Акафист и молитва Преображению Господню: текст, для чего читают

Молитвы перед акафистом — когда и что читать

Акафист — хвалебный гимн

В Православии акафистом называется особое церковное песнопение, своего рода хвалебный гимн. Первоначально такое песнопение было посвящено Божией Матери. Только оно именовалось акафистом. Слово «акафист» с греческого языка переводится как «неседальная песнь», то есть «гимн, при пении которого не сидят». Это имеет отношение к практическому «исполнению» акафистов до сих пор. В этом плане данное песнопение отличается от кафизмы, то есть молитвенного чтения, при которых разрешается сидеть. Молитвы перед акафистом должны подготовить душу человека .

Исходя из самого названия, Акафист читается стоя. Но по состоянию здоровья тем людям, которые не могут стоять, делается исключение. Акафист могут читать как священнослужители, так и каждый верующий.

Что такое акафист в Православии?

Отсутствуют исторически подтвержденные сведения об авторе первого акафиста. Как, по Преданию, благочестивое желание христиан написать красками образ Божией Матери исполнил апостол Лука. Кому-то надлежало исполнить и зародившееся в душах верующих желание воздать хвалу Пресвятой Богородице благодарственным гимном. Церковные историки в качестве возможного автора называют преподобного Романа Сладкопевца (6 век).

Как гласит Предание, по особому небесному вдохновению он написал первый кондак в честь праздника Рождества Христова. Накануне праздника Рождества Христова преподобному Роману в Константинополе в сонном видении явилась Божия Матерь. Она повелела съесть пергаментный свиток. Когда преподобный проснулся, то, взойдя на амвон (возвышенное место в храме), начал возглашать:

«Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог».

Спустя столетия (13 век) подобные песнопения были написаны ко Господу, различным иконам Божией Матери, Ангельским силам и святым угодникам Божиим. Так акафист превратился в особый жанр церковных песнопений.

Авторы древних акафистов зачастую неизвестны. Новые хвалебные песнопения пишутся вплоть до настоящего времени. Стремление выражения чувств посредством акафиста свидетельствует о потребности христианской души приносить хвалу и благодарение за оказанную помощь.

«Благодарение приемлющего дары поощряет Дающего дары к подаянию еще других даров, больших, нежели первые. Дары только тогда остаются без преумножения, когда нет за них благодарения» (святитель Игнатий Брянчанинов, 1807-1867).

Структура акафиста

В структуру акафиста входят 12 икосов и 13 кондаков, чередующихся между собой. Икосы содержат 12 хайретизмов (приветствий, начинающихся с греческого слова «χαῖρε» —»радуйся), которые следуют после небольшой вводной части основного текста. Необходимо отметить, что русский перевод «радуйся» — это не буквальный призыв к радости. Смысл этого слова в данном случае как приветствие. Предваряют чтение молитвы перед акафистом.

В икосе ярко выражен ритмический рисунок. Хайретизмы объединены по 6 пар таким образом, что в каждой паре одна строка зеркально отображает другую. В них присутствует парная рифма: каждому слову в одной строке зарифмовано соответствующее ему слово в другой.

Короткий икос в славянской традиции именуется кондаком. В конце него поется припев «Аллилуйя» («хвалите Бога»). Сам текст кондака раскрывает смысл праздника. Так, в акафисте Пресвятой Богородице в кондаке 2 поется:

«Видящи Святая Себе в чистоте, глаголет Гавриилу дерзостно: преславное твоего гласа неудобоприятельно души Моей является: безсеменнаго бо зачатия рождество како глаголеши…».

Когда читается акафист?

Чтение акафиста не является уставным, обязательным Богослужебным чином. В храме установлено только чтение Акафиста Пресвятой Богородице «Взбранной Воеводе…» в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (суббота пятой недели Великого Поста).

Другого специально выделенного времени для чтения акафиста Церковью не установлено. Равно как и не составлены особые молитвы перед акафистом. Каждый может прибегать к благодарственно-хвалебному пению по влечению свой души. Как говорил архимандрит Кирилл Павлов (1919-2017):

«Не видеть всех благодеяний Божиих – значит не сознавать самого бытия своего, не чувствовать собственной своей жизни, сделаться совершенно камнем бесчувственным и безжизненным человеком… Сама природа влечет наше сердце к благодарению своего благодетеля. Ведь и бессловесные животные, и дикие звери выражают, как могут, свою благодарность благодеющему им человеку».

Читать акафисты можно и при житейских нуждах, призывая на помощь святых.

«Как песнь, проникнутая духом бодрости и радости, акафист привлекателен для всякой молитвенно настроенной души… В каждом акафисте найдется несколько сильных выражений, вылившихся из глубины сердца автора, и они благодатным лучом западут в глубину сердца молящихся, особенно — жаждущих ободрения и утешения» (профессор, доктор богословия Алексей Васильевич Попов, 1856-1909).

Молитвы перед чтением акафиста

Перед чтением акафиста положено читать начальные молитвы как в начале основных молитв или перед началом нового дела. Специальных молитв по этому случаю не предусмотрено. Чтение акафиста можно совместить со чтением утреннего или вечернего молитвенного правила. Тогда предначинательная молитва перед акафистом не читается. Молитвы перед акафистом нужны, чтобы «согреть сердце», подготовить душу к славословию и благодарению.

