Акафист святому Алексию, человеку Божию
“Акафист святому Алексию, человеку Божию” впервые был издан на средства московского Алексеевского монастыря в 1884 году ко дню празднования памяти небесного покровителя обители, 17 марта. История создания и выхода в свет акафиста святому Алексию человеку Божию связана с именами многих замечательных людей, близких Алексеевскому монастырю, и, в первую очередь, с именем его настоятельницы, игумении Антонии (Троилиной)[1]
Хлопоты по изданию акафиста святому были начаты матушкой Антонией еще в 1881 году. Тогда была предпринята неудавшаяся попытка издания другого акафиста святому Алексию, человеку Божию, существовавшего в обители. Рукопись этого акафиста была подана на рассмотрение Московского комитета духовной цензуры. Но он не был допущен к печати как имеющий “немало недостатков”.
Год спустя, 23 октября 1882 года, игуменией Антонией было подано новое прошение митрополиту Московскому Иоанникию (Рудневу) [2] : “Благочестивое усердие богомольцев, притекающих к молитвенному покрову преподобного Алексия, человека Божия, в обитель, посвященную его имени, часто выражается желанием слышать акафист пред святою его иконою, а как такового до сего времени издано не было, то приходится отказывать в их просьбе. Между тем, издавна существовавший в управляемой мною обители рукописный акафист, неизвестно кем составленный в похвалу преподобному, человеку Божию Алексию, в прошлом году был мною представлен в Бозе почившему, высокопреосвященнейшему митрополиту Макарию [3] . Переданный им на рассмотрение в духовно-цензурный комитет, акафист этот вызвал замечания означенного комитета, кои были по распоряжению митрополита Макария переданы мне к сведению. Ныне, чрез посредство чтителей угодника Божия сделав соответственно замечаниям цензурного комитета требуемые исправления и изменения, приемлю смелость нижайше просить благосклонного распоряжения Вашего высокопреосвященства о пересмотре акафиста вновь в цензурном комитете и, если сделанные исправления окажутся удовлетворительными, не отказать в милостивом ходатайстве Вашем пред Св[ятейшим] Синодом о разрешении издать акафист печатно на средства управляемого мною монастыря, для удовлетворения местного требования лиц, с верою и усердием прибегающих с молитвенными прошениями своими к угоднику Божию” [4] .
Дело об акафисте и в этот раз затянулось на целый год. Рукопись была снова возвращена для исправления, и только после внесения необходимых изменений было разрешено наконец представить ее в Синод для окончательного утверждения в печать. Но по прошению, поданному игуменией Антонией в начале января 1884 года, дело было приостановлено. Одновременно игумения Антония обратилась к митрополиту Московскому Иоанникию со следующим донесением: “Губернский секретарь Андрей Федорович Ковалевский, по вере своей к св[ятому] угоднику Алексию, человеку Божию, и по усердию к вверенной мне Алексеевской обители, представил мне своего составления акафист св[ятому] праведному Алексию, человеку Божию, с предложением представить оный в С[анкт]-Петербургский духовно-цензурный комитет для пересмотра, — так как он все свои сочинения всегда представлял в С[анкт]-Петербург. Приемлю смелость просить архипастырского разрешения Вашего высокопреосвященства, по желанию автора, представить акафист в С[анкт]-Петербургский духовно-цензурный комитет” [5] .
Автор нового акафиста, Андрей Федорович Ковалевский (1840—1901), был благочестивым харьковским помещиком, подвизавшимся на поприще духовной литературы. Он составлял церковные службы и акафисты по просьбе настоятелей церквей и монастырей, сотрудничал с духовными журналами. За свою жизнь он написал более тридцати акафистов. Он замечателен еще и тем, что основал в своем имении, селе Высочиновке Харьковской губернии, иноческую обитель в честь Казанской иконы Божией Матери, находившейся в Высочиновской церкви и почитаемой чудотворной. В 1886 году постановлением Синода был учрежден Высочиновский Казанский мужской общежительный монастырь. Все свое имение, усадьбу, церковь Андрей Федорович пожертвовал монастырю. Не постригаясь в монахи, он остался жить в основанной им обители, проводя время в трудах по ее устройству и занимаясь непрерывно духовным литературным творчеством. Здесь он и скончался, “уважаемый и оплакиваемый как добрый, честный христианин и полезный труженик” [6] .
Интересно, что игумения Антония обратилась к Ковалевскому по совету родного брата святителя Игнатия (Брянчанинова) [7] , ставропольского губернатора Петра Александровича Брянчанинова. После ухода святителя Игнатия на покой, Петр Александрович подал в отставку и переселился к брату в Николо-Бабаевский монастырь. Перед смертью он принял монашеский постриг с именем Павел. Оба брата относились к матушке с величайшим почтением и уважением. Петр Александрович состоял в постоянной переписке с игуменией Антонией и, бывая в Москве по делам монастыря, неоднократно навещал ее. Игумения Антония оказывала ему различную помощь, как, например, в сборе пожертвований в пользу Бабаевского монастыря. Андрей Федорович Ковалевский часто бывал в Николо-Бабаевской обители во время пребывания там братьев Брянчаниновых и считал епископа Игнатия своим духовным наставником. Переписка относительно составления акафиста, завязавшаяся при участии Петра Александровича между А. Ф. Ковалевским и игуменией Антонией, переросла в духовную дружбу между ними и не прекращалась впоследствии до самой смерти матушки.
Дело об акафисте было перенесено в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет. Его сопровождало следующее прошение настоятельницы Алексеевского монастыря: “Представляя при сем в комитет рукописный акафист, составленный в честь св[ятого] Алексия, человека Божия, прошу означенный комитет рассмотреть и разрешить к напечатанию в самом ограниченном числе экземпляров, не для продажи, а для домашнего употребления во вверенной мне Алексеевской обители, так как благочестивое усердие богомольцев, притекающих к молитвенному покрову преподобного Алексия, человека Божия, в обители, посвященной его имени, давно выражается желанием слышать акафист пред его чудотворною иконою” [8] .
В Санкт-Петербургском комитете духовной цензуры по рассмотрении акафиста, написанного А. Ф. Ковалевским, было признано, что он “составлен согласно с житием св[ятого] Алексия, и все восхваления и ублажения в нем проникнуты благоговением к дивной благодати, просиявшей в изумительных подвигах человека Божия, и самый язык, каким написан акафист, отличается церковностью и благоприличием” [9] .
Акафист был одобрен к печати на заседании Святейшего Синода 27 января — 14 февраля 1884 года и вышел в свет по желанию матушки Антонии как раз к монастырскому празднику, совершаемому 17 марта.
[1] Антония (Троилина), игумения — настоятельница московского Алексеевского монастыря с 1871 по 1897 гг.
[2] Иоанникий (Руднев), митрополит Киевский и Галицкий — с 1882 г. митрополит Московский и Коломенский, с 1891 г. — Киевский и Галицкий. Скончался в 1900 г.
[3] Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский — был назначен на Московскую кафедру в 1879 г. Скончался в 1882 г.
[4] Попов А. Православные русские акафисты, изданные с благословения Святейшего Синода. Казань, 1903. С. 333—334.
[6] Милорадович Г. А. Слагатель акафистов Андрей Федорович Ковалевский (1840—1901) // Русский архив. № 4. М., 1902. С. 741.
[7] Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский и Черноморский — был хиротонисан во епископа Кавказского и Черноморского в 1857 г. В 1861 г. после тяжелой болезни святитель Игнатий удалился на покой в Николо-Бабаевский монастырь Костромской епархии. Здесь он написал такие известные духовные сочинения, как “Приношение современному монашеству”, “Отечник”и др. Святитель Игнатий скончался в Николо-Бабаевской обители 30 апреля 1867 г. В 1988 г., после канонизации епископа Игнатия, его мощи были перенесены в ярославский Толгский монастырь.
Акафист преподобному Алексию, человеку Божию
Кондак 1
Избранный угодниче Христов, свыше нареченный человече Божий, святе Алексие, похвальное пение приносим ти, любовию чтущии твоя подвиги, терпение и многострадание, имиже Богу угодил еси и явился еси равноангелен на земли; ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, молитвами твоими от всяких нас бед свобождай, да зовем ти:
Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.
Икос 1
Ангел земный и человек небесный был еси, Алексие блаженне, от младых бо лет жития твоего чистоту души и тела соблюл еси и Христу любовию усердною последовал еси, Егоже взыскуя, вся красная мира сего оставил еси и достигл еси совершенства духовнаго. Сего ради слышиши от нас сия достодолжныя тебе похвалы:
Радуйся, ветхаго Рима рождение; радуйся, безчадных родителей неплодия разрешение.
Радуйся, молитв усердных плод богодарованный; радуйся, от младенчества на богоугождение свыше предызбранный.
Радуйся, в страсе Божием добре воспитанный; радуйся, Закону Господню верно наученный.
Радуйся, о небесных паче, неже о земных, помышлявый; радуйся, самоотвержение чудное показавый.
Радуйся, чистоту девственную Христа ради непорочно сохранивый; радуйся, обручницу, красотою цветущую, Иисуса ради оставивый.
Радуйся, мудрый странниче, отечества горняго взыскавый; радуйся, Божий избранниче, вся прилоги мира, плоти и диавола победивый.
Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.
Кондак 2
Видев непостоянство красот мира сего, тлению причастных, Алексие богомудре, возлюбил еси блага нетленная вечная, Христом обетованная во Евангелии верным рабом Его; сего ради дом родителей твоих и все богатство их оставил еси, нищету же вольную избрал еси, да Христу угоден будеши и возможеши невозбранно пети Ему: Аллилуиа.
