд у западных дверей храма, где и находятся по настоящее время. К лику святых преподобный Феодосии был причислен в 1108 году. Из произведений преподобного Феодосия до нас дошли 6 поучений, 2 послания к великому князю Изяславу и молитва за всех христиан.

Гроб преподобного Феодосия Печерского

в Дальних пещерах

Память преподобного Феодосия совершается:

– 14 (27) августа – перенесение мощей;

– 28 августа (10 сентября) – в составе Собора преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих;

– 2 (15) сентября – вместе с преподобным Антонием Печерским.

Ссылка на основную публикацию