По окончании акафиста следует чтение молитвы.

Предначальные молитвы перед акафистом

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

(От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав» (трижды). От Вознесения до Троицы ее не читают вообще.)

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и при́юисно и во веки веков. Аминь.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

Молитвы после чтения акафиста

Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

(От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается припев и ирмос 9-й песни Пасхального канона:

Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся! Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй. (Трижды).

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй и спаси нас, грешных, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Польза от чтения акафистов

«Для чего читаем акафисты Иисусу Христу и Божией Матери? Для того, чтобы в дух Господа и Пречистой Его Матери войти; чтобы познать величие дара, явленного в воплощении Спасителя и искуплении нас и в даровании нам в Святых Тайнах Тела и Крови Его, и чтобы достойно принять этот дар» (праведный Иоанн Кронштадтский, 1829-1908).

Святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский (1800-1857), рассматривал чтение акафистов как средство к пробуждению религиозного настроения в пастве:

«Народ весьма любит подобные вещи и услаждается ими. Не все же проповедовать; можно подавать духовную пищу и таким образом».

Согласно постановлению Священного Синода от 14 мая 2018 года:

«тексты акафистов следует использовать преимущественно вне богослужебных последований, входящих в состав суточного круга, к примеру в ходе паломничеств, крестных ходов или в соединении с беседами, проводимыми священнослужителями».

Молитвы перед чтением акафиста и после

Неотъемлемой частью православного богослужения являются молитвы, акафисты и каноны. Даже неверующие знают, что такое молитвы, но об акафистах и канонах им практически ничего не известно. Давайте разберемся, что такое каноны и акафисты, а также зачем и какие молитвы читать перед акафистом и после него.

Каноны и акафисты

Канон представляет собой церковный гимн для прославления Спасителя, Матери Божией, Пресвятой Троицы; прославление может также относиться к какому-либо святому или же церковному празднику. Первые каноны были созданы еще в 7 веке. Каноны составляют важнейшую часть богослужения в храме, но православные могут читать их и келейно, то есть в домашней обстановке. Определенные каноны следует обязательно читать, готовясь к причастию.

Акафист представляет собой хвалебное песнопение, которое является частью литургии, но может отдельно читаться и дома.

В нем в поэтичной форме воспеваются важнейшие моменты из жизни Спасителя, Богоматери или святого, которому он посвящен. С греческого акафист переводится как «пение не садясь», однако для больных и молящихся очень преклонных лет часто делается исключение. Чтение стоя не позволяет расслабиться и снизить накал молитвы, поэтому и дома нужно делать это стоя.

Акафист, обращенный к святым с молитвенной просьбой, часто читается верующими, однако предварительно на это нужно получить церковное благословение, даже если вы будете читать его дома, а не в церкви. Лучше всего читать его по православному молитвослову. Как правило, акафист или канон читают в заключение утренней или вечерней молитвы, в самом ее конце перед молитвой «Достойно есть», но возможно и отдельное чтение акафиста.

Следует помнить, что вначале необходимо произнести специальные молитвы перед началом чтения акафиста, а если речь идет о каноне, то соответствующие молитвы перед чтением канона .

Чтение акафиста по дням недели

С характерной для церковной жизни упорядоченностью на каждый день недели предусмотрено чтение акафиста с обращением:

  • по понедельникам – к Ангелу-Хранителю либо Архангелу Михаилу – главе Небесного воинства;
  • по вторникам – к Иоанну Крестителю (Предтече);
  • по средам – акафист Иисусу Сладчайшему;
  • по четвергам – св. Николаю Угоднику (Чудотворцу);
  • по пятницам — Животворящему Кресту Господнему;
  • по субботам – Богоматери;
  • по воскресеньям – в честь Светлого Воскресения Спасителя.

Можно читать акафист и какому-либо иному святому или же иконе, если вы ощущаете в этом сердечную потребность; тогда об этом нужно сказать, обращаясь к батюшке за благословением на чтение акафиста. Текст нужных вам молитв можно найти в молитвослове.

В чем помогает молитва перед акафистом

Нередко можно услышать вопрос: зачем нужны еще какие-то молитвы перед чтением акафиста дома?Дома мы заняты бытовыми проблемами, и бывает не так просто переключиться на общение с Господом. Именно поэтому необходимы предначинательные молитвы перед акафистом — чтобы молящийся смог отрешиться от посторонних мыслей, войти в соответствующее душевное состояние, проникнуться молитвенным духом и полностью сосредоточиться на произносимых словах. Любое обращение к Высшим Силам только тогда будет воспринято, если оно исходит от чистого сердца со всей верой, которая усиливает его и свидетельствует об искренности возносящего молитву.

Читайте также:  Акафист первомученице равноапостольной Фекле: текст, для чего читают

Какие молитвы читать перед чтением акафиста? Рекомендуется вначале прочесть молитву Святому Духу, а затем трижды – «Отче наш».

Молитва Святому Духу

Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, везде сущий и все наполняющий, Сокровище благ и Податель жизни, прииди и поселись в нас, очисти нас от всякого греха и спаси, Преблагий, души наши.
Молитва «Отче наш»

Отче наш, Иже еси на небесех!

