Акафист иконе Божией Матери «Троеручица»: текст, для чего читают

Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Троеручица»

Кондак 1

Взбранной Воеводе, Богообрадованной Приснодеве Богородице, посетившей Гору Афонскую явлением чудотворныя иконы Своея и многия милости ею дарующей роду христианскому, похвальное возглашаем ныне пение; Ты же, о Богомати, яко имущая державу непобедимую и Матернее о нас попечение, предвари на помощь к нам и от всяких бед избави зовущих Ти:

Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.

Икос 1

Ангел земный и человек небесный преподобный Иоанн Дамаскин от любве теплыя к Тебе, Богомати Владычице, икону Твою святую соорудити потщася и сию в келлии своей благоговейно поставив, пред нею сице Тебе в молитвах усердных глаголаше:

Радуйся, Радость вечную, Спасителя миру рождшая; радуйся, всегубительнаго ада силу Рождеством Твоим поправшая.

Радуйся, пророческих глаголов исполнение принесшая; радуйся Адама и Евы преступление загладившая.

Радуйся, Единаго от Троицы на руку Твоею нетрудно носившая; радуйся, Огнь Божества неопально во чреве Твоем вместившая.

Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.

Кондак 2

Видя преподобный Иоанн Дамаскин десницу свою, много писавшую в защиту чести и поклонения святых икон, по навету царя иконоборца немилостиво отсеченную, испроси ю от невернаго мучителя и, приложив к усеченному ея составу, пред честною иконою Твоею, Пречистая Дево, слезно моляшеся Ти, о еже исцелитися ей. Ты же, Всеблагая и Всемощная рода нашего Заступнице, молитву его скоро услышала еси и, во сне представши ему, исцеление усеченной руце его даровала еси, да благодарственно поет Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум человеческий не может постигнути силу исцелений благодатных, иконою Твоею, о Богомати, чудесно являемых, не может изъяснити и чудо велие, како отсеченная десница преподобнаго во едину нощь цела и здрава обретеся, на нейже токмо червленный знак бывшия язвы оставлен бысть Врачебницею Благою, слышащею от нас сия похвалы:

Радуйся, скоро являющаяся утешительнице скорбящих душ; радуйся, радостотворная посетительнице болезнующих сердец.

Радуйся, безнадежных страдальцев надеждою исцеления ободряющая; радуйся, врачми оставленных болезнующих на Свои руце приемлющая.

Радуйся, усеченную десницу Божия избранника целу и здраву вышеестественно соделавшая; радуйся, яко ничтоже невозможно Тебе, Милосердая Предстательнице, нам всегда заступление показующая.

Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.

Кондак 3

Силу десницы Всевышняго в исцелении усеченный десницы своея познав богоглаголивый Иоанн, песньми красными воспе Тя, Владычице Всеблагая, и подобие усеченныя руки своея приложи к целебному Твоему образу ради памяти всегдашния о великом чудеси. Тем ныне видима есть и именуется сия святая икона Твоя Троеручица, тремя руками, на ней написанными, проявляющая таинство Святыя Троицы, чудесы же, от нея бывающими, всех приводящая хвалебно взывати ко Господу: Аллилуиа.

Икос 3

Имеяй велию ревность по Бозе, духоносный песнописец Святыя Церкве и Божественный славитель ея, сладкий преподобный Иоанн, хвалебными пеньми до конца жизни своея прославляше Твою к нему дивную милость, Богородительнице, в память же бывшаго чудесе плат, имже усеченная рука его обязана бе, на главе своей ношаше, икону же Твою многоцелебную, яко наследие богатое, святей Лавре преподобнаго Саввы Освященнаго по себе остави, да вси вернии зовут к изображенней на ней Целительнице душ и телес сице:

Радуйся, врагов святыя православныя веры крепкая поборнице; радуйся, проповедников Евангельскаго учения покровительнице.

Радуйся, благочестивых христиан защито и похвало; радуйся, боголюбивых иноков утешение.

Радуйся, ведущим брань противу мира, плоти и диавола добрая споспешнице; радуйся, ревнующим о целомудрии и чистоте изрядная пособнице.

Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.

Кондак 4

Буря недоумения смущает ми ум, како возмогу недостойными усты воспети славу Твою, Пречистая Дево, юже во иконе Твоей святей явила еси, даровавши ю нам в помощь и защиту от враг видимых и невидимых. Темже, величая неисчетныя милости Твоя к роду христианскому, исповедую чудеса Твоя и смиренномудренно пою Вседержителю: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше иноцы святыя Лавры Саввы Освященнаго о великих добродетелех пришедшаго в Лавру на поклонение первосвятителя сербскаго Саввы, по внушению Твоему, Богомати, дароваша ему на благословение святую икону Твою Троеручицу, юже он со благоговением, яко дар многоценен, в страну Сербскую принесе, поучая паству свою звати Тебе:

Радуйся, от востока и до запада силу всемогущества Христова иконою Твоею возвещающая; радуйся, болезни душевныя и телесныя иконою Твоею скоро врачующая.

Радуйся, Сербстей стране икону Твою в залог благоволения даровавшая; радуйся, чудесы Твоими Православие в ней крепко утвердившая.

Радуйся, Симеона Мироточиваго область благодатно посетившая; радуйся, Саввы первопрестольнаго паству Матерним покровом Твоим приосенившая.

Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.

Кондак 5

Боготечней звезде подобна явися икона Твоя, Богородительнице, по воли Твоей святей на осля поставленная и отпущенная из Сербии: осляти, никимже водиму, принесеся им на Гору Афонскую ко вратом обители Хиландарския, юже яко дар небесный восприимше иноцы, поставиша в алтаре соборныя церкве обители, зовуще во умилении глубоцем благих Подателю Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше иноцы хиландарстии Твое к ним благоволение, Преблагословенная Дево, в чудеснем пришествии к ним святыя иконы Твоея Троеручицы явленное, с радостию и любовию ей поклоняхуся, целующе и песненно возглашающе Ти благохваления сицевая:

Радуйся, путеводительнице подвижников благочестия к горнему Сиону; радуйся, пустыннолюбивых иноков приводящая к небесному Иерусалиму.

Радуйся, безсловесное осля воли Твоей святей чудесно покорившая; радуйся, на осляти икону Твою благодатную от Сербии на Афон дивно принесшая.

Радуйся, пустыню Афона благоуханием святыни исполнившая; радуйся, Хиландарскую обитель благоволением Твоим облагодатствовавшая.

Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.

Кондак 6

Проповедует обитель Хиландарская на Афоне богатство милостей и щедрот Твоих, Богородице Дево, и светло красуется, имущи святую икону Твою Троеручицу во игумена себе, ибо таковая бысть воля Твоя, еже пребывати иконе Твоей тамо на игуменстем месте во храме Божием и в душах братии, от Тебе Единыя благословение на всякое послушание приемлющей и хвалебно зовущей тако благоволившему о них Творцу: Аллилуиа.

Икос 6

Возвестила еси волю Твою, Богомати, иноком хиландарским, разногласием во избрании игумена смущенным, чудесно поставивши святую икону Твою на игуменстем месте во храме Божием и открывши единому от них в видении, яко Сама Ты хощеши пребывати настоятельствующею в обители их иконою Твоею честною, и да прочее не избирают себе игумена. Они же во умилении душ и сердец, обрадованнии возопиша к Тебе:

Радуйся, иноков благоподвизаюшихся известная и всемощная Покровительнице; радуйся, к Сыну Твоему и Богу теплая о них Предстательнице.

Радуйся, жезл игуменский в Хиландарстей обители невидимо приемшая; радуйся, обитель сию доселе целу и благоустроену сохраняющая.

Радуйся, страхом и благоговением сердца братии, благословение от иконы Твоея приемлющих, исполняющая; радуйся, неблагоговейныя и дерзостныя грозно наказующая.

Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.

Кондак 7

Хотя соделати не токмо Афон, но и вся иныя страны православныя причастны благодати великих чудес, иконою Твоею Троеручною изливаемых и бываемых, Пречистая Владычице, сию во всех градех, весех, церквах и обителех иноческих распространила и дивными чудесы прославила еси. Темже вся верная чада святую икону Твою Троеручицу любовию чествуют и на ней вкупе с Тобою изображенному Христу усердно зовут: Аллилуиа.

