Акафист мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии: текст, для чего читают

Вера, Надежда, Любовь и матерь их София

30 сентября – важное число для многих, ведь в этот день Церковь чтит память мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, а значит и большинство женщин с этими именами отмечают свой день ангела. Впрочем, вопреки представлениям, далеко не все обладательницы этих прекрасных имен празднуют именины именно этого числа, у некоторых из них день ангела приходится на другую дату.

В этом материале мы собрали подробную информацию о празднике Веры, Надежды, Любви и матери их Софии: о жизни святых мучениц, традиции их почитания, молитвах к ним и других датах праздников, связанных с этими именами.

Жизнь Веры, Надежды, Любви и матери их Софии

Вера, Надежда, Любовь и матерь их София – раннехристианские мученицы, жившие во 2 веке нашей эры в Римской империи. Известно, что София была родом из Милана. Она рано овдовела, после чего перебралась в Рим. Своих дочерей София воспитывала в христианской вере и даже дала им имена в честь главных христианских добродетелей – Вера, Надежда и Любовь.

В те годы римское государство жестоко преследовало верующих во Христа. Маленьких девочек (старшей Вере тогда было всего 12, а младшей Любови лишь 9) арестовали, подвергли истязаниям, а затем умертвили на глазах их матери. Сама София скончалась на следующий день у могилы своих дочерей. Но трагическая судьба на земле обернулась для мучениц вечной славой в ином мире. Церковь причислила их к лику святых и сегодня по молитвам к ним происходят чудеса.

Интересно, что в русской традиции имя София (что по-гречески означает «Мудрость») так и осталось без перевода, а вот имена ее дочерей Пистис (Вера), Элпис (Надежда) и Агапе (Любовь) прижились у нас уже в русском переводе.

Подробнее о житии и канонизации Веры, Надежды, Любви и матери их Софии можно прочесть в нашем большом материале.

Именины (день Ангела) Веры, Надежды, Любови и Софьи – не только 30 сентября!

Димитриос Пелекасис. Святая София и ее дочери Надежда, Вера и Любовь

Большинство девушек с именами Вера, Надежда, Любовь и София отмечают именины именно 30 сентября. Но в церковном календаре есть и другие праздничные даты, связанные с этими именами. Более того, в последние годы таких дат стало больше, потому что Русская Православная Церковь канонизировала новых святых, пострадавших за веру уже в 20 веке.

Даты именин Веры, Надежды, Любови и Софии приведены ниже:

Дни Ангела для Веры:

26 февраля, 14 июня, 30 сентября, 14 октября, 15 декабря, 31 декабря.

Дни Ангела для Надежды:

14 марта, 20 марта, 30 сентября, 21 октября.

День Ангела для Любови:

Дни Ангела для Софии:

28 февраля, 1 апреля, 4 июня, 17 июня, 14 августа, 30 сентября, 1 октября, 29 декабря, 31 декабря.

Храм, где хранятся мощи Веры, Надежды, Любви и матери их Софии

Мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София издавна почитаются во Франции, в Эшо близ Страсбурга, куда частицы их святых мощей были перенесены более 1000 лет назад. 10 мая 777 года Святые мощи мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, полученные епископом Страсбургским Ремигием от папы Адриана I, были доставлены из Рима в Эшо, в храм святого Трофима, который был тогда центром католического аббатства.

С тех пор святая София стала покровительницей монастыря в Эшо, который в ее честь назывался аббатством Святой Софии.

В монастыре собирались свидетельства о чудесах, которые происходили у мощей святых мучениц. Они привлекали к себе много паломников, так что игумения Кунегунда решила устроить на старинном Римском пути, ведущем в разросшуюся вокруг аббатства деревню Эшо, «Гостиницу для паломников, со всех сторон приходящих».

Вплоть до Французской революции мощи святых Веры, Надежды, Любви и матери их Софии хранились в аббатстве.

Однако в 1792 году, спустя три года после революции, монастырские здания были проданы с аукциона, а святые мощи были растоптаны и сожжены революционерами.

В монастыре был устроен трактир с винным погребом. В 1822 году он был разрушен вместе с другими монастырскими помещениями.

После того, как в 1898 году во Франции было создано Движение по восстановлению памятников, остатки монастырской церкви святого Трофима были объявлены национальным достоянием, началось постепенное восстановление обители.

3 апреля 1938 года католический епископ Шарль Руш привез в Эшо из Рима две новых частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаг, изготовленный из песчаника в XIV веке, в котором до революции хранились мощи святой Софии и ее дочерей, а другую – в небольшой реликварий, помещенный в раку с другими святынями.

С 1938 года и по сей день в саркофаге содержится одна из двух частиц мощей святой Софии. Над саркофагом расположены скульптуры святого мученика Христофора, свв. Мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, а также епископа Ремигия, основателя аббатства.

К мощам не оскудевает поток паломников, в том числе и из России. Возле них регулярно совершаются православные богослужения.

Молитва и акафист Святым мученицам Вере, Надежде, Любви и матери их Софии

Святым мученицам Вере, Надежде, Любви и матери их Софии Православной Церковью был составлен акафист, а также написана краткая молитва.

Молитва святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии

О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою. что бо паче возможет предстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас, грешных и недостойных щедрот Его. Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Торжествует Церковь первородных, / и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся, / яже яко мудрости тезоименитая / тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи. / Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову, / с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: / Троицы поборницы, / Веро, Любве и Надеждо, / в вере, любви и надежде утверждайте нас.