Да святится имя Твое,

да приидет Царствие Твое,

да будет воля Твоя,

яко на небеси и на земли.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь;

и остави нам долги наша,

якоже и мы оставляем должником нашим;

и не введи нас во искушение,

но избави нас от лукаваго.

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.

Предначинательная молитва (обязательно сопровождается поклонами)

Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя. (Поклон)

Создавый мя, Господи, помилуй мя. (Поклон)

Без числа согреших, Господи, прости мя. (Поклон)

Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго. (Поклон)

Ангеле, хранителю мой святый, от всякого зла сохрани мя. (Поклон)

Святый апостоле (или мучениче, или преподобне отче, имя), моли Бога о мне. (Поклон)

Теперь вы знаете, какие молитвы нужно читать перед чтением акафиста, но нельзя забывать, что после него должно последовать завершение: в заключение читается молитва «Достойно есть».

Молитва «Достойно есть»

Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем (поклон).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй (трижды).

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Молитва перед чтением акафистов по соглашению

Нельзя не упомянуть о молитве перед чтением акафиста по соглашению. К его чтению прибегают обычно в экстремальных случаях: в случае тяжкого недуга, серьезных жизненных проблем и несчастий. С этой целью создается специальная молитвенная группа, которая может включать и несколько человек, и несколько десятков молящихся, объединенных для совместного обращения к Небесным Силам.

Чтение акафиста по соглашению предусматривает, что все члены молитвенной группы начинают его в одно и то же заранее условленное время. Такое коллективное моление обладает гораздо большей силой, чем молитва одного человека, и считается более действенным, так как святой, к которому оно обращено, обязательно его услышит. Очень важно, чтобы все члены молитвенной группы точно соблюдали договоренность и не пропускали время молитвы.

Помните: любое обращение к Силам Небесным должно идти от чистого сердца и быть направлено только во благо. Прежде чем получить церковное благословение на чтение акафиста, поговорите со священником, какой акафист и кому из святых будет более действенным в вашей нужде, и следуйте его совету.

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Праздник установлен в память Преображения Господа нашего Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор. О нем рассказывается в трех синоптических Евангелиях: от Матфея (17:1-6), Марка (9:1-8), Луки (9:28-36).

В последний год Своего общественного служения, находясь в Кесарии Филипповой, Господь в преддверии грядущих страданий начал открывать ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16:21). Слова Учителя сильно опечалили апостолов и особенно Петра, который стал прекословить Спасителю, говоря: «будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16:22). Заметив скорбь учеников и желая облегчить ее, Иисус Христос обещает некоторым из них показать ту славу, в какую Он облечется по своем отшествии: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16:28).

Спустя шесть дней Господь в сопровождении учеников отправился из области Кесарии Филипповой в пределы Галилеи. Остановившись у горы Фавор, Он взял с собой трех учеников — Петра и братьев Заведеевых: Иакова и Иоанна — и взошел с ними на вершину помолиться. Однако апостолы, утомившись, уснули: «Петр же и бывшие с ним отягчены были сном» (Лк. 9:32).

Во время их сна Господь Иисус Христос преобразился: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его в сделалась белою, блистающею» (Лк. 9:29). Очнувшись от сна, апостолы увидели Его в светлых одеждах с исходящим от него ярким светом. Христос беседовал с двумя мужами — пророками Моисеем и Илией о предстоящих страданиях. Когда беседа Христа с Моисеем и Илией подходила к концу, апостол Петр проникся дерзновением и сказал: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну тебе, одну Моисею и одну Илии» (Лк. 9:33). Петр, которому предназначено быть одним из созидателей Церкви Христовой во всей вселенной, собрался построить «три кущи» (три палатки) для Учителя и явившихся им пророков. Он все еще смотрит на Иисуса Христа по-земному и ставит Его наряду с Моисеем и Илией. «Но Иисус, — пишет преп. Ефрем Сирин, — тотчас показывает ему, что не имеет нужды в его скинии, что Он есть Тот, Кто в продолжение сорока лет делал в пустыне скинию из облака отцам его». «Когда он еще говорил, — повествует св. евангелист, — се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5).

При этих словах апостолы в сильном страхе пали ниц. В это время слава Господня, а вместе с ней и пророки, скрылась от них. Господь подошел к лежавшим на земле ученикам, говоря: «встаньте, не бойтесь» (Мф. 17:7) Подняв глаза, апостолы никого не увидели, кроме Господа Иисуса. Они стали спускаться с горы. Дорогою Господь заповедал им никому не говорить о видении до тех пор, пока Он не примет страдания и смерть и не воскреснет в третий день. Апостолы выполнили просьбу Спасителя и умолчали до поры об увиденном.

Исторический и богословский смысл этого важного эпизода Священной истории ясен. Вспомним о том, что Иисуса Христа не только простой народ, но даже ученики считали прежде всего земным царем-воителем. И лжемессианские иллюзии сохранялись у апостолов даже после Его Вознесения, вплоть до Пятидесятницы.Поэтому Господь приоткрывает им завесу будущего и являет Себя Сыном Божиим, владыкой жизни и смерти. Он заранее уверяет учеников в том, что близкие страдания – не поражение и позор, но победа и слава, увенчанная Воскресением.