Икос 2
Разумел еси добре, Алексие блаженне, яко живя в мире, в супружестве и богатстве, неудобь обрящеши спасение; темже торжеству брачному приспевшу, ты брака внезапно уклонился еси, предпочитая в девственней чистоте Богу благоугождати. О сем дивимся и тебе зовем хвалебно:
Радуйся, Христов любителю, мрежею любве к миру сему неуловленный; радуйся, Иисусов последователю, плоти угождения избежавый.
Радуйся, высотою подвига твоего ангелы удививый; радуйся, крепостию произволения твоего демоны посрамивый.
Радуйся, град отечествия твоего оставивый, да Вышняго Града наследие обрящеши; радуйся, в путь далекий и многоскорбный потекий, да пути спасительнаго причастник будеши.
Радуйся, нищету самоизвольную себе усвоивый; радуйся, гладом и жаждею многажды томимый.
Радуйся, в молитвах деннонощных пребывавый; радуйся, слезами умиления лице твое орошавый.
Радуйся, терпения столпе непоколебимый; радуйся, веры адаманте крепкий.
Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.
Кондак 3
Силою Божиею укрепленный, путь далекий совершил еси и града Едеса достигл еси, Алексие достохвальне, в немже, яко един от нищих, пребывал еси в злострадании и нищете, ко храму Божию выну приметаяся и молитвы усердныя со многими слезами принося Христу, Царю и Богу, зовый: Аллилуиа.
Икос 3
Имел еси, святче Божий, небо покровом и землю одром упокоения, рубища же убогая одеянием многоподвижному твоему телу, зноем опаляему и мразом померзаему, емуже ни малаго угождения не попускал еси, да не возобладает плоть над духом твоим, любовию ко Господу пламеневшим. В таковем подвизе твоем едино утешение Христа имел еси, Иже и нам внушает вопити тебе:
Радуйся, от запада на восток пришедый взыскати Солнца Правды, Свет Невечерний; радуйся, Того во глубине твоего боголюбиваго сердца обретый.
Радуйся, светильниче Божественнаго сияния, мира концы озаривый; радуйся, твоими христопоследовательными стопами Едес освятивый.
Радуйся, правило веры истинныя; радуйся, образе нищеты духовныя.
Радуйся, в души твоей добродетели высокия возрастивый; радуйся, целомудрия сокровище драгое сохранивый.
Радуйся, Евангелия Христова добрый хранителю; радуйся, заповедей Иисусовых усердный исполнителю.
Радуйся, на земли небесно поживый; радуйся, Богу совершенно угодивый.
Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.
Кондак 4
Бурю страстей юношеских воздержанием укротил еси, святе Алексие, и постом сугубым увядил еси красоту лица твоего; темже возсия в души твоей нетленная красота благодатнаго безстрастия, благоугодная краснейшему паче сынов человеческих Христу, Емуже во умерщвленнем телеси сладце воспевал еси песнь хвалы и благодарения: Аллилуиа.
Икос 4
Слышав клирик церкве Едесския в видении глас от иконы Богоматере, человеком Божиим тя нарицающ, достойным Царствия Небеснаго, егоже молитва, яко кадило благовонное, восходит пред Лице Божие, и повелевающ ввести тя внутрь церкве от притвора, идеже нищетно пребывал еси, удивися зело таковей святости твоей, Алексие богоблаженне, и введ тя в церковь Господню, ублажаше тя звании сими:
Радуйся, Духа Святаго жилище, преукрашенное чистотою; радуйся, Божия благодати приятелище, сияющее добродетелей красотою.
Радуйся, Божия Матере словесы похваленный; радуйся, Царицею небесе и земли человеком Божиим наименованный.
Радуйся, имя новое и таинственное от Владычицы мира получивый; радуйся, смирением высокая стяжавый.
Радуйся, нищетою богатство нетленное снискавый; радуйся, почесть вышняго звания достойно восприявый.
Радуйся, молитв благоприятное кадило; радуйся, Царствия Горняго ревностный искателю.
Радуйся, в притворе церковнем дни и нощи молитвенно провождавый; радуйся, внутрь храма Божия повелением Богоматере честно введенный.
Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.
Кондак 5
Боготечней звезде уподобился еси, Алексие святе, егда избегая славы человеческия, от Едеса удалился еси во иныя страны, обаче Божиим Промыслом корабль, на немже плыл еси, ко отечественному твоему граду Риму принесеся. Ты же, познав в сем волю Господню тамо тебе подвизатися, притекл еси к дому родителей твоих, и, яко един от нищих, у врат его водворился еси, слезами омывая лице твое и вопия ко Господу: Аллилуиа.
Икос 5
Видев тя боголюбивый родитель твой, святе Алексие, странна и нища образом, милосердова о тебе и хижину малу повеле соорудити тебе у врат своего дома, в нейже питаше тя Христа ради, отнюд не познавая в тебе своего сына; ты же, нищетно в доме родительстем пребывая, всякую нужду странническую и поношение нищенское претерпел еси, подвизая ны благохвалити тя сице:
Радуйся, мужество великое показавый; радуйся, в терпении мнозем преуспевый.
Радуйся, в доме родителей твоих незнаемь пребывавый; радуйся, скорбь их о лишении твоем всегда созерцавый.
Радуйся, сетования отца твоего слышавый; радуйся, слезы матере твоея видевый.
Радуйся, плач обручницы твоея познавый; радуйся, сердце твое сими болезненно уязвливый.
Радуйся, поношения и укоризны от слуг родителей твоих незлобно восприявый; радуйся, биения и заушения от них молчаливо переносивый.
Радуйся, за обидевшия тя непрестанно Бога умолявый; радуйся, самоизволен мученик воистину бывый.
Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.
Кондак 6
Проповедник евангельския кротости был еси, святе Алексие, образом жития твоего многотерпеливаго всем показуяй, яко вся возможна человеку о укрепляющем Бозе, Егоже силою в немощней плоти великия подвиги совершил еси и многая страдания претерпел еси любве ради Христовы, достойно и праведно воспевая Пресвятей Троице серафимскую песнь: Аллилуиа.
Икос 6
Возсиял еси в древнем Риме необычайными подвиги твоими, Алексие блаженне, и сими озарил еси благодатно всю Церковь Христову: кто бо не умилится, слыша твое пачеестественное терпение и многая злострадания, в доме родителей твоих восприятая самоизвольно, и како, наследник сый того дома, от слуг его укоризны и раны преносил еси радостно. Сего ради приносим ти от усердия нашего сия песноглашения:
Радуйся, великий угодниче Христов, в мире премирно поживый; радуйся, равноангельный слуго Господень, многоболезненно жизнь твою препроводивый.
Радуйся, безчестие в славу себе вменивый; радуйся, раны на теле твоем терпеливо носивый.
Радуйся, ланиты твоя от заушений не уклонивый; радуйся, плещи твоя на ударения предавый.
Радуйся, оплевания христоподражательно принимавый; радуйся, молчанием на укоризны отвещавый.
Радуйся, во Христе утешение едино обретавый; радуйся, воспоминанием крестных страданий Иисусовых скорби твоя услаждавый.
Радуйся, великодушный многострадальче; радуйся, добропобедный подвижниче.
Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.
Кондак 7
Хотение едино имел еси, человече Божий, еже благоугождати Богу; темже вся временная в уметы вменил еси и, наследник многаго богатства быв, сие оставил еси, нищ и странен пребывая, в родительстем доме непознаваем и зело уничижаем, присно воздыхая ко Господу и слезно моляся, да сподобит тя в стране блаженства вечнаго пети Ему со святыми: Аллилуиа.
Икос 7
Ново и необычайно течение совершил еси жития твоего, святе Алексие, среди мира чуждо мирских пристрастий и всякия скверны греховныя; темже приял еси в души твоей боговедения дар совершен и был еси одушевленный храм Трисияннаго Божества, в немже Христос со Отцем и Духом обитель Себе сотвори, нас же научи звати тебе:
Радуйся, ангелов подобниче и человеков красото; радуйся, ризу душевную девства чистотою убеливый.
Радуйся, в радость Господа твоего вшедый; радуйся, добровольною нищетою превозвышенный.
Радуйся, терпением твоим с многострадальным Иовом сравнивыйся; радуйся, уничижением твоим евангельскому Лазарю подражавый.
Радуйся, болезньми многими здравие души стяжавый; радуйся, страданьми неисчетными Царствие Христово приобретый.
Радуйся, ветхаго Рима благодатное обновление; радуйся, Церкве Христовы Божественное удобрение.
Радуйся, обетований Иисусовых наследниче; радуйся, Пресвятыя Троицы таинниче.
Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.
Кондак 8
Странник и пришлец был еси во граде отечествия твоего, святе, выну взыскуя Вышняго Града, Иерусалима Небеснаго; егдаже приспе время отшествия твоего к Богу, ты на хартии тайну жития твоего начертал еси, в познание твоим родителем, и неослабно пребывал еси в подвизех поста и молитвы, приуготовлялся ко исходу умиленным пением Богу: Аллилуиа.
Икос 8
Весь в Бозе быв, Алексие святе, молитве бывшей на устах твоих, предал еси праведную душу твою в руце Божии мирно и безмятежно, яко уснул еси; смерть бо тебе воистину упокоение бысть от страданий и подвигов непрестанных и прехождение от худшаго на лучшее. О таковем блаженнем успении твоем мы, радующеся, сия прикладныя тебе приносим глаголы:
Радуйся, святче Божий, свято и праведно жизнь земную совершивый; радуйся, во благоухании святыни сном смертным опочивый.
