Акафисты — что это такое. Как правильно акафист читать Господу, Богородице и святым.
ЧТО ТАКОЕ АКАФИСТ
Акафист — это хвалебная песнь или торжественный гимн, который написан в честь Христа, Божией Матери или святому. Его читают обращаясь к конкретному святому, чтобы он помог при разрешении каких-то дел или просто для утешения. «Неседальное пение» — так переводится акафист с древнегреческого языка. И этот перевод означает, что читать или слушать акафист нужно стоя, сидеть нельзя, исключение составляют лишь больные люди.
Акафист принято читать, стоя лицом к иконе того святого или события, во имя и честь которого исполняется славление. При отсутствии иконы можно прийти в храм и здесь прочитать акафист. Если и этой возможности нет, то вполне допустимо читать акафисты, стоя лицом к востоку.
Господь Иисус Христос так учил нас молиться:
«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно»(Мф.6,6).
Святые отцы так объясняют эти слова — неважно, где человек молится, главное, чтобы молитва была в сердце.
Акафист состоит из разных частей — кондаков и икосов.
Кондак представляет собой небольшую песнь, кратко описывющую какую-либо историю или поступок, который совершил святой.
Икос — это тоже восхваляющая песнь, которая более расширенно раскрывает то событие, которое воспето в предыдущем кондаке.
Например, в пятом икосе будет идти речь о том же событии, что и в пятом кондаке, но более подробно.
Также вместе с чтением акафиста читают тропари, которые похожи на кондаки — это тоже небольшая восхваляющая песнь, посвященная святым или в честь какого-то события, праздника.
ПОРЯДОК ЧТЕНИЯ АКАФИСТА
Порядок чтения акафистов такой же, как обычных молитв- обычно сначала читают начальные молитвы (например, как в утренних молитвах по «Отче наш»), а потом и сам акафист. Можно совместить утреннее или вечернее правило с чтением акафиста. В этом случае второй раз прочитывать начальные молитвы не нужно, а читать акафист можно после молитв до конечной молитвы «Достойно есть».
Но и чтение только одного акафиста не будет считаться ошибкой, самое главное в чтении акафиста, также, как и в чтении любых других молитв, это искренняя вера в Бога (подробнее в статьях как нужно молиться и учитесь молиться) и глубокое почитание святого, которому читается акафист.
Полное правило чтения акафистов:
- Моли́твами святых оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.
- Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́
- Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
(От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читаем: «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т даровав» (трижды). От Вознесения до Троицы ее не читаем вообще. - Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святый Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)
- Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
- Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святый, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
- Го́споди, поми́луй. (Трижды).
- Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
- Отче наш.
- Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)
- Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)
- Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему. (Поклон)
- Псалом 50.
- Символ веры
Читать акафист
После акафиста:
- Достойно есть
(От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается припев и ирмос 9-й песни Пасхального канона:
А́нгел вопия́ше Благода́тней: Чи́стая Де́во, ра́дуйся! И па́ки реку́: ра́дуйся! Твой Сын воскре́се тридне́вен от гро́ба и ме́ртвыя воздви́гнувый; лю́дие, весели́теся! Свети́ся, свети́ся, но́вый Иерусали́ме, сла́ва бо Госпо́дня на тебе́ возсия́. Лику́й ны́не и весели́ся, Сио́не. Ты же, Чи́стая, красу́йся, Богоро́дице, о воста́нии Рождества́ Твоего́) - Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
- Го́споди, поми́луй. (Трижды).
- Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших, святаго (или святым, которым читался акафист, если Господу или Богородице, то ничего не произносим) и всех святых, поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец. Аминь.
(Если Кресту — силою Честнаго и Животворящего Креста, если Ангелам — Честных Небесных Сил Бесплотных)
Проект документа «Акафист в молитвенной жизни Церкви»
Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим.
Проект «Акафист в молитвенной жизни Церкви» создан комиссией Межсоборного Присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства во исполнение поручения президиума Межсоборного Присутствия от 28 января 2015 года. Комментарии к проекту документа собираются аппаратом Межсоборного присутствия до 2 мая сего года.
Акафист в молитвенной жизни Церкви
I. Общие замечания
В современном молитвенном обиходе акафисты занимают весьма заметное место. Однако порядок использования акафистов за богослужением чрезвычайно разнится в различных местностях и не имеет общепринятого уставного порядка. Кроме того, в течение последних десятилетий введение в молитвенный обиход новонаписанных акафистов в силу обстоятельств эпохи почти не контролировалось церковной властью. Это обусловило хождение среди верующего народа многочисленных гимнов, не соответствующих по своей форме и содержанию Преданию Церкви.
II. Историческое введение
Акафист, или неседальное пение в честь Пресвятой Богородицы, возникновение которого возводится исследователями к рубежу V и VI веков — древнее молитвенное последование. Впоследствие к половине его строф были добавлены 144 воззвания, начинающихся словами ангельского приветствия Божией Матери: Радуйся, что стало самой яркой его особенностью.
Наличие «возрадований» выделило акафист из ряда древних многострофных кондаков, однако и сообщило гимну черты неповторимости — в течение многих веков акафист воспринимался как уникальный молитвенный текст, и даже величайшие византийские песнописцы не составляли гимнов по его подобию. До нашего времени в грекоязычных Поместных Церквях термин «акафист» относится только к первоначальному гимну в честь Божией Матери, но не к другим гимнографическим последованиям.
III. Акафист как жанр церковных песнопений
Появление первых дошедших до нас гимнов, подражательных акафисту Божией Матери, связано с исихастским возрождением XIV века. Сначала в Византии, а потом и у славян начали появляться «икосы, подобные акафисту». Некоторые из них — Иисусу Сладчайшему, святителю Николаю — находятся в молитвенном употреблении по сей день.
Первоначально акафист Божией Матери был связан лишь со службой Похвалы Пресвятой Богородицы, и в качестве компонента чинопоследования этого праздника он по сей день печатается в Постной Триоди. Однако со временем он стал использоваться и в личном молитвенном правиле, а в обителях Святой Горы есть обычай петь его на повечериях. В дониконовском русском церковном обиходе акафист Божией Матери входил в состав правила ко Святому Причащению.
Появление «икосов», становление акафиста как жанра привело и к постепенному переосмыслению места такого рода гимнов в молитвенной практике православных христиан. В XVI веке уже фиксируется обычай читать на личном молитвенном правиле акафисты сообразно дням седмицы — в понедельник Архистратигу Михаилу, во вторник Предтече Иоанну и т.д.
Со временем акафисты были включены и в молебные пения — во многих приходах и монастырях сложился обычай совершать молебен у чтимой иконы Божией Матери или перед мощами местного святого с пением акафиста. Начиная с середины XVIII века, число новосоставленных акафистов — сначала в честь святых, а позже и в честь Божией Матери ради явления Ее чудотворных икон, стало весьма значительным, так что потребовалось упорядочение их молитвенного употребления.
В течение XVIII – XIX веков сложилась практика, существующая и поныне, представлять новосоставленные акафисты на одобрение Священноначалия. Акафисты, не получившие такого одобрения, не могли быть напечатаны церковными издательствами.
