Акафист «Боголюбской» иконе Божией Матери: текст, для чего читают

Эпидемии и стихийные бедствия: когда нужно молиться Боголюбской иконе Божией Матери

Произошло это чудо благодаря Боголюбской иконе Богоматери, находившейся в этом монастыре уже около 500 лет.

История иконы

Боголюбская икона Божией матери — один из наиболее древних святых образов домонгольского периода. Её обретение датируется 1157 годом. Согласно преданию, во время переезда из Вышгорода в Суздаль князя Андрея Долгорукова произошло событие, положившее начало истории этого святого образа. Тогда князь вёз с собой икону, которая впоследствии стала называться Владимирской. Не доезжая нескольких вёрст до Владимира, кони, вёзшие киот с образом Богородицы, вдруг перестали повиноваться и остановились. Заставить их двигаться дальше не удавалось никакими усилиями.

После этой непонятной и таинственной остановки князь со своей дружиной разбили лагерь и остановились на ночлег. Сам князь Андрей уединился в походном шатре и стал горячо молиться.

В это время и произошло чудо явления Богородицы. Перед изумлённым князем появилась Пречистая Дева и велела ему доставить во Владимир икону, которую он вёз с собой. А на месте, где случилось явление, ему было велено основать монашескую обитель и построить храм.

Князь Андрей исполнил повеление Богоматери. В этом месте был заложен каменный храм, названный в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Роспись церкви была произведена греческими мастерами, которые были приглашены князем из Салоник. Позже здесь же был основан монастырь, ставший именоваться Боголюбским. А выросший вокруг городок князь нарёк Боголюбовом. С тех же пор по учреждению князя Андрея на Руси стал отмечаться праздник Покрова Божией Матери.

Спустя некоторое время князь собрал лучших иконописцев и повелел им написать икону с образом Божией Матери. Иконописцы изобразили Богоматерь такой, как он её увидел в своём видении — стоящую со свитком в руке. С тех пор эта икона стала называться Боголюбивой или Боголюбской. Когда строительство храма было окончено, князь Андрей с молитвой внёс в него икону Пречистой Девы.

На протяжении последующих лет этот святой образ прославил храм в Боголюбово многочисленными чудесными случаями исцеления тяжелобольных.

Почти через 100 лет после этих событий случилось татаро-монгольское нашествие. Во время нашествия татары совершали набеги на земли Владимира. Они постоянно разрушали и сжигали храм Рождества Богородицы. Но каждый раз свершалось чудо — Боголюбская икона оставалась невредимой, а храм восстанавливался. Монастырь тоже неоднократно разрушался во время татаро-монгольского нашествия, но каждый раз восставал из пепла и обретал ещё большую славу.

Видео «Акафист Пресвятой Богородице перед Боголюбской иконой»

В этом видео вы можете прослушать полную аудиозапись акафиста Пресвятой Богородице перед Боголюбской иконой.

Значение образа

Основное значение этого святого образа — заступничество Богоматери, её небесное ходатайство за грешных людей. Иконографический тип этой иконы — образ Богоматери без младенца, запечатлённый в молитвенном обращении к Создателю, является символом моления за людей. Живопись этой иконы носит отпечаток высокого иконописного мастерства. Сам образ Божьей Матери на иконе является очень вдохновенным и возвышенным.

Иконография

Существуют следующие иконографические типы изображения Богоматери:

  • Оранта — Богородица, держащая на руках младенца, с воздетыми руками и ладонями, обращёнными наружу;
  • Елеуса — Пречистая Дева с младенцем, который прижимается своей щекой к матери;
  • Одигитрия — Богородица, сидящая на троне. На руках она держит младенца со свитком;
  • Панахранта — Богородица, восседающей на троне с младенцем на руках. Рука Богоматери направлена к младенцу;
  • Агиосоритисса — Пречистая Божия Матерь без младенца в молитвенном обращении.

Иконографический тип Боголюбской иконы — Агиосоритисса. Он символизирует моление Богоматери за людей. Однако в ней содержатся и элементы других иконографических типов — Одигитрии и Оранты.

Иконографический тип Боголюбской иконы — Агиосоритисса

Где находится святой образ

С самого момента своего обретения Боголюбская икона находилась в церкви Рождества Богородицы, которая была заложена князем Андреем Боголюбским в 10 верстах от Владимира – на месте, где ему явилась Богоматерь. Возле этого храма позже был построен Боголюбский монастырь. В нём святой образ Богородицы оставался до начала XX века.

После того, как монастырь был закрыт, икону перевезли во Владимир, где она пребывала в церкви Иоакима и Анны до окончания Великой Отечественной войны. После войны местом пребывания иконы был определён краеведческий музей города Владимира. Там она находилась до 1992 года, после чего была перемещена в Успенский собор, где находилась в течении 17 лет. После этого в связи с плохим состоянием иконы её было решено передать на реставрацию во Владимиро-Суздальский музей. Там этот чудотворный образ находится и сегодня.

В чем помогает Боголюбская икона

Пресвятая Дева Мария всегда являлась посредницей между приносящими молитву православными христианами и Господом Богом. Боголюбская икона признана чудотворной. Она помогает людям прежде всего при стихийных бедствиях и эпидемиях. Самая известная история, связанная с этим чудотворным образом — это избавление от эпидемии чумы, которая случилась на Руси в конце XVIII. Эта страшная эпидемия не коснулась охраняемого чудесной силой иконы Боголюбского монастыря, а также обошла стороной находившееся поблизости село Боголюбово. Прекратилась чума и во Владимире, когда чудотворный образ Богоматери перенесли туда.

Известны документально подтверждённые случаи спасения по молитвам перед этим образом от пожаров, внутренних распрей и внешних врагов. Икона помогает путешествующим, которые молятся о благополучии в своих путях. Перед этим образом матери просят о сохранении детей, которые живут в чужих краях.

Чтимые чудотворные списки с иконы

Список — это копия, выполненная с иконы-оригинала. Русский народ за тысячу лет, прошедшие с момента обретения Боголюбской иконы, создал десятки списков этого образа, которые восприняли её чудотворную силу. Перед этими списками совершали молитвы во время эпидемий, внутренних распрей и при вторжении внешних врагов.

Наиболее старым списком является Московская икона Боголюбской Богородицы. Список прославлен тем, что во время страшной чумы 1771 года спас жителей Москвы от эпидемии. С начала ХХ века этот чудотворный список пребывает в Москве, в храме Петра и Павла.