Кондак мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Софии честныя священнейшия ветви/ Вера и Надежда и Любовь показавшеся,/ мудрость обуиша еллинскую благодатию,/ и пострадавше, и победоносицы явившеся,// венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.

Кондак мучениц

Софии честныя священнейшия ветви/ Вера и Надежда и Любовь показавшеся,/ мудрость обуиша еллинскую благодатию,/ и пострадавше, и победоносицы явившеся,// венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.

Величание мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Величаем вас, святыя мученицы, Веро, Надеждо, Любы и Софие, и чтим святыя страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

Акафист святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии можно прочитать здесь.

Иконы, картины с изображением мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. XVIII в.

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София изображены в левой части триптиха Виктора Васнецова «Радость праведных о Господе (Преддверие Рая)»

В. Тропинин. Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София. 1818

Мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. Памятник в Петербурге

Молитвы мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии

В ожидании Христа

Когда читаешь древние жития про зверские пытки детей взрослыми дядями-палачами в окружении интересующейся публики — как-то не сразу понимаешь, как со всем этим быть. Да было ли это? Да как такое можно вытерпеть? Но что мы вообще знаем о людях того времени?

В царствование императора Адриана (2 в.) жила в Риме знатная вдова по имени София. У нее было три дочери: Вера 12-лет, Надежда 10-лет и Любовь 9-ти лет.

Святая София принадлежала к тому первому поколению христиан, которые жили в напряженном ожидании скорого второго пришествия Христа.

И эта весть о пришествии для них была не «концом света» в том смысле, в котором мы его нередко понимаем. Это была весть о конце зла, победе добра над злом.

Второе пришествие предсказывалось в Евангелиях от Марка, Матфея, Луки, которые тогда еще не были записаны, но события которых устно пересказывались в христианских общинах, а также апостолами, особенно Павлом (1 Фес.1:2-10).

Как пишет библеист, архимандрит Ианнуарий Ивлеев, «Второе пришествие виделось как конец этого мира, но не полный конец, несущий разрушение всего творения, а его преображение, возрождение, как ожидание воскресшего и прославленного Господа.

И поэтому ожидание христиан было совсем не мрачное (что все сгорит и всех накажут, как появляется в апокалиптических настроениях сегодня). Это было ожидание-надежда.

Знак времени не позволял пустить корни в мир, зацепиться за земное. Раз Христос скоро придет, зачем мне собирать сундуки с добром?

Но, что очень важно для понимания мироощущения первохристиан, это было не просто ожидание – того, что придет когда-то; это было пребывание — «Царствие Божие внутри вас»». И Христос действительно приходит к тому, кто Его ищет

Попросту говоря, первые христиане старались — и некоторые умели — жить на земле по закону духа. И дела делать, и Богу молиться. В ожидании Небесного Царства, они, по мере возможного, старались исполнять его на земле: из посланий апостолов мы знаем, что многие добровольно отказывались от собственности, принося свое имущество общине.

Поэтому мать воспитывала девочек больше для вечной жизни, а не для земной, конечной.

О жизни дочерей святой Софии известно, что они читали апостольские послания, чтили память известных им мучеников за Христа. Очевидно, что постепенно для них Христос становился подлинной реальностью, благодатно (сверхчувственно, сверхестественно) утверждая Царство Небесное в сердце еще здесь, на земле.

Кондак мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии, глас 1

Софии честныя священнейшия ветви Вера и Надежда и Любовь показавшеся, мудрость обуиша еллинскую благодатию, и пострадавше, и победоносицы явившеся, венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.

Молитва святым великомученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софьи:

«О святыя и достохвальнии мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою; что бо паче возможет предстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте, нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас грешных и недостойных щедрот Его ради. Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Вторая молитва Вере, Надежде, Любви:

«Вас, святыя мученицы, Веро, Надеждо и Любы, славим, величаем и ублажаем, купно с мудрою материю Софиею, ейже покланяемся, яко образ богомудраго попечения являющей. Умоли, святая Веро, Творца видимых и невидимых, да веру крепку, неблазненну и нерушиму подаст нам. Ходатайствуй, святая Надеждо, пред Господом Иисусом за нас грешных, да упование на благая Своя не отженет от нас, и от всякия скорби и нужды да избавит ны. Исповеждь, святая Любы, Духу истины, Утешителю, напасти и печали наша, да Той свыше сладость небесную низпослет душам нашим. Помозите убо в бедах наших, святыя мученицы, и, купно с мудрою материю вашею Софиею, молите Господа Бога, да сохранит под покровом Своим Церковь Свою Святую. Такожде и о всех нас вашего теплаго предстательства пред Богом усердно молим, да купно с вами и со всеми святыми превознесем и препославим пресвятое и великое имя Отца и Сына и Святаго Духа Бога, предвечнаго Владыки и благих Содетеля, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Читайте также:  Акафист святым преподобным Зосиме, Савватию и Герману, Соловецким чудотворцам: текст, для чего читают

Третья молитва мученицам Вере, Надежде, Любви и матери их Софьи:

«О святыя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и мудрая мати Софие! К вам ныне со усердною молитвою притекаем. Умолите убо Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, раб Своих (имена), и сохранит, и Того славу, яко солнце незаходимое, зрети да сподобит. Споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас, грешных, и щедрот Своих да сподобит нас Христос Бог, Емуже славу возсылаем, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков.»

