Акафист святому преподобному Трифону, Печенгскому чудотворцу
Кондак 1
Избравшу тя Пастыреначальнику Христу во апостола страны северныя, абие отринул еси, досточудне Трифоне, мира сего красная, претерпел же всяко озлобление, благовестил еси седящым во тме и сени смертней Бога явльшагося плотию: темже со апостолы срадуется дух твой в небесных обителех. Имея убо дерзновение ко Христу Богу нашему, от всяких бед избави нас зовущих:
Радуйся, Трифоне, страны северныя просветителю, Печенгский чудотворче.
Икос 1
Ангелы Своя странам и языком предстатели даровавый Бог, егда прииде времен исполнение, моления ради ангела страны, яже близ океана хладна, и народа лопска предстателя, призва тя во благовестие, всехвальный Трифоне, яко да спасени будут людие тии. Поминающе убо сия, вопием ти:
Радуйся, священнаго корене благое прозябение.
Радуйся, пустынным издетска житием сосуд избран себе Богови уготовавый.
Радуйся, зван быв свыше, к океану морю преселивыйся.
Радуйся, во Христе грядущее избавление тамо благовестивый.
Радуйся, поспешествующей ти благодати Божией, приведый ко Христу чад множество.
Радуйся, совершенною Христа любовию уязвився, образ по сем иноческий на себе приемый.
Радуйся, Троицы Живоначальныя обитель устроивый, и яже ко Христу монахов ликостояния.
Радуйся, велия ради смирения от начальства над обителию отрекийся, повелеваяй зверьми дивиими.
Радуйся, течение свое святолепне скончав, благочестне ко Христу отшедый.
Радуйся, яко обитель твоя, от враг разоренная, по словеси твоему паки возставится.
Радуйся, по преставлении твоем царя Феодора спасый и всем потребная скоро подаваяй.
Радуйся, Трифоне, страны северныя просветителю, Печенгский чудотворче.
Кондак 2
Видяща родителя твоя, досточудне Трифоне, издетска постническое твое житие, аще и стужастася о твоем терпении, обаче радовастася, проразумевающа, яко хощет Господь воздвигнути тебе нова миру светильника, и Тому воспеваста: Аллилуиа.
Икос 2
Разум свыше осени тя, преподобне, всего себе предати Христову изволению, имже в пустыню приведен был еси: тамо бо найде на тя Сила Божия, во еже благовестити Евангелие Хритово народу иному. Темже вопием ти:
Радуйся, иереа Божия радосте и матере твоея веселие.
Радуйся, родителей честных чадо, от Бога зело возлюбленное.
Радуйся, девство драгое и чистоту душевную соблюдый непорочны.
Радуйся, издетска в дому Божии, аки Христос отрок, приметатися изволивый.
Радуйся, услышавый тамо слово реченное: пустынным живот сокровен есть, божественным рачением воскриляющымся.
Радуйся, оным гласом, яко воин, на служение Царю призванный.
Радуйся, пустынным житием себе в добрем изволении утвердивый.
Радуйся, во юности плотския страсти умертвивый.
Радуйся, постом душу свою, во еже глас свыше слышати, предочистивый.
Радуйся, от Христа языку лопску избранный благовестниче.
Радуйся, еже о мире сем отложивый попечение и абие вослед Христу последовавый.
Радуйся, Трифоне, страны северныя просветителю, Печенгский чудотворче.
Кондак 3
Силою во еже благовестити, свыше Христос облече тя, досточудне Трифоне. В пустыни бо, аки Моисеови древле в купине, глас ти бысть: «Иди в землю необетованную и рцы, яко любы обручения Моего не разорится». Егда же рекл еси: «Кто еси Господи»; отвеща ти: «Иисус Есмь, Егоже ты ищеши». Сия же слышав, со умилением преклонься, возопил еси Тому: Аллилуиа.
Икос 3
Имущу ти, аки Моисей, смирение велие, во еже отрещися такова звания, рекл еси, преподобне: «Невежда есмь, Господи, и малокнижен». Обаче Той заповеда ти: «Ничесоже вопреки глаголи, яко на вся послю тя, и идеши. вся, яже заповедаю ти, глаголи, не убойся, с тобою бо Есмь». Сего ради вопием ти:
Радуйся, радости родителей твоих оправдание.
Радуйся, видевый славы Отчия сияние.
Радуйся, яко благодать Божия излияся на тя богатно.
Радуйся, яко разумение ти языков дадеся.
Радуйся, яко найде на тя дух премудрости и ведения.
Радуйся, Духа Святаго приятелище.
Радуйся, силою Божиею аки мечем препоясанный.
Радуйся, яко рыбарь ко океану на уловление душ человеческих во спасение призванный.
Радуйся, Андреа Первозваннаго, на горах Киевских благовестника ревнителю.
Радуйся, Мефодиа и Кирилла избранный последователю.
Радуйся, Гуриа и Варсонофиа, Стефана и Иннокентиа достойный преемниче.
Радуйся, Трифоне, страны северныя просветителю, Печенгский чудотворче.
Кондак 4
Бури океана хладна не убоявся, любовию Христовою согреваемь, во страну северную преселился еси, досточудне Трифоне, да предложиши тамо народу Лопску огнь любве Божия, хлад и мрак души разгоняющ, во еже чистым сердцем и усты воспевати: Аллилуиа.
Икос 4
Слышаще идолов посрамление от тебе, злочестивии людий сих учителие, кебуни нарицаеми, злобу велию воздвигоша на тя, преподобне, по ланитома биюще, по каменем влачаще, и ины пакости деюще. Мы же зряще тя, со смирением таковая приемлюща, умильно вопием:
Радуйся, яко купец многоценна ради бисера ко океану устремивыйся.
Радуйся, ввергий мрежу свою на уловление душ во спасение.
Радуйся, тщету идолов обличивый.
Радуйся, сего ради аки Павлово от иудей страдание приемый.
Радуйся, яко слово Божие светлостию лица твоего утверждашеся.
Радуйся, яко слово твое пройде в сердца окамененная.
Радуйся, от Бога создание всея твари из небытия народу лопарску возвестивый.
Радуйся, благовестивый сим людем во Адаме наше падение, во Христе же обновление.
Радуйся, отриновенныя Христовым обручением утешивый.
Радуйся, благовестием твоим небесныя лики возвеселивый.
Радуйся, ангела предстателя страны северныя себе явивый.
Радуйся, Трифоне, страны северныя просветителю, Печенгский чудотворче.
Кондак 5
Боготечней звезде уподобився, всю страну северную обтекл еси, досточудне Трифоне. Яко бо денница, солнцу преходящая, от языка лопска привел еси ко Христу чад множество, иже со умилением сердца приимше крещение, возопиша о тебе Богу: Аллилуиа.
Икос 5
Видение бе дивное, егда от мрачна неведения тобою приведеннии Христови сочеташася: земля бо и небо ликоваху, во струях Печенги, аки Иордана и Днепра, зряща множество крещаемых. Поминающе убо сия, восклицаем ти:
Радуйся, гласе вопиющаго, от народа лопска услышанный.
Радуйся, Крестителя Христова собеседниче.
Радуйся, яко тма идольская от тебе разорися.
Радуйся, яко крест, аки знамя победное, тобою зде водрузися.
Радуйся, яко трапеза бесовская ни во что же тамо вменися.
Радуйся, яко вместо тоя утвердися тамо трапеза Христова спасительная.
Радуйся, тобою бо Матерь Божия прославися.
Радуйся, яко святии просвященным тобою людем присни сташа.
Радуйся, яко Владимир святый, зря чад умножение, возвеселися.
Радуйся, в распутиях мира сего обретый на вечерю Христову избранныя.
Радуйся, Церкве от народа лопска создателю.
Радуйся, Трифоне, страны северныя просветителю, Печенгский чудотворче.
Кондак 6
Егда проповедано бысть Евангелие всей стране северней, ин подвиг приял еси на себе, досточудне Трифоне. Языку бо крещену бывшу, абие прием образ ангельский, создал еси обитель Живоначальныя Троицы, в нюже стечеся инок множество, во еже пети Богу: Аллилуиа.
Икос 6
Возсия во мраце Севера, яко светильник света невечерняго, обитель от тебе созданная, светом Троическим вся осиявающая. Темже радующеся вопием ти:
Радуйся, апостолом веселие, преподобным же удобрение.
Радуйся, кукулем, аки венцем незлобия, главу свою увязивый.
Радуйся, поясом чресла своя во умерщвление плоти препоясавый.