Храмы России имени Боголюбской иконы

Наиболее известна церковь Боголюбской иконы Божией Матери в городе Пушкино Московской области. Это каменный храм постройки 1912 года. В селе Галкинское Свердловской области находится ещё один храм, носящий имя Боголюбской иконы Богоматери.

Церковь Боголюбской иконы Божией Матери в городе Пушкино

Сохранность иконы в наши дни

Во время многочисленных попыток реставрации иконы ее поверхность заливали горячим воском. Это привело к тому, что ухудшилось сцепление краски с грунтовым слоем. На протяжении 20-ти лет реставраторы снимали слой парафина с поверхности, однако это не привело к улучшению состояния иконы. Во время пребывания в Успенском соборе Владимира её состояние стало ещё более плачевным. Сегодня Боголюбская икона сохраняется в краеведческом музее города Владимира с соблюдением всех необходимых температурных и влажностных режимов.

Современные возможности реставраторов, мощные микроскопы и инновационные методы реставрации позволили выполнить расчистку иконы, не нанеся никакого дополнительного вреда святыне.

Молитвы чудотворному образу

Молитва Боголюбской Божьей Матери

Молятся перед образом, когда хотят узнать волю Божию. Ее просят указать верный путь, защитить от бед, искушений и скорбей.

Перед ней испрашивают справедливости, если человек несправедливо обижен или оклеветан. Она – защитница дома от пожара, попадания молнии, а живущих в нем – от голода.

Молитва Боголюбской Божией Матери

О, Чудная и Вышшая всех тварей, Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати!

Услыши нас, грешных и недостойных раб Твоих, в час сей молящихся и припадающих к Тебе с воздыханием и слезами, и умильно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице: избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злых клевет и от неправеднаго и лютаго навета вражия.

Можеши бо, о, Благодатная Матерь наша, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити и спасти: разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниих и теплыя Ходатаицы о нас грешных не имамы к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, Егоже умоли, Владычице, да, спасеннии Тобою, славим и в будущем веце Всесвятое имя Сына Твоего и Бога нашего, купно со Отцем и Святым Духом, ныне и в безконечныя веки. Аминь.

Молитва Боголюбская

О, Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на предстоящия с верою и любовию и поклоняющияся пречистому образу Твоему, приими наше хвалебное пение сие и пролей теплую Твою молитву о нас, грешных, ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас.

О, Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и ссоры, сохрани от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы, подай нам Свою милостивую помощь на пути, в мори и на суше, да не погибнем люте.

О, Всемилостивая Боголюбивая Мати, с твердым упованием возсылаем к Тебе нашу убогую молитву! Не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни живота нашего, но всегда пребывай с нами и подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Акафист «Боголюбской» иконе Божией Матери: текст, для чего читают

Взбранной Воеводе, Боголюбивей Царице, превысшей всякаго создания, Деве и Матери Христа Бога, похвальная восписуем ти раби Твои, Богородице! Ты же, яко Боголюбивая и Всемилостивая Мати, благоизволившая явити пресветлый Свой лик благоверному нашему князю Андрею, от бед и скорбей сохрани ны и храм сей, да зовем Ти: Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.

Икос 1

Ангелов превысшую вся Небесныя Силы величают Тя, Богородицу Царицу, мы же грешнии на земли, чудному Божию о Тебе смотрению дивящеся, всею душею, сердцем и устнами дерзаем глаголати:

Радуйся, благословенная в женах Дево Благодатная;

радуйся, Всевышняго Мати, Духа Святаго пребывание.

Радуйся, Царице Небесе и земли и всех Небесных Сил высшая;

Радуйся, ангелы чтимая, от серафим воспеваемая.

Радуйся, благословляемая на Небеси и славимая на земли;

Радуйся воистинну Присноблаженная и Пренепорочная.

Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.

Кондак 2

Видящи Премилосердная Матерь Божия земное скорбное житие наше, немощи и болезни, благоизволи явити чудо, избрав сосуд благодати и милостей Своих к нам – благочестиваго князя Андрея. Обаче и мы с радостию несказанною припадаем к Тебе, Владычице, и из глубины души благодарим Тя, нашу дивную Заступницу, воспевающе Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разумети хотя чудо, явленное милостию Твоею, Пресвятая Богородице, егда кони, везшии святый образ, сташа и людие к шествию подвигнути их не возмогоша, благоверный князь Андрей нача со слезами молитися к Тебе, Владычице, да покажеши, Пречистая, волю святую Свою, Ты же в видении благоволила еси открыти преблагий совет Твой. Темже и мы, чудо сие воспоминающе, преклоньше колена, взываем сице:

Радуйся, прославившая место обители Твоея дивным чудодействием и в сем милость преизобильную нам показавшая;

Радуйся, страну Владимирскую светом Своим озарившая и лучи света на всех нас простирающая.

Радуйся, всеблагая наша Наставнице, любовию нас привлекающая;

Радуйся, Охранительнице наша от бед и болезней.

Радуйся, у Господа спасения нашего Ходатаице, Царице наша Небесная;

Радуйся, за вся благодеяния Твоя благодарению нас научающая.

Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.

Кондак 3

Сила Вышняго осеняет всех, с верою и благоговением притекающих к Тебе, Пречистая Госпоже Богородице, и уповающих на Твою милость; понеже всякое благое прошение приемлеши тепле. Благоверный князь моляше Тя, Владычице, явити волю Твою, преисполнився трепета пред таинством Твоего о нем произволения. Такожде и мы к Тебе, Пречистая, прибегаем, умиленно вопиюще: всемилостивая Покровительнице наша, научи и нас прославляти всечестное и всехвальное имя Твое и достойно воспевати Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имеяй на пути, яко Боготечную звезду, честный образ Твой, Владычице, благоверный князь в прилежней молитве своей пред чудотворною Твоею иконою сподобися яве узрети Тя, Царицу Небесную, и теплое ходатайство Твое Богу приносящую о месте явления Твоего и о всем мире. О, Божия Мати, Пречистая Богородице! Со умилением припадаем к Тебе и, богатыя Твоея милости ожидающе, умильно вопием Ти:

Читайте также:  Акафист святителю Феофану Затворнику: текст, для чего читают

Радуйся, Радосте наша и крепкая Заступнице;

Радуйся, Покрове наш и наше Утешение.

Радуйся, Охранительнице наша и наше Упование;

Радуйся, Отрадо наша и дивное о нас попечение.