Мученики в правовом государстве

Публий Элий Траян Адриан, красивый и умный, по личному приказу которого казнены святые дети-мученики

Императору Адриану донесли, что София воспитывает детей в христианской вере. Император пожелал лично встретиться с ней.

Поскольку христианская вера в те времена была вне закона, жить было опасно. Христиан в любое время могли призвать к ответу. И если человек от своей веры не отрекался, его ждала не просто смерть, а смерть после лютых мучений, порой публичных, — римляне были большими сибаритами по части острых ощущений.

Адриан не был самым злостным гонителем христиан. Его почитали как справедливого правителя. При его предшественнике императоре Траяне, под большие праздники толпа могла потребовать схватить человека и, обвинив в последовании Христу, публично казнить без всякого суда и следствия.

Адриан запретил рассматривать анонимные доносы на христиан, учредил строгое судопроизводство всех подозреваемых, а на крики толпы велел не обращать внимания. Если после судебного разбирательства обвинения подтверждались, человека казнили, если же нет, подвергался наказанию сам обвинитель — за клевету.

Мать готовит детей на страдания

Новгородская икона (XVI век, ГТГ)

Как говорит текст жития святых мучениц, когда святая София с дочерьми услышали приказ императора, они поняли, для чего их зовут их к государю. Св. София старалась подготовить дочерей к предстоящему им страданию.

«Настал час вашего веселья, – говорила она дочерям, – и вы будете венчаться мученическим венцом со Христом. Не жалейте своей молодости и не скорбите о лишении жизни. Когда царь будет ласкать вас и обещать вам славу и богатство, не соблазняйтесь.

Слава этого мира проходит. Она непрочна и суетна. Христос – истинное благо, истинная красота, здравие и жизнь. Ради Него вы оставляете жизнь тленную, не бойтесь, Он дарует вам вечную в непреходящей радости и неизреченной славе Своей».

Император потребовал мучениц на суд. «Если послушаете меня и поклонитесь богам нашим, то будете мне вместо родных дочерей, я полюбил вас и не хочу вашей смерти», – говорил отроковицам царь. Но они отвечали: «У нас отец – Господь. Мы хотим Его любви и желаем называться Его детьми. Ему мы поклоняемся и за Него готовы умереть».

Адриан велел мучить Веру, но Господь хранил ее среди мучений, так что мучитель не знал, что делать с нею, и приказал умертвить мечом. Она простилась с матерью и сестрами и с радостью приняла смерть.

Тогда император обратился к Надежде, та сказала ему: «Разве я рождена не от той же матери? Разве я не сестра той, которую ты убил? И я готова умереть за Христа». Ее начали мучить, и она оставалась также невредимою среди мучений. Простившись с матерью и сестрою и сказав сестре: «И ты не отстань от нас, чтобы всем нам вместе предстать к Господу», – скончалась под мечом.

Адриан начал уговаривать самую младшую, девятилетнюю Любовь, но с удивительной для ребенка твердостью она отвергла его «доброту». Император приказал посадить ребенка в разженную печь. Но Любовь сама вошла туда с молитвою и осталась невредимою. И ее умертвили мечом.

Все три девочки, как повторяет житие, оставались «невредимыми» среди мучений, — значит, Господь сохранял Своей благодатью в ответ на их готовность терпеть страдания. Своими силами такие муки, по естеству, вынести невозможно.

По преданию, во время казней св. София не проявляла «эмоций», не произнесла ни слова. Как Богородица у креста Спасителя, когда «оружие проходило душу».

Св. Софию Адриан казнить не велел, оставил в живых, правильно понимая, что она уже претерпела самые страшные муки. Св. София погребла тело дочерей-мучениц и оставшись рядом, на могиле, молилась. На третий день Бог забрал ее к дочерям и Себе.

Мощи святых мучениц Софии, Веры, Надежды и Любви в 777 году были привезены во Францию и хранились в аббатстве Эшо под Страсбургом, в церкви святого Трифона. Во время Французской революции аббатство было разрушено, мощи утеряны. Позже сюда были принесены новые частицы мощей св. Софии — ковчежец с мощами на фото внизу

Со временем гонения на христиан стали ослабевать. Пришли тихие годы. И историки Христианства потом отмечали интересный факт:

Именно после тихих лет, наполненных благополучием, когда начиналась очередная волна гонений, отступников-христиан становилось больше:

за тихое время расслаблялась душа, разделялась на «земное и небесное», затягивали земные, житейские дела, хлопоты, которых становилось все больше, а единое на потребу – Тот, ради кого вся жизнь, отодвигалось за всем этим в сторону.

Тем удивительней подвиг св. Софии, хоть и ужасаешься всему этому строго по-человечески, — суметь не разделить свою жизнь и передать эту неразделенность, преданность Богу — детям.

Акафист мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии: текст, для чего читают

28 февраля, 1 апреля, 4 июня, 17 июня, 14 августа, 30 сентября, 1 октября, 29 декабря, 31 декабря.

Храм, где хранятся мощи Веры, Надежды, Любви и матери их Софии

Мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София издавна почитаются во Франции, в Эшо близ Страсбурга, куда частицы их святых мощей были перенесены более 1000 лет назад. 10 мая 777 года Святые мощи мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, полученные епископом Страсбургским Ремигием от папы Адриана I, были доставлены из Рима в Эшо, в храм святого Трофима, который был тогда центром католического аббатства.

С тех пор святая София стала покровительницей монастыря в Эшо, который в ее честь назывался аббатством Святой Софии.