Радуйся, на лоно Авраама ангелы несенный; радуйся, пением неземным от святых Небожителей встреченный.
Радуйся, венцем безсмертныя жизни от Господа увенчанный; радуйся, во обители райския со славою восприятый.
Радуйся, Пресветлое Лице Владыки Христа выну созерцаяй; радуйся, Пресвятей Троице Трисвятую песнь немолчно возглашаяй.
Радуйся, Создателя горних и дольних молитвами твоими умилостивляяй; радуйся, весь мир христианский предстательством твоим объемляй.
Радуйся, ангелов и человеков радование; радуйся, почитающим святую память твою верный ходатаю.
Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.
Кондак 9
Вси людие римстии в трепет приидоша, слышавше глас в соборней церкви града своего, во время Божественныя Литургии свыше от олтаря глаголющ и повелевающ поискати тя, человече Божий, да молитв твоих сподобятся. Темже во удивлении и ужасе бывше, молитвенно возопиша они ко Господу, да явит им тебе, Своего избранника, зовуще дивному во святых Своих Владыце: Аллилуиа.
Икос 9
Витийство человеческое не довлеет к похвалению тебе, святе Алексие, свыше похваленному Гласом Божественным, Егоже извещением людие римстии обретоша тя, мертва лежаща на одре, с хартиею на лице, еже сияше солнцеподобными лучами, и благоухание велие исхождаше от многоподвижнаго твоего телесе. Темже обретением твоим обрадовани, царь, святитель и весь народ возгласиша тебе:
Радуйся, светлая луче Трисолнечнаго Света, оживляющаго весь мир; радуйся, деннице, возшедшая просвещати Церковь Христову многими чудесы.
Радуйся, святости и чистоты крине благоуханный; радуйся, дарований Божественных сокровище.
Радуйся, родителем твоим хартиею себе явивый; радуйся, плач их горестный на сладостный преложивый.
Радуйся, седины отца твоего прославлением твоим прославивый; радуйся, слезы матере твоея благодатно вознаградивый.
Радуйся, честную обручницу твою, верность тебе сохраньшую, духовно утешивый; радуйся, весь народ римский обретением твоим зело возвеселивый.
Радуйся, исцеления чудесная от святых мощей твоих обильно источивый; радуйся, на небеси и на земли почесть посмертную достойно восприявый.
Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.
Кондак 10
Спастися хотящим пример благий житие твое, святе Алексие, имже вся ны поучаеши отрешатися сует мира, искати же едино на потребу, еже есть богоугождение. Помози убо нам, человече Божий, в сем тебе подражати, укрепи немощное произволение наше, вдохни в нас мужество душевное, украси нас добродетельми и яви быти наследники Царствия Небеснаго, да с тобою на земли живых воспоем Создателю нашему: Аллилуиа.
Икос 10
Царя Небеснаго Христа верный последователь был еси, Алексие блаженне, егоже Страшному Престолу ныне предстоиши во славе небесней, о нейже мы, земнии и перстнии, ниже помыслити можем; обаче любовию усердною к тебе понуждаеми, мысленно созерцаем тя, горе за ны молящагося пред лицем Божиим, и бренными усты возсылаем ти пение таковое:
Радуйся, верно чтущим тя скорый помощниче; радуйся, молитвенно призывающих тя усердный заступниче.
Радуйся, праведниче Господень, Егоже Правда возсия немерцаемо; радуйся, соль земли, яже никогдаже обуяет.
Радуйся, добрыми делы твоими Бога прославивый и человеки удививый; радуйся, житием твоим ангелы возвеселивый и духи тьмы посрамивый.
Радуйся, Горняго Мира украшение; радуйся, дольняго мира защищение.
Радуйся, Рима славо и похвало; радуйся, христианскаго рода возвышение.
Радуйся, в чудесех просиявый; радуйся, в милостех неистощимый.
Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.
Кондак 11
Пение надгробное со славою тебе сотвориша, святе Алексие, царь, святитель и весь народ римский, родителем твоим и обручнице твоей, возследующим честному твоему гробу, несенному благолепно в соборную церковь, от негоже чудес множество источил еси: слепии прозираху, разслабленнии укрепляхуся, недужнии здрави бываху прикосновением к мощем твоим святым, воеже всем видящим таковая возглашати Богу: Аллилуиа.
Икос 11
Светло и радостно бысть погребение твое, человече Божий, светел бо лицем возлежал еси во гробе и благоухание сладостное испущал еси от нетленнаго твоего телесе, сими знаменуя светлость немерцающую святыя твоея души, в воню благоухания Христова притекшия и мира Божественнаго преисполненныя, от еяже полноты и в наша души подаждь даяние благодатное, да со утешением духовным тебе возопием:
Радуйся, свеще неугасимая, в молитвах к Богу горе возжженная; радуйся, лампадо златая, елеем милости долу живущих умащающая.
Радуйся, алавастре драгий, миро целебное болящим источаяй; радуйся, реко многоводная чудес.
Радуйся, иночествующим наставниче добраго подвига; радуйся, в мире живущим образе богоугождения.
Радуйся, зерцало чистое праведнаго жития; радуйся, пристанище благоотишное по Бозе упование на тя возложивших.
Радуйся, врагов невидимых крепкий противоборче; радуйся, ищущим спасения душевнаго благий споспешниче.
Радуйся, от небесных высот к земнородным милостивно приникаяй; радуйся, чтущих тя прошения скоро исполняяй.
Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.
Кондак 12
Благодать и милость испроси нам у Христа, Царя и Бога нашего, Алексие достохвальне; вемы бо, яко много может молитва твоя пред Лицем Его, и благоуветливо преклоняется Он к молению твоему. Темже усердно к тебе прибегаем и смиренно просим: окорми нас предстательством твоим в тихое пристанище Христово и сподоби наслаждатися нетленныя радости святых, немолчно вопиющих славословия песнь Триединому Богу: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще подвиги многострадальнаго и предивнаго жития твоего, человече Божий, хвалим, славим и ублажаем тя усердною любовию, яко небеснаго многомощнаго предстателя нашего; ты же, святе, данною ти свыше благодатию нас, грешных и мрачных, освяти, просвети и настави вопити тебе неосужденно:
Радуйся, Востока незаходимаго присносияющая заре; радуйся, вселенную твоими чудесы исполнивый.
Радуйся, мощами твоими преславно чудотворяй; радуйся, образми подобия твоего предивная совершаяй.
Радуйся, болящих безмездный врачу; радуйся, скорбящих благий утешителю.
Радуйся, унывающих благодатное ободрение; радуйся, изнемогающих внезапное укрепление.
Радуйся, бедствующим на помощь ускоряяй; радуйся, от жития отходящим заступление твое многомощное являяй.
Радуйся, радости духовныя боголюбивым душам подателю; радуйся, благ временных и вечных усердный нам у Господа просителю.
Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.
Кондак 13
О, святый и богопрославленный человече Божий Алексие! Тебе, горе за ны молящемуся пред Престолом Господа Славы, мы грешнии, долу живущии, сие малое приносим пение, молимся от всея души и от всего помышления: молитвами твоими испроси нам у Христа Бога прощение согрешений и по кончине нашея жизни приятие в блаженныя обители Небеснаго Царствия, да с тобою во веки поем Ему: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й «Ангел земный. » и кондак 1-й «Избранный угодниче Христов. ».
Молитва
О, великий Христов угодниче, святый человече Божий Алексие, душею на Небеси Престолу Господню предстояй, на земли же данною ти свыше благодатию различная совершаяй чудеса! Призри милостиво на предстоящия святей иконе твоей люди, умиленно молящияся и просящия от тебе помощи и заступления. Простри молитвенно ко Господу Богу честнии руце твои и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, в недузех страждущим исцеление, напаствуемым заступление, скорбящим утешение, бедствующим скорую помощь, всем же, чтущим тя, мирную и христианскую живота кончину и добрый ответ на страшнем Суде Христове. Ей, угодниче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя по Бозе и Богородице возлагаем, но буди нам помощник и покровитель во спасение, да, твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, и твое святое заступление, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Гимны Богу, соединяющие века
Часть II
В июльском номере мы начали рассказ об акафистах, одном из самых востребованных среди верующих жанре церковных песнопений. Неудивительно, что общее число акафистов уже превысило две тысячи оригинальных текстов, ведь они пишутся сегодня на 14 языках. Каждую неделю в мире появляется два-три новых гимна. Кто составил самый первый сборник акафистов на Руси? Есть ли канонические нарушения в столь любимом у нас акафисте «Слава Богу за всё»? Что делается для создания «золотого фонда» акафистов? На эти и другие вопросы отвечает участник рабочей группы по кодификации акафистов Издательского Совета Русской Православной Церкви, клирик Саратовской епархии священник Максим Плякин.
— Ваше Преподобие, с какими проблемами сталкивается ваша рабочая группа?
— Во-первых, это ситуации, когда у нас есть определение высшей церковной власти, что гимн одобрен, а самого гимна нет. Например, в 1952 году от архиепископа Минского Питирима (Свиридова) в Синод поступила просьба одобрить акафист всем Туровским святым: Кириллу, Мартину и Лаврентию (автор акафиста — протоиерей Косма Раина). Синод постановил тогда одобрить его к употреблению в границах Белоруссии. Поскольку одна из задач нашей рабочей группы — отыскивать и кодифицировать акафисты, уже одобренные церковной властью, мы, разумеется, занимаемся и текстами 1950-х годов. И когда мы взялись за этот акафист, выяснилось, что в тех российских архивах, которые были нам доступны, его нет. Обратились в Белорусский экзархат, но акафиста не было ни у них в архиве, ни в Туровской епархии. Поэтому пока остается надеяться, что где-то однажды эта машинопись 1950-х годов найдется.
