Акафист преподобной Софии Суздальской: текст, для чего читают

Акафист Софии Суздальской

Акафист Софии Суздальской

Избранней Божественным промышлением славней подвижнице земли Суздальския, преподобней матери Софии достойную честь и похвалу воздадим, яко святей угоднице Божией и усердней молитвеннице о всех почитающих ея пречестную память. И ныне припадающе к ея святому гробу со умилением зовем:

Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Ангелов лики возрадовашася, видяще твое иноческое житие в подвизех поста, бдения и богомыслия, и яко единонравную прияша душу твою, достойно венчанную чином ангельским в пострижении монашестем, да будеши образ жития во Христе всем ищущим спасения. Темже воспеваем ти:

Радуйся, прославленная подвижнице, Богом избранная;

Радуйся, Христа Подвигоположника всем сердцем возлюбившая.

Радуйся, к ангельскому лику монашеским чином сопричисленная;

Радуйся, чистоту душевную неустанными трудами стяжавшая.

Радуйся, с небесными силами Господа Вседержителя воспевшая;

Радуйся, Бога Творца всяческих мудрость познавшая.

Радуйся, промышление Вышняго на себе во благих испытавшая;

Радуйся, Его Божественней воли всю себе предавшая.

Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Видящи злострадания жительства в мире сем, волнами житейскаго моря обуреваемем, презрела еси всяческую тленность благ земных: богатства, власти и чести, и в надежде живота вечнаго оставила еси славу великокняжескую, в благодарении поющи Богу: Аллилуиа.

Разумеющи вся суетная и скоротечная в мире сем, покорила еси себе, яко кроткая агница, воли Всемогущаго Бога и, вземши крест на рамо свое, понесла еси во след Христа Жизнодавца. Мы же, дивящеся твоему смирению и послушанию, во умилении поем ти:

Радуйся, мира сего тленную красоту совершенне отвергшая;

Радуйся, славу его и богатство нивочтоже вменившая.

Радуйся, земнаго жительства скорогибнущия прелести отвергшая;

Радуйся, в нетленныя одежды равноангельскаго жития облекшаяся.

Радуйся, яко свеща негасимая, любовию к Богу возженная;

Радуйся, яко роса небесная, благодатию Божиею напоенная.

Радуйся, миро благоуханное, добродетельми насыщенное;

Радуйся, розго многоплодное, от лозы, Христа, взращенное.

Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Силою свыше вооружившися, противостала еси всем кознем диавольским; ты непрестанным пощением, псалмопением и терпением попрала еси древняго змия, имущи в сердце своем сладчайшее имя Иисуса, и тем обрела еси покой душе своей, в благодарении Богу зовущи: Аллилуиа.

Имущи боголюбивую душу, взыскала еси Царствия Небеснаго и правды его; неустанным деланием правил монашескаго жития восходила еси от силу в силу и достигла еси высоты совершенства в меру полнаго возраста духовнаго. Мы же, славяще твоя труды и добродетели, сице тебе поем:

Радуйся, вся искушения вражия силою свыше победившая;

Радуйся, похоть плоти многим воздержанием умертвившая.

Радуйся, похоть очес непрестанною молитвою угасившая;

Радуйся, гордость житейскую нелицемерным смирением искоренившая.

Радуйся, яко добропобедно взошла еси на гору святости;

Радуйся, яко узрела еси очима души обители небесная.

Радуйся, горлица чистая, к Божественным чертогам возлетевшая;

Радуйся, кроткая голубице, к Богу вознесшаяся.

Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Бурю помышлений претерпела еси, преподобная мати Софие, егда направила еси стопы своя путем иноческаго жития, обаче скоро познала еси душею неизглаголанную радость общения со Христом в непрестанных трудех поста, бдения и молитв и в мире сердца своего прославила еси Всещедраго Бога, поющи: Аллилуиа.

Слышавше о мнозех бедах и мятежах жительства суетнаго мира, утешалася еси Божиим изволением, данным тебе жребием монашескаго бытия. Темже славяще твое благочестное житие в подвизех послушания, целомудрия и нестяжания, воспеваем тебе сицевая:

Радуйся, волею Божиею от мира во обитель благоотишную пресельшаяся;

Радуйся, тамо сокровище нетленное неложно себе стяжавшая.

Радуйся, яко жена потерянную драхму жития во Христе иночеством нашедшая;

Радуйся, подобне купцу богатство, честь и славу на бисер Царства Небеснаго пременившая.

Радуйся, яко тамо сердце твое, идеже сокровище твое;

Радуйся, яко скрыла оное на Небеси, идеже червь не тлит.

Радуйся, зерно горушично, доброделанием в велие древо взрастившееся;

Радуйся, яко семя словес Христовых богате уплодоносила еси.

Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Богозданную обитель во имя Покрова Божия Матере возлюбила еси всею душею твоею, под священный Ея омофор всельшаяся, и святым водительством Царицы Небесныя обрела еси покой и сладость душевную, и Сыну Ея Христу Богу воспела еси благодарственную песнь, зовущи: Аллилуиа.

Видевши путь к Царствию Небесному, предначертанный Христом во Святем Евангелии, нопоколебимо шествовала еси стезями богоугоднаго жития и достигла еси неизреченных благ, уготованных Богом любящим Его. Мы же, назидаемии твоим добрым житием, воспеваем ти:

Радуйся, прежде всего Царствия Небеснаго искавшая;

Радуйся, чаяние жизни будущаго века исповедовавшая.

Радуйся, заповеди Новаго Завета в жительстве исполнившая;

Радуйся, к нищим духом себе присовокупившая.

Радуйся, с плачущими в покаянии утешение себе обретшая;

Радуйся, преподобная, с кроткими блаженство унаследовавшая.

Радуйся, с алчущими правды Божия зело насыщенная;

Радуйся, с милостивыми от Бога помилование получившая.

Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Проповеда земля Суздальская твое изрядное житие, во мнозех добродетелех процветшее; мирстии людие текоша к тебе, да узрят тя, духовне совершенную, и слышат душеспасительныя глаголы твоих богомудрых уст, в благодарении Богу зовущи: Аллилуиа.

Возсия свет благодати подвигов твоих, просвещающий всякаго человека, грядущаго ко святей обители Покрова Божия Матере на поклонение, да приимут зде хотящии спастися помощь твоими молитвами от Всещедраго Бога, внемлющаго гласу моления угодников Своих. Сего ради возглашаем ти:

Радуйся, Богом Светодавцем в иноческих трудех просвещение;

Радуйся, огнем святости людем приходящим возсиявшая.

Радуйся, свещнице, не под спудом, но вверху стоящая;

Радуйся, лучами Солнца Правды вся блистающая.

Радуйся, в нощи грехов людских тьму погибельную прогоняющая;

Радуйся, яко седящии во тьме греха видят свет твоего жития.

Радуйся, тако просветившаяся пред человеки светом души твоея;

Радуйся, тако прославившая Отца милости и щедрот, Иже есть на Небесех.

Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Хотящи последовати Искупителю рода человеческаго, рекшему: «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой, и по Мне грядет», возненавидела еси вся красная земных благ и всею крепостию души своея возлюбила еси Сладчайшаго Иисуса, поющи: Аллилуиа.

Дивную тя во святых показа Христос Бог, сподобивый ангельскаго чина прияти и нарещи тя Софиею, тезоименитая Премудрости Божией, да будеши великая и неизреченная домостроительства Божия тайны, да ведаеши и благая вечная, да Царство Небесное наследуеши со всеми небожителями. Мы же таковому Божию изволению чудящеся, зовем ти:

Радуйся, Божественнаго промышления достойная избраннице;

Радуйся, света небеснаго земное зерцало.

Радуйся, печати Премудрости Божия дивная носительнице;

Радуйся, благодати Духа Святаго непорочное вместилище.

Радуйся, сосуде златый чистоты душевныя и телесныя;

Радуйся, образе честный иноческаго жития.

Радуйся, ангельскому славословию непрестанными песньми подражавшая;

Радуйся, деланьми благочестия на лествицу духовную возшедшая.

Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Странное чудо видимо есть, како честь и хвалу века сего на тихое и безмолвное житие пременила еси и славное звание великия княгини смиренно сложила еси; едино, еже есть на потребу, сие возлюбила еси, благодарственно гласом радования Богу поющи: Аллилуиа.

Всю себе, яко Жениху, Господу Иисусу предавши, уподобилася еси мудрым девам, елеем добрых дел светильники своя исполнившим, и, бодрствующи, в радости сретила Его. Сего ради ублажаем тя сице:

Радуйся, небесных чертогов богоизбранная наставнице;

Радуйся, обители горния преславная насельнице.