В монастыре собирались свидетельства о чудесах, которые происходили у мощей святых мучениц. Они привлекали к себе много паломников, так что игумения Кунегунда решила устроить на старинном Римском пути, ведущем в разросшуюся вокруг аббатства деревню Эшо, «Гостиницу для паломников, со всех сторон приходящих».

Вплоть до Французской революции мощи святых Веры, Надежды, Любви и матери их Софии хранились в аббатстве.

Однако в 1792 году, спустя три года после революции, монастырские здания были проданы с аукциона, а святые мощи были растоптаны и сожжены революционерами.

В монастыре был устроен трактир с винным погребом. В 1822 году он был разрушен вместе с другими монастырскими помещениями.

После того, как в 1898 году во Франции было создано Движение по восстановлению памятников, остатки монастырской церкви святого Трофима были объявлены национальным достоянием, началось постепенное восстановление обители.

3 апреля 1938 года католический епископ Шарль Руш привез в Эшо из Рима две новых частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаг, изготовленный из песчаника в XIV веке, в котором до революции хранились мощи святой Софии и ее дочерей, а другую – в небольшой реликварий, помещенный в раку с другими святынями.

С 1938 года и по сей день в саркофаге содержится одна из двух частиц мощей святой Софии. Над саркофагом расположены скульптуры святого мученика Христофора, свв. Мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, а также епископа Ремигия, основателя аббатства.

К мощам не оскудевает поток паломников, в том числе и из России. Возле них регулярно совершаются православные богослужения.

Молитва и акафист Святым мученицам Вере, Надежде, Любви и матери их Софии

Святым мученицам Вере, Надежде, Любви и матери их Софии Православной Церковью был составлен акафист, а также написана краткая молитва.

Молитва святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии

О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою. что бо паче возможет предстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас, грешных и недостойных щедрот Его. Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Торжествует Церковь первородных, / и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся, / яже яко мудрости тезоименитая / тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи. / Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову, / с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: / Троицы поборницы, / Веро, Любве и Надеждо, / в вере, любви и надежде утверждайте нас.

Кондак мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Софии честныя священнейшия ветви/ Вера и Надежда и Любовь показавшеся,/ мудрость обуиша еллинскую благодатию,/ и пострадавше, и победоносицы явившеся,// венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.

Софии честныя священнейшия ветви/ Вера и Надежда и Любовь показавшеся,/ мудрость обуиша еллинскую благодатию,/ и пострадавше, и победоносицы явившеся,// венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.

Величание мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Величаем вас, святыя мученицы, Веро, Надеждо, Любы и Софие, и чтим святыя страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

Акафист святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии можно прочитать здесь.

Иконы, картины с изображением мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. XVIII в.

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София изображены в левой части триптиха Виктора Васнецова «Радость праведных о Господе (Преддверие Рая)»

В. Тропинин. Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София. 1818

Мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. Памятник в Петербурге

Канон святым мученицам Вере, Надежде, Любви и матери их Софии

Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь пострадали во II веке за исповедание Христа перед императором — язычником Андрианом. Эти девицы-мученицы были совсем юные (Вере было 12 лет, Надежде — 10, Любови — 9 лет). Они подвергались невероятным истязаниям и мукам, затем были обезглавлены. Все это совершалось на глазах их матери — Софии, воспитавшей дочерей в преданной вере и любви к Господу Исусу Христу. Похоронив останки своих дочерей, три дня святая София пребывала в непрестанной молитве у их могилы, затем она отошла ко Господу. Издревле на Руси с особым молитвенным благоговением почитаются эти святые мученицы. Будем и мы иметь молитвенное единение с ними, испрашивая их небесного заступничества и ходатайства за наши вечные и временные нужды. Память св. мученицам Вере, Надежде, Любви и матери их Софии 17 сентября (30 сентября по гражданскому стилю).

Читайте также:  Акафист иконе Божией Матери «Державная»: текст, для чего читают

Канон, глас 1-й

Тропарь, глас 1-й

А гницы словесныя Агнцу и Пастырю приведостеся мучением, ко Христу течение скончавше и веру соблюдше. Тем же днесь радостною душею совершаем досточюднии святую вашу память, Христа величающе. (Дважды).

Слава, и ныне. Богородичен. Г авриилу провещавшу Ти Дево, еже радуися. И со гласом воплощашеся всех Владыка, в Тебе святем киоте, яко же рече праведныи Давыд. Явися пространнейши небес, поносивши Зиждителя Своего. Слава всельшемуся в Тя, слава прошедшему из Тебе, слава свободившему нас рожеством Своим.

Песнь 1. Ирмос

Т воя победителная десница боголепно в крепости прославися. Та бо безсмертне всемогущи, противныя сотре, израильтяном путь глубины обновльши.

Запев: С вятии мученицы, молите Бога о нас (поклон) .

П ремирныя Ти Христе, и неизреченныя Премудрости сияние, даруй ми Владыко, ради благославныя и святыя Твоея мученицы, яко да воспою ея порождения.

Запев. И менование ти яве, житием богомудрая украсися. Весь бо проводила еси живот свой премудростным желанием, славная София мудрости благодать восиявши.

Запев. Т вой преблаженныи плод, пребожественыя Троицы числом, украшаемь страдалчески. За Ту Самую восия премудрая София, Премудрости божественей тезоименитая.

Слава. Т ело и душу добродетельми очистивше, девыя отроковицы, трие Тебе приведошася, мученически разумному Жениху Христу, Вера с Надеждею и Любы всеславная.