Некоторые русские акафисты были составлены святыми угодниками Божиими — свт. Иннокентием, архиеп. Херсонским, прав. Иоанном Кронштадтским, сщмч. Аркадием, еп. Бежецким.
IV. Проблемы
Акафисты входят в личное молитвенное правило благочестивых мирян; распространен обычай многодневного чтения того или иного акафиста в качестве особого молитвенного подвига.
Однако, несмотря на весьма широкое распространение, акафисты остаются без уставной регламентации — действующие редакции Типиконов, как славянских, так и греческих, по-прежнему предполагают для общественного богослужения лишь Акафист в единственном числе — гимн, исполняемый в праздник Похвалы. Лишь в современных изданиях Требника в чине общего молебна появилась ремарка после кондака и икоса на 6-й песни канона о том, что «аще хощет иерей, чтет акафист».
В силу целого ряда причин акафисты находят гораздо более широкий отклик среди молящихся. Среди этих причин — и бо́льшая простота структуры акафиста по сравнению с каноном, и бо́льшая доступность текстов акафистов сравнительно с канонами и полными службами, и более простой язык, которым написаны большинство акафистов. Особенно сильное влияние на выбор в пользу акафистов оказывает обычай пения акафистов, когда кондаки и повествовательные части икосов читаются священником, а возрадования поются, зачастую всеми молящимися. Ощущение соучастия в богослужении, привнесение и своего молитвенного труда в общую молитву привлекают к такому исполнению акафистов прихожан многих храмов и монастырей.
Однако сравнительная простота акафистов не должна заслонять от молящихся накопленные столетиями сокровища православной гимнографии. Пастыри должны побуждать молящихся полнее знакомиться с вдохновенными канонами и стихирами, многие из которых созданы великими святыми подвижниками.
V. Определения
Священный Синод, признавая целесообразным упорядочение молитвенного употребления акафистов, определяет:
Призвать чад Церкви употреблять на молитве в первую очередь те акафисты, которые выдержали проверку многовековым молитвенным опытом Церкви, среди которых особое место занимает акафист Пресвятой Богородие, а из вновь написанных, – получившие одобрение Священного Синода.
В случае, если употребление акафистов на конкретном приходе вошло в обычай, рекомендовать исполнение акафиста в одном из следующих мест суточного богослужебного круга:
- на вечерне: после «Сподоби, Господи» и главопреклонной молитвы;
- на повечерии: после славословия и Символа веры;
- на утрене: после кафизм или после 6-й песни канона;
- на молебне: перед Евангелием.
Издательству Московской Патриархии надлежит издать сборник образцовых текстов акафистов, имеющих одобрение Священноначалия, с тем, чтобы впредь церковные издательства сообразовывались с этим сборником при публикации акафистов.
Православный акафист святому Иоанну
Иоанн Кронштадтский был рожден в 1829 году 19 октября. Святой был наделен благодатью предсказывать грядущие и мог исцелять страждущих. Иоанна Кронштадтского знали далеко за пределами России. Только ему было предоставлено право на проведения общих исповедей.
При жизни Святым Иоанном были получены все высокие знаки отличия, которые мог заслужить православный священнослужитель. После смерти был возведен в лик святых. Сейчас глубоко почитаем в православном мире. Святителями сложен акафист Иоанну Кронштадтскому, а перед его иконой молятся многие прихожане, которые прибывают в различных нуждах. Св Иоанн Кронштадтский скорый помощник во многих бедах, которые касаются здоровья вашего и близких вам людей. Обращаться к Святому Иоанну нужно с верой. Читая акафист праведному Иоанну Кронштадтскому прибывайте в полной уверенности, что он вас слышит.
Христианский акафист Иоанну Воину
Иоанн Воин жил в четвертом веке. Состоял на службе в армии римского императора во времена гонения христиан. Используя свое положение он помогал верующим избежать лютой смерти, предупреждал о подстерегающих опасностях. Иоанн Воин поддерживал всех страждущих невзирая на их вероисповедание. Был заточен за это в темницу, а после освобождения посветил себя Богу. Особенно почитаем Святой православной церковью. Акафист святому Иоанну Воину читается тогда, когда вы нуждаетесь в защите от недоброго человека или боитесь преследования. Господь благословил Иоанна Воина помогать всем страждущим и после смерти. Следовательно, читая Акафист Иоанну Воину необходимо верить, что он вас услышит и обязательно удостоит своей помощи.
Церковный акафист Иоанну Предтече
Иоанн Предтече родился немногим ранее Иисуса Христа в городе Хевроне. Еще в утробе матери был избранником Божьим. Святому было предрешено быть Предтечею Иисуса. Иоанн Предтече вел добродетельную богобоязненную жизнь, а после Крещения Христова был посажен в темницу и убит. Православная церковь почитает пророка очень глубоко. Прихожане молятся перед его иконой с трепетом. Страдающие головной болью должны обязательно читать акафист святому Иоанну Предтече. Господь благословил Святого Иоанна помогать всем страдающим болезнями головы потому, что пророк был казнен через головосечение. В православном календаре есть даже праздник нареченный «Головосечение», который отмечается церковью 11 сентября. Читать акафист Иоанну Предтече нужно с искренней верой, что Святой поможет вам.
Русский христианский акафист святому Иоанну Богослову
Иоанн Богослов — евангелист и апостол занимающий особое положение в рядах избранных учеников Христа. При жизни ему была свойственна любовь ко всем людям и богобоязненность. Господь наделил Святого особым даром, который даже после смерти позволяет ему исцелять людей. В честь Апостола Святителями сложен акафист Иоанну Богослову. Православная церковь почитает его память 8 мая.
Текст православного акафиста Иоанну Кронштадтскому
Кондак №1
Избранный угодниче и преславный чудотворче, отче праведный Иоанне, града Кронштадта преславное украшение! Ты, от младенства Христу последуя, сораспятися Ему возжелел еси и, жизнь твою в Нем утвердив, дар чудес от Бога приял еси и словом живоносным всех напитал еси. Мы же, недостойнии, благодарив вопием ти: Радуйся, Иоанне, земли Российский молитвенниче предивный.
Икос №1
Ангела светла, ещё отрок сый, яве узрел еси, отче Иоанне, иже и рече ти, яко повелением Господним приставлен хранити тя во всех путех твоих. Темже, яко избранника Божия, ведуще тя, взываем сице:
Радуйся, благодати Божия сосуде избранный;
радуйся, словом Божиим измлада наставленный.
Радуйся, во отрочестве явления Ангела Хранителя сподобивыйся;
радуйся, от юности водительству Духа Святаго предавыйся.
Радуйся, родителей боголюбивых благочестие восприемый;
радуйся, целомудрием и чистотою себе оградивый.
Радуйся, духовным наставником твоим всем сердцем внимавый;
радуйся, почитанием родителей благоволение Божие стяжавый.
Радуйся, Иоанне, земли Российския молитвенниче предивный.