Радуйся, многими добродетельми путь свой к небеси уготовившая;

Радуйся, слезами, скорбьми и покаянием стези своя оросившая.

Радуйся, глас Жениха Небеснаго всерадостно услышавшая;

Радуйся, пира брачнаго жизни вечныя приобщившаяся.

Радуйся, Божественнаго рая сладость вкусившая;

Радуйся, света невечерняго приснотекущую радость восприявшая.

Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Всякое плотское мудрование в себе упразднила еси силою Божественныя благодати, сораспявши себя Христу со страстьми и похотьми, добре в иночестве пожила еси; темже и была еси яко древо, насажденное при исходищих вод, приносящи мног плод Богу Жизнодателю, поющи: Аллилуиа.

Вития многоглаголивая не возмогут изрещи твоя труды сокровенныя, подвиги и благодеяния, ими же угодила еси Богу, Прославляющему прославльших Его, Иже содела тя нарочитым сосудом благодати Своея, из него же преизливаются чудеса всем тя воспевающим:

Радуйся, Премудрости Божия житием своим проповеднице;

Радуйся, благости Божией в человецех свидетельнице.

Радуйся, любве Божия невредимое хранилище;

Радуйся, милосердия Божия достохвальное приятелище.

Радуйся, яко тобою славится Бог, дивный во святых Своих;

Радуйся, яко тобою посрамляется отец лжи диавол.

Радуйся, смирением своим Богом вознесенная;

Радуйся, чистотою сердца своего Господом прославленная.

Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Спасти хотя всякаго человека, великодаровитый Господь управи житие твое, преподобная мати Софие, и благослови твоя стопы исправити к деланию заповедей Своих. Ты же, яко благопослушливая раба Господня, в смиренномудрии познала еси волю Небеснаго Домовладыки Христа и исполнила вся заповеданная Им, воспевши с радостию: Аллилуиа.

Стена необоримая бысть тебе всемогущий Покров Пресвятыя Богородицы, препобедила еси вся искушения духов злобы, облекшися в броню правды, и угасила еси разженныя стрелы лукаваго, вземши щит веры. Сего ради восхваляем тя сице:

Радуйся, Пресвятыя Богородицы усердная почитательнице;

Радуйся, всечестнаго Покрова Ея неумолкаемое хваление.

Радуйся, возлюбленная дщере Царицы Небесныя;

Радуйся, ревностная печальнице пред Нею за вся единоверныя.

Радуйся, смирению Девы Марии благочестне учившаяся;

Радуйся, Ея святейшему послушанию неленостно последовавшая.

Радуйся, всеблаженным Ея омофором во иночестве утвержденная;

Радуйся, милостию Богородицы вся обеты монашества соблюдшая.

Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Пением чудес, от твоих молитв проистекших, утешаемся, о преподобная мати Софие, величаем твоя подвиги, их же неослабно понесла еси до последняго издыхания. Егда же скончала еси поприще земнаго живота своего, преселилася душею в небесныя жилища и тамо воспеваеши Царю царствующих хвалебную песнь: Аллилуиа.

Светоприемную свещу славы Божия зрим тя, во тьме грехов наших светящую, и ко святей иконе твоей, надеющися на твое вспоможение, притекаем, и к раце мощей твоих с верою и любовию припадаем, воспевающи тебе таковая:

Радуйся, яко подвигом добрым подвизалася еси;

Радуйся, яко течение земнаго жительства доблественне скончала еси.

Радуйся, яко веру правую нелицемерно соблюла еси;

Радуйся, яко в радость Господа твоего достойно взошла еси.

Радуйся, жизни вечныя красоту узревшая;

Радуйся, доброту неизреченную в селениих вышних обретшая.

Радуйся, с чины ангельскими немолчно ликующая;

Радуйся, со всеми святыми Бога Творца славословящая.

Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Благодати чудо явила еси ныне: грех наших ради по многолетии судом Божиим попущеннаго запустения обитель сию Покрова Богородицы, юже во граде Суздали, твоим предстательством, праведная мати Софие, Господь паки возроди и дарова ю ищущим спасение, да вси благодарственно поют Богу: Аллилуиа.

Поющи твоя новая чудеса, блаженная мати Софие, почитаем твою пречестную память, твоим бо непрестанным тщанием и небесными молитвами пред Престолом Божиим святая обитель, в ней же ты телом почиваеши, вновь созидается и милостию Царицы Небесныя новым стадом монашествующих обильно населяется. Поминающи твоя таковая благодеяния, приносим тебе песнь сию:

Радуйся, своим попечением обитель сию не оставившая;

Радуйся, дерзновенным ходатайством пред Богом о ней болезнующая.

Радуйся, яко твоим предстательством новыя свещи иночества зде возгораются;

Радуйся, яко твоими молитвами токи благодати Божия заблудшия во граде Суздале к Церкви обращают.

Радуйся, обители сия присная хранительнице;

Радуйся, иночествующих в ней незримая наставнице.

Радуйся, прибегающим к тебе в молитвах скорая помощнице;

Радуйся, чудес многоразличных неоскудеваемый источниче.

Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

О, святая и богомудрая угоднице Божия, преподобная мати Софие, приими благодарственную песнь, тебе ныне возносимую недостойными устнама нашима. Не забуди молений и прошений всех, чтущих твое святое имя и с любовию ублажающих твою пречестную память. Не остави сию обитель нашу, но сохрани ю целою в часы бед и напастей, да вси вкупе сподобимся воспевати хвалу Богу Спасителю нашему, верою зовущим: Аллилуиа.

О, святая и богомудрая угоднице Божия, преподобная мати Софие, приими благодарственную песнь, тебе ныне возносимую недостойными устнама нашима. Не забуди молений и прошений всех, чтущих твое святое имя и с любовию ублажающих твою пречестную память. Не остави сию обитель нашу, но сохрани ю целою в часы бед и напастей, да вси вкупе сподобимся воспевати хвалу Богу Спасителю нашему, верою зовущим: Аллилуиа.

О, святая и богомудрая угоднице Божия, преподобная мати Софие, приими благодарственную песнь, тебе ныне возносимую недостойными устнама нашима. Не забуди молений и прошений всех, чтущих твое святое имя и с любовию ублажающих твою пречестную память. Не остави сию обитель нашу, но сохрани ю целою в часы бед и напастей, да вси вкупе сподобимся воспевати хвалу Богу Спасителю нашему, верою зовущим: Аллилуиа.

Ангелов лики возрадовашася, видяще твое иноческое житие в подвизех поста, бдения и богомыслия, и яко единонравную прияша душу твою, достойно венчанную чином ангельским в пострижении монашестем, да будеши образ жития во Христе всем ищущим спасения. Темже воспеваем ти:

Радуйся, прославленная подвижнице, Богом избранная;

Радуйся, Христа Подвигоположника всем сердцем возлюбившая.

Радуйся, к ангельскому лику монашеским чином сопричисленная;

Радуйся, чистоту душевную неустанными трудами стяжавшая.

Радуйся, с небесными силами Господа Вседержителя воспевшая;

Радуйся, Бога Творца всяческих мудрость познавшая.

Радуйся, промышление Вышняго на себе во благих испытавшая;

Радуйся, Его Божественней воли всю себе предавшая.

Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Избранней Божественным промышлением славней подвижнице земли Суздальския, преподобней матери Софии достойную честь и похвалу воздадим, яко святей угоднице Божией и усердней молитвеннице о всех почитающих ея пречестную память. И ныне припадающе к ея святому гробу со умилением зовем:

Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

О, прехвальная и праведная мати Софие, Суздальския страны досточудная подвижнице! Славим твое богоугодное житие, чтим твоя великия добродетели, поклоняемся честным мощем твоим, с любовию лобызаем твой святый образ и с верою приносим тебе прилежныя наша молитвы. Помози нам, яко странним и пришельцем в мире сем, стати на истинный путь христианскаго жития, не отврати лица своего от всех прибегающих к твоему покровительству, духовне умудри подвизающихся в иночестве познати коемуждо образ спасения своея души, настави в подвизех смирения, терпения и покаяния, поспешествуй стяжати нам целомудрие, послушание и любовь Божию. Буди щит и ограждение обители сия от всякаго зла, в ней же сама ревностно подвизалася еси. Обрати и вразуми заблудшия люди на путь правый. Умоли Господа сил пощадити души наша и даровати нам время на покаяние, да твоим предстательством сподобимся безпагубне прейти поприще многоскорбнаго нашего земнаго жития и быти причастники вечнаго блаженства в небесных обителех Бога и Спаса нашего, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Читайте также:  Акафист преподобному Никону Радонежскому: текст, для чего читают