И ныне. Богородичен. В сего ми зрака прием, иже зраком Божиим древле сыи, всего обнови, в Твоем чреве вселився Пречистая боголепно. Тем же Богородицу верно Тя славим.

Катавасия: И збавите от бед рабы своя, святии мученицы, яко вси по Бозе к вам прибегаем, вы бо молите о нас Христа Бога нашего (поклон) . Г осподи помилуй (трижды с поклонами) .

Песнь 3. Ирмос

Е дин сведыи земных существо немощное, и милостивно в Не оболкся. Препояши мя свыше силою, воспевати Ти Святыи, церкви душевная неизреченныя славы Ти Человеколюбче.

Запев. Г ласа послушавше Христова, зовуща к безсмертному и нестрастну житию, последоваша венценосицы девы и мученицы вопити Тебе: свят еси церкви душевная неизреченныя Ти славы Человеколюбче.

Запев. К репость даровавыи Христос, ставшим на судищи мученически вам яко обещася. И богодухновенныя мудрости исполни, и светлы яви победоносныя мученицы, девьственою сияюща благодатию.

Запев. П ритуписте ум вражии девы величаваго, и того гордыню низложисте. Великомудрено подвигшеся, и прежде хвалящагося потребити море, течением кровьным удавили есте.

Слава. П ремудрости вышния Христовы богатно насытившеся избранныя, София и благоумныя дщери три, посрамиша мучащих шатание и ярость неудержимую, витующе божественая учения.

И ныне. Богородичен. С вятым Святаго Христа породила еси, святая чистое селение, на святых почивающаго. Ему же вопием: свят еси церкви душевная пречистыя Ти славы Человеколюбче. Катавасия.

Седален, глас 1-й. С офия, честныя священныя леторасли, Вера и Надежда, и Любы явльшеся, мудрость объюродиша еллинскую, благодатию. Страдавше, и победоносны явившеся, венцы нетленными от всех Владыки увязошася.

Слава, и ныне. Богородичен. М олитвы Своих раб приими Богородице, и избави нас от всякия беды яко родила еси Христа Спаса, избавителя душам нашим.

Песнь 4. Ирмос

Г ору Тя благодати Божия приосенену, прозорливыма Аввакум усмотрев очима. Ис Тебе изыдет Израилеви, провозглашаше Святаго на спасение наше и обновление.

Запев. У крепльшеся Божиею благодатию, добропобедныя Вера, Любы, Надежда, мучителская прещения мужески посрамиша, и огнем всесожигаеми премудрыя, и невестнику Христу приводими.

Запев. В озмогше крестным всеоружием, и верою оградившеся, Вера, Любы и Надежда, мучения крепко раны стерпеша святии. Даже до крове к греху противльшеся.

Запев. С илою и любовию Троицы укрепляеми, Вера, Любы и Надежда, Троицы честней девы равночислении. Страстем лютость разжжения претерпеша, божествении и богоприятнии.

Запев. П осрамиша отроковицы младыя льстиваго, крестом ограждьшеся. Высокую гордыню на землю низвергоша светло, безумне хвалящася, вселенную всю прияти.

Слава. С вещи тричисленыя премудрости сияюща, Вера, Любы и Надежда, троическими просвещеньми яве укрепляеми, светло Церкви просвещают, к спасению нашему и заступлению.

И ныне. Богородичен. С вятым святая Богородице препетая, чаяние языком, и спасение верным. Ис Тебе восия Избавитель, и Жизнодавец, и Господь на спасение нам поющим Тя. Катавасия.

Песнь 5. Ирмос

П росвещеи сиянием пришествия Твоего Христе, и освящь крестом си мирьския концы. Сердца просвети светом Твоего богоразумия правоверно хвалящих Тя.

Запев. Т ерпением разума раны подъимаху, премудрости божественыя глаголюще тайны. Держащаго посрамисте три девы богоносныя, верою и естеством связаеми.

Запев. Р адуется прабаба, видящи побеждаема лукаваго, из Едема древле изгнавшаго ю, женами богомудрыми, Надеждею, Верою и Любовию, Софиины научении.

Слава. Я довитаго мучителева ласкания избегше, и мученически волею козни претерпеша, честныя отроковицы Твоея Любы уязвльшеся Христе божественым рачением.

И ныне. Богородичен. В еселятся небесныя силы, видяще Тя, радуются с ними земленых соборища. Ибо прижитием совокупишася Твоим Дево Богородице. Тем Тя достойно славим. Катавасия.

Песнь 6. Ирмос

О быде нас последняя бездна, и несть избавляяи, вменихомся яко овча на заколение. Спаси люди Своя Боже наш. Ты бо крепость немощным и исправление.

Запев. Р адующеся в Твои Владыко пречистеи длани, возложиша надежды отроковицы. Троицы количеством и числом, почтены и похваляемы.

Запев. С ветящеся девьственою добротою, и венцы мученическими украсишася. И славою сугубою ныне достойно увязошася, от Христа Жизнодавца и всещедрителя.

Слава. П риведена бывша Владыко в Церковь Твою всех Царю, девьственая сокровища честная, общитися Царствию Твоему. Ты бо тем и свет еси и веселие.

И ныне. Богородичен. Р адуются о Тебе Дево препетая, рода нашего прадеди, Едема восприемше Тобою, его же преступлением погубиша. Ты бо Пречистая прежде рожества и по рожестве еси. Катавасия.

Слава, и ныне. Кондак, глас 1-й. А гницы словеснии, Агницу и Пастырю беседовати сподобистеся. Огневи лютому и мукам предани бысте, и явистеся ангелом равночестнии. Тем вси священную вашу память празднуем в веселии сердца девы богомудрыя.