Икос 7

Дивно являеши, Преблагословенная Дево, милости верным людем и святою иконою Твоею Троеручицею преславныя чудеса содеваеши силою Благодати Христовы: слепыя просвещаеши, разслабленныя укрепляеши, недужныя врачуеши и всем прибегающим к целебному Твоему образу скорую помощь Твою присно являеши, подвизающи звати к Тебе:

Радуйся, Святую Гору Афонскую в жребий Себе избравшая; радуйся, и вся страны православныя покровом милости Твоея осенившая.

Радуйся, Хиландарския обители настоятельнице неизменная; радуйся, многих мест и пустынь сокровище исцелений неоскудное.

Радуйся, на Афоне, в России, Сербии и иных странах иконою Твоею преславно чудодействующая; радуйся, любящия и чтущия Тя от всяких бед избавляющая.

Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.

Кондак 8

Странно есть видети иноки хиландарския, к иконе Твоей, яко к игумену приходящия и от Нея благословение на послушания своя приемлющия. Но, о Всеблагая, якоже приемлеши их милостивно и благословляеши, тако и нас, недостойных, не лиши Матерняго Твоего милосердия и попечения, приими благоутробно молитвы наша пред святою иконою Твоею возносимыя, осени нас благословением Твоим благодатным, избави от всяких бед и скорбей и научи богоугодно пети Триединому Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Весь мир преисполнен, яко звездами богосветлыми, чудотворными иконами Твоими, Богородице Дево, в нихже, яко денница лучезарная, икона Твоя Троеручица предивными чудесы благодатно сияет и согревает хладныя сердца наша знаменьми Твоего к нам милостиваго призрения. Сего ради чествуем пречистаго лика Твоего святое изображение и Тебе пред ним вопием:

Радуйся, Богообрадованная и Пренепорочная Приснодево; радуйся, Едина Чистая и Благословенная в женах.

Радуйся, нетленная и неискусобрачная Агнца и Пастыря Мати; радуйся, прекрасная и светоносная палато святых святейшаго Слова.

Радуйся, крине белоснежный и благовонный девства и чистоты; радуйся, Царице и Владычице Небесе и земли.

Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.

Кондак 9

Всяк возраст верных благопользуется Твоим Матерним попечением, Всеблагая Владычице: младенцы милосердно окормляеши, отроки невидимо руководствуеши, мужи во благочестии утверждаеши, старцы в немощех укрепляеши, всем же вся благая и душеполезная даруеши всесильным ходатайством Твоим у Престола Пресвятыя Троицы, Ейже благодарно поем: Аллилуиа.

Икос 9

Витии человечестии не могут достойно восхвалити Тя, Богородице, честнейшую Херувим и славнейшую Серафим, рождшую Единаго от Троицы Христа Жизнодавца. Мы же, любовию к Тебе воодушевленнии, смиренномудренно дерзаем приносити Тебе песни таковыя:

Радуйся, державная заступнице рода христианскаго; радуйся, благосердая Мати всех скорбящих и обремененных.

Радуйся, кротким сиянием Твоим мрак грехов и страстей наших разгоняющая; радуйся, на стези покаяния нас премудро наставляющая.

Радуйся, в грозный час смерти всем нам крепкая защитнице; радуйся, добраго ответа нам пред Судиею Праведным усердная ходатаице.

Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.

Кондак 10

Спасения залог даровася нам святая и всечестная икона Твоя, Богородительнице Дево, ибо, якоже древле прорекла еси божественному евангелисту Луце, с нею и доныне сила Твоя благодатно пребывает, чудесы преславными веру в нас утверждает, недужныя безмездно врачует и на путь спасения души наша приводит, да зовем прославльшему имя Твое во вселенней Царю Небесе и земли: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси девам и ликом иноческим, Богоневестная Дево, всем усердно к Тебе прибегающим, икону же Твою святую благоговейно чествующим, ибо сию дарова нам благих податель Господь в помощь и врачевство недугом душевным и телесным и сим внушает пети Тебе:

Радуйся, добрая младопитательнице дев и безматерних сирот; радуйся, иноков и инокинь благоскорбящих предводительнице к наградам небесным.

Радуйся, в узах и темнице седящих посещающая утешением благодатным; радуйся, благословение домов и супружеств благочестивых.

Радуйся, юных наставнице целомудрия и воздержания; радуйся, старцев приводящая к благому житию и мирней кончине.

Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.

Кондак 11

Пение молебное наше, Тебе пред пречистым образом Твоим с верою и любовию возносимое, милостивно услыши, Госпоже Всемилостивая, и сохрани нас от тлетворных учений, неверия и суеверия, имиже наветуется в нас святоотеческая православная вера, избави нас от лукавых совращений, сохрани нас и Отечество наше от всяких крамол и от всяких нестроений и злых развращений, врагами веры и Отечества нашего воздвизаемых, и сподоби в любви и единомыслии со всеми верными чадами Святыя Христовы Церкве богоприятно пети Создателю нашему: Аллилуиа.

Икос 11

Светоприемлемая свеща икона Твоя святая, Богородице Дево, мир весь сиянием чудес просвещает, сердца же наша любовию воспламеняет к Тебе, Пречистей и Преблагословенней Матери Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа, даровавшаго нам Тебе в покров и защиту противу полчищ сатанинских, иже боятся и трепещут самаго имене Твоего, ведающе силу Твою, юже величаем и Тебе зовем:

Радуйся, враги наша видимыя и невидимыя премудро запинающая; радуйся, хулителей святыя православныя веры невидимо карающая.

Радуйся, духов злобы от нас державно отгоняющая; радуйся, преовладети им над нами не попускающая.

Радуйся, любовию к Богу и ближним нас воодушевляющая; радуйся, вся благая прошения наша скоро исполняющая.

Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.

Кондак 12

Благодать свыше даровася святей иконе Твоей Троеручице, Владычице Преблагая: скорбящия утешати, болящия исцеляти, слепыя просвещати, разслабленныя укрепляти, верныя во благочестии утверждати, неверныя к познанию истины приводити, знаменьми и чудесы от нея бываемыми, яже воистину превосходят разумение человеческое и токмо верою постигаются, приводяще верныя души к немолчному славословию Творца богокрасною песнию: Аллилуиа.

Икос 12

Поем чудеса Твоя, благодатная Богородительнице, не таим щедрот Твоих, исповедуем благодеяния Твоя, прославляем неисчетную милость Твою к роду христианскому, юже ведят вси концы земли, ибо от востока до запада хвально имя Твое святое, благословляемое от всех родов и в молитвах призываемое во всех странах. Тебе убо, сице прославленней и превознесенней Сыном Твоим и Богом, и мы хвалебно вопием:

Радуйся, тихое пристанище плавающих в пучине житейскаго моря; радуйся, треволнение страстей умиротворяющая Своим сердобольным участием.

Радуйся, во уныние и отчаяние впадших подъемлющая надеждою спасения; радуйся, сомнениями в вере колеблющихся вразумляющая знаменьми и чудесы.

Радуйся, в обителех иноческих подвизающимся богоугодно подательнице блаженнаго упокоения; радуйся, и в мире благочестно живущия не лишающая Твоего заступления.

Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.

Кондак 13

О Всепетая Мати Сладчайшаго Искупителя нашего Господа Иисуса Христа! Вонми гласу молебному, Тебе пред святою иконою Твоею нами смиренно возносимому, и Матернею молитвою Твоею к рождшемуся от Тебе святых святейшему Слову от всякия избави напасти и вечныя муки всех имя Твое молитвенно призывающих и о Тебе благодарно зовущих Богу: Аллилуиа

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й «Ангел земный…» и кондак 1-й «Взбранной Воеводе…».