Радуйся, Иоанну Богом возлюбленну поревновавый.
Радуйся, нестяжания учителю.
Радуйся, смирения великаго носителю.
Радуйся, каменю, на немже создася жилище Пресвятыя Троицы.
Радуйся, в жилищих тмы селение света невечерняго соделавый.
Радуйся, яко возстена князь мира сего, зря воинства Христова водворение.
Радуйся, яко зде ста колесница, Иезекиилем созерцанная.
Радуйся, яко вознесеся седящему на ней песнь великая, в вышних песнословимая.
Радуйся, Трифоне, страны северныя просветителю, Печенгский чудотворче.
Кондак 7
Хотяй чада своя препитати и спасти, егда глад стране прилучися, блаженному Гурию предал еси, досточудне Трифоне, обитель от тебе созданную, сам же изшед во Отечествие, осмерицу лет по градом тамо прехождал еси, даяния блага приемля и поя Богу: Аллилуиа.
Икос 7
Новую купель Силоамскую яви тя Бог, преподобне, егда странен сый во Отечествии, приемля даяния, многоценна сокровища всем источал еси, тобою бо слепии прозираху, немии глаголаху, недужнии здравие улучаху. Чудящеся сему, ублажаем тя:
Радуйся, Моисеови уподобивыйся.
Радуйся, Товита праведна ревнителю.
Радуйся, яко Товиа в путех ангелом храненный.
Радуйся, святителя Николаа Мирликийскаго подражателю.
Радуйся, Сампсона страннолюбива и Филарета милостива увеселителю.
Радуйся, алчущих питателю.
Радуйся, сирых заступление.
Радуйся, вдовиц ограждение.
Радуйся, младенцев соблюдение.
Радуйся, милосердия учителю.
Радуйся, образе жития богоугоднаго.
Радуйся, Трифоне, страны северныя просветителю, Печенгский чудотворче.
Кондак 8
Странствие скончавая, к царствующему граду устремился еси, досточудне Трифоне, идеже новое о тебе чудо благоволи Бог сотворити: не сущу бо еще ти тамо, со единем от обители Соловецкия цареви предстал еси дивно. Темже последи той, приемль тя любовию, всякаго исполни даяния, поя Богу: Аллилуиа.
Икос 8
Весь благоговеинства исполнився, в тое же время царевич Феодор, изшед от церкве, посла ти, преподобне, одежды своя, яко да милостыня его предъидет царскому даянию, еже и бысть по сем велие. Темже вопием ти:
Радуйся, смирения ради вознесенный.
Радуйся, сильным мира сего явленный.
Радуйся, яко царь пришествию твоему удивися.
Радуйся, яко явлением двою той возвеселися.
Радуйся, от царя достойне почтенный.
Радуйся, от сына царева одаренный и возлюбленный.
Радуйся, от напастей сего выну соблюдавый.
Радуйся, яко милостынею его обитель твоя снабдеся.
Радуйся, яко благочестием его царство Российское увеселися.
Радуйся, яко царство наше цари благочестивыми украшается.
Радуйся, яко святыми мужи оное утверждается.
Радуйся, Трифоне, страны северныя просветителю, Печенгский чудотворче.
Кондак 9
Всяких дарований исполнен сый, паки во страну северную, аки солнце к захождению, притек, досточудне Трифоне, создал еси церковь благоверных князей Бориса и Глеба, и оставль обитель, в дольней пустыни водворився, остаток дний своих препроводил еси в терпении мнозе, поя Богу: Аллилуиа.
Икос 9
Витии от инок дивное еже ти тварей повиновение всюду возвестиша, преподобне: не сущу бо ти единожды в келлии, зверь дивий в ню вниде и начат бывшая ясти. Возвращшу же ти ся и наказавшу сего, николиже паки ко обители твоей от тацех приближатися смеяше. Сему же чудящеся, взываем ти:
Радуйся, ластовице пустыннолюбивая.
Радуйся, Успенския пустыни украшение.
Радуйся, молчания образе.
Радуйся, прилоги лукаваго уразумевый.
Радуйся, гордыни его не приложивыйся.
Радуйся, стрелы того безсильны явивый.
Радуйся, в конец сего посрамивый.
Радуйся, Адаму первозданну уподобивыйся.
Радуйся, яко тя зверие дивии царя себе познаша.
Радуйся, от земнородных прозябение дивное.
Радуйся, кораблю великий, ко пристанищу тихому приблизивыйся.
Радуйся, Трифоне, страны северныя просветителю, Печенгский чудотворче.
Кондак 10
Спасти хотя собранныя, прежде кончины твоея досточудне Трифоне, паки во обитель твою прешел еси, и Богови служение заповедал еси братии: юже грядущаго ради озлобления Христовым утешив милосердием, в небесныя кровы отшел еси, идеже со святыми поеши Богу: Аллилуиа.
Икос 10
Стена был еси чадом обители твоея, преподобне, иже со умилением поюще надгробная, положиша святое тело твое, якоже заповедал еси, в пустыне тобою возлюбленней Зряще же оное токи чудес источающее, радостно возопиша:
Радуйся, Пресвятыя Троицы изрядный почитателю.
Радуйся, Девы Преблагословенныя ублажателю.
Радуйся, святым Зосиме, Савватию и Герману единонравный.
Радуйся, добре Богови поживый.
Радуйся, в старости мастите ко Христу преселивыйся.
Радуйся, яко глава твоя, приклонена сущи, труды извествоваше.
Радуйся, седина бо твою мудрость обличаше.
Радуйся, таланты, от Бога ти вданныя, приумноживый.
Радуйся, благий рабе, вшедый в радость Господа твоего.
Радуйся, честных монахов похвало и украшение.
Радуйся, обители твоея присный Богови предстателю.
Радуйся, Трифоне, страны северныя просветителю, Печенгский чудотворче.
Кондак 11
Пение всеумиленное приносим ти, досточудне Трифоне! Обитель бо твоя, аще по словеси твоему от свеев разорися, обаче страданием братий прославльшися, паки возставися. Аще и вторицею опусте, силою же лучшею ныне обновися, в нюже иноцы текуще, о тебе радостно Богови поют песнь немолчную: Аллилуиа.
Икос 11
Светозарней звезде уподобися обитель твоя, преподобне, егда ю свее разоряху: чада бо, тобою собранная, терпением враги посрамиша, венцы мученическими украсишася, и купно с церковию огнем попалившася, яко жертва угодна Богови принесошася. Поминающе убо таковая, умильно вопием ти:
Радуйся, грядущая в Бозе созерцаяй.
Радуйся, обители разорение предъявивый.
Радуйся, до времене ю вои небесными соблюдавый.
Радуйся, яко ученик твой Иона, молитвами тя выну чтый, в пустыни твоей от меча скончася.
Радуйся, Гуриа, Германа и иных прославленных Богом подвижников веры и благочестия наставниче.
Радуйся, яко вся чада твоя от Христа прияшася.
Радуйся, яко обитель твоя паки возставися.
Радуйся, яко паки тем светильник благочестия страны даровася.
Радуйся, тою лжеучения сокрушаются.
Радуйся, святыя бо твоя мощи аки камень краеуголен являются.
Радуйся, яко вся коемуждо полезная молитвами твоими даруеши.
Радуйся, Трифоне, страны северныя просветителю, Печенгский чудотворче.
Кондак 12
Благодати Христовы носителю, досточудне Трифоне! С верою тя призывающым полезная подаеши, от напастей же, яко царя Феодора, скоро избавляеши. Сему бо нощию явився во стане, рекл еси: «Скоро изыди, да не найдет на тя смерть нечаянная». Сия же сотворшу ему, абие от стреляния вражеска скиния опровержеся и ложе разметася, людие же чудящеся пояху: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще Богу песнь благодарения, радуемся о тебе, преподобне, яко вся нам полезная даруеши. Тобою бо пагуба отгоняется, здравие улучается, мир и благоустроение водворяется: понеже на небесех присно ходатайствуеши о нас, взывающих ти сице:
Радуйся, на небесех о нас теплый предстателю.
Радуйся, почитающих тя верный хранителю.
Радуйся, не чтущих тебе вразумителю.
Радуйся, духов злобы отгонителю.
Радуйся, помраченных умы просветителю.
Радуйся, недугов изрядный целителю.
Радуйся, от потопления морскаго спасателю.
Радуйся, яко тобою царю Феодору даровася избавление.
Радуйся, яко тобою небесное царей наших познася соблюдение.
Радуйся, яко тобою всяка печаль отгоняется.