Преподобная Софи ́ я (в миру Соломо ́ ния) Суздальская

Дни памяти

6 июля – Собор Владимирских святых

Житие

Краткое житие преподобной Софии (в миру Соломонии) Суздальской

Пре­по­доб­ная Со­фия, в ми­ру Со­ло­мо­ния, ве­ли­кая кня­ги­ня, бы­ла до­че­рью бо­яри­на Юрия Кон­стан­ти­но­ви­ча Са­бу­ро­ва. В 1505 го­ду на нее пал вы­бор на­след­ни­ка пре­сто­ла, бу­ду­ще­го ве­ли­ко­го кня­зя Ва­си­лия Иоан­но­ви­ча. Брак их не был счаст­ли­вым, так как Со­ло­мо­ния ока­за­лась бес­плод­ной. Чтобы иметь на­след­ни­ка, ве­ли­кий князь Ва­си­лий Иоан­но­вич ре­шил же­нить­ся вто­рич­но (на Елене Глин­ской) и 25 но­яб­ря 1525 г. ве­лел по­стричь Со­ло­мо­нию в мо­на­хи­ни. На­силь­но по­стри­жен­ная с име­нем Со­фия, Со­ло­мо­ния бы­ла со­сла­на под стра­жу в Суз­даль­ский По­кров­ский мо­на­стырь, где по­дви­га­ми из­гна­ла из серд­ца мир­ские по­мыс­лы и все­це­ло по­свя­ти­ла се­бя Бо­гу.

Князь Курб­ский на­зы­ва­ет бла­жен­ную кня­ги­ню “пре­по­доб­ною му­че­ни­цею”. В ру­ко­пис­ных свят­цах она име­ну­ет­ся как “Свя­тая пра­вед­ная кня­ги­ня Со­фия ино­ки­ния, яже бысть в По­кров­ском мо­на­сты­ре де­ви­че, чу­до­твор­ни­ца”. При ца­ре Фе­о­до­ре Иоан­но­ви­че ее чти­ли как свя­тую. Ца­ри­ца Ири­на Фе­о­до­ров­на по­сы­ла­ла в Суз­даль “на ве­ли­кую кня­ги­ню Со­ло­мо­ни­ду, а во ино­цех Со­фию, бар­хат­ный по­кров с изо­бра­же­ни­ем Спа­си­те­ля и свя­тых”. Пат­ри­арх Иосиф пи­сал к Суз­даль­ско­му ар­хи­епи­ско­пу Се­ра­пи­о­ну о пе­нии над Со­фи­ей па­ни­хид и мо­леб­нов. Пре­по­доб­ная Со­фия пре­ста­ви­лась к Бо­гу в 1542 го­ду. В опи­са­нии Суз­да­ля клю­чарь Ана­ния при­во­дит несколь­ко слу­ча­ев чу­дес­ных ис­це­ле­ний при гроб­ни­це пре­по­доб­ной Со­фии.

Полное житие преподобной Софии (в миру Соломонии) Суздальской

Пре­по­доб­ная Со­фия, в ми­ру ве­ли­кая кня­ги­ня Со­ло­мо­ния Са­бу­ро­ва, бы­ла пер­вой же­ной ве­ли­ко­го кня­зя мос­ков­ско­го Ва­си­лия Иоан­но­ви­ча (1505–1533). Он вы­брал ее в су­пру­ги из пя­ти­сот са­мых кра­си­вых де­виц. Но брак ока­зал­ся без­дет­ным, о чем ве­ли­ко­кня­же­ская че­та силь­но скор­бе­ла. По­сле 20 лет су­пру­же­ства, несмот­ря на уве­ща­ния ду­хо­вен­ства, ве­ли­кий князь ре­шил всту­пить во вто­рой брак с ли­тов­ской княж­ной Еле­ной Глин­ской. Мит­ро­по­лит Вар­ла­ам, об­ли­чив­ший неза­кон­ность рас­тор­же­ния бра­ка, был све­ден с мит­ро­по­ли­чье­го пре­сто­ла – впер­вые в рус­ской ис­то­рии – и за­то­чен в мо­на­стырь, а пре­по­доб­ный Мак­сим Грек, за­сту­пив­ший­ся за кня­ги­ню Со­ло­мо­нию, за­пре­щен и так­же за­клю­чен в тем­ни­цу. Все Все­лен­ские пат­ри­ар­хи осу­ди­ли по­сту­пок ве­ли­ко­го кня­зя, а пат­ри­арх Иеру­са­лим­ский Марк пред­ска­зал рож­де­ние от вто­ро­го бра­ка мла­ден­ца, ко­то­рый по­ра­зит мир сво­ей же­сто­ко­стью (Иоан­на Гроз­но­го).

25 но­яб­ря 1525 го­да ве­ли­кая кня­ги­ня Со­ло­мо­ния на­силь­но бы­ла по­стри­же­на в мо­на­ше­ство с име­нем Со­фия в Мос­ков­ском Рож­де­ствен­ском мо­на­сты­ре. По­сле по­стри­га ее от­пра­ви­ли под стра­жей в Суз­даль­ский По­кров­ский мо­на­стырь, ко­то­рый впо­след­ствии стал мес­том за­то­че­ния неволь­ных цар­ствен­ных по­стри­же­ниц. Не сра­зу при­ми­ри­лась ве­ли­кая кня­ги­ня со сво­им но­вым по­ло­же­ни­ем, дол­го скор­бе­ла. Но, по­ко­рясь во­ле Бо­жи­ей, Со­фия на­шла уте­ше­ние и уми­ро­тво­ре­ние в усерд­ной мо­лит­ве.

Ино­ки­ня Со­фия, по­знав тще­ту ско­ро­пре­хо­дя­щих зем­ных благ, всей ду­шой воз­же­ла­ла Цар­ствия Бо­жия и прав­ды его (Мф.6:33). В то вре­мя, как в ми­ру умно­жа­лись без­за­ко­ния, она в сво­ем уеди­не­нии укра­ша­лась доб­ро­де­те­ля­ми и по­сте­пен­но вос­хо­ди­ла к ду­хов­но­му со­вер­шен­ству. Князь Курб­ский в по­сла­нии к Иоан­ну Гроз­но­му (1533–1584) на­звал кня­ги­ню-ино­ки­ню «пре­по­доб­но­му­че­ни­цей».

Пре­по­доб­ная Со­фия скон­ча­лась в 1542 го­ду и бы­ла по­хо­ро­не­на в Суз­даль­ском По­кров­ском мо­на­сты­ре. Сте­пен­ная кни­га гла­сит об этом: «По­жив бла­го­дар­но и бо­го­угод­но к Бо­гу отъ­и­де». Уже бли­жай­шие по­том­ки мо­лит­вен­но по­чи­та­ли пре­по­доб­ную Со­фию. В ру­ко­пис­ных свят­цах она име­ну­ет­ся как «свя­тая пра­вед­ная кня­ги­ня Со­фия ино­ки­ня, яже бысть в По­кров­ском мо­на­сты­ре де­ви­че, чу­до­тво­ри­ца». При ца­ре Фе­о­до­ре Иоан­но­ви­че (1584–1598), сыне Гроз­но­го, ее уже чти­ли как свя­тую. Ца­ри­ца Ири­на Фе­о­до­ров­на от­пра­ви­ла в дар на ее гроб­ни­цу «бар­хат­ный по­кров с изо­бра­же­ни­ем Спа­си­те­ля и свя­тых».

Пат­ри­арх Иосиф (1642–1652) пи­сал Суз­даль­ско­му ар­хи­епи­ско­пу Се­ра­пи­о­ну о со­вер­ше­нии мо­леб­нов и па­ни­хид над гро­бом пре­по­доб­ной Со­фии. Поз­же, в XIX ве­ке, ар­хи­епи­ско­пом Суз­даль­ским и Та­рус­ским Се­ра­пи­о­ном бы­ла со­став­ле­на служ­ба пре­по­доб­ной Со­фии.

В опи­са­нии го­ро­да Суз­да­ля клю­чарь Ана­ния со­об­щил о чу­дес­ных ис­це­ле­ни­ях при гроб­ни­це пре­по­доб­ной Со­фии. Так, в 1598 го­ду у ее гроб­ни­цы про­зре­ла княж­на Ан­на Нечте­ва, шесть лет стра­дав­шая сле­по­тою. В 1609 го­ду, во вре­мя на­ше­ствия по­ля­ков на Рос­сию, пре­по­доб­ная Со­фия спас­ла Суз­даль от ра­зо­ре­ния. Она яви­лась в гроз­ном ви­де пред­во­ди­те­лю во­ен­но­го от­ря­да по­ля­ков Ли­сов­ско­му. От стра­ха у него па­ра­ли­зо­ва­ло ру­ку, и он дал клят­ву оста­вить в по­кое го­род и мо­на­стырь. Мно­го и дру­гих чу­дес со­вер­ши­лось по мо­лит­вам пре­по­доб­ной Со­фии.