Молитва 1-я

О Пресвятая и Преблагословенная Дево Богородице Марие! Припадаем и покланяемся Ти пред святою Троеручною иконою Твоею, воспоминающе преславное чудо Твое исцелением усеченныя десницы преподобнаго Иоанна Дамаскина, от иконы сея явленное, егоже знамение доныне видимо есть на ней, во образе третия руки, к изображению Твоему приложенныя. Молимся Ти и просим Тя, Всеблагую и Всещедрую рода нашего Заступницу: услыши нас, молящих Ти ся, и якоже блаженнаго Иоанна, в скорби и болезни к Тебе возопившаго, услышала еси, так и нас не презри, скорбящих и болезнующих ранами страстей многоразличных и к Тебе от души сокрушенныя и смиренныя усердно прибегающих. Ты зриши, Госпоже Всемилостивая, немощи наша, озлобление наше, нужду, потребу нашу в Твоей помощи и заступлении, яко отвсюду враги окружени есмы, и несть помогающего, ниже заступающего, аще не Ты умилосердишися о нас, Владычице. Ей, молим Ти ся, вонми гласу болезненному нашему и помози нам святоотеческую Православную веру до конца дней наших непорочно сохранити, во всех заповедех Господних неуклонно ходити, покаяние истинное о гресех наших всегда Богу приносити и сподобитися мирныя христианския кончины и добраго ответа на Страшнем Суде Сына Твоего и Бога нашего, Егоже умоли за нас Матернею молитвою Твоею, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да помилует нас по велицей и неизреченней милости Своей. О Всеблагая! Услыши нас и не лиши нас помощи Твоея державныя, да, Тобою спасение получивше, воспоем и прославим Тя на земли живых и рождшагося от Тебе Искупителя нашего, Господа Иисуса Христа, Емуже подобает слава и держава, честь и поклонение, купно со Отцем и Святым Духом, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Читайте также:  Акафист преподобной Марии Египетской: текст, для чего читают

Молитва 2-я

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, велие чудо святому Иоанну Дамаскину явившая, яко веру истинную и надежду несумненную показавшему! Услыши нас, грешных, пред чудотворною Твоею иконою усердно молящихся и просящих Твоея помощи: не отрини моления сего многих ради прегрешений наших, но, яко Мати милосердия и щедрот, избави нас от болезней, скорбей и печалей, прости содеянныя нами грехи, исполни радости и веселия всех, чтущих святую икону Твою, да радостно воспоем и любовию прославим имя Твое, яко Ты еси от всех родов избранная и благословенная во веки веков. Аминь.

Молитва перед иконой Божией Матери «Троеручица»

Великая святыня — Лик Богородицы Троеручица. Особенность реликвии состоит в том, что в ее нижней части находится рука, которая выглядит как третья кисть Царицы Небесной, но в то же время она есть отдельный элемент образа.

Помощь с Небес

  • способна исцелить травмированные конечности после трав и увечий;
  • излечивает ожоги кожи;

Первая чудотворная копия легендарного Богородичного Лика попала на русскую землю в XVI веке. С нее было сделано несколько списков, которые по сей день покоятся на стенах православных российских храмов.

Многие церкви свидетельствуют о чудесных исцелениях прихожан, обращающихся к Царице Небесной с последней надеждой. Примечательно, что большинство исцеленных имели травмы, схожие с увечьем великого светоча Иоанна Дамаскина.

Другие чудотворные иконы:

Текст молитвы

Молитва перед иконой Божьей Матери Троеручица возносится миллионами православных христиан по всему миру. Празднование в честь чудотворного Лика совершается ежегодно 11 и 25 июля.

Пресвятая и Преблагословенная Дево Богородице Марие! Припадаем и поклоняемся Ти пред святою иконою Твоею, воспоминая преславное чудо Твое исцелением усеченныя десницы преподобнаго Иоанна Дамаскина от иконы сея явленное, егоже знамение доныне видимо есть на ней во образе третия руки, к изображению Твоему приложенныя.

Молимся Ти и просим Тя, Всеблагую и Всещедрую рода нашего Заступницу: услыши нас, молящих Ти ся, и, якоже блаженнаго Иоанна, в скорби и болезни к Тебе возопившаго, услышала еси, так и нас не призри, скорбящих и болезнующих ранами страстей многоразличных и к Тебе от души сокрушенныя и смиренныя усердно прибегающих.

Ты зриши, Госпоже Всемилостивая, немощи наша, озлобление наше, нужду, потребу нашу в Твоей помощи и заступлении, яко отвсюду врагами окружени есмы и несть помогающаго, ниже заступающаго, аще не Ты умилосердишися о нас, Владычице.

Ей, молим Ти ся, вонми гласу болезненному нашему и помози нам святоотеческую пра-вославную веру до конца дней наших непорочно сохранити, во всех заповедех Господних неуклонно ходити, покаяние истинное о гресех наших всегда Богу приносити и сподобитися мирныя христианския кончины и добраго ответа на Страшнем Суде Сына Твоего и Бога нашего, Егоже умоли за нас Матернею молитвою Твоею, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да помилует нас по велицей и неизреченной милости Своей.

О Всеблагая! Услыши нас и не лиши нас помощи Твоея державныя, да, Тобою спасение получивше, воспоем и прославим Тя на земли живых и рождшагося от Тебе Искупителя нашего Господа Иисуса Христа, Емуже подобает слава и держава, честь и поклонение, купно со Отцем и Святым Духом всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь

О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, велие чудо святому Иоанну Дамаскину явившая, яко веру истинную — надежду несумненную показавшему! Услыши нас, грешных, пред чудотворною Твоею иконою усердно молящихся и просящих Твоея помощи: не отрини моления сего многих ради прегрешений наших, но, яко Мати милосердия и щедрот, избави нас от болезней, скорбей и печалей, прости содеянныя нами грехи, исполни радости и веселия всех, чтущих святую икону Твою, да радостно воспоем и любовию прославим имя Твое, яко Ты еси от всех родов избранная и благословенная во веки веков. Аминь.

(читают, стоя у изголовья больного утром и вечером, держа в руках икону «Троеручица»)

О, Пресвятая и Преблагая Дева Богородица Мария! Припадаем и поклоняемся тебе пред святою иконой Твоею, помня прославленное чудо Твое, исцелением усеченных десницы преподобного Иоанна Дамаскина, от иконы сей явленное. Его же знамение доныне видимо есть на ней во образе третьей руки, к изоб­ражению Твоему приложена. Помоги, Троеручица, в исцелении причудной Твоею рукой рабы Божьей (имя). И услыши нас, и не лиши нас помощи Твоей Державной. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Из истории

Образ Богородицы Троеручица особо почитал защитник веры православной Иоанн Дамаскин, с ним же связано появление третьей руки на иконе.

Во времена иконоборчества византийским престолом управлял Лев Исаврянин, им и был оклеветан светоч. Правитель подделал почерк Иоанна и написал послание халифу, в котором святой якобы убеждает начать военные действия с сарацинами и захватить Дамаск. Разъяренный халиф велел отрубить Дамаскину правую руку, на что святитель умолил оставить ему обрубленную кисть.

Покалеченный светоч приложил обрубок руки к суставу и стал усердно молиться Божией Матери об исцелении, о возвращении ему целостности руки для творения правых, божиих дел. После моления Иоанн уснул, а на утро он лицезрел руку целой и здоровой.

В то же время халиф узнал об обмане, совершенном императором Византии. Он призвал святителя на службу отечеству, на что тот ответил отказом и принял постриг. С собой в иноческую обитель он принес святой образ Богородицы, украшенный изображением третьей руки.

В настоящее время чудотворный Лик хранится на Афоне в Хилендарской обители. Появился он там тоже чудесным образом. Во время нашествия турок на Сербию христиане боялись потерять икону и препоручили ее Самой Пречистой Деве. Возложив образ на осла, его без погонщика отправили его в путь, в надежде, что Господь его выведет туда, куда и нужно. Случилось чудо и животное самостоятельно прибыло на Святую греческую Гору и остановилось у врат обители, а Лик Троеручицы остался целым и невредимым.

Защита от врагов и исцеление: когда нужно молиться иконе «Троеручица»

su_quote]У каждого человека бывает светлая и черная полоса в жизни. Когда нам плохо, мы обращаемся к высшим силам и просим о помощи. Православные обращаются к Богу, Богородице, архангелам и святым через иконы, святые мощи и так далее. Образа и лики издревле считаются самым распространенным способом. Икон существует великое множество. Среди них выделяется икона «Троеручица». О ней и пойдет речь далее.[/su_quote]

История образа

Иоанн Дамаскин

Икона неразрывно связана со своим создателем. Облик Божией Матери «Троеручицы» был написан Иоанном Дамаскиным в VIII веке н. э. в Византийской империи. Подробно поговорим о самом иконописце.