Радуйся, Похвало наша, чудесы нас удивляющая;

Радуйся, Прибежище наше и залог вечнаго спасения.

Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.

Кондак 4

Недоумевает ум наш, како достойно есть восхвалити Тя и дивное явление Твое, Пресвятая Владычице: яко солнце лучи испущающи, предстала еси молящемуся князю и тако рекла еси: “Не хощу, да образ Мой несеши в Ростов, но во Владимире постави Его: на сем месте во Имя Моего Рождества церковь воздвигни и обиталище иноком состави”, и, воздевши Свои Божественнеи руце ко Владычнему образу, скрыся от духовных очес его. Преклоняем и мы колена пред Тобою, Боголюбивая Мати, и Твоя чудная явления и веления разумеюще, из глубины души воспеваем Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша Господь моления Твоя, Богоизбранная Царице Небесная, обеща выну исполняти, яко Преблагия Матере, прошения Твоя. Ты же, о Владычице, тогда рекла еси ко Господу усты Своими: “Владыко Многомилостиве, Господи, Иисусе Христе, Сыне и Боже Мой, молю Тя, да пребудет Божественная благодать на людех Твоих, и светозарный луч славы Твоея да нисходит всегда на место сие, Мною избранное”. Истинно исповедуем, о Пречистая, яко скоро помогаеши с верою к Тебе прибегающим и, со умилением воспевающе Тебе, зовем сице:

Радуйся, Молитвеннице наша пред Господем и Сыном Твоим;

Радуйся, Заступнице всего рода человеческаго и Защитнице народа православнаго.

Радуйся, Матернюю любовь Твою всегда нам являющая и вся благая нам дарующая;

Радуйся, радости нам, благодати же и славы вечная Ходатаице, дивная наша Утешительнице.

Радуйся, бытие обители и ниспослание на ню благодати предвозвестившая;

Радуйся, в память Твоего явления храм во славу Рождества Твоего устроити указавшая и тамо церкви Христовой дивное украшение явившая.

Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.

Кондак 5

Яко лучезарную звезду, в пределах Владимирских явленную, узре князь Андрей пресветлый образ Твой, Владычице, и в явлении сем уразумев знамение велия попечения Божия о месте явления Твоего, даде ему имя “Боголюбивое”. О Царице и Владычице! Освети и нас светом Твоим Небесным, сохраняющи нас под кровом Твоим благим, услыши всеумиленныя молитвы восхваляющих Тя и воспевающих Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видение чудное Богоматере и святая словеса Ея приемля с радостным трепетом, благоверный князь умиленно со слезами паде на землю и сладостно возблагодари Всевышняго, яко сподобися узрети Тя, Пресвятую Богородицу. Посем ускори церковь заложити, идеже ныне Боголюбивая обитель, именем Твоим красуяся, молится за весь мир пред Пречистым Твоим образом. Созерцающе в таковом событии знамение благодати, дерзаем воспевати сице:

Радуйся, Милостивая, яко устроила еси тихое пристанище ищущим спасения;

Радуйся, Пресветлая, яко свет подаваеши всем хотящим жити в преподобии, и тем показуеши правыя стези к Царствию Небесному.

Радуйся, Теплая Ходатаице о живущих в обителех Твоих, милость Свою выну им обещавшая;

Радуйся, яко в трудех иноческих им всегда помогаеши и к трудолюбию поощряеши.

Радуйся, яко в келлиях монашеских на молитву вразумляеши и к добродетельному житию ревностно возбуждаеши;

Радуйся. Хранительнице дивная обителей святых, яко Твоею благодатною силою оныя зиждятся и преуспевают в благочестии.

Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надежде и Прибежище наше.

Кондак 6

Проповедует вся земля Российская богатая милости Твоя, Владычице, и дивное благодатное князя Андрея вразумление. Сему последуя, благоверный князь повеле образ написати тем подобием, яко же ему явися Пречистая, и, обрет святую икону, поклонися, радостно со слезами благодаря Бога и скорую нашу Помощницу, взывая: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия благодать неизреченная от цельбоносныя иконы Твоея, Пресвятая и Боголюбивая Мати. Слышим и видим величие чудес, от нея бываемое, со удивлением взираем на сию икону, яко на Пресветлое лице Самой Пречистой Девы. О Госпоже, Царице и Владычице! Ты выну воздвизаеши руце Твои на моление за нас пред Сыном Твоим, не презри и вопиющих Ти похвальная сия:

Радуйся, во утешение нам даровавшая образ Твой чудотворный;

Радуйся, новую милость и новую благодать сим в Церкви являющая и тем путь спасения показующая.

Радуйся, Покровительнице наша, от бед нас спасающая и в скорбех быстрое облегчение нам посылающая;

Радуйся, сострадательнейшая к болезнем нашим, скорую помощь нам подающая.

Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.

Кондак 7

Хотя благоверный князь достойно почтити пресвятую волю Твою, Владычице, собра архиереи, священники и людей множество, да ублажат Тя хвалебно собором. О, чуднаго торжества! О, премудрости судеб Твоих, Владычице! Преславно преносится чудотворная Твоя икона в дивный храм всечестнаго Рождества Твоего. Чудодействием прославляется церковь Твоя, о Госпоже Богородице, и вси предстоящии, радости и умиления исполнении, преклоньше колена, целуют Твой пречистый образ и взывают: О, Мати Боголюбивая, осени всесильною Твоею десницею и нас, воспевающих Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Дивна дела Твоя, Владычице! Вси людие, здравии и болящии, богатии и нищии, вси прибегаем к Тебе, сострадательнейшей Матери нашей; не отрини нас от лица Твоего, буди милостива к нам, недостойным рабом Твоим, во всех путех жизни нашея, защити и помилуй от всея души любовию вопиющих Тебе таковая:

Радуйся, ненадеющихся надеяние и печальных утешение;

Радуйся, о скорбящих попечение и бедствующим помоще.

Радуйся, алчущих кормительнице и нищих одеяние;

Радуйся, убогих заступнице и болящих исцеление.

Радуйся, старцев покровительнице и юных воспитательнице;

Радуйся, враждующих примирение и обидимых защитнице.

Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.

Кондак 8

Дивное чудо пронесения преславныя иконы Твоея, Владычице, торжественно вси чествуем и ежегодно в сей светлый праздник благодарно воспоминаем вся неизчетная благодеяния чудес, Тобою, Пречистая, от иконы дивно источаемых; и тебе, угодниче Божий Леонтие, в помощь призываем, чтуще с любовию честную память твою, да молитвами твоими сподобимся у Пречистыя обрести благодать, еще непрестанно воспевати Господу. Аллилуиа.