София Суздальская

Многие княжеские жены впоследствии принимали постриг и становились монахинями, некоторые были принуждены к этому, а многие добровольно отдавали свою жизнь на служении Господу. К сожалению, Преподобная София (Соломония), супруга великого князя Василия Иоанновича была сослана в монастырь насильно, но это не помешало ей изгнать из своего сердца все нечистые и горделивые помыслы и посвятить свою жизнь искреннему и честному служению Творцу.

Житие преподобной

Соломония была дочерью Юрия Сабурова — боярина, из древнего рода, который, по преданию, происходит от Захарии Чета. Девушка в раннем возрасте лишилась родителей и была отдана на воспитание своей набожной тетке, которая постаралась дать племяннице необходимое на то время воспитание.

Будущий князь Василий III выбрал девушку себе в жены из 500 претенденток, говорят, что его поразила красота и кротость девушки, а также ее острый ум. Он взял ее себе в жены несмотря на то, что род Сабуровых в то время уже пришел в упадок и не был знатным и богатым. В 1505 году состоялось венчание Василия Иоанновича и Соломонии.

Супруги счастливо прожили вместе 20 лет, но крайне переживали и сожалели о том, что у них не было детей. Для князя наследник был необходим, иначе княжество погрязло бы в междоусобицах и войнах. Именно поэтому он принимает решение развестись с супругой и отправить ее в монастырь.

На заметку! Стоит отметить, что в княжеских дворах того времени все было подчинено Божьему закону — совершались ежеутренние и ежевечерние молитвы, соблюдались посты и во всем приветствовалась скромность и целомудрие. Именно поэтому решение князя о разводе было встречено с ужасом и спровоцировало большой скандал.

Митрополит Варлаам категорически отказался признавать развод и повторный брак, тем более венчать его. Тогда Варлаам был по решению князя лишен сана (это случилось впервые на Руси) и сослан в монастырь, а преподобный Максим Грек, посмевший поддержать митрополита заключен в темницу.

Василий III учредил нового митрополита Даниила, который поддержал его и благословил на развод. Впоследствии он же обвенчал князя с новой женой — литовской княгиней Еленой Глинской.

Этот брак принес Василию Иоанновичу долгожданного первенца — Иоанна Грозного, ставшего одним из самых жестоких правителей Руси.

Постриг и легенды о Соломонии

В ноябре 1525 года Василий велел постричь бывшую жену в монашество. Существует две теории:

  • первая гласит, что Соломония со смирением приняла решения князя и приняла постриг беспрекословно;
  • вторая же говорит, что великая княжна долго сопротивлялась и не могла поверить, что супруг после 20 лет брака так поступил с ней.

Согласно этой версии она даже сорвала с себя монашеское облачение и начала топтать его в ярости ногами во время церемонии, за что один из бояр, которые присутствовали при этом, не постыдился ударить ее свои кнутом. Теорию с насильственным постригом подтверждает и князь Андрей Курбский. Тем не менее, 25 ноября 1525 года Соломония приняла постриг от настоятеля Никольской обители с именем София.

Инокиня София была увезена в Покровский монастырь, который находится в Суздале, покровительницей которого была с 1518 года. Именно эта обитель впоследствии приняла не одну такую царственную невольницу.

О пребывании в монастыре Софии ходит множество легенд, согласно одной из них именно там София родила своего первенца царевича Георгия. Эту версию подтверждает рассказ Герберштейна, однако младенца никто не видел — дьяки и бояре, которых прислал князь Василий не были допущены до келии Софии.

Спустя некоторое время инокиня заявила о смерти малыша, но до сих существуют теории, что она сымитировала его смерть для сохранения жизни. В пользу этой версии говорит показанная боярам гробница ребенка, в которой впоследствии была обнаружена кукла.

Интересно! Существует легенда, которая говорит, что сын Софии впоследствии стал знаменитым разбойником Кудеяром, которым в свое время интересовался царь Иоанн Грозный.

Свидетельства современников, говорят, что София смирилась со своей судьбой и искренне стала служить Господу будучи монахиней. Однако трудности на ее пути не закончились — в 1533 году умирает Василий III и власть переходит к его вдове Елене, которая ссылает преподобную Софию в Каргополь. Там монахиня пребывала в тюрьме вплоть до 1538 года, а затем вернулась на службу в Суздаль.

Умерла святая София 18 декабря 1542 года в покои и мире, и была похоронена в подвале главного собора на территории монастыря, который стал ей домом.

Почитание

Судьба Софии и ее смиренность воле своего мужа покорила ее современников, так ее называли святой еще при жизни. Так называет ее и князь Андрей Курбский в письмах к Ивану Грозному. Легенда говорит, что сам царь положил на гроб преподобной пелену, которую сделала его жена Анастасия.

Впоследствии к гробнице Софии придут его сыновья с женами, первый царь династии Романовых Михаил и другие представители царских семей.

Ключарь Анания, описывая Суздаль, пишет о многочисленных исцелениях у гробницы преподобной Софии. Считается, что именно у ее гроба была исцелена княжна Анна Нечтева, а после спасения города от нашествия поляков преподобная становится покровительницей Суздали.

Важно! В 1650 году патриарх Иосиф признает София святой и разрешает почитать ее соответственно. Официально канонизируют ее в 1916 году, когда ее имя было внесено в Православный церковный календарь.

Мощи были обретены 14 августа 1995 года, когда были извлечены из монастырского подклета и перенесены в Покровский собор. Хранятся они там и сегодня, в закрытой раке и не демонстрируются прихожанам.

Существует чудотворная икона преподобной Софии, датируемая XVII столетием. На ней изображена монахиня с открытым, красивым лицом в зеленом монашеском одеянии, коричневой рясой и с багровой мантией.

Официально день памяти святой отмечается 1 (14) августа и 16 (29) декабря. В Эти дни совершается памятный молебен, читается акафист и люди молятся преподобной об исцелении от болезней (в частности, от глухоты и слепоты), о спасении души и об исцелении душевных расстройств.

Преподобная София Суздальская

29 декабря (16 декабря ст. ст.) церковь почитает память прп. Софии Суздальской (в миру — великая княгиня Соломония Сабурова, первая жена Василия III). Преподобная подвизалась в первой половине ХVI века в Суздальском Покровском монастыре и еще при жизни прославилась своим богоугодным иноческим житием. На долю преподобной Софии выпало немало драматических событий, житие ее нетипично для классического образца: оно окружено множеством легенд и различных домыслов и может напоминать скорее художественный роман, однако вскоре по преставлении преподобная уже почиталась как местночтимая святая-чудотворица. Молитвы Софии Суздальской помогали от болезней глаз, глухоты, паралича и душевных расстройств, у ее гробницы происходили многочисленные исцеления.

Содержание

Житие преподобной Софии Суздальской

Преподобная София (Соломония) родилась ок. 1490 года и происходила из боярского рода Сабуровых (ветвь Сверчковых-Сабуровых). В 1505 году, когда Соломонии исполнилось 15 лет, будущий великий князь Василий III, достигший к тому времени 26-ти летнего возраста, по примеру византийских императоров устроил смотрины невест для предстоящей женитьбы. Из 500 русских красавиц благородных фамилий была выбрана Соломония. Венчал молодых митрополит Симон в Успенском соборе Московского Кремля. Впервые в московской истории правящий монарх брал в жены не иностранную принцессу и не русскую княжну, а невесту из семьи старомосковского боярства. В том же году великий князь Иван Третий скончался и Василий Иванович стал правителем русской земли, а Соломония — великой княгиней.

Но брак оказался бесплодным: великий князь не имел наследника престола. Василий был очень обеспокоен этим, так как выступал против того, чтобы его братья или их возможные сыновья стали претендентами на трон. Он даже запрещал своим братьям вступать в брак, пока у него не родится сын. После 20-ти лет совместной жизни Василий принял беспрецедентное по тем временам решение: развестись с первой законной супругой и вступить во вторичный брак с юной Еленой Глинской, дочерью литовского князя Василия Львовича Глинского, — от этого брака родился Иван Грозный.

Клавдий Лебедев. «Василий III, Великий князь Московский, вводит во дворец невесту свою, Елену Глинскую». 1526 г.