Кондак №2
Провидя, богоносне отче Иоанне, яко многия беды и соблазны грядут на Церковь Русскую и чада Божия гонима будут, увещал еси люди, глаголя: покайтеся, стойте в вере Православней, крепитеся и славите Господа, взывающе Ему: Аллилуиа.
Икос №2
Разумом Божественным наставляемь, всеблаженне отче Иоанне, светом истиннаго Богопознания всех, приходящих к тебе, просвещал еси. Мы же, писаньми твоими научаеми, вопием ти таковая:
Радуйся, евангельский Истины пламенный служителю;
радуйся, глаголов жизни вечныя немолчный возвестителю.
Радуйся, праведным житием твоим Богу угодивый;
радуйся, Церковь Божию писании твоими прославивый.
Радуйся, Крест Христов пред очима твоима выну созерцавый;
радуйся, сораспятися Христу вседушне возжелавый.
Радуйся, Бога и ближних всем сердцем возлюбивый;
радуйся, людем, в скорбех и печалех сущим, утешение подававый.
Радуйся, Иоанне, земли Российский молитвенниче предивный.
Кондак №3
Силою Божественный благодати, яко светильник многосветлый Православный Церкве, во граде Кронштадте просиял еси, праведне Иоанне, и люди, во тьме греховней седящия и соблазном богоборчества смущаемыя, просветив, наставлял еси пети Богу: Аллилуиа.
Икос №3
Имея любовь пастырскую, праведне отче Иоанне, потекл еси к людем, неимущим крова и хлеба насущнаго и во отчаянии погибающим, и сих любовию и милосердием Христу приобрел еси. Мы же благодарне взываем ти сице:
Радуйся, в храме Божием дерзновенный о людех молитвенниче;
радуйся, сирым и вдовицам милостивый помощниче.
Радуйся, окамененныя сердцем к покаянию побуждали;
радуйся, неведущия Бога Божественною премудростию просвещаяй.
Радуйся, стропятных и злонравных тихое исправление;
радуйся, ленивых и маловерных ревностное обличение.
Радуйся, Царствия Божия и правды его проповедниче неустрашимый;
радуйся, противу козней духов злобы поднебесных воителю неустанный.
Радуйся, Иоанне, земли Российский молитвенниче предивный.
Кондак №4
Бурю злочестия, воздвизаему на Церковь нашу святую, провидя, отче Иоанне, яко верный страж дому Господня, поучал еси чада Божия бдети, во истинней вере право ходити и в заповедех Господних непорочно пребывати, да спасет Господь люди Своя, в покаянии Ему зовущия: Аллилуиа.
Икос №4
Слышаще людие Божий, яко ты еси, отче Иоанне, сосуд избранный и благодатных даров преисполненный, не токмо от Кронштадта, но и от всех концев земли к тебе притекаху, яко да исцеления и помощь улучат. С нимиже и мы, яко ходатаю пред Богом теплу, умильно зовем ти:
Радуйся, сеятелю правды, алчущия жизни вечный напитавый;
радуйся, обличителю неправды, верный от прелести греховныя ограждавый.
Радуйся, заблудшим и неразумным путь к Богу указу яй;
радуйся, писаньми твоими чада Божия наставляяй.
Радуйся, скорбящих и обремененных присное упование;
радуйся, болящих и страждущих благодатное врачевание.
Радуйся, сосуде избранный, дарами Духа Святаго дивно украшенный;
радуйся, светильниче всесветлый, на свещнице церковнеу Богом поставленный.
Радуйся, Иоанне, земли Российския молитвенниче предивный.
Кондак №5
Яко звезда многосветлая, священнолепным житием твоим просиял еси, пастырю Христов Иоанне! Ты бо, стадо Богом врученное тебе, от волков, губящих е, ограждал еси, взывая: покайтеся и живи будете, отымите лукавство от душ ваших, да чистым сердцем Бога узрите и воспоете Ему: Аллилуиа.
Икос №5
Ведая множество людей, утешения чающих, яко апостол Христов, обходил еси грады и веси Российския, чудотворче изящне, сея слово Божие, исцеляя недужныя и маловерныя исправляя, быв всем вся, да всяко некия спасутся. Мы же, болезни и труды твоя почитающе, вопием ти сице:
Радуйся, яко силою благодати немощный укреплял еси;
радуйся, яко молитвами твоими грешныя к покаянию приводил еси.
Радуйся, алчущия и жаждущия по заповеди Господней насыщавый;
радуйся, благовестием Христовым люди к правде Божией приводивши.
Радуйся, молитвами твоими маловерный в вере укреплявый;
радуйся, силою Божиею немощным здравие подававый.
Радуйся, землю нашу благоговейно с проповедию обходивый;
радуйся, мир сей, яко премудрое творение Божие, воспевавый.
Радуйся, Иоанне, земли Российския молитвенниче предивный.
Кондак №6
Проповедницы чудных деяний твоих, блаженне Иоанне, явишася мнози: богатии и нищий, старцы и юноши, ты бо всем любовь твою изливал еси богатно. Темже не токмо православнии, ко и иновернии силою молитв твоих милость Божию обретаху, поюще Богу: Аллилуиа.
Икос №6
Возсиял еси житием твоим в Церкви Православней паче сияния севернаго, блаженне Иоанне, путь правый людем указуя. Темже моли Господа сил, да любовь святая утвердится в сердцах наших, во еже ни скорбь, ни теснота, ни смерть, ни блага мира сего возмогут разлучити нас от любве Божия, благодарне тебе вопиющих:
Радуйся, веру Православную в чистоте хранити завещавый;
радуйся, тесным путем заповедей Христовых ходити поучавый.
Радуйся, в скярбех и печалех сущим радость подававый;
радуйся, к истинному покаянию грешники призывавый.
Радуйся, Божиим смотрением грядущая нам возвещавый;
радуйся, от сетей вражиих отечество наше ограждавый.
Радуйся, мир с Богом свято хранити заповедавый;
радуйся, словом истины и любовию верным людем послуживый.
Радуйся, Иоанне, земли Российский молитвенниче предивный.
Кондак №7
Хотя Всеблагий Господь спасти люди земли нашея и уготовати я к жертвенному служению, исполни тя, всеблаженне Иоанне, духа пророчества, премудрости и разума, яко да, словом твоим наставлени, во дни грядущих испытаний непоколебимо вопиют Богу: Аллилуиа.
Икос №7
Новаго избранника Божия, всеблаженне Иоанне, ведуще тя боголюбивии людие, на всяк день Жертву безкровную приносяща и со дерзновением за всех Христу молящася, с верою к тебе притекаху и исцеляхуся. Темже и мы, исполненнии твоих благодеяний, с любовию воспеваем ти сицевая:
Радуйся, у Престола Божия прилежный о нас молитвенниче;
радуйся, истиннаго покаяния усердный проповедниче.
Радуйся, яко неленостно работати Христу Богу нас наставляеши;
радуйся, яко стояти на божественней стражи нас призываеши.
Радуйся, образ воздержания и целомудрия верным явивый;
радуйся, паству твою от ересей и раскола мудре защитивый.
Радуйся, сущих во тьме неведения ревностный просветителю;
радуйся, душ человеческих от суеты житейския дивный оградителю.