Радуйся, яко тобою благочестие во обители твоей и по всей стране сей утверждается.
Радуйся, Трифоне, страны северныя просветителю, Печенгский чудотворче.
Кондак 13
О преподобне и досточудне отче наш Трифоне! Живоначальней предстоя Троице, в неприступнем свете и радости неизглаголанней, приими сие от умиленнаго ти сердца возносимое хваление, и не престай моляся о нас, да поживше благочестне, по успении нашем сретени от тебе обрящемся на небесех, и воспоем Богови со ангельскими лики: Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й)
Молитва святому преподобному Трифону, Печенгскому чудотворцу
О Всесвятыя Троицы угодниче, о блаженнейший и равноапостольный пастырю, преподобне отче наш Трифоне! Не забуди твоея паствы, поминай во святых твоих и богоприятных молитвах, приносимых в Троице славимому Богу, стадо твое, еже сам, по благовестию от ангела, пришествием твоим собрал и упасл еси. Понеже в сродстве твоего мирскаго жилища, слышав во святей церкви на утрени поющих: «Пустынным живот сокровен есть, божественным рачением воскриляющымся»; и от того восперився божественною любовию, оставль дом и сродство, и пришед вскрай северныя страны, просветил еси святым крещением неведущий Творца, всех Бога, лопарский народ, за еже, во утверждении христианския веры, многа изгнания и злоключения подъял еси. И близ реки Печенги в пустыню вселився, братию из многих градов и весей собрав, велию обитель воздвигл еси, и при отшествии к небесным селением, о посещении твоея обители пророчествия дар от Бога восприял еси, и по смерти на мори и на суши многа чудеса и цельбы с верою просящым сотворил еси и ныне твориши. Темже молим тя, не забуди присещати чад твоих: моли за ны, преподобне отче, приходящыя к тебе с верою, и за вся христианы, яко имеяй дерзновение к Безсмертному Царю Христу всех Богу. Не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас верою и любовию чтущих тя и поминающих святую память твою. Аще бо ты и преставился еси от нас телом, но и по смерти живый духом, всегда чудодействуеши. Молитвами твоими сохраняй нас от стрел и козней вражиих, и всякия прелести бесовския, и от враг видимых и невидимых. Пастырю наш добрый! Аще мощи твоя в раце незрими нам суть, обаче, понеже всегда в Троице славимому Богу, при Престоле Его непостижимаго величествия неотступно в молитвах предстоиши, усердно к тебе прибегаем и просим: умоли и испроси нам время к покаянию, да в час исхода души прейдем от земных к небесным, мытарств же воздушных и вечныя муки избавимся, и Небесному Царствию наследницы будем со всеми от века угодившими. О всеблаженне отче наш Трифоне! Не презри и ныне нас, притекающих к тебе, яко да молитвами твоими и помощию спасаеми, славу и благодарение, хвалу и поклонение за вся в Троице единому Богу, всех Создателю возсылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитвы о работе Святому Трифону
Святой Трифон – помощник для тех, кто старается выполнить свою работу честно и отличается ответственностью и обязательностью. Молитва святому Трифону о помощи в работе помогает в решении производственных проблем, на какой почве бы они не возникали. О его благоволении тем, кто готов ради выполнения поставленной задачи преодолеть все преграды, повествует придание. В нем рассказывается о помощи, которую он оказал своему тезке, сокольничему Трифону, жившему во времена Ивана Грозного и служившего при его дворе.
Чудо св. Трифона на Руси
Однажды во время охоты любимый сокол царя неожиданно улетел в неизвестном направлении, и найти его не могли. Тогда Иван Грозный дал своему сокольничему три дня на поиски пропавшей птицы, грозя, если он ее не найдет, страшной карой.
Безуспешные поиски привели юношу в лес, где он, обессиленный, заснул. Во сне ему явился Святой Трифон на коне, на руке которого сидел сокол. Святой указал место, где стоит искать пропавшую птицу, и на следующий день именно там ее и нашли.
Благодарный сокольничий Трифон в честь своего небесного защитника построил часовню, а на русских иконах с той поры Святой Трифон стал изображаться верхом на коне и с соколом в руке.
О чем просить святого Трифона?
Святой покровительствует охотникам и рыболовам, а также помогает решать жилищные вопросы, найти утерянные вещи, не потерять выращенный урожай. Молитва мученику Трифону о работе также не остается без внимания. К нему могут обращаться в следующих случаях, если нужно:
- найти безработному место;
- сменить рабочее место на более лучшее;
- стать независимым материально;
- уберечься от увольнения;
- добиться успеха и продвижения по карьерной лестнице.
Для решения возникших проблем можно читать молитву Святому Трифону, чтобы найти работу.
Молитвы о помощи в работе мученику Трифону
Молитвы могут произноситься в любой трудной ситуации, связанной с работой. Обычно их произносят перед иконой Святого Трифона. Но даже при ее отсутствии слова молитвы святому Трифону об удаче на работе, произнесенные от чистого сердца, будут услышаны.
Тропарь, глас 4
Му́ченик Твой, Го́споди, Три́фон/ во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего:/ име́яй бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости./ Того́ моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.
Перевод: Мученик Твой, Господи, Трифон подвигом своим венец нетленный получил от Тебя, Бога нашего; ибо он, имея силу Твою, мучителей низложил, сокрушил и демонов немощные дерзости. По молитвам его, Христе Боже, спаси души наши.
Ин тропарь, глас 4
Пи́щи Боже́ственныя, треблаже́нне,/ наслажда́яся на Небесе́х неоску́дно,/ сла́вящих пе́сньми па́мять твою́ покры́й/ и сохрани́ от вся́кия ну́жды,/ отжени́ вредя́щих ни́вам живо́тных,/ да тебе́ от любве́ вопие́м всегда́:// ра́дуйся, Три́фоне, му́чеников укрепле́ние.
Перевод: Роскошью Божественною на небесах наслаждаясь обильно, треблаженный, славящих песнопениями память твою покрой и сохрани от всякой беды, отгони вредящих нивам животных, дабы мы тебе по любви взывали всегда: «Радуйся, Трифон, мучеников укрепление!
Кондак, глас 8
Тро́ическою тве́рдостию/ многобо́жие разруши́л еси́ от коне́ц, всесла́вне,/ че́стен во Христе́ быв, и, победи́в мучи́тели во Христе́ Спаси́теле,/ вене́ц прия́л еси́ му́ченичества твоего́/ и дарова́ния Боже́ственных исцеле́ний,// я́ко непобеди́мь.
Перевод: Силою Троицы разрушил ты многобожие в пределах земных, преславный, досточтимым пред Господом став; и, победив мучителей Христом Спасителем, получил венец мученичества твоего и дарования Божественных исцелений, как непобедимый.
Текст сильной молитвы Трифону о работе
О, святы́й му́чениче Христо́в Три́фоне, ско́рый помо́щниче и всем к тебе́ прибега́ющим и моля́щимся пред святы́м твои́м о́бразом скоропослу́шный предста́телю! Услы́ши ны́не и на вся́кий час моле́ние нас, недосто́йных рабо́в твои́х, почита́ющих святу́ю па́мять твою́ во всечестне́м хра́ме сем, и предста́тельствуй о нас пред Го́сподем на вся́ком ме́сте. Ты бо, уго́дниче Христо́в, в вели́ких чудесе́х возсия́вый, источа́яй цельбы́ притека́ющим к тебе́ с ве́рою и су́щия в ско́рбех челове́ки заступа́яй, сам обеща́лся еси́ пре́жде исхо́да твоего́ от жития́ сего́ тле́ннаго моли́тися за ны ко Го́споду и испроси́л еси́ у Него́ дар сей: а́ще кто в како́й-ли́бо ну́жде, печа́ли и боле́зни душе́вней или́ теле́сней призыва́ти на́чнет свято́е и́мя твое́, той да изба́влен бу́дет от вся́каго прило́га зла́го. И я́коже ты иногда́ дщерь царе́ву, в Ри́ме гра́де от диа́вола му́чиму, исцели́л еси́, си́це и нас от лю́тых его́ ко́зней сохрани́ во вся дни живота́ на́шего, наипа́че же в день после́дняго на́шего издыха́ния предста́тельствуй о нас. Бу́ди нам тогда помо́щник и ско́рый прогони́тель лука́вых духо́в, и к Ца́рствию Небе́сному предводи́тель. И иде́же ты ны́не предстои́ши с ли́ки святы́х у Престо́ла Бо́жия, моли́ Го́спода, да сподо́бит и нас прича́стники бы́ти присносу́щнаго весе́лия и ра́дости, да с тобо́ю ку́пно прославля́ем Отца́ и Сы́на и Свята́го Уте́шителя Ду́ха во ве́ки. Ами́нь.