Икос 8

Все величие чудес Твоих, Пречистая, несть исчислити возможно, егда безбожный царь Батый, разоряя грады и веси и храмы сожигая, со многою ратию приблизися и ко святей обители Твоей, Пречистая, вниде в церковь и, обрет чудотворную икону, дерзостно положи руку на драгия ризы. Храм со всем богатством огню предаде, точию един образ Твой, Владычице, цел обретеся и ничимже поврежден бысть. О, велие чудо! О, коль дивны знамения у благодати являеши нам, Пречистая! Кто не ублажит Тя? Кто не воспоет Твоя славная чудеса? И мы, грешнии, со умилением взирающе на святую икону Твою, толь чудесно от погибельнаго пламене сохранившуюся, со слезами взываем сице:

Радуйся, яко Купина, огнем горевшая и неопальна пребывшая;

Радуйся, яко благодать Тебе дадеся силу огненную угашати.

Радуйся, в годину напастей и испытаний оставившая нам святую икону Свою во утешение;

Радуйся, яко благостынею Своею угашаеши в нас огнь нечестия пламенем огня Божественнаго.

Радуйся, прославившая чудесы икону Твою;

Радуйся, яко молитвою и целованием иконы Твоея вси мы приемлем благодатное утешение.

Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.

Кондак 9

Все упование возлагаем на Твою благость, Пресвятая Владычице! Милосердию Твоему несть конца, величие же Твое кто исповесть? Предстоящи с мольбою у Престола Всевышняго, коль многое множество чудес являла еси нам, Пречистая, коль дивно спасла еси славный град Москву от грознаго врага Тамерлана, коль чудно объят его великий страх пришествием Твоим в матерь русских градов и понуди абие отступити со всем воинством. Не умолчим никогда, Заступнице наша преславная, о всех Твоих благодеяниих, да не будет под спудом свет чудес Твоих, и ныне, предстояще пред Пречистым Твоим образом и молящеся умиленною душею и сокрушенным сердцем, взываем Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Ветия многовещанныя не довлеют по достоянию воспети хвалу и благодарение Пречистей, како царственный град сохрани от татарских полчищ. Егда вся рать вражия отступаше от предел Московских, царь Иоанн со скорбию и слезами отпусти чудотворный образ Твой, Боголюбивая Владычице, в избранную обитель Твою, идеже со умилением и радостию неизреченною сретоша его людие, и от мала до велика, вси, преклоньше колена, ублажаху Тя, Пречистая. И мы сея радости мысленно причащающеся, Царице Небесней вопием благодарне:

Радуйся, премилосердая Утешительнице наша, святую икону дати нам изволившая;

Радуйся, от нашествия врагов иноплеменных нас дивно спасшая.

Радуйся, несокрушимый щите царей наших и отечества благонадежное утверждение.

Радуйся, воинства, крепкая защито, от меча вражия сохраняющая;

Радуйся, от разорения, плена и лютыя смерти святою десницею Твоею всех уповающих на Тя избавляющая.

Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.

Кондак 10

Спасти хотя свою душу, благочестивый царь Феодор, любовию Божественною разжигаем, добре подвизася, пребывая в посте и в молитве, и, вельми любяще Боголюбивую обитель, часто ю посещаше: единожды же с теплою молитвою пред чудотворною Твоею иконою, Боголюбивая Мати, от усердия своего в дар Тебе принесе носимый на персех своих честный крест, каменьми драгими украшенный. Взирающе на сие дивное украшение иконы Твоея, о Пречистая, радуемся вси духовно о сем, како Тя, Царицу и Владычицу, славят и чтут вси вернии, и молящеся вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси Ты, ограждающая ны от всяких болезней, Пресвятая Богородице, егда со умиленною молитвою призываем в помощь нашу Твое Матернее милосердие. Аще бо Ты не бы предстояла, Боголюбивая Мати, молящи о нас, кто бы нас избавил от смертоносных ран и язв всегубительных! Со умилением созерцаем, како на пути благодатнаго шествия Твоего вси болящии чудесно исцеляхуся и струпи на телесех во мгновение ока врачевахуся. Темже и мы, припадающе к цельбоносней иконе Твоей, молим Тя, Владычице: не остави ны милостию Твоею пребогатою, избави ны от всяких болезней, наипаче же от смертоносныя язвы и пагубы. О Пресвятая Богородице! Благопоспешно спаси нас и помилуй с верою и любовию вопиющих Ти из глубины души:

Радуйся, страны нашея православныя дивная Покровительнице, многажды от бед и напастей ю избавлявшая;

Радуйся, страдальцев благодатным утешением венчающая и расслабленным скорое восставление дающая.

Радуйся, слепым прозрение и хромым от недуга их дивное избавление даровавшая;

Радуйся, пораженных различными недугами и болезнями чудесно исцеляющая.

Радуйся, скорбящих родителей в лишении чад их утешающая благодатною Твоею помощию;

Радуйся, Целительнице наша в страданиях телесных и благая Утешительнице в печалех наших душевных.

Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.

Кондак 11

Пение благодарственное всеумиленно приносит Тебе, Боголюбивая Мати, вся страна Российская за чудное избавление от смертоносныя язвы, толь гибельно ю поразившия. Светлии дни дивных исцелений начертаны на сердцах верующих, и моления теплыя возносятся ежегодно в память сего радостнаго торжества, егда святая икона Твоя, Владычице, с пении духовными приносится в славный град Владимир. Красуйся и ликуй, благословенный граде! Торжествуйте, правовернии, зряще несомую икону Владычицы, источающую неисчетныя исцеления всем притекающим к ней с верою и любовию! Преклоняем и мы колена пред Тобою, Пресвятая Богородице, величаем Тя и молим: приими милостивно и от нас жертву хвалы и прославления, приносимую Тебе от недостойных раб Твоих, вопиющих Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарную икону Твою, Боголюбивая Мати, с благоговением зрим в Божественных храмах Твоих, радующеся. Кто не прибегал к Тебе, Владычице? Кто не покланялся, кто не лобызал Твоя Пречистыя стопы? Кто не умолял Тя, Заступницу нашу? О Пресвятая Дево, приими веру и усердие наше, направи путь наш на стези истины, умоли Господа и Сына Твоего, да спасет нас, имиже весть судьбами, да не погибнем в нераскаянии о наших грехопадениях, и услыши моления к Тебе взывающих:

Радуйся, Благодатная, всеми добродетельми преукрашенная, Своею благодатию нас не оставляющая;

Радуйся, Хранительнице наша, в час смертный тьму вражию отгоняющая и по смерти нас упокоевающая.