Облик Божией Матери «Троеручицы» был написан Иоанном Дамаскиным

Иоанн Дамаскин появился на свет примерно в 675 году в городе Дамаск. В то время он входил в состав Арабского халифата. Иоанн родился в семье логофета, то есть высокопоставленного чиновника, который служил при дворе правителя. Позже на этом посту отца сменил и сын. Имя при рождении – Мансур ибн Серджун ат-Таглиби.

Проходит время. Православие в близкой к халифату Византии сменяет ересь. Иконоборчество набирает все больше последователей. Византийский император, крайне набожный человек, становится ярым противником православия. В стране все иконы приравниваются к языческим идолам. Теперь они подлежат уничтожению. Уничтожали не только святые образа, но и древние фрески, мозаики и статуи.

Иоанн Дамаскин напрямую противостоял такой внутренней политике византийского императора. Он писал письма, сочинения, целые трактаты, которые посвящались обличению иконоборчества. В своих рассуждениях Дамаскин призывал людей вернуться к истинной вере. В самом мусульманском городе оказывалась поддержка верующим христианам.

Всё это сильно раздражало Льва III, однако он не мог действовать напрямую. Почему? Иоанн считался подданным другого государства, следовательно, напрямую на него воздействовать было нельзя.

Император составил поддельное письмо, в котором говорилось, что Дамаскин якобы предатель. Когда халиф получил это донесение, он был в ярости. В качестве наказания за предательство, которого он не совершал, Иоанну отрубили правую руку.

Всю ночь в страданиях и молитвах провел иконописец на коленях перед иконой Божией Матери. Он просил ее о том, чтобы царица Небесная позволила ему снова нести истинную веру людям и бороться за нее. Во сне к Иоанну пришла сама Богородица и сказала, что теперь его рука исцелена. Так свершилось великое чудо. В благодарность за помощь и заступничество иконописец, согласно старой традиции, отлил третью руку из чистого серебра и прикрепил к окладу. Тогда и появилось название образа – икона Божией Матери «Троеручица».

После этого события Иоанн полностью отказался от мирской жизни, взял священную икону Богоматери и отправился в монастырь близ Иерусалима, где принял постриг. Тогда же он получил имя, под которым и известен как преподобный. Позже Иоанн был возведен в сан священника. Так он продолжал бороться за православную веру.

Иоанн Дамаскин противостоял политике византийского императора

Иконописец

Вторая теория о появлении третьей руки связана с еще более ранним периодом. В одном храме (в каком именно – неизвестно) работал иконописец. Именно он писал облик Богоматери. Вдруг он заметил, что на иконе стала проявляться третья рука. Иконописец стал стирать ее, но та снова возвращалась. Так произошло и во второй раз. Иконописец решил, что исправит это утром. Во сне пришла к нему царица Небесная и сказала, что такова воля ее – на святом образе должна остаться третья рука.

Богородица и разбойники

Существует еще одна теория теория о происхождении третьей руки. Она достаточно редкая, но все же имеет место. Однажды святой Марии пришлось спасаться от разбойников. Они гнались за ней и за младенцем. Перед Богоматерью была широкая река. Чтобы ее переплыть, нужны были обе руки, но они были заняты младенцем. Тогда Мария попросила Бога о помощи. Ей была послана третья рука, Богородица смогла переплыть реку и спастись от разбойников.

Видео «Икона «Троеручница» – история и описание»

В этом видеосюжете представлено подробное описание святого образа.

Иконография

Если рассматривать иконографию образа «Троеручицы», то можно с уверенностью сказать, что она принадлежит к типу Одигитрии, созданному еще евангелистом Лукой. Богоматерь держит сидящего Спасителя на правой руке. Самой главной и интересной частью иконы является третья кисть, которая находится под правой рукой Богородицы.

Святыня принадлежит к типу Одигитрии

Значение иконы

На святом образе присутствует две фигуры: мать и младенец на ее руках. Богоматерь указывает на сына как на путь к спасению человечества. Стоит заметить, что от положения рук, их направления в разных списках и стилях может меняться и значение. Так, третья рука в зависимости от самой иконы может означать:

  • если кисть приставлена отдельно от Богородицы, то она означает покровительство, благодать и милость царицы Небесной;
  • если же рука принадлежит самой Богородице, то это означает защиту и благословение всем людям.

На сегодняшний день считается, что основной смысл «Троеручицы» заключается в смиренном служении Богу, а также в силе настоящей веры.

В чем помогает икона «Троеручница»

При обращении к Богородице молитва должна быть искренней и чистой, тогда все по воле Божией исполнится. Чаще всего «Троеручицу» просят о защите семьи и дома. Обращаются и с такими просьбами:

  • об удаче и счастье в браке;
  • о здоровье и излечении болезней и травм;
  • о здравии близких и родных;
  • о благосостоянии семьи;
  • об укреплении душевных сил;
  • о помощи и удачи в работе.

При обращении к Богородице молитва должна быть искренней и чистой

Куда вешать в доме

Самым лучшим местом в доме для иконы Божией Матери «Троеручицы» будет традиционный красный угол главной комнаты. Перед самим образом больше ничего быть не должно. Так сила Богородицы распространится на всех обитателей дома и на гостей. Можно повесить икону напротив входа. Так она будет защищать членов семьи от зла и вреда других людей. Богоматерь станет воздействовать и на людей, которые заходят в ваш дом. Если у человека добрые намерения, то ему будет тепло и уютно с вами. Если наоборот – злоумышленник постарается быстрее уйти.

День празднования иконы «Троеручица»

Память и честь воздается «Троеручице» 11 и 25 июля по григорианскому календарю. В эти же дни в церквях могут проводиться специальные процессии и праздники.

Где пребывает образ «Троеручица»

Наиболее чтимый и древний список иконы «Троеручицы» сейчас находится в Москве, в Свято-Даниловской церкви. Считается, что этот образ был создан в XVII веке. Известная копия находится также в одноименной церкви в столице и в храме Спаса на крови в Санкт-Петербурге.

Менее известные списки хранятся во многих храмах, монастырях и соборах России и стран СНГ.

Чудеса, совершаемые иконой

За время существования этой иконы известно огромное количество случаев исцеления и спасения человеческой жизни и других чудес. Расскажем подробнее о самых известных.

Одним из самых интересных случаев явления чуда является история, связанная с Хилендарским монастырем. Умер прежний игумен. Монахи никак не могли договориться о назначении нового. Тогда в это дело вмешалась сама царица Небесная. Когда утром следующего дня служители пришли на утреннюю молитву, они увидели, что икона «Троеручицы» не на своем месте, а находится на месте игумена. Решив, что это чья-то глупая шалость, монахи перенесли образ на место. То же самое случилось и на следующий день. Во сне к одному из служителей пришла сама Богородица и объявила о желании управлять монастырем. С того самого дня им правит царица Небесная. Во время разных войн солдаты не раз видели в небе над монастырем образ женщины. Эта же обитель за всю свою историю ни разу не была разрушена или повреждена.

В XIX веке в Киеве шла эпидемия Тифа. После проведения службы по имя «Троеручицы» болезнь отступила из города, а люди выздоровели. Эта икона до сих пор хранится в Киеве. Известен случай, когда туда приехала женщина. Ее рука была облита кислотой. После прикосновения к иконе, раны затянулись, не оставив следа.

С образом связано много чудотворных деяний

Молитвы иконе «Троеручица»

Все эти и многие другие истории – еще одно подтверждение силы веры. Если верить и молиться искренне, Господь всегда услышит и придет на помощь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Православная икона Троеручица, ее значение, в чем помогает

Икона «Троеручица» особо почитается в православии и является чудотворной. Празднование во ознаменование этого образа ежегодно проходит в июле 11 и 25 числа. Тип этой иконы – «Одигитрия», что означает «Путеводительница» для всех верующих христиан. На иконе изображена Богородица с Младенцем Иисусом, которого она держит правой рукой, левая же рука её обращена к сердцу.