Радуйся, Иоанне, земли Российския молитвенниче предивный.
Кондак №8
Странное чудо видим, явленное тебе, предивный пастырю Христов Иоанне! Тя бо и люди верныя Сама Пречистая Мати Божия яко милейшая чада Отца Небеснаго нарече.2 Сего ради мы, сими словесы утешаеми, вопием Царю веков: Аллилуиа.
Икос №8
Весь желанием Божественным распаляемь, любве Христовы преисполнился еси, пастырю добрый! Мы же, нерадивии, сокровищ ея не стяжавше, многих скорбей и печалей достойни явихомся. Обаче, ведуще тя помощника неусыпна, со упованием взываем ти сице:
Радуйся, любве Христовы сосуде избранный;
радуйся, явления Божия Матере удостоенный.
Радуйся, Церкве Христовы неугасающий светильниче;
радуйся, о всем мире ходатаю и печальниче.
Радуйся, мира и правды Божия ревнителю;
радуйся, благочестия и добронравия насадителю.
Радуйся, Российския Церкве похвал о и украшение;
радуйся, земли нашея благодатное утверждение.
Радуйся, Иоанне, земли Российския молитвенниче предивный.
Кондак №9
Всем людем, в неведении, скорбех и печалех сущим, воздвиже тя Господь пастыря и чудотворца предивна, отче Иоанне, еже грешныя на путь правый наставити, неверный к Богу обратити и болящия исцелити, да согласно воспоют вси спасительную песнь: Аллилуиа.
Икос 9
Витии многовещаннии безгласни быша о благодати данней тебе, Иоанне предивне, егда словом единем люди от греха к покаянию приводил еси, недужныя от одра болезни воздвизал еси, бесы изгонял еси. Мы же, яко чудотворца и угодника Божия, прославляем тя сице:
Радуйся, страстьми одержимых дивный врачевателю;
радуйся, в долгонедужии сущих безмездный целителю.
Радуйся, отпадшия к Богу приводивый;
радуйся, безбожныя грозно обличавый.
Радуйся, кающихся кроткий наказателю;
радуйся, милостыни щедрый подателю.
Радуйся, христианскаго просвещения и благочестия ревностный насадителю;
радуйся, юных по стезям правды мудрый путеводителю.
Радуйся, Иоанне, земли Российския молитвенниче предивный.
Кондак №10
Спасти хотя люди Российския, ересьми и неверием соблазняемыя, отче Иоанне, козни бесовския обличил еси и православное исповедание веры твердо явил еси. Сего ради Царствия Небеснаго достигл еси, идеже со Ангелы и лики святых непрестанно о нас молиши Бога и поеши Ему: Аллилуиа.
Икос №10
Стена тверда явился еси людем страждущим, от всех концев земли Российския к тебе приходящим, богоносне отче Иоанне. Темже и нас, бедствующих и немощствующих душею и телом, укрепи молитвами твоими, ими же ограждаемы, приносим ти похвалы сия:
Радуйся, светильниче неугасимый, огнем Духа Святаго возжженный;
радуйся, крине благоухающий, росою благодати Божия напоенный.
Радуйся, лозо многоплодная, благодатными дары верных питающая;
радуйся, соле земли, от греховнаго тления нас сохраняющая.
Радуйся, в мори житейстем обуреваемым тихое пристанище;
радуйся, душевне и телесне изнемогающим благое вспоможение.
Радуйся, сердцеведче премудрый, верныя люди от мудрования мира сего ограждаяй;
радуйся, сеятелю Христов, сиянием евангельским сердца многих увеселяяй.
Радуйся, Иоанне, земли Российския молитвенниче предивный.
Кондак №11
Песнь достохвальную приносим ти, отче Иоанне, всем житием твоим Бога прославльшему. И якоже на земли за всех и за вся Владыку мира умолял еси, сице и ныне на Небеси вознеси молитвы твоя, да во отечествии нашем присно воспевается Богу победная песнь: Аллилуиа.
Икос №11
Светозарную свещу вемы тя, Богом избрание отче Иоанне, ты бо и по отшествии от земных к Небесным у Престола Божия в сонме святых и сил ангельских о нас присно ходатайствуеши. Сего ради благодарственно взываем ти сице:
Радуйся, яко в подвизе твоем Имя Пресвятыя Троицы дивно прославися;
радуйся, яко благочестием и верою твоею Церковь Христова украсися.
Радуйся, пастырей богомудрый наставниче;
радуйся, инокинь добрый учителю.
Радуйся, супруги соуз брачный свято хранити поучавый;
радуйся, чада почитати родители своя увещававый.
Радуйся, яко состраданием твоим к ближним скорби и печали утоляются;
радуйся, яко молитвами твоими грешницы на путь спасения обращаются;
Радуйся, Иоанне, земли Российския молитвенниче предивный.
Кондак №12
Благодатных даров Духа Святаго исполни тя Господь, отче наш Иоанне, имиже ревностно послужил еси народу Божию. Вознеси молитву к Богу и о нас, да, веры, надежды и любве достигше, причастницы жизни во Христе будем и сподобимся воспевати благодарственную песнь: Аллилуиа.
Икос №12
Поюще твое достохвальное житие на земли и славу, юже стяжал еси на Небеси, отче Иоанне, притекаем во обитель тобою созданную и припадаем к гробнице твоей, от неяже исцеления и помощь улучающе, возглашаем ти сицевая:
Радуйся, проповедниче изрядный, пророком и апостолом добре поревновавый;
радуйся, пастырю земли Российския, Богом избранный и прославленный.
Радуйся, обитель преподобнаго покровителя твоего Иоанна Рыльскаго дивно устроивый;
радуйся, обителию сею град святаго Петра славно украсивый.
Радуйся, в возсозданную обитель инокини собираяй;
Радуйся, яко отец чадолюбивый, присное попечение о них имеяй.
Радуйся, всем притекающим к тебе скорое вспоможение подаваяй;
Радуйся, образ добраго пастыря словом, житием и верою нам явивый.
Радуйся, Иоанне, земли Российския молитвенниче предивиый.
Кондак №13
О, святый праведный отче Иоанне, всероссийский светильниче и предивиый чудотворче! Приими хвалебное сие пение наше и умоли Христа Бога Церковь святую в благочестии утвердити, единство в союзе мира и любве Христовы соблюсти, да и мы воспоем с тобою Богу: Аллилуиа.
/Этот кондак читать 3 раза. Потом икос №1 и кондак №1./
Акафист
Что такое Акафист?
Обращаться ко Господу через молитву , торжественную хвалебную песню — древняя православная традиция . Акафист — это один из многих различных видов церковных гимнов . Дошедшее к нам из Греции слово « Ο Ακάθιστος Ύμνος » происходит от местного слова « akathistos «, где а – это отрицание , а kathizo – сидеть . Его также называют « неседальным гимном «, потому что исполнять его принято стоя .