Вторая проблема: акафист был одобрен, но официально вовремя не опубликован. Так случилось, например, с акафистом в честь святителя Тихона, Патриарха Московского. Есть постановление Синода 1992 года и одобренный им машинописный экзмепляр. Есть первое издание этого акафиста, которое уже отличается от архивной машинописи. Видно, что его отредактировали, действительно сделали лучше, но уже после синодального одобрения. Есть многочисленные перепечатки этого акафиста, но все они — где-то чуть-чуть, а где-то и серьезно — отличаются друг от друга. И когда несколько лет назад Издательство Московской Патриархии решило переиздать этот акафист, то пришлось от этой идеи временно отказаться. Ведь непонятно, какой именно текст брать за основу! Это один и тот же акафист, но с разночтениями, которые не позволяют сейчас ставить вопрос о его переиздании. Надеюсь, Священноначалие эту ситуацию урегулирует. Кроме того, в отредактированном варианте текста очень много лексических русизмов.
Третье — если акафист одобрен Синодом, а самих акафистов с этим названием несколько. Как, например, акафист в честь Смоленской иконы Божией Матери: он был одобрен Святейшим Синодом еще в 1914 году. Но с этим названием существует два разных акафиста, причем у одного из них есть несколько серьезно отличающихся друг от друга вариантов. А какой именно одобрил Синод, неизвестно — соответствующие архивные документы не выявлены. В результате мы приняли компромиссное решение: Смоленская епархия определяет, какой акафист они сами считают лучшим, а наша комиссия проверяет грамматику. Свое мнение, какой из существующих вариантов акафиста считать лучшим, высказал и Святейший Патриарх Кирилл — как бывший архиерей Смоленской епархии. В итоге выбрали тот текст, по которому смоляне уже много лет молились перед иконой «Одигитрия» в Успенском соборе.
Или, например, акафист святителю Луке (Войно-Ясенецкому). Он был написан в 1995 году симферопольским протоиереем Георгием Севериным, который составил и службу святому. За прошедшие годы многие издательства внесли в текст свои правки. Получилось, наверное, пять разных вариантов. И когда этот акафист поступил к нам в рабочую группу, пришлось эти разночтения учитывать, поскольку каждое из них уже было издано большим тиражом и кое-где могли быть удачные редакторские находки. После нас этот акафист поправили еще и члены Священного Синода и одобрили его два года назад. У греков, кстати, написан собственный акафист и своя служба святому Луке Крымскому. Их автор — ныне здравствующий митрополит Эдесский Иоиль (Фанкакос), он же написал и службу святому Паисию Святогорцу.
Иная ситуация, если решение Синода есть, известно, какой именно из гимнов им одобрен, а в современных изданиях, которые ходят в народе, этот гимн печатается с разночтениями. Тогда мы либо указываем всем церковным издательствам печатать вариант, одобренный Синодом, либо заново рассматриваем и одобряем после исправлений самый распространенный на сегодняшний день вариант этого акафиста. Например, есть четыре разных акафиста святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Автор самого первого из них, созданного в 1970-е годы и одобренного Священным Синодом еще в 1992 году, — митрополит Харьковский Никодим. Но в середине 2000-х годов Синодальная богослужебная комиссия радикально отредактировала этот акафист. В 2008 году Священный Синод рассмотрел оба варианта текста и счел, что второй вариант предпочтительнее одобренного ранее. Этот текст и признан сегодня официальным вариантом для церковных издательств.
Был случай, когда из фондов музея Нижегородской епархии нам прислали копию акафиста преподобному Иоанну Дамаскину. На этой машинописи рукой митрополита Сергия (Страгородского), будущего Патриарха, написано: «Благословляется к церковному употреблению». И дата — 1928 год. Нам неизвестно, есть ли другие экземпляры этого акафиста, возможно, что он существует в единственном экземпляре. Честно говоря, советский период для нас — головная боль, потому что утвержденный членами Священного Синода (или единолично Святейшим Патриархом — так могло быть при первосвятительстве Сергия или Алексия I) акафист мог быть вообще нигде не напечатан, в том числе и в документах Синода.
— По каким же признакам принимается решение, какой из акафистов предпочтительнее?
— Мы рассматриваем целый комплекс признаков — как давно текст находится в употреблении, каково его литературное качество. Учитываем отзывы (если они есть) авторитетных людей Церкви, количество грамматических ошибок в конкретном акафисте и т.д. И уже по совокупности признаков, обязательно после общего обсуждения на рабочей группе, принимаем решение.
Но иногда нам облегчают задачу. Например, из Донской митрополии прислали акафист святому праведному Павлу Таганрогскому. Нас попросили рассмотреть именно этот, новонаписанный, акафист, хотя он был уже четвертым по счету. Но все прочие были существенно хуже, и по просьбе Таганрогского благочиния был написан новый, который в итоге и одобрил в прошлом году Священный Синод.
— А что самое трудное в работе вашей рабочей группы?
— Очень трудная ситуация возникает, если Синод по каким-то причинам ни один из акафистов еще не рассматривал, а нашей рабочей группе предложено определиться самим, с каким из нескольких вариантов мы будем работать. Так, на одном из недавних заседаний мы рассмотрели акафист мученикам Гурию, Самону и Авиву, очень любимым и почитаемым нашим народом. Сегодня им написано два разных акафиста, и оба варианта уже печатались церковными издательствами. В результате обсуждения мы пришли к выводу, что необходимо создать синтетический текст: поскольку ни один из имеющихся акафистов не удовлетворял нас полностью, то за основу был взят гимн, изданный Киево-Печерской лаврой. Однако часть возрадований была взята из второго акафиста, после чего мы унифицировали стилистику текста.
Очень редко, но бывает, что к печати благословляются оба варианта. Например, акафисты Боголюбской иконе Божией Матери. Первый акафист был написан еще до революции в Боголюбовском монастыре Владимирской епархии. Одобрен к изданию еще в 1886 году. Но в 1920-е годы владимирский архиерей и один из самых замечательных гимнографов ХХ века — будущий Патриарх Сергий (Страгородский) — пишет новый акафист. Он это сделал по просьбе наместника Боголюбовской обители иеромонаха Афанасия (Сахарова), будущего святителя и исповедника. По просьбе митрополита Сергия Патриарх Тихон этот акафист одобрил наравне с первым. Cвятой Афанасий, при том что он лично очень скептически относился к акафистам, признавал, что акафист митрополита Сергия очень хороший. Оба акафиста одобрены Синодом.
Характерно, что Синод к утверждению акафиста подходит не формально. Священноначалие не только читает, но и правит предложенный вариант, иногда возвращает на доработку. И мы тут не последняя инстанция, наша функция — консультативная. Как правило, если есть правка Синода, то мы ее вносим в текст сразу. Но иногда встает вопрос — отстаивать наш вариант или принять правку членов Синода. В этом случае мы собираем рабочую группу, изучаем отзывы Синода и ищем компромиссные решения.
«Слава Богу за все»
— Есть ли канонические нарушения в очень популярном в нашем народе акафисте «Слава Богу за все»?
— Никаких канонических нарушений там нет. Но этот акафист непривычен, так как это беспримесный русский язык. Это не славянский с вкраплениями русского и не русский, который «прикидывается» славянским, это просто современный русский язык.
А поскольку богослужебный язык нашей Церкви — церковнославянский, то гимн, написанный на русском языке, вызывает определенный диссонанс. Его автор — митрополит Трифон (Туркестанов), очень авторитетный, почитаемый духовный писатель. Сам акафист получил колоссальное распространение в народе и ходил в списках начиная с 1930-х годов. Любопытно, что когда он вышел в Издательстве Московской Патриархии в 2007 году, то в издательском предисловии было написано: «К сожалению, сколько-нибудь аутентичной рукописью акафиста “Слава Богу за все”, написанного владыкой Трифоном, мы не располагали. К сожалению, акафист “Слава Богу за все” продолжает издаваться большими тиражами со значительным количеством пропущенных строк и опечаток, искажающих смысл. Мы попытались реконструировать его текст, основываясь на всех доступных нам вариантах».
Но, как это обычно бывает, мелкие разночтения в одно-два слова все равно между разными текстами есть. И понять, какой из них — текст самого митрополита Трифона, пока не представляется возможным. Автограф (авторская рукопись) этого акафиста не обнаружен до сих пор. Любопытно, что «Слава Богу за все» переводится очень активно: есть английская, французская, украинская версии. Он полюбился не только в России.
А поскольку этот акафист, хоть и самый известный, но уже не первый на русском языке, то вот этот прецедент, когда в общественное богослужение мы его не пускаем, но разрешается молиться по нему дома (т.е. он для частного молитвенного употребления), позволяет сейчас думать, что нам делать с остальными русскоязычными акафистами, которые уже начали появляться.