Перевод: О, святой мученик Христов Трифон, скорый помощник и покровитель, внимающий всем к тебе прибегающим и молящимся перед святым твоим образом. Услышь ныне и во всякое время моление наше, недостойных рабов твоих, почитающих святую память твою в этом поистине достойном храме, и будь нашим покровителем перед Господом всюду. Потому, как ты угодник Христов, воссиявший великими чудесами, подающий исцеление всем с верой к тебе приходящим и скорбящих людей защищающий, сам дал обещание перед оставлением этой тленной жизни молиться за нас Господу и испросил у Него такой дар: если кто в какой-либо нужде, печали и болезни душевной или телесной начнет призывать святое имя твое, тот избавлен будет от всякого подступающего зла. И как ты в известное время дочь царя в Риме, мучимую диаволом, исцелил, так же и нас от его жестоких козней сохрани во все дни нашей жизни, особенно же в день нашей смерти будь нашим покровителем. Будь в тот день нашим помощником, изгоняющим злых духов и ведущим нас к Царству Небесному. И там, где ты теперь предстоишь со святыми у престола Божия, моли Господа, чтобы сподобил Он и нас быть причастниками вечного веселья и радости, и мы с тобой вместе прославляем Отца и Сына и Святого Утешителя Духа во веки. Аминь.
К святому можно обращаться за помощью, если проблемы с работой возникли не только лично у молящегося, но и у его родственников. Сильная молитва Святому Трифону о работе может звучать от матери, которая просит помощи и поддержки для своего сына, дочери или для мужа.
Мученик Трифон и чудеса по его молитвам
Чудеса по молитвам к мученику Трифону — реальность или выдумки? В этой статье мы собрали истории реальных людей о помощи по молитвам к Святому.
Чудеса по молитвам к мученику Трифону
О мученике Трифоне я узнала неожиданно. В далёкие 90-е годы, когда были неприятности на работе и враги, я буквально приползла в Донской монастырь, помолиться. И встретила там старца, иеромонаха Даниила (Сарычева). Он неторопливо вёл службу, неторопливо ступал по маленькому храму монастыря и кадил. Молился коленопреклонённо со слезами на глазах пред чудотворной Донской.
После службы рискнула обратиться к старцу с просьбой помолиться обо мне. Описала ситуацию и услышала ответ: «Молись мученику Трифону. Он защищает от врагов. И Даниилу Московскому». Придя домой, стала искать в книжке «Все храмы Москвы» и обнаружила церковь, где есть икона с частицами мощей этого святого. И отправилась туда.
Позже услышала рассказ отца Даниила с амвона. Он говорил о том, как в молодости он искал работу. После того, как отслужи молебен мч. Трифону, он вернулся домой. Каково же было его удивление, когда у себя на столе увидел конверт с приглашением на вакансию. Правда, тогда он решил пойти учиться.
Такие рассказы очень вдохновляют. Теперь стараюсь почаще обращаться к этому святому. И он очень скор на помощь, быстро слышит. Как же радостно на душе от его чудес!
В Москве, на улице Трифоновской, есть маленький храм, старинный, белокаменный, в честь мученика. Когда-то он был большой, но после революции взорвали два его придела. Основной — этот самый, старинный белокаменный — храм удалось отстоять. И здесь после продолжительного перерыва возобновились богослужения. Хотя и сейчас они проходят только по субботам-воскресеньям, мученик Трифон слышит всегда тех, кто к нему приходит, кто обращается к нему с молитвой. Клирики храма рассказывают, что св. Трифон помогает найти работу, решить жилищный вопрос. А также — найти потерянное. Причем зафиксировано много случаев такой помощи святого людям.
Рассказы современников.
— Сегодня по молитве св. мученику Трифону случилось чудо — нашлись безнадёжно утерянные документы. Нашлись в месте, где вообще не могли находиться по логике. От нахождения документов зависели многие важные дела. Это не первый случай, когда по молитвам именно этому святому что-то ненаходимое находится, а потому с радостью об этом свидетельствую и повторяю: «Радуйся, Трифоне, скорый помощниче всем, с верою и любовию к тебе притекающим!»
— Слышали от православных людей о помощи в трудоустройстве святого Трифона, но никогда не обращались к святому мученику.
Мой муж решил поменять работу, не зная даже, куда он может пойти работать. Я нашла в молитвослове молитву святому Трифону и попросила помочь мужу. В тот же день позвонил наш друг и предложил моему супругу вполне приличную работу, где он сейчас и трудится.
Честно сказать, мы не ожидали такой быстрой помощи! Это очередное чудо, явленное Богом через Его святых угодников!
— Нам мученик Трифон помог, когда у моего сына, грудного младенца, были колики. Он так страшно кричал, что мы все переругались дома, и я в отчаянии стала читать ему акафист. В тот вечер сынишка первый раз не заплакал, и в следующий — тоже, так и прошли колики… Кто- то скажет — совпадение, но я-то знаю, что это такое было.
— В нашем храме была бабушка, у чьей дочери была очень тяжелая ситуация с квартирой. Бабушка стала заказывать молебны этому святому, ездить по храмам, где есть его иконы. В скором времени дочери… дали квартиру на ул. Трифоновская.
Еще слышала в Томске от одного батюшки, что у них корова потерялась… Она вышла прямо из кустов, когда был прочтен акафист мученику Трифону!
Нашла новую работу в прошлом году за две недели. Мой духовный отец служил за меня молебен мученику Трифону.
— Я от уныния и печали молился св. Трифону — прошло быстро, буквально за минуты!
— Мне тоже есть, за что благодарить св. мученика Трифона!
Кстати, день его памяти — 14 февраля — приходится как раз на «День Святого Валентина». Нам как-то батюшка в церкви сказал: св. Трифон принял такую тяжелую мученическую кончину за Христа, а мы в этот день радуемся, веселимся и празднуем Валентина. Я с тех пор по-другому к 14 февраля относиться стала.
— Святой мученик Трифон помог мне и нашей семье. Очень ему благодарны. В трудных ситуациях иду в храм на Трифоновской улице в Напрудной слободе.
— Хотела бы рассказать о чуде, недавно случившемся в моей семье.
Мы срочно собирались на дачу. В суматохе, во время перестановки мебели в квартире, потеряли ключи. Запасных в деревне нет. Кажется, всё обыскали. Уже выходить надо на электричку через полчаса, а ключей нет. Решили остановиться у родственников. И тут я решила читать акафист мученику Трифону. На 13-м кондаке мама вошла в мою комнату, звеня ключами. Они были в женской сумочке, лежавшей на дне огромного мешка с пустыми пакетами, находящегося где-то на балконе… Благодарю св.Трифона за найденную пропажу!
— Напишу про чудо с моим котом. Кот потерялся, и его не было 2,5 месяца. Уже все сроки ожидания прошли, мы кота мысленно похоронили. Но св. мученик Трифон не посрамил моих на него упований и вернул моего любимца в целости и невредимости. Где-то я читала, что св. мученика Трифона именно так и молят — с уверенностью в его помощи и с любовью. И тогда он всегда помогает.
— Хочу рассказать об одном случае, который произошёл со мной в Сербии.
Я поехала на такси в горный монастырь Сапочаны (на такси, т.к. накануне прошла километров 30 по горам в поисках другого монастыря, и там растеряла все силы…) Когда меня водитель вёз обратно в город, я что-то смотрела в сотовом. А потом положила его в карман куртки. Доехали до центральной площади города, где меня водитель высадил, и я пошла гулять по городу. Когда через полчаса я решила посмотреть, сколько времени, то поняла, что телефона у меня больше нет. Я всё обыскала, но не нашла. Побежала назад на центральную площадь, по дороге моля св. Трифона, чтобы мой сотовый как-нибудь нашёлся (хотя, как он мог найтись?? Таксистов много, мой — неизвестно в каком направлении уехал. Да и не факт, что я потеряла сотовый именно в такси, а у меня его кто-то не вытащил из кармана, например…) Прибегаю на площадь, к стоянке таксистов. Начинаю там первому встречному таксисту рассказывать, что потеряла сотовый.
— В Сапочаны? Это тебя возили в Сапочаны? — переспрашивает он по-сербски.
— Да, это меня!! Вы не знаете, где таксист, который меня возил?