Песнь 7. Ирмос

Т ебе мысленую Богородице пещь, разсмотряем вернии. Яко же бо отроки спасе три превозношаемыи отцем Бог благословен еси.

Запев. Т рисиянною единою благодатию озаряеми яве девы, бесовскую разрушиша тму. Света трисобствена богословяще и поюще: хвалимыи отцем Боже благословен еси.

Запев. Н а Небесех свещи имуще свещеносныя души, со ангелы весело ныне ликоствуете. Славы присносущныя наслаждающеся и поюще: восхваляемыи отцем Боже благословен еси.

Слава. Т ерпеливо яко отроцы противление показавше, огнь попраша мужески. Тех бо равночисленыи нрав стяжаша, тождемудрено богомудрыя, прехвалнаго поюще Бога и препрославленаго.

И ныне. Богородичен. Д аеши Чистая оставление согрешением поющим Тя верно, избавляющи от напастей и всякого обстояния. Тебе бо ныне стяжахом прибежище богоневестная, яко воспетаго отцем Бога рукама носившая. Катавасия.

Песнь 8. Ирмос

В пещи дети Израиля, яко же в горниле, добротою благоверия чистее злата блещахуся глаголюще: благословите вся дела Господа, пойте и превозносите Его во веки.

Запев. Т ри девы богосветлыя, Вера, Надежда и Любы добротою благоверия, чистейше злата блещахуся, глаголюще: благословите вся дела Господа, пойте и превозносите Его во веки.

Запев. С ияющия, и светящияся страданием яве бывшия девы, вернии воспоем глаголюще: благословите вся дела Господа, пойте и превозносите Его во веки.

Слава. И сцелении потоки обильно нескудне и богатно, раки страстотерпиц источают всегда, верою зовущим: благословите вся дела Господа, пойте и превозносите Его во веки.

И ныне. Богородичен. З емля святая бысть Чистая, живоносныи клас рождьшая, нрисносущаго живота ходатая Христа. Ему же вси зовем: благословите вся дела Господа, пойте и превозносите Его во веки. Катавасия.

Песнь 9. Ирмос

О браз чистаго рожества Твоего, распалаему купину яви неопалиму. И ныне на нас напастей свирепеющу, угасити молимся пещь, да Тя Богородице непрестанно величаем.

Запев с поклоном. С ветом трисиянным исполняеми, и сияния божественаго ныне насыщающеся, тезоименитыя добродетелем, и тождеименны Любве, Надежди и Веры, надеждею и любовию нас и верою утвердите.

Запев. Д а вышняя крепость ныне укротит одержащаго волнения еретическаго, о страстотерпицы непобедимии, и подаст верным соединение. Просите молим непрестанно добродевьствении.

Слава. Н ощь жития всемудрыя прешедше, день постигосте невечернии. Мученически веселящеся, и девьствено хвалящеся благодатию, и Божия Царьствия нетленнаго сподобляеми.

И ныне. Богородичен. О како Девая роди присносущное Слово и ипостасно, сияния Отча сличия, нашего благодателя и Господа, из Нея воплощьшася, Его же достойно величаем. Катавасия.

Отпуст: Г осподи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради пречистыя Твоея Матере, и святых мучениц Софии и чад ея Веры, Любве и Надежди, и всех ради святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. А минь. Г осподи помилуй (трижды) . Исходные поклоны.

Библиотека. Архив «Русской веры»

Библиотека нашего сайта — это уникальная коллекция материалов, жемчужиной которого является «Лицевой летописный свод Ивана Грозного». Кроме того, в библиотеке впервые размещён старообрядческий Архив Канцелярии архиепископа Московского и Всея Руси (РГАДА, фонд 1475).

Текст молитв святым великомученицам: Вере, Надежде, Любови и матери их Софии

В моменты радости и горестей люди идут с благодарственными речами и просьбами в храм к святым. Православные полагаются не только на себя, но и на милость Божию. Молитва Вере, Надежде, Любови и матери их Софии о любви и сострадании – мощный и действенный метод по спасению и сохранению своей семьи, которым пользуются люди, попавшие в беду. Святые великомученицы уже в начале зарождения христианства смогли показать свою истинную веру в промысел Божий.

История святой семьи

В начале II столетия в Риме проживала благочестивая семья, исповедующая заповеди Христа.

В эпоху глубокого язычества это жестоко каралось, поэтому православные христиане находились под запретом.

Имена для дочерей родители взяли согласно исповеданию – Вера, Надежда и Любовь.

Вскоре после рождения третьего ребенка муж умер. Софья посвятила себя воспитанию дочерей.

Император скоро узнал о православной семье, поэтому он призвал их к себе. София с детьми подтвердили веру и не дали согласия отречения от нее. Жестокий правитель подверг пыткам девочек, но и это не сломило несчастную мать.

Смерть девочки приняли смиренно и благодарно, что только больше разгневало тирана. Вдова погребла останки детей и осталась рядом. После двух дней душевных мук Господь подарил ей освобождение – тихую смерть.

О чем молят святых великомучениц

Православное христианство внесло вдову с детьми в список великомучеников веры, почитание которых проходит 30 сентября. Праздник сопровождается литургией и прочтением тропаря в честь святых великомучениц. Наступление дня сопровождается посещением храмов православными христианами, где зажигают свечи рядом с иконой. Это прекрасная возможность попросить защиты и помощи в делах.