При этом Христос прибегает к судебному правилу, сформулированному в Законе Моисея: «При словах двух свидетелей. состоится всякое дело» (Втор.19:15). Этим Он юридически опровергает нелепые обвинения со стороны книжников и фарисеев в нарушении им еврейского законодательства. Призывая Себе в «свидетели» самого Законодателя и грозного пророка Илию, – которые говорят с Ним о Его «исходе» к смерти и Воскресению, – Христос удостоверяет апостолов в согласии Своего дела с Законом Моисея. Он надеется, что хотя бы ближайшие ученики не поддадутся отчаянию, но сами станут опорой сомневающимся. Таков смысл празднуемого события.

Однако величие Преображения не ограничивается только чудесным созерцанием учениками Божества Христова, просиявшего через завесу Плоти Его. В свете Фавора перед нами открывается одновременно и все домостроительство Божие о спасении мира, что и отобразили весьма ясно в своих творениях святые песнословцы, составители стихир и канонов на день Преображения. «Соединив в Себе Божество и человечество неслиянно. Ты показал нам на Фаворе угль Божества. и тем изумил Моисея с Илиею и верховных из апостолов» (2-й канон, песнь 5-я, тропарь 3-й). Поэтому-то, узрев «Божество во плоти, блистающее на Фаворе», Моисей и Илия познали в Нем Того, «Которого они в древности провозвестили истинным Богом» (1-й канон, песнь 5-я, тропарь 1-й), а ныне пришедшего «от Девы Отроковицы. человеком на избавление» (на стиховне стихира на малой вечерне). Ныне уразумели все, Кто такой Иисус, Сын Бога Живого. Он — Тот, Который некогда явился Моисею прикровенно «в огне и купине», а затем «на горе законодательства. в древности во мраке»; сейчас же открылся въяве, «в неприступном свете Божества» (2-й канон, песнь 1-я, тропарь 3-й).

Моисей и Илия приблизились на Фаворе к Преобразившемуся Христу. Это «закон и пророки» предстоят своему Владыке как рабы, исполнившие Его повеления. Совершив все то, что Он указывал на Синае и на Хориве, и на прочих местах Богоявления, они сейчас как бы слагали перед Владыкой свои полномочия. Они полны священного трепета: вот Господь идет в Иерусалим завершить их дела и принять крест ради спасения людей. Пророки удалились. Кончились древние преобразования, исполнились пророчества. Воссиял свет Фавора. На земле — Сын Возлюбленный, Совершитель закона и Домостроитель спасения людей.

Праздник Преображения Господня научает нас многим богословским истинам. «Невещественный огнь, не попалявший вещества телеснаго, виден был, когда Моисею, апостолам и Илии явился Ты, Владыко, единый из двух естеств, в двух совершенных естествах» (2-й канон, песнь 4-я, тропарь 3-й), — так поет Св. Церковь об откровении воплотившегося Сына Божия на горе Фавор. И пророк Илия, и Моисей, созерцавший некогда на Хориве неопалимую купину, и св. апостолы ныне увидели в просиявшем Лице Иисуса Христа Бога и совершенного Человека — во единой ипостаси два естества, «неслитно и нераздельно» соединенные. На Фаворе возвышенная догматическая истина о воплощенном Боге Слове была представлена всем людям воочию.

Глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный», — свидетельствуя вновь, как и у Иордана, о Богосыновстве Иисуса Христа, открывал тайну Св. Троицы. Представшие же Господу Иисусу «с земли апостолы, как бы с неба — Илия Фесвитянин, а из мертвых — Моисей» (2-й канон, песнь 8-я, тропарь 3-й) — по словам творца канона на Преображение, прп. Иоанна Дамаскина, — указывали величие власти Его: Oн живыми и мертвыми обладает, являясь Владыкой неба, земли и преисподней.

Праздник Преображения Господня отмечается Православной Церковью начиная с IV века, со времени построения равноапостольной Еленой на горе Фавор храма, посвященного этому событию.

В русской народной традиции Преображение называется Вторым или Яблочным Спасом, т.к. его справляют одновременно с поспеванием яблок. На Руси специально к этому дню яблоки везли целыми возами, и каждый более или менее зажиточный человек считал своим долгом раздать плоды бедным и больным. До этого дня не полагалось есть яблоки и все огородные овощи, кроме огурцов. Праздник приходится на Успенский пост, начиная с этого дня, разрешается есть яблоки и фрукты, освящение которых проводится в конце праздничной Литургии.

Читайте также:  Акафист священномученику Сильвестру, архиепископу Омскому: текст, для чего читают

На иконах праздника Иисус обычно предстает в ореоле «фаворского света» – сияния, явившегося апостолам. Слева и справа от Него – Илия и Моисей, который держит в руках “Скрижали завета” – каменные доски с десятью важнейшими законами. У их ног – апостолы, павшие на лица и прикрывающие их руками от нестерпимого света, устремляющегося к ним в виде изломанных лучей.

Молитва в праздник Преображения Господня

Праздник Преображения Господня известен еще со времен раннего христианства. В православии он принадлежит к числу двунадесятых, то есть двенадцати наиболее важных после Пасхи.