Например, есть акафист на русском языке, посвященный Господу (к сожалению, сайт, где был опубликован этот гимн, удален со всем содержимым). Его написал протоиерей Александр Макаров, настоятель Свято-Николаевского храма города Ясиноватая в Донбассе. Писал под обстрелом. Но сам гимн очень светлый и радостный, батюшка назвал его «Радость православных». И это чувство молитвенного порыва, которое ты испытываешь при чтении, даже искупает какие-то недостатки этого акафиста. Сам автор этого акафиста написал в предисловии к акафисту: «В сложившихся обстоятельствах очень нужны были слова, которые помогут увидеть что-то светлое и доброе в окружающем хаосе». И это опыт человека. Вокруг него рвутся бомбы, а он пытается выразить радость в молитве. Этот опыт нельзя тоже просто так взять и отбросить.
Поэзия и «проза»
— Вы отмечали взаимное влияние, например, греческого на русский акафист или наоборот?
— Нужно признать, что мы на греков в акафистном творчестве влияем гораздо меньше, чем они на нас. Греки в принципе не любят переводить славянские тексты. Они богослужебные тексты считают поэзией, а акафисты на славянском языке для них — проза. Как они говорят, негоже славянскую прозу принудительно переводить поэзией. Они скорее сами напишут новый гимн какому-то святому, чем займутся переводом. Хотя есть и исключения. Греки все-таки перевели со славянского на греческий акафист Иисусу Сладчайшему (см.: ЖМП. 2019. № 7). Это гимн ярчайшей красоты. Есть сведения, что этот перевод был известен преподобному Никодиму Святогорцу и оказал определенное влияние на его творчество (он написал около десятка акафистов на греческом).
В то же время греческое творчество достаточно существенно влияет на русское. В первую очередь через переводы. В этом контексте я упоминал уже акафист святителю Нектарию Эгинскому (см.: ЖМП. 2019. № 7).
Другой случай. Несколько лет назад, когда на Украину привозили мощи святителя Спиридона Тримифунтского, Издательский отдел Украинской Православной Церкви издал книжку с житием, службой и акафистом святому Спиридону. Акафист был переведен с греческого на церковнославянский. Мы видим, что издатели признают тот факт, что нельзя ограничиваться только русским гимном. Этим они как бы дают понять: «Вот есть еще и греческий акафист, и мы вам его предлагаем для молитвы».
Естественно, что многие наши акафисты, в принципе, ориентированы на греческие образцы. Первый акафист был написан по-гречески, и основная, первая традиция — это греческие акафисты. До того как они пришли на Русь, акафисты были принадлежностью исихастов (монахов-безмолвников) в Греции. Разумеется, это не могло не сказаться на нашем гимнотворчестве.
— Когда на Руси появился самый первый сборник акафистов?
— Вероятно, самый ранний известный нам сборник акафистов на Русской земле — Канонник, принадлежавший преподобному Кириллу Белозерскому, ученику преподобного Сергия Радонежского. Он был переписан в самом начале XV века. Эти акафисты были написаны Патриархом Константинопольским Исидором Вухиром (XIV век). Очень быстро их перевели с греческого на церковнославянский (вполне вероятно, что на Афоне), а святой Кирилл у себя на Белоозере заказал переписать их (или, быть может, даже переписал их сам) для своего личного келейного Канонника.
Среди этих греческих образцов был и акафист святителю Николаю Чудотворцу (от которого происходит наш современный). Есть рукописные копии этого акафиста XV-XVI веков. Несколько акафистов написал друг преподобного Сергия, Патриарх Константинопольский святитель Филофей Коккин. И тот факт, что наши великие исихасты использовали акафисты в своем келейном правиле, также не позволяет нам от них отмахиваться — дескать, это «низкая поэзия». Тем более что среди авторов акафистов — святые Никодим Святогорец, Иоанн Кронштадтский, Тихон Задонский, святитель Тихон (Белавин), Патриарх Всероссийский, Патриарх Сергий (Страгородский), священномученик Петр Григорьев. Святые не считали для себя зазорным в том числе и писать акафисты, а не только их читать.
— Попадались ли вам необычные, странные акафисты, которые чем-то запомнились?
— Один из самых странных акафистов, которые мы когда-либо видели, это акафист предыдущему Римскому Папе Бенедикту XVI(который еще живет), написанный по-славянски. Это акафист неполный, то есть в нем не хватает четырех строф. Вместо них — примечание: «Кондаки и икосы за номерами 10 и 11 пропущены, ибо многое Папа еще свершит». Он был написан в 2007 году, через два года после вступления Йозефа Ратцингера на папский престол. Во-первых, писать акафист живому — это неправильно. А во-вторых, писать акафист в России в честь Папы, да с добавкой, что ему еще много придется совершить, просто странно.
А из числа страшных акафистов (он тоже опубликован в интернете, а не отправлен к нам на цензуру) назову, пожалуй, «гимн» в честь почившего брата Иосифа Муньоса, который был хранителем известной Монреальской Иверской иконы Божией Матери. Его любят во всем православном мире, ему пишут молитвы, уже есть его иконы, многие люди верят в его святость, но официальной канонизации еще не было. Само наличие акафиста до канонизации встречается. Например, акафист епископу Игнатию (Брянчанинову) как подвижнику благочестия был написан его внучатой племянницей задолго до его канонизации. Но акафист брату Иосифу отличался каким-то запредельным количеством богословских ляпов. Уже в первой строке акафиста есть фраза «Возбранный ковчеже Завета Новаго», а рефрен гласит: «Радуйся, новое вино Отца Небеснаго», но по отношению к человеку (а не к Богу) это не только неприлично, но уже и не умно, ведь это библейские образы, относимые к Богу. Когда Хосе восславляется как «новый конкистадор Америце, грехами одряхлевшей» — это уже геополитика. А возрадование «Радуйся, каменю несекомый, поражаяй Америку» — пример совершенного незнания церковной традиции понимания библейских текстов. То есть в чьей-то голове все это сложилось. И для нас этот акафист остался примером запредельного богословского бескультурья. Люди где-то вычитали громкий эпитет и поставили его в акафист. А то, что «несекомый камень» — это пророчество о Господе Иисусе (Дан. 2:34) и к человеку как эпитет в принципе не может быть применимо, что это ересь, уже осталось вне их понимания.
Но бывает и очень радостное удивление. Несколько месяцев назад мы рассматривали акафист Божией Матери ради Ее иконы «Отрада, или Утешение». Его автор — новомученик Порфирий Мироносицкий, известный исследователь литургики, он умер во время следствия в 1932 году. Икона, в честь которой написан этот акафист, была в храме, где Порфирий Петрович молился. И когда человек, который полжизни отдал церковному пению, воспевает Божию Матерь сам, это поэзия без преувеличений. Мы рекомендовали этот акафист Священному Синоду, но решения пока нет.
— Готовится ли к изданию в нашей Церкви «золотой фонд» акафистов, выверенных и утвержденных Священноначалием?
— В прошлом году Священный Синод постановил подготовить такой корпус текстов к печати в Издательстве Московской Патриархии. И мы пытаемся его собрать, причем включаем туда даже те одобренные Синодом акафисты, у которых в тексте существуют разночтения (в надежде, что удастся либо выделить предпочтительный вариант, либо отредактировать эти гимны силами справщиков Издательства Московской Патриархии и Издательского Совета). Проект пока не завершен, но мы рассчитываем разместить там порядка 250-300 акафистов. В проекте участвуют Издательский Совет и Издательство Московской Патриархии, Московская и Санкт-Петербургская духовные академии, Управление делами Московской Патриархии (где хранится архив Священного Синода). Оказывает помощь нашему проекту и Свято-Тихоновский университет.
Планируется, что в каждом томе будет 50 акафистов, выйдет 5-6 томов. Это будет корпус максимально выверенных акафистов. Сегодня существует только одно похожее издание — это Акафистник, подготовленный покойным митрополитом Питиримом (Нечаевым). Издавался он дважды — в 1989 и 1993 годах. Но при заявленном многотомном сборнике из печати вышли только два тома. И даже к этому Акафистнику у нашей рабочей группы сегодня есть вопросы. Например, на основании каких именно решений высшей церковной власти владыка Питирим включил в свой Акафистник тот или иной акафист.
Молитва преподобному Алексию, человеку Божию, для защиты в бедности
Молитва преподобному Алексию, человеку Божию, для защиты в бедности
Овеликий Христов угодниче, святый человече Божий Алексие, душею на небеси престолу Господню предстояй, на земли же данною тебе свыше благода-тию различная совершаяй чудеса! Призри милостив-но на предстоящия святей иконе твоей людие (имена), умиленно молящиеся и просящия от тебе помощи и заступления. Простри молитвенно ко Господу Богу честнии руце твои и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, в недузех страждущим исцеление, напаствуемым заступление, скорбящим утешение, бедствующим скорую помощь, всем же чтущим тя мирную и христианскую живота кончину и добрый ответ на страшнем суде Христове. Ей, угодниче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя по Бозе и Богородице возлагаем, но буди нам помощник и покровитель во спасение, да твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Свя-таго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, и твое святое заступление, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Похожие главы из других книг:
Для помощи в бедности и нужде, для защиты вдов и сирот
Для помощи в бедности и нужде, для защиты вдов и сирот Молитва святителю Димитрию Ростовскому День памяти 21 сентября/4 октябряДмитрий Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало), живший в XVII–XVIII вв. епископ русской Церкви, был известным на Руси и Украине проповедником и
Преподобному Алексию, человеку Божию
Преподобному Алексию, человеку Божию День памяти 17/30 мартаПреподобный Алексий – один из самых почитаемых на Руси христианских святых – был сыном благочестивых родителей, живших в Риме в IV–V вв. и долгие годы моливших Господа о даровании им ребенка.Алексий с ранних лет
Поучение 1-е. Преп. Алексий, человек Божий (В чем мы должны подражать Алексию, человеку Божию?)