Однако, самое главное – это изображение третьей руки, что располагается снизу. Иногда иконописцы рисуют эту руку отдельно, как не принадлежащую Богородице. Бывает и такая трактовка образа, когда третья рука пишется так, словно является частью тела самой Божьей Матери. Икона Троеручица значение в чем помогает? Ответ на этот вопрос как раз заключается в удивительном символе третьей руки, смысл же образа таков: служение Богу есть спасение.

Явление чудотворного образа «Троеручица»

Византийский император Лев Исавр, живший в 717 году н.э., был жестоким деспотом. Особенно яростно он подвергал притеснениям и мучениям православных христиан. Он приказывал уничтожать, сжигать христианские святыни, иконы и книги, Библию. Проповедающих же Слово Божие он повергал особым издевательствам перед казнью.

В это время в Дамаске, среди мусульман, жил христианин, божий человек Иоанн. Он был известен своей честной и праведной жизнью, хоть и занимал очень высокий пост. Он исправно служил советником правителя города и пользовался уважением.

Пришла беда, интриганами и завистниками был оклеветан достойный божий человек. Они обвинили советника Иоанна Дамасского в измене не только городу, но и императору Льву Исавру. К сожалению, халиф поверил этой клевете. По существующим в то время законам и по приказу императора, божий человек Иоанн Дамасский должен быть подвергнут публичному наказанию. На площади, при большом стечении народа, божий человек Иоанн лишился кисти правой руки, её отрубил палач. После чего отсеченную часть тела повесили на всеобщее обозрение и устрашение, дабы другим было неповадно выступать против существующей власти.

Поскольку божий человек Иоанн многое сделал для города, халиф, сменив к вечеру гнев на милость, удовлетворил его просьбу. А просил Иоанн только об одном – вернуть ему отрубленную руку и позволить уединиться на ночь в келье.

Всю ночь горячо молился божий человек Иоанн Дамасский перед иконой Богоматери, приложив отрубленную кисть к своей раненой руке. Он просил об исцелении, чтобы и далее он мог полноценно служить ближним своим и с достоинством нести жаждущим сердцам Имя Господа своего.

Когда же Иоанн задремал, то в видении явилась ему сама Богородица с благим известием об исцелении его руки. Она сказала Иоанну, что отныне его предназначение – служить Богу, а его рука должна работать только во Имя Божье и прославлять Его.

После пробуждения Преподобный Иоанн Дамасский увидел, что свершилось чудо, рука его оказалась исцеленной и совершенно невредимой.

Именно этой, чудесным образом исцеленной рукой, он и записал составленную им самим особую хвалебную песнь, посвященную Богородице. Она известна до сих пор под названием «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь».

Дабы чудо, свершенное Девой Марией, оставалось всегда в памяти людей, Святой Иоанн Дамасский прикрепил к чудотворной иконе изображение кисти правой руки, которая была отлита из серебра.

Весть о необыкновенном, чудесном событии покорило сердце халифа, обрадовало многих людей, особенно православных христиан, в разных уголках страны. Клеветники же были опозорены. Божий человек Иоанн Дамасский вновь был удостоен высокой должности при дворе правителя, но он ответил вежливым и смиренным отказом, попросив позволения удалиться. Он отправился в Иерусалим, взяв с собой минимум необходимых вещей, а главное – чудотворную икону. В Иерусалиме Преподобный Иоанн Дамасский предался уединению и постоянной молитве.

История чудотворной иконы «Троеручица»

Икона «Троеручица» несколько столетий могла находиться в Иерусалиме. В 13 веке она была передана Святому Савве, архиепископу Сербскому.

В 15 веке в Сербию пришли воины Османской империи. Они не щадили христиан, как и христианские святыни. Положение было настолько серьезное, что монахи не могли более защищать чудотворную икону. Поэтому было принято решение довериться Царице Небесной, и чудесная икона была отдана на волю Божественного Провидения. Её возложили на осла и отправили в божий путь. Никто не мог себе даже представить, куда попадёт чудотворная икона и кто станет её владельцем. Надежда была только на чудо. И оно свершилось.

В конце долгого путешествия, по воле Небес, осел с иконой на спине оказался в самом центре православного христианстве – на Афоне. Неведомые Божественные Силы привели животное прямо к воротам Хиландарского монастыря. Этот монастырь был основан два столетия назад, в 13 веке, Симеоном (Стефаном), господарем сербским.

Чудесная история в монастырских стенах

Монахи с душевным трепетом, благоговением и радостью приняли этот божий Дар Небес. Они установили икону «Троеручица» в соборе на алтарь. Она до сих пор там и находится, к ней не иссякает паломничество. Ежегодно в честь чудотворной иконы «Троеручица» свершается крёстный ход, множество верующих из разных стран мира приезжают в храм специально к этому событию, чтобы почтить Божественное чудо и испросить благословения у самой Божьей Матери.

И это вовсе не голословное утверждение, ведь прикасаясь к чуду иконы «Троеручица», можно, действительно, получить благословение Свыше. Почему это чудо может произойти с каждым молящимся? Необычайное происшествие, случившееся в монастыре, этому свидетельствует.

Когда один из игуменов Хиландарского монастыря покинул юдоль земную, вопрос о том, кто будет теперь возглавлять обитель, оказался непростым. Среди братии не было единогласия, они никак не могли решить, кого же избрать главой. Однако, сама Мать Божия разрешила этот спор.

Однажды, собравшись на утреннее богослужение, монахи обнаружили на игуменском месте чудотворную икону «Троеручица». Они подумали, что кто-то тайно перенёс икону с алтаря на пустующее место, где молился игумен. Однако, это оказалось не так.

Монахи вновь попробовали испытать судьбу – установили икону на алтарь, покинули храм и опечатали на ночь входную дверь. Однако, утром икона «Троеручица» снова оказалась на игуменском месте. Это повторилось не один раз.

Божья Мать, защитница и покровительница – история монастыря

Прослышав о необычайных событиях, в монастырь явился один из афонских отшельников. Он поведал братии, что ему было видение, в котором Мать Божья поведала о недопущении разногласия среди монахов. Поэтому взяла на себя управление обителью. С тех пор икона «Троеручица» стала находиться в храме на почетном месте игумена.

Заведует же монастырем иеромонах-наместник, который во время богослужения должен находиться рядом с иконой «Троеручица».

По сей день монахи считают, что их монастырём правит сама Мать Божья. Поэтому игумена здесь никогда не выбирают. Братие считают, что испросив благословения у иконы и приложившись к ней, они получают его у самой Богоматери.

Существуют и другие легенды, согласно которым чудотворная икона «Троеручица» не один раз спасала афонских монахов от нападения турков-османов, являясь им в видениях в виде чудесного лика защитницы монастыря.

Икона «Троеручица» и её особое почитание в России

В России икона «Троеручица» стала известной в 17-м веке. Список с чудотворной иконы был подарен Московскому Патриарху Никону в 1661 году. С тех пор верующие в России полюбили этот божий светлый образ. Божья Мать столетиями защищает и охраняет многие и многие людские души.

Сегодня одна из самых почитаемых икон «Троеручицы» хранится в Успенском храме, в Москве. Известны также копии иконы, с образом Мать Божья «Троеручица», которые находятся сегодня в разных храмах по всей стране:

  • В Архангельске это Шенкурский Троицкий женский монастырь.
  • В Твери – храм Симеоновский, Борисоглебский и Трёхсвятительский.
  • В Тамбове есть копия иконы в Жаменском Сухотинском женском монастыре и других местах.

О чем можно молиться иконе «Троеручица»

Существует множество копий чудотворной иконы «Троеручица» по всему миру. Тем не менее, Мать Божья, святой ее образ помогает людям вне зависимости от того, перед какой именно иконой в данный момент молиться человек – подлинником или списком с него.

Свидетельством тому является чудо, случившееся в Киеве летом 1889 года. В то время в городе случилась повальная эпидемия сыпного тифа. Основатель Свято-Троицкого монастыря, Преподобный Иона, вместе с монахами, отслужил молебен перед списком с чудотворной иконы «Троеручица». Мать Божья спасла город и сотни жизней его жителей. Ведь после этой чудесной молитвы болезнь отступила, люди перестали умирать.