Великомученицы жили в соответствии с христианскими заповедями, где добродетель и семейные ценности ставятся во главе всего. Этот день рекомендуется провести с родными, окружив вниманием и заботой. Праздник считался лучшим временем для сватовства, но венчаться не стоит.

К великомученицам идут поклониться при болезнях опорно-двигательного аппарата, для защиты детей, благословения на новую работу, улучшить отношения с возлюбленным. Молитва «Вера, Надежда, Любовь и святая София достохвальная» дает с честью и достоинством перенести невзгоды и прочие неприятности.

Читайте также:  Великий Акафист — Похвала Пресвятой Богородице (Суббота акафиста): текст, для чего читают

Молитва святым Вере, Надежде, Любови и матери их Софии

Икона с ликами, подвергшимся гонению, обладает большой силой, поэтому поклониться и попросить о помощи к ней идут женщины.

Текст молитвы – это правильный набор слов, при произношении которого запускается программа исцеления. Поэтому служители церкви настоятельно рекомендуют выдерживать святой язык, содержащийся в писании. Молиться святым можно не только в храме, но и дома, и в дороге, и в любом месте, где требуется помощь.

О любви

Отношения между женщиной и мужчиной не всегда протекают гладко, но в помощь человеку даны молитвы. Встретить свою половинку можно в начале пути или прождать всю жизнь. Одиночество переносится тяжело, поэтому девушки идут к божественному лику, чтобы заручиться в помощи и поддержке.

Икона святой семьи творит настоящие чудеса, которые доказаны временем и множеством примеров.

Чтобы между влюбленными было взаимопонимание, можно прибегнуть к такому писанию:

«О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие! К вам ныне со усердною молитвою притекаем. Что бо паче возможет предстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия добродетели пребывающия, во их же образ нареченныя, самою вещию оныя явисте? Умолите убо Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, и сохранит, и Того славу, яко солнце незаходимое, зрети да сподобит. Споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас грешных, и щедрот Своих да сподобит нас Христос Бог, Ему же славу возсылаем, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

О замужестве

Молодым девушкам и одиноким женщинам можно воспользоваться молитвой святой вдове с детьми. Это поможет создать крепкую и любящую семью. Разногласия и постоянное недопонимание способно разрушить искреннюю любовь. Небольшая трещина увеличивается, создавая огромную яму. Выбраться из внутренних сомнений и страхов самостоятельно сложно – здесь нужны усилия двоих и помощь свыше.

Семья строится не только на любви и страсти – это тяжелый труд. Часто женщины взваливают на себя все домашние тяготы, оставляя партнера наедине со своими мыслями. Мужчина должен заниматься не только финансами, но и участвовать в воспитании детей. Бытовые трудности только укрепляют отношения, поэтому нельзя пренебрегать такими моментами.

Текст звучит так:

«Вас, святыя мученицы, Веро, Надеждо и Любы, славим, величаем и ублажаем, купно с мудрою материю Софиею, ей же покланяемся, яко образ богомудраго попечения являющей. Умоли, святая Веро, Творца видимых и невидимых, да веру крепку, неблазненну и нерушиму подаст нам. Ходатайствуй, святая Надеждо, пред Господом Иисусом за нас грешных, да упование на благая Своя не отженет от нас, и от всякия скорби и нужды да избавит ны. Исповеждь, святая Любы, Духу истины, Утешителю, напасти и печали наша, да Той свыше сладость небесную низпослет душам нашим. Помозите убо в бедах наших, святыя мученицы, и, купно с мудрою материю вашею Софиею, молите Господа Бога, да сохранит под покровом Своим Церковь Свою Святую. Тако жде и о всех нас вашего теплаго предстательства пред Богом усердно молим, да купно с вами и со всеми святыми превознесем и препославим пресвятое и великое имя Отца и Сына и Святаго Духа Бога, предвечнаго Владыки и благих Содетеля, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

В день ангела

Младенцу при рождении дается имя, с которым он проходит всю жизнь. Чаще всего родители выбирают из списка святых, почитаемых в этот день. Поэтому у каждого человека есть ангел, защищающий и ведущий по жизненному пути. Надо только обращать внимание на подсказки своего защитника и следовать пути, начертанному свыше.

В этот день стоит прочесть святые слова, которые помогут найти правильное решение:

«Торжествует Церковь первородных, и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся, яже яко мудрости тезоименитая тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи. Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову, с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: Троицы поборницы, Веро, Любве и Надеждо, в вере, любви и надежде утверждайте нас.»

Об укреплении веры

Русский человек полагается не только на себя, но и верит в высшую помощь. Вера для каждого значит очень много – это возможность преодолеть все жизненные тяготы.

Одиночество и отсутствие поддержки способно сломить самого сильного и уверенного в себе человека. Прихожане православной церкви знают о том, что Господь никогда не оставляет без помощи.

В трудные моменты и в периоды счастья люди обращаются с благодарственными речами:

«О святыя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и мудрая мати Софие! К вам ныне со усердною молитвою притекаем. Умолите убо Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, раб Своих (имена), и сохранит, и Того славу, яко солнце незаходимое, зрети да сподобит. Споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас, грешных, и щедрот Своих да сподобит нас Христос Бог, Ему же славу возсылаем, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков.»

О чем еще молятся Вере, Надежде, Любови

Помощи от Господа заслуживает каждый человек, что особенно помогает в трудные моменты. В храм идут не только в горести и печали. Многие люди стремятся поделиться радостью и любовью с Господом нашим. Святых просят о защите своей семьи и родных, о спокойном и радостном детстве малышей, о здоровье и о женской силе.