И закрутилось. Водители стали куда-то звонить, между собой обсуждать, собралось их человек 10, наверное. В итоге нашли моё такси, а из него уже идёт водитель и хитро улыбается. Показывает сотовый (мой), говорит, «а я его нашёл между сидением и дверью, он завалился…»
Радости было! В путешествии сотовый был мне очень нужен, да и вообще, там все контакты и прочая информация… Вот так мне чудесным образом св. Трифон помог вновь обрести мой сотовый!
— По молитве к мч. Трифону нашлась моя собака… Это она сейчас стала домашняя, а когда нам её отдали, была взрослая и дикая. Как-то на прогулке в парке убежала. Я в темноте её искала повсюду, звала… Когда вспомнила про св. Трифона и попросила его о помощи, моя собака вышла из кустов. Это было большое чудо, ведь от дома было уже далеко.
Акафист преподобному Трифону, Печенгскому чудотворцу: текст, для чего читают
П ути́, вводя́щаго в жизнь, наста́вник и учи́тель был еси́: / пе́рвее бо, преподо́бне о́тче наш Три́фоне, / прише́л еси́ в часть Норве́гския земли́ / и в после́дних конце́х се́верныя страны́ язы́ки просвети́л еси́, / породи́в водо́ю и Ду́хом Святы́м, / и свяще́нная твоя́ ча́да в безпло́дней пусты́ни, / я́ко древа́ ма́сличная, насади́л еси́, / ве́лию оби́тель Святы́я и Живонача́льныя, Единосу́щныя и Неразде́льныя Тро́ицы созда́л еси́ / и мона́хов мно́жество собра́в. / Тем, я́ко апо́столом и пустынножи́телем равноче́стна чту́ще тя, / приле́жно припа́дающе, вопие́м: / моли́ всех Бо́га за Ру́сскую зе́млю, за о́бласть твою́ и за вся лю́ди, // почита́ющия па́мять твою́.
Ин тропарь, глас 4:
О т мяте́жа мирска́го в пусты́ню удали́лся еси́, / к немерца́ющему Све́ту притека́я, / и слез твои́х тече́ньми, о́тче Три́фоне, / пусты́ни Се́верныя возде́лал еси́, / поще́ньми и из глубины́ воздыха́ньми / чуде́с благода́ть от Бо́га прие́м, / мона́хов Пече́нгских роди́телю и лопля́н апо́столе, / моли́ Христа́ Бо́га // спасти́ся душа́м на́шим.
В се твое́ у́мное жела́ние к Бо́гу впери́в, / Того́ зва́нию невозвра́тно от души́ после́довал еси́, / в пусты́ню коне́чную всели́вся, / и, та́мо а́нгельски и равноапо́стольне пожи́в, / мно́гим путь был еси́ ко спасе́нию. / Сего́ ра́ди и Христо́с тя просла́ви и да́ром чуде́с обогати́. / Те́мже вси вопие́м ти: / ра́дуйся, испове́дниче Христа́ Бо́га на́шего; // ра́дуйся, гра́ду твоему́ неколеби́мое утвержде́ние, Три́фоне, о́тче наш.
Ин кондак, глас 1:
П равосла́вным смы́слом ю́ношская возжеле́ния возненави́дев / очи́стився покая́нием и страсте́й отсече́нием, / укрепи́вся посто́м, бде́нием и моли́твами непреста́нными, / Свято́й Тро́ицы оби́тель воздви́гл еси́ / и Пече́нгских и́ноцев Христо́ви чи́стых предста́вил еси́. / И го́ршее покори́в лу́чшему, / сокруши́л еси́ вы́я бесо́м, / и посто́м возсия́л еси́ в ми́ре, / па́че сия́ния со́лнечнаго твоя́ доброде́тели, / Земли́ Се́верныя похвало́, // преподо́бне о́тче наш Три́фоне.
О всесвяты́я Тро́ицы уго́дниче, о блаже́ннейший и равноапо́стольный па́стырю, преподо́бне о́тче наш Три́фоне! Не забу́ди твоея́ па́ствы, помина́й во святы́х твои́х и богоприя́тных моли́твах, приноси́мых в Тро́ице сла́вимому Бо́гу, ста́до твое́, е́же сам, по благове́стию от А́нгела, прише́ствием твои́м собра́л и упа́сл еси́. Поне́же в сро́дстве твоего́ мирска́го жили́ща, слы́шав во святе́й це́ркви на у́трени пою́щих: «пусты́нным живо́т сокрове́н есть, Боже́ственным раче́нием воскриля́ющимся», и от того́ воспери́вся Боже́ственною любо́вию, оста́вль дом и сродство́ и прише́д в край се́верныя страны́, просвети́л еси́ святы́м креще́нием неве́дующий Творца́, всех Бо́га, лопа́рский наро́д, за е́же, во утвержде́нии Христиа́нския ве́ры, мно́га изгна́ния и злоключе́ния подъя́л еси́; и близ реки́ Пече́неги в пу́стыню всели́вся, бра́тию из мно́гих градо́в и ве́сей собра́в, ве́лию оби́тель воздви́гл еси́, и при отше́ствии к Небе́сным селе́нием, о посеще́нии твоея́ оби́тели проро́чествия дар от Бо́га восприя́л еси́, и по сме́рти на мо́ри и на су́ше мно́га чудеса́ и цельбы́ с ве́рою прося́щим сотвори́л еси́ и ны́не твори́ши. Те́мже мо́лим тя, не забу́ди присеща́ти чад твои́х, моли́ за ны, преподо́бне о́тче, приходя́щая к тебе́ с ве́рою, и за вся христиа́ны, я́ко име́яй дерзнове́ние к безсме́ртному Царю́ Христу́ всех Бо́гу; не премолчи́ за ны ко Го́споду и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя и помина́ющих святу́ю па́мять твою́. А́ще бо ты и преста́вился еси́ от нас те́лом, но и по сме́рти, живы́й ду́хом, всегда́ чудоде́йствуеши. Моли́твами твои́ми сохраня́й нас от стрел и ко́зней вра́жиих, и вся́кия пре́лести бесо́вския, и от враг ви́димых и неви́димых. Па́стырю наш до́брый! А́ще мо́щи твоя́ в ра́це незри́мы нам суть, оба́че, поне́же всегда́ в Тро́ице сла́вимому Бо́гу, при престо́ле Его́ непостижи́маго вели́чествия неотсту́пно в моли́твах предстои́ши, усе́рдно к тебе́ прибега́ем и про́сим: умоли́ и испроси́ нам вре́мя к покая́нию, да в час исхо́да души́ пре́йдем от земны́х к Небе́сным, мыта́рств же возду́шных и ве́чныя му́ки изба́вимся, и Небе́сному Ца́рствию насле́дницы бу́дем со все́ми от ве́ка угоди́вшими. О всеблаже́нне и преподо́бне о́тче наш Три́фоне! Не пре́зри и ны́не нас, притека́ющих к тебе́, я́ко да, моли́твами твои́ми и по́мощию спаса́емы, сла́ву и благодаре́ние, хвалу́ и поклоне́ние за вся в Тро́ице еди́ному Бо́гу, всех Созда́телю, возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Акафист преподобному Трифону, Печенгскому чудотворцу: текст, для чего читают
Образ Преподобного Трифона Печенгского.
«Неудобные» святые
ПРЕПОДОБНЫЙ ТРИФОН ПЕЧЕНГСКИЙ
«Верил в Бога, отвергал Его и паки находил Его; любил мою родину и распинался с нею и был с распинающими ее!”»
Николай ЛЕСКОВ. «Овцебык».
«Вы знаете, отчего у русских так много прославленных святых и тьмы тем не прославленных? Это все оттого, что здесь еще недавно было так страшно жить, оттого, что земная жизнь здесь для благородного духа легко и скоро теряет всякую цену».
Николай ЛЕСКОВ. «Смех и горе».
Преподобный Трифон Печенгский (1495†1583), наряду с Варлаамом Керетским, издавна почитается как небесный покровитель Русского Севера. Находившиеся в опасности наши моряки традиционно возносили им молитвы.
Это единство и равночестность Святых запечатлено в последнем тропаре старинного Канона: «О, двоица присноблаженная, равночестная отца, Трифане и Варлааме, яко едино блаженство имущих от Бога, версто предобрая, нас призывающих от всех лютых спасати я теплым предстательством вашим вас восхваляющих».
Другое сходство преподобных мы видим в их непростой жизни, сказавшейся затем при написании их житий.
История жития преподобного Трифона Печенгского была не менее сложной, нежели у Варлаама Керетского, о чем мы писали в предыдущем посте.