История Акафиста: происхождение, история развития
В греческой литературе средних веков мы часто можем встретить упоминание акафиста . Этот жанр известен с ранних Византийских времен . Позднее из Греции традиция пения этой молитвы перешла в страны Восточной Европы . Это отразилось и в литературе, и в исторических трудах . Самым первым гимном , дошедшим до современности , стал великий акафист Пресвятой Богородице , он был написан после чудесного освобождения Константинополя от нападения врагов . Этот великий акафист предположительно относится к 626 году ( времена правления императора Ираклия ). Многие гимнографы называют и более ранние сроки . Считается, что над молитвой работали сразу несколько гимнографов . В те дни Патриарх Сергий , проносил на руках икону Пресвятой Богородицы вдоль городских стен , и умолял Бога о защите от войск персов и скифов , которые осаждали Константинополь . Люди просили Господа о заступничестве в храмах , умоляя спасти их дома и родной город .
Император считал Богородицу Покровительницей и заступницей столицы после чудесного спасения города . Первое время праздник акафиста совершали в Константинополе именно в том храме ( Влахернский храм ), где хранились святыни : чудотворная икона Богородицы и Ее риза , а также пояс. П озднее праздник стала отмечать вся Восточная Церковь .
Христианские поэты составили подражания этому акафисту , а в российской традиции Православия такие гимны принято писать каждому святому , которого Церковь начинает прославлять . В рассказе А . П . Чехова « Святою ночью » можно встретить художественный рассказ о том , как люди сочиняли акафист Богородице . Подобные молитвы продолжили традицию жанра .
Великий акафист Богородице стал образцом хвалебной песни . Обычно хвалебную песню пишет акафистограф – православный поэт — христианин . Сейчас есть не только классические акафисты , которые мы могли встретить в древности , поэтому акафист стал отдельным особым жанром хвалебной песни Иисусу Христу , Богородице , святому , а иногда и церковному празднику .
В России акафист , особый вид молитвы , появился около 916 — го года . Первый русский гимн посвящался святому Сергию Радонежскому.
Во времена гонений на Церковь жанр торжественной молитвы был в расцвете. Именно в это время было написано много новых акафистов, потому что в пении акафиста не участвовал церковный хор, он читался келейно, без священника. Верующие могли молиться дома. Новые акафисты пишутся и сейчас. Существует около 1800 хвалебных песен на разных языках мира. Зачастую остаются неизвестными авторы музыки акафиста, так как многие распевы рождались в народе.
Акафист Пресвятой Богородице
Хвалебная песня Пресвятой Богородице , который называют « великим акафистом » и считают образцом хвалебной песни, состоит из 25 строф . Это — 13 кондаков и 12 икосов . Икосы принято начинать с греческих букв . Этот акафист поют в богослужебное последование Утрени . Текст акафиста содержится в нескольких книгах , но считается , что изначально он появился в Триоди Постной . Его поют только один раз в году . Субботу пятой седмицы Великого Поста именно поэтому называют « Похвала Богородице » или « Суббота акафиста «.
Существует около 30 различных редакций акафиста . В нашей стране широко известен не афонский вариант акафиста начала XIV столетия ( старца по имени Иоанн ), а киевская версия 1627 года . Эту версию молитвы составил архимандрит Плетенецкий ( Елисей ), автор перевода « Триоди постной » О том , что греческие гимны были известны еще отечественным монахам XV века , говорит книга « Канонник » Кирилла Белозерского , которая вышла в 1407 году .
В синксаре субботы 5 — ой седмицы Великого Поста отмечается , что праздник установлен в честь отступления захватчиков от Констинополя , которое свершилось по молитвам Пресвятой Богородицы . Жители Константинополя считали Богородицу своей заступницей . Но содержание и структура торжественного богослужения не привязано к тем или иным победам на военном поприще . Лейтмотив акафиста — это важные для верующих праздники Благовещение Пресвятой Богородицы и Воплощение Сына Божия .
Православная Церковь читает этот акафист для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную . Богородица избавляла людей от видимых врагов во времена императора Ираклия и верующие уповают на помощь в избавлении от врага невидимого , поэтому противоречия в истории создания акафиста Пресвятой Богородице и его современном понимании нет .
Структура Акафиста: Кондаки и икосы
Акафист обязательно состоит из кондаков и икосов . Это 25 песен , они соответствуют порядку букв греческого алфавита . Молитва состоит из тринадцати хвалебных песен , кондаков и двенадцати пространных песней , которые называют « икос «. Каждая группа произведений объясняет смысл праздника , которому посвящен акафист .
Икосы принято заканчивать на слове “ радуйся ” а кондаки на воспевании “ Аллилуйя ”, которое означает « хвалите Бога «. Икос , который читают после кондака обычно делят на две части . Читать икосы без кондаков не принято .
Акафист напоминает классический кондак по своему составу . Такие кондаки обязательно имеют двадцать строфы : двенадцать из них более краткие , с восхвалением « аллилуйя » и двенадцать длинных , которые соответствуют первому припеву кондака . Но , в отличие от кондака классического типа , акафист ставит перед собой, как первостепенную, задачу восхваления . От древних кондаков акафисты также отличают хайретизмы . Хайертизмы — это восхваления которые , начинаются со слова « Радуйся!» . Первое слово в краткой вводной фразе икоса — тоже « Радуйся «. Тринадцатый кондак читается три раза с обращением к тому , кому он посвящен , после него обязательно повторяется первый икос , затем опять читается первый кондак .
Акафист можно читать сразу после утреннего или вечернего правила . В этом случае начальные молитвы обычно не читают , можно читать акафист уже после чтения молитв до конечной молитвы « Достойно есть «. Чаще всего акафист читают келейно, когда человек остается наедине с Богом. И келейная и соборная молитва упоминаются в Библии. Но и при домашней молитве важно соблюдать богослужебный устав. Хвалебная песнь имеет четкую структуру, потому что даже в келейной молитве верующему, особенно тому, кто недавно пришел в Церковь, бывает тяжело сформулировать обращение к Господу. Многие обращаются к Богу и святым Его в житейских нуждах, но не каждое прошение угодно Богу и не каждая житейская просьба способствует спасению души. Поэтому существуют акафисты, посвященные житейским проблемам, с которыми сталкиваются верующие люди.
Какие акафисты читать в житейских нуждах
О защите в трудных ситуациях просят Пресвятую Богородицу. Читать акафист Пресвятой Богородице принято в субботу, на пятой неделе Великого поста.
Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы «Всецарица» читают родители за своих чад, находящихся в плену греховных страстей. По вере родителей, Господь помогает и чадам.
Акафист Архангелу Михаилу читают во всех житейских нуждах, но чаще всего христиане обращаются к Архангелу Михаилу при входе в новый дом.
Акафист Матроне Московской читают с молитвой об исцелении. Вера в чудесна святой Матроны Московской подтверждается многочисленными свидетельствами помощи по молитве.
Для исцеления больных и помощи страждущим читают акафист Святителю Спиридону, епископу Тримифунтскому
Акафист Иисусу Сладчайшему читается в воспоминание Страстей Спасителя и память Пресвятой Богородицы.
Акафист святой Великомученице Екатерине читают девушки, желающие вступить в брак.