Поучение 1-е. Преп. Алексий, человек Божий (В чем мы должны подражать Алексию, человеку Божию?) I. Преп. Алексий, человек Божий, память коего совершается ныне, жил в Риме и был сын знатных и благочестивых родителей, Евфимиана и Аглаиды. Воспитанный в строгом благочестии,
Молитва святителю Тихону Задонскому для ниспослания безбедной жизни и избавления от бедности
Молитва святителю Тихону Задонскому для ниспослания безбедной жизни и избавления от бедности Овсехвальный святителю и угодниче Христов, от-че наш Тихоне! Ангельски на земли пожив, ты яко ангел благий явился и в давнем твоем прославлении: веруем от всея души и помышления,
Молитва в защите от бедности и прочих бед святой Ксении Блаженной
Молитва в защите от бедности и прочих бед святой Ксении Блаженной Освятая всеблаженная мати Ксение! Под кровом Всевышняго жившая, ведомая и укрепляемая Бо-гоматерию, глад и жажду, хлад и зной, поношения и гонения претерпевшая, дар прозорливости и чу-дотворения от Бога
Молитва ангелу-хранителю для защиты от бедности
Молитва ангелу-хранителю для защиты от бедности Взываю к тебе с мольбою, благодетель и покровитель мой, ходатай мой перед Господом Богом, свя-тый ангеле Христов. Взываю к тебе, ибо оскудели житницы мои, стоят пустыми хлева мои. Не радуют глаз больше мои закрома, а мошна
Молитва ангелу-хранителю для защиты детей от бед и напастей
Молитва ангелу-хранителю для защиты детей от бед и напастей Молю тебя, ангеле хранитель мой добрый, кто облагодетельствовал меня, светом своим осенил меня, защитил от напасти всевозможной. И ни зверь лютый, ни ворог меня не поверже. И ни стихия, ни лихой человек меня не
Молитва ангелу-хранителю для защиты близких от бед и напастей
Молитва ангелу-хранителю для защиты близких от бед и напастей Молю тебя, ангеле хранитель мой добрый, кто облагодетельствовал меня, светом своим осенил меня, защитил от напасти всевозможной. И ни зверь лютый, ни ворог меня не поверже. И ни стихия, ни лихой человек меня не
Молитва ангелу-хранителю для защиты родных от бед
Молитва ангелу-хранителю для защиты родных от бед Молю тебя, ангел-хранитель мой добрый, кто облагодетельствовал меня, светом своим осенил меня, защитил от напасти всевозможной. И ни зверь лютый, ни ворог меня не поверже. И ни стихия, ни лихой человек меня не погубит. И
Молитва ангелу-хранителю для защиты от власть имущих
Молитва ангелу-хранителю для защиты от власть имущих Волей Господа ниспослан ты мне, ангел-хранитель, защитник и попечитель мой. А посему взываю к тебе в трудный миг в молитве своей, чтобы оберег ты меня от большой беды. Притесняют меня облеченные земной властью и нет у
Молитва ангелу-хранителю для защиты от воров
Молитва ангелу-хранителю для защиты от воров Ангеле Божий, святый мой, спаси меня, грешника, от недоброго взгляда, от недоброго умысла. Убереги меня слабого и немощного от татя в ночи и прочих лихих людей. Не оставь меня, святый ангеле, в трудный миг. Не позволь позабывшим
Для помощи в бедности и нужде, для защиты вдов и сирот
Для помощи в бедности и нужде, для защиты вдов и сирот Молитва святителю Димитрию Ростовскому День памяти 21 сентября/4 октябряДмитрий Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало), живший в XVII—XVIII вв. епископ русской Церкви, был известным на Руси и Украине проповедником и
Преподобному Алексию, человеку Божию
Преподобному Алексию, человеку Божию День памяти 17/30 мартаПреподобный Алексий – один из самых почитаемых на Руси христианских святых – был сыном благочестивых родителей, живших в Риме в IV—V вв. и долгие годы моливших Господа о даровании им ребенка.Алексий с ранних лет
Молитва для защиты от клеветы и несправедливых притеснений
Молитва для защиты от клеветы и несправедливых притеснений Ты, Господи, принес Себя в крестную жертву для моего спасения. Могу ли и я отвергнуться тягостей несправедливых суждений о мне людей? Соделай, Господи Иисусе, чтобы, помышляя о тех поруганиях и злословиях, какия Ты
Молитва святителю Алексию при глазных заболеваниях
Молитва святителю Алексию при глазных заболеваниях О, пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Алексие!Предстоя у Престола всех Царя и наслаждаяся света Единосущныя
Популярный акафист «Слава Богу за всё!» вводит людей в прелесть
Широко распространяемый по церковным книжным лавкам акафист «Слава Богу за всё!» является единственным акафистом, составленном вопреки литургической (богослужебной) традиции Русской Православной Церкви на русском, а не на намоленном церковнославянском языке, на котором дома и в храмах вот уже не одно столетие молятся все православные русские люди.
Я вчера прочитала популярный и продающийся в православных храмах акафист «Слава Богу за всё!» и пришла в ужас. Это произведение явно написал человек, находившийся в прелести. Оно насыщено противоречиями православному учению и даже язычеством. Мало того, этот акафист непостижимым образом вызывает восторги даже против воли того, кто его читает. Священники плюются на этот акафист, но остановить его распространение в народе не могут.
Я читала этот чудовищный акафист целиком два раза – вчера и сегодня. Читала я его немолитвенно и не вслух, а в исследовательских целях и про себя. При этом я была настроена очень критично по отношению к тексту. Но даже несмотря на все это акафист «Слава Богу за всё!» оба раза вызывал в глубине моей души какой-то непрерывный восторг. Это был тяжелый, изматывающий восторг, он мне был крайне неприятен, я никогда таких ощущений не испытываю и, надеюсь, что больше не испытаю. И этот восторг не проходил до конца чтения акафиста. Явно, что тут дело не во мне, а в той сатанинской мерзости, которая заложена в этом произведении. Известно, что когда мы читаем произведения какого-то автора, мы непостижимым образом входим в общение с ним. Вероятно, при чтении этого акафиста человек соприкасается с находившемся в состоянии страшнейшей прелести автором акафиста.
Неутолимая жажда подслащенных эмоциями духовных помоев
Признаков прелести автора в акафисте настолько много, что я не могу их тут все перечислить. Вот лишь некоторые примеры.
«Мягче елея и сладостней сота беседа с Тобой. Окрыляет и живит молитва к Тебе. Каким трепетом тогда наполняется сердце, и как величава и разумна становится природа и вся жизнь!»
Тут автор говорит, что он беседует с Богом. При том, что этот акафист был написан в первой половине ХХ века. Насколько мне известно, беседы с Богом были доступны только величайшим людям древности типа пророков. К ХХ веку народ настолько обмельчал, что такая форма общения с Творцом стала недоступна людям. К этому времени люди максимум, что могли – это получать время от времени сообщения от Бога. Автор также говорит, что его окрыляет молитва. Между тем, прелесть – это разгорячение крови и плоти и всякие восторги и душевные порывы, а истинно духовные переживания тихи, мирны и глубоки. Окрыление в молитве может происходить только у прельщенных людей.
Кроме того, автор пишет, что после бесед с Богом и молитв природа и жизнь становятся для него величавыми. Между тем, те, кто действительно входит в некоторое общение с Богом, после этого вообще не хотят ничего и никого видеть, потому что с Богом не может сравниться ничто и никто. И уж тем более после общения с Творцом никто не назовет природу величавой. Преподобный Григорий Синаит в своей работе «О прелести» пишет, что те, кого коснется благодать Божия, отвращаются от мира и от всего, что в мире, а находящая на человека прелесть не может вызвать ненависти к миру: «Знай, что действия благодати – ясны; демон преподать их не может; он не может преподать ни кротости, ни тихости, ни смирения, ни ненависти к миру; он не укрощает страстей и сластолюбия, как это делает благодать».
«Слава Тебе за умиленные молитвы растроганной души».
Растроганная душа на молитве – это самое настоящее разгорячение плоти и крови, то есть прелесть.
«Ты внезапно блистал в душе моей во время самых сильных радостей жизни. И после молниеносного света Твоего какими бесцветными, тесными, призрачными казались они, душа рвалась за Тобой».
Тут автор говорит, что во время земных радостей, как-то: свадьба великовозрастной дочери, именины матери, повышения по службе, в его душе блистал свет от Бога. Это прелесть. Бог не посещает людей во время «радостей жизни». Тем более Он не блистает в их душе светом. Выражение «душа рвалась за Тобой» говорит о разгорячении плоти и крови. Подвижники не рвутся к Богу, а стремятся к Нему – тихо, упорно, постоянно и неуклонно. У них нет никаких порывов, типа, сидел в трапезной на обеде, и тут вдруг душа стала рваться к Богу.
«Слава Тебе за нашу неутолимую жажду богообщения».
Неутолимая жажда богообщения может быть только у великих святых, а не у тех, кто сочиняет противоречащие православному учению акафисты.
Архимандрит Рафаил (Карелин) пишет в «Двадцати пяти главах о памяти смертной», что есть три степени в служении Богу. Первая ступень – ступень раба, когда человек через упражнения в памяти смертной уничтожает в своей душе образ этого мира, стоящий между ним и Богом, и отрывается от привязанности к этому миру. То есть человек, ложась спать, думает, что он ночью умрет, а за обедом размышляет о том, как он в могиле станет пищей червей. Вторая ступень – наемника, когда человек, борющийся с грехом, чувствует, как благодать иногда утешает его. А третья ступень – это ступень сына, когда у человека «просыпается любовь к Богу, он ищет Самого Бога, а не Божьих даров, он хочет богообщения ради богообщения, он не хочет ничего, кроме Самого Христа. Эта третья ступень доступна лишь очень немногим».