Эта история имела своё современное продолжение. В девяностые годы прошлого, 20-го века, мощи Преподобного Ионы и икона «Троеручица» помогли одной из прихожанок монастыря, которая стала молиться об исцелении – она обожгла руку кислотой. Выздоровление произошло чудесным образом, благословила Божья Мать.

В каких случаях помогает молитва перед иконой «Троеручица»

  • Молитвы иконе «Троеручица» могут помогать страждущим от травм, от различного рода увечий, от ожогов;
  • «Троеручица» обязательно будет помогать и защищать молящихся от всяческих напастей и горестей;
  • Молитва, вознесенная Богоматери перед ликом «Троеручицы» будет помогать людям, занимающимся творческим ремеслом, рукоделием и любым ручным трудом. Направляет их дух в сотворении прекрасного и чистого помысла, помогает достичь успеха в своём занятии, обрести высокое вдохновение, направленное на созидание доброго и светлого;
  • «Троеручица» дарит молящимся особое светлое состояние умиротворенности, покоя, избавляет от тоски, от душевной тревоги, хорошо может помогать людям с психическими отклонениями, от нервных заболеваний, защищает от дьявольского искушения;
  • Икона может помогать женщинам, которые хотят сохранить или обрести крепкую семью, защитить ее от распада, от измены, от болезней;

Как читается акафист перед иконой «Троеручица»

Акафист – это особая молитва, которая представляет собой хвалебную песнь, посвященную самой Богородице. Читают акафист тогда, когда ищут защиты или помощи от тяжелых жизненных обстоятельств. Вот правила чтения перед иконой Мать Божья «Троеручица»:

  1. Читать акафист нужно непременно стоя, сидеть можно только очень больным людям.
  2. Следует встать перед иконой и обратиться к ней лицом.
  3. Если нет «Троеручицы» в доме, то можно пойти в храм и там прочитать этот торжественный гимн Богородице.
  4. Если же храм не обладает этой святыней, и в доме нет иконы «Троеручица», то можно читать акафист, повернувшись лицом на восток.

Обычно акафист состоит из разделов, которые называются. кондаки и икосы .Кондак – это история, которая посвящена Богородице и ее Святому Заступничеству перед Господом за людей. Икос – хвалебный торжественный стих.

Акафист, посвященный «Троеручице» можно читать утром и вечером, совмещая с обычными молитвами. При этом сначала нужно прочитать начальные молитвы, затем приступить к акафисту и только после этого – заключительную «Достойно есть». Если вы читаете акафист дважды в день, то вечером начальные молитвы читать необязательно.

Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Троеручица»

Кондак 1

Взбранной Воеводе, Богообрадованной Приснодеве Богородице, посетившей гору Афонскую явлением чудотворныя иконы Своея и многия милости Ею дарующей роду христианскому, похвальное возглашаем ныне пение: Ты же, о Богомати, яко имущая державу непобедимую и матернее о нас попечение, предвари на помощь к нам и от всяких бед избави зовущих Ти:

Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.

Икос 1

Ангел земный и человек небесный преподобный Иоанн Дамаскин от любве теплыя к Тебе, Богомати Владычице, икону Твою святую соорудити потщася и сию в келлии своей благоговейно поставив, пред нею сице Тебе в молитвах усердных глаголаше:

Радуйся, радость вечную, Спасителя миру рождшая; радуйся, всегубительнаго ада силу Рождеством Твоим поправшая. Радуйся, пророческих глаголов исполнение принесшая; радуйся Адама и Евы преступление загладившая. Радуйся, Единаго от Троицы на руку Твоею нетрудно носившая; радуйся, огнь Божества неопально во чреве Твоем вместившая.

Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.

Кондак 2

Видя преподобный Иоанн Дамаскин десницу свою, много писавшую в защиту чести и поклонения святых икон, по навету царя иконоборца немилостиво отсеченную, испроси ю от невернаго мучителя и, приложив к усеченному ея составу, пред честною иконою Твоею, Пречистая Дево, слезно моляшеся Ти, о еже исцелитися ей. Ты же, Всеблагая и Всемощная рода нашего Заступнице, молитву его скоро услышала еси и, во сне представши ему, исцеление усеченной руце его даровала еси, да благодарственно поет Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум человеческий не может постигнути силу исцелений благодатных, иконою Твоею, о Богомати, чудесно являемых, не может изъяснити и чудо велие, како отсеченная десница преподобнаго во едину нощь цела и здрава обретеся, на ней же токмо червленный знак бывшия язвы оставлен бысть Врачебницею Благою, слышащею от нас сия похвалы:

Радуйся, скоро являющаяся утешительнице скорбящих душ; радуйся, радостотворная посетительнице болезнующих сердец. Радуйся, безнадежных страдальцев надеждою исцеления ободряющая; радуйся, врачами оставленных болезнующих на свои руце приемлющая. Радуйся, усеченную десницу Божия избранника целу и здраву вышеестественно соделавшая; радуйся, яко ничтоже невозможно Тебе, Милосердая Предстательнице, нам всегда заступление показующая.

Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.

Кондак 3

Силу десницы Всевышняго в исцелении усеченныя десницы своея познав богоглаголивый Иоанн, песньми красными воспе Тя, Владычице Всеблагая, и подобие усеченныя руки своея приложи к целебному Твоему образу ради памяти всегдашния о великом чудеси. Тем ныне видима есть и именуется сия святая икона Твоя Троеручица, тремя руками, на ней описанными, проявляющая таинство Святыя Троицы, чудесы же, от Нея бывающими, всех приводящая хвалебно взывати ко Господу: Аллилуиа.

Икос 3

Имеяй велию ревность по Бозе, духоносный песнописец Святыя Церкве и Божественный славитель ея, сладкий преподобный Иоанн, хвалебными пении до конца жизни своея прославляше Твою к нему дивную милость, Богородительнице, в память же бывшаго чудесе плат, имже усеченная рука его обвернута бе, на главе своей ношаше, икону же Твою многоцелебную, яко наследие богатое, святей Лавре преподобнаго Саввы Освященнаго по себе остави, да вси вернии зовут к изображенней на ней Целительнице душ и телес сице:

Радуйся, врагов святыя православныя веры крепкая поборнице; радуйся, проповедников Евангельскаго учения покровительнице. Радуйся, благочестивых христиан защито и похвало; радуйся, боголюбивых иноков утешение. Радуйся, ведущим брань противу мира, плоти и диавола добрая споспешнице; радуйся, ревнующим о целомудрии и чистоте изрядная пособнице.

Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.

Кондак 4

Буря недоумения смущает ми ум, како возмогу недостойными усты воспети славу Твою, Пречистая Дево, юже во иконе Твоей святей явила еси, даровавши ю нам в помощь и защиту от враг видимых и невидимых. Темже, величая неисчетныя милости Твоя к роду христианскому, исповедую чудеса Твоя и смиренномудренно пою Вседержителю: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше иноцы Святыя Лавры Саввы Освященнаго о великих добродетелях пришедшаго в Лавру на поклонение первосвятителя сербскаго Саввы, по внушению Твоему, Богомати, дароваша ему на благословение святую икону Твою Троеручицу, юже он со благоговением, яко дар многоценен, в страну Сербскую принесе, поучая паству свою звати Тебе:

Радуйся, от востока и до запада силу всемогущества Христова иконою Твоею возвещающая; радуйся, болезни душевныя и телесныя иконою Твоею скоро врачующая. Радуйся, Сербстей стране икону Твою в залог благоволения даровавшая; радуйся, чудесы Твоими Православие в ней крепко утвердившая. Радуйся, Симеона Мироточиваго область благодатно посетившая; радуйся, Саввы первопрестольнаго паству матерним покровом Твоим приосенившая.

Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.

Кондак 5

Боготечней звезде подобна явися икона Твоя, Богородительнице, по воли Твоей святей на осля поставленная и отпущенная из Сербии, осляти никимже водиму, принесеся им на гору Афонскую ко вратом обители Хилендарския, юже яко дар небесный восприимше иноцы, поставиша в алтари соборныя церкве обители, зовуще во умилении глубоцем благих Подателю Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше иноцы хилендарстии Твое к ним благоволение, Преблагословенная Дево, в чудеснем пришествии к ним святыя иконы Твоея Троеручицы явленное, с радостию и любовию Ей поклоняхуся, целующе и песненно возглашающе Ти благохваления сицевая:

Радуйся, путеводительнице подвижников благочестия к горнему Сиону; радуйся, пустыннолюбивых иноков приводящая к небесному Иерусалиму. Радуйся, безсловесное осля воли Твоей святей чудесно покорившая; радуйся, на осли икону Твою благодатную от Сербии на Афон дивно принесшая. Радуйся, пустыню Афона благоуханием святыни исполнившая; радуйся, Хилендарскую обитель благоволением Твоим облагодатствовавшая.

Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.

Кондак 6

Проповедует обитель Хилендарская на Афоне богатство милостей и щедрот Твоих, Богородице Дево, и светло красуется, имущи святую икону Твою Троеручицу во игумена себе, ибо таковая бысть воля Твоя, еже пребывати иконе Твоей тамо на игуменстем месте во храме Божием и в душах братии, от Тебе Единыя благословение на всякое послушание приемлющей и хвалебно зовущей тако благоволившему о них Творцу: Аллилуиа.

Икос 6

Возвестила еси волю Твою, Богомати, иноком хилендарским, разногласием во избрании игумена смущенным, чудесно поставивши святую икону Твою на игуменстем месте во храме Божием и открывши единому от них в видении, яко Сама Ты хощеши пребывати настоятельствующею в обители их иконою Твоею честною, и да прочее не избирают себе игумена. Они же во умилении Душ и сердец обрадованнии возопиша к Тебе:

Радуйся, иноков благоподвизающихся известная и всемощная Покровительнице; радуйся, к Сыну Твоему и Богу теплая о них Предстательнице. Радуйся, жезл игуменский в Хилендарстей обители невидимо приемшая; радуйся, обитель сию доселе целу и благоустроену сохраняющая. Радуйся, страхом и благоговением сердца братии, благословение от иконы Твоея приемлющих, исполняющая; радуйся, неблагоговейныя и дерзостныя грозно наказующая.

Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.

Кондак 7

Хотя соделати не токмо Афон, но и все иныя страны православныя причастными благодати великих чудес, иконою Твоею Троеручною изливаемых и бываемых, Пречистая Владычице, тую во всех градех, весех, церквах и обителех иноческих распространила и дивными чудесы прославила еси. Темже вся верная чада святую икону Твою Троеручицу любовию чествуют и на ней вкупе с Тобою изображенному Христу усердно зовут: Аллилуиа.

Икос 7

Дивно являеши, Преблагословенная Дево, милости верным людем и святою иконою Твоею Троеручицею преславныя чудеса содеваеши силою Благодати Христовы: слепыя просвещаеши, разслабленныя укрепляеши, недужныя врачуеши и всем прибегающим к целебному Твоему образу скорую помощь Твою присно являеши, подвизающи звати к Тебе:

Радуйся, Святую гору Афонскую в жребий Себе избравшая; радуйся, и вся страны православныя покровом милости Твоея осенившая. Радуйся, Хилендарския обители настоятельнице неизменная; радуйся, многих мест и пустынь сокровище исцелений неоскудное. Радуйся, на Афоне, в России, Сербии и иных странах иконою Твоею преславно чудодействующая; радуйся, любящия и чтущия Тя от всяких бед избавляющая.

Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.

Кондак 8

Странно есть видети иноки хилендарския, к иконе Твоей яко к игумену приходящия и от Нея благословения на послушания своя приемлющия. Но, о Всеблагая, якоже приемлеши их милостивно и благословляеши, тако и нас недостойных не лиши Матерняго Твоего милосердия и попечения, приими благоутробно молитвы наша пред святою иконою Твоею возносимыя, осени нас благословением Твоим благодатным, избави от всяких бед и скорбей и научи богоугодно пети Триединому Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Весь мир преисполнен, яко звездами Богосветлыми, чудотворными иконами Твоими, Богородице Дево, в нихже яко денница лучезарная, икона Твоя Троеручица предивными чудесы благодатно сияет и согревает хладныя сердца наша знаменьми Твоего к нам милостиваго призрения. Сего ради чествуем пречистаго лика Твоего святое изображение и Тебе пред ним вопием:

Радуйся, Богообрадованная и Пренепорочная Приснодево; радуйся, Едина Чистая и Благословенная в женах. Радуйся, нетленная и неискусобрачная Агнца и Пастыря Мати; радуйся, прекрасная и светоносная палато святых Святейшаго Слова. Радуйся, крине белоснежный и благовонный девства и чистоты; радуйся Царице и Владычице Небесе и земли.

Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.

Кондак 9

Всяк возраст верных благопользуется Твоим матерним попечением, Всеблагая Владычице. Младенцы милосердно окормляеши, отроки невидимо руководствуеши, мужи во благочестии утверждаеши, старцы в немощех укрепляеши, всем же вся благая и душеполезная даруеши всесильным ходатайством Твоим у Престола Пресвятыя Троицы, Ейже благодарно поем: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии человечестии не могут достойно восхвалити Тя, Богородице, честнейшую Херувим и славнейшую Серафим, рождшую Единаго от Троицы Христа Жизнодавца. Мы же, любовию к Тебе воодушевленнии, смиренномудренно дерзаем приносити Тебе песни таковыя:

Радуйся, державная заступнице рода христианскаго; радуйся, благосердая Мати всех скорбящих и обремененных. Радуйся, кротким сиянием Твоим мрак грехов и страстей наших разгоняющая; радуйся, на стези покаяния нас премудро наставляющая. Радуйся, в грозный час смерти всем нам крепкая защитнице; радуйся, добраго ответа нам пред Судиею Праведным усердная ходатаице.

Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.

Кондак 10

Спасения залог даровася нам святая и всечестная икона Твоя, Богородительнице Дево, ибо, якоже древле прорекла еси Божественному евангелисту Луце, с нею и доныне сила Твоя благодатно пребывает, чудесы преславными веру в нас утверждает, недужныя безмездно врачует и на путь спасения души наша приводит, да зовем прославльшему имя Твое во вселенней Царю Небесе и земли: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси девам и ликом иноческим, Богоневестная Дево, всем усердно к Тебе прибегающим, икону же Твою святую благоговейно чествующим, ибо сию дарова нам благих податель Господь в помощь и врачевство недугом душевным и телесным и сим внушает пети Тебе:

Радуйся, добрая младопитательнице дев и безматерних сирот; радуйся, иноков и инокинь благоскорбящих предводительнице к градам небесным. Радуйся, в узах и темнице седящих посещающая утешением благодатным; радуйся, благословение домов и супружеств благочестивых. Радуйся, юных наставнице целомудрия и воздержания. радуйся, старцев приводящая к благому житию и мирней кончине.

Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.

Кондак 11

Пение молебное наше, Тебе пред пречистым образом Твоим с верою и любовию возносимое, милостивно услыши, Госпоже Всемилостивая, и сохрани нас от тлетворных учений неверия и суеверия, ими же наветуется в нас святоотеческая православная вера, избави нас от лукавых совращений, сохрани нас и Отечество наше от всяких крамол и от всяких нестроений и злых развращений врагами веры и Отечества нашего воздвизаемых, и сподоби в любви и единомыслии со всеми верными чадами Святыя Христовы Церкве богоприятно пети Создателю нашему: Аллилуиа.

Икос 11

Светоприемлемая свеща икона Твоя святая, Богородице Дево, мир весь сиянием чудес просвещает, сердца же наша любовию воспламеняет к Тебе, пречистей и преблагословенней Матери Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа, даровавшаго нам Тебе в покров и защиту противу полчищ сатанинских, иже боятся и трепещут самаго имене Твоего, ведающе силу Твою, юже величаем и Тебе зовем:

Радуйся, враги наша видимыя и невидимыя премудро запинающая; радуйся, хулителей святыя православныя веры невидимо карающая. Радуйся, духов злобы от нас державно отгоняющая; радуйся, преобладати им над нами не попускающая. Радуйся, любовию к Богу и ближним нас воодушевляющая; радуйся, вся благая прошения наша скоро исполняющая.

Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.