Акафист святым Первоверховным Апостолам Петру и Павлу читают с просьбой об умножении веры.
Акафист Святителю Митрофану, Воронежскому Чудотворцу читают о жизненном устройстве детей.
Акафист святой Великомученице Анастасии Узорешительнице читают для освобождения от зависимостей и плена.
Акафист святому чудотворцу Иоанну Воину читают в поиске защиты от обидчиков.
Примечания:
Читать акафист советуют утром, до принятия пищи. Обычно это делается вслух, слова хвалебного пения верующий пропускает через свое сердце. Текст молитвы лучше запомнится, если читать его каждый день. Обращаться к Господу можно не только после утренней или вечерней молитвы, акафисты читают в любой момент, когда этого требует душа (Непрестанно молитесь — 1Фесс.5:17). По молитвам Богородице и святым не раз случались чудеса, а Господь посылал утешение страждущим. Пишется много новых акафистов, не все из них успели получить церковное благословение и являются каноническими текстами. Их рассматривает специально созданная богослужебная комиссия. Если такой акафист верующий хочет читать в домашней молитве, можно обратиться за благословением к своему духовнику.
Торжественные хвалебные песни читают и в благодарность Господу и святым, нашим заступникам на Небесах. Мы также собрали для вас небольшую видео-коллекцию акафистов и наши лучшие материалы о церковных гимнах.
Слушать акафисты:
Молитва Иоанну Сочавскому — краткое житие, текст тропаря и акафиста
Молитва Иоанну Сочавскому помогает в торговых делах и в успешном ведении бизнеса. Что же это за святой, чудесную помощь которого ощущают люди связанные с торговлей и бизнесом? В статье мы с вами узнаем о великом русском святом и его благодатной помощи людям.
Житие Иоанна Сочавского
Много веков назад наши предки молились великому святому. Он слыл небесным защитником и помощником купцов, а также людей, сфера деятельности которых связанна с торговлей. Почему же именно Иоанн Сочавский?
Этот великий святой во время своей земной жизни был торговцем, и весьма преуспевал в этих делах.
Родился и жил великий Святой в городе Трапезунде с 1300- по 1330 года. Он прожил недолгую но праведную жизнь и удостоился мученической кончины. Будущий святой занимался торговлей, но всегда отличался особой честностью, а также щедростью. Он не нарушал Божии Заповеди и жил строго по православным канонам. Отличительная черта Иоанна – великая любовь к Богу и своим ближним.
При его жизни однажды с будущим великомучеником произошло знаменательное событие. Он отправился в путешествие по воде. Судном управлял человек далекий от православной веры. Во время плавания между Иоанном и капитаном возникла горячая беседа по поводу веры, где каждый доказывал свою правоту. Победителем в споре справедливо получился Иоанн. Но управляющий судном, будучи человеком, весьма далеким от благочестия затаил в сердце злобу на своего оппонента.
Когда корабль остановился в Белграде, управляющий сразу же навестил градоначальника и рассказал ему, что на его судне присутствует пламенный христианин. В это время христиане были гонимы.
Начальник города позвал Иоанна Сочавского и уговаривал его отказаться от православия, приняв взамен огнепоклонистскую неправедную веру.
Но прекрасно понимая чем ему это грозит, великомученик не отказывается от своей веры. За это его ждали суровые истязания и мученическая смерть.
Сначала его побили палками. Побои были такими сильными, что после ударов куски тела просто отлетали. Потом в истерзанное тело полетели камни. Потом правитель отдал приказ привязать истерзанное тело Великомученика к дикому коню. Коня пустили по городу.
Истерзанное мертвое тело святого лежало посреди улицы до рассвета. Посреди ночи над ним внезапно зажглись три лампадки, а в ночной темноте стали видны три силуэта, от которых исходило сияние. Молящихся христиан заприметил местный еврей, который пытался выстрелить в молящихся из лука. Но Божий промысел воспрепятствовал ему в этом. Рука еврея застыла недвижимой, и весь он как бы окаменел до утра. С наступлением рассвета силуэты исчезли, и святой был похоронен возле церкви.
Видео: житие Иоанна Сочавского
Икона Святому Иоанну Сочавскому
Икону Иоанну Сочавскому просто необходимо иметь в доме всем православным верующим, особенно тем, чья сфера деятельности связанна с торговлей и предпринимательством.
При жизни святой был особенно милостив к нуждающимся и всегда оказывал им помощь. Также и сейчас он услышит всех кто с надеждой и верой взывает к нему перед его чудотворным образом. Святой помогает успешно вести дела, получать честную прибыль.
Только обращаясь к Иоанну Сочавскому необходимо понимать, что святой помогает только в праведном честном деле. Если торговля, или бизнес связан с обманом, хитростью и т.д. на помощь святого наедятся не стоит.
Акафист Иоанну Сочавскому
Существует акафист великомученику Иоанну Сочавскому, читая который каждый нуждающийся обязательно получит помощь свыше.
Кроме помощи в торговых и предпринимательских делах, святой укрепляет в вере тех, кто к нему обращается. Так как сам он пострадал за веру, то и помогает людям стать настоящими верующими христианами, идти уверенно по пути спасения и никуда с него не сворачивать.
Великомученик помогает также получить исцеление от различных болезней, так как сам он был жестоко истязаем и получил множество телесных ран. Он также помогает терпеть тяготы и безропотно нести свой крест.
Видео: акафист Иоанну Сочавскому
Тропарь и молитва о торговле Великомученику Иоанну
Для тех, кто не может читать акафист этому великому Святому, есть специальная молитва и тропарь, в которых также содержаться прошения об успехах в торговых делах. Главное помнить, что молится надо с верой, а торговые дела вести честно и благочестиво, чтобы получать небесную помощь свыше.
Видео: молитва Иоанну Сочавскому для успешной торговли
Где сейчас мощи Святого
Святые мощи Иоанна Сочавского долгое время хранились в польских городах Стрый, Жолкив. Затем в 1783 году они были возвращены в город Сочав, где и находятся по ныне.
В 19 веке частичка мощей Святого была перенесена в город Белгород (под Одессой), а также в Черновцы (в храме святого Николая).
День памяти
День памяти Великомученика Иоанна Сочавского во всем православном мире отмечают 15 июня. Именно в этот день уместно обязательно почитать акафист Святому, или хотя бы молитовку и тропарь.
Акафист праведному Иоанну Русскому: текст, для чего читают
Конда́к 1
Избра́ннаго испове́дника Христо́ва и чудотво́рца преди́внаго, побо́рника святы́я ве́ры правосла́вныя, Русскою земле́ю рожде́ннаго и в земли́ Елла́ды возсия́вшаго, свята́го пра́веднаго Иоа́нна похва́льными пе́сньми почти́м; ты же, уго́дниче Бо́жий, я́ко предстоя́й пред престо́лом Царя́ Сла́вы, от вся́ких нас бед свободи́, с любо́вию и благодаре́нием зову́щих ти: Ра́дуйся, стра́дальче пра́ведный Иоа́нне, терпе́нию и кро́тости нас науча́яй.