Радуйся, милостивая, милость Свою нам являющая в день испытания, воньже открыются дела наша, добрая же и злая;

Радуйся, Милосердая, заступление нам посылающая и тем в будущем вечныя радости сподобляющая.

Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.

Кондак 12

Благодатию Божественною осеняема, святаго Иоанна Предтечу с лики архангел зрим стоящия окрест Пречистыя Матере Боголюбивыя: вкупе же ублажаем и тя, угодниче Божий, помози нам, немощным, имети веру непоколебиму, ум чист, силы и произволение освящати души наша постом и молитвою и выну полагати хранение устом нашим, да молитвами Владычицы и твоими сподобимся достойно воспети Богу нашему: Аллилуиа.

Читайте также:  Акафист и молитва святому преподобному Даниилу Столпнику: текст, для чего читают

Икос 12

Поюще неисчетная знамения и чудеса Твоя, Пресвятая Богородице, умиленно припадаем к пречистому образу Твоему, Боголюбивая Мати лобызающе его со страхом и трепетом, хвалим Тя яко неисчерпаемый источник благодати и молим: буди Ходатаица о нас, воздвигни руце к Сыну Твоему, да выну в жизни сей и в будущей милосердие Его неотступно будет с нами, взывающими Тебе:

Радуйся, Присноблаженная, паче земнородных ведущая блаженство пребывати с Богом;

Радуйся, и нас участники сего блаженства соделывающая.

Радуйся, Пренепорочная Дево, всецело стяжавшая чистоту, смирение и непорочность;

Радуйся, дарующая нам благая сия, да будем угодны Тебе и Богу.

Радуйся, Всемилостивая Царице, простирающая на нас, грешных, милость Свою во всякое время живота нашего;

Радуйся, чадолюбивая Мати, дарующая нам Свое Матернее заступление в час смерти.

Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.

Кондак 13

О Мати Боголюбивая, Царице Небесная, Всемощная наша предстательнице! Малыя сия услышавши смиренныя мольбы наша, призри на ны милостивым Твоим оком; буди нам скорая Заступница в день кончины нашея и в час смертный явися нам Сама, Пречистая, простирающи руку помощи, отгоняющи духов злобы, ищущих поглотити душу нашу при разлучении от тела, и сподоби нас в будущей жизни в веселии и радовании возвеличити и прославити Тя, яко Преблагую Покровительницу нашу, да спасеннии Тобою в бесконечней веце вопием Богу: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1

Икона Божией Матери “Боголюбская”

Сведения об иконе Божией Матери «Боголюбская»

Празднование совершается 18 июня/1 июля

В 1157 году святой благоверный великий князь суздальский Андрей Юрьевич (Георгиевич) Долгорукий, один из первых собирателей и строителей Российской земли, нареченный за благочестие Боголюбским, покинул Вышгород (в окрестностях Киева, раздираемого в то время княжескими междоусобицами и народными волнениями, страдающего от нападений половцев) и направился на свою родину, в Ростово-Суздальскую землю. Там, на русском Севере, его трудами было заложено основание Святой Руси — будущего Православного Московского царства.

Святому князю Андрею сопутствовала чудотворная икона Божией Матери, написанная, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой, нареченная впоследствии Владимирской и ставшая покровительницей всей Российской земли. 18 июня примерно в десяти верстах от Владимира повозка с иконой внезапно остановилась без видимых причин, и лошади не могли сдвинуть ее с места. Святой князь Андрей приказал совершить молебное пение в честь Божией Матери перед Ее чудотворной иконой, потом молился уединенно в шатре. Во время усердной молитвы ему явилась Сама Царица Небесная и повелела чудотворную икону поставить во Владимире, а на сем месте устроить храм и монастырь в честь Ее Рождества. Помолившись явившемуся Сыну Своему о месте сем и о всей Российской земле, Она сделалась невидимой.

Вдохновленный явлением Богоматери, святой князь Андрей повелел написать на кипарисовой доске икону Божией Матери, изобразив Пречистую Деву такою, как Она явилась ему, и на сем месте богоугодном, полюбившемся Небесной Владычице, построить белокаменную церковь Рождества Богородицы и основать монастырь, названный вместе с возникшим рядом городом Боголюбивым. На иконе Богоматерь изображена стоящею с поднятыми в молитве руками и ликом, обращенным к явившемуся Ей Господу Иисусу Христу. В правой руке Богородица держит хартию с Ее молитвой к Сыну Своему: да благословит Он место сие, Ею избранное. Над образом Пречистой Девы помещены клейма пяти икон, сопутствовавших святому князю Андрею в путешествии из Вышгорода в Ростово-Суздальскую землю: Спасителя, Божией Матери (Владимирской Ее иконы), святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Архангелов Михаила и Гавриила. Новонаписанная икона была торжественно перенесена в воздвигнутый храм Рождества Пречистой Богородицы и названа Боголюбивою, или Боголюбскою.Эта икона девять лет находилась рядом с Владимирской иконой Божией Матери (позднее перенесенной во Владимир, а затем в Москву). Во время монголо-татарского нашествия хана Батыя (1237-1240) храм в честь Рождества Богородицы был сожжен, один только Боголюбский образ Божией Матери по воле Божией чудесно сохранился в огне невредимым. Когда в 1395 году на Русь обрушилось стремительное нашествие Тамерлана и никакие земные усилия не могли спасти российские княжества от полного разорения, «Матерь градов русских», Пречистая Богородица явилась в видении грозному завоевателю и приказала ему покинуть Русскую землю. Сохранилась память о том, что в 1432 году великий князь Московский Василий Васильевич Темный (1425-1462) поставил список Боголюбской иконы в Сретенском храме своего дворца, а благочестивый царь Феодор Алексеевич Романов (1676-1682) часто посещал Боголюбивую обитель и в 1680 году приложил к чудотворной иконе свой золотой крест, украшенный драгоценными камнями.