В лето 7031 Князь великии Василеи Иоанович постриже княгиню свою Соломонею, а Елену взят за собя. А все то за наше согрешение, яко же написалъ апостолъ: пустя жену свою, а оженится иною, прелюбы творит (Псковская летопись).

Московское общество не одобряло поступок великого князя: мит­ро­по­лит Вар­ла­ам, об­ли­чив­ший неза­кон­ность рас­тор­же­ния бра­ка, был све­ден с мит­ро­по­ли­чье­го пре­сто­ла и, впер­вые в рус­ской ис­то­рии, лишен сана и за­то­чен в мо­на­стырь, а пре­по­доб­ный Мак­сим Грек, за­сту­пив­ший­ся за кня­ги­ню Со­ло­мо­нию, за­пре­щен и так­же за­клю­чен в тем­ни­цу. Все Все­лен­ские пат­ри­ар­хи осу­ди­ли по­сту­пок ве­ли­ко­го кня­зя, а пат­ри­арх Иеру­са­лим­ский Марк пред­ска­зал рож­де­ние от вто­ро­го бра­ка мла­ден­ца, ко­то­рый по­ра­зит мир сво­ей же­сто­ко­стью (Иоан­на Гроз­но­го).

Читайте также:  Акафист благоверному князю Игорю Черниговскому и Киевскому: текст, для чего читают

«Ты мне, недостойному, даёшь такое вопрошение, какого я нигде в Священном писании не встречал, кроме вопрошения Иродиады о главе Иоанна Крестителя», — ответил в 1525 году Василию III князь-инок Вассиан Патрикеев на его вопрос о возможности развода с супругой.

Но новый митрополит Московский Даниил одобрил расторжение брака, мотивируя это тем, что «неплодную смоковницу посекают». 25 ноября 1525 г. Соломонию постригли в Московском Богородице-Рождественском монастыре под именем София. Согласно разным источникам, великая княгиня не хотела принимать постриг. Подробно об этих событиях рассказано у Герберштейна:

Соломония, оказывается, энергично сопротивлялась постригу и растоптала монашеское одеяние. Многие бояре и церковники сочувствовали Соломонии, а боярин Берсень-Беклемишев даже пытался встать на ее защиту, но Василий яростно воскликнул: «Поди прочь, смерд, не надобен ми еси!» Тогда один из ближайших советников Василия III, Иван Шигона, не только выразил ей резкое порицание, «но и ударил её бичом».

По другим источникам (из кругов митрополита Даниила), Соломония сама, «видя неплодство из чрева своего», просила разрешить ей принять постриг. Великий князь якобы долго сопротивлялся этому, но после того, как Соломония обратилась к Даниилу, вынужден был согласиться.

«В лето 7034 благоверная великая княгини Соломанида, видя неплодство чрева своего, яко же и древняя она Сарра, начат молити государя великого князя, да повелит ей облещися в иноческий образ» («Повесть о пострижении великия княгини Соломониды»).

Спустя пару месяцев великий князь женился вторично. Причем, вопреки московским обычаям, даже «изменил образ Божий» на лице: первый из русских государей, он решился сбрить бороду, чтобы выглядеть в глазах красавицы жены, воспитанной в других традициях, более моложавым и привлекательным.

После пострига инокиню Софию перевели в Покровский монастырь города Суздаля, который она патронировала ещё с 1518 года как великая княгиня. Там, смирившись со своей участью, она вела праведный образ жизни. Во время регентства Елены Глинской (1533-1538), согласно некоторым источникам, была София выслана в Каргополь, а потом вернулась в Суздаль.

Пострижение великой княгини Соломонии. Миниатюра из Лицевого летописного свода

Как утверждают хроники того времени, приняв своё новое положение, она нашла успокоение в молитве и монашеских трудах. Одно из преданий гласит, что инокиня, не боявшаяся никакой работы, собственноручно вырыла колодец для монастыря, когда обители не хватало воды. До наших дней сохранился сшитый ею покров на могилу преподобной Ефросинии Суздальской. Современниками София Суздальская почиталась как истинная подвижница, добротой и примерным служением снискавшая любовь и уважение сестёр-инокинь и всех, кто знал её.

Через 17 лет иночества, 16 декабря 1542 года, преподобная София скончалась и была похоронена в Суздальском Покровском монастыре. Она считается покровительницей города Суздаля.

Прославление и почитание преподобной Софии Суздальской

Сте­пен­ная кни­га пишет о преставлении преподобной: «По­жив бла­го­дар­но и бо­го­угод­но к Бо­гу отъ­и­де». Молва о святости инокини быстро распространилась по всей Руси. В ру­ко­пис­ных свят­цах она име­ну­ет­ся как «свя­тая пра­вед­ная кня­ги­ня Со­фия ино­ки­ня, яже бысть в По­кров­ском мо­на­сты­ре де­ви­че, чу­до­тво­ри­ца». Согласно легенде сам царь Иван Четвёртый приезжал в суздальский Покровский монастырь и, если верить преданиям, собственноручно укрыл гробницу инокини покрывалом, изготовленным в мастерской его любимой жены Анастасии Романовны специально в дар на могилу святой. При ца­ре Фе­о­до­ре Иоан­но­ви­че (1584–1598), сыне Гроз­но­го, преподобную Софию уже чти­ли как свя­тую. Ца­ри­ца Ири­на Фе­о­до­ров­на от­пра­ви­ла в дар на ее гроб­ни­цу «бар­хат­ный по­кров с изо­бра­же­ни­ем Спа­си­те­ля и свя­тых». В опи­са­нии го­ро­да Суз­да­ля клю­чарь Ана­ния со­об­щил о чу­дес­ных ис­це­ле­ни­ях при гроб­ни­це пре­по­доб­ной Со­фии. Так, в 1598 го­ду у ее гроб­ни­цы про­зре­ла княж­на Ан­на Нечте­ва, шесть лет стра­дав­шая сле­по­тою. В 1609 го­ду, во вре­мя на­ше­ствия по­ля­ков на Рос­сию, пре­по­доб­ная Со­фия спас­ла Суз­даль от ра­зо­ре­ния. Она яви­лась в гроз­ном ви­де пред­во­ди­те­лю во­ен­но­го от­ря­да по­ля­ков Ли­сов­ско­му. От стра­ха у него па­ра­ли­зо­ва­ло ру­ку, и он дал клят­ву оста­вить в по­кое го­род и мо­на­стырь. Мно­го и дру­гих чу­дес со­вер­ши­лось по мо­лит­вам пре­по­доб­ной Со­фии. В 1650 году патриарх Иосиф разрешил Суздальскому архиепископу почитать её как святую. Её икона, написанная ещё в XVII столетии, сохранилась до наших дней и почитается чудотворной.

Легенды о преподобной Софии Суздальской

Существует легенда, что Соломония во время пострижения была беременна и уже в монастыре родила мальчика Георгия, которого она отдала в надежные руки, а сама объявила, что новорожденный скончался. По легенде, выросший сын Соломонии стал знаменитым разбойником Кудеяром, о котором сложена некрасовская «Песня о двенадцати разбойниках».

Австрийский дипломат Сигизмунд фон Герберштейн, посетивший Московское государство в 1517 и 1526 годах, написал книгу «Записки о Московии», в которой сообщал:

«Во время нашего тогдашнего пребывания в Московии некоторые клятвенно утверждали, что Саломея родила сына по имени Георгий, но никому не пожелала показать ребёнка. Мало того, когда к ней были присланы некие лица для расследования истины, она, говорят, ответила им, что они недостойны видеть ребёнка, а когда он облечётся в величие своё, то отомстит за обиду матери. Некоторые же упорно отрицали, что она родила. Итак, молва гласит об этом происшествии двояко» (Сигизмунд фон Герберштейн. Записки о Московии. — М.: МГУ, 1988).

В 1934 г. молодой исследователь Суздаля и директор Суздальского музея А.Д. Варганов производил археологические раскопки в подклете Покровского собора Покровского монастыря г. Суздаля. В ходе раскопок была обнаружена небольшая безымянная гробница, находившаяся между гробницами некоей «старицы Александры», умершей в 1525 г., и «старицы Софии», умершей в 1542г. Варганов был очень заинтересован безымянной гробницей: а вдруг это и есть гробница предполагаемого сына Соломонии Сабуровой и древняя легенда имеет подтверждение? Но вместо скелета он обнаружил в гробнице полуистлевшую от времени деревянную куклу, одетую в расшитые жемчугом распашонки. Отреставрированная, эта рубашечка находится в исторической экспозиции суздальского музея, рядом с ней — крышка от той гробницы.