И́кос 1
А́нгелов Творе́ц и всея́ тва́ри Созда́тель избра́ тя, пра́ведне Иоа́нне, во е́же наро́ды Святой Руси и Елла́ды духо́вно соедини́ти, и яви́ тя Це́ркви Свое́й Святе́й вели́каго чудотво́рца, иму́щаго к Нему́ дерзнове́ние моли́тися о исцеле́нии неду́гов душе́вных и теле́сных, о избавле́нии от вся́ких бед и скорбе́й. Те́мже мы, сы́нове русские, благогове́йне приклоня́ем пред тобо́ю коле́на сердец на́ших и умиле́нно глаго́лем:
Ра́дуйся, земны́й А́нгеле и челове́че небе́сный;
ра́дуйся, благода́ти тезоимени́тый.
Ра́дуйся, кро́тости и послуша́ния о́бразе;
ра́дуйся, моли́твы благоуха́нное кади́ло.
Ра́дуйся, терпе́нием зло́бу ми́ра сего́ победи́вый;
ра́дуйся, венце́м испове́дническим от Го́спода украше́нный.
Ра́дуйся, зе́мли Аси́и по́двиги свои́ми озари́вый;
ра́дуйся, чудесы́ твои́ми зе́млю Елла́ды напо́лнивый.
Ра́дуйся, Русская звездо́ зéмли вся просвеща́яй;
ра́дуйся, Оте́чество земно́е моли́твами твои́ми не оставля́яй.
Ра́дуйся, Христа́ ра́ди на земли́ пострада́вый;
ра́дуйся, с Ним на Небесе́х воцари́выйся.
Ра́дуйся, стра́дальче пра́ведный Иоа́нне, терпе́нию и кро́тости нас науча́яй.
Конда́к 2
Ви́дя Христо́с Госпо́дь е́о́ благо́е наме́рение се́рдца твоего́, Иоа́нне бла́женне, предначерта́ ти терни́стый и многотру́дный путь спасе́ния: егда́ был еси́ с во́инством царя́ Петра́, плени́ша тя ага́ряне и в раба́ прода́ша в зе́млю Аси́и во град Прокопио́н, иде́же ты пребы́л еси́ непоколеби́м в ве́ре правосла́вней и жизнь твою́ посвяти́л еси́ Бо́гу, непреста́нно усты́ и се́рдцем воспева́я Ему́: Аллилу́иа.
И́кос 2
Ра́зум богопросвeще́нный и ве́ру несумне́нную имел еси́, свя́тче Бо́жий, егда́ гне́ва ага́рян не устраши́вся, испове́да себе́ христиани́на бы́ти и ра́достно восприя́л еси́ бие́ния, у́зы желе́зныя, огне́м жже́ние и мно́ги му́ки нестерпи́мыя. Те́мже вси, таково́му твоему́ дерзнове́нию и му́жеству дивя́щеся, глаго́лем:
Ра́дуйся, во стра́се Бо́жии до́бре воспита́нный;
ра́дуйся, зако́ну Госпо́дню ве́рно науче́нный.
Ра́дуйся, от ю́ности твоея́ всего́ себе́ Бо́гу преда́вый;
ра́дуйся, в моли́тве утеше́ние духо́вное обрета́вый.
Ра́дуйся, зло́бы ага́рян не устраши́выйся;
ра́дуйся, му́ки нестерпи́мыя побе́дно претерпе́вый.
Ра́дуйся, за Го́спода распя́таго огне́м от мучи́телей опале́нный;
ра́дуйся, Христо́вым страсте́м в телеси́ твое́м приобщи́выйся.
Ра́дуйся, терпе́ние кре́пкое во страда́ниих яви́вый;
ра́дуйся, от ве́ры Правосла́вныя не отступи́вый.
Ра́дуйся, Христа́ еди́наго всем се́рдцем возлюби́вый;
ра́дуйся, во́ине Христо́в непобеди́мый.
Ра́дуйся, стра́дальче пра́ведный Иоа́нне, терпе́нию и кро́тости нас науча́яй.
Конда́к 3
Си́лою Вы́шняго укрепля́емь, со дерзнове́нием пропове́дал еси́ Еди́наго И́стиннаго Бо́га пред мучи́тели твои́ми. Злочести́вый господи́н твой, наде́яся улови́ти тя и к ве́ре свое́й привлещи́, те́ло твое́ нача́т истяза́ти. Ты же, страстоте́рпче Христо́в, жесто́кая бие́ния от него́ претерпева́я, укрепля́ющему тя Бо́гу из глубины́ се́рдца воспева́л еси́: Аллилу́иа.
И́кос 3
Име́я в души́ свое́й пла́менное жела́ние после́довати А́гнцу Бо́жию, пострада́вшему спасе́ния на́шего ра́ди, пра́ведне Иоа́нне, не убоя́лся еси́ муче́ний и моли́лся еси́ за враги́ твоя́ и мучи́тели, и от ве́ры во Христа́ ника́коже отступи́л еси́, вопия́ Ему: «Ничто́же мя разлучи́т от любве́ Твоея́, Христе́ Бо́же». Сего́ ра́ди велича́ем тя си́це:
Ра́дуйся, ве́ры Христо́вы адама́нте о́ несокрушимый;
ра́дуйся, о ми́ре сем моли́твенниче усе́рдный.
Ра́дуйся, да́же до кро́ве за Христа́ пострада́вый;
ра́дуйся, в му́жестве непоколеби́мем пребы́вый.
Ра́дуйся, в муче́ниих благода́тию свы́ше укрепле́нный;
ра́дуйся, свире́пство мучи́телей победи́вый.
Ра́дуйся, страсте́м Христо́вым подража́телю;
ра́дуйся, враго́в Це́ркве посрами́телю.
Ра́дуйся, ве́ру, наде́жду и любо́вь к Бо́гу до конца́ сохрани́вый;
ра́дуйся, по́двигом твои́м христиа́н Прокопио́на возвесели́вый.
Ра́дуйся, в се́рдце твое́м о́браз Христа́ носи́вый;
ра́дуйся, страда́ньми за Него́ Ца́рство Небе́сное насле́дивый.
Ра́дуйся, стра́дальче пра́ведный Иоа́нне, терпе́нию и кро́тости нас науча́яй.
Конда́к 4
Бу́ря лю́тых мук и страсте́й ми́ра сего́ не потопи́ корабля́ души́ твоея́, пра́ведне Иоа́нне, ты бо в теле́снем плене́нии благоду́шие и кро́тость , незло́бие и смире́ние яви́л еси́, и я́коже А́нгел на земли́ пожи́л еси́, в труде́х, посте́ и моли́тве подвиза́яся, ке́сарю ке́сарево, а Бо́жие Богови отдава́я по сло́ву Го́спода, но́щию же без сна пребыва́я, о проще́нии свои́х согреше́ний, наипа́че же о творя́щих ти оби́ды и озлобле́ния моля́ся, с любо́вию поя́ Бо́гу: Аллилу́иа.