Проблема эта подробно была разобрана в другой книге о. Митрофана (Баданина): «Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие. Житие, предания, исторические документы. Опыт критического переосмысления» (Мурманск. 2003).
Дело в том, что святой Трифон (в мiру его звали Митрофаном) был сыном священника из Торжка Новгородской земли.
С юных лет он отличался богатырской силой и отменным здоровьем.
С дарами этими всегда нужно уметь ладить.
Перед моими глазами всегда стоит пример Преподобного Серафима Саровского. Обладая от рождения изрядной физической силой и статью, в пустыньку свою он обыкновенно хаживал с топориком.
Встретив однажды на своем пути разбойников и поняв их недобрые намерения, отец Серафим вынул из-за пояса это грозное в его руках оружие и отбросил его – от греха подальше – далеко в сторону. (Даже он был не уверен в себе.)
Напавшие жестоко избили Праведника и покалечили…
Нападение разбойников на Преподобного Серафима Саровского. Клеймо житийной иконы начала ХХ века. Весьма характерны на этом дореволюционном еще образе лица людей, дерзнувших напасть на Святого; их, так сказать, генетический тип. Изображением именно этого иконного клейма предварил я составленный мною в 1997 г. сборник воспоминаний о паломничестве в Саров и Дивеево во время гонений на Церковь и Веру в 1920-1930-е годы («В гости к Батюшке Серафиму»).
Заметим, кстати, что, хотя оружие – вещь иногда нужная, но далеко не для каждого и не всегда полезная. Владеть или не владеть им – об этом каждому, прежде, чем принимать какое-либо определенное решение, нужно крепко подумать.
Что же касается Митрофана (будущего преподобного Трифона), то он в ту пору об этом не задумывался. Поступив сначала в военную службу, вскоре он возглавил шайку разбойников, наводившую страх на «каянских немцев» (так в то время называли финнов).
В своих набегах лихие люди достигали «Каяно-моря» (Ботнического залива).
Имея необузданный нрав, однажды в ярости он убил даже свою возлюбленную.
Атаман Кудеяр. Русский лубок.
Первое «Житие святого Трифона» было написано во второй половине XVII века. Основывалось оно на кратких и довольно случайных записях-памятях, хранившихся в Печенгском монастыре, основанном Преподобным.
Однако сохранились и другого рода свидетельства.
Так в «Сообщении о земли лопи» голландский купец Симон ван Салинген приводил запись рассказа о своей молодости самого Трифона:
«Он был грозным для врагов воином, много народу ограбил и разорил он на границе и много крови пролил, в чём раскаялся и о чём горько сожалел: поэтому, он поклялся не носить в своей жизни полотна, решил сделать себе обруч вокруг пояса и (вдали) от всех людей, в пустыне, среди диких зверей каяться перед Богом…»
Оставив разбой, Митрофан ушел на север, на Кольский полуостров.
Кольский полуостров.
Пять лет он скитался в диких лесах. Терпел жестокий холод и изнуряющий голод.
В конце концов, на своем пути он встретил преподобного Феодорита Кольского, пришедшего из Заволжья для просвещения светом Христовой веры местных язычников.
Изучив язык лопарей, оба они отправились на проповедь на реку Печенгу.
В 1532 г. при впадении реки Маны в Печенгу Митрофан основал обитель Пресвятой Троицы. Там его и постригли в монахи с именем Трифон.
Однако из-за пролитой им крови его не могли посвятить в священный сан.
Пришедший в обитель после своего покаянного плавания преподобный Варлаам Керетский предрек Трифону с братией: «Будут люди и села зело неукротимы, яко дикие звери, твоей ярости и острожелчию подобящиеся».
Так и случилось: в декабре 1589 г. обитель подверглась нападению отряда «свейских финнов», подчинявшегося Шведскому королю. Помня завет своего игумена не устраивать побоище в церкви, все монастырские насельники приняли смерть на молитве, стоя на коленях.
Эти 116 иноков и мiрян ныне прославлены в лике преподобномучеников.
Сам преподобный Трифон к тому времени уже шесть лет как почил. Скончался он 15 декабря 1583 г. в возрасте 88 лет.
Читая житие преподобного Трифона, на память невольно приходит известная в свое время песня «Жило двенадцать разбойников», входившая некогда в репертуар Федора Ивановича Шаляпина:
Жило двенадцать разбойников,
Жил Кудеяр атаман.
Много разбойники пролили
Крови честных христиан!
Господу Богу помолимся, древнюю быль возвестим!
Так в Соловках нам рассказывал инок честной Питирим.
Много богатства награбили,
Жили в дремучем лесу.
Вождь Кудеяр, из-под Киева
Выкрал девицу красу.
Господу Богу помолимся, древнюю быль возвестим!
Так в Соловках нам рассказывал инок честной Питирим.
Днём с полюбовницей тешился,
Ночью набеги творил.
Вдруг у разбойника лютого
Совесть Господь пробудил.
Господу Богу помолимся, древнюю быль возвестим!
Так в Соловках нам рассказывал инок честной Питирим.
Бросил своих он товарищей,
Бросил набеги творить;
Сам Кудеяр в монастырь ушёл
Богу и людям служить!
Господу Богу помолимся, древнюю быль возвестим!
Так в Соловках нам рассказывал сам Кудеяр – Питирим!
Господу Богу помолимся,
Будем Ему мы служить!
За Кудеяра разбойника –
Будем мы Бога молить!
Река Печенга.
Текст этой народной песни восходит к известному стихотворению Н.А. Некрасова «О двух великих грешниках», написанному в 1876 г. и предназначавшегося первоначально для поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
Три первых куплета песни полностью совпадают с некрасовским стихом.
Далее, после слов «Вдруг у разбойника лютого / Совесть Господь пробудил», песня входит в противоречие со стихами:
Сон отлетел; опротивели
Пьянство, убийство, грабеж,
Тени убитых являются,
Целая рать – не сочтешь!
Долго боролся, противился
Господу зверь-человек,
Голову снес полюбовнице
И есаула засек.
Совесть злодея осилила,
Шайку свою распустил,
Роздал на церкви имущество,
Нож под ракитой зарыл.
Свято-Троицкий Трифонов Печенгский монастырь. Поселок Луостари Печенгского района Мурманской области. Этот старейший монастырь на Кольском полуострове долгое время считался самым северном монастырем во всем мiре.
Разбойник у поэта не уходит в монастырь. Он живет в одиночестве. К тому же молитвы ему не очень-то помогают:
Странствует, молится, кается,
Легче ему не стает.
. . . . . . . . . . . . . . . . .
Денно и нощно Всевышнего
Молит: грехи отпусти!
«Тело предай истязанию,
Дай только душу спасти!»
Сжалился Бог и к спасению
Схимнику путь указал:
Старцу в молитвенном бдении
Некий угодник предстал,
Рек «Не без Божьего промысла
Выбрал ты дуб вековой,
Тем же ножом, что разбойничал,
Срежь его, той же рукой!
Будет работа великая,
Будет награда за труд;
Только что рухнется дерево –
Цепи греха упадут».
Печенгский монастырь.
Искупление грехов, по Некрасову, приходит, к Кудеяру, как только тот своим старым разбойничьим ножом убивает помещика, мучившего своих крепостных.
Прототипом пана Глуховского, как полагают литературоведы, мог быть реальный смоленский помещик середины XIX в., засекший до смерти крестьянина, о чем в 1859 г. сообщал лондонский «Колокол» Герцена.
Глянул – и пана Глуховского
Видит на борзом коне,
Пана богатого, знатного,
Первого в той стороне.
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Жить надо, старче, по-моему:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю,
А поглядел бы, как сплю!»
Чудо с отшельником сталося:
Бешеный гнев ощутил,
Бросился к пану Глуховскому,
Нож ему в сердце вонзил!
Только что пан окровавленный
Пал головой на седло,
Рухнуло древо громадное,
Эхо весь лес потрясло.
Рухнуло древо, скатилося
С инока бремя грехов.
Господу Богу помолимся:
Милуй нас, темных рабов!
Памятный крест преподобному Трифону Печенгскому.
Отраженное в народной песне предводительство шайкой разбойников, многочисленные душегубства, убийство возлюбленной, уход в монастырь, постриг Кудеяра, ставшего Питиримом, – всё это отсылает нас, скорее, к жизни исторического преподобного Трифона, нежели к выдуманному герою некрасовского стиха или историческому Кудеяру с Волги.