Православная церковь отмечает его 19 августа 2020 года, католическая – 6 августа (если он выпадает на будний день, то может быть перенесен на следующее воскресенье). Отдание праздника в православии совершается 26 августа.

За долгие годы сложились традиции этого праздника: какие обычаи стоит соблюдать, какие молитвы читать на Преображение Господне. Об этом и пойдет наш рассказ.

Традиции празднования Преображения Господня

История его такова: как описывается в Евангелии, в этот день Иисус и три его ученика поднялись на гору Фавор. Когда Христос начал молиться, его лицо осветил неземной свет, а одежды стали белоснежными.

После молитвы Иисуса Его учеников окружило облако, и они услышали голос Господа, возвестивший: «Это Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Иисус велел своим ученикам не рассказывать об увиденном, пока не произойдет Его Воскресение из мертвых.

Как писал Иоанн Златоуст, Христос таким образом показал нам «будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».

Накануне праздника, 18 августа, в православных храмах проходят богослужения, на которых верующие читают Тропарь предпразднеству:

«Христово преображение предусрящем, светло торжествующе предпразднественная, вернии, и возопиим: приспе день Божественнаго веселия: восходит на гору Фаворскую Владыка, Божества Своего облистати красоту».

19 августа в церквях идут литургии и торжественные богослужения. Священники облачаются в белые ризы, которые олицетворяют вечный божественный свет, явленный Христом на Фаворе.

На Руси в честь Иисуса-Спасителя (Спаса) этот праздник также называют Яблочным Спасом. В православных храмах освящают яблоки и другие плоды нового урожая. В этот день принято оставлять подношения в церкви, угощать яблоками друзей и знакомых, одаривать нищих (недаром в старину говорили: «На Яблочный Спас и нищий яблочко съест»).

Другие названия праздника Преображения Господня – Праздник первых плодов, Осенины, Средний Спас и Спас на горе.

Как молиться в день Преображения Господня?

Этот праздник считается прекрасным временем для духовного преображения, поэтому верующим нужно простить окружающим прежние обиды, попросить прощения самим и вознести молитвы Господу с чистым сердцем.

Молитвы в праздник Преображения Господня, которые проникнуты особой чистотой и величием, обладают огромной силой, способной творить настоящие чудеса.

Тропарь Преображению Господню, глас 7
«Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху, да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе».
Перевод:
«Преобразился Ты на горе, Христе Боже, показав ученикам Твоим славу Твою, насколько это было для них возможно. Да воссияет и нам, грешным, свет Твой вечный, по молитвам Богородицы. Податель света, слава Тебе!»

Кондак Преображения Господня, глас 7
«На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние».
Перевод:
«На горе преобразился Ты, и, насколько могли вместить ученики Твои, они славу Твою, Христе Боже, созерцали, чтобы, когда Тебя увидят распинаемым, уразумели, что Твое страдание – добровольное и миру возвестили, что Ты – воистину Отчее сияние».

Величание Преображения Господня
«Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное Преображение».
Перевод:
«Величаем Тебя, Податель жизни Христе, и почитаем пречистой плоти Твоей преславное преображение».

Какие еще молитвы принято читать на Преображение Господне? В этот день верующие читают «Живые помощи», «Отче наш», «Символ веры». Считается, что все молитвы в этот день будут услышаны, если ваши слова будут идти от чистого сердца. Пусть этот праздник, знаменующий собой радостное и значимое событие, будет светлым для каждого из нас и укрепит нас в вере.

Молитва в день Преображения Господня
«Господи Иисусе Христе, Боже наш, во Свете живый неприступнем, Сияние сый Славы Отчия и Образ Ипостаси Его! Егда прииде исполнение времен, Ты за милосердие неизреченное к падшему роду человеческому Себе умалил еси, зрак раба приял еси, смирил еси Себе, послушлив бысть даже до смерти. Обаче прежде Креста и вольныя страсти Твоея на горе Фаворстей преобразился еси в Божественней Славе Своей пред святыми Твоими ученики и Апостолы, мало скрыв плоти восприятие, да егда Тя узрят распинаема и смерти предаваема, уразумеют убо страдание Твое вольное и Божество. Даруй же и нам всем, пречистыя Плоти Твоея Преображение празднующим, чистым сердцем и нескверными умы взыти на Святую гору Твою, в селения святыя славы Твоея, идеже глас чист празднующих, глас несказаннаго радования, да тамо купно с ними лицем к лицу узрим Славу Твою в невечернем дни Царствия Твоего, и со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими, прославим Всесвятое имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков».

О чём еще молятся православные в праздник Преображения Господня?

Задостойник
«Величай, душе моя, на Фаворе преобразившагося Господа. Рождество Твое нетленно явися: Бог из боку Твоею пройде, яко плотоносец явися на земли, и с человеки поживе. Тя, Богородице, тем вси величаем».

Этот праздник приходится на время Успенского поста, который соблюдается с 14 по 27 августа. В этот период постящиеся исключают из рациона мясные и молочные продукты, рыбу и яйца. Однако в день Преображения Господня разрешается есть рыбу, можно добавлять в блюда растительное масло и позволить себе немного вина.

Как нужно молиться в течение Успенского поста?