Особенно прославилась Боголюбская икона чудесами исцеления и предохранения от губительных эпидемий чумы и холеры. В1771 году во Владимире свирепствовала чума, и по просьбе жителей чудотворную икону 22 октября с крестным ходом, в сопровождении множества народа внесли в город и обнесли ее кругом, после чего мор совершенно прекратился. С этого времени в память чудесного избавления от чумы было установлено ежегодно совершать крестный ход с Боголюбской иконой во Владимирский Успенский собор 21 мая, после чего в течение 26 дней ее носили по домам, три раза обносили вокруг города, и 16 июня, накануне празднования в ее честь, с крестным ходом икона торжественно возвращалась в Боголюбов монастырь.

Глубокое почитание чудотворной Боголюбской иконы народом российским засвидетельствовано написанием множества копий с нее, воспринявших благодатную силу древнего образа. Прекращением смертоносных эпидемий, особенно чумы и холеры, и исцелениями прославились Угличский в 1654 году, Московский, Тульский, Козловский и Елатемский в 1771 году, Зимаровский и Юрьевский в 1771 и 1848 годах, Усманский в 1831 году, Тарусский в 1848 и 1870 годах и другие списки древней чудотворной иконы.

Празднование Боголюбской иконы было установлено святым благоверным великим князем Андреем Боголюбским 18 июня.

Сейчас Боголюбская икона находится в Успенском Княгинином монастыре города Владимира.

Икона Божией Матери Боголюбская

Празднование 18 июня / 1 июля

Дева днесь предстоит Сыну, руце Свои к Нему простирающи, святый князь Андрей радуется, и с ним Российская страна торжествует, нас бо ради молит Богородица Превечного Бога.

Кондак Пресвятой Богородице
в честь иконы Ее Боголюбской

Написан этот образ в 1157 году. Примечательно, что целых девять лет пребывал он при княжьем дворе, в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове, рядом с другой великой чудотворной иконой, впоследствии поименованной Владимирской, пока ту не перенесли в Успенский собор града Владимира (а оттуда в 1395 году – в Москву). Тем самым Боголюбская – одна из первых икон, написанных русскими мастерами, – словно бы переняла благодатную силу соседствовавшего с нею прижизненного (письма апостола Луки) образа Пречистой, став своего рода хранителем первых шагов церковной и государственной самостоятельности Северо-Восточной Руси.

Еще в 1155 году святой благоверный князь Андрей Боголюбский покинул киевский Вышгород, чтобы перенести в свой удел и утвердить великокняжеский престол на суздальских землях; взял он с собою и чудотворный образ Царицы Небесной. Когда князь подъехал к Владимиру на расстояние семи верст, кони, везшие повозку с чудотворной, замерли как вкопанные. Благочестивый князь узрел в этом знамение и дал обет устроить на том месте обитель во имя Пречистой. Помолившись, он был удостоен видения Богородицы, в правой руке державшей свиток, а левую простершей к Сыну Своему.

Такой и изобразили княжеские мастера Богоматерь на иконе, написанной в память об этом событии (происшедшем 18 июня по старому стилю) и установленной в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове. Название для этого пригородного дворца (впоследствии вокруг него разрастется и предместье Владимира) избрал сам князь, узревший, что «Матерь Божия возлюбила место сие».

Половцы и татары не раз разоряли эту обитель, но Пречистая всегда оставалась верною Защитницею принятого Ею под Свой Матерний покров монастыря, и слава его, и внешнее благосостояние век от века росли.

В XV веке великий князь Василий Темный повелел поставить список с чудотворной в дворцовую Сретенскую церковь Московского Кремля. А богомольный царь Федор Алексеевич в 1680 году украсил первый образ Боголюбской золотым крестом.

На позднейших списках с чудотворной часто изображают еще и встающие от земли очертания самого монастыря с фигурой склонившегося перед Пречистой князя Андрея, вошедшего в историю с тем же именем, что и основанная им в Боголюбове обитель.

В 1915 году замечательный русский византолог Н.П. Кондаков (1844-1925) сетовал, что Боголюбская, этот «драгоценный по строгости общего типа памятник», клонится, «к сожалению, к окончательному разрушению».

Поэтому еще в 1918 году в самом Боголюбове были предприняты первые пробные раскрытия иконы. По сделанным тогда фотоснимкам (в цвете) видно, что раньше сохранность иконы была намного лучше. Дело в том, что после 1918-го реставраторы Владимире-Суздальского музея не раз пропитывали ветшавшую доску иконы (липовую, из трех частей) парафином, что к середине XX века привело к резкому ухудшению ее состояния. Поэтому в 1956 году Боголюбская была передана из Владимиро-Суздальского музея реставраторам Центральных реставрационных мастерских (ныне Всероссийский реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря).

Восемь лет, с 1963-го по 1971-и, реставратор М.В. Романова снимала парафин четыреххлористым углеродом. С 1965-го по 1968-й она постепенно раскрывала живопись по бокам, снимая многослойные (от XIX до конца XIII века) записи; только к 1970 г. удалось дойти до первоначальной надписи на свитке, причем оказалось, что и сам свиток этот, и изображение Спаса в правом верхнем углу дописаны не ранее XIII века, а текст надписи («Владыко Многомилостиве, Господи Иисусе Христе, услыши молитву мою…») уже в XVIII столетии; изначально их не было.

Хитон (нижнее одеяние) Богородицы – зеленовато-серого цвета, мафорий (плащ, покрывающий и Ее главу) – коричневый, тени на нем написаны сажей, а освещенные места выделены яркой киноварью. На челе и плече Пречистой сохранились отверстия для накладных звезд из драгоценного металла, некогда украшавших мафорий; вероятнее всего, таким же был изначально венец вокруг Ее главы.

Сверху написаны Спас, Богородица, Иоанн Предтеча, Архангелы Михаил и Гавриил – в этом предание видит изображение личных моленных икон князя Андрея Боголюбского.

Семь лет (1971-1976) ушло у М.В. Романовой на то, чтобы тонировать утраченные места. Еще в процессе реставрации Боголюбская икона впервые за несколько десятилетий была показана на выставке (1974) в Третьяковской галерее: там можно было узреть, пусть и «хрупкое», видение изначального ее облика, подлинную икону, а не репродукции с фотопластинок 1918 года, единственно доступные нескольким поколениям искусствоведов.

Из московских списков наиболее чтимым был образ над Варварскими воротами Китай-города. На нем помимо Пречистой изображены молящиеся московские святители и блаженные, и сам этот особый извод, в XVII столетии известный как «Моление о народе», был святыней собственно московской, охранявшей жителей белокаменной столицы.