Между тем, из акафиста видно, что автор не только не оторвался от видимого мира, а, наоборот, непрестанно восхваляет его. То есть он не стоит даже на первой ступени. А, значит, его непрестанное стремление к богообщению – это прелесть, это непрестанное стремление к получению бесовских духовных помоев, подслащенных какими-то приятными эмоциями.
«Слава Тебе за откровения Твои, за счастье чувствовать Тебя».
Этот прельщенный еще и считал, что получал какие-то откровения, хотя ясно, что откровения даются людям крайне редко. «Известно, что истинным святым Божиим видения даруются неожиданно, весьма редко, при случаях особенной нужды, по дивному смотрению Божию, а не как бы случилось», – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). А уж как человек может чувствовать Бога – это вообще выше моего понимания.
Мало того, автор акафиста еще в конце чудовищной тирады в 9-м икосе пишет:
«Я видел Твой таинственный неуловимый Лик».
То есть этот прельщенный возомнил себя вдобавок ко всему и боговидцем. Словосочетание «неуловимый Лик» по отношению к Богу – это вообще кощунство. Я помню, был такой фильм «Неуловимые мстители». И я уже молчу о том, что никто и никогда – даже ангелы и величайшие святые – не видели Лика Бога.
Акафистное призывание бесов
Но это еще не все. В акафисте заложена свинья покрупнее – читающих это произведение заставляют призывать бесов и открываться навстречу прелести. В икосе 10-м наши православные сограждане вынужденно читают вслух:
«Обостри мой слух, дабы во все минуты жизни я слышал Твой таинственный голос».
А мы потом удивляемся: откуда в соцсетях столько прельщенных? Одна сообщает: мне начали диктовать в маршрутке, и я тут же стала срочно записывать в телефон и отправлять текст смс-ками сыну. Другая пишет: передайте батюшке то-то и то-то, он поймет, что ему это сообщает Бог. Третий несется на страницу к писателю Юрию Воробьевскому и оставляет там «пророческое» послание.
Преподобный Макарий Оптинский пишет: «Святый Исаак явно показал, что ищущие в молитве сладостных ощущений духовных с чаянием, и особенно стремящиеся преждевременно к видению и созерцанию духовному, впадают в прелесть вражию и в область тьмы и помрачения смысла, будучи оставлены помощию Божиею и преданы бесам на поругание, за горделивое искание паче меры и достоинства своего». А тут люди не просто молча ищут сладостных ощущений в молитвах, а просят Бога дать им возможность слышать Его голос каждую минуту – дар, которого Он не давал даже величайшим святым, иначе они никогда не ошибались бы, а они ошибались и не всегда знали ответы на задававшиеся им вопросы. Зато бесы с большим удовольствием откликаются на такие просьбы и дают свои обманчивые «дары».
Признаки прелести
Святитель Игнатий (Брянчанинов) так пишет в своей работе «О прелести»: «Второго рода прелесть – собственно “мнение” – довольствуется сочинением поддельных благодатных ощущений и состояний, из которых рождается ложное, превратное понятие о всем вообще духовном подвиге. Мечтательность сильно действует в обольщенных “мнением”, но действует исключительно в области отвлеченного. Она или вовсе не занимается, или занимается редко живописью в воображении рая, горних обителей и чертогов, небесного света и благоухания, Христа, Ангелов и Святых; она постоянно сочиняет мнимодуховные состояния, тесное дружество со Иисусом, внутреннюю беседу с Ним, таинственные откровения, гласы, наслаждения, зиждет на них ложное понятие о себе и о христианском подвиге, зиждет вообще ложный образ мыслей и ложное настроение сердца, приводит то в упоение собою, то в разгорячение и восторженность. Эти разнообразные ощущения являются от действия утонченных тщеславия и сладострастия: от этого действия кровь получает греховное, обольстительное движение, представляющееся благодатным наслаждением. Тщеславие же и сладострастие возбуждаются высокоумием, этим неразлучным спутником “мнения”».
Почти все описанное здесь демонстрирует автор акафиста: у него есть и наслаждения, и беседы с Богом, и гласы, и откровения. И тщеславие у него тоже есть. Он ведь не умолчал о своей исключительности, а громко поведал о ней миру: написал целый акафист.
Ересь Оригена
Есть в акафисте осужденная отцами Пятого вселенского собора ересь Оригена о всеобщем спасении. В 8-м икосе говорится:
«Слава Тебе – с Тобою нет безнадежных потерь, Ты даруешь всем вечную жизнь».
В православном учении четко говорится, что на Страшном суде будут навеки разделены праведники и грешники. Праведники получат вечную жизнь, а грешники получат в удел вечную смерть, то есть у последних будет безнадежная потеря Бога и света.
Прочие несообразности
Этих несообразностей настолько много, что я их все тут не перечислю. Автор с восторгом описывает все земное и даже пишет:
«Хорошо у Тебя на земле».
Это полное противоречие гимнографическому творчеству святых. В канонах, которые читаются в храмах на утрени, все время говорится, что мученики еще при земной жизни ни во что вменили земное и устремились к небесному и преподобные небрегли о всем земном, стремясь к небесному. Вот, например, что говорится в каноне преподобному Сергию Радонежскому: «тленная бо, яже на земли, оставив, небесное обрел еси богатство», то есть все тленное на земле оставил и получил небесное богатство. Из патериков и житий известно, что были даже такие подвижники, которые заключали себя на десятилетия в пещеры, не желая видеть ничего земного. Да и вообще, кто не умрет душой для тленного мира, тот не получит вечных благ. Земное оземленяет душу и делает ее неспособной вознестись к горним селениям.
В акафисте очень много лжи, которую может разоблачить даже человек только-только начинающий жить. Например:
«Слава Тебе, излившему миру великий покой».
Мало того, что люди постоянно воюют друг с другом, так еще и животные непрерывно пожирают друг друга. Какой уж тут покой? Между тем, отец лжи – дьявол. Его рога торчат из этого акафиста.
Есть в акафисте и языческая строчка:
«Благословенна мать-земля».
Это в сказках, оставшихся от языческой эпохи, говорится о матери-земле. Христиане называют матерью только Церковь и Богородицу.
А это вообще что такое:
«Хвала смиряющему человеческую гордыню, исторгающему покаянный вопль: Аллилуия»?
Автор даже приблизительно не знает, что такое покаяние. Покаяние у него ассоциируется с возгласом «Аллилуия». Результат этого, что называется, налицо – прелесть в тягчайшей стадии. Потому что прелесть возникает у тех людей, которые не строят свою духовную жизнь на глубоком покаянии и постоянном сокрушении о своих грехах.
Священников муражит от этого акафиста
Я нашла на одном форуме священников беседу священников об этом акафисте. Вот что написал один из них: «Слышал что прихожане и певчие в восторге, бабульки плачут, в общем очень “молитвенный” акафист. Хочу узнать частные мнения зде постящих отцов. Лично я думаю, что это очень душевное и талантливое литературное произведение, но в рамки акафиста вписывается оно с трудом и по стилю, и по содержанию. Например, 2 икос: “Ты ввел меня в эту жизнь, как в чарующий рай”. Слова “чары”, “чарующий” очень близки по смыслу словам “колдовской”, “колдовство”. И разве можно, говоря о рае, употреблять такие слова? Если, конечно, имеется в виду рай небесный, а не земной райский остров “баунти”. Когда есть привычка думать, о чем читаешь, то попадись в руки вот такой вот “акафист”, сразу муражить начинает».
Протодиакон отвечает ему: «Пособие для блаженных и юродивых. Такое ощущение, что его женщина составила».
Другой участник форума в шоке от этого акафиста. «Лет 15 назад я оказался на исполнении сего акафиста в одном очень сурьёзном монастыре. Подробностей и вообще, что за служба была, в которую его встроили, уже не вспомню. Помню только, что на меня это произвело дичайшее впечатление. Полный трэш получился», – пишет он.
А один священник объяснил, почему это дикое произведение читают в храмах: «Акафист сей просто улетный НО. народ требует. Очень часто приходится его читать после Литургии, что само по себе абсурдно – ведь Евхаристия – высшая форма благодарения. зачем еще добавлять? Но зачастую батюшки не отказывают. ».
Архимандрит Рафаил (Карелин) в свое время высказался об этом акафисте так: «Если я не ошибаюсь, этот акафист составил расстрига Петров. Лично я его читать не могу. Не только современный язык, но и всякое разжижение славянского языка кажется снижением сакрала». При этом надо сказать, что этот акафист составлен не на церковнославянском языке, а на русском. Это, по-моему, единственный такой акафист в России.
Кто написал его, мне лично не понятно. Одни говорят, что митрополит Трифон (Туркестанов), а другие, что протоиерей Григорий Петров. А, может, его написал вообще непонятно кто.
Спасение утопающих – дело рук самих утопающих
Книжечки с акафистом «Слава Богу за всё!» допущены к распространению Издательским Советом РПЦ. Но при этом в список акафистов, имеющих официальное церковное благословение, он не входит.