В дни Успенского поста существует обычай ежедневно читать Акафист Успению. В Греции существует традиция каждый вечер исполнять канон Пресвятой Богородице, который начинается словами: «Многими содержим напасть…» (этот текст можно найти в православных молитвословах). Этот канон в дни поста можно читать ежедневно или несколько раз в неделю.

Чтобы выдержать Успенский пост верующим, особенно тем, кто неумерен в питании, рекомендуется читать следующую молитву:

«Молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои. Да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на земле».

Акафист, что это

Акафист — радостная и просительная молитва к Богу, как читать

Зачастую проблемы и тяготы не дают радоваться жизни. В депрессии не помогают развлечения, ни работа. Тут и наступает время молитвенной помощи.
А бывает, напротив, хочется излить свою радость, благодарность Богу в молитве. Нужно вовремя посетить храм и приступить к церковным Таинствам, а также заказать молебен с акафистом о разрешении трудностей или благодарственный. Это краткое богослужение, во время которого священник от имени всей Церкви молится только о заказавших молебен.

Акафист — одна из самых распространенных длительных молитв, точнее, богослужений, которые могут быть совершены и в церкви, и дома. Кроме того, большая часть акафиста поется на один мотив, который вы можете услышать в церкви.

История и состав акафиста

В традициях Православной Церкви, ее культурной сокровищнице есть множество молитвенных жанров. В переводе с греческого акафист — «песнь, исполняемая стоя», то есть особо торжественная. Это молитва с выражением похвалы и просьбами Господу, Божией Матери, Небесным Ангельским Силам или определённому святому.

Первый акафист Божией Матери с началом «Взбранная Воеводе Победительная…» и припевом «Радуйся, Невеста Неневестная!», хвалебный православный гимн, был создан в Византии примерно в V-VII вв. Святым Романом, диаконом собора Святой Софии в Константинополе. Его издавна считают покровителем поэтов и певцов. Святой заложил основы церковного пения и сложил немало молитвенных гимнов, текстов песнопений, которые мы слышим и сегодня (конечно, в переводе на русский). Имя Сладкопевца он получил, будучи украшением всей Церкви благодаря своей праведности, чудесному голосу и сочиненным им вдохновенным произведениям. Поистине благодаря ему человечество обрело эстетически и духовно прекрасные молитвенные песнопения. Церковная культура обогатилась более, чем тысячей молитвословий (тропарей, кондаков, канонов и акафистов).

Важнейшим наследием святого Романа Сладкопевца является первый акафист, давший начало религиозно-поэтической, молитвенной традиции акафистов, которые сейчас написаны почти для каждой иконы Богородицы и каждого святого. Акафист «Радуйся, Невеста Неневестная» — шедевр словесности и богословия. Он наиболее известен среди других и единственный из всех акафистов, который вписан в богослужебный устав: читается всей Церковью в Субботу Акафиста Великого поста, имеющую также название «Похвала Пресвятой Богородицы».

Всего песен в любом акафисте 25 , которые делятся на две группы:
— Кондаки — небольшие молитвенные тексты, в переводе — «хвалебные песни», их 13. Завершаются кондаки пением слова «Аллилуйя» (на иврите — «хвалите Бога»).
— Икосы — в переводе — «пространные песни». Состоят из двух частей, первая — описательная или просительная, вторая — где по двенадцать раз повторяется приветствие «Радуйся» (по-гречески «хайре», так греки здоровались друг с другом), за которым следует прославление. Первый Акафист Божией Матери имел завершение каждого икоса: «Радуйся, Невеста Неневестная». Такие слова отсылают к приветствию в день Благовещения Архангела Гавриила к Пречистой Деве: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобой». Их в акафисте 12.
— Последняя песня в акафисте — 13-й кондак, небольшая молитва-обращение с заключительной просьбой, повторяющаяся трижды подряд.
— Также после акафиста всегда читается молитва.

Когда нельзя и можно читать акафист

Акафисты поют и читают дома и в храме в любые дни, кроме дней больших постов: Великого, Петрова, Успенского, Рождественского.

Можно читать акафисты праздникам (например, Преображению Господню, Вознесению) накануне и в день праздника — также дома или заказывая их в церкви как отдельный молебен.

Зачастую в церквях совершают еженедельные акафисты особо чтимым в этом приходе святым.

Как читать акафисты иконам Божией Матери

Существует множество чудотворных икон Божией Матери, почитаемых Православной Церковью. Традиционно перед разными иконами Богородицы молятся в разных обстоятельствах, разных житейских трудностях, например

Перед иконами «Целительница», «Песчанская», «Калужская», «Касперовская» — об исцелении любых болезней, а перед иконой «Всецарица» — об избавлении от онкологических заболеваний.

Читайте также:  Акафист блаженной Евфросинии Колюпановской, великой княгине Московской: текст, для чего читают

О скором замужестве — перед иконой «Неувядаемый цвет», «Козельщанская», «Казанская», о семейном счастье — также перед «Казанской», «Владимирской», а о зачатии и воспитании детей — перед образами «Помощница в родах», «Отрада и Утешение», «Трилетствующая».

Об избавлении от скорбей — перед иконой «Избавительница», «Все Скорбящих Радость», «Нечаянная Радость», «Отчаянных Единая Надежда».