И́кос 4
Слы́шавше и ви́девше ди́вное твое́ житие́, о́ , смире́ние и премно́гую доброде́тель, гони́тели твои́ удиви́шася и прославля́ху тебе́ я́ко челове́ка пра́ведна. Егда́ же лю́тый господи́н твой узре́ в дому́ свое́м моли́тв твои́х ра́ди изоби́лие во всем и даде́ тебе́ осла́бу, ты, огне́м любве́ ко Го́споду окриля́емь, умно́жил еси́ труды́ подви́жническия, на вся́ку нощь тече́нием слез помо́ст притво́ра церко́внаго в моли́тве ороша́я. Помози́ у́бо и нам подража́ти тебе́, укрепи́ нас, от мглы страсте́й изба́ви и да́руй му́жество духо́вное всем прибега́ющим ко предста́тельству твоему́ и вопию́щим тебе́ такова́я:
Ра́дуйся, уничиже́нием твои́м убо́гому Ла́зарю уподо́бивыйся;
ра́дуйся, терпе́нием твои́м с многострада́льным И́овом сравни́выйся.
Ра́дуйся, смире́нием Христу́ усе́рдно подража́вый;
ра́дуйся, по́двигом твои́м А́нгелов удиви́вый;
Ра́дуйся, тру́дниче приле́жный, земно́му господи́ну ве́рно послужи́вый;
ра́дуйся, кро́тостию и бла́гостию свое́ю се́рдце его́ умягчи́вый.
Ра́дуйся, за твори́вших ти оби́ды моли́твы возноси́вый;
ра́дуйся, зло́бу их на ми́лость преложи́вый.
Ра́дуйся, на па́перти церко́вней но́щи в моли́твах проводи́вый;
ра́дуйся, а́о́ среди́ мра́ка злове́рия благоче́стием просия́вый.
Ра́дуйся, я́ко за ненави́дящих и оби́дящих нас моли́тися подвиза́еши.
ра́дуйся, я́ко любве́ и милосе́рдия ко всем лю́дем исполня́еши;
Ра́дуйся, стра́дальче пра́ведный Иоа́нне, терпе́нию и кро́тости нас науча́яй.
Конда́к 5
Боготе́чная звезда́, от Святой Руси возсия́вшая, яви́лся еси́, блаже́нне Иоа́нне, блиста́я чистото́ю А́нгельскою и луча́ми доброде́телей твои́х зе́мли Аси́и и Елла́ды озари́в. Егда́ же ты бо́лен бе и, день своея́ кончи́ны от Бо́га ве́дая, восхоте́л еси́ причасти́тися Святы́х Христо́вых Та́ин, иере́й, Бо́гом вразумле́нный, принесе́ тебе́ Святы́я Да́ры во я́блоце, и́хже прием, пра́ведную ду́шу твою́ в ру́це Бо́жии пре́дал еси́ и, свети́льник нося́, полн еле́я до́брых дел, вшел еси́ в Ца́рствие Небе́сное, во е́же непреста́нно со все́ми святы́ми воспева́ти всех святы́х Святе́йшему Сло́ву: Аллилу́иа.
И́кос 5
Ви́девше лю́дие гра́да Прокопио́на богоуго́дное житие́ твое́ и блаже́нную кончи́ну, со слеза́ми и благогове́нием погребо́ша те́ло твое́ во хра́ме свята́го великому́ченика Гео́ргия. По кончи́не же твое́й мно́зи неду́жнии, не то́кмо правосла́внии, но и лати́няне, и ага́ряне получа́ху исце́ления у гро́ба твоего́, благодаре́ние Бо́гу принося́ще. Сего ради тебе́, я́ко те́плому моли́твеннику о всех стра́ждущих, взыва́ем та́ко:
Ра́дуйся, се́рдце твое́ покая́нными слеза́ми омы́вый;
ра́дуйся, пла́чем и моли́твами к сме́рти себе́ приугото́вивый.
Ра́дуйся, я́ко всех оби́дящих тя прости́л еси́;
ра́дуйся, я́ко незло́бием Христо́вым ду́ха зло́бы победи́л еси́.
Ра́дуйся, в чистоте́ ду́шу и те́ло сохрани́вый;
ра́дуйся, кончи́ну свою́ предуве́девый.
Ра́дуйся, пра́ведно жизнь земну́ю сконча́вый;
ра́дуйся, возлюби́вшему тя Го́споду ду́шу преда́вый.
Ра́дуйся, я́ко венце́м безсме́ртия от Го́спода венча́лся еси́;
ра́дуйся, я́ко ве́чней ра́дости по сме́рти приобщи́лся еси́.
Ра́дуйся, я́ко це́рковь великому́ченика Гео́ргия прия́т честно́е те́ло твое́;
ра́дуйся, я́ко во оби́телех Небе́сных водвори́ся свята́я душа́ твоя́.
Ра́дуйся, стра́дальче пра́ведный Иоа́нне, терпе́нию и кро́тости нас науча́яй.
Конда́к 6
Пропове́дник чуде́с и сла́вы Бо́жия яви́ся кли́рик не́кий гра́да Прокопио́на, егда́ узре́ в со́ннем виде́нии блаже́ннаго Иоа́нна, повелева́ющаго откры́ти гроб, в не́мже обрета́ются нетле́нныя мо́щи его́. Те́мже ве́рнии моли́твенно возопи́ша ко Го́споду, да яви́т Он лю́дем мо́щи Своего́ избра́нника, зову́ще со благодаре́нием Ему́: Аллилу́иа.
И́кос 6
Возсия́л еси́, я́ко но́вое свети́ло всему́ христиа́нскому ро́ду, пра́ведне Иоа́нне, егда́ Бо́жиим изволе́нием обретено́ бысть нетле́нное и благоуха́нное те́ло твое́, источа́ющее оби́лие чуде́с всем с ве́рою к твоему́ заступле́нию прибега́ющим. Те́мже уврачу́й и возвесели́ нас, ве́рою и любо́вию тебе́ взыва́ющих:
Ра́дуйся, на земли́, я́ко безпло́тен, пожи́вый;
ра́дуйся, пра́ведниче Бо́жий, в чудесе́х просия́вый.
Ра́дуйся, иере́ю це́ркве свята́го Гео́ргия яви́выйся;
ра́дуйся, святы́я мо́щи твоя́ тому́ откры́ти повеле́вый.
Ра́дуйся, я́ко Христо́с с Небесе́ на святы́я мо́щи твоя́ зна́мением указа́;
ра́дуйся, я́ко столп о́гненный над ни́ми Госпо́дь чу́дно яви́.
Ра́дуйся, я́ко нетле́нием те́ло твое́ Госпо́дь прославля́ет;
ра́дуйся, я́ко благоуха́нием от него́ Той ве́рных возвеселя́ет.
Ра́дуйся, я́ко моще́й твои́х де́мони трепе́щут;
ра́дуйся, сосу́де Боже́ственныя благода́ти.
Ра́дуйся, я́ко во Ца́рствии Небе́снем со святы́ми пребыва́еши;
ра́дуйся, я́ко и нас, гре́шных, на земли́ не оставля́еши.
Ра́дуйся, стра́дальче пра́ведный Иоа́нне, терпе́нию и кро́тости нас науча́яй.