Что же касается стихотворения Н.А. Некрасова, которое народ так гениально поправил, то простым русским людям все эти социальные мотивы, сопровождавшиеся вполне реальным революционным террором, увенчавшимся убийством 1 марта 1881 г. Царя-Освободителя, оказались крайне чужды.
Гораздо важнее им было иное…
Богослов, литературовед и священник С.Н. Дурылин обращал внимание на то, что в русской иконописи вместе с Господом, Иоанном Предтечей, Илией и Енохом святых в раю встречает Благоразумный разбойник.
М.В. Нестеров. Отец Сергий Дурылин. 1927 г.
«В иконописи нет случайностей, – пишет о. Сергий. – В этом выделении благоразумного разбойника из всего сонма святых есть особый смысл, как будто иконописец хочет сказать: таковых есть Царство Небесное, таковые первенствуют в нем.
И это – глубоко православно: в смирении есть величайшее дерзновение, последний ученик Христов на земле, разбойник первый святой в раю.
Христианство – есть религия “малых сих”, а самый малый из малых – разбойник».
Обложка одной из книг С.Н. Дурылина, изданной в годы Великой Отечественной войны. Собрание автора.
«Если критерием истинности и процветания Церкви, – замечает он далее, – взять критерий праведности и нравственности ее членов, окажется, что и при жизни Христа не было Церкви. […]
При критерии нравственного совершенства, прилагаемом к современной Церкви, праведным и принадлежавшим к Церкви, во дни Христовы, оказался бы, вероятно, один лишь фарисей, который ведь и в действительности ни от кого не отрекался, подобно Петру, не распутничал, подобно Марии Магдалине, не грабил, как благоразумный разбойник, не требовал дерзостно лицезреть Отца, как Филипп, не верил своему осязанию больше, чем Самому Богу, как Фома, не засыпал в безсилии, как все ученики в саду Гефсиманском.
Между тем фарисей, несмотря на свою несомненную непричастность ко многим слабостям и грехам, которых не лишены были ближайшие ученики Христа, несмотря на некоторые несомненные свои добродетели (помощь бедным, посвящение части своего имущества Богу, постоянное посещение храма) был осужден, а мытарь, разбойник и все грешившие апостолы и спутники Христовы – оправданы и причислены к Церкви невидимой.
Приятие человека в Церковь Христову и пребывание в ней совершаются не по праведности и положительной его заслуге, но по сознанию им своей греховности, совершенной безпомощности и единому упованию на Божью помощь.
Благоразумный разбойник.
Первенство Благоразумного разбойника в приятии полноты Благодати Церкви Невидимой всецело обусловлено единственно актом его безграничного, хотя и совершившегося почти мгновенно, покаяния, которое одно, при всей вопиющей неправде его жизни, сделало его участником Церкви во всей ее полноте.
Самые вопиющие недостатки не только церковного управления, но и жизни всей земной Церкви не в состоянии истребить благодати, в ней почиющей».
Нет у нас, Господи, праведных,
Пламенных, Господи, нет.
А потому и не знаем мы,
Сколько томиться нам лет…
Нет у нас, Господи, знамени,
Знаменья, Господи, нет.
Николая ЛИСОВОЙ.
Порядок чтения Акафистов
Акафистом называют хвалебное песнопение в честь Спасителя, Божией Матери, святых или каких либо праздников (событий).
Любой акафист состоит из 25 песен (в соответствии с греческим алфавитом). Тринадцать из них называются кондаками (хвалебная песнь), а двенадцать – икосами (пространная песнь), которые дают объяснение сущности праздничного события. Именно из-за этого икос никогда не читают самостоятельно, а только после чтения кондака. Все икосы, за редким исключением, заканчиваются словом «радуйся», а в завершении кондаков всегда можно услышать «аллилуйя», что означает «хвалите Бога». После чтения кондака всегда идет икос, который, как правило, разделен на две части. Последний кондак считается обращением к тому, кому посвящен акафист. По традиции он повторяется три раза подряд. После акафиста всегда следует чтение молитвы.
Акафисты не являются уставным, обязательным Богослужебным чином. На богослужениях в храмах обязательно читается только Акафист Пресвятой Богородице “Взбранной Воеводе. ” в Субботу Похвалы Пресвятой Богородицы, на пятой седмице Великого Поста. В современной практике Великим постом так же употребляется Акафист Страстем Господним в чинопоследовании Пассии, которая служится в Воскресенье вечером во 2-5 седмицы Великого Поста.
Акафисты в честь праздников иногда читают на Утрени праздничного богослужения или на Молебне в самый день праздника. Вообще на молебнах часто прибегают к чтению акафистов. Так сложился порядок чтения Параклисиса Божией Матери, где на молебне после шестой песни канона читают акафист Божией Матери (или ее иконам).
Призывая в помощь в житейских нуждах святых угодников Божиих читают акафисты им, иконам Божией Матери.
Нет особых указаний в Уставе на чтение акафистов в храме и при келейной (домашней) молитвы. Но из общецерковной практики можно вывести правило: в период Великого Поста не принято читать акафисты, кроме Акафиста Божией Матери на 5 седмице (в субботу) и акафиста Страстем Христовым. Во все другие дни года чтение акафистов разрешено.
Сам же акафист имеет особую последовательность. Так 13 кондак читается трижды, а сразу после него вновь повторяется первый икос, после которого читается первый кондак. По окончании акафиста читается молитва.
Какие акафисты читать в житейских нуждах
(на всякую потребу)
Акафисты иконам Божией Матери
- Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Всецарица»
Чудесная помощь Пресвятой Богородицы, подаваемая верующим от этой иконы, проявляется в исцелении от раковых болезней, в избавлении от пристрастия к оккультизму, в помощи родителям за своих чад, ушедших из дома и оказавшихся в плену наркомании и многих других прельщений нашего времени - Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Воспитание»
Название свое чудотворный образ получил от того, что благодатная помощь Пречистой Богородицы особенно часто изливалась на родителей, молящихся пред ним и печалующихся о судьбе своих чад - Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Млекопитательница»
О помощи в родах и воспитании младенцев - Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Неопалимая Купина»
Имеет особую благодать защищать от огня и пожара, а также помогать невинно обвиненным и покровительствовать семейному благополучию - Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Неупиваемая Чаша»
Через чудотворную икону сию Пресвятая Богородица являет особую помощь в избавлении от недуга пьянства, курения и наркомании всем с верою прибегающим к Ее помощи - Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Казанская»
Имеет особую благодать помогать в победе над врагом, покровительствует христианским бракам, исцеляет различные недуги, в особенности глазные болезни - Акафист Покрову Пресвятой Богородицы
Икона Покрова Пресвятой Богородицы изображает событие, бывшее в конце X века в Константинополе. Блаженный Андрей, Христа ради юродивый, молясь во Влахернской церкви с учеником Епифанием, удостоились видения Божией Матери с собором ангелов и святых. Пречистая распростирала над миром Свой омофор и покрывала им всех верных христиан. Икона и праздник Покрова особенно почитаются на Руси. Многие старцы советовали христианам последних времен особенно усердно призывать Покров Божией Матери для избавления от искушений и сетей антихристовых - Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Скоропослушница»
Икона находится на Афонской горе. Через этот образ Пресвятая Богородица множество раз подавала мгновенное исцеление от различных недугов - Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Утоли моя печали»
На иконе Божия Матерь будто прислушивается к молитвам верующих, прибегающих к Ней в своих нуждах, скорбях и печалях. Образ известен с XVII в., находился в одном из подмосковных храмов. Летописи хранят множество случаев чудесной помощи людям, совершившихся от иконы «Утоли моя печали» - Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Умягчение злых сердец»
Читается на умягчение злых сердец и у миротворение враждующих. Число семь в данном случае означает полноту того горя, печали и болезни сердечной, которые были перенесены Пресвятой Богородицей в Ее земной жизни - Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Целительница»
Образ происходит из Грузии и получил свое название от чудесного исцеления, поданного тяжело больному при явлении ему Пресвятой Богородицы. Пред иконой «Целительница» молятся об исцелении от различных недугов
Акафисты святым
- Акафист всем святым, от века Богу Благоугодившим
Все они являются нашими заступниками перед Богом во всякой скорби и нужде - Акафист святому Архангелу Михаилу
Архистратиг Михаил (в пер. с евр. — «кто как Бог») поставлен Господом над всеми девятью Ангельскими чинами. С древних времен прославлен он на Руси. Пресвятая Богородица и Архангел Михаил — особые предстатели за русские города. Крепка вера православных христиан в помощь Архангела Михаила во всех бедах, скорбях, нуждах. Архангелу Михаилу молятся при входе в новый дом - Акафист святому Ангелу Хранителю