Ко дню празднования Боголюбской, то есть к 18 июня по старому стилю, перед этим образом служили торжественный молебен, после чего икона спускалась со своего обычного места вниз и на три дня ставилась в специальной шатровой часовне-»палатке». На это время езда через Варварские ворота прекращалась – вся площадь заполнялась богомольцами, желавшими приложиться к чудотворной. Именно здесь в 1771 году зародился знаменитый «Чумной бунт» после того, как архиепископ Московский Амвросий (Зертис-Каменский) запретил страждущим москвичам искать у Боголюбской исцеления от чумы. Шатровую часовню XIX века снесли в 1928 году, спустя пять лет та же участь постигла и сами древние Варварские ворота – ныне лишь основание их можно видеть в близлежащем подземном переходе. Сам чудотворный список пребывает ныне в Петропавловском храме у Яузских ворот (каждую пятницу ему служится здесь молебен с акафистом), а его «заместительница» (на время, пока образ спускался в часовню) – в Воскресенском храме в Сокольниках (акафист по понедельникам).

В первопрестольной столице Боголюбской иконе Божией Матери был посвящен еще и летний собор Высокопетровского монастыря (усыпальница бояр Нарышкиных); в северной же столице – лишь домовый храм при Александро-Невском приюте – доме призрения бедных духовного звания в конце Невского проспекта.

Чудотворные списки с Боголюбской имелись в Калужской губернии в селе Юрьевское Боровского уезда (эта икона в середине XIX столетия избавила от холеры города Боровск и Малоярославец) и в Тарусе (прославилась в 1848 году); в Рязанской губернии в селе Зимарово близ Раненбурга (прославилась также в 1848 году); в Тамбовской губернии в городах Козлов и Ела-тьма (прославились в 1771 и 1831 годах), в Ярославской губернии в угличском храме во имя царевича Димитрия (прославилась в 1654 году). Все они принесли чудесное прекращение моровых язв и поветрий; это стало отличительной особенностью благодатного воздействия всех списков с Боголюбской.

Читайте также:  Акафист блаженной Евфросинии Колюпановской, великой княгине Московской: текст, для чего читают

В ее честь были устроены обители: мужская «Киновия», приписная к Троице-Сергиевой лавре (на полуострове близ Гефсиманского скита); женские в губерниях Пермской (в селе Сарсы-Вторые Красноуфимского уезда) и Костромской (в лесных дебрях под городом Макарьевом).

Возобновленная к началу 1990-х, Боголюбская обитель под Владимиром сохранила все свои храмы, включая древнейший Рождественский, соборный Боголюбский (где у правого столпа пребывала чудотворная) и приписной к монастырю, всемирно знаменитый храм Покрова Богородицы на Нерли.

Образа Боголюбской пребывает ныне в специальном «климатическом киоте» в местном ряду собора Успенского Княгинина монастыря во Владимире.

Боголюбивая Царице, Неискусомужная Дево, Богородице Марие! Моли за ны Тебе Возлюбившаго и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, подати нам оставление прегрешений, мирови мир, земли плодов изобилие, пастырем святыню и всему человеческому роду спасение. Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи и от междуусобныя брани сохрани. О Мати Боголюбивая Дево! О Царице Всепетая! Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, от видимых и невидимых враг защити и спаси души наша.

О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на люди сия, предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей тёплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас. О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем люте. О Всемилостивая, Боголюбивая Мати! Со упованием твёрдым возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву: не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.

Боголюбская икона Божией Матери — история, значение и в чем помогает

Боголюбская икона Божией Матери принадлежит к тем немногим русским образам домонгольского периода, которые дошли до наших дней. Образ Богородицы «Боголюбская» является одной из первых икон, созданных русскими мастерами под влиянием византийской школы иконописи.

История иконы

История иконы начинается в XII веке, когда благочестивый князь Андрей Суздальский направлялся со своим двором из Вышгорода к себе на родину. С собой он взял чудотворный, написанный по преданиям Евангелистом Лукой, образ Богородицы «Владимирская». Не доехав десяти верст до Владимира, повозка, в которой находился киот с иконой, прекратила движение, кони замерли, и ничто не могло сдвинуть их с места.

Князь распорядился впрячь других лошадей, но и они не могли идти дальше, как будто их держала в этом месте какая-то сила. Великий князь провел много времени в уединенной молитве перед чудотворным образом Богородицы. Во время молитвы явилась ему Сама Матерь Божья и наказала князю чудотворную Ее икону отвезти во Владимир, а на этом месте заложить монастырь.

Благочестивый князь дал обет Богородице и, не откладывая, заложил на месте чудесной остановки Храм в честь Ее Рождества, а затем здесь был основан монастырь. После этого князь созвал лучших иконописцев, каких только смог найти, и они изобразили Богородицу такой, какой она явилась князю: в полный рост, со свитком в правой руке и обращающая лик свой к Иисусу Спасителю.

Как только строительство церкви завершилось, благочестивый князь перенес туда явленный, новонаписанный образ. Тогда же была установлена дата ежегодного поминовения 18 июня, день явления ему Божией Матери. Вокруг этого места со временем образовались монастырь и город, названный Боголюбовом, а сам великий князь с того времени именовался Боголюбским.

Видео: История Возвращения образа Божией Матери «Боголюбской»

Иконография

По своему иконографическому типу Боголюбский образ Божией Матери суть константинопольская икона Божией Матери «Агиосоритисса» (что означает «Заступница): Богородицу изображают на иконе в полный рост, вся ее фигура повернута вправо. Светлый взор Божией Матери стремится вверх, к Спасителю, изображенному в правом верхнем углу. На более поздних списках с «Боголюбской» иконы можно было увидеть склонившегося перед Божией Матерью святого князя Андрея.

Средневизантийские изображения на печатях дают возможность предположить, что изначально Богородица изображалась в молитве перед десницей благословляющего ее Иисуса Христа.

Размеры иконы Боголюбской Божией Матери выдают в ней предалтарный, возможно парный с утраченной иконой Иисуса Христа, образ церкви Рождества Богородицы.

Очевидно сходство Богородицы «Боголюбской» с изображением «Агиосоритиссы» на мозаиках в церкви Сан-Никола-дель-Гречи, с изображением Богоматери «Оранта» на фресках собора Спасо-Преображенского Мирожского мужского монастыря в городе Псков.