Помните о том, что Божия Матерь одна, однако каждый человек может избрать любимый образ Божией Матери и обращаться с молитвой к Царице Небесной перед ним.

Перед чтением акафиста дома лучше приобрести или взять избранную икону Богородицы, поставить ее перед собой.

Зажгите свечу от спички или лампадки.

Поднесите к огню другой конец свечи, чтобы воск размягчился и сразу же поставьте свечу в подсвечник (который также стоит приобрести в церкви).

Еще раз перекреститесь, глядя на икону, поклонитесь.

Теперь можете прочитать акафист и дополнить его, помолившись своими словами. Читайте молитву со вниманием, пребывайте в общении с Богом, Богородицей или святыми, обращайтесь к ним, как к живым. Расскажите своими словами о беде и скорби, попросите помощи.

После молитвы можно поцеловать икону по традиции — это называется «прикладываться к иконе»: дважды перекреститесь, поцелуйте руку или край одежды изображения на иконе, перекреститесь еще раз.

Водосвятный молебен с акафистом — что это и когда совершается

Есть особый вид молебнов — водосвятие. Оно совершается, соответственно, с освящением воды, которую верующие забирают домой, чтобы пить с благоговением, принимая как духовное лекарство от страстей, трудностей и тревоги на сердце, чтобы укреплять веру в благой промысел Божий.
Великое освящение воды совершается раз в год, в великий двунадесятый праздник — Крещение Господне, 19 января. В это время духовенство храмов, расположенных возле рек и водоемов, выходит большим крестным ходом к проруби и освящает воду в ней. Отдельно освящается и питьевая вода.

Малое освящение воды может совершаться даже ежедневно, поэтому в храме всегда есть святая вода в свободном доступе. Кроме того, вы можете заказать водосвятный молебен в храме или у себя дома, чтобы помолиться о своем благополучии, помощи своей семье. По окончанию молебна наберите святой воды с собой в пустую чистую бутылку (но не из-под алкоголя).

Водосвятие совершается на дому с целью освятить квартиру, дачу, коттедж. Особенно рекомендуют совершить водосвятие, если дом куплен на вторичном рынке, то есть в нем кто-то жил, если в доме приходят сверхъестественные вещи вроде голосов или стуков и если в вашей жизни с переселением в новое жилье началась полоса несчастий.

Во время водосвятного молебна священник от имени всей полноты Церкви будет просить о вашей благополучной жизни в этом жилье и о здоровье молящихся за богослужением. После освящения воды священник окропит святой водой все ваше жилище, в нем будет присутствовать благодать Божия.

Кроме того, водосвятный молебен с акафистом заказывают

Перед путешествием святым покровителям путешествующих (Николаю Чудотворцу, апостолу Андрею Первозванному) — чтобы помолиться перед дорогой, вручив свою безопасность в руки Божии и пить святую воду в пути. Кстати, можно разбавлять святую воду простой — то есть доливать немного святой воды в питьевую. Она будет освящаться во здравие души и телу.

В болезни святым целителям (великомученику Пантелеймону, святителю Луке Крымскому) — чтобы подкрепить больного молитвой и употреблением святой воды как духовного лекарства. Ее также можно добавить в пищу и питье больному.

В день именин — заказывают молебен святому, имя которого вы носите. Узнать имя своего небесного покровителя просто — это тезоименитый вам святой, память которого совершается в ближайшее время после вашего дня рождения.

Акафист — молитва радости. Не забывайте, что Господь благословляет нас принимать все жизненные уроки, данные им со смирением — то есть с миром и радостью в душе. Если вам тяжело, акафист особенно полезно прочитать, ведь Господь ниспошлет радость в ваше сердце вместе со словами хвалебной песни Ему, Его святым и Матери.

Молитвами всех святых да хранит вас Господь!


Молитвенное правило

Итак, молитва для православного христианина — это беседа, общение с Богом. Обращение к Господу в молитве — потребность души верующего человека, недаром святые отцы называли молитву дыханием души.

Исполняя ежедневное молитвенное правило, нужно помнить о двух вещах.

Первое. Ежедневная молитва потому и называется правилом, что обязательна к исполнению. Каждый православный христианин молится утром и перед сном; он молится и перед едой, а после еды благодарит Бога. Христиане молятся перед началом всякого дела (работы, учебы и др.) и по его окончании. Перед началом работы читается молитва «Царю Небесный. » или специальные молитвы на начало всякого дела. По окончании дела обычно читается молитва Богородице «Достойно есть». Все эти молитвословия содержатся в православном Молитвослове.

Итак, в молитвенной жизни должна быть регулярность и дисциплина. Ежедневное молитвенное правило нельзя пропускать и молиться только тогда, когда захочется и будет настроение. Христианин — воин Христов, в крещении он принимает присягу на верность Господу. Жизнь всякого воина, солдата называется службой. Строится она по особому распорядку и уставу. И православный человек также несет свою службу, совершая молитвенное правило. Эта служба Богу проходит по уставам Церкви.