Кондак 12

Благодать свыше даровася святей иконе Твоей Троеручице, Владычице Преблагая: скорбящия утешати, болящия исцеляти, слепыя просвещати, разслабленныя укрепляти, верныя во благочестии утверждати, неверныя к познанию истины приводити, знаменьми и чудесы от нея бываемыми, яже воистину превосходят разумение человеческое и токмо верою постигаются, приводяща верныя души к немолчному славословию Творца, Богокрасною песнию: Аллилуиа.

Икос 12

Поем чудеса Твоя, благодатная Богородительнице, не таим щедрот Твоих, исповедуем благодеяния Твоя, прославляем неисчетную милость Твою к роду христианскому, юже ведят вси концы земли, ибо от востока до запада хвально имя Твое святое, благословляемое от всех родов и в молитвах призываемое во всех странах. Тебе убо, сице прославленней и превознесенной Сыном Твоим и Богом, и мы хвалебно вопием:

Радуйся, тихое пристанище плавающих в пучине житейскаго моря; радуйся, треволнение страстей умиротворяющая Своим сердобольным участием. Радуйся, во уныние и отчаяние впадших подъемлющая надеждою спасения; радуйся, сомнениями в вере колеблющихся вразумляющая знаменьми и чудесы. Радуйся, в обителех иноческих подвизающимся богоугодно подательнице блаженнаго упокоения; радуйся, и в мире благочестно живущия не лишающая Твоего заступления.

Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.

Кондак 13

О Всепетая Мати Сладчайшаго Искупителя нашего Господа Иисуса Христа! Вонми гласу молебному, Тебе пред святою иконою Твоею нами смиренно возносимому, и матернею молитвою Твоею к рождшемуся от Тебе Святых Святейшему Слову от всякия избави напасти и вечныя муки всех имя Твое молитвенно призывающих и о Тебе благодарно зовущих Богу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва

О, Пресвятая и Преблагословенная Дево Богородице Марие! Припадаем и поклоняемся Ти пред святою Троеручною иконою Твоею, воспоминающе преславное чудо Твое исцелением усеченныя десницы преподобнаго Иоанна Дамаскина от иконы сея явленное, егоже знамение доныне видимо есть на ней во образе третия руки, к изображению Твоему приложенныя. Молимся Ти и просим Тя, всеблагую и всещедрую рода нашего Заступницу: услыши нас, молящих Ти ся, и, якоже блаженнаго Иоанна, в скорби и болезни к Тебе возопившаго, услышала еси, так и нас не презри, скорбящих и болезнующих ранами страстей многоразличных и к Тебе от души сокрушенныя и смиренныя усердно прибегающих. Ты зриши, Госпоже Всемилостивая, немощи наша, озлобление наше, нужду, потребу нашу в Твоей помощи и заступлении, яко отвсюду врагами окружени есмы и несть помогающаго, ниже заступающаго, аще не Ты умилосердишися о нас, Владычице. Ей, молим Ти ся, вонми гласу болезненному нашему и помози нам святоотеческую православную веру до конца дней наших непорочно сохранити, во всех заповедех Господних неуклонно ходити, покаяние истинное о гресех наших всегда Богу приносити и сподобитися мирныя христианския кончины и добраго ответа на Страшнем Суде Сына Твоего и Бога нашего, Егоже умоли за нас матернею молитвою Твоею, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да помилует нас по велицей и неизреченной милости Своей. О Всеблагая! Услыши нас и не лиши нас помощи Твоея державныя, да, Тобою спасение получивше, воспоем и прославим Тя на земли живых и рождшагося от Тебе Искупителя нашего Господа Иисуса Христа, Емуже подобает слава и держава, честь и поклонение, купно со Отцем и Святым Духом всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Икона Божией Матери «Троеручица»

Русский народ издревле нашел в своей душе един­ственно верное слово в обращении к Богородице: в обиходе он назвал Ее, и сейчас называет так же, как родную мать, — исполненным нежности и любовным обращением: «Матушка!» Люди духов­но увидели, что не в каком-то условном аллегори­ческом смысле, а в высшей онтологической дейст­вительности Матерь Божия является Матерью Церкви, кровной — по Крови Христовой — Мате­рью каждого верующего.

Протоиерей Лев Лебедев

Лишь за пределами византийских земель, в мусульман­ском Дамаске, православные не были стеснены в почи­тании икон. Причина была в том, что первым минист­ром у местного халифа был ревностный христианин, богослов и гимнограф Иоанн Дамаскин (память его Цер­ковь отмечает 4 декабря). Своим многочисленным зна­комым в Византии Иоанн переправлял письма, в кото­рых на основании Священного Писания и святоотеческих преданий доказывал правильность иконопочитания. Вдох­новенные письма Иоанна Дамаскина тайно переписыва­лись, передавались из рук в руки, немало способствую уверению в истине православных и обличению ереси иконоборческой.

Такое поддельное письмо император и послал халифу, лицемерно пояснив, что, несмотря на предложения Иоанна, желает мира и дружбы с халифом, а министра-изменника советует казнить.

Халиф впал в ярость и, забыв о многолетней предан­ной службе своего министра, повелел отсечь ему кисть правой руки, которой тот будто бы писал изменнические строки. Отсеченная кисть была повешена у всех на виду на базарной площади.

Иоанн жестоко страдал от боли, еще же сильнее – от незаслуженной обиды. К вечеру он попросил халифа, что­бы тот разрешил ему похоронить отрубленную кисть дес­ницы. Халиф, памятуя прежнее усердие своего министра, ответил согласием.

Затворившись в доме, Иоанн Дамаскин приложил от­сеченную кисть к ране и углубился в молитву. Святой просил Матерь Божию исцелить десницу, писавшую в за­щиту Православия, и дал обет употребить руку эту на создание творений во славу Владычицы.

В этот миг он уснул. В сонном видении предстала ему Богоматерь и сказала: «Ты исцелен, трудись же прилеж­но этой рукой».

С тех пор такая десница рисуется на всех списках с чудотворного образа, получившего название «Троеручица».

Образ пребывал в обители во имя святого Саввы до XIII века, когда был поднесен другому святому Савве, архиепископу Сербскому. При нашествии же на Сербию агарян православные, желая сохранить икону, возложили ее на ослика и пустили его без провожатого. С драго­ценной поклажей он сам дошел до Святой Горы Афон и остановился у ворот Хилендарского монастыря. Местные иноки приняли икону как великий дар, а на место ос­тановки ослика стали ежегодно совершать крестный ход.

Однажды в Хилендарском монастыре почил старый игумен. Выборы нового вызывали среди братии распри и разделение. И тогда Матерь Божия, явившись одно­му затворнику, объявила, что отныне Сама будет игу­мений обители. В знак этого дотоле стоявшая в алта­ре монастырского собора «Троеручица» чудесным образом перенеслась по воздуху к середине храма, на игуменское место. С тех пор и по сей день Хилендарем управляет священноинок-наместник, стоящий во время служб у игуменского места, где хранится образ «Троеручица» – Игуменьи сей обители. От Нее принимают иноки благословение, прикладываясь к иконе, как бы от игумена.

Во времена греко-турецких войн Афон оставался вне власти иноверцев: турки признавались, что нередко ви­дели таинственную Жену, охранявшую стены Хилендарской обители и недосягаемую для человеческих рук.

«Троеручица» издавна почиталась и в России, где пре­бывает немало списков с первоявленного образа, также прославившихся чудотворениями. Еще в 1661 году хилендарские иноки прислали один такой список в дар Ново-иерусалимскому монастырю. С него в 1716 году был снят другой список, с тех пор пребывающий в москов­ском храме Успения в Гончарах (Болгарское подворье). С заступничеством этой святыни связывают то, что храм сей никогда, даже во времена наилютейших гонений на веру, не закрывался и сохранил все свои колокола. Ны­не в храме перед этим образом ежепятнично читается акафист. В изразцовом киоте на наружной западной сте­не храма Успения в Гончарах помещен еще один список, и перед ликом Божией Матери «Троеручицы» здесь слы­шатся неустанные моления.

Чудотворные списки с самого первоявленного афонско­го образа либо же с других списков «Троеручицы» на­ходились также в московском храме Покрова в Голиках, в тульской Владимирской на Ржавце церкви, в Белобережской пустыни под Брянском, в воронежском Алексеевском Акатовом монастыре, в Ниловой пустыни на Се­лигере и в иных местах.

Ссылка на основную публикацию