Я уже давно заметила, что у нас в РПЦ для тех, кто стоит на пути спасения, созданы все условия. Такие люди, если они живут не в захолустной деревне, могут без труда найти и десять хороших храмов с ежедневными службами, на которых понятно, что читают и поют, двадцать добрейших священников, в том числе с ярко выраженными духовными дарами, сто прекрасных православных книг – или в бумажном варианте, или в интернете, а также посетить тридцать монастырей с десятками чудотворных икон и множеством мощей святых. Но если человек встанет на путь вечной погибели, шанс, что его начнут тащить оттуда, очень невелик.
Та же ситуация и с этим акафистом. Издательский совет РПЦ составил список акафистов, имеющих официальное церковное благословение, и тем оградил верных чад Церкви от всяких недоразумений. Но если ты хочешь потреблять духовные помои, льющиеся из акафиста «Слава Богу за всё!», тебе никто не запретит этого делать, и ты без труда найдешь этот текст. И лишь архимандрит Рафаил (Карелин) интеллигентно и осторожно скажет на одном сайте: «Лично я читать его не могу». А кого это остановит? Мало ли, кто чего не может. Я лично читать святителя Василия Великого не могу, но это же не говорит о том, что он плохой отец или что он не святой.
Правда, надо сказать, что не все акафисты, не имеющие официального церковного благословения, нельзя читать – среди них есть очень хорошие. Я первый раз наткнулась на такой кошмар.
Алла Тучкова, журналист
Акафист преподобному Алексию, человеку Божию: текст, для чего читают
(495) 592-72-52, (495) 330-03-81
ИЗДАНИЯ НАШИХ ПАРТНЕРОВ. АКАФИСТЫ
Предлагаем вниманию православных отдельные издания акафистов Господских, Богородичных, святым Ангелам и угодникам Божиим, которые можно заказать оптом и в розницу в Православном Издательстве Тихомирова М.Ю. Формат брошюр 70х100/32 (11,3х16,3 см.), обложка полноцветная. Розничная цена 1 экземпляра любого наименования – 23 р.
Акафисты, читаемые в болезнях и за больных. – М.: Терирем, 80 с.
Розничная цена 38 р.
Акафисты, читаемые в трудных обстоятельствах. – М.: Терирем, 80 с. Розничная цена 38 р.
ГОСПОДУ БОГУ
▪ Акафист Божественным Страстям Христовым
▪ Акафист Воскресению Христову
▪ Акафист Всемогущему Богу, чтомый в нашествии печали
▪ Акафист Животворящему Кресту Господню
▪ Акафист за единоумершего
▪ Акафист на сошествие Святого Духа
▪ Акафист Рождеству Христову
▪ Акафист «Слава Богу за все»
▪ Акафист Спасителю в честь Его Нерукотворного Образа
ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ
▪ Акафист Божией Матери в честь иконы Ее «Абалацкая»
▪ Акафист Божией Матери в честь иконы Ее «Августовская»
▪ Акафист Божией Матери в честь иконы Ее «Аз есмь с вами и никтоже на вы»
▪ Акафист Божией Матери в честь иконы Ее «Ахтырская»
▪ Акафист Божией Матери в честь иконы Ее «Боголюбская»
▪ Акафист Божией Матери в честь иконы Ее «Взыскание погибших»
▪ Акафист Божией Матери в честь иконы Ее «Владимирская»
▪ Акафист Божией Матери в честь иконы Ее «Воспитание»
▪ Акафист Божией Матери в честь иконы Ее «Всех скорбящих Радость»
▪ Акафист Божией Матери в честь иконы Ее «Всецарица»
▪ Акафист Божией Матери в честь иконы Ее «Державная»
▪ Акафист Божией Матери в честь иконы Ее «Донская»
▪ Акафист Божией Матери в честь иконы Ее «Достойно есть»
▪ Акафист Божией Матери в честь иконы Ее «Живоносный Источник»
▪ Акафист Божией Матери в честь иконы Ее «Жировицкая»
▪ Акафист Божией Матери в честь иконы Ее «Знамение»
▪ Акафист Божией Матери в честь иконы Ее «Иверская»
▪ Акафист Божией Матери в честь иконы Ее «Иерусалимская»
▪ Акафист Божией Матери в честь иконы Ее «Избавительница»
▪ Акафист Божией Матери в честь иконы Ее «Казанская»
▪ Акафист Божией Матери в честь иконы Ее «Калужская»
▪ Акафист Божией Матери в честь иконы Ее «Козельщанская»
▪ Акафист Божией Матери в честь иконы Ее «Любечская»
▪ Акафист Божией Матери в честь иконы Ее «Млекопитательница»
▪ Акафист Божией Матери в честь иконы Ее «Муромская»
▪ Акафист Божией Матери в честь иконы Ее «Неопалимая Купина»
▪ Акафист Божией Матери в честь иконы Ее «Нерушимая Стена»
▪ Акафист Божией Матери в честь иконы Ее «Неупиваемая Чаша»
▪ Акафист Божией Матери в честь иконы Ее «Нечаянная Радость»
▪ Акафист Божией Матери в честь иконы Ее «Озерянская»
▪ Акафист Божией Матери в честь иконы Ее «Отрада», или «Утешение»
▪ Акафист Божией Матери в честь иконы Ее «Помощница в родах»
▪ Акафист Божией Матери в честь иконы Ее «Почаевская»
▪ Акафист Божией Матери в честь иконы Ее «Прибавление ума»
▪ Акафист Божией Матери в честь иконы Ее «Пюхтицкая»
▪ Акафист Божией Матери в честь иконы Ее «Скоропослушница»
▪ Акафист Божией Матери в честь иконы Ее «Смоленская»
▪ Акафист Божией Матери в честь иконы Ее «Спорительница хлебов»
▪ Акафист Божией Матери в честь иконы Ее «Споручница грешных»
▪ Акафист Божией Матери в честь иконы Ее «Табынская»
▪ Акафист Божией Матери в честь иконы Ее «Тихвинская»
▪ Акафист Божией Матери в честь иконы Ее «Толгская»
▪ Акафист Божией Матери в честь иконы Ее «Трех Радостей»
▪ Акафист Божией Матери в честь иконы Ее «Троеручица»
▪ Акафист Божией Матери в честь иконы Ее «Умиление» Сер.-Дивеевская
▪ Акафист Божией Матери в честь иконы Ее «Утоли моя печали»
▪ Акафист Божией Матери в честь иконы Ее «Феодоровская»
▪ Акафист Божией Матери в честь иконы Ее «Целительница»
▪ Акафист Божией Матери в честь иконы Ее «Экономисса»
▪ Акафист Покрову Пресвятой Богородицы
АНГЕЛАМ И СВЯТЫМ УГОДНИКАМ БОЖИИМ
▪ Акафист Ангелу Хранителю
▪ Акафист Архангелу Михаилу
▪ Акафист Всем Святым
▪ Акафист Оптинским старцам
▪ Акафист преподобным отцам, на Святой Горе Афонской просиявшим
▪ Акафист святым мученикам Адриану и Наталии, покровителям брака
▪ Акафист благоверному князю Александру Невскому
▪ Акафист преподобному Александру Свирскому
▪ Акафист преподобному Алексию, человеку Божию
▪ Акафист великомученице Анастасии Узорешительнице
▪ Акафист апостолу Андрею Первозванному
▪ Акафист благоверной княгине Анне Кашинской
▪ Акафист священномученику Антипе Пергамскому
▪ Акафист великомученице Варваре
▪ Акафист мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии
▪ Акафист равноапостольному великому князю Владимиру
▪ Акафист мученику Вонифатию
▪ Акафист великомученику Георгию Победоносцу
▪ Акафист мученикам и исповедникам Гурию, Самону и Авиву
▪ Акафист великомученице Екатерине
▪ Акафист святым праведным Богоотцам Иоакиму и Анне
▪ Акафист мученику и чудотворцу Иоанну Воину
▪ Акафист святителю Игнатию, епископу Ставропольскому
▪ Акафист пророку Илии
▪ Акафист святителю Иоанну Златоусту
▪ Акафист святому Иоанну Предтече
▪ Акафист святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому, чудотворцу
▪ Акафист праведному Иоанну Кронштадскому
▪ Акафист священномученику Киприану и мученице Иустине
▪ Акафист преподобным Кириллу и Марии Радонежским
▪ Акафист блаженной Ксении Петербургской
▪ Акафист святителю Луке Крымскому
▪ Акафист преподобной Марии Египетской
▪ Акафист блаженной Матроне Московской
▪ Акафист святителю Митрофану Воронежскому
▪ Акафист святителю Нектарию Эгинскому
▪ Акафист благоверному царю и страстотерпцу Николаю II
▪ Акафист святителю Николаю Чудотворцу
▪ Акафист Новомученикам и исповедникам Церкви Русской
▪ Акафист равноапостольной великой княгине Ольге
▪ Акафист великомученику и целителю Пантелеимону
▪ Акафист великомученице Параскеве Пятнице
▪ Акафист святым Петру и Февронии Муромским
▪ Акафист Святым Царственным Страстотерпцам
▪ Акафист преподобному Серафиму Саровскому, чудотворцу
▪ Акафист преподобному Сергию Радонежскому
▪ Акафист преподобному Силуану Афонскому
▪ Акафист святому праведному Симеону Верхотурскому
▪ Акафист святителю Спиридону, Тримифунтскому Чудотворцу
▪ Акафист Сорока мученикам Севастийским
▪ Акафист преподобному Стилиану, покровителю детей
▪ Акафист мученице Татиане
▪ Акафист мученику Трифону
▪ Акафист мученикам Флору и Лавру