Второе, о чем следует помнить, исполняя правило: нельзя превращать ежедневную молитву в формальное вычитывание положенных молитвословий. Бывает, что священнику на исповеди приходится слышать: «Начал читать утренние молитвы и только на середине понял, что читаю вечернее правило». Значит, чтение было чисто формальным, механическим. Оно не дает духовных плодов. Чтобы исполнение правила не превратилось в формальную вычитку, нужно читать его не торопясь, лучше вслух или вполголоса, вдумываясь в смысл молитвы, стоя благоговейно — ведь мы предстоим Самому Богу и разговариваем с Ним. Собираясь молиться, нужно собрать себя, успокоиться, отогнать все житейские мысли и попечения. Если во время чтения молитв пришло невнимание и посторонние помыслы и мы перестали обращать внимание на читаемое, нужно остановиться и начать читать молитву заново, уже с должным вниманием.

Новоначальному христианину бывает трудно сразу читать полное молитвенное правило. Тогда с благословения духовного отца или приходского священника он может выбрать из Молитвослова хотя бы несколько утренних и вечерних молитв. Например, три или четыре, и молиться по этому сокращенному правилу, постепенно прибавляя по одной молитве из Молитвослова — как бы восходя «от силы в силу».

Конечно, человеку, делающему первые шаги в духовной жизни, непросто выполнить полное правило. Он еще многого не понимает. Церковнославянский текст для него пока еще сложен для восприятия. Следует приобрести небольшой словарь церковнославянских слов, чтобы лучше понять смысл читаемых текстов. Понимание и навык молитвы обязательно придет со временем, если человек искренне хочет понять прочитанное и не стоит на месте в молитвенной жизни.

В утренних молитвах христиане просят у Бога благословение на день грядущий и благодарят Его за ночь прошедшую. Вечерние молитвы готовят нас ко сну, а также являются исповеданием грехов минувшего дня. Кроме утреннего и вечернего правила, православный человек в течение всего дня должен хранить память о Боге и мысленно к Нему обращаться. Без Меня не можете делать ничего, — говорит Господь (Ин 15, 5). Всякое дело, даже самое простое, нужно начинать хотя бы с краткой молитвы о помощи Божией в наших трудах.

Очень многие матери грудных детей жалуются, что у них совсем не остается времени на ежедневное правило. Действительно, когда ребенок растет и о нем нужно заботиться днем и ночью, исполнять полное молитвенное правило очень непросто. Здесь можно посоветовать постоянно творить внутреннюю молитву в течение дня и во всех делах и заботах просить у Бога помощи. Это относится не только к матери маленьких детей, но и к любому православному христианину. Так наша жизнь будет проходить с постоянной памятью о Боге и мы не забудем Его в суете мирской.

Молитвы условно подразделяются на просительные, покаянные, благодарственные и славословные. Конечно, мы не только должны обращаться к Господу с просьбами, но обязаны непрестанно благодарить Его за бесчисленные Его благодеяния. И, главное, должны уметь видеть в своей жизни дары Божии и ценить их. Нужно взять за правило: в конце дня вспоминать все то хорошее, что было послано от Бога в день минувший, и читать благодарственные молитвы. Они есть в любом полном Молитвослове.

Кроме обязательного молитвенного правила, каждый православный человек может взять на себя и сугубое правило. Например, читать в течение дня каноны, акафисты. Особенность построения акафиста в повторяющемся многократно слове «радуйся». Поэтому он отличается особым радостным настроем. В древности в духовной жизни христианина особое место занимало ежедневное чтение псалмов.

Чтение канонов, акафистов, псалмов помогает в скорбные или тяжелые периоды жизни. Например, канон молебный Богородице (он есть в Молитвослове) читается во всякой скорби душевной и обстоянии, как сказано в самом его названии. Если христианин хочет взять на себя особое молитвенное правило (читать каноны или, например, творить молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» по четкам), он должен взять на это благословение духовного отца или приходского священника.

Кроме постоянного молитвенного правила, христианин должен регулярно читать Священное Писание Нового Завета.

Можно услышать такое мнение: зачем так часто обращаться к Богу со своими просьбами, молитвами? Господь и так знает, в чем мы имеем нужду. Мол, обращаться к Богу нужно лишь в особых случаях, когда это действительно необходимо.

Такое мнение — всего лишь оправдание собственной лени. Бог — Отец наш Небесный, и как всякому Отцу, Ему хочется, чтобы Его дети общались с Ним, обращались к Нему. И Божия благодать, и милость к нам не могут оскудеть никогда, сколько бы мы ни обращались к Богу.

Вспоминается такая притча:

В доме богатых людей перестали молиться перед едой. Однажды к ним в гости пришел священник. Стол был изысканный, и подали лучшие яства. Сели за стол. Все смотрели на священника и думали, что теперь он помолится перед едой. Но священник сказал: «Хозяин должен молиться за столом, он — первый молитвенник в семье».

Наступило неловкое молчание: в этой семье никто не молился. Отец откашлялся и сказал: «Знаете, дорогой отче, мы не молимся, потому что в молитве перед едой всегда повторяется одно и то же. К чему делать одно и то же каждый день, каждый год? Нет, мы не молимся». Священник удивленно посмотрел на всех, но тут семилетняя девочка сказала: «Папа, неужели мне не нужно больше каждое утро приходить к тебе и говорить “доброе утро”?»

Ссылка на основную публикацию