Святая Софья с маленькими детьми не испугались угроз римского императора и его палачей. Сохранить жизнь они могли при полном отказе в христианском вероисповедании. Нужно было последовать языческой вере, но этот вариант не был принят девочками и их матерью.

Видеть мучения и страдания детей – одно из самых тяжелых испытаний для родителей. Каждая мать готова пожертвовать своим благополучием за счастье и здоровье своих чад. Софья не смогла отказаться от христианства, где земные радости стоят после духовного роста. Великомученицы никогда не отказывают в помощи, поэтому православные делятся секретами и надеждами, происходящим в жизни.

Есть мощная по силе молитва для родителей, помогающая детям. Просить Софью с детьми о защите лучше в церкви, преклоняясь пред ликом божественным. Если нет такой возможности, разрешается прочесть священное писание над дитем или его фотографией. Читать слова молитвы нужно не менее 3-х раз в течение 40 дней.

Святая вдова и ее дочери перед смертью перенесли сильные душевные и телесные муки, поэтому всегда отзываются на призыв о помощи всем страждущим. Бывают моменты в жизни, когда боль и несчастье проникает во все клеточки. Справиться с этим может помочь только чудо, которое вершит Господь над истинно верующими.

Обращаться к святым можно раз в неделю, но лучше это делать каждый день. Тогда невзгоды пройдут мимо, а милость Божия пойдет рядом. Произносить священные писания не обязательно перед ликом великомучениц или в храме – разрешается делать в любом месте, где есть возможность. Господь всегда слышит и приходит на помощь, поддержать в трудах праведных.

Вера, Надежда, Любовь и мать их София 2020: вселенские бабьи именины

На Руси этот праздник иначе называли еще вселенскими бабьими именинами. Бабьими потому, что день ангела одновременно справляют женщины сразу четырех имён. Вселенскими – потому что эти имена были очень популярны на Руси, чуть ли не каждая вторая была названа в честь одной их этих святых, поэтому когда справлялись именины, «гудели» всей деревней.

Хотя праздник был установлен церковью, конечно же, по совсем другой причине. Вера, Надежда, Любовь и мать их София почитаются как мученицы, их жизнь закончилась трагически. И произошло это во втором веке в Римской империи.

История праздника Веры, Надежды, Любови и матери их Софии 2020

София, чье имя в переводе с греческого означает «мудрость», была благочестивой христианкой. И своих дочерей она назвала в честь главных христианских добродетелей: Веры, Надежды, Любови.

В то время в Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны властей, и о юных христианках стало известно императору Адриану (тому самому, который велел возвести Вал Адриана длиной 117 километров, и который обожествил своего юного любовника, утонувшего в реке).

Император потребовал, чтобы Вера, Надежда и Любовь отреклись от Христа и принесли жертву языческим богам. Но девушки проявили стойкость несмотря на свой юный возраст.

Их подвергли страшным пыткам, а после казнили на глазах у матери.

Самой старшей из них, Вере, было на тот момент всего 12 лет. Надежде только 10 лет, а младшей, Любови, девять. София похоронила дочерей у Аппиевой дороги и умерла на их могиле три дня спустя.

Праздник Веры, Надежды, Любови и матери их Софии 2019: традиции и обычаи

Это может показаться странным, но на Руси со вселенскими бабьими именинами поздравляли всех женщин без исключения, не только тех, кто носил имена Веры, Надежды, Любови и Софии. Можно сказать, это был этакий средневековый Международный женский день.

Гулянья по случаю этого праздника длились три дня.

Сами женщины в это время жаловались на свою тяжелую бабью долю, изливали душу подругам, а потом. вновь принимались за свои домашние обязанности и готовили праздничные угощения (а куда деваться?).

В православной церкви по случаю этого праздника поста нет. В храмах читается:

  • Тропарь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
  • Кондак мучениц
  • Молитва и акафист Святым мученицам Вере, Надежде, Любви и матери их Софии
  • Величание мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Кстати, необычный случай, связанный с этим праздником, произошел в Твери. В начале 90-х Ирина Лутай ждала мальчиков – но на свет неожиданно для всех появились дочки (см. фото выше). Когда Ирина немного пришла в себя, то поняла, что это – судьба, ведь родились сразу три девочки, и родились они 27 сентября, накануне дня почитания святых Веры, Надежды и Любови.

Так девочек и назвали. А через год, как раз в праздник 30 сентября, окрестили с этими именами.

Батюшка был в сильнейшем изумлении – ведь надо же так, три девчушки и родились рядом с такой датой.

Праздник Веры, Надежды, Любови и матери их Софии 2020: где почитаются святые

С почитанием этих святых связан храм святого Трофима в Эшо, недалеко от Страсбурга во Франции. Сюда в 777 году из Рима были перенесены мощи мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Монастырь в Эшо с тех пор стал называться аббатством святой Софии. А сама деревня Эшо возле аббатства стала разросшейся “гостиницей” для паломников, которые в великом множестве приходили в эти места в средневековье.

В 1792 году, после Французской революции, монастырь был закрыт, здания распроданы с аукциона, а святые мощи уничтожены революционерами. Однако в конце XIX века началось восстановление храма, а в 1938 году из Рима в Эшо были привезены две новые частицы мощей святой Софии. С тех пор в Эшо ежегодно день святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии отмечается с большим размахом.

Ссылка на основную публикацию