Каждому христианину Бог дает Ангела Хранителя, который невидимо охраняет человека всю его земную жизнь от бед и напастей, предостерегает от грехов, оберегает в час смерти. Ангел хранитель — скорый помощник в любой нужде и болезни - Акафист святому Предтече Господню Иоанну
Как проповеднику покаяния, ему молятся о даровании чувства покаяния. На Руси святому молились о покровительстве посевов и плодородии, при освящении пчельника - Акафист святому благоверному великому князю Александру Невскому, в иноках Алексию
Святой благоверный князь Александр, прозванный за победу над шведами Невским, положил все силы на священное дело защиты земли Русской. Ему молятся во время бедствия и нашествия врагов или о защите от нашествия иноплеменников и иноверных - Акафист святому мученику Вонифатию
Святому мученику Вонифатию молятся об избавлении от недуга пьянства и чревоугодия - Акафист святым мученикам Гурию, Самону и Авиву
Святым мученикам молятся о покровительстве семейного очага, о добрых отношениях в семье - Акафист святому великомученику Георгию Победоносцу
Егорий Храбрый, как простонародно называют этого святого, — покровитель Русской земли, государственности и военной мощи, семьи, детей, помощник в скорби и напасти. Особо ему молятся об опасности нападения диких зверей. Святой вмч. Георгий — защитник стад, домашнего скота - Акафист святому благоверному великому князю Даниилу, московскому чудотворцу
Нестяжанием, любовью и братолюбием он возвысил Москву, положил начало объединению Руси в единую мощную державу. Многие, прибегающие в молитвах к святому князю Даниилу, получают и помощь в разных нуждах - Акафист святому пророку Божию Илии
Об этом угоднике сказано: «Помолися, и небо и дождь и даде». Ему молятся также о помощи во время голода, в тяжких жизненных и материальных обстоятельствах - Акафист святому Праведному Иоанну Кронштадскому
В детстве святому прав. Иоанну плохо давалась грамота, и после горячей молитвы словно пелена спала с глаз мальчика, и он начал читать. Среди прочих молитв к великому чудотворцу, ему возносят молитвы о помощи детям в учебе - Акафист святому чудотворцу Иоанну Воину
Святой Иоанн Воин, посланный преследовать и убивать христиан, оказал большую помощь гонимым. Всю свою жизнь он посвятил служению ближним. Воин-мученик изобличал в краже воров. Ему молятся об отыскании украденного, от воровства, от обидчиков - Акафист святой блаженной Ксении Петербургской
Блаженная Ксения – скорая помощница в житейских нуждах, в семейных делах. По молитвам блаженной избавляются от болезней, скорбей, нестроений и бед - Акафист Святителю Николаю
Святитель Николай, один из самых почитаемых на Руси святых, прославлен от Бога даром чудотворений, исцелений. Ему молятся о помощи в разных бедах, в нужде, устроении судьбы детей, о благополучии в пути по суше и по морю - Акафист Святителю Спиридону, епископу Тримифунтскому
Ко многим его чудесам относятся чудеса исцеления больных, помощи страждущим. Еще при жизни святой прославился кротостью, добротой, странноприимством и трудолюбием. На Руси святитель Спиридон почитался наравне со святителем Николаем - Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму, Саровскому чудотворцу
Великий наставник, утешитель и целитель, преподобный Серафим — скорый помощник всем, притекающим к его помощи - Акафист преподобному отцу нашему Сергию, Радонежскому чудотворцу
В детстве преподобному Сергию трудно давалось учение, но после горячей молитвы Бог послал ему Ангела в виде старца, который благословил отрока. Преподобному Сергию молятся о детях, которым трудно дается учеба. К молитвам преподобного прибегают для стяжания смирения, избавления от гордыни - Акафист святому великомученику и целителю Пантелеймону
Всю жизнь он посвятил страждущим, больным и убогим. Он «безмездно лечил всех», обращавшихся к нему, исцеляя раны, врачуя все болезни - Акафист святому страстотерпцу Царю-мученику Николаю
Небесный заступник Отечества нашего, имеет особую благодать исцелять различные недуги - Акафист святителю Луке (Войно-Ясенецкому), исповеднику, архиепископу Крымскому
Святителю Луке молятся об избавлении от всякой немощи и болезни - Акафист святой Великомученице Анастасии Узорешительнице
Великомученице Анастасии Узорешительнице молятся об исцелении разных недугов и об освобождении из плена и заточения - Акафист святым мученикам Киприану и Устинии
Молятся о прогнании лукавых духов от людей и животных, против вреда со стороны экстрасенсов, колдунов, волшебников, злых людей - Акафист святым Первоверховным Апостолам Петру и Павлу
Великим учителям Православия молятся об умножении веры. Святому апостолу Петру молятся об исцелении — Спаситель исцелил тещу апостола, «лежащу и огнем жегому». Апостолу Петру молятся также о благополучной ловле рыбы, об успехах в рыболовстве - Акафист преподобной Матроне Московской
Святой Матронушке молятся о помощи в многоразличных житейских обстояниях и об исцелении в болезнях - Акафист мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии
Святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии молятся в скорбях и напастях, о непоколебимости в вере - Акафист Святителю Митрофану, Воронежскому Чудотворцу
Святителю особо молятся о жизненном устройстве детей - Акафист святой Великомученице Варваре
Святая просила Господа, чтобы каждый перед своей кончиной покаялся и причастился. По молитвам святой вмц. Варвары посылаются обильные врачевания. Святой молятся также о детях, о помощи в унынии, грусти, утешении в печали - Акафист святой Великомученице Екатерине
На Руси святой вмч. Екатерине особенно молились девушки — чтобы попался хороший жених. К помощи святой прибегали и при трудных родах - Акафист святым праведным Богоотцем Иоакиму и Анне
Эти святые до самой старости несли горькое неплодство, потом по благословению Божию родили Пресвятую Богородицу. Им молятся в супружеском неплодстве или бесчадии. С давних пор на Руси этим святым молились перед началом сева, о покровительстве посевов, плодов, урожая
Чтение акафистов в течении седмицы
Службе каждого дня недели соответствует воспоминание того или иного события или святого. В соответствии с этим правилом появилась практика читать акафисты в течении недели, подражая богослужебному седмичному кругу:
День недели | Воспоминаемое событие | Традиция чтения |
---|---|---|
Воскресенье | (воспоминание Светлого Христова Воскресения) | Акафист Воскресению Христову |
Понедельник | (Памяти честных Небесных Сил Бесплотных) | Акафист Архистратигу Михаилу Акафист Ангелу Хранителю |
Вторник | (В память пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна) | Акафист Иоанну Предтече |
Среда | (Воспоминание Страстей Спасителя и память Пресвятой Богородицы) | Акафист Иисусу Сладчайшему Акафист Пресвятой Богородице |
Четверг | (Святых апостолов и святителя Николая Чудотворца) | Акафист апостолам Петру и Павлу Акафист святителю Николаю |
Пятница | (Воспоминание Крестных Страданий Спасителя и Креста Господня) | Акафист Страстем Господним Акафист Честному и Животворяшему Кресту Господню |
Суббота | (Всех святых и поминовение усопших) | Акафист всем святым от века Богу благоугодившим Акафист Пресвятой Богородице Акафист о усопших |
Порядок чтения акафистов.
Чтение акафистов отдельно от утреннего и вечернего молитвенного правила.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (трижды, с крестным знамением и поясными поклонами).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наша. Владыко, прости беззакония наша. Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй (трижды).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех. Да святится имя Твое. Да приидет царствие Твое. Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Господи, помилуй (12 раз).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу (поклон).
Приидите, поклонимся и припадем Христу Цареви нашему Богу (поклон).
Приидите, поклонимся и припадем к Самому Христу, Цареви и Богу нашему (поклон).
Псалом 50.
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Яко беззакония моя аз знаю и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших, и лукавая пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твой. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая, тогда возложат на олтарь Твой тельцы.
Символ веры
Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
Затем акафист (читается после 6-й песни канона).
По завершении чтения канона – молитва ко Господу Иисусу Христу или Божией Матери, святому – соответственно смыслу акафиста. Затем:
Достойно есть, яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога Нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи, помилуй (трижды).
Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших, святаго (имя святого, которому читался акафист, если Господу или Богородице, то ничего не произносим) и всех святы́х, поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец. Аминь.
Если Кресту — силою Честнаго и Животворящего Креста
Если Ангелам — Честных Небесных Сил Бесплотных