Однако другие ученые нашего времени подвергают эту версию большому сомнению. Так, например, историк Дмитрий Володихин приводит сведения, что протокола вскрытия гробницы А.Д. Варгановым в 1934 году не существует, а протокол о раскопках, проводимых в монастыре в 1996 году, утверждает, что «погребения на этом месте не могло быть по причине физического отсутствия места для него, ибо фундамент представляет единый монолит».

Преподобная София Суздальская. Иконы

Множество икон, написанных в ХIХ–ХХ веках, представляют святую Софию Суздальскую в соответствии с византийским иконописным каноном: в монашеском клобуке и парамане иссиня-зелёного, почти землистого цвета, коричневой рясе и багровой или тёмно-вишнёвой мантии. Лицо и руки написаны охрой, большие округлые глаза, тонкий прямой нос, маленькие губы. Древнейшее изображение преподобной Софии датируется второй половиной ХVII века. Имя мастера, перенёсшего образ на доску, остаётся неизвестным. Предположительно, старейшая икона святой Софии была создана иконописцами в её родной обители. Интересно, что в традиционной иконографии, ведущей начало от этого изображения, присутствует обязательный атрибут — свиток, который держит София Суздальская. Икона эта считается чудотворной и, возможно, предназначалась для гробницы святой.

Преподобная София Суздальская. Икона из Покровского монастыря, Суздаль. ХVII в. София Суздальская, преподобная. Икона. Русь, XVII в. София Суздальская, преподобная. Икона София Суздальская, преподобная. Икона

Аки Евдокия: схима-празелень, мантия-багор, в руках обеих свиток, испод-санкирь, а инде пишет мантия у ворота стегнута, у подолу узлом связана, под мантиею руце видет, правая молебна, а в левой свиток.

Суздальский Покровский монастырь

Суз­даль­ский По­кров­ский мо­на­стырь (основан в 1364 году), в котором подвизалась преподобная София, наиболее известен тем, что в 16-18 веках являлся мес­том за­то­че­ния неволь­ных цар­ствен­ных по­стри­же­ниц. Имена знатных обитательниц сохранились в усыпальнице монастыря, расположенной под зданием Покровского собора. Это дочь Ивана III Александра, жена Ивана IV Анна Васильчикова, первая жена Владимира Старицкого Евдокия Нагая, Евпраксия Пожарская, царевна Анастасия. Здесь же были заключены вдова Василия Шуйского царица Мария Буйносова-Ростовская (переехала в Новодевичий монастырь), инокиня Параскева (царевна Феодосия Соловая) — вторая жена царевича Ивана Ивановича, сосланная за неплодность (погребена в Вознесенском монастыре, Москва) и инокиня Елена (царица Евдокия Лопухина) — жена Петра I (погребена в Новодевичьем монастыре, Москва).

В 1551 году после смерти годовалой дочери Ивана Грозного была заново отстроена Зачатьевская трапезная церковь, заменившая деревянное строение XIV века. Апсида была пристроена к ней в XVII веке, тогда же появилась поварня и было продолжено строительство ограды, начатое в XVI веке. В 1923 году монастырь был закрыт и разорён.

В 1950—1960-е годы монастырские постройки были реставрированы, в них открылись музейные экспозиции. В 1980-е годы здесь разместился туристско-гостиничный комплекс с рестораном и баром. В соборе был концертный зал.

Покровский собор Суздальского монастыря. Современный вид

С 1992 года в древней обители возродилась монашеская жизнь. В настоящее время монастырь действующий. Ему принадлежат собор, здание богадельни, хозяйственные постройки. Избы-кельи построены заново в 1970-х годах на месте обветшавших старых домов.

Приход храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца сельского поселения Георгиевка Кинельской Епархии

Дни памяти: 1 августа (обретение мощей) 16 декабря

Преподобная София, в миру Соломония , великая княгиня, была дочерью боярина Юрия Константиновича Сабурова. В 1505 году на нее пал выбор наследника престола, будущего великого князя Василия Иоанновича. Брак их не был счастливым, так как Соломония оказалась бесплодной. Чтобы иметь наследника, великий князь Василий Иоаннович решил жениться вторично (на Елене Глинской) и 25 ноября 1525 г. велел постричь Соломонию в монахини. Насильно постриженная с именем София, Соломония была сослана под стражу в Суздальский Покровский монастырь, где подвигами изгнала из сердца мирские помыслы и всецело посвятила себя Богу. Князь Курбский называет блаженную княгиню «преподобною мученицею». В рукописных святцах она именуется как «Святая праведная княгиня София инокиния, яже бысть в Покровском монастыре девиче, чудотворница». При царе Феодоре Иоанновиче ее чтили как святую. Царица Ирина Феодоровна посылала в Суздаль «на великую княгиню Соломониду, а во иноцех Софию, бархатный покров с изображением Спасителя и святых». Патриарх Иосиф писал к Суздальскому архиепископу Серапиону о пении над Софией панихид и молебнов. Преподобная София преставилась к Богу в 1542 году. В описании Суздаля ключарь Анания приводит несколько случаев чудесных исцелений при гробнице преподобной Софии.

Тропарь преподобной Софии Суздальской

Вышняго красотою явственно украшался,/ постническими бо труды подвизася преподобная София,/ и бысть наследница Небесному Царствию,/ и вниде в Небесный Чертог насладитися Христовы красоты,/ Его же моли спастися граду Суждалю/ от поганых нахождений и междоусобныя брани/ и подаждь душам нашим велию милость.

Кондак преподобной Софии Суздальской

Нощи страстный избегши, Богомудрая Софие преподобная,/ к Незаходимому же Солнцу, Христу, пришедши,/ умертвила еси плотское мудрование постом же, воздержанием и молитвами,/ показася равна Ангелом,/ на земли бо поживе и духи нечистыя от человек отгнала еси,/ и различная исцеления подававши, от многих бед и зол избавлявши,/ Софие преподобная,/ моли спастися душам нашим.

Поделиться:

Добавить комментарий Отменить ответ

Храм в честь Святого великомученика Георгия Победоносца в селе Георгиевка

Ваша помощь сайту и приходу

ВЕЛИКИЙ ПОСТ И СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА (ПОДБОРКА МАТЕРИАЛОВ НА САЙТЕ)

Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная (подборка материалов на сайте)

Календарь — архив записей

Декабрь 2014

ПнВтСрЧтПтСбВс
« НояЯнв »
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Поиск по сайту

Рубрики сайта

Православный календарь

Перенесение мощей свт. Никифора, патриарха Константинопольского (846).

Мч. Савина (287). Мчч. Африкана, Публия и Терентия (III). Мч. Александра (305–311). Мц. Христины Персидской (IV). Прп. Анина пресвитера.

Сщмч. Николая Попова пресвитера (1919); сщмч. Григория Поспелова пресвитера (1921); сщмч. Михаила Околовича пресвитера (1938).

@На 6-м часе: Ис. XXVIII, 14–22. На веч.: Быт. X, 32 – XI, 9. Притч. XIII, 20 – XIV, 6.@

Именинников мы поздравляем с днем Ангела!

Икона дня

Святитель Никифор Исповедник

Дни памяти: 13 марта (Перенесение мощей), 2 июня

Свя­ти­тель Ни­ки­фор Ис­по­вед­ник ро­дил­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле во вто­рой по­ло­вине VIII ве­ка. Глу­бо­кая ве­ра и го­тов­ность к по­дви­гу ис­по­вед­ни­че­ства бы­ли за­ло­же­ны в нем его ро­ди­те­ля­ми, Фе­о­до­ром и Ев­до­ки­ей. Они да­ли сы­ну на­сто­я­щее хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние, под­креп­лен­ное при­ме­ром их соб­ствен­ной жиз­ни. Отец его по­стра­дал как ис­по­вед­ник пра­во­сла­вия от им­пе­ра­то­ра-ико­но­бор­ца Кон­стан­ти­на Ко­про­ни­ма (740–775). Мать, раз­де­ляв­шая все ис­пы­та­ния сво­е­го му­жа, по­сле­до­ва­ла за ним в из­гна­ние, а по­сле его смер­ти вер­ну­лась в Кон­стан­ти­но­поль и окон­чи­ла жизнь в ино­че­стве. Свя­той Ни­ки­фор по­лу­чил хо­ро­шее свет­ское об­ра­зо­ва­ние, но боль­ше все­го изу­чал Свя­щен­ное Пи­са­ние и чи­тал ду­хов­ные кни­ги.