В ходе недавней реставрации выяснилось, что первоначально образ Богородицы «Боголюбская» был ярким и красочным. Хитон Богородицы зеленого оттенка и темно-красное покрывало — мафорий выразительно смотрелись на холодноватом светло-серебристом фоне. Изначально вокруг главы Богородицы был венец из драгоценных металлов. Лучезарные очи Богоматери были ярко-голубого цвета.

Совершенные чудеса через образ Богородицы «Боголюбская»

Сам образ Божией Матери «Боголюбская» считается чудотворным, поскольку он был написан во исполнение воли Самой Пресвятой Богородицы и прославился чудесами, происходившими по молитвам пред ним. Списки с «Боголюбской», признанные чудотворными, были во многих губерниях: Калужской, Рязанской, Тамбовской и других. По молитвам людей перед чудотворным образом Боголюбской Божией Матери прекращались губительные эпидемии чумы, которые

В конце XVIII века в городе Владимире началась эпидемия чумы. Не в человеческих силах было остановить ее, оставалось уповать только на помощь Богородицы. По просьбе духовенства древнюю святыню внесли в город, к ней в отчаянии приходили люди, не опасаясь заразиться чумой в большой толпе. По молитвам горожан распространение эпидемии и мор прекратились. Как напоминание о чудесном избавлении от эпидемии, чудотворный образ ежегодно приносят из Боголюбова в древний город Владимир.

Помогала икона и при страшных, смертоносных эпидемиях холеры. При чем, известно о чудесных избавлениях от эпидемий холеры и при слезных молитвах перед списками чудотворной иконы.

О чем молятся «Боголюбской» иконе

Перед чудотворным образом Богородицы молятся о защите мира и земли от смертельно опасных эпидемий и неизлечимых болезней, от стихийных паводков, от голода, мора, нищеты, засухи, сильных морозов.

Просят у Богородицы также защиты от врагов, внешних и внутренних, от гражданский войн и распрей. Матери перед иконой молятся о своих детях, оказавшихся вдали, обучающихся в другой стране или путешествующих.

Видео: Акафист «Боголюбской» иконе Божией Матери

Боголюбская икона Божьей матери

Среди немногих икон, дошедших до нас с домонгольского периода, Боголюбская икона Божьей Матери является одной из наиболее значимых.

История иконы

История Боголюбской иконы связана с настоящим чудом, произошедшим в 1157 году, когда князь Андрей Долгорукий отправился из Вышгорода в Суздаль для утверждения там великокняжеского престола. Князь славился своим благочестием; при нем находилось несколько очень почитаемых икон, в том числе и чудотворная икона Божией Матери, получившая впоследствии название Владимирской.

18 июня (1 июля по новому стилю) неподалеку от города Владимира телега, на которой везли икону, вдруг встала, и сдвинуть ее с места не удавалось никакими усилиями. Когда же князь уединился в походном шатре, чтобы помолиться, ему явилась сама Матерь Божия и наказала поместить Свою чудотворную икону, которую он вез, во Владимире, а на том месте, где случилась остановка, возвести церковь и основать обитель. Князь же повелел написать икону Богоматери, какой увидел Ее явление.

Через два года Боголюбская икона Божьей матери, как ее стали называть, была с торжественным молебствием внесена в храм, воздвигнутый по повелению Богоматери. Когда во времена монгольского нашествия храм был сожжен, уцелела лишь икона «Богоматерь Боголюбская». Впоследствии она не раз защищала монастырь, и после вражеского разорения он восстанавливался и приобретал еще большую славу.

Наибольшую известность приобрела Боголюбивая икона Божией Матери, когда в 1771 году разразилась эпидемия чумы, но благодаря иконе она не коснулась ни монастыря, ни близлежащего села Боголюбово. Когда же икону перенесли во Владимир, то эпидемия там чудодейственным образом прекратилась.

Описание иконы

Подлинная Боголюбская икона дошла до нас в катастрофическом состоянии: очень плохая сохранность, многочисленные последующие наслоения не позволяли увидеть ее первоначальный облик, и лишь благодаря реставраторам мы имеем представление о том, какой красочной она была. Особенность этой иконы в том, что, в отличие от византийских образцов, лик Богородицы более соответствует славянским представлениям об идеале красоты. Это подчеркивает более яркий румянец на Ее щеках и ярко-голубые, а не карие глаза.

На Боголюбской иконе Богоматерь изображена по описанию самого князя: Она стоит в полный рост, Ее лик и руки, воздетые в молитве, обращены к Иисусу, образ Которого помещен в правом углу вверху. В правой руке Богоматери свиток с молитвой, а над Ее главой – клейма с пятью иконами, которые князь вез с собой.

По иконографическому типу Боголюбская икона относится к Агиосоритиссе (Заступнице, Просительнице) и считается «обетной» иконой.

Нередко списки с нее писались «по обету», и тогда внизу мог быть изображен заказчик списка, припадающий к стопам Богоматери. Широко распространен также список с коленопреклоненным князем Андреем Боголюбским.

Иногда на списках иконы изображали целую группу святых и угодников, преклонившихся перед Матерью Божией и возносящих Ей молитву, а наверху – Иисуса Христа, благословляющего Свою Матерь – Царицу Небесную (это подчеркивает царский венец на Ее главе). В храмах подобные изображения Богоматери Агиосоритиссы служат обычно парными образу Христа Милосердного.

В чем помогает Боголюбская икона Божией Матери

За свою долгую историю Боголюбская икона Божией Матери приобрела славу чудотворной – она помогает в защите от эпидемий и различных болезней, но ее значение не только в этом, но и в защите от разного рода стихийных бедствий (пожаров, наводнений, засухи, голода и пр.).

К ее помощи прибегают также, если возникают внутригосударственные или межнациональные конфликты.

О чем молятся Боголюбской иконе Божией Матери

Перед чудотворной Боголюбской иконе Божией Матери молятся о защите от эпидемий, об исцелении от болезней. Матери молятся о здоровье и благополучии своих детей, особенно если они находятся вдали от родины, а отправляющиеся в путешествие – о том, чтобы дорога была удачной. Именинники, день рождения которых приходится на 1 июля, день почитания Боголюбской иконы, молятся ей о защите и покровительстве.

Празднование 18 июня (1 июля по н. ст.).

Молитва перед иконой

О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на люди сия, предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей тёплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасёт и помилует нас. О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем люте. О Всемилостивая, Боголюбивая Мати! Со упованием твёрдым возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву: не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.

Ссылка на основную публикацию