В цар­ство­ва­ние Льва IV (775–780) свя­той Ни­ки­фор по­лу­чил зва­ние цар­ско­го со­вет­ни­ка. На­хо­дясь при цар­ском дво­ре, он про­дол­жал ве­сти стро­гую, доб­ро­де­тель­ную жизнь, твер­до хра­нил чи­сто­ту пра­во­слав­ной ве­ры и рев­ност­но за­щи­щал по­чи­та­ние свя­тых икон. По­сле смер­ти Льва IV, в цар­ство­ва­ние Кон­стан­ти­на VI (780–797) и его ма­те­ри свя­той Ири­ны, в 787 го­ду в Ни­кее был со­зван VII Все­лен­ский Со­бор, осу­див­ший ико­но­бор­че­скую ересь. Глу­бо­ко зная Свя­щен­ное Пи­са­ние, свя­той Ни­ки­фор от име­ни им­пе­ра­то­ра вы­сту­пил на Со­бо­ре в за­щи­ту пра­во­сла­вия, чем ока­зал боль­шую по­мощь свя­тым от­цам Со­бо­ра.

По­сле Со­бо­ра свя­ти­тель Ни­ки­фор несколь­ко лет оста­вал­ся при дво­ре, но пол­ная су­е­ты жизнь всё бо­лее и бо­лее тя­го­ти­ла свя­то­го. Он оста­вил служ­бу и по­се­лил­ся в уеди­не­нии, при Бос­фо­ре, про­во­дя жизнь в на­уч­ных тру­дах, без­мол­вии, по­сте и мо­лит­ве. Свя­той Ни­ки­фор по­стро­ил цер­ковь, ос­но­вал мо­на­стырь и вел стро­гую ино­че­скую жизнь еще до при­ня­тия ино­че­ско­го по­стри­га.

В цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Ни­ки­фо­ра I (802–811), по­сле кон­чи­ны свя­то­го пат­ри­ар­ха Та­ра­сия (784–806), свя­той Ни­ки­фор был из­бран на его ме­сто, при­нял ино­че­ский по­стриг и свя­щен­ни­че­ский сан и был воз­ве­ден на пат­ри­ар­ший пре­стол 12 ап­ре­ля 806 го­да, в день свя­той Пас­хи.

При им­пе­ра­то­ре Льве V Ар­мя­нине (813–820), яром при­вер­жен­це ико­но­бор­че­ской ере­си, для Церк­ви вновь на­чал­ся пе­ри­од смут и го­не­ний. Им­пе­ра­тор не мог сра­зу на­чать от­кры­тое го­не­ние на пра­во­сла­вие, по­сколь­ку ико­но­бор­че­ство бы­ло осуж­де­но VII Все­лен­ским Со­бо­ром. Свя­той пат­ри­арх про­дол­жал слу­жить в Ве­ли­кой церк­ви, сме­ло убеж­дая на­род хра­нить пра­во­слав­ную ве­ру, и про­во­дил по­сле­до­ва­тель­ную и неослаб­ную борь­бу с ере­сью. Им­пе­ра­тор на­чал вы­зы­вать из ссыл­ки епи­ско­пов и кли­ри­ков, от­лу­чен­ных от Церк­ви VII Все­лен­ским Со­бо­ром. Со­ста­вив из них ере­ти­че­ский со­бор, им­пе­ра­тор по­тре­бо­вал, чтобы пат­ри­арх явил­ся для пре­ний о ве­ре. Пат­ри­арх от­ка­зал­ся рас­суж­дать о ве­ре с ере­ти­ка­ми, так как уче­ние ико­но­бор­цев уже бы­ло пре­да­но ана­фе­ме VII Все­лен­ским Со­бо­ром. Он вся­че­ски ста­рал­ся об­ра­зу­мить им­пе­ра­то­ра и его окру­же­ние, без­бо­яз­нен­но разъ­яс­нял на­ро­ду уче­ние о по­чи­та­нии свя­тых икон, на­пи­сал уве­ща­ния к им­пе­ра­три­це и гра­до­на­чаль­ни­ку Ев­ти­хи­а­ну, бли­жай­ше­му к им­пе­ра­то­ру са­нов­ни­ку, при­со­еди­нив в кон­це про­ро­че­ское сло­во о ско­рой ги­бе­ли ере­ти­ков от «ка­ра­ю­щей ру­ки Гос­под­ней». То­гда ере­ти­че­ский со­бор от­лу­чил от Церк­ви свя­то­го пат­ри­ар­ха Ни­ки­фо­ра и его пред­ше­ствен­ни­ков – бла­жен­но­ по­чив­ших пат­ри­ар­хов Та­ра­сия и Гер­ма­на. Свя­той Ни­ки­фор был со­слан сна­ча­ла в мо­на­стырь в Хри­со­поль, а за­тем – на ост­ров Про­кон­нис в Мра­мор­ном мо­ре. По­сле 13 лет ли­ше­ний и скор­бей 2 июня 828 го­да свя­той пат­ри­арх Ни­ки­фор скон­чал­ся в из­гна­нии.

13 мар­та 847 го­да нетлен­ные мо­щи свя­то­го пат­ри­ар­ха Ни­ки­фо­ра, про­ле­жав­шие в зем­ле 19 лет, с тор­же­ством бы­ли пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль в со­бор­ную цер­ковь Свя­той Со­фии.

Свя­ти­тель Ни­ки­фор был вы­да­ю­щим­ся цер­ков­ным де­я­те­лем сво­е­го вре­ме­ни, «укра­ше­ни­ем ве­ка и ка­фед­ры» и, мно­го по­слу­жив Церк­ви, оста­вил об­шир­ное ду­хов­ное на­сле­дие – мно­го­чис­лен­ные тру­ды ис­то­ри­че­ско­го, дог­ма­ти­че­ско­го и ка­но­ни­че­ско­го со­дер­жа­ния.

Тропарь святителю Никифору, патриарху Константинопольскому, исповеднику

Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости,/ воздержа́ния учи́теля/ яви́ тя ста́ду твоему́,/ Я́же веще́й И́стина:/ сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая,/ нището́ю бога́тая,/ о́тче Ники́форе,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Правилом веры и образом кротости, воздержания учителем явила тебя стаду твоему Непреложная Истина. Потому ты приобрел смирением – высокое, нищетою – богатство. Отче Никифор, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак святителю Никифору, патриарху Константинопольскому, исповеднику

Лик патриа́ршеский святу́ю твою́ па́мять/ хвала́ми и пе́сньми, Ники́форе, че́ствует,/ в преложе́нии бо прия́т ду́шу твою́, сла́вне./ Тем днесь честна́я Це́рковь, велича́ющи Христа́ Царя́,// сла́вит Еди́наго Человеколю́бца.

Перевод: Собрание патриархов святую твою память хвалами и песнями, Никифор, чествует, потому что приняло упокоившуюся душу твою, достойный славы. Поэтому сегодня досточтимая Церковь, превознося Христа Царя, прославляет Единого Человеколюбца.

Читаем Евангелие вместе с Церковью

В прошлой программе мы говорили о встрече апостолов Андрея и Петра с Иисусом Христом, описанной у евангелиста Иоанна, который, продолжая повествование, говорит о призвании Филиппа и Нафанаила.

Святой Церковью читается Евангелие от Иоанна, глава 1, стихи 43–51.

1.43. На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

1.44. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

1.45. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

1.46. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

1.47. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

1.48. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

1.49. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

1.50. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

1.51. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

День памяти преподобной Софии Суздальской

29 декабря празднуется память преподобной Софии Суздальской, которая была постриженицей нашего монастыря. Жизнь святой интересна и назидательна. Все ее события говорят о том, что истинное счастье человека – в Боге, что наше человеческое рассуждение ограничено, земное счастье призрачно, а Господь Благ и Премудр, и воля Его – всегда благая и совершенная. В день памяти святой публикуем фильмы об обители и житие преподобной Софии.

Автор идеи В. Добросоцкий. Режиссеры: Т. Селихова, А. Пташников. Режиссер-постановщик Т. Селихова.

Источник: телеканал “Москва. Доверие” Ведущая Л. Акелина.

Источник: телеканал “Москва. Доверие” Ведущая Л. Акелина.

Ж итие преподобной Софии Суздальской
(память 1 / 14 августа, 16 / 29 декабря)

Преподобная София Суздальская

Преподобная София, в миру Соломония, происходила из боярского рода Сабуровых. По преданию, этот род берет свое начало от ордынского мурзы Захарии Чета, принявшего в 1330 году Святое Крещение. Соломония рано лишилась родителей и воспитывалась в благочестивой семье своей набожной тетки, любившей ее как родную дочь.

Государь избрал Соломонию в невесты из полутора тысяч знатных девиц, приехавших с разных концов Русского государства на смотрины. Князя Василия Иоанновича привлекала не знатность рода его избранницы, но ее высокие добродетели. Соломония была удивительно красива и при этом добродетельна, целомудренна и необыкновенно скромна, отличалась умом и благочестием. 4 сентября 1505 года было совершено Таинство Венчания великого князя Иоанна и княжны Соломонии. Их брак был на редкость счастливым: супруги жили в любви, мире и согласии.

Жизнь в великокняжеских палатах, как и во всех русских домах, в то время, была подчинена строго определенному порядку, близкому к монастырскому. Без молитвы и благословения Божия не начиналось никакое дело. За церковными службами и в домашнем молитвенном правиле совершался суточный круг богослужения. Страх Божий, молитва и труд составляли основу жизни, одухотворяя и возвышая ее. Ни близость к власти, ни богатство не изменили благочестивого настроя души Соломонии. Подобно своей святой предшественнице, благоверной великой княгине Евдокии, она много молилась о благе Отечества, испрашивая помощи Свыше своему державному супругу.

Вся Москва знала милосердие великой княгини к убогим, обездоленным и голодным. В стенах княжеского дворца Соломония ежедневно кормила множество нищих. С необычайной щедростью она раздавала милостыню, особенно в родительские субботы и дни памяти усопших. Княгиня заботилась о вдовах и сиротах, давая им средства «на постриганье». Она не оставляла без попечения и монашеские обители, стараясь облегчить тяготы монашеской жизни, украсить храмы, поскольку любила и чтила людей, ищущих Бога и вечной жизни. В покоях Соломонии изготовляли церковные облачения и покровы для святых обителей. Так, на раку Преподобного Сергия в знак его особого почитания в великокняжеском роде княгиня собственноручно вышила покров, сохранившийся до сего времени . В высоком звании великой русской княгини она прожила двадцать с лишним лет, оставив по себе добрую память.

Лишь одно обстоятельство омрачало жизнь великокняжеской четы: у них не было детей. Супруги переносили ниспосланное испытание по-христиански: скорбь побуждала их ко многим совместным молитвам о даровании наследника. Почти ежегодно они совершали паломничества в святые обители. Чаще всего супруги ездили в Троицкий монастырь на поклонение Сергию Чудотворцу и со слезами молились у его святой раки. Богородице-Рождественская обитель была близка и дорога обоим супругам по многим причинам: она была исторически и духовно связана с монастырем Преподобного Сергия и с великокняжеским домом.

Годы шли. При дворе московского Государя возрастало беспокойство, так как пресечение великокняжеской ветви рода Рюриковичей могло снова ввергнуть Русскую землю в междоусобицы и смуты. Враг рода человеческого – диавол, сеющий вражду и разделение между людьми, сильно восстал на великую княгиню Соломонию за ее добродетельную, подвижническую жизнь. Приближенные к государю князья и бояре, среди которых нашлось немало людей, преследовавших корыстные цели, стали почти единодушно убеждать князя в том, что именно его супруга служит прямым препятствием к продолжению рода. В 1523 году, вернувшись с объезда своих земель в Москву, Василий III стал советоваться с боярами. Они отвечали: «Неплодную смоковницу посекают и извергают из виноградника», намекая на необходимость развода с супругой . Великий князь долгое время не решался расстаться с Соломонией, которую искренно любил.

Великая княгиня стояла выше дворцовых распрей. Не желая ссор при дворе, она стала просить супруга позволить ей оставить престол и вступить в монастырь. Вопрос о разводе предстояло решить церковной власти. Митрополит Даниил дал благословение на развод, полагая, что это необходимо для блага государства.

Здесь, у амвона, в соборе Рождества Пресвятой Богородицы принимала постриг преподобная София Суздальская.

Соломония была пострижена в монахини с именем София в Московском Рождественском монастыре 28 ноября 1525 года. Оставаться в Москве для новопостриженной значило постоянно принимать людей и отвечать на вопросы многих посетителей-москвичей, искренне любивших ее. Далеко не все понимали мотивы ее поступка и смысл отречения от мира. Господь устроил так, чтобы посвященная Ему душа могла бы полностью отрешиться от мирской суеты. Спустя короткое время святая София была отпущена в Суздальский Покровский монастырь, где стоял великолепный собор Покрова Пресвятой Богородицы, возведенный благодаря богатым вкладам великокняжеской четы.

Жизнь великой княгини в обители отличалась от жизни прочих монахинь, пожалуй, лишь большими и труднейшими подвигами. Одним из свидетельств тех подвигов явилось то, что по любви к сестрам обители она собственноручно ископала колодец для нужд обители. Монастырские стены не могли скрыть от мира свет добродетелей преподобной Софии: еще при жизни молва о ней, как об угоднице Божией, распространилась по всей Руси. Святая угодница стала духовной матерью инокиням и молитвенницей о всех просящих ее помощи. Преподобная София отошла ко Господу 16 декабря 1542 года.

Одним из первых агиографов преподобной Софии был епископ Суздальский и Тарусский Серапион. В свою бытность епископом, спустя век по кончине Софии, он обратился с донесением к патриарху Иосифу, прося рассмотреть вопрос о причислении великой княгини к лику святых и ее церковном прославлении. Чудеса и исцеления, в течение целого столетия происходившие у гробницы преподобной Софии и в иных местах по молитвам к ней, многочисленные рассказы о случаях благодатной помощи, засвидетельствованные устно и письменно многими людьми, побудили епископа Серапиона сообщить о происходившем Первосвятителю. Так, например, в 1598 году на могиле Святой прозрела княжна Анна Ногтева, бывшая слепой в течение шести лет; многие исцелялись по молитвам Преподобной от полной слепоты, глухоты и других неизлечимых недугов, выздоравливали душевнобольные.

В 1609 году во время польско-литовского нашествия великое зло Русской земле причиняли отряды Лисовского, отличавшиеся особой беспощадностью при взятии городов и обителей, которые они подвергали полному разорению. Когда бандиты были уже в стенах Суздаля, явилась во сне атаману преподобная жена в иноческих одеждах с горящими свечами в руках и стала опалять его пламенем. На атамана напал сильный страх и вскоре после явления он впал в тяжкий недуг: у него отнялась правая рука. Пораженный гневом Божиим, Лисовский тотчас отступил от Суздаля. О заступничестве святой за город и обитель было хорошо известно суздальцам, задолго до того почитавшим преподобную Софию как свою небесную покровительницу.

В ответ на донесение Суздальского архиерея патриарх Иосиф благословил положить на гробницу Преподобной Софии покров и совершать молебны и панихиды у гроба святой, но не разбирать саму гробницу и не разрывать под ней земли.

Рака со св. мощами преподобной Софии Суздальской в Покровском женском монастыре г. Суздаля.

Вскоре епископ Серапион составил службу святой Софии Суздальской в связи с предстоящей канонизацией. Однако канонизация последовала не скоро. Со второй половины XVII столетия Русская Православная Церковь вступила в период тяжких испытаний. Но святая угодница Божия продолжала благодетельствовать людям. Суздальский летописец XVIII века ключарь Покровского собора священник Анания Федоров оставил для будущих поколений подробную запись о знамениях и чудесах, совершившихся по молитвам преподобной Софии Суздальской со времени ее праведной кончины до современных летописцу событий. Вопрос о прославлении святой Софии был затронут в конце XIX – начале XX столетия. В конце XIX века имя святой было внесено для почитания в Православный Церковный календарь на 1893 год, а также в Церковный календарь на 1916 год под редакцией Издательского Совета при Святейшем Синоде.

Нынешнее прославление преподобной Софии Суздальской подготовлено ее предшествующим почитанием. Существует древняя служба преподобной, подробное жизнеописание, свидетельства о посмертных чудесах. В 1984 году Святейший Патриарх Пимен благословил включение имени святой Софии и службы ей в Минеи и Православный церковный календарь в лике местночтимых святых Владимиро-Суздальской епархии.

В девяностых годах XX столетия, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось освидетельствование и торжественное открытие для всеобщего поклонения святых мощей преподобной Софии в Суздальском Покровском монастыре. Тогда и Богородице-Рождественская обитель приняла бесценный дар – частицу мощей своей святой постриженицы. Икона преподобной Софии с частицей ее святых мощей пребывает в Богородице-Рождественском соборе.

Источники:

1. Житие Преподобной Благоверной великой княгини Софии Суздальской. Владимиро-Суздальская епархия, 1995.

2. Любовь и единение. Очерк истории Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря. М.: Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь; Издательство «Отчий дом», 2009. С. 49-61.

Ссылка на основную публикацию